Гражданско-патриотическое воспитание посредством проектно-исследовательской деятельности младших школьников
статья на тему

Соколова Татьяна Васильевна

Гражданско-патриотическое воспитание посредством проектно-исследовательской деятельности младших школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moyo_vystuplenie_2.docx24.68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа

имени Героя Советского Союза И.И. Борзова села Середниково

Шатурского муниципального района Московской области

Д О К Л А Д

«Гражданско-патриотическое воспитание посредством проектно-исследовательской деятельности

младших школьников»

Подготовила:

Соколова Татьяна Васильевна,

учитель начальных классов

с. Середниково

2015 г.

Гражданско-патриотическое воспитание

посредством проектно-исследовательской деятельности

младших школьников

Если не мы, то кто же
Детям нашим поможет
Россию любить и знать.
Как важно – не опоздать!..

В  условиях модернизации всех сфер общества одной из основных задач в области образования является воспитание человека – гражданина и патриота. В   проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчёркивается, что система образования призвана обеспечить «историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».

Актуальность формирования чувства патриотизма в младшем школьном возрасте нашла свое отражение и в содержании «Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». В нем указывается, что портрет выпускника начальной школы включает в себя такие личностные характеристики:

  • любовь к своему народу, краю и Родине;
  • уважение и принятие ценности семьи и общества;
  • любознательность, активность и заинтересованность в познании мира и т. д.

Дети младшего школьного возраста очень восприимчивы, любознательны, отзывчивы, они легко откликаются на все инициативы, искренне сочувствуют и сопереживают. Именно в этот период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, чувств, эмоций, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире, личностной актуализации в нем. Данный отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как его образы восприятия очень сильны и ярки. Это позволяет задерживать их в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень актуально в воспитании патриотизма.

В современном понимании патриотизм - это многовариантное понятие, трактующееся всеми неоднозначно и имеющее много различных определений. Патриотизм (от греческого слова patris – отечество) – это стойкая гражданская позиция, гордость за свою страну и трепетное уважительное отношение к ее истории.

Работая учителем начальных классов более 20 лет, я пришла к выводу, что именно патриотизм включает в себя все направления воспитательной деятельности в начальной школе. Вот какое пространство для воспитательной работы с младшими школьниками я определила.

П – права и обязанности граждан

А – активный образ жизни

Т – толерантность

Р – радость открытий и познаний

И – изучение истории своего народа

О – ответственность

Т – трудолюбие

И – искренность

З – здоровый образ жизни

М – мужество, милосердие

Таким образом, цель работы по воспитанию патриота  – это развитие в личности высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление личности, обладающей позитивными ценностями и качествами, способной проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества.

Система работы по патриотическому воспитанию включает в себя четыре основных компонента:

  • Патриотическое воспитание в системе уроков - урочная деятельность.
  • Патриотическое воспитание во внеурочной деятельности.
  • Патриотическое воспитание в рамках работы с родителями.
  • Участие в мероприятиях различного уровня.

Новое время требует от школы и новых технологий, форм, методов работы по реализации гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения. В своей работе я использую различные технологии, но самыми действенными, на мой взгляд, являются исследовательская деятельность учащихся и метод проектов.

Метод проектов в последние годы утвердился как один из актуальных и действенных в формировании активной позиции учащихся. В процессе проектной деятельности формируются не просто умения, а компетенции, то есть умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности. В патриотическом воспитании применение проектов нацелено на главный результат – приобретение обучающимися патриотических убеждений и опыта практической деятельности.  Так, например, учащиеся начальных классов  под руководством классных руководителей выполняли коллективный проект «След войны в судьбе моей семьи».  Со своими работами они выступали на классных часах. Совместно с родителями, ветеранами войны и труда в школьном музее было проведено внеклассное мероприятие «Я помню, я горжусь!», где учащиеся также представили свои работы.

Очень интересно и незабываемо прошло внеклассное мероприятие «Шумит берёзами Россия». Ученики начальной школы не только пели, танцевали и читали стихи, но и представили свои проекты «Берёза – дерево чудес», «Берёза – целительница», «Образ берёзы в русском фольклоре».

        

Большой блок воспитательной работы в школе занимает исследовательская деятельность. Исследование – это процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности, он характеризуется объективностью, воспроизводимостью, доказательностью, точностью; имеет два уровня – эмпирический и теоретический. Для организации исследовательской работы необходимы следующие компоненты: формулировка темы, выявление проблемы, определение объекта и предмета, постановка цели и задач, определение методов проведения исследования, в том числе подбор и изучение литературы и источников. В основе исследовательской деятельности лежит самостоятельная поисковая работа, направленная на приобретение новых знаний. Она способствует формированию опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру.

