Лучшие традиции детско – родительских мероприятий
проект (2 класс)

луговцева елена викторовна

«Лучшие традиции детско – родительских мероприятий»

«Могучая духовная сила воспитания заложена в том,

что дети учатся смотреть на мир глазами родителей.

                                                         Только в совместной деятельности родители  

                                                            лучше  узнают своих детей, становятся ближе».

В.А.Сухомлинский

Характерной тенденцией современного периода в развитии отечественного образования является стремление образовательных учреждений к открытости, которая предполагает участие родителей в школьной жизни.

Немаловажную роль в процессе становления открытости играют родители, которые являются основными социальными заказчиками образования. И взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учета интересов и запросов семьи.

Одной из форм социализации, когда нормы и цен­ности передаются от старшего поколения к млад­шему, являются традиции. Традиции яв­ляются тем звеном, которое объединяет учителей, обучающихся и родителей. «Школа, в ко­торой нет традиций, не может быть хорошей школой» (А. С. Макаренко).

В нашем классном коллективе заложена добрая традиция – приобщение детей к культуре нашего города. И уже много лет силой притяжения является Эрмитаж.  Именно посещение Эрмитажа отражает позитивные изменения  при активном участии родителей. Систематическое применение этой традиций позволило создать необходимые условия для развития взаимозависимых отношений с семьями учеников; обеспечить развитие культурной  личности школьников, повысить компетентность родителей в области воспитания.

Моя основная цель в работе с родителями заключается в вовлечении семьи в образовательный процесс, создание единого информационно-развивающего пространства «педа­гоги – родители – дети», позволяющее сформировать позитивные отношения между родителями и педа­гогами, внедрить актуальные формы вовлечения ро­дителей в образовательную деятельность, активизи­ровать родительское участие в повседневной жизни класса.

Для достижения данной цели выдвинут ряд задач:

  • Создание условий для благоприятного климата при взаимодействии с родителями, реализация единого подхода к воспитанию и обучению детей в семье и образовательной организации.
  • Повышение  психолого-педагогической компетентности родителей, ориентированной на повышение социального статуса, педагогической, правовой, экономической, социальной культуры семьи.
  • Включение родителей в совместную деятельность по приобщению обучающихся к традициям семейного воспитания, духовно-нравственному потенциалу семьи.
  • Обогащение опыта межличностного общения детей, родителей и педагогов.

Термин «взаимодействие» предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями в процессе общения. Сейчас педагоги ищут новые формы отношений с родителями — это сотрудничество и взаимодействие. И эти новые формы взаимодействия, побуждают родителей к взаимоотношениям с детьми с позиции любящего наставника и друга ребенка. Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Главное — донести до родителей знания.

С целью активного вовлечения законных представителей в образовательную деятельность я использую формы, предполагающие обмен мыслями, чувствами, идеями, переживаниями:

  • создание и реализация образовательных проектов;
  • организация досуговой деятельности;
  • организация работы в творческих мастерских;
  • участие в социально-значимых акциях.

В своей работе мы придерживаемся следующих принципов:

  1. Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа с родителями. Я общаюсь с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к школе в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями — значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.
  2. Индивидуальный подход. Индивидуальность в общении необходима не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Учитель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение учителя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
  3. Сотрудничество, а не наставничество. Создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности  коллектива учителей разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.
  4. Динамичность. Школа  сегодня должна находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы школы  с семьей.

Каждый год я встречаю первоклассников с особым трепетом и волнением. Впереди меня,  родителей и их детей ждет достаточно сложный адаптационный период к условиям школы. И в этот период необходима не только помощь педагогов, но и их родителям. В связи с этим предлагаю родителям совместную семейную поездку по Санкт - Петербургу. Совместно мы отмечаем достопримечательности и места в городе, где бы нам хотелось побывать еще раз.   Эта традиция называется «Хорошо нам, когда мы вместе» и реализуется в форме семейной поездки. Поездка предполагает  остановки с чаепитием и посиделками в уютной компании. Ребята и  родители  в такой непринужденной обстановке имеют возможности познакомиться поближе, обсудить совместные школьные мероприятия. (Приложение 1.)

