Программы внеурочной деятельности
рабочая программа
Программы внеурочной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanimatelnaya_matematika.doc | 280 КБ |
istoki.doc | 167.5 КБ |
put_k_gramotnosti.doc | 442 КБ |
unikalnaya_planeta.doc | 132.5 КБ |
yunyy_issledovatel.doc | 404 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 8»
г. Нижневартовск
- РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Занимательная математика»
Личностными результатами изучения программы «Занимательная математика» являются:
- Развитие наблюдательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера.
- Развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств, важных для деятельности человека.
- Воспитание чувства справедливости, ответственности.
- Развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышлений.
Метапредметными результатами являются следующие:
Универсальные учебные действия:
- Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
- Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда, использовать его в ходе самостоятельной работы.
- Применять изученные способы работы и приемы вычислений для работы с числовыми головоломками.
- Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
- Включаться в групповую работу. Участвовать в решении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
- Выполнять пробное учебное действие, фиксировать затруднения в пробных учебных действий.
- Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
- Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
- Контролировать свою деятельность (обнаруживать и исправлять ошибки).
- Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа.
- Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи для ответа на заданные вопросы.
- Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи. Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.
- Конструировать алгоритм решения задачи.
- Обосновывать выполняемые и выполненные действия.
- Воспроизводить способ решения задачи.
- Сопоставлять полученный результат с заданным условием.
- Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.
- Оценивать предъявленное решение задачи (верно, неверно).
- Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска решения задачи.
- Конструировать несложные задачи.
Предметные результаты отражены в содержании программы (раздел «Основное содержание»).
- СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
4 КЛАСС
Номер раздела | Тема | Количество часов |
1 | Вводное занятие «Математика – царица наук» | 1 |
2 | Как люди научились считать. | 3 |
3 | Упражнения с многозначными числами (класс млн.) | 4 |
4 | Решение ребусов и логических задач. | 8 |
5 | Решение нестандартных задач. | 9 |
6 | Знакомство с учеными. | 4 |
7 | Элементы знаковых систем. | 5 |
ИТОГО | 34 |
Приложение к тематическому планированию
- КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 КЛАСС
№ | Тема урока | Дата | Фактически |
1 | Вводное занятие «Математика – царица наук» | ||
2 | Как люди научились считать. | ||
3 | Интересные приемы устного счёта. | ||
4 | Решение занимательных задач в стихах. | ||
5 | Упражнения с многозначными числами (класс млн.) | ||
6 | Учимся отгадывать ребусы. | ||
7 | Числа-великаны. Коллективный счёт. | ||
8 | Упражнения с многозначными числами (класс млр.) | ||
9 | Решение ребусов и логических задач. | ||
10 | Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными. | ||
11 | Загадки- смекалки. | ||
12 | Игра «Знай свой разряд». | ||
13 | Обратные задачи. | ||
14 | Практикум «Подумай и реши». | ||
15 | Задачи с изменением вопроса. | ||
16 | «Газета любознательных». | ||
17 | Решение нестандартных задач. | ||
18 | Решение олимпиадных задач. | ||
19 | Решение задач международной игры «Кенгуру» | ||
20 | Школьная олимпиада | ||
21 | Игра «Работа над ошибками» | ||
22 | Математические горки. | ||
23 | Наглядная алгебра. | ||
24 | Решение логических задач. | ||
25 | Игра «У кого какая цифра» | ||
26 | Знакомьтесь: Архимед! | ||
27 | Задачи с многовариантными решениями. | ||
28 | Знакомьтесь: Пифагор! | ||
29 | Задачи с многовариантными решениями. | ||
30 | Учимся комбинировать элементы знаковых систем. | ||
31 | Задачи с многовариантными решениями. | ||
32 | Математический КВН | ||
33 | Круглый стол «Подведем итоги» | ||
34 | Итоговое занятие. |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа» № 8
«Рассмотрено» «Согласовано» на заседании МО учителей зам. директора по УР учителей начальных классов ____Л.А.Лазарева протокол №_1 «30» августа 2020 г. от 30.08. 2020г. Председатель МО _____________Т.П.Гайдовская | «Утверждаю» Директор МБОУ «СШ№8» __________ О.С.Серебренникова 30 августа 2020 г. Приказ № 364 от 30.08.2020
|
г. Нижневартовск.
- Результаты освоения курса внеурочной деятельности
«ИСТОКИ»
Метапредметные результаты:
- Применять изученные способы работы с дополнительной литературой.
