ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
материал по русскому языку (4 класс)
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "Удивительный мир слов"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_k_programme_udivitelnyy_mir_slov.docx | 20.05 КБ |
prilozhenie_1_tematicheskoe_planirovanie.docx | 21.25 КБ |
udivitelnyy_mir_slov.docx | 44.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование
"Удивительный мир слов" – 4КЛАСС
Класс: 4В
Учитель: А.Н.Атаманчук
Количество часов в год – 136 часов
Количество часов в неделю – 4 часа
Количество триместров | 1 триместр | 2 триместр | 3 триместр |
Количество учебных недель | 12 недель | 11 недель | 11 недель |
Количество часов в триместр | 36 ч | 33 ч | 33 ч |
Количество тестов | 3 | 2 | 2 |
Проекты | 2 | 1 | 1 |
№ п/п | План. дата | Тема урока | Факт. Дата |
Поиграем со звуками, словами и предложениями. ( 34 ч ) | |||
1. | 02.09.19 | Смотрю, говорю, слушаю Фонетические и графические правила. | |
2. | 03.09.19 | Смотрю, говорю, слушаю Фонетические и графические правила. | |
3. | 04.09.19 | Смотрю, говорю, слушаю. Фонетические и графические правила и закономерности. | |
4. | 05.09.19 | Смотрю, говорю, слушаю. Летопись- источник исторических фактов. | |
5. | 09.09.19 | Смотрю, говорю, слушаю. Слово, его значение и лексические нормы. | |
6. | 10.09.19 | Смотрю, говорю, слушаю. Прозаический текст былины в пересказе . | |
7. | 11.09.19 | Смотрю, говорю, слушаю. Герой былины - - защитник Русского государства. | |
8. | 11.09.19 | Смотрю, говорю, слушаю. Сергий Радонежский - святой земли Русской. Тест №1 | |
9. | 12.09.19 | Лексические загадки. Слово, его значение и лексические нормы. | |
10. | 16.09.19 | Лексические загадки. Слово, его значение и лексические нормы. | |
11. | 17.09.19 | Лексические загадки. Слово, его значение и лексические нормы. | |
12. | 18.09.19 | Лексические загадки. Слово, его значение и лексические нормы. | |
13. | 19.09.19 | Лексические загадки. Слово, его значение и лексические нормы. | |
14. | 23.09.19 | Характеристика героев. | |
15. | 24.09.19 | Деление сказки на части. | |
16. | 25.09.19 | Лексические загадки. Слово, его значение и лексические нормы. | |
17. | 26.09.19 | Лексические загадки. Слово, его значение и лексические нормы. | |
18. | 30.09.19 | Лексические загадки. Слово, его значение и лексические нормы. | |
19 | 01.10.19 | Сравнение мотивов русской и турецкой сказки. | |
20. | 02.10.19 | Характеристика героев. | |
21. | 03.10.19 | Словесный конструктор. Морфемный и словообразовательный анализ слова. | |
22. | 07.10.19 | Словесный конструктор. Морфемный и словообразовательный анализ слова. | |
23. | 08.10.19 | Словесный конструктор. Морфемный и словообразовательный анализ слова. | |
24. | 09.10.19 | Словесный конструктор. Морфемный и словообразовательный анализ слова. | |
25. | 10.10.19 | Словесный конструктор. Морфемный и словообразовательный анализ слова. | |
26. | 14.10.19 | Обобщающий урок Тест №2 | |
27. | 15.10.19 | Словесный конструктор. Морфемный и словообразовательный анализ слова. | |
28. | 16.10.19 | Словесный конструктор. Морфемный и словообразовательный анализ слова. | |
29. | 17.10.19 | Занимательная грамматика. Работа со словообразовательными моделями. | |
30. | 21.10.19 | Занимательная грамматика. Работа со словообразовательными моделями. | |
