Производственная преддипломная практика
опыты и эксперименты

Маргулистова Александра Алексеевна

Целью практики является формирование опыта осуществления научно-исследовательской деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dnevnik_po_preddipl_novyy.docx226.22 КБ

Предварительный просмотр:

Производственная преддипломная практика                 

Целью практики является формирование опыта осуществления научно-исследовательской деятельности.

В результате прохождения практики обучающийся должен:

ЗНАТЬ:

  • основные научные категории психологии;
  • теоретические основы психолого-педагогических исследований;

УМЕТЬ:

  • определять комплекс методов в соответствии с задачами и темой предстоящего исследования;
  • определять методологический аппарат предстоящего исследования;
  • анализировать учебно-методическую документацию;
  • проектировать программу (проект) экспериментального исследования;
  • планировать, организовать самостоятельный исследовательский процесс;

ВЛАДЕТЬ:

  • навыками анализа научно-исследовательской деятельности;
  • научным стилем речи;
  • навыками работы с библиографическими и интернет ресурсами;
  • методикой проведения эксперимента.

Место и время проведения учебной практики.

Тип практики

Курс, семестр

Сроки проведения практики

Базы проведения практики

Учебная (преддипломная) практика

IV/8

2 недели

Муниципальная общеобразовательная средняя школа №1 г.Маркса, начальные классы


ДНЕВНИК ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ

Неделя

Виды работ, выполняемые студентом практикантом

(проведение научно-исследовательской работы)

Отметка о выполнении, заверенная подписью научного руководителя

16.10

 Определение целей и задач предстоящей практики.

 Знакомство с учреждением и его коллективом.

Беседа с психологом о специфике его работы в данном учреждении.

Оформление индивидуального плана прохождения практики.

Знакомство с материальной базой учреждения.

Подбор и изучение литературы.

Выполнено

18.10

Наблюдение за учащимися на уроках.

Обсуждение с психологом посещения уроков.

Изучение личных дел учащихся младших классов.

 Выбор группы исследования.

Выполнено

20.10

Подготовка к проведению исследования уровня развития познавательных процессов учеников младших классов.

Обсуждение с психологом методик проведения исследования.

Выполнено

23.10

Проведение исследования выбранной группы учеников.

Анализ и обобщение результатов исследования.

Проведение социометрического исследования группы учеников.

Выполнено

25.10

Анализ и обобщение полученных результатов.

Изучение личных дел учащихся средних классов.

 Выбор объекта исследования.

 Обсуждение с психологом методик проведения исследования.

Выполнено

26.10

Индивидуальная беседа с учащимися.

Подготовка к проведению исследования личности.

Проведение исследования выбранного объекта.

Анализ и обобщение результатов исследования.

Изучение личных дел учащихся исследуемой группы (старших классов).

Выполнено

27.10

Подготовка к проведению исследования.

Проведение исследования учащихся начальных  классов с целью выявления внутрисемейного влияния на обучение в школе

Выполнено

30.10

Анализ и обобщение результатов.

Оформление документации по пройденной практике.

Подготовка и написание отчёта по практике.

Выполнено

Содержание дипломной работы:

Введение

Глава 1. Теоретические основы взаимодействия семьи и школы в воспитании учащихся начальных классов

  1. Воспитательный потенциал семьи и школы  как основных институтов социализации и формирования личности ребенка младшего школьного возраста
  2. Виды и формы взаимодействия семьи и школы в воспитании учащихся начальных классов
  3. Педагогические условия организации взаимодействия учителя начальных классов и родителей в воспитании младших

школьников

Глава 2. Экспериментальное исследование взаимодействия семьи и школы в воспитании учащихся начальных классов

2.1. Цель и содержание констатирующего этапа исследования

2.2. Экспериментальная программа взаимодействия семья и школы в воспитании учащихся начальных классов

2.2. Анализ результатов исследования

Заключение

Список  литературы

Приложения

Ориентировочный этап                                                                

Тема дипломной работы

Взаимосвязь школы и семьи в воспитании учащихся начальных классов.