Такая же встреча организуется в конце года. Я показываю результаты успешной адаптации, демонстрируют видео – презентацию «Наше путешествие по родному городу», где видно, что школа стала для каждого ребенка уголком семейного тепла и доброты.

Так как у первоклассников игра — это все еще ведущий вид деятельности, то очень важно донести до родителей мысль о том, что ребенок развивается именно в игре, приобретает коммуникативные навыки, расширяет свой эмоциональный и познавательный опыт.

Задача данного этапа: привлечь внимание родителей к детской игре, как деятельности, которая в условиях семьи наиболее полно удовлетворяет потребности ребенка в деловом, познавательном и эмоциональном общении с взрослым и сверстниками. Через игру я вовлекаю детей в загадочный мир Эрмитажа.

На одно из родительских собраний приглашаю родителей вместе с детьми. Приглушив свет, зажигаю свечи и веду всех в петербургскую сказку вместе с Эрмитами из известной книги Алексея Бобринского. (Приложение 1.) Мы совершаем виртуальную экскурсию по залам Эрмитажа. Эрмиты вовлекают нас в свои тайны. Ребятам становится интересно, они хотят увидеть все, что происходило на экране вживую, и тогда родители обещают детям, что они обязательно побывают в Эрмитаже.

Совместно с родителями мы выбираем абонемент в Эрмитаж на тему «Первые шаги в искусство».  Нас ждет несколько увлекательных экскурсий уже в первый год пребывания ребёнка в школе: «Первые шаги по залам музея», «Мифологические сюжеты в искусстве», «Христианские сюжеты», «Рыцарский зал», «Фондохранилище Эрмитажа».

Дверь в искусство, которую открывает школа – это хороший способ гармонизации детско-взрослых и родительских отношений, обогащение общения. Поэтому во втором классе мы выбрали такую форму работы с родителями как мастер – класс.

Мастер-класс – хорошо известная форма передачи опыта посредством активной деятельности участников. Где предполагается наличие массы практических примеров, рекомендаций, технических приемов работы. А самое главное, тема мероприятия не должна быть скучной, должна заинтересовать, «цеплять» слушателя.

Задачи, которые решает мастер- класс:

  1. Вовлечь семью в единое образовательное пространство.
  2. Научить родителей общаться с детьми на основе творческой деятельности.
  3. Образовывать родителей через деятельность.
  4. Осуществить понимание, признание и реализацию развивающих и воспитательных задач школы в семье.

Каждый мастер – класс решает не только практические задачи, но и воспитательно-образовательные, что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребенка и родителей.

Тему  мастер — класса перед каждой поездкой в самый большой музей нашей страны, мы с родителями продумывали совместно, планируя  свои мини – экскурсии, ведь экскурсоводы всегда дают возможность походить по залам в конце каждого занятия.  Вот какие темы выбрали родители:  «Монеты всех времен и народов», «Образцы оружия», «Черепки первобытных горшков и другие предметы, извлеченные археологами из-под земли», «Посуда, императрицы Екатерины».

На мастер — классе родители  рассказывали об истории  культуры всех частей света на протяжении нескольких тысячелетий человеческой цивилизации, о предметах верования, об обстоятельствах жизни людей разных стран и эпох,  использовали чтение стихов по темам.

Дети с большим интересом слушали и экскурсоводов, и родителей. Надо сказать, что родители, сначала волновались, и не решались выбирать темы. Но ежегодно, желающих провести экскурсию для своих детей, становилось все больше. (Приложение №1)

А к концу 4 класса мы с родителями стали привлекать детей к проведению небольших экскурсий для своих одноклассников. Ребята примечали во время экскурсии удивительные предметы,  хотели узнать о них больше. Совместно с родителями, подбирали материал, и к следующей поездке было готово выступление.

Вот темы лучших детских экскурсий: «Удивительные экспонаты».  Ребята рассказывали о часах – чуде техники, без стрелок, созданных Джоном Коксом. Про Колыванскую вазу из розовой яшмы. Ребят впечатлила высота, диаметр, вес вазы. Мальчики рассказали о  необычных шлемах, находящихся в японском зале.

