Сценарий внеурочного занятия по логике "Развитие логического мышления"
план-конспект занятия (1 класс) на тему

Koлeсникова Елена Вячеславовна

Данный сценарий расчитан для учащихся 1 класса. В процессе работы дети встречаются со сказочными персонажами, которые предлагают им выполнить разные задания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon logika.zip2.63 МБ

Предварительный просмотр:

Сценарий внеурочного занятия по логике.

Класс: 1 «Г»

Тема: «Развитие логического мышления».

Цели: Формировать у учащихся стремление к размышлению и поиску.

Развивать познавательный интерес, навыки самосознания и самоконтроля. Воспитывать уверенность, внимательность, терпеливость и усердие.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация занятия, классная касса букв, индивидуальные кассы букв, карточки с условными обозначениями для составления плана занятия.  

Учитель: Колесникова Елена Вячеславна

Тетради и учебные пособия: Тетради «Юным умникам и умницам», О.Холодова, 1 класс , 2 часть; методическое пособие «Юным умникам и умницам», О.Холодова, 1 класс.

Ход занятия.

1.Организационный момент.

У: «Ребята, поздоровайтесь с гостями.»

Д: «Всем , всем добрый день!»

2.Формулирование темы и цели, планирование своей деятельности.

У: «Чем мы занимаемся на занятиях по логике?»

Д: «Мы развиваем память, внимание, воображение.»

У: « Угадайте, что сегодня мы будем развивать?»

 

На доске выложены буквы:    е г с к о л и ч е о    ш л е е м ы н и

Д: «Логическое мышление».

У: «А для чего нам это нужно?»

Д: « Чтобы лучше решать задачи, уметь анализировать, сравнивать, находить выход из разных ситуаций»

РУУД:

формирование умений определять и формулировать цель своей деятельности .

 У: «Прежде , чем начать работать, что нужно составить?»

Д: « План работы»

У: «Перед вами карточки с  условными обозначениями — это этапы нашей работы. Расскажите, что будем выполнять сначала, а что — потом?»

План .

  1. ООтветь быстро на вопросы.
  2. Следи глазами.
  3. Подумай и нарисуй.
  4. Найди отличия.
  5. Подумай и ответь.
  6. Подумай и скажи.
  7. Подумай и нарисуй.
  8. Раскрась.
  9. Графический диктант

У: «План составлен?»

Д: «Да.»

ПУДД:

формирование умения «читать» и объяснять информацию, заданную с помощью рисунков и схем.

РУУД:

формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности, преодоление импульсивности, непроизвольного поведения, умение взаимодействовать с одноклассниками в учебной деятельности,

4.Формирование новых знаний .

  1) Мозговая гимнастика

У: «Чтобы лучше работал наш мозг, необходимо провести небольшую гимнастику»

ПУУД:

развитие познавательных интересов и мотивов, любознательности, готовности к принятию и решению учебных и познавательных задач.

 

1-е упр.- «Качания головой» (упр. стимулирует мыслительные процессы): дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперёд. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи. (Выполнять 30 секунд).

2-е упр.- «Ленивые восьмёрки» ( упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания): нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмёрки» по три раза каждой рукой , а затем обеими руками.

У: «Сегодня я пригласили на наше занятие не только ваших родителей, учителей нашей школы, но ещё я отправили пригласительные открытки некоторым героям сказок и мультфильмов. Они уже в пути и, чтобы им помочь быстрее добраться до нас, нам надо выполнить первое задание.

2)Ответь быстро на вопросы.

У: «Итак, первый пункт плана - «Ответь быстро на вопросы».

Вопросы в тетради (с.45, разминка) читает ученик:

-Как называется самая большая и вкусная ягода?(Арбуз)

-Сколько пальцев на левой ноге?(5)

-Как называют человека, отлавливающего «зайцев» в автобусе?(Контролёр)

-Какое метательное орудие всегда возвращается к охотнику? ( Бумеранг)

-У какого зверька в нашем лесу самое короткое имя? (Ёж)

-Как называется самое длинношее животное на Земле? (Жираф)

ЛУУД: 

формирование умения проявить свой авторитет.  

У: «Молодцы, ребята! Наши гости уже близко. А мы с вами, пока разгадаем, что любит первый наш гость.»

РУУД:  

 формирование умений активно участвовать в обсуждениях, возникающих в ходе урока,

 в общей дидактической игре, организованной педагогом.

ПУУД:

формирование умений перерабатывать полученную информацию ( обобщать, классифицировать, сравнивать, выделять причины и следствие) для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта.

3)Следи глазами.

У: « Какой следующий пункт плана?»

РУУД:

формирование умений проговаривать последовательность действий на уроке.

Д: « Следи глазами»

У: « Не водя рукой по линиям, а лишь следя глазами, определите, какие буквы соответствуют цифрам.» (с. 45 зад.1)

( Ребята отгадывают буквы по одной. Берут из классной кассы буквы и выкладывают слово на доске.)

