Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Веселый этикет»
рабочая программа (4 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Веселый этикет»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Веселый этикет» | 28.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Республики Мордовия «Саранская общеобразовательная школа
для детей с ограниченными возможностями здоровья»
«УТВЕРЖДАЮ» Директор школы _____________ Храмов С. В. «01» сентября 2020 г. |
Рабочая программа внеурочной деятельности
учителя начальных классов Иноземцевой О.С.
по общекультурному направлению
«Веселый этикет» 4А класс
2020-2021 учебный год
Саранск 2020 г.
Содержание
Введение
I. Целевой раздел
I.1. Пояснительная записка…………………………………………………….3
II. Содержательный раздел
II.1. Личностные результаты внеурочной деятельности…………………….6
II.2. Планируемые результаты внеурочной деятельности…………………...7
II.3. Содержание программы внеурочной деятельности…………………….8
III. Организационный раздел
III.1 Календарно-тематическое планирование………………………………11
III.2 Список литературных источников……………………………………...18
I. Целевой раздел
I. 1. Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «В мире этикета» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Общение – основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей.
Под общением понимается взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью достижения общего результата. С первых дней жизни ребёнка общение является одним из важнейших факторов его психического развития.
Вербальное и невербальное общение при привитии культуры поведения дают возможность адаптироваться и социализироваться учащимся не только в стенах школы, но и за её пределами.
Культура общения людей основана на соблюдении определённых правил, которые вырабатывались человечеством на протяжении многих веков. Эти правила называются этикетом.
Этикет определяет формы, технику общения в различных жизненных ситуациях (как спорить, не обижая и не унижая собеседника, как принимать гостей, вести себя за столом, разговаривать по телефону и т.д.).
Культурный, воспитанный человек не только владеет техникой общения, но и обладает такими качествами, как приветливость, добросердечие, учтивость, уважительное отношение к людям.
Подражая взрослым, ребёнок без труда усвоит все правила приличия. Самое важное, чтобы норма поведения взрослых во всех ситуациях была верной. В младшем школьном возрасте ребёнок сам готов постепенно учиться тому, что и как нужно делать, чтобы не попасть впросак. Следует показать пример нормальных человеческих отношений, дать ребёнку знания об основных принципах, на которых эти отношения строятся, и контролировать, как ведёт себя ребёнок. Самый лучший способ прививать детям хорошие манеры – постоянно показывать им пример. Прав был А.С. Макаренко, говоря: «Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете. Вы воспитываете его в каждый момент его жизни».
Цель: формирование знаний, умений и навыков культурного общения и норм поведения в различных жизненных ситуациях.
Задачи:
-познакомить учащихся с правилами, нормами поведения в общественных местах;
-развивать коммуникативные способности школьников;
-формировать устойчивую положительную самооценку школьников.
-основными методами и приемами по реализации программы являются изучение речевого этикета, приучение школьников к выполнению правил культурного поведения и разъяснение им соответствующих норм морали на основе игровой деятельности, решения проблемных ситуаций.
Формы работы:
- Беседы;
- Игры и упражнения;
- Рассказы педагога и детей;
- Чтение художественных произведений;
- Наблюдения;
- Рассматривание рисунков и фотографий, моделирование и анализ заданных ситуаций;
Программа рассчитана на 1 час в неделю, что составляет 33 часа в год (33 учебных недели).
II. Содержательный раздел
II.1. Личностные результаты освоения внеурочной деятельности
В результате освоения курса внеурочной деятельности у учащихся с умственной отсталостью формируются следующие определенные личностные результаты:
― ценностное отношение и любовь к близким, к образовательному учреждению, своему селу, городу, народу, России;
― осознание себя как члена общества, гражданина Российской Федерации, жителя конкретного региона;
― уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов;
― готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и профессиональной деятельности;
― развитие представлений об окружающем мире в совокупности его природных и социальных компонентов;
― расширение круга общения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; принятие и освоение различных социальных ролей;
― принятие и освоение различных социальных ролей, умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективе;
― владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
― способность к организации своей жизни в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, нормах социального взаимодействия;
― способность ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать элементарные решения;
― способность организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
― мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
II.2. Планируемые результаты внеурочной деятельности
Планируемые результаты определяются поставленными выше задачами и ориентируются на следующие критерии:
1. Изменения в модели поведения школьника:
- проявление коммуникативной активности при получении знаний в диалоге (высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства); в монологическом высказывании (рассказ, описание, творческая работа);
- соблюдение культуры поведения и общения, правильных взаимоотношений; проявление доброжелательности, взаимопомощи, сочувствия, сопереживания;
- активное участие в альтруистической деятельности, проявление самостоятельности, инициативы, лидерских качеств;
- создание условий для реальной социально ценной деятельности и обеспечение формирования реально действующих мотивов.
