Статья:" Использование мультимедийных технологий в группе продленного дня"
статья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_ispolzovanie_mltimediynyh_tehnologiy_v_gruppe_prodlennogo_dnya.odt | 14.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья
Использование мультимедийных технологий в начальной школе
В системе образования особое место занимает начальная ступень обучения, в которой закладывается фундамент будущих знаний.
Одной из главных задач обучения в начальной школе является формирование у школьников понятий.
Понятие является одной из главных составляющих в содержаний любого учебного предмета. С самого начала встреча с понятиями происходит у учащихся при изучении различных дисциплин.
Вопрос освоения понятий очень сложен, поэтому их формирование в сознании учеников – широкая философская, психолого-педагогическая проблема, которая включает в себя характеристику понятия как логической категории, определение задач обучения, отбор содержания знаний и выявление оптимальных условий работы над понятием. В любой науке понятие является важнейшим элементом системы научных знаний, занимает центральное место.
Понятие – это логически оформленная мысль, отражающая в обобщенной форме предметы и явления действительности и существенные связи между ними посредством фиксации общих и специфических признаков. Структура понятия проста: она состоит из самого термина и его определения. Собственно термин и его определение и является понятием.
Понятия делятся на элементарные и составные, конкретные и абстрактные, эмпирические и теоретические, простые и сложные.
Формирование понятий у младших школьников проходит на двух уровнях: первоначально на налядно-образном уровне, затем на словесно-логическом уровне.
При формировании понятия с начало формируется представление о предмете, затем само понятие. Психологи ещё в 50-е годы доказали, что понятия могут формироваться только в определенной последовательности6 от наглядных представлений - к первоначальным понятиям; от простых – к более сложным; от понятий, допускающих широкую конкретизацию с помощью наглядного материала – к понятиям, которые могут быть конкретизированы только через другое понятие.
Формируются понятия у младших школьников в результате таких операций, как анализ, синтез, абстрагирование, обобщение.
- Выделяются сначала отличительные признаки явления или предмета;
- Затем идет сравнивание по определенным параметрам явлений или предметов.
- Потом выделение существенных признаков, характерных для группы явлений.
- В заключении обобщаются характерные признаки явления или предмета и обозначаются словами, т.е. дается определение.
Начальная школа – фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребенка. И это налагает особую ответственность на учителя начальных классов. Его задача не только научить читать, писать, но и заложить основы духовности ребенка, развить его лучшие качества, обучить способам учебной деятельности. Особенно последнее важно сейчас в наш быстро меняющийся мир, мир переполненный информацией. Научить ребенка работать с информацией, научить учиться.
Возрастные особенности младших школьников диктуют учителю подбор средств обучения. В начальной школе невозможно провести урок без привлечения средств наглядности.
Сегодня решить проблему наглядности на уроке поможет использование мультимедийных технологий. Данную технологию можно рассматривать как объяснительно-иллюстративный метод обучения, основным назначением которого является организация усвоения учащимися информации путем сообщения учебного материала и обеспечения его успешного восприятия, которое усиливается при подключении зрительной памяти.
О целесообразности использования ИКТ в обучении младших школьников говорят возрастные особенности, лучшее развитие наглядно-образного мышления по сравнению с вербально-логическим.
Возрастные особенности младших школьников: наглядно – образное мышление более развито, чем вербально-логическое; неравномерное и недостаточное развитие анализаторов диктуют использование ИКТ.
Ещё К.Д. Ушинский заметил: ”Детская природа требует наглядности.” Современные компьютерные технологии представляют огромные возможности для успешного обучения младших школьников.
Сегодня в традиционную схему «учитель-ученик-учебник» вводится компьютер. Без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. И с появлением сначала компьютера, а потом и интерактивной доски в классе осваиваются новые технологии в обучении. Особенностью учебного процесса с применением информационных технологий является то, что центром деятельности становится ученик, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Учитель выступает в роли помощника, консультанта, поощряет оригинальные находки, стимулирует активность, инициативу, самостоятельность.
Мультимедиа – сравнительно молодая отрасль новых информационных технологий. Дословный перевод слова “мультимедиа” означает “многие среды.’ Под этим термином понимается одновременное воздействие на пользователя по нескольким информационным каналам. При этом пользователю, как правило, отводится активная роль.