Если рассказывать о своем опыте работы, то первые проекты, которые выполняли мои ученики,  были индивидуальными и небольшими по объему. В конце 1 класса была заявлена тема «Мой первый год в школе». Дети составили сначала небольшие устные рассказы, а затем после корректировки написали мини-сочинения на отдельных листах. К каждому сочинению приложили фотографии. Так у каждого ученика класса появилась своя страничка общего классного журнала под названием «Первый раз в первый класс».

После первых летних каникул решили продолжить и выпустили в продолжение предыдущего альбома журнал под  названием «Мои первые каникулы». Это были первые уроки мастерства.

Во втором классе ребята разрабатывали индивидуальные проекты по темам «История моей семьи», «Наши семейные традиции», «Игрушки в бабушкином сундучке» и др. Школьники с удовольствием приобщаются к генеалогическому поиску, посредством которого происходят осмысление судеб родственников во взаимосвязи с отечественной историей, понимание преемственности поколений, осознания своего места в цепи поколений, ответственности за свою судьбу и судьбы близких, развитие логического мышления и творческих задатков подростков.

Много проектов и исследовательских работ было связано с историей села Середниково и его достопримечательностями, историей Шатурского района, его флорой и фауной, событиями Великой Отечественной войны. У ребят возник неподдельный интерес к истории родины. Школьники изучали государственную символику страны, района и создавали символику своего класса.

Материалы своих исследовательских работ учащиеся в дальнейшем используют и в различных школьных, муниципальных, всероссийских конкурсах.

Назову некоторые результаты этих конкурсов:

- два призера муниципального этапа конкурса «Моя семья» в номинации «Традиции моей семьи»;

- призер муниципального этапа конкурса сочинений «Моя семья» в номинации «Мой самый близкий человек»;

- 3 место в возрастной категории от 9 до 10 лет по Московской области на Всероссийском конкурсе «Моя Родина»;

- победитель и три призера на муниципальном конкурсе литературного творчества "Мой край Шатурский";

- 3 место на международном литературном конкурсе сочинений "Ломоносов - великий сын России";

- победитель  муниципального этапа Московского областного конкурса творческих работ учащихся "Права человека - глазами ребенка";

- победитель муниципального конкурса «След войны в судьбе моей семьи»;

- дипломант общероссийского конкурса «Мы выбираем чистую планету»;

- победитель муниципального конкурса «О героях былых времен…»;

- два призера муниципальной олимпиады по истории и краеведению;

- 2 дипломанта Московского областного конкурса исследовательских и проектных работ младших школьников «Ломоносовские чтения» и др.

 

Так, поэтапно, начиная с истории своей семьи, изучения школы, в которой учишься, родного края - своей малой родины, а затем и истории России ведется работа по формированию гражданина Российской Федерации, который не только знает историю своей страны, но и является настоящим ее патриотом. Гражданином, готовым к деятельному участию в жизни Родины, преумножению ее богатств и дальнейшего процветания.

Воспитание граждан и патриотов своей Родины – процесс длительный, требующий настойчивости, последовательности и большого терпения. Решить эту задачу за 4 года не представляется возможным. Впереди ещё долгие годы школьной зрелости. Но главное закладывается в раннем детстве, и мы, учителя начальных классов, «упражняем детей в этом священном чувстве».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта «Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников в урочной и внеурочной деятельности»

Одной из приоритетных задач современной школы является создание  необходимых и современных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной жизненной позиции. В соответстви...

Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в рамках внеурочной деятельности "Юный эколог"

Из опыта работы по экологическому образованию учащихся на примере проекта "Цветок"...

Формирование проектно-исследовательских умений у младших школьников в условиях реализации фгос

С данным сообщением я выступила на МО учителей начальных классов. Я представила коллегам обобщенный опыт работы с учащимися 1 класса в течение учебного года....

Формирование универсальных учебных действий у младших школьников посредством проектно-исследовательской деятельности.

Формирование универсальных учебных действий у младших школьников посредством проектно-исследовательской деятельности....

«Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников»: Проектная деятельность учащихся

laquo;Организация  проектно-исследовательской деятельности младших школьников»: Проектная деятельность учащихся...

Исследовательская работа: «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в рамках внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС: опыт организации»

Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего развития и воспитания всегда была насущной для общества. Воспитание и развитие детей происходят в любой момент...

«Развитие проектно-исследовательских навыков у младших школьников как одно из условий формирования УУД в рамках реализации ФГОС».

Согласно требованиям ФГОС начального общего образования учебное исследование и проектирование в начальной школе из экспериментальных педагогических технологий переходят в общепринятые и обязательные....