Программа внеурочной деятельности "Грамматей-ка" 1-4 классы.
рабочая программа
Цель данной программы: способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке материала, содействовать развитию речи обучающихся, совершенствовать у них навыки лингвистического анализа, повышать уровень языкового развития школьников, воспитывать интерес к предмету, формировать личность, полноценно владеющую устной и письменной речью в соответствии со своими возрастными особенностями.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Грамматей-ка».
1 - 4 класс
Составитель программы
учитель начальных классов:
Юрина Любовь Владимировна
г. Нижний Новгород
2020 г.
Пояснительная записка
Цель данной программы: способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке материала, содействовать развитию речи обучающихся, совершенствовать у них навыки лингвистического анализа, повышать уровень языкового развития школьников, воспитывать интерес к предмету, формировать личность, полноценно владеющую устной и письменной речью в соответствии со своими возрастными особенностями.
Исходя из основной цели, можно выделить частные задачи, которые решаются в процессе деятельности:
- Обучающие:
- развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
- приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
- пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
- развитие мотивации к изучению русского языка;
- развитие творчества и обогащение словарного запаса;
- совершенствование общего языкового развития учащихся;
- углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
- расширение и углубление запаса знаний учащихся и формирование лингвистической компетенции;
- совершенствование работы над содержательной стороной слова;
- формирование умений и навыков самостоятельного решения коммуникативных задач.
- Развивающие:
- развитие устной и письменной речи;
- активизация познавательных интересов;
- развитие коммуникативно-игровых и творческих способностей с помощью инсценировок, ролевых игр, проектов;
- развитие вербальной, слуховой, зрительной и кинестетической памяти;
- развитие абстрактного, логического и творческого мышления и воображения;
- развивать смекалку и сообразительность;
- приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
- развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
- учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
- формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
- Воспитательные:
- воспитания любви и уважения к родному языку, интереса к чтению литературы;
- воспитание доброжелательности, толерантности;
- воспитание культуры общения;
- воспитание культуры обращения с книгой;
- воспитание у учащихся чувства осознания себя как личности, принадлежащей к определенному языковому и культурному обществу.
Общая характеристика
Основа овладения учащимися русским языком закладывается в начальной школе. Развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитания любви к родному языку, интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед учителем в начальной школе. Решение этой задачи осуществляется не только на уроке, но и во внеурочной деятельности.
«Школа грамотея» — внеурочный курс для младших школьников, в содержании которого рассматривается орфоэпическое, лексическое, грамматическое многообразие мира слов, основные методы и пути его познания, а также развивается языковая интуиция и художественно-образное мышление младших школьников. Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения учащихся к языку, для воспитания ответственности за соблюдение норм языка как важного компонента языковой культуры.
Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по данной программе. В отборе материала к занятиям учитель должен ориентироваться на связи с программным материалом по русскому языку, учитывая необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном.
Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
- занимательность;
- научность;
- сознательность и активность;
- наглядность;
- доступность;
- связь теории с практикой;
- индивидуальный подход к учащимся.
Внеурочный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.
Личностные и метапредметные результаты
1-й класс
Личностные результаты:
- осознавать роль языка и речи в жизни людей;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
- учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
2-й класс
Личностные результаты:
- осознавать роль языка и речи в жизни людей;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
- учиться высказывать своѐ предположение (версию) на основе работы с материалом;
- учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД:
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других, пользоваться приѐмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
- выразительно читать и пересказывать текст;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
3 - 4-й классы
Личностные результаты:
- эмоциональность - умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
- эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей, сочувствовать другим людям, сопереживать;
- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;
- потребность в чтении;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесѐнное и написанное слово.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели занятия;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть монологической и диалогической формами речи;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
К концу обучения курса «Школа грамотея» учащиеся должны
уметь вести:
- этикетные диалоги в типичных ситуациях бытового, учебно-трудового и межкультурного общения;
- диалог-расспрос (запрос информации и ответ на него);
- диалог-побуждение к действию.
Уметь пользоваться основными коммуникативными типами речи:
- описание;
- сообщение, рассказ (представлять себя, свою семью и т.д.);
- характеристика (человека, животного и т.д.).
Воспринимать на слух и понимать:
- речь учителя и одноклассников в процессе общения на уроке;
- небольшие доступные тексты в аудиозаписи, построенные на изученном языковом материале.
Уметь:
- строить суждения в простой форме;
- анализировать, синтезировать, классифицировать, обобщать;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
- договариваться.
Содержание курса
- 1 КЛАСС (1-й год обучения) – 33 часа (14 – теоретических, 19 – практических)
Раздел – «Путешествие по Стране Слов»
Тема1. В мире безмолвия и неведомых звуков. (1практ.ч.) Разыгрывание немых сцен. Сказка «Мир без слов». Звукоподражание и «теория ням-ням». Игры «Добавки», «Знаешь сам - расскажи нам».
Тема2. В Страну Слов. Первые встречи. (1практ.ч.) Игры «Слова – братья», «Эстафета». Разгадывание загадок. Сценка «Кто лишний». Головоломка «Ягоды». Рассказ «Снежные слова».
Тема3-4. К тайнам волшебных слов. (1 теор.ч.+1практ.ч.) Сказка «Волшебные слова». Разгадывание загадок, прослушивание стихов и рассказов о волшебных словах. Сценки «Когда слова теряют свою волшебную силу».
Тема5. Выбор друзей в Стране Слов. (1практ.ч.) Сказка «Игры гномов». Игры «Доброе – злое», «Только хорошее». Конкурс на внимание и чистописание. Парад Добрых слов.
Тема6. К несметным сокровищам Страны Слов. (1теор.ч.) Головоломка «Сколько родственников». Беседа о духовном богатстве и богатстве русского языка. Знакомство с толковым словарём. Конкурс на лучшее толкование слов. Игры «Назови по родству», «Кто больше?», «Цепочка слов».
Тема7. Чудесные превращения слов. (1практ.ч.) Сказка А. Шибаева «Буква заблудилась». Игры «Весёлые буквы», «Спрятавшееся слово». Инсценирование стихотворения А.Шибаева.
Тема8-9. В гости к Алфавиту. (1теор.ч.+1практ.ч.) Чтение отрывка из книги С.Маршака «Весёлое путешествие от А до Я». Знакомство с орфографическим словарём. Пирамида «Всё на А». Сказка «Кутерьма». Игры «Волшебный колодец», «Помоги Р».
