Сценарий внеурочного занятия по теме: "Кем я хочу стать?"
классный час (2 класс)
Профориентационное занятие по формированию первоначальных основ для личного самоопределения в будущем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_proforientatsionnogo_zanyatiya.docx | 65.1 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА РАЗВИТИЯ № 24»
Работу подготовила:
Макарова Людмила Дмитриевна,
учитель начальных классов
Цель урока (занятия): формирование первоначальных основ для личностного самоопределения в будущем.
Задачи урока (занятия):
- Формирование навыков различать профессию, специальность и должность;
- Формирование любопытства к профессии или виду деятельности.
Ожидаемые результаты:
- Ученик знает, чем отличаются понятия «профессия», «должность», «специальность»;
- Впервые начинает задумываться о выборе профессии.
Аннотация проекта урока (занятия):
Урок (занятие) состоит из 7-и последовательных этапов:
Урок (занятие) начинается со вступительного слова учителя (презентации темы занятия), основная задача – вовлечь обучающихся в активное обсуждение.
Основная задача второго этапа - формирование искреннего интереса и любопытства к занятию. Для этого используется такой инструмент, как «альтернативные вопросы». На них можно отвечать правильно или неправильно, их задача – разбудить любопытство.
На третьем этапе просмотр мультфильма. Длительность мультфильма составляет 6,5 минут.
Четвертый этап – обсуждение мультфильма. Это самый важный этап работы в уроке (занятии). Главные герои, младший брат Димка и старший брат Алексей Дотошкины, целенаправленно встречаются с представителями различных профессий, чтобы помочь определиться Димке с самым важным вопросом: «Кем стать?». Вопросы зависят от уровня подготовленности учеников. Вопросы в данном проекте соответствуют уровню развития младших школьников.
Для закрепления материала используется игра «ПрофиПлюс». Игра проводится в группах. Каждая группа получает карточку с заданием, после обсуждения ответы вносятся в бланк, ответственный от группы представляет работу.
Завершающий этап - это короткая резюмирующая речь учителя и ряд вопросов к классу, позволяющая оценить полученные знания и выявить наиболее заинтересовавшихся темой учеников (чтобы при подтверждении их любопытства к профессии/отрасли вывести их на этап ВОВЛЕЧЕНИЯ, а затем и НАПРАВЛЕНИЯ). Этап также является рефлексирующей частью занятия, на которой ученики могут обменяться впечатлениями и высказать свое мнение педагогу.
Домашнее задание является необязательным элементом и является инструментом для выявления и поощрения активных учеников.
Конспект проекта урока (занятия)
№ п/п | Этапы проведения урока (занятия) | Описание и цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1 | Вступительное слово учителя (презентация темы занятия) | Цель вступительного слова - показать, что заданная тема не так проста, как кажется, и этим возбудить у учеников интерес к предлагаемой теме. Основная задача учителя на данном этапе - в беседе «переиграть» школьников, «поймать» их на односторонности суждений и этими «ловушками» вовлечь в активное обсуждение. | - Ребята, наверняка вы уже не раз задумывались - кем же стать в будущем? Было дело? - Что, ни разу еще не думали? - Хорошо, давайте задумаемся над этим прямо сейчас! - Кем бы вы хотели стать? - Хорошо! Такие все интересные профессии! - А кто знает - где учат на директора? На бизнесмена? - Знаете такие институты? - А раз нигде не учат, так может это и не профессии вовсе? - А что тогда? | Обучающиеся слушают вопросы учителя, отвечают на них, включаются в беседу. - (Юристом, врачом, топ-моделью, директором, бизнесменом, …) |
