«Путешествие по лесу»
план-конспект занятия (3 класс)
Цели: углубить знания учеников о роли животных в природе; учить оценивать свои поступки и поступки окружающих в природе; закреплять экологические правила; учить доброжелательному отношению к живым существам и видеть взаимосвязи в природе; развивать внимание, речь; воспитывать привычку заботиться о природе и ее обитателях.
Оборудование: карточки с заданиями; карта путешествия; рисунки, фотографии растений и животных; экологические знаки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitatelnoe_vasilchenko.docx | 82.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект внеурочного занятия для младших школьников на тему: «Путешествие по лесу»
Цели: углубить знания учеников о роли животных в природе; учить оценивать свои поступки и поступки окружающих в природе; закреплять экологические правила; учить доброжелательному отношению к живым существам и видеть взаимосвязи в природе; развивать внимание, речь; воспитывать привычку заботиться о природе и ее обитателях.
Оборудование: карточки с заданиями; карта путешествия; рисунки, фотографии растений и животных; экологические знаки.
Ход занятия
I. Сообщение темы занятия.
- Отгадайте загадку:
Есть у ребят зеленый друг,
Веселый друг, хороший, он им протянет
Сотни рук и тысячи ладошек. (Лес.)
- Сегодня мы отправимся в путешествие по лесу.
Ученик читает стихотворение «Русский лес».
Нет ничего милее бродить и думать здесь.
Излечит, обогреет, накормит русский лес.
А будет жажда мучить, то мне лесовичок
Средь зарослей колючих покажет родничок.
Нагнусь к нему напиться - и видно все до дна.
Течет вода-водица, вкусна и холодна.
Нас ждут в лесу рябина, орехи и цветы,
Душистая малина на кустиках густых.
Ищу грибов поляну я, не жалея ног,
А если и устану - присяду на пенек.
Лес очень любит пеших, для них совсем он свой.
Здесь где-то бродит леший с зеленой бородой.
Жизнь кажется иною, и сердце не болит,
Когда над головою, как вечность, лес шумит.
С. Никулин
II. Викторина «Народные приметы».
- Перед тем как отправиться в путь, давайте уточним прогноз погоды. А помогут нам в этом народные приметы.
Издавна народ замечал, что в природе все взаимосвязанно, например, по крику дрозда можно сказать, будет ненастье или нет. Так появились народные приметы.
Учащиеся работают в группах.
Карточка 1. Названия животных.
... купается - к ненастью.
... выходят из-под земли - хорошей погоды не жди.
... кричат - к дождю.
... работают - погода меняется.
Когда ... после заката солнца неустанно летают - жди ясной погоды.
... много и долго поют - сохранится хорошая погода.
... летают высоко - на сухую погоду.
... перелетают стайками с места на место - перед сильным ветром.
... стаями с криками вьются над гнездами - погода переменится.
... проснулись рано и жужжат сильно - к хорошей погоде, теплу.
Карточка 2. Названия растений.
Отцветают ... - падают холодные росы.
... перед дождем поднимает ветви.
... сближает листочки, наклоняется - перед ненастьем.
Закрыт цветок ... - жди дождя.
Если ... рано утром развернут венчики - жди ясной погоды.
Листья ... закручиваются книзу - к теплой сухой погоде.
Если летом много ... - зима будет теплой.
С листьев ... обильно капает влага - перед ненастьем.
Если нет ..., то нет и гречихи.
Если на ... много шишек - год будет добрый.
Карточка 3. Названия явлений природы.
Соловей неумолчно всю ночь поет - будет сильный ....
Если птицы умолкли - ожидай ....
Ласточки летают то вверх, то вниз - жди ....
Беспрерывно ныряют и плещутся утки - будет ....
Чайки высоко поднимаются и кружатся - будет ....
Перед ... лес притихает.
Воробьи среди дня нахохлились - к ,.. .
Если летом часто бывает ... - хмель уродится.
Летом частые ... - к урожаю.
Чем краснее радуга, тем больше ....
Карточка 4. Состояния погоды.
Пауки ткут сеть в сторону севера - к ... .
Яркое свечение светлячков - к ... погоде.
Пчелы вылетают из улья и сидят на его стенках - к ... .
Раки на берег выходят - к ... .
Ветер с востока летом - к ... .
Если солнце восходит в тумане, днем будет ....
Пауки прячутся в щели - жди ....
Если солнце село в облако, то следующий день будет ....
Синие облака - к ... .
Гуси и утки клюв под крыло прячут - к ... .