 После посещения Эрмитажа родители проводили мастер – класс по  изготовлению макетов экспонатов, увиденных в  музее.  Художественную работу ребенок мог изготовить и дома совместно с родителем.  Завершение работы, подведение итогов и обязательно сюрприз для каждой семьи, это могут быть красочно оформленные буклеты,  схемы новых идей, фотографирование на память и, конечно же, сама работа, которая дарится детям. Именно то, что рядом с ребенком работает его надежный друг и помощник – мама или папа,  и является преимуществом мастер – классов. (Приложение №3)

Однажды схемой новых идей стала идея узнать, где находятся фонды Эрмитажа, потому что  я как-то  ребятам сказала: «Огромные коллекции современного Эрмитажа, конечно, не помещаются в одном здании. Музею принадлежат десятки сооружений в разных частях Петербурга». Что тут началось…. Спустя неделю ребята уже знали, что на севере Санкт – Петербурга находится фондохранилище, на востоке – музей фарфора на Императорском фарфоровом заводе. О том, что Эрмитаж расположен в Зимнем дворце, подсказали детям родители.

В выходной день родители самостоятельно с детьми посетили Эрмитажный театр, прогулялись по изогнутому горбатому мостику, который соединяет эрмитажные здания. На следующий день ребята принесли в класс свои рисунки и фотографии,  поделились впечатлениями о поездке, заинтересовав тем самым, детей кто только планирует совершить экскурсию. (Приложение №5).

Оригинальным подходом к развитию данной традиции мы вместе с родителями  выбрали такую новую технологию взаимодействия как «Квест – игра».

Квест — это форма взаимодействия взрослых и детей, которая способствует формированию умений решать определенные задачи через реализацию определенного сюжета. Многообразие возможностей делает квест одним из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Что и является основным требованием ФГОС в начальной школе, а также побуждает родителей, детей и педагогов к творческому сотрудничеству между собой. Устраняется отчужденность, появляется уверенность, решаются многие проблемы. А главное увлечены все и дети, и взрослые, и педагоги.

Тематика квестов, реализованных за 4 года в нашем классе:

  • Квест «Детство».  О том, как воспитывали детей 400 лет назад, в какие игры они играли, существовала ли раньше детская мода.
  • Квест – «Лестницы Эрмитажа» О декоративном убранстве и назначении дворцовых и музейных лестниц.
  • Квест – «Натюрморт» О натюрморте как жанре живописи. Могут ли главными героями картин быть предметы? Какое тайное значение имеют предметы в натюрморте?
  • Квест «Дворцовый зверинец: собаки» О верных друзьях и помощниках человека, о породах собак, традициях охоты и о том, какую еще роль  собаки играли в жизни человека.

Результаты работы в ходе применения такой формы как «квест – игра»:

  • Создание для родителей возможности содержательно провести время со своими детьми, и окунаясь в игру, «вернуться в детство».
  • Накопление родителями педагогического опыта по практическим навыкам сотрудничества с детьми.
  • Формирование у родителей представления о значении игры в развитии ребенка.

Характерной тенденцией нашего учебного учреждения является стремление к открытости, которая предполагает участие родителей в проектной деятельности.

Исходя из этого, в нашем классе сложилась традиция по организации детско – родительских проектов «Ужасно интересно то, что неизвестно».

Особенность детско-родительского проекта заключается в том, что в проекте принимают участие дети, родители, педагоги. Совместный сбор материалов, изготовление атрибутов, игры, конкурсы, презентации раскрывают творческие способности детей, вовлекают родителей в воспитательный процесс, что, естественно сказывается на результатах. Родители, участвуя в реализации проекта, являются не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребенка.

Цель: объединение усилий педагога и семьи в процессе развития свободной творческой личности детей.

Задачи для педагога:

  • Подбор соответствующего методического обеспечения по теме.
  • Организация просвещения родителей с целью повышения их педагогической культуры.
  • Привлечение родителей воспитанников к планированию совместной деятельности.

Для родителей:

  • Повысить заинтересованность в выполнении общего дела, проявлении творческих способностей, полноценном эмоциональном общении.