2 | Ресурсный круг- альтернативные вопросы (игра с мячиком) | Все встают в круг. Альтернативные вопросы задаются с помощью мячика. Учитель кидает мячик любому ученику и задает любой альтернативный вопрос. Ученик ловит мяч и высказывает собственное мнение. Правильных ответов не существует и учителю нечего объяснять! Данные вопросы нужны только для того, чтобы ученики сами себе задали эти вопросы и попробовали сами себе на них ответить, то есть заинтересовались темой урока. Ученик отвечает и возвращает мяч учителю, учитель тут же кидает мяч другому ученику и адресует следующий вопрос. Всё делается достаточно мобильно! Если у ученика нет собственного мнения, то он кидает мяч тому ученику, у которого оно есть. Если ни у кого нет, мяч возвращается учителю, который задает следующий вопрос. Если, помимо высказанного, у другого ученика есть собственное мнение, то мяч адресуется и ему тоже. Все версии должны быть озвучены! Эффект мяча в том, что ученики, не опасаясь быть высмеянными или осужденными за неправильный ответ, могут говорить любые свои версии, а остальные ученики над этим тоже автоматически задумаются. Таким образом, в игру будет вовлечен весь класс и появится интрига к предстоящей теме урока (занятия). | - Можно ли выучиться на популярного певца? - Певец — это вообще профессия? - Где можно выучиться на популярного певца? - А учитель — это профессия? - А учитель математики — это тоже профессия? - А если я скажу, что только одно из них профессия? Что из этого профессия? А другое тогда что? - Кстати, а можно ли получить профессию дворника? Где? - А где можно выучиться на президента? Президент — это профессия? - А ученый — это профессия или что? - Ученый-биолог он по профессии ученый или биолог? - А что такое должность? - Должность и профессия это одно и то же? - На стройке все строители? - Кем строитель может быть по специальности? | Обучающиеся вместе с учителем встают в ресурсный круг. Учитель кидает мячик любому ученику с вопросом, ученик ловит мяч и высказывает свое мнение по заданному вопросу. Отвечать на вопросы нужно достаточно быстро! |
3 | Просмотр мультфильма | Озадаченные, запутанные ученики смотрят мультфильм, чтобы разобраться, что к чему. | - Ну, а сейчас давайте посмотрим мультфильм, где вы найдете ответы на многие эти вопросы. | Смотрят мультфильм (хронометраж 6,5 минут) |
4 | Обсуждение просмотренного мультфильма. | В обсуждении важно не получение правильного ответа, а та дискуссия, которая может сформироваться вокруг поднятой учителем темы (вопроса). Любая поднятая дискуссия вовлекает учеников в осознанное восприятие темы. | - Понравился ли вам Димка Дотошкин? - А его брат Алексей? - А вам приходилось писать сочинение «Кем я хочу быть»? Если да, то, что вы написали? - Разобрались, как надо выбирать профессию? - Чем же отличается профессия от должности? - А что такое специальность? - Назовите примеры профессий? - Какая у врача может быть специальность? - А заведующий, главный врач, старшая медсестра, что это? - Что нужно, чтобы выбрать свою профессию? - Во-первых, нужно изучать самого себя: что ты любишь делать, что нет; какие у тебя есть способности, какие твои сильные и слабые качества. - А во-вторых, надо изучать профессии, уточнять требования профессий к личным качествам. - О каких профессиях вы хотели бы узнать? - А почему именно эти профессии, чем они вас заинтересовали? | Обучающиеся отвечают на вопросы учителя по просмотренному мультфильму. - (Профессия должна нравиться, к ней должны быть личные способности, а еще эта профессия должна быть нужна другим людям). - (Профессии УЧАТ в специальных учебных заведениях, на должность не учат, а НАЗНАЧАЮТ по результатам работы). - (Это уточнение профессии). - (Например, профессия врач, …) - Терапевт, хирург, офтальмолог. - Должности. - (…) |
