Сценарий внеурочного занятия по теме: "Кем я хочу стать?"
классный час (2 класс)

Профориентационное занятие по формированию первоначальных основ для личного самоопределения в будущем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_proforientatsionnogo_zanyatiya.docx65.1 КБ

Предварительный просмотр:

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «ШКОЛА РАЗВИТИЯ № 24»

        Работу подготовила:

Макарова Людмила Дмитриевна,

учитель начальных классов

Цель урока (занятия): формирование первоначальных основ для личностного самоопределения в будущем.

Задачи урока (занятия):

  1. Формирование навыков различать профессию, специальность и должность;
  2. Формирование любопытства к профессии или виду деятельности.

Ожидаемые результаты:

  1. Ученик знает, чем отличаются понятия «профессия», «должность», «специальность»;
  2. Впервые начинает задумываться о выборе профессии.

Аннотация проекта урока (занятия):

Урок (занятие) состоит из 7-и последовательных этапов:

Урок (занятие) начинается со вступительного слова учителя (презентации темы занятия), основная задача – вовлечь обучающихся в активное обсуждение.  

Основная задача второго этапа - формирование искреннего интереса и любопытства к занятию.  Для этого используется такой инструмент, как «альтернативные вопросы». На них можно отвечать правильно или неправильно, их задача – разбудить любопытство.

На третьем этапе просмотр мультфильма. Длительность мультфильма составляет 6,5 минут.

Четвертый этап – обсуждение мультфильма.  Это самый важный этап работы в уроке (занятии). Главные герои, младший брат Димка и старший брат Алексей Дотошкины, целенаправленно встречаются с представителями различных профессий, чтобы помочь определиться Димке с самым важным вопросом: «Кем стать?». Вопросы зависят от уровня подготовленности учеников. Вопросы в данном проекте соответствуют уровню развития младших школьников. 

Для закрепления материала используется игра «ПрофиПлюс». Игра проводится в группах. Каждая группа получает карточку с заданием, после обсуждения ответы вносятся в бланк, ответственный от группы представляет работу.

Завершающий этап - это короткая резюмирующая речь учителя и ряд вопросов к классу, позволяющая оценить полученные знания и выявить наиболее заинтересовавшихся темой учеников (чтобы при подтверждении их любопытства к профессии/отрасли вывести их на этап ВОВЛЕЧЕНИЯ, а затем и НАПРАВЛЕНИЯ). Этап также является рефлексирующей частью занятия, на которой ученики могут обменяться впечатлениями и высказать свое мнение педагогу.

Домашнее задание является необязательным элементом и является инструментом для выявления и поощрения активных учеников.

Конспект проекта урока (занятия)

№ п/п

Этапы проведения урока (занятия)

Описание

 и цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1

Вступительное слово учителя (презентация темы занятия)

Цель вступительного слова - показать, что заданная тема не так проста, как кажется, и этим возбудить у учеников интерес к предлагаемой теме. Основная задача учителя на данном этапе - в беседе «переиграть» школьников, «поймать» их на односторонности суждений и этими «ловушками» вовлечь в активное обсуждение.

- Ребята, наверняка вы уже не раз задумывались - кем же стать в будущем? Было дело?

- Что, ни разу еще не думали?  

- Хорошо, давайте задумаемся над этим прямо сейчас!

- Кем бы вы хотели стать?

- Хорошо! Такие все интересные профессии!

- А кто знает - где учат на директора? На бизнесмена?

- Знаете такие институты?

- А раз нигде не учат, так может это и не профессии вовсе?

- А что тогда?

Обучающиеся слушают вопросы учителя, отвечают на них, включаются в беседу.

