Система работы по патриотическому воспитанию
статья (1, 2, 3, 4 класс)
Система работы по патриотическому воспитанию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_raboty_po_patrioticheskomu.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
СИСТЕМА РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ
ВОСПИТАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в
процессе личностного становления человека, указывали на его (патриотизма)
многостороннее формирующее влияние. Так, например, К.Д.Ушинский считал, что
патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим
педагогическим средством: "Как нет человека без самолюбия, так нет человека без
любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными,
семейными и родовыми наклонностями". В "Лекциях о воспитании детей" А.С.
Макаренко говорил: "Мы требуем от нашего гражданина, чтобы он в каждую минуту своей жизни был готов выполнить свой долг перед коллективом, и значит перед Родиной, не ожидая распоряжения или приказания, чтобы он обладал инициативой и творческой волей".
Значимость патриотического воспитания детей особенно остро обозначилась в современный период - в связи с утратой людьми нравственных ориентиров в
собственной жизни. Дефицит нравственных ценностей и пренебрежение моральными нормами становятся повсеместным явлением. Поэтому все острее встает вопрос о повышении уровня патриотического воспитания. Необходимо воспитывать, начиная уже с младшего школьного возраста, доброту, ответственность, чувство собственного
достоинства, гражданственность, гордость за свою страну и уважительное отношение к ее истории.
Но следует обратить внимание на то, что патриотическое воспитание младших школьников должно строиться, учитывая возрастные психологические особенности детей. Конечно, психологические особенности – это не догма и у каждого ребенка будет своя степень зрелости в восприятии патриотизма, зависящая от
предшествующего психического развития детей, от их готовности к чуткому отклику на воспитательную деятельность взрослых.
Какие же технологии и формы работы использую я , решая эту
задачу?
Технологии:
1. Знакомство с историческим прошлым малой родины (ЯНАО) и Отечества;
2. Знакомство с традициями и обычаями русского народа, фольклором ( на уроках ОМ, чтения, ИЗО, технология и в рамках КТД;
3. Организация экскурсий в краеведческий музеи и медиаэкскурсии в места русской славы;
4. Проведение творческих конкурсов, демонстрирующих отношение учащихся к
истории народа, знание истории (знатоки родного края, КВН, Салют Победа!, по тропе былинных героев, и т.п.);
5. Исследовательская деятельность, направленная на самостоятельное
добывание знаний по истории родины, края, города( рефераты сообщения);
6. Проектная деятельность.
Формы работы:
• Урок.
Воспитывать патриотическое качество помогает уже самый первый урок, с
которого учителя начинают учебный год. Цель этих уроков - вызвать у детей интерес к родной стране, дать им самые первые представления о родном крае, о стране, в которой они живут, познакомить их с понятиями "Родина", «Отечество»,
"гражданин", "государство", с государственными символами - флагом, гербом и
гимном, дать некоторое представление о правах и обязанностях граждан. На таких
уроках дети знакомятся с важными историческими событиями, героями страны.
Естественным дополнением к этому служат картины родной природы, репродукции полотен русских живописцев. При этом активно используются возможности компьютерной техники.
Патриотическое воспитание заложено в каждом уроке. Изучая окружающий
мир, младший школьник знакомится с родной природой, экологической ценностью
своего края. Уроки математики, информатики дают представление о
развитии отечественной науки. Изобразительная деятельность, музыка, хореография развивают творческие способности учащихся, прививают чувство прекрасного, знакомят с национальной культурой. Уроки русского языка, чтения,
формируют у учащихся культуру русского речевого общения, изучают историю
России, исторические события в произведениях соотечественников.
• Мероприятия, посвящённые важным историческим датам.
Одним из примеров можно привести торжественную линейку, посвященную
Дню Победы и возложение цветов к Вечному огню, и мероприятия в рамках КТД «Славные сыны Отечества», «Салют Победа!, « Здравствуй, школа!» Эти мероприятия стали традиционными для нашей школы.
• Беседы, диспуты, викторины, деловые игры, классные часы.
Патриотическое воспитание младших школьников начинается с верной дружбы
и чувства товарищества. Поэтому я провожу нравственные классные часы по таким темам, как «Что такое хорошо и что такое плохо», «Ответственность», «Планета дружбы» и др.
Любовь и преданность Родине начинается с признательности матери, с
ощущения сердечного тепла, которым окружен ребенок, в связи с этим проводятся
классные часы, посвященные Дню матери.
Так же необходимо проводить классные часы, которые раскрывают традиции русской культуры, знакомят с фольклором, так как средства духовной культуры (обряды, традиции, обычаи, игры, и т.д.) играют более существенную роль в гармоническом развитии личности младшего школьника. Еще одна из причин использование фольклора для патриотического воспитания младших школьников это то, что фольклор как исторически-конкретная форма народной культуры не остается неизменным, а развивается вместе с народом, вбирая в себя все ценное, что существовало ранее, и отображая новые социальные изменения. Поэтому фольклор всегда самобытен и современен. Именно по этой причине он сохранил свою воспитательную функцию и в настоящее время может использоваться в учебно-воспитательном процессе, как и во времена наших прабабушек.