31. | 22.10.19 | Занимательная грамматика. Работа со словообразовательными моделями. | |
32. | 23.10.19 | Занимательная грамматика. Работа со словообразовательными моделями. | |
33. | 24.10.19 | Занимательная грамматика. Работа со словообразовательными моделями. | |
34. | 05.11.19 | Занимательная грамматика. Работа со словообразовательными моделями. | |
Пора действовать! (34ч) | |||
35. | 06.11.19 | Родные поэты. Тест №3 | |
36. | 07.11.19 | Глагол в языке речи. | |
37. | 11.11.19 | Глагол в языке речи. | |
38. | 12.11.19 | Глагол в языке речи. | |
39. | 13.11.19 | Глагол в языке речи. | |
40. | 14.11.19 | Особенности текста- повествования и текста описание. | |
41. | 18.11.19 | Текст - описание в содержании художественного произведения. Герои литературного текста. | |
42. | 19.11.19 | Особенности текста- повествования и текста описание. | |
43. | 20.11.19 | Особенности текста- повествования и текста описание. | |
44. | 21.11.19 | Особенности текста- повествования и текста описание. | |
45. | 25.11.19 | Меняемся ролями. Деление текста на части. | |
46. | 26.11.19 | Меняемся ролями. Тест №4 | |
47. | 27.11.19 | Одно вместо другого. | |
48. | 28.11.19 | Одно вместо другого. | |
49. | 02.12.19 | Одно вместо другого. | |
50. | 03.12.19 | Она меня поняла и приняла. | |
51. | 04.12.19 | Видовые пары глаголов их значение. | |
52. | 05.12.19 | Кто говорит, кто действует? Глаголы в личной форме. | |
53. | 09.12.19 | Кто говорит, кто действует? Глаголы в личной форме. | |
54. | 10.12.19 | Сумею победить! | |
55. | 11.12.19 | Сумею победить! | |
56. | 12.12.19 | Книги о сверстниках, о школе. | |
57. | 16.12.19 | Мечтаем и фантазируем. | |
58. | 17.12.19 | Мечтаем и фантазируем. | |
59. | 18.12.19 | Мечтаем и фантазируем. | |
60. | 19.12.19 | Мечтаем и фантазируем. | |
61. | 23.12.19 | Дай-подай....и поезжай! | |
62. | 24.12.19 | Дай-подай....и поезжай! | |
63. | 25.12.19 | Живые образы. | |
64. | 26.12.19 | Живые образы | |
65. | 13.01.20 | Живые образы | |
66. | 14.01.20 | Живые образы | |
67. | 15.01.20 | Орфографический поединок. | |
68. | 16.01.20 | Орфографический поединок. Тест №6 | |
Числа и слова (34 ч) | |||
69. | 20.01.20 | Для чего нужны числительные? | |
70. | 21.01.20 | Для чего нужны числительные? | |
71. | 22.01.20 | Устный журнал "Поэтическая тетрадь." | |
72. | 23.01.20 | Для чего нужны числительные? | |
73. | 27.01.20 | Для чего нужны числительные? | |
74. | 28.01.20 | Для чего нужны числительные? | |
75. | 29.01.20 | Важные даты истории нашей страны (города, края) | |
76. | 30.01.20 | Золотое кольцо России. | |
77. | 03.02.20 | Наш край Югорский. | |
78. | 04.02.20 | Тюменская область. | |
79. | 05.02.20 | Игрим. | |
80. | 04.02.20 | Березово. | |
81. | 05.02.20 | Ханты-Мансийск | |
82. | 06.02.20 | Тюмень. | |
83. | 10.02.20 | Великая Отечественная Война. | |
84. | 11.02.20 | Рекорды в цифрах. | |
85. | 12.02.20 | Рекорды в цифрах. | |
86 | 13.02.20 | Рекорды в цифрах. | |
87. | 17.02.20 | Рекорды в цифрах. | |
88. | 18.02.20 | Рекорды в цифрах. | |
89. | 19.02.20 | Рекорды в цифрах. | |
90. | 20.02.20 | Рекорды в цифрах. | |
91. | 25.02.20 | Рекорды в цифрах. | |
92. | 26.02.20 | За семью печатями. | |
93. | 27.02.20 | За семью печатями. | |
94. | 02.03.20 | За семью печатями. | |
95. | 03.03.20 | За семью печатями. | |
96. | 04.03.20 | За семью печатями. | |
97. | 05.03.20 | За семью печатями. | |