- (Юристом, врачом, топ-моделью, директором, бизнесменом, …)

2

Ресурсный круг- альтернативные вопросы (игра с мячиком)

Все встают в круг. Альтернативные вопросы задаются с помощью мячика. Учитель кидает мячик любому ученику и задает любой альтернативный вопрос. Ученик ловит мяч и высказывает собственное мнение. Правильных ответов не существует и учителю нечего объяснять! Данные вопросы нужны только для того, чтобы ученики сами себе задали эти вопросы и попробовали сами себе на них ответить, то есть заинтересовались темой урока. Ученик отвечает и возвращает мяч учителю, учитель тут же кидает мяч другому ученику и адресует следующий вопрос. Всё делается достаточно мобильно! Если у ученика нет собственного мнения, то он кидает мяч тому ученику, у которого оно есть. Если ни у кого нет, мяч возвращается учителю, который задает следующий вопрос. Если, помимо высказанного, у другого ученика есть собственное мнение, то мяч адресуется и ему тоже. Все версии должны быть озвучены! Эффект мяча в том, что ученики, не опасаясь быть высмеянными или осужденными за неправильный ответ, могут говорить любые свои версии, а остальные ученики над этим тоже автоматически задумаются. Таким образом, в игру будет вовлечен весь класс и появится интрига к предстоящей теме урока (занятия).

- Можно ли выучиться на популярного певца?

 - Певец — это вообще профессия?

 - Где можно выучиться на популярного певца?

- А учитель — это профессия?

- А учитель математики — это тоже профессия?

- А если я скажу, что только одно из них профессия? Что из этого профессия? А другое тогда что?

 - Кстати, а можно ли получить профессию дворника? Где?

 - А где можно выучиться на президента? Президент — это профессия?

 - А ученый — это профессия или что?

- Ученый-биолог он по профессии ученый или биолог?

- А что такое должность?

- Должность и профессия это одно и то же?

- На стройке все строители?

- Кем строитель может быть по специальности?

Обучающиеся вместе с учителем встают в ресурсный круг. Учитель кидает мячик любому ученику с вопросом, ученик ловит мяч и высказывает свое мнение по заданному вопросу. Отвечать на вопросы нужно достаточно быстро!

3

Просмотр мультфильма

Озадаченные, запутанные ученики смотрят мультфильм, чтобы разобраться, что к чему.

- Ну, а сейчас давайте посмотрим мультфильм, где вы найдете ответы на многие эти вопросы.

Смотрят мультфильм (хронометраж 6,5 минут)

4

Обсуждение просмотренного

мультфильма.

 В обсуждении важно не получение правильного ответа, а та дискуссия, которая может сформироваться вокруг поднятой учителем темы (вопроса).  Любая поднятая дискуссия вовлекает учеников в осознанное восприятие темы.

- Понравился ли вам Димка Дотошкин?

- А его брат Алексей?

 - А вам приходилось писать сочинение «Кем я хочу быть»? Если да, то, что вы написали?

- Разобрались, как надо выбирать профессию?

- Чем же отличается профессия от должности?

 - А что такое специальность?  

- Назовите примеры профессий?

- Какая у врача может быть специальность?

- А заведующий, главный врач, старшая медсестра, что это?

- Что нужно, чтобы выбрать свою профессию?

- Во-первых, нужно изучать самого себя: что ты любишь делать, что нет; какие у тебя есть способности, какие твои сильные и слабые качества.

- А во-вторых, надо изучать профессии, уточнять требования профессий к личным качествам.

- О каких профессиях вы хотели бы узнать?

-  А почему именно эти профессии, чем они вас заинтересовали?

Обучающиеся отвечают на вопросы учителя по просмотренному мультфильму.

- (Профессия должна нравиться, к ней должны быть личные способности, а еще эта профессия должна быть нужна другим людям).

- (Профессии УЧАТ в специальных учебных заведениях, на должность не учат, а НАЗНАЧАЮТ по результатам работы).

- (Это уточнение профессии).

- (Например, профессия врач, …)

- Терапевт, хирург, офтальмолог.

- Должности.

- (…)

5

Закрепление полученных знаний в игровой форме. Работа в группах.

Игра «ПрофиПлюс» направлена на дополнительное и более осмысленное закрепление полученного материала. Формируются навыки различать профессию, специальность и должность.

- А сейчас поработаем в группах.

- Задача для групп – распределить все названия, которые указаны в карточке, на три группы: в первую группу нужно выписать названия профессий, во вторую группу – специальности, в третью – должности.

- На эту работу выделяется 4 минуты.

- Выберите ответственного, который будет представлять работу группы.

Обучающиеся распределяются по группам (по четыре человека). Каждая группа выполняет карточку с заданием.