Тема10. К тайнам звуков и букв. (1теор.ч.) Разгадывание загадок. Тренировочные упражнения в произнесении звуков. Сказка «Лесной карнавал». Инсценирование стихотворения В. Суслова из книги «Трудные буквы».
Тема11. Встреча с Радугой. (1практ.ч.) Сказка «Слова, которые могут рисовать». Тайна госпожи Радуги. Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень». Игра «Исправь ошибку художника».
Тема12. В Страну Говорящих Скал. (1теор.ч.) Рассказ учителя о тайнах рисуночного письма, о том, как наши предки научились писать и считать. Головоломка «Заколдованные слова»
Тема13. В глубь веков на Машине времени. (1теор.ч.) Рассказ учителя о том, как на свет появились первые родственники алфавита. Разгадывание ребусов.
Тема14. В Королевстве Ошибок. (1практ.ч.) Сочинение сказки. Прослушивание стихов и рассказов и работа по исправлению ошибок. Игра «Волшебная яблоня». Разыгрывание ситуаций.
Тема15. В Страну Слогов. (1практ.ч.) Игра на внимание «Исправь ошибки». Хоровое декларирование. Разгадывание головоломки. Игра с мячом «Продолжи слово».
Тема16. Неожиданная остановка в пути. (1теор.ч.) Проговаривание слов по слогам. Игры «Найди другое слово», «Пройди через ворота», «Найди пару». Рассказ учителя о речи.
Тема17. В удивительном городе Неслове. (1практ.ч.) Работа со словарём. Инсценирование рассказа «Незнакомое слово». Игры «Преврати буквы в слова», «Угадай слово». Разгадывание загадок. Головоломка «Перекрёсток».
Тема18-19. Чудеса в Стране Слов. (2практ.ч.) Разгадывание ребусов. Многозначные слова. Угадывание слов по их значению. Разыгрывание сценок. Головоломка. Слова – синонимы.
Тема20. К словам разнообразным, одинаковым, но разным. (1теор.ч.) Слова – омонимы. Разгадывание загадок, шарад, ребусов. Инсценирование рассказов. Головоломка.
Тема21-22. На карнавале слов (1теор.ч.+1практ.ч.). Рассказ учителя о словах-двойниках. Слова – омофоны. Прослушивание стихов и работа по их содержанию. Игры со словами – двойниками.
Тема23. В театре близнецов. (1практ.ч.) Головоломка «Начни и закончи». Работа со словарём. Шутки – каламбуры. Сценки «Есть», «Чей нос». Конкурс загадок.
Тема24. Конкурс знающих. (1практ.ч.) Правила «Узелки на память». Кроссворд «Конкурс знающих». Головоломка «дай толкование каждому слову». Игры с омонимами, омофонами.
Тема25. Новое представление. (1теорет.ч.) Инсценировка отрывка из сказки Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей». Весёлый аттракцион «доскажи словечко». Слова – синонимы (рассказ учителя). Сценка «Твёрдый знак». Игра «Найди друзей».
Тема26. Необычный урок. (1теор.ч.) Головоломка «Все слова на А». Слова – антонимы (рассказ учителя). Игра «Угадай - ка!» со словами – антонимами.
Тема27. Следопыты развлекают детей. (1практ.ч.) «Узелки на память» (повторение правил). Загадки, игры, пословицы, стихотворения с антонимами. Прослушивание сказок, рассказов.
Тема28. В Клубе весёлых человечков (1практ.ч.). Головоломка «Начинай на А». Подбор синонимов и антонимов. Игра в омонимы.
Тема 29-30. К словам – родственникам. Почему их так назвали? (1 теор.ч.+1 практ.ч.)
Рассказ учителя о родственных словах. Игра «Замечательный сад». Подбор родственных слов. Сказка «Вот так родственники!». Работа со словообразовательным словарём. Разгадывание ребусов. Тавтология. Игра «Домино».
Тема31. Экскурсия в прошлое. (1теор.ч.) Устаревшие слова – архаизмы и историзмы (рассказ учителя). В «музее» древних слов.
Тема32. Полёт в будущее. (1теор.ч.) Рассказ учителя о неологизмах. Игра «Угадай-ка». Узелки на память. Головоломка «Вгостилёт».
Тема33. Итоговое занятие. (1практ.ч.) Разгадывание ребусов, загадок, шарад. Игры со словами синомами, антонимами, омонимам. Инсценирование рассказов, рассказов.
- 2 КЛАСС (2-й год обучения) – 34 часа (13 – теоретических, 21 – практических)
Раздел - «Секреты орфографии»
Тема 1. Как обходились без письма?(1 теор. ч.)
Рассказ учителя «А начинали всё медведи». Слова в переносном смысле «медвежий угол, медвежья услуга». Сигналы – символы. Легенда о Тесее. Заучивание песенок – «напоминалок».
Тема 2. Древние письмена.(1 теор. ч.)
Рисуночное письмо. Игра «Угадай символ». Сказка Р. Киплинга «Как было
написано первое письмо». Иероглифы - «священные знаки.
Тема 3. Как возникла наша письменность? Страницы древних книг. (1 теор. ч.)
Застывшие звуки. Финикийский алфавит. Греческий алфавит. Кириллица или глаголица? Творческое задание «Придумай свой алфавит». Рассматривание страниц из древних книг (компьютерный вариант).
Тема 4 -5. Меня зовут Фонема. Инсценирование. (2 ч: 1 теор.+1 практ.)
Звуки - смыслоразличители. Игра «Наперегонки». Стихотворение Б. Заходера «Кит и Кот». Фонемы гласные и согласные. Игры с фонемами. Инсценирование стихотворения Н.Матвеева «Путаница».
Тема 6 - 8. Для всех ли фонем есть буквы?(3 ч.: 1 теор.+2 практ.)
Рассказ учителя «Как рождаются звуки». Звонкие и глухие «двойняшки». Игра «Строим дом». О воображении. Стихотворение Б. Заходера «Моя Вообразилия». Звонкие и глухие «одиночки». Твёрдые и мягкие фонемы. Таинственная буква. Буква - подсказчица. Буква – помощница. Буквы – актёры.
Тема 9. «Ошибкоопасные» места. (1 практ. ч.)
«Зеркальные и незеркальные слова». Кому нужна зоркость? Отрывок из сказки Антуана де Сент – Экзюпери «Маленький принц». Орфографическая зоркость. Тренировочные упражнения. Отработка орфографической зоркости. Игры «Запомни и напиши», «Эхо», «Найди орфограмму» и др.
Тема 10. Тайны фонемы.(1 теор. ч.)