5 | Закрепление полученных знаний в игровой форме. Работа в группах. | Игра «ПрофиПлюс» направлена на дополнительное и более осмысленное закрепление полученного материала. Формируются навыки различать профессию, специальность и должность. | - А сейчас поработаем в группах. - Задача для групп – распределить все названия, которые указаны в карточке, на три группы: в первую группу нужно выписать названия профессий, во вторую группу – специальности, в третью – должности. - На эту работу выделяется 4 минуты. - Выберите ответственного, который будет представлять работу группы. | Обучающиеся распределяются по группам (по четыре человека). Каждая группа выполняет карточку с заданием. По окончании самостоятельной работы в группах, показывают сигнал готовности, ответственный от группы представляет работу. Учитель русского языка и литературы (Специальность). Профессия: педагог. •Автослесарь (Профессия). •Садовник (Профессия). • Судья (Должность). Профессия: юрист. •Стюардесса (Профессия). •Сантехник (Профессия). •Адвокат (Специальность). Профессия: юрист. • Командир батальона (Должность). Профессия: любая военная. •Машинист поезда (Профессия). •Клоун (Специальность). Профессия: артист цирка. |
6 | Резюме (подведение итогов занятия) | Подведение итогов занятия проходит по форме резюме и представляет собой классическую рефлексию, когда ученики дают обратную связь по занятию в целом и по просмотренному мультфильму в частности. Все снова встают в круг. Учитель передает мячик по кругу, вместе с рефлексивной репликой. Мячик позволяет задать формат, в котором обратную связь даёт каждый ученик. | - Ребята, что вы сегодня узнали нового? - Чем различаются профессия, специальность и должность? - Кем ты хочешь стать в будущем? | Все встают в круг. Учитель передает мячик с рефлексивной репликой, ученики, получив мяч, высказывают свое мнение. |
7 | Домашнее задание (для инициативных) | Выполняется по желанию. Главная задача - наиболее амбициозным и заинтересованным учащимся дать возможность проявить себя, выполнив домашнее задание по пройденному материалу. Выполненное задание разбирается в начале следующего профориентационного урока (занятия). | - Домашнее задание для желающих, которых заинтересовала тема сегодняшнего занятия: выписать десять профессий. Для каждой профессии указать несколько специальностей и возможных должностей. | Выполняют домашнее задание по желанию. |
Приложение №1
Ссылка на просмотр мультфильма:
https://www.youtube.com/watch?v=_3T7R4z-bAI&feature=youtu.be
Приложение №2
Карточка
Задание: распределить слова в три столбика:
1) Профессии;
2) Специальность;
3) Должность.
• Учитель русского языка и литературы
• Автослесарь
• Садовник
• Судья
• Юрист
• Стюардесса
• Сантехник
• Адвокат
• Учитель
• Командир батальона
• Машинист поезда
• Клоун
• Врач
• Артист цирка
• Повар
• Шеф-повар
Приложение №3
Бланк для выполнения карточки
Профессии | Специальность | Должность |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий внеурочного занятия по курсу "Доноведение" "Таганрогская старина"
Материал занятия основан на исторических фактах о городе (П.П. Филевский. Книга "История города Таганрога", материалы периодической печати) - крупном центре юга России, одной из лучших гаваней Европы ...
Сценарий внеурочного занятия по здоровьесбережению "Пейте, дети, молоко- будете здоровы!""
Актуальность темы: Обязательным и незаменимым продуктом детского питания является молоко. Оно по своему химическому составу и биологическим свойствам занимает исключительное место среди про...
Сценарий внеурочного занятия по логике "Развитие логического мышления"
Данный сценарий расчитан для учащихся 1 класса. В процессе работы дети встречаются со сказочными персонажами, которые предлагают им выполнить разные задания....
Внеурочное занятие на тему: ЗОЖ, 2 класс Конспект внеурочного занятия
Внеурочное занятия на тему: ЗОЖ, 2 классКонспект внеурочного занятия Тема: «Здоровое питание» Занятие «Фруктовый шашлычок»Цель:-Формировать у детей заботы о своем здоровье...
презентация Внеурочное занятие на тему: ЗОЖ, 2 класс Конспект внеурочного занятия
презентация Внеурочное занятие на тему: ЗОЖ, 2 классКонспект внеурочного занятия...
Сценарий внеурочного занятия во 2 классе на тему: «Профессии наших родственников»
Материал содержит увлекательные игры, задания для детей по теме «Профессии наших родственников»...
Сценарий внеурочного занятия в рамках курса "Мир профессий. Твой выбор" по теме "Труженики лесного хозяйства"
Сценарий внеурочного занятия в рамках курса "Мир профессий. Твой выбор" по теме "Труженики лесного хозяйства" для учащихся 1 класса....