Статья на тему "Развитие навыков самостоятельности у младших школьников в условиях группы продлённого дня"
статья

Лисина Юлия Александровна

В статье кратко даётся обоснование развития самостоятельности учащихся начальных классов, методы формирования самостоятельности деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx16.18 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему:

«Развитие навыков самостоятельности у младших школьников в условиях группы продлённого дня»

Лисина Ю.А., воспитатель ГПД.

В условиях современной жизни можно наблюдать следующую картину: дети стали менее самостоятельны, чем были их родители, а особенно бабушки и дедушки. Причина этого кроется в страхе за ребёнка: взрослые, чьё детство пришлось на 90-е, хорошо знакомы с бандитизмом на улицах, педофилией, похищениями, которые, к сожалению, имеют место и сегодня. Поэтому своих детей они всеми силами пытаются оградить от подобных ужасов жизни, что, с одной стороны, похвально. Однако с другой это приводит к избалованности ребёнка, его неспособности мыслить и совершать элементарный бытовые действия самостоятельно. А в нашем быстро изменяющемся мире это очень важно.

Пандемия и переход на дистанционное обучение показали, что учащиеся начальной школы не обучены учиться, в них не развита самодисциплина, самостоятельность. Без помощи родителей, которая на первых порах была, безусловно, необходима, они не могли обойтись. Нужно было сесть за компьютер, поучаствовать в онлайн-уроке, выполнить задание и прислать его в срок учителю. Но всё должно знать меру. Даже домашние задания, в большинстве своём, выполнялись за учеников их мамами и папами. Стоит ли говорить об эффективности обучения и развитии самостоятельности в данном случае?

Конечно, дисциплина, самостоятельность прививается детям в школе, но многое зависит и от семьи. Например, во время группы продлённого дня я часто сталкивалась с тем, что некоторые ученики не желают делать домашнее задание в школе, аргументируя запретом родителей. О правдоподобности таких доводов я говорить не могу, т.к. не знаю наверняка, но думаю, понятно, что ситуация дома может складываться по вышеописанном сценарию: уроки делают или помогают делать родители, причём в самых элементарных вещах, давая готовые ответы, чтобы побыстрее всё сделать и отдохнуть. Такое выполнение заметно по тетрадям учеников, где за аккуратно сделанным домашним заданием следует классная работа, исчёрканная красной пастой. Поэтому очень важно заниматься подготовкой уроков в условиях ГПД, во время которых у учащихся будет формироваться умение самоорганизации при учёте их индивидуальных возможностей.

В чём состоит процесс самоподготовки после уроков? Во-первых, ребятам нужно дать отдохнуть. Затем, когда прозвенит звонок на условный следующий урок, посадить их всех сразу. Дальше возможны два пути развития событий: или каждый ученик сам выбирает, с какого предмета начнёт выполнение домашнего задания, или все учащиеся начнут с одного и того же. По моему мнению, первый вариант более эффективен, т.к. занятие в ГПД – это не урок, здесь больше индивидуального подхода и некоторой неформальности обстановки. Ребёнку даётся право самому решить, с чего он начнёт, к чему более расположен. Рекомендую начинать с более сложных заданий, пока усталость, которая всё равно присутствует, не дала о себе знать. Когда возникают вопросы, ученик может подойти ко мне и проконсультироваться. По завершении заданий я, с согласия ученика, проверяю работу. При этом важно помнить, что никакие наказания, оскорбления за ошибки недопустимы. Нужно мягко указать на них, дать подумать самостоятельно и при необходимости подтолкнуть к правильному решению. Так развивается умение самостоятельно мыслить, планировать свою деятельность, проверять по образцу, корректировать работы – всё это, как известно, является главными регулятивными УУД.

Помимо выполнения уроков уровень самостоятельности учеников повышается за счёт дежурства в столовой. Когда я иду накрывать на стол, то обязательно беру с собой двоих желающих, которые раскладывают посуду и расставляют тарелки с едой. Это не только приучает детей к трудолюбию, но и даёт им понимание ответственности друг перед другом.

Беседы также являются методом формирования самостоятельности. Они, как правильно, короткие, разъясняющие. К таковым, например, относится напоминание о необходимости и пользе мытье рук после улицы и перед столовой, уборка рабочего места, игрушек. Чтобы они носили более наглядный характер, можно использовать различные образовательные мультфильмы.

Таким образом, развитие самостоятельности, важного и полезного умения, должно начинаться с малых лет, в том числе с помощью школы в условиях ГПД. Это достигается не только с помощью организации самоподготовки домашнего задания, но таких элементарных вещей, как накрывание на стол, уборка рабочего места. Выполняя это ежедневно, ребёнок воспитает в себе полезную привычку делать всё самому.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Развитие устойчивых навыков чтения у младших школьников с ОВЗ»

Уметь читать - это значит, прежде всего, уметь по буквам догадываться о тех словах, которые ими обозначаются. Чтение начинается только с того момента, когда ребенок, смотря на буквы, оказывается в сос...

«Формирование навыков самостоятельности у младших школьников в условиях реализации ФГОС»

Цель: способствовать формированию УУД через внедрение различных образовательных технологийЗадачи:повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения новых технологий;внедрение интер...

Статья: "Игровая деятельность младших школьников в режиме группы продлённого дня"

В статье описаны примеры подвижных игр с детьми во время пребывания детей в группе продлённого дня....

Игровая деятельность младших школьников в режиме группы продлённого дня

Игровая деятельность младших школьников в режиме группы продлённого дня...

Игры по развитию мелкой моторики рук у младших школьников в условиях группы продлённого дня.

Игры по развитию мелкой моторики рук у младших школьников в условиях группы продлённого дня....