Сценарий внеурочного занятия по логике "Развитие логического мышления"
план-конспект занятия (1 класс) на тему
Данный сценарий расчитан для учащихся 1 класса. В процессе работы дети встречаются со сказочными персонажами, которые предлагают им выполнить разные задания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logika.zip | 2.63 МБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий внеурочного занятия по логике.
Класс: 1 «Г»
Тема: «Развитие логического мышления».
Цели: Формировать у учащихся стремление к размышлению и поиску.
Развивать познавательный интерес, навыки самосознания и самоконтроля. Воспитывать уверенность, внимательность, терпеливость и усердие.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация занятия, классная касса букв, индивидуальные кассы букв, карточки с условными обозначениями для составления плана занятия.
Учитель: Колесникова Елена Вячеславна
Тетради и учебные пособия: Тетради «Юным умникам и умницам», О.Холодова, 1 класс , 2 часть; методическое пособие «Юным умникам и умницам», О.Холодова, 1 класс.
Ход занятия.
1.Организационный момент.
У: «Ребята, поздоровайтесь с гостями.»
Д: «Всем , всем добрый день!»
2.Формулирование темы и цели, планирование своей деятельности.
У: «Чем мы занимаемся на занятиях по логике?»
Д: «Мы развиваем память, внимание, воображение.»
У: « Угадайте, что сегодня мы будем развивать?»
На доске выложены буквы: е г с к о л и ч е о ш л е е м ы н и
Д: «Логическое мышление».
У: «А для чего нам это нужно?»
Д: « Чтобы лучше решать задачи, уметь анализировать, сравнивать, находить выход из разных ситуаций»
РУУД:
формирование умений определять и формулировать цель своей деятельности .
У: «Прежде , чем начать работать, что нужно составить?»
Д: « План работы»
У: «Перед вами карточки с условными обозначениями — это этапы нашей работы. Расскажите, что будем выполнять сначала, а что — потом?»
План .
- ООтветь быстро на вопросы.
- Следи глазами.
- Подумай и нарисуй.
- Найди отличия.
- Подумай и ответь.
- Подумай и скажи.
- Подумай и нарисуй.
- Раскрась.
- Графический диктант
У: «План составлен?»
Д: «Да.»
ПУДД:
формирование умения «читать» и объяснять информацию, заданную с помощью рисунков и схем.
РУУД:
формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности, преодоление импульсивности, непроизвольного поведения, умение взаимодействовать с одноклассниками в учебной деятельности,
4.Формирование новых знаний .
1) Мозговая гимнастика
У: «Чтобы лучше работал наш мозг, необходимо провести небольшую гимнастику»
ПУУД:
развитие познавательных интересов и мотивов, любознательности, готовности к принятию и решению учебных и познавательных задач.
1-е упр.- «Качания головой» (упр. стимулирует мыслительные процессы): дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперёд. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи. (Выполнять 30 секунд).
2-е упр.- «Ленивые восьмёрки» ( упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания): нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмёрки» по три раза каждой рукой , а затем обеими руками.
У: «Сегодня я пригласили на наше занятие не только ваших родителей, учителей нашей школы, но ещё я отправили пригласительные открытки некоторым героям сказок и мультфильмов. Они уже в пути и, чтобы им помочь быстрее добраться до нас, нам надо выполнить первое задание.
2)Ответь быстро на вопросы.
У: «Итак, первый пункт плана - «Ответь быстро на вопросы».
Вопросы в тетради (с.45, разминка) читает ученик:
-Как называется самая большая и вкусная ягода?(Арбуз)
-Сколько пальцев на левой ноге?(5)
-Как называют человека, отлавливающего «зайцев» в автобусе?(Контролёр)
-Какое метательное орудие всегда возвращается к охотнику? ( Бумеранг)
-У какого зверька в нашем лесу самое короткое имя? (Ёж)
-Как называется самое длинношее животное на Земле? (Жираф)
ЛУУД:
формирование умения проявить свой авторитет.
У: «Молодцы, ребята! Наши гости уже близко. А мы с вами, пока разгадаем, что любит первый наш гость.»
РУУД:
формирование умений активно участвовать в обсуждениях, возникающих в ходе урока,
в общей дидактической игре, организованной педагогом.
ПУУД:
формирование умений перерабатывать полученную информацию ( обобщать, классифицировать, сравнивать, выделять причины и следствие) для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта.
3)Следи глазами.
У: « Какой следующий пункт плана?»
РУУД:
формирование умений проговаривать последовательность действий на уроке.
Д: « Следи глазами»
У: « Не водя рукой по линиям, а лишь следя глазами, определите, какие буквы соответствуют цифрам.» (с. 45 зад.1)
( Ребята отгадывают буквы по одной. Берут из классной кассы буквы и выкладывают слово на доске.)
У: «Читаем хором..»
