Гражданско-патриотическое воспитание посредством проектно-исследовательской деятельности младших школьников
статья на тему
Гражданско-патриотическое воспитание посредством проектно-исследовательской деятельности младших школьников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moyo_vystuplenie_2.docx | 24.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа
имени Героя Советского Союза И.И. Борзова села Середниково
Шатурского муниципального района Московской области
Д О К Л А Д
«Гражданско-патриотическое воспитание посредством проектно-исследовательской деятельности
младших школьников»
Подготовила:
Соколова Татьяна Васильевна,
учитель начальных классов
с. Середниково
2015 г.
Гражданско-патриотическое воспитание
посредством проектно-исследовательской деятельности
младших школьников
Если не мы, то кто же
Детям нашим поможет
Россию любить и знать.
Как важно – не опоздать!..
В условиях модернизации всех сфер общества одной из основных задач в области образования является воспитание человека – гражданина и патриота. В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчёркивается, что система образования призвана обеспечить «историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».
Актуальность формирования чувства патриотизма в младшем школьном возрасте нашла свое отражение и в содержании «Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». В нем указывается, что портрет выпускника начальной школы включает в себя такие личностные характеристики:
- любовь к своему народу, краю и Родине;
- уважение и принятие ценности семьи и общества;
- любознательность, активность и заинтересованность в познании мира и т. д.
Дети младшего школьного возраста очень восприимчивы, любознательны, отзывчивы, они легко откликаются на все инициативы, искренне сочувствуют и сопереживают. Именно в этот период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, чувств, эмоций, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире, личностной актуализации в нем. Данный отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как его образы восприятия очень сильны и ярки. Это позволяет задерживать их в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень актуально в воспитании патриотизма.
В современном понимании патриотизм - это многовариантное понятие, трактующееся всеми неоднозначно и имеющее много различных определений. Патриотизм (от греческого слова patris – отечество) – это стойкая гражданская позиция, гордость за свою страну и трепетное уважительное отношение к ее истории.
Работая учителем начальных классов более 20 лет, я пришла к выводу, что именно патриотизм включает в себя все направления воспитательной деятельности в начальной школе. Вот какое пространство для воспитательной работы с младшими школьниками я определила.
П – права и обязанности граждан
А – активный образ жизни
Т – толерантность
Р – радость открытий и познаний
И – изучение истории своего народа
О – ответственность
Т – трудолюбие
И – искренность
З – здоровый образ жизни
М – мужество, милосердие
Таким образом, цель работы по воспитанию патриота – это развитие в личности высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление личности, обладающей позитивными ценностями и качествами, способной проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества.
Система работы по патриотическому воспитанию включает в себя четыре основных компонента:
- Патриотическое воспитание в системе уроков - урочная деятельность.
- Патриотическое воспитание во внеурочной деятельности.
- Патриотическое воспитание в рамках работы с родителями.
- Участие в мероприятиях различного уровня.
Новое время требует от школы и новых технологий, форм, методов работы по реализации гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения. В своей работе я использую различные технологии, но самыми действенными, на мой взгляд, являются исследовательская деятельность учащихся и метод проектов.
Метод проектов в последние годы утвердился как один из актуальных и действенных в формировании активной позиции учащихся. В процессе проектной деятельности формируются не просто умения, а компетенции, то есть умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности. В патриотическом воспитании применение проектов нацелено на главный результат – приобретение обучающимися патриотических убеждений и опыта практической деятельности. Так, например, учащиеся начальных классов под руководством классных руководителей выполняли коллективный проект «След войны в судьбе моей семьи». Со своими работами они выступали на классных часах. Совместно с родителями, ветеранами войны и труда в школьном музее было проведено внеклассное мероприятие «Я помню, я горжусь!», где учащиеся также представили свои работы.
Очень интересно и незабываемо прошло внеклассное мероприятие «Шумит берёзами Россия». Ученики начальной школы не только пели, танцевали и читали стихи, но и представили свои проекты «Берёза – дерево чудес», «Берёза – целительница», «Образ берёзы в русском фольклоре».
Большой блок воспитательной работы в школе занимает исследовательская деятельность. Исследование – это процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности, он характеризуется объективностью, воспроизводимостью, доказательностью, точностью; имеет два уровня – эмпирический и теоретический. Для организации исследовательской работы необходимы следующие компоненты: формулировка темы, выявление проблемы, определение объекта и предмета, постановка цели и задач, определение методов проведения исследования, в том числе подбор и изучение литературы и источников. В основе исследовательской деятельности лежит самостоятельная поисковая работа, направленная на приобретение новых знаний. Она способствует формированию опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру.
