Детско-родительское занятие с элементами мастер-класса «Традиции моей семьи: Встречаем пасху».
план-конспект занятия (4 класс)

Макаренко Татьяна Николаевна

Занятие с элементами мастер-класса направлено на коррекцию познавательной сферы и речи обучающихся, гармонизациюдетско-родительских отношений через расширениепредставлений о народном православном празднике Пасха, как традиционном семейном празднике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka.docx32.52 КБ
Файл razrabotka.docx32.52 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Детско-родительское занятие с элементами мастер-класса «Традиции моей семьи: Встречаем пасху».

Цели: - создать благоприятные условия для формирования у обучающихся положительного отношения к семье, как к одной из важнейших жизненных ценностей.

Задачи: -развивать познавательную сферу и речь обучающихся через расширение представлений о народном православном празднике Пасха, как традиционном семейном празднике;

- изготовить подставки для пасхальных яиц в технике оригами с различными вариантами декоративного оформления.

Методы обучения: рассказ, беседа, сообщения учащихся, демонстрация, практическая работа.

Оборудование:

проектор, экран, ноутбук

Ход мероприятия:

I.Организационный этап.

  Ребята, сегодня на нашем занятии присутствуют ваши родители.

Настраиваются на работу.

II. Определение темы занятия.

  Посмотрите на картину. Что вы видите? (Изображение семьи). Правильно, семья. А что же такое семья?

 Ответы обучающихся.

Ребята, я вам сейчас прочитаю загадку, слушайте внимательно. (Чтение совровождается церковным колокольным звоном. Звуковое сопровождение обеспечивает голосовой интерактивный помощник «Маруся»).

Символ праздника яйцо,
Все расписано оно.
И звенят колокола,
Весть благая к нам пришла.
Праздник этот знаешь ты,
В дом несешь свой куличи.
Говоришь «Христос воскрес!»
К нам пришла пора чудес.

Какой же праздник был дарован нам с небес?

                                                                 (Пасха)

Слушают, отгадывают загадку.

III.Выявление знаний воспитанников о празднике Пасха.

По каким признакам вы определили, что это праздник  Пасха?

Поднимите руки те, кто отмечает этот праздник дома, в семье?

Отвечают на вопрос.

IV. Сообщение темы занятия.

Тема нашего занятия «Традиции моей семьи: Встречаем Пасху!».

 Мы выбрали эту тему не случайно. Так как совсем скоро, 24 апреля, все православные будут встречать Светлый праздник Пасхи.

Слушают.

V. Открытие новых знаний. Актуализация знаний. 

1. Знакомство с традициями и обычаями празднования Пасхи.

 Светлое Христово Воскресение – самый главный христианский праздник. Уже много веков праздник отмечают в нашей стране. Люди очень долго готовятся к Пасхе.

Празднуется Пасха всегда весной в воскресенье. Это один из главных праздников в честь воскрешения Христа. Одним из символов праздников является яйцо, яйцо-это символ зарождающейся жизни. На Пасху готовят блюда, которые в течение года больше не попробуешь. Пекут куличи. Кулич символизирует красное солнышко, и если человек пробует кулич, то он вбирает в себя живительные лучики и становится добрым и сильным.   В домах зажигали люстры, лампы и очень много свечей. К встрече этого праздника готовились заблаговременно. В каждом доме убирали, чистили, стирали и красили яйца. Пасха – это семейный праздник, но в гости ходили обязательно - христосовались. Яйца красят в разные цвета и дарят со словами: «Христос воскресе!» В ответ следует сказать: «Воистину воскресе!» - и три раза поцеловаться в знак прощения и любви к близким». В праздник Светлой Пасхи православные ходят в храм освещают куличи и яйца, а так же радуются воскрешению Христа. В старину на Пасху люди устраивали народные гулянья, игры, водили хороводы.

(Рассказ сопровождается показом иллюстраций.)

Слушают.

2.Драматизация – импровизация  сказки «Встречаем Пасху!»

Ребята, я знаю, что вы все очень любите сказки. Сегодня мы с вами попробуем показать сказку о встрече Светлого праздника Пасхи в доме деда и бабки.