Чередование фонем. Ключ к тайнам фонемы. Заучивание песенки - «запоминалки».
Тема 11 – 12. Опасные согласные. (2 ч.: 1 теор.+1 практ.)
Звуки – «волшебники» - сонорные звуки. Согласные в слабой и сильной позиции. Сомнительный согласный. Игра «Опасные соседи». Тренировочные упражнения «Кто последний?». Звуки «живут» по закону. Составление «Свода законов».
Тема 13. На сцене гласные.(1 практ. ч.)
Добрый «волшебник» - ударение. Игра «Поставь ударение». Игра - экспромт «Гласные без хлопот!»
Тема 14. «Фонемы повелевают буквами».(1 практ. ч.)
Фонемное правило. «Добро пожаловать, ь!». Въезд воспрещён, но … не всегда! Игры со словами. Разгадывание ребусов. Тренировочные упражнения.
Тема 15. Когда ь пишется, а когда не пишется?(1 практ. ч.)
Тренировочные упражнения. Игры со словами «Четвертый лишний», «Кто больше?» и др.
Тема 16. Ваши старые знакомые. Практическое занятие.(1 практ.ч.)
Игры – соревнования со словами с сочетаниями жи-щи, чу-щу, ча-ща, чк, чн, щн, нщ. Тренировочные упражнения. Викторина «Самый - самый!».
Тема 17 – 18. Правила о непроизносимых согласных.(2 ч.: 1 теор.+1 практ.)
Песенки - «напоминалки». Тренировочные упражнения. Нефонемное правило.
Игра «Вставь слова». Разбор стихотворения «Про солнце» С. Маршака.
Тема 19 – 20. Волшебное средство – «самоинструкция».(2 ч.: 1 теор.+1 практ.)
Знакомство с термином «самоинструкция». Правила составления самоинструкции. Работа по составлению самоинструкции. Работа по самоинструкции. Игра «Засели домик». Тренировочные упражнения. Игра «Найди подходящий транспорт». Краткий пересказ.
Тема 21. Строительная работа морфем.(1 практ. ч.)
«Строительные блоки» для морфем. Приставкины «смыслиночки». Игры «Словообразовательное домино», «Весёлые превращения» и др. «Смыслиночки» суффиксы. «Смыслиночки» окончания.
Тема 22 - 23. Где же хранятся слова? Словари – сокровищница языка.
(2ч.:1 теор.+1 практ.)
Копилки слов. Как найти слово в словаре? Лингвистика – наука о языке. Работа со словарями. Заочное путешествие «В музее слов» (работа с презентацией).
Тема 24 – 25. Поговорим обо всех приставках сразу. (2ч.: 1 теор.+1 практ.).
Игры с приставками. Много ли на свете приставок. Работа со стихотворением С. Есенина. Правила написания приставок. Секрет безошибочного письма. Тренировочные упражнения. Опасные согласные в приставках. «Нарушители» правил. Коварная приставка с-. Самые трудные (пре- и при-). Песенка – «напоминалка». Игры и упражнения с приставками «Превращения слов», «Наборщик слов» и др.
Тема 26 - 27. Слова – «родственники».(2 ч.: 1 теор.+1 практ.).
Правильные корни и корни - уродцы. Секреты родственных слов. Игра «Третий лишний». Игра «Кто больше?». Работа с текстом. Тренировочные упражнения.
Тема 28 – 30. Кто командует корнями?(3ч. .: 1 теор.+2 практ.).
Чередование гласных в корне. Полногласные и неполногласные сочетания. Игра «Узнай их в лицо». Тренировочные упражнения. Работа с текстами. Орфограмма с «девчачьим именем». Командуют гласные. Командуют согласные. Командует ударение. Командует смысл. Решение лингвистических задачек и головоломок с использованием «моделей» частей слова.
Тема 31 – 32. «Не лезьте за словом в карман!». Словарное богатство русского языка.(2 практ. ч.)
Корень и главное правило. Изменяем форму слова. Игра «Словесный мяч». Непроверяемые гласные. Проверочные слова. Игра – собирание слов. Конкурс «Придумай название для новых конфет». Пересказ текста. Тренировочные упражнения.
Тема 33. «Пересаженные» корни.(1 практ. ч.)
Старые знакомцы. Откуда пришли знакомые слова. Работа со словарём. Тренировочные упражнения. Поиск информации о происхождении слов.
Тема 34. Итоговое занятие. Олимпиада. (1 практ. ч.)
- 3 КЛАСС (3-й год обучения) – 34 часа (11 – теоретических, 23 – практических)
Раздел – «Занимательное словообразование».
Тема 1. Сказочное царство слов (1 теор. ч.)
Беседа о красоте и богатстве народной речи. На примерах произведений устного народного творчества показывается богатство русского языка, народная фантазия, мудрость народа. Конкурс на знание пословиц и поговорок. Игра «Закончи пословицу».
Тема 2-3. Путешествие в мир слов (2 ч.: 1 теор.+1 практ.)
Знакомство с тематическими группами слов. Игра «Слова - братья». Составление тематического словаря о грибах. Игра «Эстафета». Разгадывание загадок. Работа с рассказом Н. Надеждиной «Снежные слова». Игра «Найди лишнее слово».
Тема 4-5. Чудесные превращения слов (2 практ. ч.)
Дается представление о превращении слов, умение находить «сбежавшие» из слов буквы. Игра «Найди заблудившуюся букву». Игра «Грустные превращения». Шарады. Рассказ – загадка.
Тема 6-7. В гостях у слов родственников (2 ч.: 1 теор.+1 практ.)
Знакомство с разными группами родственных слов. Подбор родственных слов с заданным корнем. Закрепление знаний отличительных признаков слов – родственников. Работа над стихотворением «О странном саде с необыкновенным урожаем» Е. Измайлова. Выбор из стихотворений слов - родственников. Игра со словообразовательными моделями «Неразрывная цепь слов».
Тема 8-9. Добрые слова (2 практ. ч.)
Беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами». Работа со стихотворением В. Коркина «Доброе утро». Игра «Умеете ли вы здороваться?». Работа с текстами на данную тему.
Тема 10. Из истории языка. Устаревшие слова (1 практ. ч.)
Заочная экскурсия в прошлое (компьютерный вариант - презентация). Знакомство со словами - историзмами и архаизмами. Выбор из текста древних слов. Объяснение устаревших слов. Проект «Узнай историю слова».
Тема 11-12. Новые слова в русском языке (2 ч.: 1 теор.+1 практ.)