 

Объект

процесс совместной работы семьи и школы в воспитании детей младшего школьного возраста

Предмет

формы и методы взаимосвязи школы и семьи в системе воспитания учащихся начальных классов.

Цель

заключается в теоретическом обосновании сотрудничества школы и семьи в системе воспитания младших школьников.

Задачи

1. ​Изучить воспитательный потенциал семьи и школы как основных институтов социализации и формирования личности ребенка младшего школьного возраста.

2.​ Определить виды и формы взаимодействия семьи и школы в воспитании учащихся начальных классов.

3.​ Выявить и научно обосновать педагогические условия организации взаимодействия учителя начальных классов и родителей в воспитании младших школьников.

4.​ Разработать и экспериментально апробировать программу взаимодействия семья и школы в воспитании учащихся начальных классов.

Гипотеза

основана на предположении о том, что процесс взаимодействия семьи и школы в воспитании учащихся начальных классов будет эффективным при создании следующих педагогических условий:

согласованность целей семьи и школы в воспитании учащихся; единство требований всех субъектов воспитания;

формирование положительного отношения к взаимодействию участников на фоне благоприятного эмоционального самочувствия;

личностно-ориентированный подход к воспитанию со стороны всех участников взаимодействия (школы, родителей);

повышение педагогической культуры родителей в вопросах воспитания детей;

организация совместной деятельности всех участников воспитательного процесса (школы, родителей, детей);

налаживание информационной связи между школой и семьей.

Методы

  1. анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

  1.  анкета;

  1. ​ тест;

  1.  беседа;

  1.  контрольный, формирующий и констатирующий эксперименты;

  1.  методы математической статистики, качественный и количественный анализ результатов исследования.

Список используемой литературы:

1. Озерова М. О детском рисовании. И: Артемий Лебедев 2013. 320с.

2. Работа с родителями. Практические рекомендации и консультации по воспитанию детей 2-7 лет./ Сост.Е. В. Шитова, - СПб.: Изд-во Питер, 2009. 169с.

3. О. В. Москалюк, Л. В. Погонцева, Педагогика взаимопонимания. Занятия с родителями. Волгоград— М.: ВЛАДОС-ПРЕСС 2014. 123с.

4. Д. Нардоне, А. Сальвини. Магическая коммуникация. М. 2011.160с.

5. Педагогическая диагностика и коррекция в воспитательном процессе: Учебно методическое пособие. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт.гуманит.ун-та, 2011.—243с.

6. Андреева Т.В. Психология семьи. СПБ, 2007

7. Добрицкая, Е. А. Как создать и сохранить счастливую семью / Е.А. Добрицкая, И.Л. Копылов. - М.: Современный литератор, 2014. - 416 c.

8. Кузьмин М.Ю., Конопак И.А. Влияние структуры семьи на идентичность школьника // Известия Иркутсткого государственного университета. Серия «Психология». 2014 Т. 7. С.28–41.

9. Рогач М.С. Психологический анализ сиблинговых отношений в семье с помощью проективной методики «Рисунок семьи» // Актуальные проблемы психологического знания. 2012. № 3. С. 89–94.

10.         Кудренко, Т. В. Специфика ценностных приоритетов семьи в сфере досуга / Т. В. Кудренко // Проблемы и перспективы развития образования: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Пермь, июль 2013 г.). — Пермь: Меркурий, 2013. — С. 149-150. - URL: http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/72/4092 (дата обращения 15.11. 2015).

Понятийный аппарат дипломной работы:

Вопрос воспитания подрастающего поколения является одной из наиболее ключевых задач, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. Особую актуальность данная проблема приобретает в настоящее время, когда наблюдается кризис духовной жизни, отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе, резкие, не всегда продуманные изменения в образовательной системе, нивелирующие многолетний положительный опыт отечественной педагогики, ориентированной на формирование нравственной, всесторонне развитой личности. Воспитание детей - важнейший фактор развития общества. Функция его состоит в передаче от поколения к поколению многостороннего опыта людей, выраженного в общей культуре, науке, искусстве, языке, нравственности, поведении, общественных отношениях.

