Статья «Развитие устойчивых навыков чтения у младших школьников с ОВЗ»
статья по чтению на тему

Федорович Ирина Николаевна

Уметь читать - это значит, прежде всего, уметь по буквам догадываться о тех словах, которые ими обозначаются. Чтение начинается только с того момента, когда ребенок, смотря на буквы, оказывается в состоянии произнести, или вспомнить, определенное слово, соответствующее сочетанию этих букв.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья16.67 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие устойчивых навыков чтения у младших школьников с ОВЗ.

учитель начальных классов – Федорович И.Н.

ГБОУ школа №7

      Уметь читать - это значит, прежде всего, уметь по буквам догадываться о тех словах, которые ими обозначаются. Чтение начинается только с того момента, когда ребенок, смотря на буквы, оказывается в состоянии произнести, или вспомнить, определенное слово, соответствующее сочетанию этих букв.

      В последнее время увеличивается число детей, испытывающих трудности при усвоении школьной программы. Одной из причин «школьной дезадаптации» является нарушение письменной и устной речи. Нарушения чтения являются достаточно распространенными среди учащихся коррекционных школ. Они препятствуют полноценному освоению школьных знаний.

        Научить ребенка правильному чтению – одна из задач начального образования. И эта задача чрезвычайно актуальна. Чтение помогает ребенку развиваться, получать новые знания, воспитывать лучшие черты характера. Умения и навыки чтения – это важнейший вид речевой и умственной деятельности, применяемый при изучении всех учебных предметов. Поэтому очень важна систематическая целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыков чтения.

Трудности в обучении чтению говорят о проблемах развития :

  • психических процессов: внимания, памяти, мышления;
  • фонетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов;
  • оптико-пространственной организации;
  • слухового, зрительного анализаторов и артикуляции.

Поэтому без специально организованной, систематической помощи педагога, знающего причины, механизмы речевой патологии эти нарушения не могут быть скомпенсированы.

Содержание учебного материала должно быть доступным, интересным и значимым. Важно также учитывать особенности познавательной деятельности детей. У детей 6-7 лет еще не развито логическое мышление, оно носит наглядно- действенный характер, требует опоры на практические действия с различными предметами и их заместителями - моделями.

       

   Упражнения, направленные на развитие устойчивых навыков чтения.

 Эти упражнения должны быть многофункциональными. Они должны не только развивать  правильность, осознанность, способствовать совершенствованию способа чтения, но и развивать восприятие, внимание, память, мышление, учить ребенка самостоятельно формулировать вопросы, искать на них ответы и стимулировать интерес к чтению.

Это и развитие речевого аппарата учащихся .Чрезвычайно важна также произносительная сторона речи: хорошая дикция, отчетливое выговаривание звуков. Нормально устроенный речевой аппарат учащихся функционирует в большинстве случаев недостаточно энергично или же излишне напряженно. Уровень слухового восприятия звуков, особенно близких по своим артикуляционно-акустическим признакам, невысок. Названные психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста заставляют признать дикционную работу не просто желанной, но и обязательной в начальных классах.

Благодатным материалом для тренировки речевого аппарата являются скороговорки, богатые звуковыми повторами, обладающие четко выраженным ритмом. Они занимательны по своему содержанию, легко запоминаются детьми. В школьной практике существует уже достаточно закрепившаяся последовательность проведения упражнений со скороговорками. Произносительная зарядка в середине урока снимает усталость детей, активизирует их внимание к звучащей речи. Речевая гимнастика должна не загромождать урок, а сливаться органически со всеми другими компонентами его структуры.

2. Для развития правильного произношения, совершенствования навыка чтения используются работы  со структурными слоговыми таблицами.    

3. Для совершенствования чтения и развития произносительной стороны речи у учащегося использую эффективные упражнения:

-многократное чтение

- чтение в темпе скороговорки

-выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста.

Таким образом, процесс чтения складывается из двух взаимосвязанных сторон – смысловой и технической, охватывающих зрительный и звуко-слухо-речедвигательные механизмы. И хотя этот процесс единый, становление и формирование составляющих его сторон протекает по разному, проходит ряд ступеней от начальных до высших.

          «Без чтения нет настоящего образования, нет и не может быть ни вкуса , ни слога, ни многосторонней шири понимания» - писал А.Герцен.

Формирование устойчивого навыка чтения у младших школьников с ОВЗ является одним из основных задач начальной школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие навыка чтения у младших школьников.

В работе даны некоторые упражнения для 1 класса для помощи в развитии умения читать бегло и правильно. Возможно использовать как отдельные занятия и как фрагменты урока....

Презентация по теме "Формирование устойчивого навыка чтения у младших школьников"

Чтобы ребенок был успешным, хорошо усваивал учебный материал, ему ,несомненно, необходимо владеть устойчивым навыком чтения. Чтение должно быть правильным, беглым, выразительным. Предлагаю вашему вним...

Внеклассная работа по развитию навыка чтения у младших школьников

Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации.  Развивать речь - значит систематически работать над ее содержанием, постоянно работать над грамотным оформлением мыслей. Овла...

Формирование устойчивого навыка чтения у младших школьников.

Чтобы ребенок был успешным, хорошо усваивал учебный материал, ему ,несомненно, необходимо владеть устойчивым навыком чтения. Чтение должно быть правильным, беглым, выразительным. Предлагаю вашем...

Статья на тему "Деятельностный подход к совершенствованию навыков чтения у младших школьников"

Материал может пригодиться для выступления на методическом объединении учителей....

"Система упражнений для формирования устойчивого навыка чтения у младших школьников"

Чтение является сложным актом, который включает в себя:технические навыки – правильное и быстрое восприятие и озвучивание слов, основанное на  связи между из зрительными образами, с одной с...