Мультимедиа – это интерактивные системы, обеспечивающие одновременную работу со звуком, анимированной компьютерной графикой, видеокадрами, статическими изображениями и текстами.
Применение на уроках ИКТ способствует :
- проведению урока эмоционально выразительным и наиболее наглядным;
- обучению ребят навыкам контроля и самоконтроля.
- сокращению времени для контроля и проверки знаний учащихся.
Программы мультимедиа представляют информацию в различных формах и тем самым делают процесс обучения более эффективным.
При подготовке к урокам учитель использует электронные ресурсы учебного назначения:
1. мультимедийные курсы,
2. презентации к урокам,
3. логические игры,
4. тестовые оболочки,
5.ресурсы интернет,
6. электронные энциклопедии.
Чаще всего учитель создает презентации. Мультимедийные презентации - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта. Методическая сила мультимедиа как раз и состоит в том, что ученика легче заинтересовать и обучить, когда он воспринимает согласованный поток звуковых и зрительных образов, причем на него оказывается не только информационное, но и эмоциональное воздействие. Более того, презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя их особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта. К ним предъявляются педагогические требования:
- Не загромождайте отдельный слайд большим количеством информации.
- На каждом слайде должно быть не более двух картинок.
- Размер шрифта должен быть не менее 24 – 28 пунктов.
- Анимация возможна один раз в течение 5 минут (в начальной школе).
- Вся презентация должна быть выдержана в одном стиле.
Мультимедийные уроки помогают решить следующие дидактические задачи:
- усвоить базовые знания по предмету;
- систематизировать усвоенные знания;
- сформировать навыки самоконтроля;
- сформировать мотивацию к учению;
- оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом.
Образовательный аспект: восприятие учащимися учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения.
Развивающий аспект: развитие познавательного интереса у учащихся, умения обобщать, анализировать, сравнивать, активизация творческой деятельности учащихся.
Воспитательный аспект: воспитание научного мировоззрения, умения четко организовать самостоятельную и групповую работу, воспитание чувства товарищества, взаимопомощи.
Информационная компетентность школьников необходима для качественного освоения всех учебных предметов. Овладение компьютерной культурой, формирование информационной компетенции школьников – необходимое условие включения подрастающего поколения в мировое информационное пространство.
Применение компьютера на разных этапах обучения, позволяет довести время активной работы учеников на уроке до 75-80% времени урока, вместо обычных 15-20%. Современные школьники быстрее и с большим интересом, усваивают информацию с экрана компьютера, чем со слов учителя.
Таким образом, внедрение новых информационных технологий в учебный процесс начальной школы позволяет в доступной форме использовать познавательные и игровые потребности учащихся для познавательных процессов и развития индивидуальных качеств.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад: "Использование здоровьесберегающих технологий в группе продленного дня"
Систематическое использование здоровьесберегающих технологий приводит к улучшению психико-эмоционального состояния детей....
Доклад на тему "Здоровьесберегающие технологии в группе продленного дня"
Приоритетные направления здоровьесбережения детей в ГПД; игра - аспект здоровьесбережения; факторы риска, негативно влияющие на здоровье детей в ГПД,...
Игровые технологии – в группе продленного дня, как один из видов деятельностного метода развития и воспитания в начальной школе.
Игра – метод познания и метод коррекции развития личности ребенка. Игра является необходимым средством развития учащихся в начальных классах. Специально подбираемые игры помогают решению мн...
Здоровьесберегающие технологии в группе продленного дня.
Здоровьесберегающие технологии используемые в ГПД....
Статья:" Использование мультимедийных технологий в группе продленного дня"
В системе образования особое место занимает начальная ступень обучения, в которой закладывается фундамент будущих знаний. Од...
Статья: Использование современных информационных технологий при организации проектной/исследовательской деятельности школьников в группе продленного дня
В условиях современного образовательного процесса “одним из путей повышения мотивации учебной деятельности в основной школе является включение обучающихся в уче...
Статья "Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе воспитания в условиях группы продленного дня"
В статье рассмотрены основные преимущества использования ИКТ в условиях группы продленного дня...