По окончании самостоятельной работы в группах, показывают сигнал готовности, ответственный от группы представляет работу.

 Учитель русского языка и литературы (Специальность). Профессия: педагог.

•Автослесарь (Профессия).

•Садовник (Профессия).

• Судья (Должность). Профессия: юрист.

•Стюардесса (Профессия).

•Сантехник (Профессия).

•Адвокат (Специальность). Профессия: юрист.

• Командир батальона (Должность). Профессия: любая военная.

•Машинист поезда (Профессия).

•Клоун (Специальность). Профессия: артист цирка.

6

Резюме (подведение итогов занятия)

Подведение итогов занятия проходит по форме резюме и представляет собой классическую рефлексию, когда ученики дают обратную связь по занятию в целом и по просмотренному мультфильму в частности. Все снова встают в круг. Учитель передает мячик по кругу, вместе с рефлексивной репликой. Мячик позволяет задать формат, в котором обратную связь даёт каждый ученик.

- Ребята, что вы сегодня узнали нового?  

- Чем различаются профессия, специальность и должность?

- Кем ты хочешь стать в будущем?

Все встают в круг. Учитель передает мячик с рефлексивной репликой, ученики, получив мяч, высказывают свое мнение.

7

Домашнее задание (для инициативных)

Выполняется по желанию. Главная задача - наиболее амбициозным и заинтересованным учащимся дать возможность проявить себя, выполнив домашнее задание по пройденному материалу. Выполненное задание разбирается в начале следующего профориентационного урока (занятия).

- Домашнее задание для желающих, которых заинтересовала тема сегодняшнего занятия: выписать десять профессий. Для каждой профессии указать несколько специальностей и возможных должностей.

Выполняют домашнее задание по желанию.

Приложение №1

Ссылка на просмотр мультфильма:

https://www.youtube.com/watch?v=_3T7R4z-bAI&feature=youtu.be 

Приложение №2

Карточка

Задание: распределить слова в три столбика:

1) Профессии;

2) Специальность;

3) Должность.

• Учитель русского языка и литературы

• Автослесарь

• Садовник

• Судья

• Юрист

• Стюардесса

• Сантехник

• Адвокат

• Учитель

• Командир батальона

• Машинист поезда

• Клоун  

• Врач

• Артист цирка

• Повар

• Шеф-повар

Приложение №3

Бланк для выполнения карточки

Профессии

Специальность

Должность


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий внеурочного занятия по курсу "Доноведение" "Таганрогская старина"

Материал занятия основан на исторических фактах о городе (П.П. Филевский. Книга "История города Таганрога", материалы периодической печати) - крупном центре юга России, одной из лучших гаваней Европы ...

Сценарий внеурочного занятия по здоровьесбережению "Пейте, дети, молоко- будете здоровы!""

Актуальность темы: Обязательным и незаменимым продуктом детского питания является молоко. Оно по своему химическому составу и биологическим свойствам занимает исключительное место среди про...

Сценарий внеурочного занятия по логике "Развитие логического мышления"

Данный сценарий расчитан для учащихся 1 класса. В процессе работы дети встречаются со сказочными персонажами, которые предлагают им выполнить разные задания....

Внеурочное занятие на тему: ЗОЖ, 2 класс Конспект внеурочного занятия

Внеурочное занятия на тему: ЗОЖ, 2 классКонспект внеурочного занятия Тема: «Здоровое питание» Занятие «Фруктовый шашлычок»Цель:-Формировать у детей заботы о своем здоровье...

презентация Внеурочное занятие на тему: ЗОЖ, 2 класс Конспект внеурочного занятия

презентация Внеурочное занятие на тему: ЗОЖ, 2 классКонспект внеурочного занятия...

Сценарий внеурочного занятия во 2 классе на тему: «Профессии наших родственников»

Материал содержит увлекательные игры, задания для детей по теме «Профессии наших родственников»...

Сценарий внеурочного занятия в рамках курса "Мир профессий. Твой выбор" по теме "Труженики лесного хозяйства"

Сценарий внеурочного занятия в рамках курса "Мир профессий. Твой выбор" по теме "Труженики лесного хозяйства" для учащихся 1 класса....