Рассказ учителя «Откуда приходят новые слова?». Неологизмы в русском языке. Нахождение неологизмов в текстах. Игра «Угадай-ка».
Тема 13. Встреча с зарубежными друзьями. Слова – иностранцы (1 практ. ч.)
Знакомство с заимствованными словами. Рассказ «Откуда пришли слова - пришельцы». Работа над стихотворением С. Я. Маршака. Признаки слов – пришельцев. Игра «Шесть и шесть».
Тема 14-15. Синонимы в русском языке (2 ч.:1 теор.+1 практ.)
Знакомство со словами - синонимами. Работа над стихотворением А. Барто «Игра в слова». Беседа «Что обозначают слова - синонимы». Нахождение слов-синонимов в тексте. Составление мини - словариков «Собираю синонимы».
Тема 16. Слова – антонимы (1 практ. ч.)
Знакомство со словами – антонимами. Случаи употребления антонимов в русском языке. Выделение антонимов из рассказа Л. Н. Толстого «Лебеди». Работа над стихотворением В. Орлова «Спор». Игра «Подбери нужные слова». Работа над подбором слов - антонимов. Рассказ учителя о роли антонимов в русском языке. Составление мини – словариков «Собираю антонимы».
Тема17. Слова – омонимы (1 теорет. ч.)
Омонимы в русском языке и их роль. Работа над рассказом И. Туричина «Есть». Игра «Докажите…». Чтение рассказа Н. Сладкова «Овсянка». Поиск омонимов в тексте.
Тема 18. Крылатые слова (1 практ. ч.)
Беседа о значении «крылатых выражений» в русском языке. Подбор «крылатых выражений» в названиях текста. Работа с выражениями, употребляемыми в переносном значении и их смысла. Работа со стихотворениями Н. Силкова «Прикусил язык» и В. Орлова «Ни пуха, ни пера». Творческая работа «Изобрази крылатое выражение с помощью рисунка»: «Держать язык за зубами», «Попались на удочку», «Шиворот-навыворот» и др.
Тема 19-20. В королевстве ошибок (2 ч:1 теор.+1 практ.)
Игра «Исправь ошибки». Работа с произведениями, где допущены орфографические ошибки. Игра «Произноси правильно». Инсценировка
П. Реброва «Кто прав?».
Тема 21-22. В стране Сочинителей (2 практ. ч.)
Беседа о рифмах. Работа с загадками. Сочинение собственных загадок по заданным рифмам. Конкурс загадок в рисунках. Сочинение сказок о дружбе, о добре и зле. Проект на самостоятельно выбранную детьми тему.
Тема 23-24. Искусство красноречия (2 ч.: 1 теор.+1 практ.)
Знакомство с понятием «красноречие». Чтение образцовых текстов и их анализ.
Пересказы. Собственные упражнения в создании разных речей.
Тема 25. Праздник творчества и игры (1 практ. ч.)
Творческие задания для формирования орфографической зоркости. Дидактические игры, направленные на развитие познавательного интереса к русскому языку. Интеллектуальная игра «Умники и умницы».
Тема 26-27. Трудные слова (2 ч.: 1 теор.+1 практ.)
Знакомство с этимологией трудных слов, с точным значением слов. Выполнение упражнений для запоминания правописания слов. Работа над текстами художественной литературы и произведений устного народного творчества. Работа с распознаванием «опасных мест» в словах. Выборочный диктант. Сказка о словарных словах. Разгадывание кроссворда и иллюстрирование словарных слов.
Тема 28-29. Анаграммы и метаграммы (2 ч.: 1 теор.+1 практ.)
Знакомство с историей изобретения анаграмм и метаграмм, с авторами, использовавшими в своем творчестве анаграммы и метаграммы. Ввод понятий «анаграмма» и «метаграмма». Работа с примерами (Милан - налим, актер - терка и т. д.).
Тема 30-31. Шарады и логогрифы (2 ч.:1 теор.+1 практ.)
Знакомство с происхождением шарад и логогрифов. Составление и разгадывание шарад и логогрифов. Иллюстрирование слов - ответов.
Тема32. Откуда пришли наши имена (1 практ. ч.)
Знакомство с происхождением имен. Творческая работа «Нарисуй свое имя».
Дидактическая игра «Составь имя». Проекты: «Мое имя», «Старинные имена в моей семье», другое.
Тема 33. Занимательное словообразование. Игры. Конкурсы. «Глокий язык» (1 практ. ч.)
Игры на превращения слов: «Буква заблудилась», «Замена буквы», «Какое слово задумано?», «Что раньше, что потом?» и т. д. Шарады. Решение кроссвордов.
Тема 34. Защита проектов по выбранной теме (1 практ. ч.)
- 4 КЛАСС (4-й год обучения) – 34 часа (13 – теоретических, 21 – практических).
Раздел – «Занимательная лингвистика».
«Фонетика и орфоэпия» (7 часов: 5+2)
Тема 1. Что такое орфоэпия? (1 теор. ч.)
Знакомство с нормами литературного произношения. Углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке. Знакомство с понятиями «орфоэпия», «орфография». Обучение правильному произношению слов, соблюдая орфоэпические нормы.
Тема 2. Что такое фонография или звукозапись? (1 теор. ч.)
Знакомство с понятиями «фонография» и «звукозапись». Знакомство с историей письма, с этапом развития письменности – фонографией. Расширение знаний о буквах и звуках.
Тема 3. Звуки не буквы! (1 практ. ч.)
Знакомство с наукой фонетикой, правилами чтения и записи транскрипции. Рассказ учителя об отличии «буквы» от «звука». Составление транскрипций. Игра «Диктор» (работа со скороговорками).
Тема 4. Звучащая строка (1 теор. ч.)
Знакомство с фонетическими явлениями «звукозапись», «звукоподражание». Знакомство с терминами «ономатопеи», «аллитерация», «ассонанс». Развитие фонематического слуха.
Тема 5. Банты и шарфы. Игры со словами (1 практ. ч.)
Знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Знакомство с произношением слов банты и шарфы. Разыгрывание ситуаций с этими словами. Викторина «Что кроется в слове?»
Тема 6. «Пигмалион» учит орфоэпии (1 теор. ч.)
Продолжить знакомство с наукой - орфоэпия, с нормами произношения. Знакомство с героями и содержанием комедии Бернарда Шоу «Пигмалион». Правильная постановка ударений в словах.
Тема 7. Кис- кис! Мяу! или Кое - что о звукоподражаниях (1 теор. ч.)