Учитель:

Жили были в одной деревушке

Старичок со своею старушкой.

Дружно жили они, не тужили,

Вместе в церковь по воскресеньям ходили,

Вместе хозяйство вели,

Вместе пекли пироги.

Бабка:

Дед, а ты печку затопил?

Сегодня я затею пир.

Ведь праздник пасхи наступил.

Дед:

 А я уж выбился из сил:

Дров наколол, воды наносил,

Печку давно для тебя натопил.

Бабка:

Ай да помощник! И я не дремала.

Тесто поставила.

Дед:

Бабка, мы яйца покрасить забыли!

Бабка:

Ну это беда - не беда!

Курочка Ряба, иди к нам сюда!

Курочка Ряба:

Здравствуй, Дед, здравствуй, Баба!

Постаралась Курочка Ряба.

Вы не слушали меня,

А говорила вам не зря:

Ко Христову дню

Я яичко принесу.

Да яйцо - то не простое

Принесла вам - золотое!

Бабка:

Да яйцо горит, как жар.

Дед:

Я подумал, что пожар!

(бабка с дедом уходят)

Учитель:

Все бы ладно, но, детишки,

В доме том жила и Мышка.

Она по полу бежала

И яичко увидала.

(появляется мышка)

Мышка:

Что за странное яйцо?

Словно жар горит оно!

С ним немножко поиграю,

Лапкой трону, покатаю.

(яичко разбивается, мышка убегает, приходят дед с бабкой)

Бабка:

Во так горе! Вот беда!

Это Мышка, Дед, она!

Дед:

Что же делать? Как тут быть?

Бабка:

Будем старый слезы лить!

(дед с бабкой плачут, заходит курочка с корзинкой с цветными яичками)

Курочка Ряба:

Не плачь, Дед, не плачь, Баба!

Принесла вам яички Курочка Ряба.

Яички другие-

Не золотые, а цветные!

Бабка:

Спасибо, хохлатушка,

Курочка Рябушка!

Курочка Ряба:

Яйца катайте,

Пасху встречайте!

3.Рассказ обучающихся о том, как  отмечают праздник в их семьях.

Ребята, расскажите о том, как отмечают праздник в вашей семье.

Постановка сказки.

Рассказывают.

4. Знакомства с пасхальными играми.

Люди в играли в очень интересные, пасхальные игры!  Кто из вас знает такие игры? (ответы детей). Сегодня я познакомлю вас с некоторыми из них. Все эти игры с яйцами. Существуют  игры для мальчиков и для девочек. Давайте познакомимся с первой игрой для мальчиков.

5.Творческая деятельность учащихся.

- На Пасху принято обмениваться «крашенками» или дарить их родным, и подставка под пасхальное яйцо своими руками будет красивой добавкой к подарку. К тому же, и на праздничный стол просто так грудой «писанки» не навалишь. Обычно их складывают или в красиво украшенные плетеные корзинки, или расставляют поодиночке в сделанных из разных материалов подставочках.

Слушают.

- Сегодня я предлагаю вам сделать своими руками подставку для пасхальных яиц в технике оригами,  которая станет достойным украшением праздничного стола, создаст радостное настроение и наполнит пространство дома благостной энергией на год вперёд.      

Показывает подставку для пасхального яйца.

Рассматривают образец подставки для пасхального яйца.

-  Перед началом работы,  проверьте готовность к занятию:

  • схемы изготовления подставки для пасхальных яиц в технике оригами;
  • белая и цветная бумага;
  • ножницы;
  • фломастеры;
  • цветочки, кружочки из бумаги  для украшения поделки;
  • клей;
  • коробочки для мусора.

Проверяют наличие материала у себя на парте в соответствии с перечнем  

Повторим правила  техники  безопасности.

•        с ножницами не играть, передавать  ножницы кольцами вперед;

•        с клеем работать аккуратно, если случайно попал в глаза, промыть проточной водой.

-  Давайте разберем все этапы  изготовления подставки  (внимание на экран) Педагог показывает и комментирует (слайды 1- 7) 

  1. Прямоугольник расположите вертикально.        
  2.  Отпустите верхнюю  сторону к левой стороне.                                                                
  3.  Согните полученный  треугольник  пополам.  
  4.  Согните прямоугольник, совмещая стороны.
  5. Переверните.    
  6.  Соедините края полоски,  заправляя складки одну в другую.  