Прогнозируемый результат.

Педагог:

  • Повышение уровня профессиональной компетентности в вопросах использования проектной деятельности в воспитании, обучении и развитии школьников.
  • Разработка серии проектов для детей.
  • Пополнение развивающей среды в классе.

Родители:

  • Повышение активности взаимодействия с педагогами в воспитательно-образовательном процессе.

Работа по проектной деятельности осуществляется в течение четырех лет. Тематика проектов разнообразна. Перед родителями ставится проблема, которая разрешается в ходе совместной работы.

Нами были реализованы такие проекты:  «Реконструкция баллов», «Старинные игры эпохи Петра 1»  при участии известной писательницы – краеведа  Екатерины Юхневой. Екатерина Даниловна на протяжении года изучала с детьми старинные игры «Бирюльки», «Лото», бальные танцы. Организовала экскурсию в этнический музей. Готовясь к балу родители шили себе наряды эпохи Петра 1, девочки подбирали бижутерию и веера. Состоялся бал в Большом дворце  Петергофа.   (Приложение 1).

«Что я видел в Эрмитаже». С этим проектом мы смогли поучаствовать в школьных научных ученических чтениях. Победа, дала нам возможность выступить перед учениками  3-4 классов.  

«В Эрмитаж пришёл поэт» Результатом этого проекта стала иллюстрированная книга стихов. (Приложение №4)

К концу  3 класса ребята научились ходить в музей с блокнотом и карандашом. Они записывали самое интересное, зарисовывали, что больше всего понравилось. Работники Эрмитажа, видя такую активность ребят, решили посодействовать и просили ребят к следующему занятию приносить свои рисунки или сочинения на определённую тему. (Приложение №6)

На время пандемии связь с Эрмитажем не была потеряна,   ребята с родителями  совершали виртуальные экскурсии.  Узнали о хранилище за семью замками , о золотых изделиях, принадлежавших древним скифам. В Галерею драгоценностей мы обязательно съездим после отмены карантина.

Об эффективности, проводимой в школьном учреждении работы с родителями, свидетельствуют:

  1. Проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми.
  2. Увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его интересах, способностях и потребностях.
  3. Стремление взрослых к индивидуальным контактам с учителем и специалистами.
  4. Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно отразилась в деятельности учеников.
  5. Повышение активности родителей в совместных мероприятиях.

Анализ совместных мероприятий и анкетирования родителей показывает:

42% родителей регулярно участвуют в планирова­нии экскурсий,

74% семей принимают активное участие в организа­ции поездок,

85% родителей  активно участвуют в про­ектной деятельности, мастер – классах.

 До 30 % увеличилось число родителей-лидеров;  до 67% выросло количество родителей-исполнителей, 3% родителей остались на позиции «наблюдатели».

Таким образом,  взаимодействие между школой и семьями наших воспитанников расширяет рамки всестороннего развития детей школьного возраста и обеспечивает единый воспитательно - образовательный процесс.

Совместные детско-родительские мероприятия позволяют не только родителям увидеть положительные стороны ребенка, но и детям – воспринимать родителей по-новому - как союзников. Ведь родитель, участвующий во всех мероприятиях, знает проблемы и пути их преодоления, старается понять чувства ребенка, его точку зрения. А у детей, которые постоянно чувствуют поддержку, понимание родителей, повышается самооценка и уверенность в себе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл luchshie_traditsii_detsko.docx47.39 КБ

Предварительный просмотр:

«Лучшие традиции детско – родительских мероприятий»

«Могучая духовная сила воспитания заложена в том,

что дети учатся смотреть на мир глазами родителей.

                                                         Только в совместной деятельности родители  

                                                            лучше  узнают своих детей, становятся ближе».

В.А.Сухомлинский

Характерной тенденцией современного периода в развитии отечественного образования является стремление образовательных учреждений к открытости, которая предполагает участие родителей в школьной жизни.

Немаловажную роль в процессе становления открытости играют родители, которые являются основными социальными заказчиками образования. И взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учета интересов и запросов семьи.