Знакомство с ономатопоэтическими словами или звукоподражаниями. Познакомить с образованием звукоподражаний. Сравнение звукоподражаний разных языков. Развитие культуры речи. Выполнение заданий по теме «Орфоэпия и фонетика».
Лексикология (27 часов: 8 + 19)
Тема 8. Имена вещей (1 теор. ч.)
Знакомство с термином « лексика» и лексическим значением слов. Знакомство с толковыми словарями русского языка. Обогащение словарного запаса учащихся. Игра - исследование «О чем может рассказать слово борщ?».
Тема 9. О словарях энциклопедических и лингвистических (1 теор. ч.)
Дается понятие о лексическом значении слов. Знакомство с лингвистическими словарями русского языка, с особенностями словарной статьи. Сравнение роли энциклопедических и лингвистических словарей. Обучение умению пользоваться различными словарями.
Тема 10. В царстве смыслов много дорог (1 практ. ч.)
Знакомство с многозначными словами, словами - омонимами. Рассматриваются способы и причины образования нескольких значений у слова. Практическая работа «Отличие многозначных слов и слов - омонимов».
Тема 11. Как и почему появляются новые слова? (1 практ. ч.)
Продолжение знакомства с лексическим значением слов. Работа с различными толковыми словарями, с историей появления новых слов в русском языке. Проектная работа «Откуда это слово?» (по выбору детей).
Тема 12. Многозначность слова (1 практ. ч.)
Рассказ о свойстве «многозначность слова», о строении словарной статьи толкового словаря. Выделение отличительных признаков многозначности и омонимии. Работа с толковыми словарями (В. И. Даль, С. И. Ожегов). Игры «Прямое и переносное значение слов», «Носы и хвосты» и др. Конкурс «Кто больше?».
Тема 13. «Откуда катится каракатица?». О словарях, которые рассказывают об истории слов (1 практ. ч.)
Рассматривается понятие «этимология», строение словарной статьи этимологического словаря. Работа с различными этимологическими и историческими словарями. Определение первоисточников слова.
Тема 14. Пестрое семейство синонимов (1 практ. ч.)
Изучается особенность синонимического ряда слов. Работа со словами - синонимами и правильным употреблением их в речи. КВН «Слова – друзья».
Тема 15. Как возникают названия (1 теор. ч.)
Развитие речевых умений. Беседа о главных функциях языка. Вводится понятие «система номинации». Работа с этимологическими и историческими словарями.
Тема 16. Слова – антиподы (1 практ. ч.)
Беседа по содержанию стихотворения В. Полторацкого «Слово о словах». Вводится понятие «антонимы». Работа с пословицами и поговорками. Работа со «Словарем антонимов русского языка». Игра «Умники и умницы».
Тема 17. Фразеологические обороты (1 практ. ч.)
Изучение особенностей фразеологических сочетаний. Вводится понятие «фразеологические обороты». Беседа о правильном употреблении фразеологизмов в речи. Нахождение фразеологизмов в отрывке из повести А. Рыбакова «Приключение Кроша». Составление мини – словарика «Собираю фразеологизмы».
Тема 18. Словари «чужих» слов (1 практ. ч.)
Рассматриваются особенности строения словарной статьи словаря иностранных слов. Вводится понятие «устойчивые обороты». Работа со словарем иностранных слов и определение значения этих слов. Праздник «Пришли и прижились».
Тема 19. Капитан и капуста (1 практ. ч.)
Знакомство с историей происхождения и образования слов капитан и капуста, говядина и ковбой, портные и мошенники. Работа со словарем. Сравнение значения слов. Викторина «Угадай значение слова».
Тема 20. «Он весь свободы торжество» (1 теорет. ч.)
Исследуются языковые особенности произведений А. С. Пушкина. Вводится понятие «литературный язык» и «живая народная речь». Нахождение строк народной речи в произведениях А. С. Пушкина.
Тема 21. Праздник «крылатых выражений» и афоризмов (1 практ. ч.)
Вводятся понятия «крылатые выражения» и «афоризмы». Нахождение афоризмов и крылатых выражений в произведениях А. С. Пушкина. Работа по обогащению словарного запаса учащихся.
Тема 22. Слова, придуманные писателями (1 практ. ч.)
Продолжается работа над языковыми особенностями произведений А. С. Пушкина. Вводятся понятия «индивидуально - авторские неологизмы» и «окказиональные неологизмы». Нахождение индивидуально - авторских неологизмов в произведениях А. С. Пушкина.
Тема 23. Слова, уходящие, и слова – новички (1 практ. ч.)
Изучение особенностей устаревших слов - архаизмов. Знакомство со словами - новичками. Работа над пониманием и умение правильно употреблять архаизмы в речи. Рассматриваются виды неологизмов и виды архаизмов. Проекты «Архаизмы в юморе, сатире, иронии», «Какие слова стали вместо устаревших?», «Откуда это слово?» и др. (по выбору).
Тема 24. Словарь языка Пушкина (1 теор. ч.)
Рассматривается особенность построения «Словаря языка Пушкина». Знакомство с созданием «Словаря языка Пушкина». Беседа о значении этого словаря. Работа со словарем.
Тема 25. Смуглая Чернавка (1теор. ч.)
Рассматривается особенность древнерусских имен. Знакомство с историей русских имен, с первыми русскими именами на примере произведений А. С. Пушкина. Показать значение древнерусских имен. Мини – сочинение «Старинные имена в моей семье».
Тема 26. Похожи, но не одинаковы. Паронимы (1 теор. ч.)
Знакомство с понятием «паронимы». Знакомство со словарной статьей «Словаря паронимов», с видами словарей паронимов. Рассматриваются виды паронимов и способы их образования. Беседа о правильном употреблении паронимов в устной и письменной речи.
Тема27. Ошибка Колумба. «Ложные друзья переводчика» (1 теор. ч.)
Знакомство с явлением межъязыковой паронимии. Рассматриваются виды паронимов и способы их образования.
Тема 28. О словарях энциклопедических и лингвистических (1 практ. ч.)
Знакомство с энциклопедическими и лингвистическими словарями. Групповая работа со словарями. Игровая программа «Книжкино царство – мудрое государство».
Тема 29. Словарь - грамотей (1 практ. ч.)
Знакомство со словарной статьей орфографического словаря. Беседа о значении орфографического словаря. Работа с орфографическим словарем. Викторина «Грамотейка». Праздник «Орфограммы, встаньте в ряд!».
Тема 30. Слово или не слово?(1 практ. ч.)
Работа с междометьями, предлогами, союзами, местоимениями, частицами. Ролевые игры «Ох! и Ах!», «Пятый лишний», «Он, она, оно, они».