- Анализировать учебный материал. Действовать в соответствии с заданными правилами.
- Включаться в групповую работу. Участвовать в решении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
- Выполнять пробное учебное действие, фиксировать затруднения в пробных учебных действий.
- Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
- Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
- Контролировать свою деятельность (обнаруживать и исправлять ошибки).
- Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в литературе для ответа на заданные вопросы.
- Моделировать ситуацию, описанную в литературе.
- Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.
- Обосновывать выполняемые и выполненные действия.
- Участвовать в учебном диалоге.
- Оценивать процесс поиска решения задачи.
- Содержание программы кружка “Истоки ”
4 класс
Введение
Что такое традиция? Почему традиции необходимы в жизни человека, семьи, общества?
Традиции образа
ПЕРВЫЕ ОБРАЗЫ. Отец как глава семьи, кормилец, заступник. Отеческий суд и наказание. Отец родной, крестный, духовный.
Мать как душа семьи. Хранительница очага, утешительница, молитвенница. Мать родная. Крестная, богоданная, названная.
Род. Родоначальник и родословие. Виды родословной.
Отечество. Беспредельность просторов и разнообразие родной природы. Богатство красок. Колокольный звон. Произведения культуры – живая память Отечества. Святая Русь.
Щит и меч. Священный долг защиты Отечества. Щит и меч старинные, «щит» и «меч» современные, щит и меч духовные.
Мир. Мир – белый свет. Мир – согласие. Мир – сообщество. Правила мирского самоуправления.
СВЯЩЕННЫЕ ОБРАЗЫ. Образы Спасителя. Художественный и духовный язык образов Спасителя.
Образы Богородицы. Образ Покрова в отечественной традиции.
Образ ангела-хранителя. Ангел-хранитель человека, семьи, храма, страны, народа.
СВЕТЛЫЕ ОБРАЗЫ. Образ света как знак истины. Яркий свет, огненный шар и удивительное тепло — черты этого образа. Светлый взгляд, светлый ум, просвещенное сердце — образы просветителей.
Образы праведников и мудрецов. Святые, бессеребреники, исповедники, преподобные, блаженные, мученики.
Образы-символы: крест купол, птица, конь, дерево и другие. Смыслы этих образов, их размещение и признаки.
Традиции Слова
СВЯЩЕННЫЕ СЛОВА. Заповеди и заветы. Следование им по жизни — важнейший нравственный опыт многих поколений, духовное наследие Отечества.
СЕРДЕЧНЫЕ СЛОВА. Родительское благословение: пожелание добра, покоя, любви и согласия. Крестное знамение, благословенные иконы, духовные грамоты — традиционные проявления родительского благословения.
Слова приветствия. Слова прощания. Слова праздничного поздравления. Пожелания и благодарения. Трогательные слова любви. Памятные слова. Слова раскаяния, покаяния и прошения.
ЧЕСТНЫЕ СЛОВА. Правила честного слова: думай, что говоришь; не говори того, что не думаешь: не все, что думаешь, говори.
Договор и уговор. Традиция верности договору и уговору.
Присяга — слово долга. Обет — добровольное обязательство.
Традиции дела
ТРУД. Земледельцы кормят семью, ближнего и Отечество. Традиции земледелия: знать природные приметы, иметь право на свою долю земли, добросовестный труд, дружный труд, взаимопомощь, каждому делу — своя пора.
Ремесленники созидают новые полезные вещи ради ближнего и всего Отечества. Традиции ремесла: любить и хорошо знать свой материал, безупречно владеть своим инструментом, добросовестность, передача секретов мастерства ученикам Мастер — золотые руки.
Купцы и предприниматели — деловые люди Отечества. Традиции делового мира: расторопность и дальновидность, знание товара и покупателя, умение рисковать, быть верным уговору, идти в ногу со временем, творить дела милосердия.
СЛУЖЕНИЕ. Воинское служение — защищать Отечество, устрашать и карать врага. Традиции российского воинства: дисциплина, исполнение приказа, отвага, сохранение боевого знамени, зашита Веры. Отцы-командиры. Полководцы.
Служение священства — научение Вере, наставление о жизни, защита от греха. Традиции священства: молиться о ближнем и Отечестве, совершать таинства, быть духовным отцом прихожанам, отзываться на их духовные нужды.
Суд и управление — сберегать мир между людьми, соединять закон и правду. Добрые традиции государственного служения.
ТВОРЧЕСТВО. Талант — особый дар человека. Творчество иконописца — передать людям вечные и божественные образы, приблизить их к духовному миру.