Д: «Селёдка»
У: « Какой сказочный персонаж ловил рыбу своим хвостом?»
Д: «Волк!»
У: « Как называется сказка?»
( далее ведётся аналогичная работа над словом «пирожок»)
ПУУД:
фрмирование умений преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст, таблица, схема и др.).
У: « А какая сказочная героиня несла пирожки в корзинке своей бабушке?»
Д: «Красная Шапочка!»
У: «Кто съел пирожки?»
Д: «Волк!»
ПУУД:
развитие логического мышления, построение рассуждения и высказывания, самостоятельное нахождение способов решения
ПУУД:
формирование умений перерабатывать полученную информацию ( обобщать, классифицировать, сравнивать, выделять причины и следствие) для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта.
Физминутка
У: «Наелся волк пирожков и стал себя по животу гладить. Покажите, как он это делал левой рукой. В это же время положите правую руку на голову и погладьте себя от затылка ко лбу. Действия выполняйте одновременно. А теперь поменяйте руки».
4)Подумай и нарисуй
У: « Какой следующий пункт плана?»
Д: «Подумай и нарисуй».
У: «Наш следующий герой — волшебник . А живёт он в Изумрудном городе. Как его зовут?»
Д: «Гудвин!»
У: «Ему нужно написать письма своим друзьям, но, чтобы они не попали к злым волшебникам, их нужно зашифровать. Итак, выполните шифровку в следующем задании. Выполнить его нужно по образцу за 2 минуты. Приступаем к работе.» (с.45, зад. 2)
ПУУД:
формирование умений перерабатывать полученную информацию ( обобщать, классифицировать, сравнивать, выделять причины и следствие) для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта.
РУУД:
организация своей деятельности, применение своих знаний, алгоритм выполнения работы, саморегуляция, умение преодолевать трудности, адекватно оценивать свою работу.
Слайд № 10
Самопроверка по образцу на экране.
Слайд № 11
У: «У кого совпало с образцом?»
У: «Молодцы!»
5) Следи глазами
У: « Какой следующий пункт плана?»
Д: «Следи глазами».
У: «У нас есть ещё одно задание, которое нужно выполнить, следя только глазами.
Его нам предлагает выполнить следующий сказочный герой. Кто так говорил:
« Не плачь, дедушка, не плачь бабушка, снесу я вам яичко не золотое , а простое?»
Д: « Курочка Ряба!»
Слайд № 12
У: « У Курочки Рябы из яйца вылупился цыплёнок. Но рядом бегали другие цыплята и теперь Ряба не может узнать своего. Давайте ей в этом поможем. Найдите задание на с. 46. Следим только глазами. Как вы думаете, как быстрее выполнить задание?»
Д: « Надо двигаться от яйца к цыплёнку.» (с. 46 , зад.3)
РУУД:
формирование умений принимать участие в обсуждении алгоритма выполнения конкретного задания (составлении плана действий).
КУУД:
формирование умений договариваться, находить общее решение, аргументировать, убеждать и уступать, осуществлять контроль и самоконтроль.
ПУУД:
формирование умений перерабатывать полученную информацию ( обобщать, классифицировать, сравнивать, выделять причины и следствие) для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта.
Слайд № 13
У: «Какой цыплёнок нашей курочки?»
Д: «Второй.»
У: «Раскрасьте его жёлтым цветом.»
6)Найди отличия
У: « Какой следующий пункт плана?»
Д: « Найди отличия.»
У: « Героиня этой сказки красива, но очень жестока. Она превратила сердце мальчика в льдинку. Кто эта героиня?»
Д: « Снежная королева.»
Слайд № 14
У: « А как звали мальчика?»
Д: «Кай.»
У: « Кай собрал из льдинок снежинки. Найдите их у себя в тетради в следующем задании. Отыщите среди них две непохожие друг на друга, а также на все остальные.» ( с. 46, зад. 4)
ПУУД:
формирование умений найти отличительные признаки и общие.
ПУУД:
формирование умений перерабатывать полученную информацию ( обобщать, классифицировать, сравнивать, выделять причины и следствие) для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта.
Слайд № 15
Д: «Третья и четвёртая»
У: «Покажите, в чём отличие.»
7) Подумай и ответь
У: « Какой следующий пункт плана?»
Д: « Подумай и ответь.»
У: «Сейчас появится тот герой, который говорил, что он принёс заметку про вашего мальчика.»
Д: « Это Почтальон Печкин.»
Слайд № 16
У: « Какая профессия у Печкина?»
Д: «Он почтальон.»
У: « Расскажите всё , что вы знаете об этой профессии.»
Дети рассказывают.
КУУД:
формирование умений ясно формулировать ответы на вопросы других учеников и педагога.
У: « А в чём отправляют письма?»
Д: « В конверте.»