98. | 10.03.20 | За семью печатями. | |
99. | 11.03.20 | За семью печатями. | |
100. | 12.03.20 | Треугольный шарик. | |
101. | 16.03.20 | Треугольный шарик. | |
102. | 17.03.20 | Треугольный шарик. | |
Прочные связи (34ч) | |||
103. | 18.03.20 | Как водить машину за нос! | |
104. | 19.03.20 | Послушный "подчиненный" | |
105. | 01.04.20 | Послушный "подчиненный" | |
106. | 02.04.20 | Послушный "подчиненный" | |
107. | 06.04.20 | Послушный "подчиненный" | |
108. | 07.04.20 | Послушный "подчиненный" | |
109. | 08.04.20 | Послушный "подчиненный" | |
110. | 09.04.20 | О "земляной" или "земной" красоте. | |
111. | 13.04.20 | О "земляной" или "земной" красоте. | |
112. | 14.04.20 | О "земляной" или "земной" красоте. | |
113. | 15.04.20. | О "земляной" или "земной" красоте. | |
114. | 16.04.20 | О "земляной" или "земной" красоте. | |
115. | 20.04.20 | О "земляной" или "земной" красоте. | |
116. | 21.04.20 | Строгий "управляющий" | |
117. | 22.04.20 | Строгий "управляющий" | |
118. | 23.04.20 | Строгий "управляющий" | |
119. | 27.04.20 | Строгий "управляющий" | |
120. | 28.04.20 | Строгий "управляющий" | |
121. | 29.04.20 | В Сибири и на Урале. | |
122. | 06.05.20 | В Сибири и на Урале. | |
123. | 07.05.20 | В Сибири и на Урале. | |
124. | 12.05.20 | В Сибири и на Урале. | |
125. | 13.05.20 | Связаны смыслом. | |
126. | 14.05.20 | Связаны смыслом. | |
127. | 14.05.20 | Любимые игры со словами. | |
128. | 18.05.20 | Любимые игры со словами. | |
129. | 18.05.20 | Любимые игры со словами. | |
130. | 19.05.20 | Любимые игры со словами. | |
131. | 19.05.20 | Любимые игры со словами. | |
132. | 20.05.20 | Любимые игры со словами. | |
133. | 20.05.20 | Любимые игры со словами. | |
134. | 21.05.20 | Любимые игры со словами. | |
135. | 21.05.20 | Обобщение, закрепление. | |
136. | 25.05.20 | Итоговое занятие. |
– словари по русскому языку: толковый словарь, словарь фразеологизмов;
– детские книги разных типов из круга детского чтения;
– портреты поэтов и писателей.
Технические средства обучения
Оборудование рабочего места учителя:
– классная доска с креплениями для таблиц;
– магнитная доска;
– персональный компьютер с принтером;
– ксерокс;
– аудиомагнитофон;
– CD/DVD-проигрыватель;
– телевизор с диагональю не менее 72 см;
– проектор для демонстрации слайдов;
– мультимедийный проектор;
– экспозиционный экран размером 150х150 см;
– фотокамера цифровая (по возможности).
Экранно-звуковые пособия
– аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений в соответствии с программой обучения;
– видеофильмы, соответствующие содержанию обучения (по возможности);
– слайды (диапозитивы), соответствующие тематике программы по литературному чтению;
– мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы.
Оборудование класса
– ученические столы двухместные с комплектом стульев;
– стол учительский с тумбой;
– шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр.;
– настенные доски (полки) для вывешивания иллюстративного материала;
– подставки для книг, держатели для схем и таблиц;
– полки для «Уголка книг».
Предварительный просмотр:
Приложение 1
7. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В данном разделе представлено тематическое планирование для обучающихся 4В класса в соответствии с требованиями ФГОС начального образования. Тематическое планирование отражает содержание курса, количество часов, отводимое на каждую тему.