Живописец. Его призвание — раскрыть красоту мира земного. Художественный язык живописца.
Мастера художественных промыслов. Образы и символы народного творчества. Научное творчество и его проявления.
ТРАДИЦИИ ПРАВЕДНОГО ДЕЛА. Смысл праведного дела — жить, трудиться, служить и творить по правде, во имя ближнего и Отечества.
Традиции праздника
ГУЛЯТЬ ВСЕМ МИРОМ. Праздники земледельческого календаря. Прославление жизненной силы природы.
Общинные праздники; братчины обетные. заветные. Всеобщее примирение и веселие.
Престольный праздник; литургия, молебен, крестный ход, гостевание. ярмарка, гулянье.
РАДОВАТЬСЯ ВСЕЙ СЕМЬЕЙ. Крестины и именины — наиболее древние семейные праздники русского народа. Обряды и обычаи семейных праздников.
ПОМНИТЬ ВСЕМ ОТЕЧЕСТВОМ. Государственные и гражданские праздники — общенародная память и благодарность. День Победы, День города или села и другие.
МОЛИТЬСЯ ВСЕЙ ЦЕРКОВЬЮ. Православные праздники — важная часть народной праздничной культуры. Пасха – праздник праздников. Ее атрибуты: ночная литургия, пасхальный крестный ход, возгласы «Христос Воскресе!», кулич и пасха, крашеные яйца, славление Христа и величальные песни. Исторический и духовный смысл этих проявлений праздника.
Празднование Рождества Христова и «Спасы» в отечественной культуре.
ПОТРУДИТЬСЯ ДУШОЙ. Общие традиции всех праздников: ощутить смысл и духовное предназначение праздника, внешняя и внутренняя подготовка к празднику обычаи гостеприимства, милосердие к больным, одиноким и всем нуждающимся.
Обобщающий урок (1 час)
Исторический, нравственный и духовный смысл традиций.
Приложение
к тематическому планированию
3.Календарно-тематическое планирование
4 класс.
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Дата | Фактически |
1 | Введение. | 1 | ||
2 | Первые образы. Отец. Мать. | 1 | ||
3 | Первые образы. Отец. Мать. | 1 | ||
4 | Отечество. Щит и меч. Мир. | 1 | ||
5 | Отечество. Щит и меч. Мир. | 1 | ||
6 | Отечество. Щит и меч. Мир. | 1 | ||
7 | Священные образы. «Спаситель», «Пресвятая Богородица». | 1 | ||
8 | Священные образы. «Спаситель», «Пресвятая Богородица». | 1 | ||
9 | «Ангел-хранитель» | 1 | ||
10 | Светлые образы. Свет и просветители. | 1 | ||
11 | Праведники и мудрецы. | 1 | ||
12 | Образы-знаки. | 1 | ||
13 | Священные слова. | 1 | ||
14 | Сердечные слова. | 1 | ||
15 | Честные слова. | 1 | ||
16 | Труд | 1 | ||
17 | Труд | 1 | ||
18 | Труд | 1 | ||
19 | Служение. | 1 | ||
20 | Служение. | 1 | ||
21 | Служение. | 1 | ||
22 | Творчество. | 1 | ||
23 | Творчество. | 1 | ||
24 | Традиции праведного дела. | 1 | ||
25 | Традиции праведного дела. | 1 | ||
26 | Традиции праведного дела. | 1 | ||
27 | Традиции праздника | 1 | ||
28 | Традиции праздника | 1 | ||
29 | Гулять всем миром. | 1 | ||
30 | Гулять всем миром. | 1 | ||
31 | Радоваться всей семьёй. | 1 | ||
32 | Помнить всем Отечеством. | 1 | ||
33 | Молиться всей Церковью. | 1 | ||
34 | Обобщающий урок. | 1 |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 8»
«Рассмотрено» «Согласовано» на заседании МО зам. директора по УР учителей начальных классов _____Л.А. Лазарева протокол №_1 «30» августа 2020 г. от 29 августа 2020г. Председатель МО _____________Т.П. Гайдовская | Утверждена педагогическим советом школы Протокол от 30.08.2020 №1 Приказ директора школы от 30.08.2020 №582 __________ О.С. Серебренникова
|
«_____» ____________ 20__ г.
г. Нижневартовск
- РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Путь к грамотности»
Универсальные учебные действия:
Личностными результатами изучения программы являются:
- Развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств, важных для деятельности человека.
- Развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышлений.
- Формирование лингвистической культуры.
- Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о русском языке.
- Формирование навыков работы с источниками, научно-популярной литературой и периодической печатью.
Метапредметные результаты:
- Применять изученные способы работы с дополнительной литературой.
- Анализировать учебный материал. Действовать в соответствии с заданными правилами.
- Включаться в групповую работу. Участвовать в решении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
- Выполнять пробное учебное действие, фиксировать затруднения в пробных учебных действий.
- Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
- Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
- Контролировать свою деятельность (обнаруживать и исправлять ошибки).
- Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в литературе для ответа на заданные вопросы.
- Моделировать ситуацию, описанную в литературе. Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.
- Обосновывать выполняемые и выполненные действия.
- Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска решения задачи.
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
- Сравнение (2 часа)
Ситуативная связь между понятиями. Образное сравнение.
- Комбинаторика (2 часа)
Решение задач с помощью таблиц и графов.
- Элементы логики (11 часов)
Виды отношений между понятиями. Рефлексивность и симметричность отношений. Причинно0следственные цепочки. Логические связки «или», «если …, то». Логические возможности. Рассуждения. Выводы.
- Развитие творческого воображения (11 часов)
Оценка ситуации с разных сторон. Многозначность. Рассмотрение законов логики с точки зрения русского языка и окружающего мира.
- Практический материал (3 часа)
- Логические задачи. Задачи-смекалки. Логические игры. Житейские задачи.
Приложение
к тематическому планированию
3.Календарно-тематическое планирование
4 класс
№ п/п | Тема занятия | Всего часов | Дата проведения | |
Планируемая | Фактическая | |||
1. | Входной тест. | 1 | ||
2. | Повторение основных мыслительных операций. | 1 | ||
3. | Причинно-следственные цепочки. | 1 | ||
4. | Интегрированный: логика в окружающем мире. | 1 | ||
5. | Интегрированный: логика в русском языке. | 1 | ||
6. | Виды отношений между понятиями. | 1 | ||
7. | Комбинаторика. Решение задач с помощью таблиц. | 1 | ||
8. | Понятие о графах. | 1 | ||
9. | Рефлексивность отношений. | 1 | ||
10. | Симметричность отношений. | 1 | ||
11. | Тест «Отношения между понятиями». | 1 | ||
12. | Классификация. | 1 | ||
13. | Язык и логика. Фразеологизмы. | 1 | ||
14. | Язык и логика. Образность и меткость речи. | 1 | ||
15. | Язык и логика. Речевые ошибки. | 1 | ||
16. | Язык и логика. Пословицы. | 1 | ||
17. | Тест «Язык и логика». | 1 | ||
18. | Работа над ошибками. | 1 | ||
19. | Логические связки «или», «и». | 1 | ||
20. | Логическая связка «если …, то». | 1 | ||
21. | Логические возможности. | 1 | ||
22. | Ситуативная связь между понятиями. | 1 | ||
23. | Оценка ситуации с разных сторон. | 1 | ||
24. | Образное сравнение. | 1 | ||
25. | Синонимы. Многозначность. | 1 | ||
26. | Антонимы. | 1 | ||
27. | Тест «Языковая логика». | 1 | ||
28. | Работа над ошибками. | 1 | ||
29. | Комбинаторика. Решение задач с помощью графов. | 1 | ||
30. | Рассуждения. | 1 | ||
31. | Выводы в рассуждениях. | 1 | ||
32. | Юмор и логика. | 1 | ||
33. | Юмор и логика. | 1 | ||
34. | Конкурс эрудитов. | 1 |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 8»
|
г. Нижневартовск
- ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Универсальные учебные действия:
Личностными результатами изучения программы являются:
- Развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств, важных для деятельности человека.
- Воспитание чувства ответственности за экологическое состояние окружающей среды.
- Развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышлений.
- Формирование гражданского мировоззрения, воспитания чувства любви к «малой родине», бережного отношения к экологическому наследию.
- Формирование экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды, как среды жизнедеятельности; бережного отношения и ответственного поведения в ней.
- Воспитание потребности в здоровом образе жизни.
- Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном городе.
- Развитие потребности к самостоятельному изучению истории города через исследовательскую деятельность.
- Формирование навыков работы с историческими источниками, научно-популярной литературой и периодической печатью.
Метапредметные результаты:
- Применять изученные способы работы с дополнительной литературой.