Ответы:
1. Названия животных: ворона, кроты, журавли, пауки, летучие мыши, жаворонки, ласточки, воробьи, грачи, мухи.
2. Название растений: розы, ель, клевер, фиалки, ноготки, папоротника, щавеля, ивы, рябины, соснах.
3. Названия явлений природы: ветер, грозы, бури, дождь, ветер, грозой. дождю, туман, зарницы, ветра.
4. Состояния погоды: похолоданию, хорошей, жаре, ненастью, засухе, душно, ненастья, пасмурный, теплу, холоду.
III. «Путешествуем по лесу».
Педгог. Посмотрите на карту. Сначала мы должны переправиться через ручей. Вспомните, как мы должны вести себя у речки, у ручья.
Учащиеся читают стихотворения.
Послушайте!
Речушка вдоль околицы текла.
Негромкая...
Но мы ее любили, дети, -
Она ведь первою была
Для нас и, значит,
Лучшею на свете.
Сейчас в ней всякий хлам,
И ржавь, и слизь
Зеленая, и хвощ болотный вылез...
Как будто люди целью задались
Убить ее
И своего добились.
С. Викулов
Плачет малая речонка.
Одолел речонку страх –
Стала тонкой-тонкой,
Обмелела на глазах.
Дунет ветер - и в минутку
След ее песком затрет.
Муравей - на что малютка –
Вброд речонку перейдет.
Пер. с болгарского В. Викторова
* * *
Мимо разных дворов и крылечек.
Где-то рядышком и вдалеке,
Вьется множество маленьких речек,
Чтобы слиться в огромной реке.
Вьются речки, сливаясь в колечки,
Путь-дорога у них нелегка...
Если высохнут малые речки,
Обмелеет большая река.
В. Орлов
- Как вы думаете, почему наша речка стала такой грязной?
- Объясните строки стихотворения «Если высохнут малые речки, обмелеет большая река...».
- Чем школьники могут помочь речке?
- Назовите санитаров речки.
- Составьте правила поведения у реки и нарисуйте к ним условные знаки.
- Идем дальше... На лесной полянке встречаем ежей. Как же надо вести себя при встрече с семьей ежей?
- Что вы знаете о жизни этих животных?
Педагог рассказывает о жизни ежей.
Обыкновенный, или европейский, еж имеет плотное, короткое тело, покрытое иглами, и заостренное рыльце с хоботком. Разрез рта у ежа большой, уши широкие, глаза черные, маленькие. На мордочке среди желтых торчат черные щетинки, позади глаз белые пятна.
Вся спина у ежа покрыта иглами сероватого и желтоватого цвета. Ежи могут свертываться в клубок; так они спят и спасаются от врагов. Хвост короткий, брюхо покрыто жесткими волосами. У ежа четыре коротких и толстых ноги с плоскими ступнями.
Еж держится обыкновенно в одиночку. Каждый зверек делает себе отдельное логовище и устраивает его под густыми кустами, под кучами хвороста или в ямках. Гнездо еж строит из листьев, соломы, веток. Часто он выкапывает себе нору до 30 см глубиной, которая имеет два выхода: обычно один - на север, другой - на юг. Жилье самки находится всегда недалеко от жилища самца. У самки рождается от 3 до 8 слепых детенышей, для которых ежиха приготавливает большое и хорошо выстланное травой гнездо, кормит их своим молоком. Если потревожить самку, когда у нее детеныши, она издает сердитое ворчание.
Новорожденные ежики имеют в длину около 5-6 см. Они вначале белого цвета и без игл. Иглы появляются лишь через несколько дней. Через месяц молодой еж принимает серую окраску. К осени молодые ежи самостоятельно кормятся и начинают устраивать себе жилье на зиму.
Зимнее жилище ежа с виду большая беспорядочная куча соломы, сена, листвы и мха. Внутри этой кучи - гнездо, старательно выстланное травой и листьями. Материал для гнезда еж таскает на спине: он катается по толстому слою опавшей листвы, пока листья не наколются на иглы. С наступлением морозов еж глубоко закапывается в свою нору и засыпает на всю зиму. Ежи очень чувствительны к холоду, и, если рано осенью начинаются заморозки, много ежей погибает.
Еж ведет ночной образ жизни. Лишь после заката солнца пробуждается он ото сна и отправляется на поиски добычи. Питается еж растениями и животными. Чаще всего он ест плоды, сочные коренья, семена, мелких животных: лягушек, ящериц, змей, слизняков, дождевых червей, птиц и их яйца. У ежей хорошо развито обоняние. У них хороший слух, но зрение и вкус слабые, а осязание почти отсутствует.