У: « Почтальон Печкин решил посчитать, сколько треугольников и сколько четырёхугольников на конверте. (с. 46, зад.5) Поможем Печкину?» (Групповая работа)
КУУД:
формирование умений работать в группе
ПУУД:
формирование умений перерабатывать полученную информацию ( обобщать, классифицировать, сравнивать, выделять причины и следствие) для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта.
ЛУУД:
формирование умения проявить свой авторитет.
Слайд № 17
Д: «Треугольников — 9, а четырёхугольников — 4». (Показывают и записывают в тетрадях).
8)Подумай и скажи
У: « Какой следующий пункт плана?»
Д: « Подумай и скажи.»
У: «А этот сказочный герой — мальчик с длинным носом, который не хотел учиться и вместо школы попал в кукольный театр».
Д: «Это Буратино!»
Слайд № 18
У: «Поможем Буратино составить слова. Для этого нам нужна касса букв. Приготовьте её».
(Работа в парах).
КУУД:
формирование доброжелательности, преодоление эгоцентризма, умение договариваться, находить общее решение, умение сотрудничать.
ПУУД:
формирование умений перерабатывать полученную информацию ( обобщать, классифицировать, сравнивать, выделять причины и следствие) для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта.
Слайд № 19
1 пара — составляет первое слово;
2 пара - второе слово;
3 пара — третье слово.
( Ответ: гриб, звезда, цветок)
Ребята выкладывают из букв кассы на
наборном полотне и показывают по очереди друг другу и гостям.
У: « Запишите эти три слова в тетрадь».(с.46, зад. 6)
РУУД:
формирование умений участвовать в оценке и обсуждении результата, полученного при совместной работе пары.
ЛУУД:
формирование умения проявить свой авторитет.
9)Графический диктант.
У: « Какой следующий пункт плана?»
Д: « Графический диктант».
У: «Сейчас появится героиня сказки, которая просила: «Опусти ты меня в море, дорогой за себя дам откуп, откуплюсь чем только пожелаешь».
Д: «Золотая рыбка!»
Слайд № 20
У: «Верно. Золотая рыбка хочет, чтобы вы её нарисовали. Будьте внимательны. Поставьте карандаш на точку, обозначенную на клетках. (с. 47, зад.9)
Слайд № 21
Начали работать: 1 клетка вправо,, 1 вверх, 1 вправо, 1 вверх, 2 вправо и т.д.»
Самопроверка по образцу.
Слайд № 22
ПУУД:
формирование умений перерабатывать полученную информацию ( обобщать, классифицировать, сравнивать, выделять причины и следствие) для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта.
4.Подведение итогов.
У: « Каких сказочных героев принимали в гости?»
У: « Что развивали?»
5.Рефлексия.
У: «Понравилось ли вам занятие? Какие задания показались вам наиболее интересными? Какие вызывали затруднение?
Оцените с.вою работу на занятии: раскрасьте внизу страницы флажок соответствующим цветом (красный — получилось всё отлично, жёлтый — получилось всё хорошо, зелёный — только часть заданий выполнена так, как хотелось, синий — не получилось так, как хотелось)»
РУУД:
организация своей деятельности,
алгоритм выполнения работы,
саморегуляция, адекватная оценка своей работы.
У: «Благодарю вас за работу!»
Слайд № 23
Литература:
1.Рабочая тетрадь в 2-х частях. Юным умникам и умницам (информатика, логика, математика). О.Холодова — М.: РОСТ — книга,2012.
2. Методическое пособие для учителя. Юным умникам и умницам (информатика, логика, математика). О.Холодова — М.: РОСТ — книга, 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по формированию логического мышления "Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Заяц и снеговик»"
Тема:Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Заяц и снеговик».Цель:- формировать умения связно, последовательно составлять рассказ по серии сюжетных картинок, с использованием слов-действий и...
Методическая разработка занятия по развитию логического мышления
Умножение на 4. Решение задач.Актуализация знаний.Программа "Перспектива"...
Занятие по развитию логического мышления
quot;Развитие логическаого мышления Цель деятельности воспитателя: формировать умение сравнивать именованные числа; развивать наблюдательность Методы и формы: частично-поис...
Статья Система занятий по развитию логического мышления
Привычка мышления во многом предопределяет жизнь человека. А лоическое мышление не дается человеку по умолчанию. Это особый вид мыслительного процесса, которому надо учиться и развивать. Для этого сущ...
Занятия по развитию логического мышления второклассников
Значительные возможности для формирования у детей логических действий построения рассуждений, а также познавательных действий, связанных с пониманием условий задач и планированием шагов по достиж...
Занятия по развитию логического мышления
Внеурочная деятельность. Тема "Развитие логического мышления"....
Занятие на развитие логического мышления: «Возле елки в новый год…» (кроссворд)
Цель занятия: развитие логического мышления у деткй младшего школьного возраста...