4 класс | ||||||
№ занятия | Дата | Тема занятия | Количество часов | Характеристика деятельности обучающегося | ||
Поиграем со звуками, словами и предложениями (34ч) | ||||||
1-8 | Смотрю, говорю, слушаю | 8 | участвовать в обсуждении проблемных вопросов, анализировать информацию, представленную на рисунке; сравнивать произношение гласных и согласных звуков; контролировать правильность постановки ударения в словах; | |||
9-16 | Лексические загадки | 8 | ||||
17- 24 | Словесный конструктор | 8 | ||||
25 - 34 | Занимательная грамматика | 10 | ||||
Пора действовать! (34 ч) | ||||||
35 | Занимательная грамматика | 1 | сравнивать названия, графический облик и количество букв кириллицы и современного русского алфавита, делать вывод о сходстве и различии двух алфавитов; интерпретировать информацию, представленную в таблице, использовать эту информацию в практической деятельности; наблюдать использование строчных и прописных букв, на основании этого строить логические рассуждения о том, почему некоторые буквы не имеют прописных вариантов. находить необходимую информацию и строить на её основе связное монологическое высказывание воспринимать на слух и понимать информационный текст; сравнивать толкование слова в различных словарях; самостоятельно или при помощи учителя | |||
36-39 | Для чего нужны глаголы? | 4 | ||||
40-41 | Делать и сделать — не одно и то же. | 2 | ||||
42-43 | Меняемся ролями. | 2 | ||||
44-45 | Вчера, сегодня, завтра. | 2 | ||||
46-49 | Одно вместо другого. | 4 | ||||
50-51 | Она меня поняла и приняла. | 2 | ||||
52-53 | Кто говорит, кто действует? | 2 | ||||
54-55 | Сумею победить! | 2 | ||||
56-60 | Мечтаем и фантазируем. | 5 | ||||
61-62 | Дай-подай… и поезжай! | 2 | ||||
63-66 | Живые образы. | 4 | ||||
67 | Орфографический поединок. | 1 | ||||
68 | Орфографический поединок. ТЕСТ | 1 | ||||
Числа и слова (34ч) | ||||||
69-74 | Для чего нужны числительные? | 6 | формулировать собственное мнение, аргументировать его, договариваться и приходить к общему решению при совместном обсуждении проблемы; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания; воспринимать на слух и понимать информационный текст; сравнивать толкование слова в различных словарях; оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результату выполнения | |||
75-83 | Важные даты истории нашей страны (города, края). | 9 | ||||
84-91 | Рекорды в цифрах. | 8 | ||||
92-99 | За семью печатями | 8 | ||||
100-102 | Треугольный шарик. | 3 | ||||
Прочные связи (34ч) | ||||||
103 | Как водить машину за нос? | 1 | моделировать на основе полученной информации собственные высказывания о происхождении выбранного слова; самостоятельно находить необходимую информацию о происхождении слов в справочниках и словарях; Устанавливать словообразовательные связи данных слов; анализировать значение и строение слова и на основании анализа делать вывод о том, являются ли слова родственными; наблюдать значения приставок и суффиксов, объяснять значение (происхождение) слова; группировать слова по заданным основаниям (по строению, по значению, по способу словообразования); взаимодействовать и договариваться в процессе игры; | |||
104-109 | Послушный «подчинённый». | 6 | ||||
110-115 | О «земляной» или «земной» красоте. | 6 | ||||
116-120 | Строгий «управляющий». | 5 | ||||
121-124 | В Сибири и на Урале. | 4 | ||||
125-126 | Связаны смыслом | 2 | ||||
127-134 | Любимые игры со словами | 8 | ||||
135-136 | Обобщение и закрепление. | 2 | ||||
Итого | 136 |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО
«УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР СЛОВ»
2019-2020 учебный год
Составитель:
Атаманчук Алла Николаевна
учитель начальных классов
МБОУ Игримская СОШ№1
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Удивительный мир слов» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009г. №373); с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы; с санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (далее – СанПиН 2.4.2.2821-10).
Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях внеурочной деятельности следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения.
Важную роль в обучении русскому языку играет целенаправленная работа по формированию у младших школьников элементов учебной самостоятельности, умений эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками, воспитание привычки обращаться к ним. Программа внеурочной деятельности «Удивительный мир слов» составлена с учетом содержания и методов обучения русского языка в начальной школе содействует приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках, обеспечивает единство развития, воспитания и обучения.
Данный курс внеурочной деятельности создаёт условия для формирования ценностного отношения обучающихся к языку, для воспитания ответственности за соблюдение норм языка как важного компонента языковой культуры
Внеурочная работа - это организованные и целенаправленные занятия с обучающимися, проводимые школой для расширения и углубления знаний, умений, навыков развития индивидуальных способностей обучающихся. Работа направлена на повышение мотивации к изучению русского языка, а также организация их разумного отдыха учитывая основные задачи развития образования в регионе.