- Анализировать учебный материал. Действовать в соответствии с заданными правилами.
- Включаться в групповую работу. Участвовать в решении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
- Выполнять пробное учебное действие, фиксировать затруднения в пробных учебных действий.
- Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
- Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
- Контролировать свою деятельность (обнаруживать и исправлять ошибки).
- Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в литературе для ответа на заданные вопросы.
- Моделировать ситуацию, описанную в литературе. Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.
- Обосновывать выполняемые и выполненные действия.
- Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска решения задачи.
- СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа работы кружка строилась таким образом, чтобы в процессе экологического воспитания осуществлялось комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы ребенка, т.е. предполагает наличие таких блоков, как познавательный, познавательно-развлекательный, общение с представителями растительного и животного мира.
Содержание познавательного блока занятий кружка составляют сведения о природе, ее компонентах, взаимосвязях между ними, взаимосвязях между человеком и природой, о способах сохранения и улучшения природы, о культуре поведения в природе, об охраняемых видах животных и растений, заповедных территориях родного края, об отношении человека к природе.
Занятия с детьми строятся, таким образом, что природоохранные знания детей расширяются и углубляются от темы к теме. Природа изучается как носительница эстетических, материальных качеств, как среда обитания. Наряду с природоохранными дети приобретут пропедевтические знания по зоологии, географии и ботанике, которые помогут им в дальнейшем при изучении курса экологии. Кроме того, у детей будут формироваться нравственные знания и чувства: любовь, сопереживание, жалость и др.
Для того чтобы занятия кружка были интересны и не утомляли детей, целесообразно предусмотрена и смена видов деятельности: познавательная, игровая, творческая, трудовая, исследовательская и др.
Активизации деятельности младших школьников в кружке способствует разнообразие форм работы: снятие в рабочей комнате продолжаются экскурсиями в музей и в природу; коллективные творческие дела завершают выставки, встречи с интересными людьми, викторины, экологические праздники, изготовление стенгазет, коллажей, альманахов и т.д.
Содержание программы экологического кружка “Уникальная планета”
Раздел I. Ведение в экологию.
Тема №1. Что такое экология?
Общая и частная экология. Некоторые теории происхождения жизни на Земле. История, испытания и изменение облика планеты.
Тема №2. Голубая планета Земля.
Размеры Земли. Земля и Солнце. Почему бывают день и ночь. Стадии развития земли. Часовые пояса. Земля магнит. Жидкое ядро Земли. Огнедышащая Земля. Шесть материков земного шара. Полюсы тепла и холода. Самые большие высоты и глубины. Причины великих оледенений.
Раздел II. Неживая и живая природа. Путешествие по карте.
Тема №3. Объекты неживой природы.
Камни, песок, воздух, вода, почва. Пассаты-ветры дующие всегда. Красота и гармония гор. Минералы. Сказочная красота камней (яшма, изумруды, малахит). Мир пещер их красота и многоликость. Карстовые пещеры. Соль Земли. Песок и глина. Вездесущий и многоликий кварц. Обычная вода, но это интересно! Беседа о твёрдой, жидкой и газообразной воде. Вода в быту. Экономия воды. Вода источник жизни на Земле. Озёра это голубые глаза Земли. Чистая вода Байкала. Хранилища воды на суше. Как снег становится льдом. Во власти вечной мерзлоты.
- Практическая работа (деятельность) - Опыты с водой (живая вода, вода под микроскопом);
- Ищем на карте пещеры, водопады - фото (или картинки) - где бывали - отмечаем на карте.
Тема №4. Лес - многоэтажный дом (или под сенью зеленого леса).
Типы лесов. Растения, формирующие лес. Структура леса. Леса умеренных широт. Лиственные и хвойные леса. Пойменные леса. Тропические леса. Субэкваториальные леса. Горные леса. Сосновые, еловые, кедровые, лиственные леса. Лес как планетарное явление. Пространственное распределение лесов. Животный мир лесов, его разнообразие. Леса-лёгкие Земли. Приспособляемость различных видов животных к условиям обитания.
• Практическая работа (деятельность) - Экскурсия в лес, посадка деревьев, очистка леса от мусора.
• Путешествия в лесные заповедники, в тайгу и т.д. - отмечаем на карте
Тема №5. Многообразие животных и растений.