Одной из форм социализации, когда нормы и ценности передаются от старшего поколения к младшему, являются традиции. Традиции являются тем звеном, которое объединяет учителей, обучающихся и родителей. «Школа, в которой нет традиций, не может быть хорошей школой» (А. С. Макаренко).

В нашем классном коллективе заложена добрая традиция – приобщение детей к культуре нашего города. И уже много лет силой притяжения является Эрмитаж.  Именно посещение Эрмитажа отражает позитивные изменения  при активном участии родителей. Систематическое применение этой традиций позволило создать необходимые условия для развития взаимозависимых отношений с семьями учеников; обеспечить развитие культурной  личности школьников, повысить компетентность родителей в области воспитания.

Моя основная цель в работе с родителями заключается в вовлечении семьи в образовательный процесс, создание единого информационно-развивающего пространства «педагоги – родители – дети», позволяющее сформировать позитивные отношения между родителями и педагогами, внедрить актуальные формы вовлечения родителей в образовательную деятельность, активизировать родительское участие в повседневной жизни класса.

Для достижения данной цели выдвинут ряд задач:

  • Создание условий для благоприятного климата при взаимодействии с родителями, реализация единого подхода к воспитанию и обучению детей в семье и образовательной организации.
  • Повышение  психолого-педагогической компетентности родителей, ориентированной на повышение социального статуса, педагогической, правовой, экономической, социальной культуры семьи.
  • Включение родителей в совместную деятельность по приобщению обучающихся к традициям семейного воспитания, духовно-нравственному потенциалу семьи.
  • Обогащение опыта межличностного общения детей, родителей и педагогов. 

Термин «взаимодействие» предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями в процессе общения. Сейчас педагоги ищут новые формы отношений с родителями — это сотрудничество и взаимодействие. И эти новые формы взаимодействия, побуждают родителей к взаимоотношениям с детьми с позиции любящего наставника и друга ребенка. Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Главное — донести до родителей знания.

С целью активного вовлечения законных представителей в образовательную деятельность я использую формы, предполагающие обмен мыслями, чувствами, идеями, переживаниями:

  • создание и реализация образовательных проектов;
  • организация досуговой деятельности;
  • организация работы в творческих мастерских;
  • участие в социально-значимых акциях.

В своей работе мы придерживаемся следующих принципов:

  1. Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа с родителями. Я общаюсь с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к школе в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями — значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.
  2. Индивидуальный подход. Индивидуальность в общении необходима не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Учитель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение учителя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
  3. Сотрудничество, а не наставничество. Создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности  коллектива учителей разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.
  4. Динамичность. Школа  сегодня должна находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы школы  с семьей.

Каждый год я встречаю первоклассников с особым трепетом и волнением. Впереди меня,  родителей и их детей ждет достаточно сложный адаптационный период к условиям школы. И в этот период необходима не только помощь педагогов, но и их родителям. В связи с этим предлагаю родителям совместную семейную поездку по Санкт - Петербургу. Совместно мы отмечаем достопримечательности и места в городе, где бы нам хотелось побывать еще раз.   Эта традиция называется «Хорошо нам, когда мы вместе» и реализуется в форме семейной поездки. Поездка предполагает  остановки с чаепитием и посиделками в уютной компании. Ребята и  родители  в такой непринужденной обстановке имеют возможности познакомиться поближе, обсудить совместные школьные мероприятия. (Приложение 1.)

Такая же встреча организуется в конце года. Я показываю результаты успешной адаптации, демонстрируют видео – презентацию «Наше путешествие по родному городу», где видно, что школа стала для каждого ребенка уголком семейного тепла и доброты.

Так как у первоклассников игра — это все еще ведущий вид деятельности, то очень важно донести до родителей мысль о том, что ребенок развивается именно в игре, приобретает коммуникативные навыки, расширяет свой эмоциональный и познавательный опыт.

Задача данного этапа: привлечь внимание родителей к детской игре, как деятельности, которая в условиях семьи наиболее полно удовлетворяет потребности ребенка в деловом, познавательном и эмоциональном общении с взрослым и сверстниками. Через игру я вовлекаю детей в загадочный мир Эрмитажа.