Изучение курса внеурочной деятельности «Удивительный мир слов» направлено на достижение следующей цели:
- расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.
Задачи курса:
Обучающие:
- развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
- приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
- пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
- развитие мотивации к изучению русского языка;
- развитие творчества и обогащение словарного запаса;
- совершенствование общего языкового развития учащихся;
Воспитывающие:
- воспитание культуры обращения с книгой;
- формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
Развивающие:
- приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
- развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
- учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
Основные принципы реализации программы
- занимательность;
- наглядность;
- доступность;
- связь теории с практикой;
- индивидуальный подход к учащимся.
Данный курс внеурочной деятельности позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.
В курсе особое внимание уделено работе над языковыми нормами и формированию у школьников правильной выразительной речи.
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Удивительный мир слов» разработана с учетом обучающихся 4 «В» класса. При реализации курса «Удивительный мир слов» используются следующие формы организации внеурочной деятельности:
- индивидуальная;
- групповая;
- коллективная;
- проект, экскурсия.
2.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курс «Удивительный мир слов» - является внеурочным видом деятельности для младших школьников. Способствует развитию способности к анализу языковых фактов с учётом единства формы, содержания и функции рассматриваемого явления, что поможет обучающимся глубже проникнуть в область мысли, выраженной с помощью языка, научит выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
Рабочая программа «Удивительный мир слов» строится на основе деятелъностного подхода. Каждый раздел программы предусматривает использование игровой и практической деятельности.
Деятельностный подход к разработке содержания курса позволит решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач:
- обеспечивать восприятие и усвоение знаний; создавать условия для высказывания младшими школьниками суждений художественного, эстетического, духовно-нравственного характера;
- уделять внимание ситуациям, где ребёнок должен учиться различать универсальные (всеобщие) ценности;
- использовать возможности для становления навыков следования научным, духовно-нравственным и эстетическим принципам и нормам общения и деятельности.
Тем самым создаются условия для формирования научных знаний о языке, осознания значения и необходимости бережного его использования.
Подобное содержание курса не только позволяет решать задачи, связанные с обучением и развитием младших школьников, но и несёт в себе большой воспитательный потенциал. Воспитывающая функция заключается в формировании у младших школьников потребности в познании и изучении русского языка, его исторических корней, многообразия, обоснованных норм и правил, выражении личного интереса и отношения к фактам языка и понимании значения языка как явления национальной культуры.
Формы проведения занятий
- практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
- анализ и просмотр текстов;
- самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
Основные технологии
- технология разноуровневого обучения;
- развивающее обучение;
- технология обучения в сотрудничестве;
- коммуникативная технология.
Методы и формы работы: метод проблемного обучения, позволяющий путем создания проблемных ситуаций, с помощью информационных вопросов и гибкого их обсуждения повысить заинтересованность учащихся в тематике занятий, ролевые игры, дискуссии, обучение в сотрудничестве.
Методы:
- Взаимодействие;
- Поощрение;
- Наблюдение;
- Коллективная работа;
- Игра.
Приемы:
- Анализ и синтез;
- Сравнение;
- Классификация;
- Аналогия;
- Обобщение.
Основные виды деятельности учащихся:
- участие в олимпиадах
- знакомство с научно-популярной литературой, связанной с русским языком
- работа с кроссвордами и грамматическими играми;
- самостоятельная работа;
- работа в парах, в группах;
- творческие работы
Система оценки усвоения курса внеурочной деятельности «Удивительный мир слов» включает следующие критерии:
- участие в школьных, творческих и интеллектуальных мероприятиях;
- участие в городских, региональных, российских творческих и интеллектуальных мероприятиях;
- итоговый коллективный или индивидуальный творческий проект (сочинение, презентация, литературное, художественное или декоративно-прикладное произведение, представленное через выставки, открытый урок и т.д.)
Результаты индивидуальных достижений, обучающихся могут фиксироваться учителем в портфолио ученика.
3. ОПИСАНИЕ МЕСТА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с планом внеурочной деятельности 1-4 классов, реализующих образовательную программу начального общего образования на курс внеурочной деятельности ««Удивительный мир слов» предусмотрено в 4 классе 136 часов в год (34 учебных недели по 4 часа в неделю).