В связи с этим использую пословицы, загадки, сказки, песни, во время прогулки разучиваю и играю с детьмив русские народные игры (ручеек, жмурки, гуси-гуси.т.д.). А также провожу различные внеклассные мероприятия, на
которых дети получают теоретические знания о прошлом своей Родины и
эмоциональное удовольствие от подвижной деятельности. К таким внеклассным мероприятиям мы можем отнести праздники «По тропе былинных героев».
Такие праздники проходят очень весело, эмоционально. Проживание детьми обрядов помогло создать особую атмосферу восприятия народных обычаев и традиций, сблизить окружающих в общей любви к своему народу, а , следовательно, и к Отечеству.
• Исследовательская деятельность.
В рамках КТД «Олимпийские игры в стране знаий» в нашей школе проходит научно-практическая конференция, на которой ученики начальной школы представляют и защищают свои проекты. По патриотическому воспитанию можно предложить детям следующие темы:
1. «Терем-теремок» необходимо найти ответы на вопросы: «В каких домах жили наши предки? Везде ли на территории России жили в избах? Зачем украшали избу? И т.д. изучая этот вопрос, дети более глубоко познакомятся с историческим прошлым своей Родины.
3. «Народная мудрость о здоровье»
4. «Хлеб – всему голова»
5. «Как родилась игрушка»
и многие другие достойные и интересные проекты.
• Коллективные дела.
Это различные гуманитарные акции (помощь тундровикам, акция «Помоги собрать портфель», «Письмо солдату», «Подари книгу»);
встречи с фронтовиками. Беседы о тех далеких событиях способствуют
взаимопониманию между поколениями, формируют патриотические чувства.
• Смотры-конкурсы, выставки, соревнования.
Основной упор в воспитательном процессе младших школьников делается на
следующую психологическую особенность этого возраста - это их моторная
активность, выражающаяся в неспособности долгое время сидеть неподвижно и в
огромном желании участвовать в подвижных играх и действиях. В связи с этим
в своей работе по патриотическому воспитанию можно использовать
различные соревнования, смотры, конкурсы.
(конкурс смотра строя и песни, выставка газет«Боевой листок», посвященные празднику День защитника Отечества, инсценирование военной песни).
• Экскурсии, медиаэкскурсии, просмотр кинофильмов, поездки, походы.
Экскурсионные прогулки и туристические походы позволяют учащимся лучше
узнать свой край.Очень любят младшие ученики школы выезд на экологическую станцию, природу. Ведь трудно воспитать любовь к Родине, не пробудив у
ребенка любовь к деревьям, цветам, а картины родной природы в равной степени
формируют у детей чувство к родному краю.
• Трудовые дела.
В нашей школе это, безусловно, субботник. В первом классе дети знакомятся с
историей возникновения этого мероприятия, приучаются к труду, в них
воспитывается уважение к чужому труду. Нельзя не упомянуть и дежурство по
классу. Обязанности, которые выполняет дежурный, позволяют воспитывать в детях чувство ответственности, взаимопомощи.
Перечисленные технологии и формы работы по патриотическому воспитанию используются в нашей школе всеми учителями и воспитателями ГПД.. Они позволяют почувствовать ребенку радость познания, приобрести умение трудиться, научиться любить близких, беречь природу, приобрести уверенность в своих способностях и возможностях, а самое главное получить социальный опыт. Ведь социальный опыт ребёнка - это не то, что он знает и помнит, потому что прочитал, выучил, а то, что он пережил, и этот опыт будет постоянно определять его действия и поступки.
Подводя итог, мы можем сказать, что патриотическое воспитание, воспитание гражданина своей страны - одна из трудных, но приоритетных задач современной школы. Необходимо уже в начальной школе создавать условия для того, чтобы учащиеся росли идейно зрелыми, нравственно стойкими и духовно богатыми людьми, что и делают учителя школы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы по патриотическому воспитанию младших школьников
Представлен учительский проект и проекты учащихсяпроект...
Опыт работы по патриотическому воспитанию
Опыт работы предназначен для выступления на методическом объединении школы или на педагогическом совете школы...
обобщение опыта работы по патриотическому воспитанию
Данный материал можно использовать на методическом объединении классных руководителей. Выступление она тему"Патриотическое воспитание младших школьников в общеобразовательном учреждении"....
Проектная работа Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников. "Моя малая родина - Ревда"
Цель проекта: формирование основ патриотизма, развитие творческих способностей обучающихся младших классов, привлечение родителей к работе над проектом.Задачи: вовлекать обучающихся в проектную деятел...
Технология культурно-просветительской деятельности в работе по патриотическому воспитанию
Презентация на тему: Технология культурно-просветительской деятельности в работе по патриотическому воспитанию...
Система работы по патриотическому воспитанию Т.В.Назаровой
Содержание презентацииСлайд №3 - эпиграф к работе.Слайд№4 – идея, цель, задачи.Слайд №5 – определение патриотизма.Слайд №6-7 -70 лет Победе.Слайд №8 –9 о Е.В.Камышеве.Слайд №10-11 ...