Тема 31. Какие бывают имена? О чем расскажут нам фамилии? (1 практ. ч.)
Знакомство с наукой «ономастика». Знакомство с традиционными кличками животных на Руси. Рассматриваются способы и причины образования омонимов среди имен собственных. Работа со словарями.
Тема 32. Загадки простого предложения. Интонация и логическое ударение
(1 практ. ч.)
Наблюдение и анализ порядка слов в простом предложении. Рассуждение о взаимосвязи порядка слов со смыслом простого предложения. Наблюдение над интонационным оформлением предложения. Исследование взаимосвязи логического ударения и смысла предложения. Лингвистический эксперимент «Сколько ответов можно дать на предложенный вопрос?».
Тема 33. Волшебный клубок орфограмм (1 практ. ч.)
Повторение всех известных орфограмм. Праздник «Орфограммы, встаньте в ряд!».
Тема 34. Итоговое занятие. Веселый марафон «Знатоки русского языка»
(1 практ. ч.)
Тематическое планирование
1-ый год обучения (1 класс)
№ | Тема | Дата проведения | Основные виды внеурочной деятельности обучающихся |
Путешествие по Стране Слов | |||
1 | В мире безмолвия и неведомых звуков. | Осознавать роль звуков в жизни людей. Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. | |
2 | В страну слов. Первые встречи. | Преобразовывать информацию из одной формы в другую: Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста). Учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). | |
3-4 | К тайнам волшебных слов. | Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя. Учиться высказывать своѐ предположение (версию) на основе работы с материалом. Учиться работать по предложенному учителем плану. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях. | |
5 | Выбор друзей в Стране Слов | Обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак). Учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). | |
6 | К несметным сокровищам Страны Слов. | Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: учиться пересказывать небольшие тексты. Оформлять свои мысли в устной форме (на уровне предложения или небольшого текста). | |
7 | Чудесные превращения слов. | Обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний. Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя. Договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им. | |
8-9 | В гости к Алфавиту. | Учиться высказывать своѐ предположение (версию) на основе работы с материалом. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. | |
10 | К тайнам звуков и букв. | Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста). Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. Учиться работать в паре, группе. | |
11 | Встреча с Радугой. | ||
12 | В Страну Говорящих Скал. | Осознавать роль языка и речи в жизни людей. Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя. Учиться высказывать своѐ предположение (версию) на основе работы с материалом. | |
13 | В глубь веков на Машине времени. | Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. Преобразовывать информацию из одной формы в другую. | |
14 | В Королевстве ошибок. | Договариваться с одноклассниками, совместно с учителем проговаривать правила поведения и общения, оценки и самооценки и следовать им. Учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). | |
15 | В Страну Слогов. | Преобразовывать информацию из одной формы в другую: пересказывать небольшие тексты. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других, пользоваться приѐмами слушания. | |
16 | Неожиданная остановка в пути. | Определять и формулировать цель своей деятельности без помощи учителя. Учиться высказывать своѐ предположение (версию) на основе работы с материалом. | |
17 | В удивительном городе Неслове. | Учиться высказывать своѐ предположение (версию) на основе работы с материалом. Учиться работать самостоятельно. | |
18-19 | Чудеса в Стране Слов. | Учиться высказывать своѐ предположение (версию) на основе работы с материалом. Учиться работать по предложенному учителем плану. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. Преобразовывать информацию из одной формы в другую. | |
20 | К словам разнообразным, одинаковым, но разным. | Слушать и понимать речь других, пользоваться приѐмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова. Договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им. | |
21-22 | На карнавале слов. | Осознавать роль языка и речи в жизни людей. Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя. Учиться высказывать своѐ предположение (версию) на основе работы с материалом. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. Преобразовывать информацию из одной формы в другую. | |
23 | В Театре близнецов. | ||
24 | Конкурс знатоков | Осознавать роль языка и речи в жизни людей. Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции, понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать. Учиться высказывать своѐ предположение (версию) на основе работы с материалом. Учиться работать по предложенному учителем плану. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. Слушать и понимать речь других, пользоваться приѐмами слушания: фиксировать тему. Учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли. | |
25 | Новое представление. | ||
26 | Необычный урок. | ||
27 | Следопыты развлекают гостей. | ||
28 | В Клубе весёлых человечков. | ||
29-30 | К словам – родственникам. Почему их так назвали? | ||
31 | Экскурсия в прошлое. | ||
32 | Полёт в будущее. | ||
33 | Итоговое занятие. |
2-ой год обучения (2 класс)
№ | Тема | Дата проведения | Основные виды внеурочной деятельности обучающихся |
Секреты орфографии | |||
1 | Как обходились без письма | Осознавать роль языка и речи в жизни людей. Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. | |
2 | Древние письмена. | Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста). Учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). | |
3 | Как возникла наша письменность? Страницы древних книг. | Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя. Учиться высказывать своѐ предположение (версию) на основе работы с материалом. Учиться работать по предложенному учителем плану. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях. | |
4-5 | Меня зовут Фонема. Инсценирование. | Обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак). Выразительно читать и пересказывать текст. Учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). | |
6-7-8 | Для всех ли фонем есть буквы? | Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста). | |
9 | «Ошибкоопасные» места. | Обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний. Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя. Договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им. | |
10 | Тайны фонемы | Учиться высказывать своѐ предположение (версию) на основе работы с материалом. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. | |
11-12 | Опасные согласные. | Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста). Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. Учиться работать в паре, группе. | |
13 | На сцене гласные. | ||
14 | «Фонемы повелевают буквами». | Осознавать роль языка и речи в жизни людей. Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя. Учиться высказывать своѐ предположение (версию) на основе работы с материалом. | |
15 | Когда ь пишется, а когда не пишется? | Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. Преобразовывать информацию из одной формы в другую. | |
16 | Ваши старые знакомые. Практическое занятие. | Договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им. Учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). | |
17-18 | Правило о непроизносимых согласных. | Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других, пользоваться приѐмами слушания. | |
19-20 | Волшебное средство – «самоинструкция». | Определять и формулировать цель своей деятельности без помощи учителя. Учиться высказывать своѐ предположение (версию) на основе работы с материалом. | |
21 | Строительная работа морфем. | Учиться высказывать своѐ предположение (версию) на основе работы с материалом. Учиться работать самостоятельно. | |