Воспитание - чрезвычайно сложное явление, имеющее, как минимум, социальный, психологический, педагогический, философский, культурологический, естественно-научный аспекты. Воспитание, по определению Л.И. Новиковой, - это целенаправленное управление процессом развития личности.

Особую актуальность вопросы воспитания приобретают в младшем школьном возрасте, так как именно этот период считается началом становления личности, формированием его духовности, внутреннего мира, обучения нормам общественной жизни.

Основными институтами воспитания младшего школьника являются семья и школа. Однако ни семья, ни школа в отдельности не исчерпывают всего многообразия факторов, влияющих на личность ребёнка. Поэтому процесс воспитания предполагает соединение усилий всех заинтересованных сторон, которое возможно только при организации взаимодействия семья и школы в воспитании детей. При этом взаимодействие семьи и школы понимается как целостный процесс согласования, взаимного влияния и интеграции целей, ценностей и смыслов семейного и школьного воспитания.

В условиях модернизации современной начальной школы можно констатировать наличие проблемы организации взаимодействия школы и семьи в вопросах воспитания. Как отмечает в исследованиях М.Н. Недвецкая, в современных условиях, с одной стороны, выросла потребность во взаимодействии двух ведущих педагогических систем, возрос уровень требований родителей к школе, учителей к родителям, формируется практика привлечения родителей к управлению школой, а с другой стороны, отмечается тенденция коммерциализации образования и, как следствие, формализация взаимодействия учителя с семьей учащегося. Следовательно, необходим поиск новых форм организации взаимодействия семьи и школы в воспитании учащихся начальных классов.

Построение современных моделей эффективного взаимодействия семьи и школы в воспитании младших школьников требует анализа сложившейся социально-педагогической ситуации, имеющегося опыта психолого-педагогической работы с родителями, накопления научно-исследовательских данных и их анализа.

Вопросы воспитания учащихся начальных классов в школе рассмотрены в работах Е.В. Брянцевой,  Е. Н. Степанова, Л.М. Лузиной, А.Я. Данилюк, А.М. Кондакова и др.

Проблемы воспитания детей в семье нашли отражение в работах психологов А.Я. Варги, А.С. Спиваковской, В.В. Столина и педагогов М.И. Буянова, Ю.П.Азарова, Т.А.Куликовой и др.

Проблема взаимодействия семьи и школы рассматривалась такими отечественными учеными-психологами как А.А. Бодалёв, М.О. Ермихина, В.И. Гарбузов, А.В. Петровский, Т.А. Маркова, Г.Г. Филиппова, Р.В. Овчарова и учеными-педагогами В.М. Минияровым, Н.Е.Щурковой, А.Г. Харчевым, О.А. Щекиной и др.

Между тем, в настоящее время, несмотря на определенную разработанность исследуемого вопроса, в теории и практике российского образования возникает объективная необходимость в преодолении противоречий  между имеющимся опытом взаимодействия семьи и школы в
условиях современного начального образования, часто характеризующимся
отчуждением родителей от школы, и необходимым, заданным потребностью общества в построении эффективной модели взаимодействия семьи и школы в воспитании учащихся начальных классов.

Основной этап                                                                                

Краткий анализ проделанной исследовательской работы

После проведения работы по организации взаимодействия семьи и школы в воспитании учащихся начальных классов, нами была проведена повторная диагностика. Как показали результаты контрольного этапа исследования в контрольной группе показатели остались неизменными, в экспериментальной группе наблюдалась положительная динамика (Приложение, табл. 11, 12).

Так, по методике «Какой я родитель?» в экспериментальной группе на контрольном этапе исследования высокий уровень воспитательных возможностей был диагностирован у 3 семей. Родители дали более развернутые ответы по сравнению с первоначальной диагностикой, отметили снижение конфликтных ситуаций в семье. У 11 семей  был выявлен средний уровень воспитательных возможностей. Низкий уровень на контрольном этапе диагностики выявлен не был.

