Игры по развитию мелкой моторики рук у младших школьников в условиях группы продлённого дня.
методическая разработка

Маслова Елена Анатольевна

Игры по развитию мелкой моторики рук у младших школьников в условиях группы продлённого дня.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры по развитию мелкой моторики рук у младших школьников в условиях группы продлённого дня.

Начинать работу по развитию мелкой моторики конечно нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т.д.

И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.

Но в настоящее время все чаще и чаще встречаются дети с тяжелыми нарушениями речи. Поэтому развивать мелкую моторику у детей только в детском саду недостаточно, нужно продолжать эту работу и в начальных классах.

Мелкая моторика рук и уровень развития речи находятся в прямой зависимости друг от друга, что установлено уже давно. Дети с низким уровнем развития моторики быстро утомляются. Им трудно выполнять задания, связанные с письмом. Их внимание быстро рассеивается, появляется чувство тревоги. В дальнейшем это может привести к отставанию в учебе.

 Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

 Моторика – совокупность двигательных реакций (общая моторика, мелкая моторика кистей и пальцев рук, артикуляторная моторика).

Мелкая моторика — это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. Иными словами – это точное движение пальцев рук и ног. Мелкая моторика влияет на многие важные процессы в развитии ребенка: речевые способности, внимание, мышление, координацию в пространстве, наблюдательность, память (зрительную и двигательную), концентрацию и воображение. Ведь центры головного мозга, отвечающие за эти способности, непосредственно связаны с пальцами и их нервными окончаниями. Вот почему так важно работать с маленькими пальчиками.

 

В настоящее время, когда большинство родителей одной из основных задач выбирают обеспечение материального благосостояния семьи и значительную часть времени заняты делами, выбор ими для своих детей посещения группы продлённого дня как формы организации жизнедеятельности детей, их интеллектуального развития и духовного роста совершенно очевиден.
Большинство учащихся моего класса, а это дети 1 класса, отличает моторная неловкость, недостаточная сформированность движений, малая их координированность, особенно мелких мышц руки, всё это вызывает необходимость серьёзно заняться подготовкой руки ребёнка к обучению письму.
Многие учёные, а так-же педагоги считают, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи.
Учитывая важность проблемы, одним из видов деятельности, используемых в работе учителя и воспитателя, являются игры на развитие мелкой моторики рук.
Все упражнения можно разделить на три группы:
1 группа - комплекс упражнений для пальцев и кистей рук с использованием предметов.
2 группа – пальчиковая гимнастика
3 группа – графические задания в тетрадях

1 группа - комплекс упражнений для пальцев и кистей рук с использованием предметов.
Например:                                                                                                                    
« Переложи игрушку»
Сосуд в левой руке ребёнка, а правой рукой перекладывает предметы в сосуд. Можно использовать игрушки «киндер сюрприза». Потом поменять руки.                    

«Перебери крупу». «Помоги Золушке»
Смешать фасоль разного цвета, смешать бусы и пуговицы разного размера или цвета. Ребёнок должен разложить крупу (бусы, пуговицы) по цвету, размеру.                                                                                                                             

«Разорви лист по линиям»
Лист согнуть пополам, ребёнок должен разорвать лист по сгибу. Работа требует аккуратности.
«Шаловливый котёнок»
Моток ниток размотать, а потом смотать правой , а затем и левой рукой.
«Гармошка»
В пуговицу с двумя отверстиями вставить толстую нитку, уцепить указательным и средним пальцами каждой руки за петли. Закрутить нитку и тянуть за петли, изображая игру на гармошке.
«Шофёр»
На столе маленькие фигурки на расстоянии 5 – 7 см друг от друга. Передвигая одним пальцем пуговицу, нужно объехать фигурки.
«Шнуровка»
Используются разные предметы с отверстиями, в которые можно продеть шнурок.
«Художник»
Локоть ведущей руки на столе, в руке палочка. Ребёнок рисует разные предметы или пишет буквы в воздухе.
«Играем на балалайке»
Между указательным и средним пальцами левой руки натянута резинка, а правой рукой указательным и средним пальцами перебирать.
«Барабанщик»
Отстучать пальцами по столу ритм. Каждым пальцем по очереди. В игре участвуют обе руки.
«Будь внимательным»
Руки у ребёнка находятся за спиной. Воспитатель просит показать на левой руке 2 пальца, а на правой – 3. Ребёнок выполняет задание и показывает воспитателю.
«Выглади платочек»
Смятый лист бумаги держать большим пальцем руки, а другой рукой разглаживать.
«Катание между ладошками и пальчиками шариков и палочек разного размера»
«Собирание мозаики»
«Нитяные узоры»
Используются тонкие верёвочки. Задание ребёнок выполняет по образцу. Например, завязать узелок, выложить из ниток фигурку на парте.
«Составление узоров из счётных палочек»
Выложить по образцу, затем по памяти, потом самостоятельно по представлению различные фигуры, которые можно сопровождать стихами.
«Сделай так, как у меня»
У воспитателя карточки с изображением человечков в различных позах. У ребёнка палочки и кружок. Выбрав одну карточку, воспитатель показывает её ребёнку в течении нескольких секунд и говорит: «Сделай также».
«Сложи колодец»
Из счетных палочек сложить колодец.
«Автограф»
По команде из палочек сложить своё имя.
«Почтовый индекс»
Сложить прямоугольник, потом из него сложить цифры, меняя положение палочек.

2 группа - пальцевая гимнастика. В своей работе я использую упражнения для пальцев и кистей рук в стихах: «Мухомор», «Овощи», «машины»,

     

и другие.

 «Теневая игра».  Изобразить на экране птицу, собаку, бабушку и др. Когда все пальчиковые упражнения будут хорошо знакомы, можно выполнять следующие игровые задания: - запомнить и повторять серию движений по словесной инструкции, например: «Коза - улитка», «Вилка – кольцо - заяц».

3 группа - графические задания в тетрадях и графические диктанты. Графические задания должны отображать какой – либо образ. Нарисуй улитку» «Покрой рыбку чешуёй» «Штриховка» «Идёт дождик» и др. Графические диктанты помогают не

В заключение хочется сказать, что игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому. Учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка. Ребёнок учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять. Выполняя упражнения, сопровождая их короткими стихами, речь ребёнка станет более чёткой, яркой, ритмичной, ребёнок учится переключать с одного движения на другое, контролировать выполняемые движения. Развивается память, воображение и фантазия.
В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, что в дальнейшем облегчит освоение навыков письма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики руки у младших школьников

В.А.Сухомлинский писал, "что истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее дв...

Практические рекомендации родителям «Пальчиковые игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у младших школьников»

Важной особенностью организации учебной деятельности в начальной школе является факт, что младший школьный возраст является благоприятный для формирования мотивов учения, развития устойчивых познавате...

Практические рекомендации родителям «Пальчиковые игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у младших школьников»

Пальчиковые игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у младших школьников...

Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики дошкольников и младших школьников"

Точность движений пальцев рук ребёнка имеет важное развитивающее значение для ребёнка.Регулярные упражнения на развитие мелкой моторики улучшают память, умственные способности, снимают эмоциональное н...

Статья на тему "Развитие навыков самостоятельности у младших школьников в условиях группы продлённого дня"

В статье кратко даётся обоснование развития самостоятельности учащихся начальных классов, методы формирования самостоятельности деятельности....