У: «Читаем хором..»

Д: «Селёдка»

У: « Какой сказочный персонаж ловил рыбу своим хвостом?»

Д: «Волк!»

У: « Как называется сказка?»

( далее ведётся аналогичная работа над словом «пирожок»)

ПУУД:

фрмирование умений преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст, таблица, схема и др.).

У: « А какая сказочная героиня несла пирожки в корзинке своей бабушке?»

Д: «Красная Шапочка!»

У: «Кто съел пирожки?»

Д: «Волк!»

ПУУД: 

развитие логического мышления, построение рассуждения и высказывания, самостоятельное  нахождение способов решения

ПУУД:

формирование умений перерабатывать полученную информацию ( обобщать, классифицировать, сравнивать, выделять причины и следствие) для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта.

Физминутка

У: «Наелся волк пирожков и стал себя по животу гладить. Покажите, как он это делал левой рукой. В это же время положите правую руку на голову и погладьте себя от затылка ко лбу. Действия выполняйте одновременно. А теперь поменяйте руки».

4)Подумай и нарисуй

У: « Какой следующий пункт плана?»

Д: «Подумай и нарисуй».

У: «Наш следующий герой — волшебник . А живёт он в Изумрудном городе. Как его зовут?»

Д: «Гудвин!»

У: «Ему нужно написать письма своим друзьям, но, чтобы они не попали к злым волшебникам, их нужно зашифровать. Итак, выполните шифровку в следующем задании. Выполнить его нужно по образцу за 2 минуты. Приступаем к работе.» (с.45, зад. 2)

ПУУД:

формирование умений перерабатывать полученную информацию ( обобщать, классифицировать, сравнивать, выделять причины и следствие) для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта.

РУУД:

организация своей деятельности, применение своих знаний, алгоритм выполнения работы, саморегуляция, умение преодолевать трудности, адекватно оценивать свою работу.

Слайд № 10

Самопроверка по образцу на экране.

Слайд № 11

У: «У кого совпало с образцом?»

У: «Молодцы!»

5) Следи глазами

У: « Какой следующий пункт плана?»

Д: «Следи глазами».

У: «У нас есть ещё одно задание, которое нужно выполнить, следя только глазами.

Его нам предлагает выполнить следующий сказочный герой. Кто так говорил:

 « Не плачь, дедушка, не плачь бабушка, снесу я вам яичко не золотое , а простое?»

Д: « Курочка Ряба!»

Слайд № 12

У: « У Курочки Рябы из яйца вылупился цыплёнок. Но рядом бегали другие цыплята и теперь Ряба не может узнать своего. Давайте ей в этом поможем. Найдите задание на с. 46. Следим только глазами. Как вы думаете, как быстрее выполнить задание?»

Д: « Надо двигаться от яйца к цыплёнку.» (с. 46 , зад.3)

 РУУД:  

 формирование умений принимать участие в обсуждении алгоритма выполнения конкретного задания (составлении плана действий).

КУУД:

формирование умений договариваться, находить общее решение, аргументировать, убеждать и уступать, осуществлять контроль и самоконтроль.  

ПУУД:

формирование умений перерабатывать полученную информацию ( обобщать, классифицировать, сравнивать, выделять причины и следствие) для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта.

Слайд № 13

У: «Какой цыплёнок нашей курочки?»

Д: «Второй.»

У: «Раскрасьте его жёлтым цветом.»

6)Найди отличия

У: « Какой следующий пункт плана?»

Д: « Найди отличия.»

У: « Героиня этой сказки красива, но очень жестока. Она превратила сердце мальчика в льдинку. Кто эта героиня?»

Д: « Снежная королева.»

Слайд № 14

У: « А как звали мальчика?»

Д: «Кай.»

У: « Кай собрал из льдинок снежинки. Найдите их у себя в тетради в следующем задании. Отыщите  среди них две непохожие друг на друга, а также на все остальные.» ( с. 46, зад. 4)

ПУУД:

формирование умений найти отличительные признаки и общие.

ПУУД:

формирование умений перерабатывать полученную информацию ( обобщать, классифицировать, сравнивать, выделять причины и следствие) для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта.

Слайд № 15

Д: «Третья и четвёртая»

У: «Покажите, в чём отличие.»                    

7) Подумай и ответь

У: « Какой следующий пункт плана?»

Д: « Подумай и ответь.»

У: «Сейчас появится тот герой, который говорил, что он принёс заметку про вашего мальчика.»

Д: « Это Почтальон Печкин.»

Слайд № 16

У: « Какая профессия у  Печкина?»

Д: «Он почтальон.»

У: « Расскажите всё , что вы знаете об этой профессии.»

Дети рассказывают.

КУУД: 

формирование умений ясно формулировать ответы на вопросы других учеников и педагога.  

У: « А в чём отправляют письма?»

Д: « В конверте.»

