Инклюзивное образование
материал
Инклюзивное образование в настоящий момент является инновационным процессом, который позволяет осуществить обучение, воспитание и развитие всех без исключения детей независимо от их индивидуальных особенностей, учебных достижений, родного языка, культуры, психических и физических возможностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
inklyuzivnoe_obrazovanie.docx | 25.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Общественное обсуждение на тему
«ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. МНЕНИЯ «ЗА» И «ПРОТИВ»
Актуальность темы заключается в том, что инклюзивное образование в настоящий момент является инновационным процессом, который позволяет осуществить обучение, воспитание и развитие всех без исключения детей независимо от их индивидуальных особенностей, учебных достижений, родного языка, культуры, психических и физических возможностей.
Слайд Инклюзивное образование (фр. inclusif-включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю) — процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
По данным опроса ЮНЕСКО установлено, что 43 из 58 стран мира признают необходимость развития интегрированного обучения детей с особыми потребностями.
Слайд «инклюзивное образование — это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей».
ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» 27.12.2012 № 273-ФЗ,
В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов». В статье двадцать четвертой Конвенции говорится том, что в целях реализации права на образование государства-участники должны обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека.
Инклюзивное обучение признано всем мировым сообществом как наиболее гуманное и наиболее эффективное. Направление на развитие инклюзивного образования становится одним из главных направлений в российском образовании.
Но так ли это на самом деле?
Я впервые столкнулась с инклюзией, когда 1 сентября начала работать во второй школе.
Не могу сказать, что я на 100% изучила проблемы инклюзивного образования, но поняла, что такая проблема существует, что есть мнения «за и против» по по поводу обучения детей с ОВЗ в классе. Мнения о том, хорошо это или плохо, до сих пор расходятся.
Я думаю, что есть и положительные и отрицательные стороны инклюзивного образования. Ведь не е все учителя готовы обучать детей с ОВЗ.
Трудности в распространенных стереотипах и предрассудках. Многие родители считают, что инклюзивное обучение не только не поможет детям, требующим особого внимания, но и приостановит развитие их собственных детей. Однако, как показывает опыт, это далеко не так.
Инклюзивное образование предполагает «включение» ребенка с ОВЗ в общество здоровых сверстников как равного, но с учетом его особых потребностей в организации жизненного пространства.
Сегодня, процесс внедрения инклюзивного образования в детские сады, школы, сталкивается с рядом трудностей и проблем. Прежде всего, они связаны не только с трудностями организации школы, но и в распространенных стереотипах и предрассудках.
Многие учителя боятся не справиться, боятся ответственности, боятся рисковать. Суть личностной проблемы ребенка-инвалида заключается в его изолированности от общества, в котором ему предстоит жить и расти.
С раннего детства дети с отклонениями в развитии сталкиваются с оценкой их внешности другими людьми. Часто здоровые дети с детской непосредственностью и жестокостью оценивают внешние дефекты детей-инвалидов в их присутствии. Младшие школьники часто акцентируют внимание на особенностях внешнего вида и поведения одноклассника, могут сторониться его или даже вступать в открытый конфликт.
В результате у детей-инвалидов формируются замкнутость, избегание широкого круга общения. По мере взросления дети с ограниченными возможностями начинают осознавать, что уровень их жизненных возможностей по сравнению с “обычными” детьми снижен. При этом у них формируется заниженная самооценка, социальная пассивность и сужение активного жизненного пространства.
Кроме того, родители детей инвалидов не знают, как отстаивать права детей на образование и испытывают страх перед системой образования и социальной поддержки.
Эти дети испытывают особые трудности в достижении своих целей в рамках существующих норм. Процесс учения должен управляться педагогами, специалистами.
Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного обучения.
Первый год обучения ребенка в школе – это очень сложный период в жизни маленького школьника. Это и новые условия жизни и деятельности ребенка, и новые контакты, новые отношения, новые обязанности.
Основная нагрузка и ответственность за результаты адаптации ложится на педагогов начальной школы. Это очень напряженный период, прежде всего потому, что школа с первых же дней ставит перед учениками целый ряд задач. Меняется режим дня, требуется мобилизация всех сил ребенка.