Дикие животные, их виды. Домашние животные их виды и приносимая человеку польза
Животные, содержащиеся в уголке природы. Общие правила ухода за аквариумом и его обитателями, за млекопитающими, за птицами. Деревья и кустарники, произрастающие в Западной Сибири. Лесная аптека Взаимодействие различных типов растений между собой. Конкуренция растений и что она означает. Комнатные растения Общие правила ухода за растениями. Практическая работа по формированию навыков ухода за растениями в уголке природы.
• Творческая работа - Животные. Оригами или флористика - композиция (открытка) из сухих растений
• Путешествия на дачи, в деревни - о домашних животных - на карте.
Тема №6. Планете имя - Океан. Океан – моря – озера - реки.
Жизнь в морях и океанах. Поверхностные и глубинные морские животные. Рыбы, их многообразие и необычные формы. Жизнь на дне. Кораллы. Хищники морских глубин (акулы, скаты, касатки). Всепланетный океан. Уровень мирового океана. Приливы и отливы. Куда текут океанские воды Гольфстрим - водяное отопление Европы. Волны на воде. Айсберги -плавающие ледяные горы.
- Творческая работа - коллективная работа “Подводный замок”
- Ищем на карте океаны и моря. Фотографии путешествий на моря, реки, озера - отмечаем на карте.
Тема №7. Что могут рыбы?
Удивительное в животной среде (притворство и отпугивание, превращения и брачные ритуалы). Тайны животных (массовые миграции, самоубийства китов). Рыбы, особенности строения. Как дышат рыбы? Электрические рыбы. Могут ли рыбы жить без воды? Как рыбы летают? Знакомство с обитателями аквариума.
• Просмотр видеофильмов: “Живые обитатели морских глубин”, “Акулы”.
Тема №8. Есть ли жизнь в Арктической пустыне?
Природа и животный мир Арктики.
- Творческая композиция - Царство Снежной королевы.
- Картинки или истории - на карту
Тема №9. Горячее солнце пустыни.
Природа и животные пустыни.
- Аппликация из клякс - животных
- Отдых в Египте и др. - на карту
Раздел III. Человек и природа.
Тема №10. От динозавров до человека.
Как возникли и почему вымерли динозавры. Экологическая катастрофа, приведшая к исчезновению динозавров.
(Где жили динозавры - на карту -дать возможность оторваться тем, кто не путешествовал в Египет)
Тема №11. Человек изменяет Землю. Экологические катастрофы.
Масштабы влияния человека на земную кору. Скупой платит дважды. Использование природных богатств. Пожары на нефтяных месторождениях. Непосильная тяжесть городов. Отходы и свалки. Влияние водохранилищ, а также ГЭС и ТЭЦ на экосистему городов и посёлков. Влияние автомобильного транспорта на экологию. Глобальное потепление климата, в чём причина и чем это грозит человечеству и всему живому на Земле. “Зелёные”- чем занимается и что пропагандирует данная организация.
- Экскурсия по городу “Приспособление растений и животных к жизни в городах”.
- Собираем материал - фотографии по микрорайону.
Тема №12. Человеческий организм.
Человек - часть природы. Как мы растём ? Как мы усваиваем пищу? Почему мы потеем? Почему мы испытываем жажду? Почему мы устаём? Что происходит, когда мы спим? Что вызывает сны? Как циркулирует кровь? Как определить группу крови? Что такое переливание крови? Что такое кожа? Почему кожа у людей разного цвета? Что такое веснушки? Из чего состоит глаз? Как мы различаем цвета? Как работает ухо. Что такое человеческие зубы? Почему у людей такие разные волосы? Седеют ли волосы от испуга? Из чего сделаны ногти? Есть ли одинаковые отпечатки пальцев? Как мы разговариваем? Как мы запоминаем? Почему мы плачем? Почему мы смеёмся? Что вызывает икоту? Что такое боль? Что такое простуда? От чего бывает жар? Вредные привычки (неправильное питание, не делаем зарядку и т.д.).
• Правила здорового образа жизни.
Тема №13. Загадки космоса.
Тайны вселенной. Есть ли жизнь на других планетах? Созвездия и галактики. Что такое Млечный Путь? Что такое падающие звёзды? Что такое комета? Почему астрономы полагают, что на Марсе может быть жизнь?
• Видеоэкскурсия в планетарий.
Тема №14. Экология Нижневартовска. Проверь экологию своего города.
• Выступление с сообщением. Дискуссия.
- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
- 4 класс
№ | Тема | По плану | Фактически |
Организационное занятие | |||
Экологическая деятельность летом. | |||
Учимся передавать свои знания другим | |||
Учись быть здоровым. | |||
Изучаем способы охраны природы. | |||
Изучаем способы охраны природы. | |||
Изучаем способы охраны природы. | |||
Обсуждаем экологические катастрофы. | |||
Обсуждаем экологические катастрофы. | |||
Окружающая среда и здоровье человека. | |||
Окружающая среда и здоровье человека. | |||
Экологические взаимоотношения организмов. | |||
Экология популяции | |||
Организмы и среда их обитания. | |||
Организмы и среда их обитания. | |||
Человек в созданной им среде. | |||
Деловые игры. | |||
Деловые игры. | |||
Вопросы задает природа. | |||
Хочу стать экологом-инструктором. | |||
Хочу стать экологом-инструктором. | |||
Словарик юного эколога. | |||
Практикум. | |||
Подготовка и проведение праздников. | |||
Уроки Гнома-эконома. | |||
По страницам занимательной литературы. | |||
По страницам занимательной литературы. | |||
По страницам занимательной литературы. | |||
Викторины, конкурсы, беседы. | |||
Викторины, конкурсы, беседы. | |||
Викторины, конкурсы, беседы. | |||
Простейшие уроки жизни. | |||
Экскурсия. | |||
Экскурсия. | |||
|
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 8»
|
ВВЕДЕНО В ДЕЙСТВИЕ
педагогическим советом приказом директора от ____ 20___ г. № «_____» ____________ 20__ г. Нижневартовск
- РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»
Универсальные учебные действия:
Личностными результатами изучения программы являются:
- Развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств, важных для деятельности человека.
- Развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышлений.
- Формирование экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды, как среды жизнедеятельности; бережного отношения и ответственного поведения в ней.
- Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном городе.
- Развитие потребности к самостоятельному изучению различных проблем через исследовательскую деятельность.
- Формирование навыков работы с источниками, научно-популярной литературой и периодической печатью.
Метапредметные результаты:
- Применять изученные способы работы с дополнительной литературой.
- Анализировать учебный материал. Действовать в соответствии с заданными правилами.
- Включаться в групповую работу. Участвовать в решении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
- Выполнять пробное учебное действие, фиксировать затруднения в пробных учебных действий.
- Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
- Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
- Контролировать свою деятельность (обнаруживать и исправлять ошибки).
- Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в литературе для ответа на заданные вопросы.
- Моделировать ситуацию, описанную в литературе. Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.
- Обосновывать выполняемые и выполненные действия.
- Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска решения задачи.
Предметные результаты реализации программы и критерии их оценки:
Результат | Критерии |
Преодоление барьера боязни проведения самостоятельных исследований (коллективных и индивидуальных) | Использование исследовательского метода обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром |
Получение специальных знаний, необходимых для самостоятельных исследований | Свободное оперирование понятиями: тема исследования, проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, вывод, методы исследования и др. |
Сформированность специальных умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске | Проявляемые умения: видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать свои идеи |
Возросшие познавательные потребности и развивающиеся способности. | Положительная динамика детского отношения к процессу познания и росту успешности основной учебной деятельности. Изменение характера познавательной деятельности в сторону повышения степени самостоятельности |
- СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
4 класс.
Тема1. Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательской работе.
Практическая работа «Посмотри на мир другими глазами».
Тема2-3. Культура мышления.
Виды тем. Практическая работа «Неоконченный рассказ».
Тема 4-5. Умение выявлять проблемы. Ассоциации и аналогии.
Задания на развитие умения выявлять проблему. Ассоциации и аналогии.
Тема6-7. Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы.
Подбор интересующей темы исследования из большого разнообразия тем. Работа над актуальностью выбранной проблемы.
Тема 8-9. Целеполагание, актуализация проблемы, выдвижение гипотез.
Постановка цели, определение проблемы и выдвижение гипотез по теме исследования.
Тема 10-11. Предмет и объект исследования.
Определение предмета и объекта исследования и их формулирование.
Тема 12. Работа в библиотеке с каталогами. Отбор литературы по теме исследования – 1ч.
Экскурсия в библиотеку. Работа с картотекой. Выбор литературы.
Тема 13-14. Ознакомление с литературой по данной проблематике, анализ материала -2ч.
Работа с литературой по выбранной теме. Выборка необходимого материала для работы.
Тема15-16. Наблюдение и экспериментирование -2ч.
Практическая работа. Эксперимент с микроскопом, лупой.
Тема 17-18. Техника экспериментирования -2ч.