Полученные данные занесены в таблицу 13.

Таблица 13

Результаты диагностики уровней педагогических возможностей родителей в вопросах воспитания ребенка по методике «Какой я родитель?» на контрольном этапе исследования

Уровень развития

Контрольная

группа

Экспериментальная группа

Абс.

%

Абс.

%

Высокий уровень

1

7

3

21

Средний уровень

12

86

11

79

Низкий уровень

1

7

-

-

Динамика показателей экспериментальной группы представлена на диаграмме 1.

Диаграмма 1

Динамика показателей педагогических возможностей родителей в вопросах воспитания ребенка по методике «Какой я родитель?» в экспериментальной группе

Диагностика родителей на знание возрастных и индивидуальных особенностей ребенка младшего школьного возраста и способов взаимодействия с ним, в экспериментальной группе показала, высокий уровень понимания родителями особенностей ребенка младшего школьного возраста можно констатировать в 3 семьях. К среднему уровню знания возрастных и индивидуальных особенностей ребенка младшего школьного возраста и способов взаимодействия с ним были отнесены 11 семей. Низкий уровень по данной методике на контрольном этапе исследования выявлен не был.

Полученные данные занесены в таблицу 14.

Таблица 14

Результаты диагностики уровней знания возрастных и индивидуальных особенностей ребенка младшего школьного возраста и способов взаимодействия с ним по опроснику для родителей А.М. Щетининой на контрольном этапе исследования

Уровень развития

Контрольная

группа

Экспериментальная группа

Абс.

%

Абс.

%

Высокий уровень

1

7

3

21

Средний уровень

11

79

11

79

Низкий уровень

2

14

-

-

Динамика показателей экспериментальной группы представлена на диаграмме 2.

Диаграмма 2

Динамика показателей знания возрастных и индивидуальных особенностей ребенка младшего школьного возраста и способов взаимодействия с ним по опроснику для родителей А.м. Щетининой в экспериментальной группе

По тесту «Какой вы родитель?» на контрольном этапе исследования в экспериментальной группе были получены следующие результаты: к высокому уровню успешности выполнения родителем воспитательной функции, принятия ребенка, характера взаимоотношений в системе «родитель-ребенок» были отнесены 3 семьи. Это свидетельствует о том, что родители и дети доверяют друг другу, уровень конфликтов в семье низкий, царит атмосфера уважения и принятия ребенка. Родители учитывают особенности ребенка в процессе воспитания.  К среднему уровню успешности выполнения родителем воспитательной функции, принятия ребенка, характера взаимоотношений в системе «родитель-ребенок» были отнесены 11 семей. К низкому уровню успешности выполнения родителем воспитательной функции, принятия ребенка, характера взаимоотношений в системе «родитель-ребенок» не было отнесено ни одной семьи на контрольном этапе исследования.

Полученные данные занесены в таблицу 15.

Таблица 15

Результаты диагностики успешности выполнения родителем воспитательной функции, принятия ребенка, характера взаимоотношений в системе «родитель-ребенок» по тесту «Какой ты родитель?» на контрольном этапе исследования

Уровень развития

Контрольная

группа

Экспериментальная группа

Абс.

%

Абс.

%

Высокий уровень

1

7

3

21

Средний уровень

12

86

11

79

Низкий уровень

1

7

-

-

Динамика показателей экспериментальной группы представлена на диаграмме 3.