Не правильно пытаться изменить поведение гиперактивного ребенка, внушая ему нормы и правила поведения . Индикатором трудности процесса адаптации к школе служат изменения в поведении детей. Это может быть следующие проявления: заторможенность; депрессия; чувство страха; нежелание идти в школу. Все изменения в поведении ребенка отражают особенности психологической адаптации к школе.
С данным ребенком необходимо работать в этом направлении путем вовлечения ребенка в групповые виды деятельности с одноклассниками, поручая ему несложное задание. Для создания благоприятных условий для включения ребенка с ОВЗ в социальное пространство необходима, прежде всего, работа с коллективом, в котором он находится.
Поэтому адаптация к школе происходит не сразу, это довольно длительный процесс.
В нашей школе№2 обучается 11 детей с ОВЗ. Дети уделены специальным вниманием, к многим детям ходят домой учителя, педагоги психологи, логопеды.
Также в классе, вместе со семи детьми обучаются дети с ОВЗ, где учитель старается уделить внимание не только основному классу но и ребенку, у которого своя программа обучения.
С каждый годом в школе прибавляется количество таких детей, которым нужен особенный уход, индивидуальный подход, понимание со стороны учителя, и помощь родителей в адаптации ребенка в школе.
В моем классе обучается 2 ученика с ограниченными возможностями здоровья. С ними занимаются специализированные педагоги, логопеды, дефектологи, олигофренопедагоги, ходят к ним домой или приглашают в школу.
Я , как классный руководитель провожу с ребятами психого-педагогическое сопровождение. Стараюсь приглашать детей на различные мероприятия, работаю и общаюсь с родителями, поддерживаю семью стараюсь, чтобы ребенок тоже участвовал в жизни школы, принимал участия в конкурсах, дружил со своими одноклассниками, провожу тесты и опросы.
2.1. Положительные и отрицательные стороны инклюзивного образования. «ЗА И ПРОТИВ».
Плюсы инклюзивного образования
1.Новый социальный подход к инвалидности
2.Приветствует разнообразие
3.Рассматривает различие между людьми как ресурс, не как проблему
4.Личностное развитие и социальные навыки
5.Развитие самостоятельности и самоопределения
6.Развивает равные права и возможности вместо дискриминации
В идеале никаких минусов быть не должно, поскольку инклюзивное образование способствует улучшению качества жизни детей, особенно детей из социально уязвимых групп и оздоровлению общества в целом. Но, учитывая наши социально-экономические условия и уровень общественного сознания, инклюзивное образование в России носит пока экспериментальный характер.
Планируемые образовательные результаты инклюзивного обучения:
- Успешная адаптация и социализация различных категорий детей
- Развитие ответственности за своё будущее у всех учащихся инклюзивного процесса.
- Создание в коллективе положительного психологического климата, Эффективное взаимодействие с родителями. Создание команды единомышленников в деле инклюзивного образования.
Риски:
1Непонимание педагогами сути инклюзивного образования.
2.Недостаточная подготовленность учителей по инклюзивному образованию.
3. Недостаточность специализированного оборудования для инклюзивного образования.
4. Недостаточная психологическая готовность родителей к обучению детей в режиме инклюзивного образования.
Эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с ОВЗ в развитии являются:
- игровые ситуации;
- дидактические игры, ;
- игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими;
- психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук.
Учителю необходимо:
Следить за успеваемостью обучающихся: после каждой части нового учебного материала проверять, понял ли его ребенок; посадить ребенка за первые парты, как можно ближе к учителю;
поддерживать детей, развивать в них положительную самооценку, корректно делая замечание, если что-то делают неправильно .
Эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, отличном от рамок стандартной общеобразовательной школы, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития. Ключевым моментом этой ситуации является то, что дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Инклюзивное образование сегодня с полным правом может считаться одним из приоритетов государственной образовательной политики России. Переход к нему предопределен уже тем, что наша страна ратифицировала Конвенции ООН в области прав детей, прав инвалидов. Но, чтобы такой переход совершился, нужны не только соответствующие правовые акты, но и необходимые условия, благоприятное общественное мнение.