На одно из родительских собраний приглашаю родителей вместе с детьми. Приглушив свет, зажигаю свечи и веду всех в петербургскую сказку вместе с Эрмитами из известной книги Алексея Бобринского. (Приложение 1.) Мы совершаем виртуальную экскурсию по залам Эрмитажа. Эрмиты вовлекают нас в свои тайны. Ребятам становится интересно, они хотят увидеть все, что происходило на экране вживую, и тогда родители обещают детям, что они обязательно побывают в Эрмитаже.

Совместно с родителями мы выбираем абонемент в Эрмитаж на тему «Первые шаги в искусство».  Нас ждет несколько увлекательных экскурсий уже в первый год пребывания ребёнка в школе: «Первые шаги по залам музея», «Мифологические сюжеты в искусстве», «Христианские сюжеты», «Рыцарский зал», «Фондохранилище Эрмитажа».

Дверь в искусство, которую открывает школа – это хороший способ гармонизации детско-взрослых и родительских отношений, обогащение общения. Поэтому во втором классе мы выбрали такую форму работы с родителями как мастер – класс.

Мастер-класс – хорошо известная форма передачи опыта посредством активной деятельности участников. Где предполагается наличие массы практических примеров, рекомендаций, технических приемов работы. А самое главное, тема мероприятия не должна быть скучной, должна заинтересовать, «цеплять» слушателя.

Задачи, которые решает мастер- класс:

  1. Вовлечь семью в единое образовательное пространство.
  2. Научить родителей общаться с детьми на основе творческой деятельности.
  3. Образовывать родителей через деятельность.
  4. Осуществить понимание, признание и реализацию развивающих и воспитательных задач школы в семье.

Каждый мастер – класс решает не только практические задачи, но и воспитательно-образовательные, что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребенка и родителей.

Тему  мастер — класса перед каждой поездкой в самый большой музей нашей страны, мы с родителями продумывали совместно, планируя  свои мини – экскурсии, ведь экскурсоводы всегда дают возможность походить по залам в конце каждого занятия.  Вот какие темы выбрали родители:  «Монеты всех времен и народов», «Образцы оружия», «Черепки первобытных горшков и другие предметы, извлеченные археологами из-под земли», «Посуда, императрицы Екатерины».

На мастер — классе родители  рассказывали об истории  культуры всех частей света на протяжении нескольких тысячелетий человеческой цивилизации, о предметах верования, об обстоятельствах жизни людей разных стран и эпох,  использовали чтение стихов по темам.

Дети с большим интересом слушали и экскурсоводов, и родителей. Надо сказать, что родители, сначала волновались, и не решались выбирать темы. Но ежегодно, желающих провести экскурсию для своих детей, становилось все больше. (Приложение №1)

А к концу 4 класса мы с родителями стали привлекать детей к проведению небольших экскурсий для своих одноклассников. Ребята примечали во время экскурсии удивительные предметы,  хотели узнать о них больше. Совместно с родителями, подбирали материал, и к следующей поездке было готово выступление.

Вот темы лучших детских экскурсий: «Удивительные экспонаты».  Ребята рассказывали о часах – чуде техники, без стрелок, созданных Джоном Коксом. Про Колыванскую вазу из розовой яшмы. Ребят впечатлила высота, диаметр, вес вазы. Мальчики рассказали о  необычных шлемах, находящихся в японском зале.

 После посещения Эрмитажа родители проводили мастер – класс по  изготовлению макетов экспонатов, увиденных в  музее.  Художественную работу ребенок мог изготовить и дома совместно с родителем.  Завершение работы, подведение итогов и обязательно сюрприз для каждой семьи, это могут быть красочно оформленные буклеты,  схемы новых идей, фотографирование на память и, конечно же, сама работа, которая дарится детям. Именно то, что рядом с ребенком работает его надежный друг и помощник – мама или папа,  и является преимуществом мастер – классов. (Приложение №3)

Однажды схемой новых идей стала идея узнать, где находятся фонды Эрмитажа, потому что  я как-то  ребятам сказала: «Огромные коллекции современного Эрмитажа, конечно, не помещаются в одном здании. Музею принадлежат десятки сооружений в разных частях Петербурга». Что тут началось…. Спустя неделю ребята уже знали, что на севере Санкт – Петербурга находится фондохранилище, на востоке – музей фарфора на Императорском фарфоровом заводе. О том, что Эрмитаж расположен в Зимнем дворце, подсказали детям родители.