Диаграмма 3

Динамика показателей успешности выполнения родителем воспитательной функции, принятия ребенка, характера взаимоотношений в системе «родитель-ребенок» по тесту «Какой ты родитель?» в экспериментальной группе

Анализ результатов методики «Хорошие ли вы родители?» показал, что в экспериментальной группе к высокому уровню правильности воспитательного воздействия на ребенка со стороны родителей могут быть отнесены 4 семьи. Ребенок в такой семье представляет самую большую ценность в жизни для родителей. Родители стремятся понять его, относятся к нему с уважением, придерживаются наиболее прогрессивных принципов воспитания и постоянной линии поведения, действуют правильно и могут надеяться на хорошие результаты. К среднему уровню правильности воспитательного воздействия на ребенка со стороны родителей мы отнесли по результатам методики 10 семей. Забота о ребенке в таких семьях важна. Родители обладают способностями воспитателя, но на практике не всегда применяют их целенаправленно. Порой родители бывают чересчур строги, иногда излишне мягки. Кроме того, такие родители склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный эффект. Низкого уровня воспитательного воздействия на ребенка на контрольном этапе исследования в экспериментальной группе выявлено не было.

Полученные данные занесены в таблицу 16.

Таблица 16

Результаты диагностики правильности воспитательного воздействия на ребенка со стороны родителей по методике «Хорошие ли вы родители?» на контрольном этапе исследования

Уровень развития

Контрольная

группа

Экспериментальная группа

Абс.

%

Абс.

%

Высокий уровень

1

7

4

29

Средний уровень

12

86

10

71

Низкий уровень

1

7

-

-

Динамика показателей экспериментальной группы представлена на диаграмме 4.

Диаграмма 4

Динамика показателей правильности воспитательного воздействия на ребенка со стороны родителей по методике «Хорошие ли вы родители?» в экспериментальной группе

Анализ результатов теста  «Стратегия семейного воспитания» показал, что в экспериментальной группе авторитарный стиль воспитания сохранился в 3 семьях. К авторитетному стилю воспитания были отнесены 4 семьи. Либеральный стиль воспитания был выявлен в 7 семьях. Индифферентный стиль воспитания диагностирован в экспериментальной группе не был. это говорит о том, что родители осознали необходимость своего активного участия в воспитании детей. Что свои проблемы ребенок не должен решать сам, ему еще необходима помощь и поддержка родителей.  

Полученные данные занесены в таблицу 17.

Таблица 17

Результаты диагностики стиля воспитательного воздействия родителей на ребенка по методике «Стратегия семейного воспитания» на контрольном этапе исследования

Уровень развития

Контрольная

группа

Экспериментальная группа

Абс.

%

Абс.

%

Авторитарный стиль

5

36

3

21

Авторитетный стиль

2

14

4

29

Либеральный стиль

4

29

7

50

Индифферентный стиль

3

21

-

-

Динамика показателей экспериментальной группы представлена на диаграмме 5.

Диаграмма 5

Динамика показателей стиля воспитательного воздействия родителей на ребенка по методике «Стратегия семейного воспитания» в экспериментальной группе

Диагностика по методике «Сотрудничество семьи и школы» показала, что в экспериментальной группе в целом все довольны процессом сотрудничества. К высокому уровню удовлетворенности сотрудничеством школы и семьи по вопросам воспитания детей отнесены 4 семьи, к среднему уровню – 10 семей. Низкий уровень диагностирован на контрольном этапе в экспериментальной группе исследования не был.

Полученные данные занесены в таблицу 18.

Таблица 18

Результаты диагностики удовлетворенности сотрудничеством семьи и школы по вопросам воспитания детей по методике «Сотрудничество семьи и школы» на контрольном этапе исследования

Уровень развития

Контрольная

группа

Экспериментальная группа

Абс.

%

Абс.

%

Высокий уровень

1

7

4

29

Средний уровень

11

79

10

71

Низкий уровень

2

14

-

Динамика показателей экспериментальной группы представлена на диаграмме 6.

Диаграмма 6

Динамика показателей удовлетворенности сотрудничеством семьи и школы по вопросам воспитания детей по методике «Сотрудничество семьи и школы» в экспериментальной группе

Проведение методики «Рисунок семьи» показало, что в экспериментальной  группе высокий уровень эмоционального благополучия  ребенка в семье можно констатировать в 5 семьях, средний уровень – в 9 семьях, низкий уровень – не выявлен. Это говорит о том, что отношения в семьях нормализовались, родители стали успешнее справлять с воспитательной функцией.