Если рассказывать о своем опыте работы, то первые проекты, которые выполняли мои ученики, были индивидуальными и небольшими по объему. В конце 1 класса была заявлена тема «Мой первый год в школе». Дети составили сначала небольшие устные рассказы, а затем после корректировки написали мини-сочинения на отдельных листах. К каждому сочинению приложили фотографии. Так у каждого ученика класса появилась своя страничка общего классного журнала под названием «Первый раз в первый класс».
После первых летних каникул решили продолжить и выпустили в продолжение предыдущего альбома журнал под названием «Мои первые каникулы». Это были первые уроки мастерства.
Во втором классе ребята разрабатывали индивидуальные проекты по темам «История моей семьи», «Наши семейные традиции», «Игрушки в бабушкином сундучке» и др. Школьники с удовольствием приобщаются к генеалогическому поиску, посредством которого происходят осмысление судеб родственников во взаимосвязи с отечественной историей, понимание преемственности поколений, осознания своего места в цепи поколений, ответственности за свою судьбу и судьбы близких, развитие логического мышления и творческих задатков подростков.
Много проектов и исследовательских работ было связано с историей села Середниково и его достопримечательностями, историей Шатурского района, его флорой и фауной, событиями Великой Отечественной войны. У ребят возник неподдельный интерес к истории родины. Школьники изучали государственную символику страны, района и создавали символику своего класса.
Материалы своих исследовательских работ учащиеся в дальнейшем используют и в различных школьных, муниципальных, всероссийских конкурсах.
Назову некоторые результаты этих конкурсов:
- два призера муниципального этапа конкурса «Моя семья» в номинации «Традиции моей семьи»;
- призер муниципального этапа конкурса сочинений «Моя семья» в номинации «Мой самый близкий человек»;
- 3 место в возрастной категории от 9 до 10 лет по Московской области на Всероссийском конкурсе «Моя Родина»;
- победитель и три призера на муниципальном конкурсе литературного творчества "Мой край Шатурский";
- 3 место на международном литературном конкурсе сочинений "Ломоносов - великий сын России";
- победитель муниципального этапа Московского областного конкурса творческих работ учащихся "Права человека - глазами ребенка";
- победитель муниципального конкурса «След войны в судьбе моей семьи»;
- дипломант общероссийского конкурса «Мы выбираем чистую планету»;
- победитель муниципального конкурса «О героях былых времен…»;
- два призера муниципальной олимпиады по истории и краеведению;
- 2 дипломанта Московского областного конкурса исследовательских и проектных работ младших школьников «Ломоносовские чтения» и др.
Так, поэтапно, начиная с истории своей семьи, изучения школы, в которой учишься, родного края - своей малой родины, а затем и истории России ведется работа по формированию гражданина Российской Федерации, который не только знает историю своей страны, но и является настоящим ее патриотом. Гражданином, готовым к деятельному участию в жизни Родины, преумножению ее богатств и дальнейшего процветания.
Воспитание граждан и патриотов своей Родины – процесс длительный, требующий настойчивости, последовательности и большого терпения. Решить эту задачу за 4 года не представляется возможным. Впереди ещё долгие годы школьной зрелости. Но главное закладывается в раннем детстве, и мы, учителя начальных классов, «упражняем детей в этом священном чувстве».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение педагогического опыта «Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников в урочной и внеурочной деятельности»
Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и современных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной жизненной позиции. В соответстви...
Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в рамках внеурочной деятельности "Юный эколог"
Из опыта работы по экологическому образованию учащихся на примере проекта "Цветок"...
Формирование проектно-исследовательских умений у младших школьников в условиях реализации фгос
С данным сообщением я выступила на МО учителей начальных классов. Я представила коллегам обобщенный опыт работы с учащимися 1 класса в течение учебного года....
Формирование универсальных учебных действий у младших школьников посредством проектно-исследовательской деятельности.
Формирование универсальных учебных действий у младших школьников посредством проектно-исследовательской деятельности....
«Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников»: Проектная деятельность учащихся
laquo;Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников»: Проектная деятельность учащихся...
Исследовательская работа: «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в рамках внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС: опыт организации»
Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего развития и воспитания всегда была насущной для общества. Воспитание и развитие детей происходят в любой момент...
«Развитие проектно-исследовательских навыков у младших школьников как одно из условий формирования УУД в рамках реализации ФГОС».
Согласно требованиям ФГОС начального общего образования учебное исследование и проектирование в начальной школе из экспериментальных педагогических технологий переходят в общепринятые и обязательные....