22-23 | Где же хранятся слова? Словари – сокровищница языка. | Учиться высказывать своѐ предположение (версию) на основе работы с материалом. Учиться работать по предложенному учителем плану. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. Преобразовывать информацию из одной формы в другую. | |
24-25 | Поговорим о всех приставках сразу. | Слушать и понимать речь других, пользоваться приѐмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова. Договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им. | |
26-27 | Слова – «родственники». | Осознавать роль языка и речи в жизни людей. Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя. Учиться высказывать своѐ предположение (версию) на основе работы с материалом. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. Преобразовывать информацию из одной формы в другую. | |
28-29-30 | Кто командует корнями? «Не лезьте за словом в карман!» | ||
31-32 | Словарное богатство русского языка. | Осознавать роль языка и речи в жизни людей. Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции. Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать. Учиться высказывать своѐ предположение (версию) на основе работы с материалом. Учиться работать по предложенному учителем плану. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. Слушать и понимать речь других, пользоваться приѐмами слушания: фиксировать тему. Учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли. | |
33 | «Пересаженные» корни». | ||
34 | Итоговое занятие. Олимпиада. |
3-ий год обучения (3 класс)
№ | Тема | Дата проведения | Основные виды внеурочной деятельности обучающихся |
Занимательное словообразование | |||
1 | Сказочное царство слов. | Умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи. Любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре. Интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста. | |
2-3 | Путешествие в мир слов. | Осознание ответственности за произнесѐнное и написанное слово. Самостоятельно формулировать тему и цели занятия. Интерес к изучению языка. | |
4-5 | Чудесные превращения слов. | Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем. Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность. | |
6-7 | В гостях у слов – родственников. | Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть монологической и диалогической формами речи. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. | |
8-9 | Добрые слова. | Устанавливать причинно-следственные связи. Строить рассуждения. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть монологической и диалогической формами речи. | |
10 | Из истории языка. Устаревшие слова. | Интерес к изучению языка. Пользоваться словарями, справочниками. Осуществлять анализ и синтез. Устанавливать причинно-следственные связи. Строить рассуждения. | |
11-12 | Новые слова в русском языке | Пользоваться словарями, справочниками. Самостоятельно формулировать тему и цели занятия. Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем. | |
13 | Встреча с зарубежными друзьями. Слова – иностранцы. | В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. | |
14-15 | Синонимы в русском языке. | Пользоваться словарями, справочниками. Осуществлять анализ и синтез. Строить рассуждения. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть монологической и диалогической формами речи. | |
16 | Слова - антонимы. | Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. Пользоваться словарями, справочниками. | |
17 | Слова - омонимы. | Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Пользоваться словарями, справочниками. Задавать вопросы. | |
18 | Крылатые слова. | Пользоваться словарями, справочниками. Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. | |
19-20 | В королевстве ошибок. | Осуществлять анализ и синтез. Устанавливать причинно-следственные связи. Строить рассуждения. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. | |
21-22 | В стране Сочинителей. | Умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи. Интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения. Осознание ответственности за произнесѐнное и написанное слово. | |
23-24 | Искусство красноречия. | Интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста. Осознание ответственности за произнесѐнное и написанное слово. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть монологической и диалогической формами речи. | |
25 | Праздник творчества и игры. | Перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему). Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Задавать вопросы. | |
26-27 | Трудные слова. | Пользоваться словарями, справочниками. Осуществлять анализ и синтез. Интерес к изучению языка. | |
28-29 | Анаграммы и метаграммы. | Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем. Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность. | |
30-31 | Шарады и логогрифы. | В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую. | |
32 | Откуда пришли наши имена. | Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем. Интерес к изучению языка. | |
33 | Занимательное словообразование. Игры. Конкурсы. «Глокий язык». | Умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи. | |
34 | Защита проектов по выбранной теме. | Перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему). Пользоваться словарями, справочниками. Осуществлять анализ и синтез. Устанавливать причинно-следственные связи. Строить рассуждения. |
4-ый год обучения (4 класс)
№ | Тема | Дата проведения | Основные виды внеурочной деятельности обучающихся | ||
Занимательная лингвистика | |||||
Фонетика и орфоэпия (7 часов) | |||||
1 | Что такое орфоэпия? | Умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи. Любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре. Интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения. Интерес к изучению языка. Осознание ответственности за произнесѐнное и написанное слово. Самостоятельно формулировать тему и цели занятия. Умение осознавать и определять эмоции других людей, сочувствовать другим людям, сопереживать. Перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему). Пользоваться словарями, справочниками. Осуществлять анализ и синтез. Устанавливать причинно-следственные связи. Строить рассуждения. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть монологической и диалогической формами речи. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Задавать вопросы. | |||
2 | Что такое фонография или звукозапись? | ||||
3 | Звуки не буквы! | ||||
4 | Звучащая строка. | ||||
5 | Банты и шарфы. Игры со словами. | ||||
6 | «Пигмалион» учит орфоэпии. | ||||
7 | Кис - кис! Мяу! или кое - что о звукоподража- ниях. | ||||
Лексикология (27 часов) | |||||
8 | Имена вещей. | Любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре. Интерес к изучению языка. Пользоваться словарями, справочниками. Осуществлять анализ и синтез. | |||
9 | О толковых словарях. | Пользоваться толковыми словарями. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть монологической и диалогической формами речи. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. | |||
10 | В царстве смыслов много дорог. | Умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи. Самостоятельно формулировать тему и цели занятия. Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность. | |||
11 | Как и почему появляются новые слова? | Интерес к изучению языка. Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем. Перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую. Осуществлять анализ и синтез. Устанавливать причинно-следственные связи. Строить рассуждения. | |||
12 | Многозначность слова. | Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть монологической и диалогической формами речи. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. | |||
13 | «Откуда катится каракатица?» О словарях, которые рассказывают об истории слов. | Пользоваться словарями, справочниками. Осуществлять анализ и синтез. Интерес к изучению языка. Потребность в чтении. Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции, понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать. | |||
14 | Пёстрое семейство синонимов. | Умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. | |||