Полученные данные занесены в таблицу 19.

Таблица 19

Результаты диагностики эмоционального благополучия  ребенка в семье, выявление проблем взаимоотношений в семье по методике «Рисунок семьи» на контрольном этапе исследования

Уровень развития

Контрольная

группа

Экспериментальная группа

Абс.

%

Абс.

%

Высокий уровень

2

14

5

36

Средний уровень

9

65

9

64

Низкий уровень

3

21

-

-

Динамика показателей экспериментальной группы представлена на диаграмме 7.

Диаграмма 7

Динамика показателей эмоционального благополучия  ребенка в семье, выявление проблем взаимоотношений в семье по методике «Рисунок семьи» в экспериментальной группе

По результатам всех методик, были выделены общие уровни педагогических возможностей родителей в вопросах воспитания младших школьников.

Таблица 20

Результаты диагностики уровней педагогических возможностей родителей в вопросах воспитания младших школьников на контрольном этапе исследования

Уровень развития

Контрольная

группа

Экспериментальная группа

Абс.

%

Абс.

%

Высокий уровень

1

7

4

29

Средний уровень

11

79

10

71

Низкий уровень

2

14

-

-

Динамика показателей экспериментальной группы представлена на диаграмме 8.

Диаграмма 8

Динамика показателей уровней педагогических возможностей родителей в вопросах воспитания младших школьников 

Таким образом, можно сделать следующий вывод. Показатели педагогической культуры родителей в контрольной группе не изменились, в то время как в экспериментальной группе наблюдается положительная динамика. В результате проведенной работы по организации взаимодействия семьи и школы по вопросам воспитания детей уровень педагогической культуры родителей изменился следующим образом: количество семей с высоким уровнем увеличилось с 7% до 21%, с низким уровнем с 14% до 0%. Это позволяет нам сделать вывод об эффективности проведенной работы и разработанной программы по организации взаимодействия семьи и школы по вопросам воспитания детей младшего школьного возраста и доказывает гипотезу исследования, согласно которой процесс взаимодействия семьи и школы в воспитании учащихся начальных классов будет эффективным, если: установить эффективные пути и методы взаимодействие семьи и школы в воспитании детей; определить комплекс оптимальных средств и форм взаимодействия семьи и школы в воспитании учащихся начальных классов; установить целенаправленную и постоянную связь семьи и школы в воспитании учащихся начальных классов.

Заключительный этап                                                                        

Проведенное нами исследование взаимодействия семья и школы в воспитании учащихся начальных классов позволило нам сделать следующие выводы.

Семья и школа, будучи основными институтами воспитания ребенка, обладают большими воспитательными возможностями, формируя нравственные ориентиры, жизненные принципы. Составляющими  воспитательного потенциала семьи являются внутрисемейные отношения, нравственный пример родителей и их личностные качества, состав и структура семьи, ее жизнедеятельность, уровень образования и педагогической культуры родителей, степень их ответственности за воспитание детей.  Воспитательный потенциал школы характеризуется разносторонностью, педагогической направленностью, системностью и связью с процессом обучения. Семейное и школьное воспитание дополняют другу друга в своем воздействии на личность ребенка. Чтобы этот процесс был наиболее эффективным, необходима организация взаимодействия между школой и родителями. Задачей школы в организации взаимодействия с родителями является активизация педагогической, воспитательной деятельности семьи, придание ей целенаправленного, общественно значимого характера. Можно выделить следующие формы взаимодействия семьи и школы в вопросах воспитания детей:

  • индивидуальные (посещение семьи ребенка, беседы, консультации на психолого-педагогические темы, индивидуальное педагогическое поручение, работа с неблагополучными семьями, переписка с родителями);
  • групповые (конференции,  экскурсии, деловые игры, психо-технические упражнения, педагогические дискуссии, семейные клубы);
  • коллективные (собрания, конференции, концерты, открытые уроки, семинары).