В выходной день родители самостоятельно с детьми посетили Эрмитажный театр, прогулялись по изогнутому горбатому мостику, который соединяет эрмитажные здания. На следующий день ребята принесли в класс свои рисунки и фотографии,  поделились впечатлениями о поездке, заинтересовав тем самым, детей кто только планирует совершить экскурсию. (Приложение №5).

Оригинальным подходом к развитию данной традиции мы вместе с родителями  выбрали такую новую технологию взаимодействия как «Квест – игра».

Квест — это форма взаимодействия взрослых и детей, которая способствует формированию умений решать определенные задачи через реализацию определенного сюжета. Многообразие возможностей делает квест одним из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Что и является основным требованием ФГОС в начальной школе, а также побуждает родителей, детей и педагогов к творческому сотрудничеству между собой. Устраняется отчужденность, появляется уверенность, решаются многие проблемы. А главное увлечены все и дети, и взрослые, и педагоги.

Тематика квестов, реализованных за 4 года в нашем классе:

  • Квест «Детство».  О том, как воспитывали детей 400 лет назад, в какие игры они играли, существовала ли раньше детская мода.
  • Квест – «Лестницы Эрмитажа» О декоративном убранстве и назначении дворцовых и музейных лестниц.
  • Квест – «Натюрморт» О натюрморте как жанре живописи. Могут ли главными героями картин быть предметы? Какое тайное значение имеют предметы в натюрморте?
  • Квест «Дворцовый зверинец: собаки» О верных друзьях и помощниках человека, о породах собак, традициях охоты и о том, какую еще роль  собаки играли в жизни человека.

Результаты работы в ходе применения такой формы как «квест – игра»:

  • Создание для родителей возможности содержательно провести время со своими детьми, и окунаясь в игру, «вернуться в детство».
  • Накопление родителями педагогического опыта по практическим навыкам сотрудничества с детьми.
  • Формирование у родителей представления о значении игры в развитии ребенка.

Характерной тенденцией нашего учебного учреждения является стремление к открытости, которая предполагает участие родителей в проектной деятельности.

Исходя из этого, в нашем классе сложилась традиция по организации детско – родительских проектов «Ужасно интересно то, что неизвестно».

Особенность детско-родительского проекта заключается в том, что в проекте принимают участие дети, родители, педагоги. Совместный сбор материалов, изготовление атрибутов, игры, конкурсы, презентации раскрывают творческие способности детей, вовлекают родителей в воспитательный процесс, что, естественно сказывается на результатах. Родители, участвуя в реализации проекта, являются не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребенка.

Цель: объединение усилий педагога и семьи в процессе развития свободной творческой личности детей.

Задачи для педагога:

  • Подбор соответствующего методического обеспечения по теме.
  • Организация просвещения родителей с целью повышения их педагогической культуры.
  • Привлечение родителей воспитанников к планированию совместной деятельности.

Для родителей:

  • Повысить заинтересованность в выполнении общего дела, проявлении творческих способностей, полноценном эмоциональном общении.

Прогнозируемый результат.

Педагог:

  • Повышение уровня профессиональной компетентности в вопросах использования проектной деятельности в воспитании, обучении и развитии школьников.
  • Разработка серии проектов для детей.
  • Пополнение развивающей среды в классе.

Родители:

  • Повышение активности взаимодействия с педагогами в воспитательно-образовательном процессе.

Работа по проектной деятельности осуществляется в течение четырех лет. Тематика проектов разнообразна. Перед родителями ставится проблема, которая разрешается в ходе совместной работы.

Нами были реализованы такие проекты:  «Реконструкция баллов», «Старинные игры эпохи Петра 1»  при участии известной писательницы – краеведа  Екатерины Юхневой. Екатерина Даниловна на протяжении года изучала с детьми старинные игры «Бирюльки», «Лото», бальные танцы. Организовала экскурсию в этнический музей. Готовясь к балу родители шили себе наряды эпохи Петра 1, девочки подбирали бижутерию и веера. Состоялся бал в Большом дворце  Петергофа.   (Приложение 1).