15 | Как возникают названия. | Интерес к изучению языка. Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем. Уметь работать в паре, договариваться, приходить к общему решению. | |||
16 | Слова – антиподы. | Строить рассуждения. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть монологической и диалогической формами речи. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. | |||
17 | Фразеологические обороты. | Умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи. Любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре. | |||
18 | Словари «чужих» слов. | Интерес к изучению языка. Осознание ответственности за произнесѐнное и написанное слово. Пользоваться словарями, справочниками. | |||
19 | Капитан и капуста. | Интерес к изучению языка, к созданию и образованию слов. Самостоятельно формулировать тему и цели занятия. Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем. | |||
20 | «Он весь свободы торжество». | Любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре. Интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста. Потребность в чтении. Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. | |||
21 | Праздник «крылатых выражений» и афоризмов. | Перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему). Пользоваться словарями, справочниками. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. | |||
22 | Слова, придуманные писателями. | Пользоваться словарями, справочниками. Осуществлять анализ и синтез. Устанавливать причинно-следственные связи. Строить рассуждения. Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Задавать вопросы. | |||
23 | Слова, уходящие, и слова – новички. | ||||
24 | Словарь языка Пушкина. | ||||
25 | Смуглая Чернавка. | В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую. Умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи. | |||
26 | Похожи, но не одинаковы. Паронимы. | ||||
27 | Ошибка Колумба. «Ложные друзья переводчика». | Интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста. Потребность в чтении. Интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения. Интерес к изучению языка. | |||
28 | О словарях энциклопедических и лингвистических. | Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Пользоваться словарями, справочниками. | |||
29 | Словарь - грамотей. | ||||
30 | Слово или не слово? | Строить рассуждения. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть монологической и диалогической формами речи. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. Уметь работать в паре, договариваться, приходить к общему решению. | |||
31 | Какие бывают имена? О чем расскажут нам фамилии? | Умение осознавать и определять эмоции других людей, сочувствовать другим людям, сопереживать.Умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи. Любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре. Потребность в чтении. Интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения. Интерес к изучению языка. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Осознание ответственности за произнесѐнное и написанное слово. Самостоятельно формулировать тему и цели занятия. Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем. Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность. Перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему). Пользоваться словарями, справочниками. Осуществлять анализ и синтез. Устанавливать причинно-следственные связи. Строить рассуждения. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть монологической и диалогической формами речи. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Задавать вопросы. | |||
32 | Загадки простого предложения. Интонация и логическое ударение. | ||||
33 | Волшебный клубок орфограмм. | ||||
34 | Итоговое занятие. Веселый марафон «Знатоки русского языка». |
Учебно – методическое и материально - техническое
обеспечение внеурочной деятельности
Процесс обучения должен быть занимательным по форме. Это обусловлено возрастными особенностями обучаемых. Основной принцип программы - учись играючи. Обучение реализуется через игровые приёмы работы: инсценировки, сказки, конкурсы, разыгрывание диалогов, языковые игры, проектные работы и т. д.
Для осуществления образовательного процесса по программе внеурочной деятельности «Школа грамотея» необходимо:
- наличие лингвистических словарей;
- наличие карточек с играми и заданиями;
- наличие текстов для работы на занятиях;
- подборка видеофрагментов, презентаций;
- подборка печатных изданий и материалов Интернет;
- ИКТ (диски с электронными тестами, тренажерами, олимпиадными заданиями, демонстрационными материалами, играми).
Список использованной литературы
- Бетенькова Н. М. Орфография, грамматика – в рифмовках
занимательных: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1994 г.
- Бетенькова Н. М., Фонин Д. С. Конкурс грамотеев. Дидактические
игры и занимательные упражнения по русскому языку для учащихся начальной школы. – М.: Просвещение, 1995 г.
- Волина В. В. Веселая грамматика. – М.: Знание, 1995 г.
- Волина В. В. Занимательное азбуковедение. – М.: Просвещение, 1991 г.
- Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. – М.: АСТ,
1996 г.
- Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. – Екатеринбург: АРГО, 1996 г.
- Голуб И. Б. Культура речи для дошкольников: Профессор Алфавит в
городе Веселинске. – М.: Владос, 1999 г.
- Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. –
М.: Просвещение, 1991 г.
- Менькова Е. В. Нестандартные уроки русского языка по теме «Лексика».
3 – 4 классы. - Волгоград: ИТД « Корифей», 2006 г.
- Моршнева Л. Г. Занимательные упражнения по русскому языку. –
Саратов: Лицей, 2004 г.
- Петлякова Э. Н. Занимательный русский язык. 3 – 4-й классы: стандарты
второго поколения. – Ростов н / Д: Феникс, 2013 г.
- Синицын В. А. Я начну, а ты продолжи... Занимательное пособие по
русскому языку для учителя начальных классов. – Чебоксары: КЛИО, 1997 г.
- Соболева О. Л., Агафонов В. В. Русский язык: Весёлые правила. – М.:
АСТ - Пресс, 1995 г.
- Сухин И. Г. 200 школьных кроссвордов: 1- 2 классы. – М.: Сфера, 2002 г.
- Тарабарина Т. И., Соколова Е. И. И учёба, и игра: русский язык. –
Ярославль: Академия развития, 1997 г.
- Тоцкий П. С. Орфография без правил. Начальная школа. – М.:
Просвещение, 1991 г.
- Шибаев А. А. Весёлая грамматика. – Смоленск: Русич, 2001 г.
- Шмаков С. А. Игры – шутки, игры – минутки. – М.: Новая школа, 1993 г.
- Юрьева Н. А. 350 развивающих упражнений по русскому языку. –
Минск: Юнипресс, 2004 г.
20. http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id, 2167 /Itemid,6/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности для 1 класса " Декоративно-прикладное искусство"
Представляю программу по внеурочной деятельности для 1 класса художественно - эстетического направления. Программа " Декоративно - прикладное искусство" - программа по технологии. Направлена на ...
Программа внеурочной деятельности для 1 класса по Изобразительному искусству " Волшебная палитра"
Представляю программы по внеурочной деятельности для 1 класса художественно - эстетического направления. Программа " Волшебная палитра" предусматривает развитие творческих способностей учащихся посред...
программа внеурочной деятельности в 1 классе кружок "Юный краевед"
Рабочая программа создана на основе Федерального государственного стандарта 2 поколения, Концепции духовно - нравственного развития личности....
Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса.
Данная работа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников 1 класса....
Программы внеурочной деятельности для первого класса "Основы проектирования" и второго класса "Основы проектирования. Моделирование"
Данные образовательная программы направлены на развитие художественного творчества в области декоративно-прикладного искусства. Самостоятельная или управляемая проектная...
Программа внеурочной деятельности во 2 классе на основе программы Юным умникам и умницам
Программа внеурочной деятельности во 2 классе основана на программе Ольги Холодовой Юным умникам и умницам.1 час в неделю...
Рабочая программа внеурочной деятельности для 3 класса «Разговор о правильном питании» 3 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности для 3 класса «Разговор о правильном питании» для 3 класса...