Анализ научной литературы позволил нам выделить следующие  педагогические условия организации взаимодействия учителя начальных классов и родителей в воспитании младших школьников:

  • согласованность целей семьи и школы в воспитании учащихся; единство требований всех субъектов воспитания;
  • формирование положительного отношения к взаимодействию участников на фоне благоприятного эмоционального самочувствия;
  • личностно-ориентированный подход к воспитанию со стороны всех участников взаимодействия (школы, родителей);
  • повышение педагогической культуры родителей в вопросах воспитания детей;
  • организация совместной деятельности всех участников воспитательного процесса (школы, родителей, детей);
  • налаживание информационной связи между школой и семьей.

Нами было проведено экспериментальное исследование взаимодействия семья и школы в воспитании учащихся начальных классов на базе МОУ СОШ №1 города Маркса, во 2-х классах. В исследовании принимали участие 28 семей учащихся, которые составили контрольную и экспериментальную группы (по 14 семей в каждой группе).

Констатирующая диагностика показала, что в основном у родителей преобладает средний уровень педагогической культуры, который характеризуется такими недостатками, как поверхностные представления о возрастных особенностях ребенка младшего школьного возраста,  непоследовательность в воспитательных воздействиях на ребенка, несистематический характер требований к ребенку. В результате уровень эмоционального благополучия детей в семьях также находится на среднем уровне.

Нами была разработана и апробирована программа  по организации взаимодействия семьи и школы в воспитании учащихся начальных классов, которая включала в себя следующие направления работы:

  1. Семинары для родителей.
  2. Групповое консультирование по вопросам воспитания.
  3. Дни открытых дверей.
  4. Мини-тренинг детско-родительских отношений.

Контрольная диагностика показала, что после проведенной программы уровень педагогической культуры родителей повысился: количество семей с высоким уровнем увеличилось с 7% до 21%, с низким уровнем понизилось с 14% до 0%. Родители стали понимать необходимость воспитания духовно-нравственной, социально-активной личности, верно выбирать направление и содержание воспитательной работы, четко представлять основные качества личности, которые они формируют у ребенка на данном этапе его индивидуального развития. Стал преобладать либеральный стиль отношений в семье, что благоприятно сказалось на эмоциональном самочувствии детей в семье. Полученные данные позволили нам сделать вывод об эффективности разработанной программы по организации взаимодействия семьи и школы по вопросам воспитания детей младшего школьного возраста и доказали  гипотезу исследования, согласно которой процесс взаимодействия семьи и школы в воспитании учащихся начальных классов будет эффективным при создании педагогических условий:

  • согласованность целей семьи и школы в воспитании учащихся; единство требований всех субъектов воспитания;
  • формирование положительного отношения к взаимодействию участников на фоне благоприятного эмоционального самочувствия;
  • личностно-ориентированный подход к воспитанию со стороны всех участников взаимодействия (школы, родителей);
  • повышение педагогической культуры родителей в вопросах воспитания детей;
  • организация совместной деятельности всех участников воспитательного процесса (школы, родителей, детей);
  • налаживание информационной связи между школой и семьей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа производственной практики по профессии "Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства"

Программа производственной практики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии  среднего профессионального образования (далее – СПО...

Дневник по производственной практики

Дневник является основным документом подтверждающим прохождение производственной практики.Учащийся несет ответственность за ведение и сохранность дневника производственной практики.3. Дневник заполняе...

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ (производственного обучения) по профессии 110800.02 «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства»

Программа учебной практики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии  среднего профессионального образования (далее – СПО) «Тракто...

ДНЕВНИК ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

Информационная страницаСостав отрядаПлан-сетка отрядной работыРаспорядок дняГрафик дежурства и выходных дней важатого...

Преддипломная практика студентки колледжа Дорогомилово института среднего профессионального образования им. КД.Ушинского ГАОУ ВО МГПУ Лукиной Елизаветы Валерьевны

Преддипломная практика студентки колледжа Дорогомилово института среднего профессионального образования им. КД.Ушинского ГАОУ ВО МГПУ Лукиной Елизаветы Валерьевны...