2. Изменения объема знаний, расширение кругозора в области нравственности и этики:
- использование полученной на уроках информации во внеурочной и внешкольной деятельности;
- краткая характеристика (высказывание суждений) общечеловеческих ценностей и осознанное понимание необходимости следовать им;
- объективная оценка поведения реальных лиц, героев художественных произведений и фольклора с точки зрения соответствия нравственным ценностям.
3.Изменения в мотивационной и рефлексивной сфере личности:
- способность объективно оценивать поведение других людей и собственное,
- сформированность самоконтроля и самооценки: действия контроля ситуативного поведения, побуждение вовремя его изменить; способность «видеть» свои недостатки и желание их исправить.
II. 3. Содержание программы внеурочной деятельности
- Что такое этикет? Дать понятия «этика», «этикет». Этика как правила поведения и отношения к внешнему виду.
- «Вежливость города берёт». «Секрет волшебных слов».
Продолжать обогащать словарь детей выражениями словесной вежливости, учить самостоятельно здороваться, прощаться, благодарить, просить извинения.
3. «Культура поведения во время еды» ,«Как надо вести себя в гостях». Закреплять и углублять представления о культуре еды, способствовать формированию устойчивых культурно-гигиенических навыков.
4. «Правила поведения в общественных местах» «Мы по улице пройдем» Учить детей выполнять правила культуры поведения в общественных местах
5. «Телефонный разговор», «Вежливый покупатель», «В музее и на выставке»
Обучить детей правилам поведения на выставке, в театре, в музее, магазине и одновременно ввести в активный речевой запас ребенка этикетные выражения, необходимые в ситуации.
6. «Поступай с другими так, как хотел бы ты, чтобы поступали с тобой»
Учить определять эмоциональные состояния по мимике, жестам, действиям, интонации голоса; закреплять умение учитывать настроение окружающих в общении с ними; учить правильно реагировать на настроение окружающих.
III.2. Список литературных источников
1.Алябьева Е.А. “Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками” М.: ТЦ, Сфера, 2003
2.Богуславская, Н.Е. Веселый этикет [Текст]: /методическое пособие/
Н.Е. Богуславская, Н.А. Купина. – Екатеринбург: Арго,1997
3.Герасимова, В.А. Классный час играючи [Текст]: /сборник уроков выпуск №5/ В.А. Герасимова. – М.: Творческий центр, 2004.
4.Богданова, О.С. Методика воспитательной работы в начальных классах [Текст] /О.С.Богданова, В.И. Петрова. – М.: Просвещение, 1980.
5.Парусникова, И.В. Речь и культура общения [Текст] /И.В. Парусникова// Педсовет. – 1996.- №10.