У: « Почтальон Печкин решил посчитать, сколько треугольников и сколько четырёхугольников на конверте. (с. 46, зад.5) Поможем Печкину?» (Групповая работа)

КУУД: 

формирование умений  работать в группе

ПУУД:

формирование умений перерабатывать полученную информацию ( обобщать, классифицировать, сравнивать, выделять причины и следствие) для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта.

ЛУУД: 

формирование умения проявить свой авторитет.  

Слайд № 17

Д: «Треугольников — 9, а  четырёхугольников — 4». (Показывают и записывают в тетрадях).

8)Подумай и скажи

У: « Какой следующий пункт плана?»

Д: « Подумай и скажи.»

У: «А этот сказочный герой — мальчик с длинным носом, который не хотел учиться и вместо школы попал в кукольный театр».

Д: «Это Буратино!»

Слайд № 18

У: «Поможем Буратино составить слова. Для этого нам нужна касса букв. Приготовьте её».

(Работа в парах).

КУУД:

формирование доброжелательности, преодоление эгоцентризма, умение договариваться, находить общее решение,  умение сотрудничать.

ПУУД:

формирование умений перерабатывать полученную информацию ( обобщать, классифицировать, сравнивать, выделять причины и следствие) для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта.

Слайд № 19

1 пара — составляет первое слово;

2 пара  -  второе слово;

3 пара — третье слово.

( Ответ: гриб, звезда, цветок)

Ребята выкладывают из букв кассы на

наборном полотне и показывают по очереди друг другу и гостям.

У: « Запишите эти три слова в тетрадь».(с.46, зад. 6)

РУУД:

формирование умений участвовать в оценке и обсуждении результата, полученного при совместной работе пары.

ЛУУД: 

формирование умения проявить свой авторитет.  

9)Графический диктант.

У: « Какой следующий пункт плана?»

Д: « Графический диктант».

У: «Сейчас появится героиня сказки, которая просила: «Опусти ты меня в море, дорогой за себя дам откуп, откуплюсь чем только пожелаешь».

Д: «Золотая рыбка!»

Слайд № 20

У: «Верно. Золотая рыбка хочет, чтобы вы её нарисовали. Будьте внимательны. Поставьте карандаш на точку, обозначенную на клетках. (с. 47, зад.9)

Слайд № 21

Начали работать: 1 клетка вправо,, 1 вверх, 1 вправо, 1 вверх, 2 вправо и т.д.»

Самопроверка по образцу.

Слайд № 22

ПУУД:

формирование умений перерабатывать полученную информацию ( обобщать, классифицировать, сравнивать, выделять причины и следствие) для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта.

4.Подведение итогов.

У: « Каких сказочных героев принимали в гости?»

У: « Что развивали?»

5.Рефлексия.

У: «Понравилось ли вам занятие? Какие задания показались вам наиболее интересными? Какие вызывали затруднение?

Оцените с.вою работу на занятии: раскрасьте внизу страницы флажок соответствующим цветом (красный — получилось всё отлично, жёлтый — получилось всё хорошо, зелёный — только часть заданий выполнена так, как хотелось, синий — не получилось так, как хотелось)»

РУУД:

организация своей деятельности,

алгоритм выполнения работы,

саморегуляция, адекватная оценка своей  работы.

У: «Благодарю вас за работу!»

Слайд № 23

 

                                                        Литература: 

1.Рабочая тетрадь в 2-х частях. Юным умникам и умницам (информатика, логика, математика). О.Холодова — М.: РОСТ — книга,2012.
2. Методическое пособие для учителя. Юным умникам и умницам (информатика, логика, математика). О.Холодова — М.: РОСТ — книга, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по формированию логического мышления "Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Заяц и снеговик»"

Тема:Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Заяц и снеговик».Цель:- формировать умения связно, последовательно составлять рассказ по серии сюжетных картинок, с использованием слов-действий и...

Методическая разработка занятия по развитию логического мышления

Умножение на 4. Решение задач.Актуализация знаний.Программа "Перспектива"...

Занятие по развитию логического мышления

quot;Развитие логическаого мышления  Цель деятельности воспитателя: формировать умение сравнивать именованные числа;  развивать наблюдательность Методы и формы: частично-поис...

Статья Система занятий по развитию логического мышления

Привычка мышления во многом предопределяет жизнь человека. А лоическое мышление не дается человеку по умолчанию. Это особый вид мыслительного процесса, которому надо учиться и развивать. Для этого сущ...

Занятия по развитию логического мышления второклассников

Значительные возмож­ности для формирования у детей логических действий построения рассуждений, а также познавательных действий, связанных с пониманием условий задач и планированием шагов по достиж...

Занятия по развитию логического мышления

Внеурочная деятельность. Тема "Развитие логического мышления"....

Занятие на развитие логического мышления: «Возле елки в новый год…» (кроссворд)

Цель занятия: развитие логического мышления у деткй младшего школьного возраста...