Еж довольно неуклюжее животное, но, несмотря на это, он прекрасный охотник, очень быстро хватающий свою добычу.
У ежа много врагов. Особенно опасны лисы и филины. Собаки, обнаружив ежа, заливаются лаем и пробуют схватить его. Но еж плотно свертывается в клубок и выставляет иглы; в таком положении собака не может причинить ему вреда.
- Послушайте стихотворение.
Мы нашли ежа в малине на канаве у дороги.
Принесли его в корзине, отпустили на пороге.
Ежик фыркнул, помолчал и ногами застучал.
Целый день свои колючки он от нас не убирал.
В тесто мамино залез, мама очень рассердилась.
Отнесла его я в лес, на полянке с ним простилась.
- Как вы оцениваете поступок девочки?
- Идем дальше... И вот мы оказались на поляне, где растут грибы. Как надо собирать грибы?
- Кто в лесу питается грибами?
- Послушайте стихотворение. О каких грибах в нем рассказывается?
Средь хвойного бора, дремучего бора
Нельзя не заметить меня, мухомора.
Большой, как тарелка, пятнист я и красен,
Лечу я оленей, для них я прекрасен.
А вот для детишек я очень опасен.
Е. Трутнева
- Почему ядовитые грибы тоже нужно беречь? Нарисуйте условный знак об охране мухомора, объясните свой рисунок.
- Идем дальше... И вот перед нами муравейник. Что надо делать, если встретили муравейник на пути?
- Почему надо муравьев охранять?
Муравьишки-торопыжки, не лентяи, не глупышки,
Друг за дружкой по дорожке тащат зернышки и крошки.
Муравью нельзя лениться, муравей живет трудом:
И жучка, и гусеницу тащит в свой подземный дом.
Как увидишь, что спешит он своей дорогой,
Ты его не обижай, ты его не трогай.
А. Бободжан
- Чем питаются муравьи?
- Можно ли их назвать хищниками?
- Почему муравьев называют санитарами леса?
- Нарисуйте эскиз экологического знака об охране муравейника.
- Идем дальше... И вот мы входим в лес. Как надо вести себя в лесу?
- Какие меры следует принимать для сохранения красиво цветущих растений?
...Но мед в них запрятан душистый.
Мы любим простые цветы,
Что выросли в зелени чистой.
Мы лютик сорвем золотой
И розовый клевер медовый,
Мы в зелени густой
Найдем колокольчик лиловый.
В просторных лугах наберем
Охапки росистых ромашек.
С цветами домой мы пойдем,
Поставим их в комнате нашей.
В. Донникова
- Нарисуйте условные знаки об охране редких растений.
Педагог. Ребята, если вы правильно разгадаете кроссворд и определите ключевое слово, то узнаете, о чем прозвучат стихи.
На доске:
1. Он был желудем - и вот царь лесной, гигант растет. (Дуб.)
2. Белые овечки бегают по свечке. (Верба.)
3. Весной зеленела, летом загорала,
Осенью надела красные кораллы. (Рябина.)
4. Не заботясь о погоде, в сарафане белом ходит,
А в один из теплых дней май сережки дарит ей. (Береза.)
5. Кудри в речку опустила и о чем-то загрустила,
А о чем она грустит - никому не говорит. (Ива.)
6. Летят с него пушинки, как белые снежинки. (Тополь.)
7. Висит на ней шар, а на боку - пожар. (Яблоня.)
В выделенных клетках: деревья.
Учащиеся читают стихотворения о деревьях по желанию.
- Послушайте экологическую сказку «Плач березы». О каких экологических ошибках она рассказывает?
Сказка «Плач березы»
Стоял летний солнечный день. Дул легкий ветерок. Он качал высокие травы и волновал речную гладь. Он гнал по небу белые облака и шелестел в листве одинокой старой березы.
Зимой эту березу обдували холодные ветры, засыпали тяжелые снега, осенью дожди сбивали пожелтевшую листву, и только летом отдыхала она от немилости природы. Сочные травы нежно касались ее ствола, птицы вили гнезда в мягкой листве. Одинокая береза перешептывалась с далекими соснами, елями.