4.ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Ценностные ориентиры начального общего образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки системы начального общего образования:
формирование основ гражданской идентичности личности на основе:
чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества; восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;
формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе: доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;
развитие ценностносмысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма: принятия и уважения ценностей семьи и образовательной организации, коллектива и общества, и стремления следовать им; формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой;
развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно: развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества; формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации: формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать; развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;
Одним из результатов обучения является осмысление и интериоризация (присвоение) обучающимся системы ценностей.
Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.
Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.
5. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В результате освоении программы курса «Удивительный мир слов» формируются следующие:
Личностные результаты:
- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
- умение осознавать и определять эмоции других людей, сочувствовать другим людям, сопереживать;
- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- владеть монологической и диалогической формами речи;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
6. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Содержание курса «Удивительный мир слов» представлено через планирование с определением основных разделов программы.
Учебный план
№ п/п | Разделы программы | Количество часов |
1. | Поиграем со звуками, словами и предложениями | 34 |
2. | Пора действовать! | 34 |
3. | Числа и слова | 34 |
4. | Прочные связи | 34 |
Итого | 136 |
№ п/п | Тема курса | Универсальные учебные действия | Практическая и игровая деятельность |
1 | Поиграем со звуками, словами и предложениями Фонетические и графические правила и закономерности. Слово, его значение и лексические нормы. Морфемный и словообразовательный анализ слова, работа со слово- образовательными моделями. | участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать анализировать информацию, представленную на рисунке; сравнивать произношение гласных и согласных звуков; наблюдать за функцией и ударением в слове; контролировать правильность постановки ударения в словах; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; находить необходимую информацию | разгадывание анаграмм, шарад, кроссвордов; игры: «Диктор» (произнесение скороговорок), «Наборщик», «Превращение слов», «Волшебный квадрат», «Слоговой аукцион»; проект «Как я говорил, когда был маленьким»; мини-исследование «Сколько может быть в слове согласных букв подряд?». |
2 | Пора действовать! Глагол в языке и речи. Особенности текста-повествования и текста-описания. Видовые пары глаголов, их значение. Глаголы в личной форме. Повествование от первого и третьего лица. Использование временных форм глагола в речи. Замена форм времени глагола. О чём может рассказать личная форма глагола. Употребление глаголов, не образующих форму 1-го лица единственного числа Форма условного наклонения глагола. Образование форм повелительного наклонения, исправление речевых ошибок. Использование глаголов в прямом и переносном значении. Художественное олицетворение. | сравнивать названия, графический облик и количество букв кириллицы и современного русского алфавита, делать вывод о сходстве и различии двух алфавитов; интерпретировать информацию, представленную в таблице, использовать эту информацию в практической деятельности; наблюдать использование строчных и прописных букв, на основании этого строить логические рассуждения о том, почему некоторые буквы не имеют прописных вариантов. | чтение слов и отрывков текстов, написанных кириллицей, а также решение орфографических задачек и головоломок: орфограммы глагола; глаголы в пословицах и загадках. конкурс «Самая красивая буква» (варианты оформления букв для красной строки); рисование: «Весёлая буква Ё». |
3 | Числа и слова Как используются числительные в речи. Обозначение дат и времени с помощью числительных. Числительные во фразеологизмах и пословицах. Нормы употребления имён числительных. Исправление речевых ошибок. | формулировать собственное мнение, аргументировать его, договариваться и приходить к общему решению при совместном обсуждении проблемы; составлять устно небольшое монологическое высказывание с помощью заданных языковых средств; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания; воспринимать на слух и понимать информационный текст; сравнивать толкование слова в различных словарях; оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль | игры: «Найди слово», «Отгадай по признакам»; мини-сочинение «Я — сын, ученик, спортсмен...»; проекты: «Моё имя», «Старинные имена в моей семье», «Моё любимое блюдо и его название»; конкурс «Придумываем название для новых конфет». |