 Соединения  можно зафиксировать  с помощью  клея.

Слушают и наблюдают за действиями педагога

–  Ребята, чтобы приступить к работе, нам нужно размять наши пальчики. Повторяйте за мной движения.

Пальчиковая гимнастика.

«Дружба».

Дружат в нашем классе 

Девочки и мальчики.

Мы с тобой подружим маленькие пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять.  

Начинай считать опять.

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы закончили считать.

Повторяют движения

Пальчики рук ритмично соединяются в                              «замок».

Ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук.

Поочередное касание одноименных пальцев,    начиная с мизинца.

Руки вниз, встряхнуть кистями

- Приступайте к выполнению подставки.

В ходе работы педагог оказывает индивидуальную  помощь,  напоминает о правильной осанке.

Самостоятельно выполняют поделку по технологической карте

– Вот  какие  красивые  подставки под пасхальное яйцо  у нас получились.  Вы хорошо потрудились, отличная  работа! Я  думаю, это будет  прекрасный  

подарок  вашим  близким  в  день    Светлой пасхи.   

Рассматривают выставку поделок

VI. Итог занятия.

Какие семейные традиции есть у праздника Пасха?

Вывод: - Праздник Пасхи очищает души людей, делает их добрее. Давайте в оставшиеся до Пасхи дни творить добрые дела, не обижать друг друга. И тогда этот великий праздник принесёт вам настоящую радость!

Отвечают на вопрос.

 VII. Рефлексия.

- Ребята, если вам на занятии было интересно, положите в корзинку красное яичко, если нет - белое.

Дают оценку занятию



Предварительный просмотр:

Тема: Детско-родительское занятие с элементами мастер-класса «Традиции моей семьи: Встречаем пасху».

Цели: - создать благоприятные условия для формирования у обучающихся положительного отношения к семье, как к одной из важнейших жизненных ценностей.

Задачи: -развивать познавательную сферу и речь обучающихся через расширение представлений о народном православном празднике Пасха, как традиционном семейном празднике;

- изготовить подставки для пасхальных яиц в технике оригами с различными вариантами декоративного оформления.

Методы обучения: рассказ, беседа, сообщения учащихся, демонстрация, практическая работа.

Оборудование:

проектор, экран, ноутбук

Ход мероприятия:

I.Организационный этап.

  Ребята, сегодня на нашем занятии присутствуют ваши родители.

Настраиваются на работу.

II. Определение темы занятия.

  Посмотрите на картину. Что вы видите? (Изображение семьи). Правильно, семья. А что же такое семья?

 Ответы обучающихся.

Ребята, я вам сейчас прочитаю загадку, слушайте внимательно. (Чтение совровождается церковным колокольным звоном. Звуковое сопровождение обеспечивает голосовой интерактивный помощник «Маруся»).

Символ праздника яйцо,
Все расписано оно.
И звенят колокола,
Весть благая к нам пришла.
Праздник этот знаешь ты,
В дом несешь свой куличи.
Говоришь «Христос воскрес!»
К нам пришла пора чудес.

Какой же праздник был дарован нам с небес?

                                                                 (Пасха)

Слушают, отгадывают загадку.

III.Выявление знаний воспитанников о празднике Пасха.

По каким признакам вы определили, что это праздник  Пасха?

Поднимите руки те, кто отмечает этот праздник дома, в семье?

Отвечают на вопрос.

IV. Сообщение темы занятия.

Тема нашего занятия «Традиции моей семьи: Встречаем Пасху!».

 Мы выбрали эту тему не случайно. Так как совсем скоро, 24 апреля, все православные будут встречать Светлый праздник Пасхи.

Слушают.

V. Открытие новых знаний. Актуализация знаний. 

1. Знакомство с традициями и обычаями празднования Пасхи.

 Светлое Христово Воскресение – самый главный христианский праздник. Уже много веков праздник отмечают в нашей стране. Люди очень долго готовятся к Пасхе.

