Урок ОПК на тему "Стыд, вина , извинение"
презентация к уроку

Бологова Ольга Дмитриевна

Урок ОПК с презентацией на тему "Стыд,вина , извинение" можно использовать и на классном часе, и на внеурочном занятии не только в начальной школе, но и в 5 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon stydvinaizvinenie.zip635.15 КБ

Предварительный просмотр:

ГОРОД  БЕЛОРЕЧЕНСК

МУНИЦИПАЛЬНОГО         ОБРАЗОВАНИЯ БЕЛОРЕЧЕНСКИЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ГИМНАЗИЯ

Разработка урока по курсу «Основы светской этики».

Стыд, вина и извинение

                                                       Разработала

Бологова Ольга Дмитриевна,  

                                                                            учитель русского языка,

                                                                  литературы и ОПК

                                                              МАОУ гимназии

                                                             г. Белореченска.

4 класс « Основы религиозных культур и светской этики»

 модуль «Основы светской этики»

Разработала Бологова Ольга Дмитриевна,  учитель русского языка, литературы и ОПК МАОУ гимназии г. Белореченска.

Тема урока: Стыд, вина и извинение.

Цель: Создать условия для формирования этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, развить нравственные ценности учащихся.

Задачи  урока:

  1. Дать характеристику понятий « стыд», « вина», « извинение».
  2. Развивать умения анализировать чувства, которые выражают герои произведений и собственные поступки, признавать собственные ошибки, уметь отличать их ложные проявления.
  3. Воспитывать уважительное отношение к окружающим.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: толковый словарь С. И. Ожегова, мультимедийная презентация на тему «Стыд, вина и извинение», фонохрестоматия рассказ  Л.Н. Толстого «Косточка», рассказ Носова « Огурцы», интерактивная доска.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Повторение пройденного.
  1. Актуализация  и обобщение  имеющихся у учащихся  знаний по предыдущей теме.)

Ответить на вопросы:

-  Что такое поступок?

-  Что  такое нравственный поступок?

-  В чём заключается  золотое правило нравственности?

2)      Вызов  устойчивого интереса к изучаемой теме, мотивация учащихся к учебной деятельности, побуждение  к активной работе на уроке и дома.                Какие рассказы и притчи вы вспомнили сами или с родителями, в которых нашла отражение данная тема?

  1. Создание проблемной ситуации.

Прослушивание фонограммы Л. Н. Толстого «Косточка».

 Обсуждение рассказа.

- Почему мальчик заплакал?

- Как вы понимаете слово стыд?

- О каком чувстве мы будем говорить сегодня на уроке? (подводим к теме урока)

IV.Сообщение темы и целей урока (слайд № 2)

На уроке мы будем говорить о таких нравственных понятиях как стыд, вина, извинение, раскроем смысл этих слов.

V. Получение новой информации. Работа со словарем (слайд № 3).

 Работа с понятиями: стыд, вина, раскаяние,  извинение, прощение.

СТЫД - чувство сильного смущения от сознания предосудительности поступка, вины (сгорать от стыда, ни стыда, ни совести)

 

-Что может вызвать у человека чувство стыда?

-Что ощущаете, когда испытываете чувство стыда?

-Испытываем чувство вины.

 ВИНА- проступок, причина чего-нибудь неприятного

-Как нужно поступить, если ты совершил поступок, за который стало стыдно?

-Признать свою вину, извиниться.

ИЗВИНЕНИЕ – выражение сожаления по поводу причиняемого беспокойства.

-Что значит прощать других людей?

-Прощать -это значит не держать обиды на другого человека.

- Почему важно прощать других?

-Его тоже будут прощать.

VI. Применение  полученной информации                                                                А) Анализ рассказа Носова « Огурцы» (слайд № 4):

  1. Что за поступок совершил мальчик? ( Взял огурцы вместе с другом);
  2. Какую цель он поставил себе? ( Принести огурцы домой на обед);
  3. Какие средства мальчик использовал для достижения цели? ( Украл);
  4. Несёт ли он наказание за этот поступок?
  5. Как отреагировала мама на принесённые огурцы?
  6. Почему мальчик отнёс огурцы обратно? ( Виноват);
  7. Что он почувствовал? (чувство стыда);
  8. Как вы думаете, что происходит после осознания чувства вины ?             ( раскаяние);
  9. А после раскаяния  что наступает? (извинение)

Б) На интерактивной доске появляются слова: вина, раскаяние, стыд, прощение, извинение.                                                                                              Задание: расположите данные понятия по порядку (слайд № 5)

В) Возвращаемся к составленной схеме  и работаем по ней, проговаривая каждый новый термин (слайд № 6)

- Стыд связан с переживаниями  страха, обиды, вины.

- Вина- ответственность перед собой;

-Стыд- ответственность перед людьми;

- Вина и стыд формируют совесть;

- После признания   чувства стыда наступает раскаяние;

- Раскаяние - не повторять больше ошибок;

- Чтобы избавиться от чувства вины необходимо извинение;

- Когда человек извинился наступает прощение.

VII. Как следует извиняться.

Учитель обращает внимание на слайд с советами, как следует извиняться

( Слайд 7.)

  • Не надо долго и нудно объяснять причины вашего поведения, которые привели к обиде или оскорблению.
  • Не ждите мгновенного ответа на ваше извинение, просто принесите свои извинения и удалитесь.
  • говорите НЕ «извиняюсь», а «ИЗВИНИТЕ». 
  • Будьте искренними.
  • Тем, что вы попросили извинения, вы уже частично искупили свою вину.

VIII. Рефлексия (слайд № 8)

                                                  Я

                                  

   ВСПОМНИЛ               УЗНАЛ               НАУЧИЛСЯ

IX.Домашнее задание:  проанализировать поступки героев сказки « Золотой ключик» или  подготовить к анализу рассказы Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой», «Совесть», попытаться объяснить, что такое  « ложный стыд»?(слайд № 9)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока по курсу ОРКСЭ , Тема: "Стыд, вина извинение"

разработка урока по курсу ОРКСЭ ,  Тема:  "Стыд, вина извинение"...

Технологическая карта урока ОРКСЭ по теме "Стыд, вина, извинение"

Технологическая карта урока по теме !Стыд, вина, извинение". Прописанна деятельность учащихся и учителя, а также УУД....

Презентация к уроку ОРКСЭ "Стыд, вина, извинение"

Презентация используется на уроке ОРКСЭ, тема: "Стыд, вина, извинение". Ребята знакомятся с Золотым правилом нравственности. Обсуждают рассказ Л.Н.Толстого  "Косточка". Знакомятся с понятиями: ст...

Конспект урока по ОРКСЭ. Тема урока Стыд, вина, извинение.

Планируемые образовательные результатыПредметныеМетапредметныеЛичностныеформирование первоначальных представлений о светской этике, понимание значения норм светской морали в выстраивании констру...

ОРКСЭ. Урок светской этики в 4 классе "Стыд. Вина. Извинение."

Технологическая карта урока ОРКСЭ курса светской этики в 4 классе "Стыд. Вина. Извинение"....

презентация к уроку этики в 4 классе "Стыд.Вина.Извинение"

4 класс Урок № 21 Модуль «Основы светской этики»Тема: «Стыд, вина и извинение»Цель:        Создать условия для формирования этических норм по...