4 | Прочные связи Как связаны слова в словосочетании. Словосочетания свободные и связанные. Словосочетания с типом связи согласование. Слова каких частей речи могут согласовываться. Особенности согласования существительных и прилагательных, существительных и числительных. Сочетаемость слов. Словосочетания с типом связи управление. Слова каких частей речи имеют «способность управлять». Трудности в выборе формы слова при управлении. Выбор предлогов и падежных форм в словосочетаниях с управлением. Словосочетания с типом связи примыкание. | моделировать на основе полученной информации собственные высказывания о происхождении выбранного слова; самостоятельно находить необходимую информацию о происхождении слов в справочниках и словарях; наблюдать образование слов в русском языке; анализировать пары слов, связанные словообразовательными связями. Устанавливать словообразовательные связи данных слов; анализировать значение и строение слова и на основании анализа делать вывод о том, являются ли слова родственными; наблюдать значения приставок и суффиксов, объяснять значение (происхождение) слова; группировать слова по заданным основаниям; взаимодействовать и договариваться в процессе игры; находить необходимую информацию и строить на её основе связное монологическое высказывание | игры: «Что раньше, что потом», «Словообразовательное лото», «Словообразовательное домино», «Найди пару», «Четвёртый лишний», «Весёлые превращения», «Найди родственное слово»; лингвистический эксперимент «Свойства корня»; конструирование слов по словообразовательным моделям; проект «Как конфеты получают свои названия». |
7.ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Материально- техническое обеспечение
- Мультимедийное оборудование, компьютер, проектор, сканер, принтер, документ-камера.
- Интернет.
- Цифровые образовательные ресурсы:
№ | Название | |
1 | Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов | |
2 | Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) | |
3 | Портал "Информационно-коммуникационные технологии в образовании" | |
4 | Школьный клуб | |
5 | Начальная школа | |
6 | Материалы газеты «Начальная школа» издательства «Первое сентября» |
Литература для учителя
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования /М –во образования и науки Рос. Федерации. – М. : Просвещение, 2011. -48 с.
- Сборник программ по внеурочной деятельности. Начальная школа, часть 1 - М. Просвещение, 2011. – 230 с.
- Планируемые результаты начального общего образования. – М. Просвещение, 2011. -119 с.
- Автор: Л.В. Петленко, В.Ю. Романова Сборник программ внеурочной деятельности:
1-4 классы/под ред. Н.Ф. Виноградовой.М.: «Вентана Граф», 2011
Литература для ученика
- Орфографический словарь: для учащихся 1-4 классов. С необходимыми пояснениями /Сост. Н.Г.Кушакова – Волгоград: Учитель,2003.
- Школьный толковый словарь русского языка: Пособие для учащихся /М.С.Лапатухина; Под ред.Ф.П.Филина. – М.:Просвещение,1981.
- Пословицы, поговорки и крылатые выражения:Ушакова О.Д.Словарик школьника. – СПб.:Издательский Дом «Лира»,2007.
- Русский язык. 1-4 классы: работа со словарными словами. Занимательные материалы. Вып.2/авт. – сост.Т.М. Анохина. – Волгоград: Учитель,2007.
- Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 4 класс/ Е. В. Языканова. – М.: Экзамен, 2012 .
- Ушаков Д. Н. Большой толковый словарь современного русского языка. - М.: Альта-Принт, 2007.
- Иллюстрированный толковый словарь русского языка/ В. И. Даль. – М.: Эксмо, 2007.
- Крючкова Л. С., Мощинская Н. В. Пишем без ошибок: комплект рабочих тетрадей для 3-4 классов. – М.: Вентана-Граф.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Авторская программа внеурочной деятельности может быть рекомендована к применению и тиражированию....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности. Наблюдения за формированием компетенций я...
Конспект и презентация занятия внеурочной деятельности по теме :"Лес. Словообразование" по программе внеурочной деятельности "Речевые игры".
Данный урок является развивающем, на котором педагог в игровой форме развивает те психические функции детей, которые необходимы им для усвоения навыков письма и чтения....
Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)
Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...
Сценарий занятия для обучающихся 1-2х классов по внеурочной деятельности в рамках программы внеурочной деятельности «Разноцветные лучики » на тему «Краски осени»
Тип занятия: комбинированный (получение новых знаний и применение их на практике).Возрастная категория: 7- 8 лет.Целевые установки: формирование у детей посредством творческой деятельности представлен...