6.Баландина Е.В. Школа этикета, или Вы пришли в театр [Текст] / Е.В. Баландина // Педсовет.- 2007. - №11
7.Курьянова, Е.Н. Авторизированная программа кружка «Юный риторик» с элементами театральной культуры. (http://festival.1september.ru/)
8.Исрафилова, Г.Ю. Программа «Этикет» Обучение младших школьников правилам общения. (http://festival.1september.ru/)
III. Организационный раздел
III.1. Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока. | Программное содержание | Кол-во часов | Личностные результаты | Дата |
1 | Что такое этикет? | Дать понятия «этика» и «этикет». | 1 | Владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия. | |
2 | «Вежливость города берёт». | Продолжать обогащать словарь детей выражениями словесной вежливости, учить самостоятельно здороваться, прощаться, благодарить, просить извинения. | 2 | Осознание себя как члена общества, гражданина Российской Федерации, жителя конкретного региона | |
3 | «Секрет волшебных слов» | Продолжать учить детей использовать в речи добрые и “волшебные” слова. Воспитывать в детях внимательное, доброжелательное отношение к окружающим. | 4 | Готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни. | |
4 | «Культура поведения во время еды» | Закреплять и углублять представления о культуре еды, способствовать формированию устойчивых культурно-гигиенических навыков. | 2 | Владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия. | |
5 | «Мальчики и девочки» | Воспитывать у мальчиков внимательное отношение к девочкам, учить подавать им стул, оказывать помощь в нужный момент, приглашать на танец | 1 | Развитие представлений об окружающем мире в совокупности его природных и социальных компонентов. | |
6 | “Я и мои родители” | Способствовать формированию выдержки, спокойствия, доброжелательного отношения. Воспитывать уважение к родителям. | 2 | Владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия. | |
7 | «Правила поведения в общественных местах» | Учить детей выполнять правила культуры поведения в общественных местах | 2 | Способность ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать элементарные решения. | |
8 | «Мы по улице пройдем» | Дать представление о том, что соблюдение правил дорожного движения, это тоже проявление культуры и вежливости. Продолжать формировать у детей навыки поведения на улице. | 3 | Готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни. | |
9 | «Что такое хорошо?» | Продолжать формировать элементарные представления о том, что хорошо, что плохо, учить оценивать хорошие и плохие поступки | 2 | Готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни | |
10 | “Что такое дружба?” | формировать понятия “Друг, дружба”, научить понимать, оценивать чувства и поступки других. | 1 | Владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия. | |
11 | «Как надо вести себя в гостях» | Знакомство с некоторыми правилами застольного этикета | 1 | Развитие представлений об окружающем мире в совокупности его природных и социальных компонентов. | |
12 | «Телефонный разговор» | Учить детей соблюдать речевой этикет, разговаривая по телефону. Формировать у детей навыки использования вежливых слов и выражений. Учить детей кратко излагать по телефону свои мысли. Учить использовать в речи некоторые жанры телефонных разговоров. | 2 | Готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни. | |
13 | «Вежливый покупатель» | Учить детей выполнять правила культуры поведения в магазине, пополнить словарный запас детей необходимыми выражениями. | 2 | Способность ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать элементарные решения. | |
14 | «В музее и на выставке» | Обучить детей правилам поведения на выставке, в театре, в музее и одновременно ввести в активный речевой запас ребенка этикетные выражения, необходимые в ситуации. | 2 | Владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия. | |
15 | “Внимательный, равнодушный” | Обсуждение данных качеств характера и их значение в общении | 1 | Готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни. | |
16 | «Поступай с другими так, как хотел бы ты, чтобы поступали с тобой!» | Учить определять эмоциональные состояния по мимике, жестам, действиям, интонации голоса; закреплять умение учитывать настроение окружающих в общении с ними; учить правильно реагировать на настроение окружающих. | 2 | Развитие представлений об окружающем мире в совокупности его природных и социальных компонентов. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурного направления "Лепка из соленого теста"
Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурного направления "Лепка из соленого теста" для начальных классов...
Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурного направления "Мое Омское Прииртышье"
Программа направлена на изучение истории,обычаев, традиций и духовной культуры русского народа Омского региона. Разработана на основе примерной программы внеурочной деятельности учащихся начальной шко...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочная деятельность (общекультурное направление) студия “Акварель»
Программа для внеурочной деятельности уч-ся начальных классов. Студия "Акварель"....
Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурного направления ,,Радуга\'\'
Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурного направления ,,Радуга\' разработана для обучающихся 3класса, предполагает кружковой уровень усвоения знаний и практических навыков. Программам с...
Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурного направления. Английский в стихах и песнях. 3-4 классы.
Согласно новому ФГОС организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Разработанная программа внеурочной деятельности "Англ...
Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурного направления. Кружок "Оригами"
Программа кружка «Оригами» составлена на основе модернизированной программы развивающего курса «Уроки оригами в начальной школе» (авторы Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю). Данная программа определяе...