Празднуется Пасха всегда весной в воскресенье. Это один из главных праздников в честь воскрешения Христа. Одним из символов праздников является яйцо, яйцо-это символ зарождающейся жизни. На Пасху готовят блюда, которые в течение года больше не попробуешь. Пекут куличи. Кулич символизирует красное солнышко, и если человек пробует кулич, то он вбирает в себя живительные лучики и становится добрым и сильным.   В домах зажигали люстры, лампы и очень много свечей. К встрече этого праздника готовились заблаговременно. В каждом доме убирали, чистили, стирали и красили яйца. Пасха – это семейный праздник, но в гости ходили обязательно - христосовались. Яйца красят в разные цвета и дарят со словами: «Христос воскресе!» В ответ следует сказать: «Воистину воскресе!» - и три раза поцеловаться в знак прощения и любви к близким». В праздник Светлой Пасхи православные ходят в храм освещают куличи и яйца, а так же радуются воскрешению Христа. В старину на Пасху люди устраивали народные гулянья, игры, водили хороводы.

(Рассказ сопровождается показом иллюстраций.)

Слушают.

2.Драматизация – импровизация  сказки «Встречаем Пасху!»

Ребята, я знаю, что вы все очень любите сказки. Сегодня мы с вами попробуем показать сказку о встрече Светлого праздника Пасхи в доме деда и бабки.

Учитель:

Жили были в одной деревушке

Старичок со своею старушкой.

Дружно жили они, не тужили,

Вместе в церковь по воскресеньям ходили,

Вместе хозяйство вели,

Вместе пекли пироги.

Бабка:

Дед, а ты печку затопил?

Сегодня я затею пир.

Ведь праздник пасхи наступил.

Дед:

 А я уж выбился из сил:

Дров наколол, воды наносил,

Печку давно для тебя натопил.

Бабка:

Ай да помощник! И я не дремала.

Тесто поставила.

Дед:

Бабка, мы яйца покрасить забыли!

Бабка:

Ну это беда - не беда!

Курочка Ряба, иди к нам сюда!

Курочка Ряба:

Здравствуй, Дед, здравствуй, Баба!

Постаралась Курочка Ряба.

Вы не слушали меня,

А говорила вам не зря:

Ко Христову дню

Я яичко принесу.

Да яйцо - то не простое

Принесла вам - золотое!

Бабка:

Да яйцо горит, как жар.

Дед:

Я подумал, что пожар!

(бабка с дедом уходят)

Учитель:

Все бы ладно, но, детишки,

В доме том жила и Мышка.

Она по полу бежала

И яичко увидала.

(появляется мышка)

Мышка:

Что за странное яйцо?

Словно жар горит оно!

С ним немножко поиграю,

Лапкой трону, покатаю.

(яичко разбивается, мышка убегает, приходят дед с бабкой)

Бабка:

Во так горе! Вот беда!

Это Мышка, Дед, она!

Дед:

Что же делать? Как тут быть?

Бабка:

Будем старый слезы лить!

(дед с бабкой плачут, заходит курочка с корзинкой с цветными яичками)

Курочка Ряба:

Не плачь, Дед, не плачь, Баба!

Принесла вам яички Курочка Ряба.

Яички другие-

Не золотые, а цветные!

Бабка:

Спасибо, хохлатушка,

Курочка Рябушка!

Курочка Ряба:

Яйца катайте,

Пасху встречайте!

3.Рассказ обучающихся о том, как  отмечают праздник в их семьях.

Ребята, расскажите о том, как отмечают праздник в вашей семье.

Постановка сказки.

Рассказывают.

4. Знакомства с пасхальными играми.

Люди в играли в очень интересные, пасхальные игры!  Кто из вас знает такие игры? (ответы детей). Сегодня я познакомлю вас с некоторыми из них. Все эти игры с яйцами. Существуют  игры для мальчиков и для девочек. Давайте познакомимся с первой игрой для мальчиков.

5.Творческая деятельность учащихся.

- На Пасху принято обмениваться «крашенками» или дарить их родным, и подставка под пасхальное яйцо своими руками будет красивой добавкой к подарку. К тому же, и на праздничный стол просто так грудой «писанки» не навалишь. Обычно их складывают или в красиво украшенные плетеные корзинки, или расставляют поодиночке в сделанных из разных материалов подставочках.