«Что я видел в Эрмитаже». С этим проектом мы смогли поучаствовать в школьных научных ученических чтениях. Победа, дала нам возможность выступить перед учениками  3-4 классов.  

«В Эрмитаж пришёл поэт» Результатом этого проекта стала иллюстрированная книга стихов. (Приложение №4)

К концу  3 класса ребята научились ходить в музей с блокнотом и карандашом. Они записывали самое интересное, зарисовывали, что больше всего понравилось. Работники Эрмитажа, видя такую активность ребят, решили посодействовать и просили ребят к следующему занятию приносить свои рисунки или сочинения на определённую тему. (Приложение №6)

На время пандемии связь с Эрмитажем не была потеряна,   ребята с родителями  совершали виртуальные экскурсии.  Узнали о хранилище за семью замками , о золотых изделиях, принадлежавших древним скифам. В Галерею драгоценностей мы обязательно съездим после отмены карантина.

Об эффективности, проводимой в школьном учреждении работы с родителями, свидетельствуют:

  1. Проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми.
  2. Увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его интересах, способностях и потребностях.
  3. Стремление взрослых к индивидуальным контактам с учителем и специалистами.
  4. Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно отразилась в деятельности учеников.
  5. Повышение активности родителей в совместных мероприятиях.

Анализ совместных мероприятий и анкетирования родителей показывает:

42% родителей регулярно участвуют в планировании экскурсий,

74% семей принимают активное участие в организации поездок,

85% родителей  активно участвуют в проектной деятельности, мастер – классах.

 До 30 % увеличилось число родителей-лидеров;  до 67% выросло количество родителей-исполнителей, 3% родителей остались на позиции «наблюдатели».

Таким образом,  взаимодействие между школой и семьями наших воспитанников расширяет рамки всестороннего развития детей школьного возраста и обеспечивает единый воспитательно - образовательный процесс.

Совместные детско-родительские мероприятия позволяют не только родителям увидеть положительные стороны ребенка, но и детям – воспринимать родителей по-новому - как союзников. Ведь родитель, участвующий во всех мероприятиях, знает проблемы и пути их преодоления, старается понять чувства ребенка, его точку зрения. А у детей, которые постоянно чувствуют поддержку, понимание родителей, повышается самооценка и уверенность в себе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа с родителями "Современная семья. Значение семейных традиций в детско-родительских отношениях"

Цель: помочь родителям осознать роль семейных традиций в современной семье, поделиться опытом по данной теме....

Детско-родительское мероприятие "Дружная семья"

Знакомство учащихся и родителей друг с другом, установка доверительных отношений между ними....

Методическая разработка детско-родительского мероприятия по теме «Россия – Родина моя»

Учителю необходим целенаправленный  поиск  путей к объединению усилий по воспитанию ученика, поиск оптимальных форм совместной работы в интересах ребёнка, повышение уровня вовлеченности...

"Значение семейных традиций в детско-родительских отношениях"

Мероприятие проведено для родителей с целью осознания роли семейных традиций в современной семье, поделиться опытом  друг с другом по данной теме. Материал включает в себя разработку и презентаци...

Тренинг эффективных детско-родительских отношений «Семейные традиции».

Тренинг эффективных детско-родительских отношений  «Семейные традиции». Цель: развитие умения эффективного взаимодействия в семье на основе нравственных ценностей.    ...

Детско-родительское занятие с элементами мастер-класса «Традиции моей семьи: Встречаем пасху».

Занятие с элементами мастер-класса направлено на коррекцию познавательной сферы и речи обучающихся, гармонизациюдетско-родительских отношений через расширениепредставлений о народном православном праз...

Интеллектуальная краеведческая игра-путешествие "Родной край в вопросах и ответах» (детско-родительское мероприятие)

Разработка данной игры – совместный проект ГБУДО «Белгородский областной Дворец детского творчества» и МБОУ «Начальная школа-детский сад № 44» г. Белгорода – итогов...