По лесу с корзинкой шел мальчик. Он собирал грибы. Грибов было много. Мальчик часто наклонялся за ними и очень устал. Корзинка была уже полная. И вот лес расступился, и мальчик вышел на опушку. Он увидел одинокую березу. Он сел, прислонившись к ее стволу, и заснул в тени. Ему снился удивительный сон. Когда он проснулся, листва березы все так же пела свою песню, травы касались его лица. Чтобы запомнить это место и снова вернуться сюда, мальчик достал ножик, вырезал на стволе свое имя. Замерла береза от боли. Горькие слезы потекли по стволу. Затрепетала береза от ран и потянулась к небу, прося у него защиты. Но не было помощи от неба. Тогда рванулась береза ветвями к соснам и елям, но и они молчали, поникнув вершинами. Еще сильнее заплакала береза, еще сильнее заныли свежие раны. А через некоторое время пожелтела и осыпалась листва. Засохли ветви, почернел бывший когда-то белым ствол. Только имя мальчика огромными буквами зияло на нем.
- Могло ли так быть на самом деле? Как вы думаете - почему?
- Человек - царь природы, ее властелин, как вы это понимаете?
- Ребята, отгадайте, кто сидит на березе?
Днем спит, ночью летает. (Сова.)
У совы глаза, как плошки, а не видят днем ни крошки –
Зато ночью эти плошки видят все в лесу густом:
И ежонка на дорожке, и зайчонка под кустом,
И травинку на пригорке, и хвоинку на земле,
Даже мышку в темной норке, даже белочку в дупле.
И. Мазнин
- Какова роль совы в природе?
- Составьте пищевую цепочку по стихотворению, дополнив недостающие звенья.
- Отгадайте загадку. Кто сидит на следующем дереве?
Не дровосек, не плотник, а первый в лесу работник. (Дятел.)
- Почему дятла называют доктором леса?
- Каким вы представили дятла?
По лесу шел я. Кругом ни звука.
Утреннее затишье. И вдруг
Дятел вдали равномерно затукал:
Тук-тук, тук-тук.
Сколько забот у тебя, непоседа, - только работать да поспевать!
Ну, берегитесь, жуки-короеды, всем вам сегодня несдобровать!
Н. Старшинов
Педагог. Идем дальше... Мы вернулись домой. Ребята, какие пословицы и поговорки о лесе вы знаете?
• Лес нас согревает, кормит и одевает, зеленая крыша от жары укрывает.
• Кто дерево посадит, тот человеку друг.
• Много леса - не губи, мало леса - береги, нет леса - посади.
• Срубить дерево - пять минут, вырастить - сто лет.
• Сосны - наши зеленые друзья.
• Разоряя муравейник, ты разоряешь дом друзей.
• Дерево держится корнями, а человек - друзьями.
• Деревья скоро садят, да не скоро с них плод едят.
• Лес сечь - не жалеть плеч.
• Лес сплошь рубить - себя оголить.
• Без леса не житье, а вытье.
• Лес по дереву не плачет, а по молодежнику сохнет.
IV. Итог занятия.
- Какие экологические правила сегодня мы вспомнили?
- Почему надо беречь лес?
Ребята, любите лес. Недаром говорится: «Все лесом живут, да это в толк не берут». Вы же, смею надеяться, теперь взяли в толк, что следует, и хотите «жить-поживать да добро наживать».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционное занятие в 1 классе «Путешествуем по лесу»
Развитие разных видов памяти на основе компьютерной программы под руководством Г.Мининой «Баба-Яга: школа на курьих ножках»....
"Путешествие по лесу" (Внеклассное мероприятие по окружающему миру)
Материал построен в виде игры-путешествия по лесу. В игровой форме рассказываются повадки лесных жителей, викторины, сказки о лесных жителях....
Путешествие «В лесу немало есть чудес. Добро пожаловать к нам в лес!»
Цель: Активизация у детей знаний о природе, привлечение внимания к экологическим проблемам.Задачи: Развивать познавательный интерес, логическое мышление, воспитывать бережное отношение к природе....
Сюжетно-ролевой урок «Путешествие по лесу»
Тема: «Подвижные игры как средство совершенствования физических качеств и развитие межличностных отношений в классе».Цель: Использование подвижных игр для всестороннего гармоничного р...
Внеклассное мероприятие "Игра- путешествие "В лесу" "
Мероприятие формирует любовь к Родине и к своему родному краю, развивает экологическую культуру младшего школьника....
Сценарий внеклассного мероприятия Игра-путешествие "Жители леса"
Цель: Расширение представления детей о животном мире леса....
Открытое занятие в старшей группе "Путешествие по лесу"
Актуальность. Экологическое образование – важнейший компонент воспитательной работы в детском учреждении. Проведение данного занятия способствует формированию экологической культуры у детей стар...