Мы обязаны дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом».
ЛИТЕРАТУРА
- Битов А.Л. "Особый ребенок исследования и опыт помощи" проблемы интеграции и социализации,– М.: Правда, 2000.
- Зайцев Д.В. Социальная интеграция детей-инвалидов в современной России. - Саратов: Научная книга, 2003.
- Закон РФ «Об образовании» (ред. от 02.02.2011) СПС Консультант Плюс
- Конвенция о правах инвалидов. Краткое изложение основных положений// интернет ресурс Портал для людей с ограниченными возможностями здоровья Dislife/ режим доступа http://www.dislife.ru/flow/theme/1000
- Конституция Российской Федерации
- Малофеев Н.Н. Западноевропейский опыт сопровождения учащихся с особыми образовательными потребностями в условиях интегрированного обучения/ Дефектология, № 5, 2005.
- Марциновская Т.Д., Григорович Л.А. Психология и педагогика: учебник. - М.: Проспект, 2009.
- «Социальная эксклюзия и социальная инклюзия» - Ш.Рамон, М, 2003 г.
- Семинар "Развитие инклюзивного образования в массовых школах" 16-17 ноября 2006 год Москва, http://www.fractalla.ru/
- «Приложение 1
АНКЕТА
«ГОТОВЫ ЛИ МЫ К ВНЕДРЕНИЮ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
- Как вы относитесь к детям с ограниченными возможностями здоровья?
а) положительно;
б) равнодушно;
в) с сочувствием;
г) негативно.
2. Есть ли у вас в семье ребенок с ограниченными возможностями здоровья?
а) да;
б) нет.
3. Как Вы ведете себя по отношению к детям с ограниченными возможностями здоровья?
а) положительно;
б) равнодушно.
4. Знаете ли Вы, что такое инклюзивное образование?
а)Да_________________________________________________________
б)Нет________________________________________________________
5. Как бы Вы отнеслись к тому, если с вами в классе (вашим ребенком) обучались дети с ограниченными возможностями здоровья?
а) безразлично;
б) положительно;
в) отрицательно.
6. Считаете ли Вы необходимым развивать систему инклюзивного образования в России?
а) да;
б) нет.
7. Как Вы считаете, смогут ли современные подростки учиться с ребенком с ограниченными возможностями здоровья?
а) да;
б) нет.
8. Готовы ли Вы работать в системе инклюзивного образования?
а) да;
б) нет;
в) затрудняюсь.
10. В чем, на Ваш взгляд заключаются трудности внедрения инклюзивного образования в нашей школе?
а) психологические проблемы учителей (страх, боязнь, неуверенность);
б) проблема организации «безбарьерной» среды;
в) другие трудности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инклюзивное образование - образование для всех
Из опыта работы с учеником, имеющим диагноз ДЦП...
Дополнительное образование учащихся с нарушением слуха как перспективное направление развития инклюзивного образования
В условиях инклюзивного обучения ребёнку – инвалиду легче войти в обычную жизнь, в процесс адаптации и самореализации, он успешнее усваивает нормативную социализацию, но не все дети с нарушением...
Инклюзивное образование. Проблемы в организации образования
В статье говорится о проблемах в организации образования ребёнка с ОВЗ, а также об активных методах и приёмах обучения, применяемых на уроках для активизации деятельности учащихся с ОВЗ...
Статья "Педагогика: традиции и инновации. Инклюзивное образование – центральная идея современного образования."
Cлово «инклюзия» — inclusion— произошло от глагола «include» (французского происхождения) и означает — «содержать, включать, охватывать, иметь в своем составе». В наши дни это слово становится термино...
Инклюзивное образование возможно только в инклюзивной школе
Все дети, несмотря на свои физические, интеллектуальные, этнические, социальные и иные особенности, должны быть включены в общую систему образования, воспитываться вместе со своими сверстниками по мес...
– Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Инклюзивное образование: проблемы и перспективы». Статья «Формирующее оценивание в инклюзивном образовании»
dash; Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Инклюзивное образование: проблемы и перспективы». Статья «Формирующее оценивание в инклюзивном образовании»...