Слушают.

- Сегодня я предлагаю вам сделать своими руками подставку для пасхальных яиц в технике оригами,  которая станет достойным украшением праздничного стола, создаст радостное настроение и наполнит пространство дома благостной энергией на год вперёд.      

Показывает подставку для пасхального яйца.

Рассматривают образец подставки для пасхального яйца.

-  Перед началом работы,  проверьте готовность к занятию:

  • схемы изготовления подставки для пасхальных яиц в технике оригами;
  • белая и цветная бумага;
  • ножницы;
  • фломастеры;
  • цветочки, кружочки из бумаги  для украшения поделки;
  • клей;
  • коробочки для мусора.

Проверяют наличие материала у себя на парте в соответствии с перечнем  

Повторим правила  техники  безопасности.

•        с ножницами не играть, передавать  ножницы кольцами вперед;

•        с клеем работать аккуратно, если случайно попал в глаза, промыть проточной водой.

-  Давайте разберем все этапы  изготовления подставки  (внимание на экран) Педагог показывает и комментирует (слайды 1- 7) 

  1. Прямоугольник расположите вертикально.        
  2.  Отпустите верхнюю  сторону к левой стороне.                                                                
  3.  Согните полученный  треугольник  пополам.  
  4.  Согните прямоугольник, совмещая стороны.
  5. Переверните.    
  6.  Соедините края полоски,  заправляя складки одну в другую.  

 Соединения  можно зафиксировать  с помощью  клея.

Слушают и наблюдают за действиями педагога

–  Ребята, чтобы приступить к работе, нам нужно размять наши пальчики. Повторяйте за мной движения.

Пальчиковая гимнастика.

«Дружба».

Дружат в нашем классе 

Девочки и мальчики.

Мы с тобой подружим маленькие пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять.  

Начинай считать опять.

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы закончили считать.

Повторяют движения

Пальчики рук ритмично соединяются в                              «замок».

Ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук.

Поочередное касание одноименных пальцев,    начиная с мизинца.

Руки вниз, встряхнуть кистями

- Приступайте к выполнению подставки.

В ходе работы педагог оказывает индивидуальную  помощь,  напоминает о правильной осанке.

Самостоятельно выполняют поделку по технологической карте

– Вот  какие  красивые  подставки под пасхальное яйцо  у нас получились.  Вы хорошо потрудились, отличная  работа! Я  думаю, это будет  прекрасный  

подарок  вашим  близким  в  день    Светлой пасхи.   

Рассматривают выставку поделок

VI. Итог занятия.

Какие семейные традиции есть у праздника Пасха?

Вывод: - Праздник Пасхи очищает души людей, делает их добрее. Давайте в оставшиеся до Пасхи дни творить добрые дела, не обижать друг друга. И тогда этот великий праздник принесёт вам настоящую радость!

Отвечают на вопрос.

 VII. Рефлексия.

- Ребята, если вам на занятии было интересно, положите в корзинку красное яичко, если нет - белое.

Дают оценку занятию


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Традиции моей семьи"

Семя добрый всход дает, Если на добре растет.Если добрая семья,Если ты живешь, любя!...

Внеклассное мероприятие по теме: "Традиции моей семьи"

Данное мероприятие направленно на  формирование  в детях толерантности, чувства любви и гордости за свой народ, свою семью, уважения к родителям, сверстникам и людям старшего поколения....

Классный час 4класс. "Традиции моей семьи"

Цель классного часа- развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям, сплочение коллектива родителей и учащихся . Родители и учащиеся делятся своими семейными традициями, работают в группа...

Сочинение "Традиции моей семьи"

Автор: Ищенко Кирилл Руководитель: Ищенко Светлана Васильевна ...

Внеклассное мероприятие "Традиции моей семьи"

Цель проведения внеклассного мероприятия:•    формирование потребности изучать и сохранять традиции своей семьи; •    развитие навыков общения и способност...

Презентация "Традиции моей семьи: Встречаем пасху"

Презентация к детско-родительскому занятию с элементами мастер-класса...