Эксперимент с магнитом и металлом. Задание «Рассказываем, фантазируем».
Тема19-20. Наблюдение наблюдательность. Совершенствование техники экспериментирования – 2ч.
Игра на развитие наблюдательности. Проведение эксперимента.
Тема21-22. Правильное мышление и логика – 2ч.
Задания на развитие мышления и логики.
Тема 23-24. Обработка и анализ всех полученных данных - 2ч.
Выборочное чтение. Подбор необходимых высказываний по теме проекта.
Тема25-27. Что такое парадоксы -3ч.
Понятие «парадокс». Беседа о жизненных парадоксах.
Тема28-30. Работа в компьютерном классе. Оформление презентации – 3ч.
Выполнение презентации к проекту. Подбор необходимых картинок. Составление альбома иллюстраций. Выполнение поделок.
Тема 31. Подготовка публичного выступления. Как подготовиться к защите -1ч.
Составление плана выступления.
Тема32. Защита исследования перед одноклассниками – 1ч.
Выступление с проектами перед одноклассниками.
Тема33. Выступление на школьной НПК – 1ч.
Презентация проекта на школьной НПК.
Тема34. Итоговое занятие. Анализ исследовательской деятельности – 1ч.
Анализ исследовательской деятельности. Выводы.
Приложение
к тематическому планированию
3.Календарно-тематическое планирование.
4 класс (34 часа)
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Дата | |
1 | Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательской работе. | 1 | ||
2 | Культура мышления. | 1 | ||
3 | Культура мышления. | 1 | ||
4 | Умение выявлять проблемы. Ассоциации и аналогии. | 1 | ||
5 | Умение выявлять проблемы. Ассоциации и аналогии. | 1 | ||
6 | Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы. | 1 | ||
7 | Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы. | 1 | ||
8 | Целеполагание, актуализация проблемы, выдвижение гипотез. | 1 | ||
9 | Целеполагание, актуализация проблемы, выдвижение гипотез. | 1 | ||
10 | Предмет и объект исследования. | 1 | ||
11 | Предмет и объект исследования. | 1 | ||
12 | Работа в библиотеке с каталогами. Отбор литературы по теме исследования. | 1 | ||
13 | Ознакомление с литературой по данной проблематике, анализ материала. | 1 | ||
14 | Ознакомление с литературой по данной проблематике, анализ материала. | 1 | ||
15 | Наблюдение и экспериментирование. | 1 | ||
16 | Наблюдение и экспериментирование. | 1 | ||
17 | Техника экспериментирования | 1 | ||
18 | Техника экспериментирования | 1 | ||
19 | Наблюдение наблюдательность. Совершенствование техники экспериментирования. | 1 | ||
20 | Наблюдение наблюдательность. Совершенствование техники экспериментирования. | 1 | ||
21 | Правильное мышление и логика. | 1 | ||
22 | Правильное мышление и логика. | 1 | ||
23 | Что такое парадоксы | 1 | ||
24 | Что такое парадоксы | 1 | ||
25 | Обработка и анализ всех полученных данных. | 1 | ||
26 | Обработка и анализ всех полученных данных. | 1 | ||
27 | Обработка и анализ всех полученных данных. | 1 | ||
28 | Работа в компьютерном классе. Оформление презентации. | 1 | ||
29 | Работа в компьютерном классе. Оформление презентации. | 1 | ||
28- | Работа в компьютерном классе. Оформление презентации. | 1 | ||
31 | Подготовка публичного выступления. Как подготовиться к защите. | 1 | ||
32 | Защита исследования перед одноклассниками. | 1 | ||
33 | Выступление на школьной НПК. | 1 | ||
34 | Итоговое занятие. Анализ исследовательской деятельности. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Авторская программа внеурочной деятельности может быть рекомендована к применению и тиражированию....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности. Наблюдения за формированием компетенций я...
Конспект и презентация занятия внеурочной деятельности по теме :"Лес. Словообразование" по программе внеурочной деятельности "Речевые игры".
Данный урок является развивающем, на котором педагог в игровой форме развивает те психические функции детей, которые необходимы им для усвоения навыков письма и чтения....
Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)
Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...
Сценарий занятия для обучающихся 1-2х классов по внеурочной деятельности в рамках программы внеурочной деятельности «Разноцветные лучики » на тему «Краски осени»
Тип занятия: комбинированный (получение новых знаний и применение их на практике).Возрастная категория: 7- 8 лет.Целевые установки: формирование у детей посредством творческой деятельности представлен...