Статья: Использование современных информационных технологий при организации проектной/исследовательской деятельности школьников в группе продленного дня
статья на тему
В условиях современного образовательного процесса “одним из путей повышения мотивации учебной деятельности в основной школе является включение обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность”.
Проектно – исследовательская деятельность направлена на формирование деятельностных качеств учащихся – способность осознания целей проектной и учебно-исследовательской деятельности, умение поставить цель и организовать ее достижение, а также творческих качеств личности – вдохновенность, гибкость ума, терпимость к противоречиям, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств, обусловленных необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и воспринимать его информацию, выполнять различные социальные роли в группе и коллективе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gpd.docx | 24.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья
Использование современных информационных технологий при организации проектной/исследовательской деятельности школьников в группе продленного дня
В условиях современного образовательного процесса “одним из путей повышения мотивации учебной деятельности в основной школе является включение обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность”.
Проектно – исследовательская деятельность направлена на формирование деятельностных качеств учащихся – способность осознания целей проектной и учебно-исследовательской деятельности, умение поставить цель и организовать ее достижение, а также творческих качеств личности – вдохновенность, гибкость ума, терпимость к противоречиям, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств, обусловленных необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и воспринимать его информацию, выполнять различные социальные роли в группе и коллективе.
Проектная технология относится к четвертому поколению образовательных и воспитательных технологий. Это один из эффективных способов развития креативности (одаренности) учащихся. Кроме того, работа над проектами - это увлекательная, интересная и вполне посильная для детей организация научно- исследовательской деятельности учителя и учащихся.
В ГПД может быть осуществлена как индивидуальная, так и совместная работа над групповыми проектами.
Групповая форма работы предполагает деление воспитанников на группы по 3-6 человек, чтобы получилось 3-5 небольших групп, с которыми будет работать воспитатель.
Любой учебный проект имеет два аспекта: для ученика – это возможность творческой деятельности, направленной на решение интересной для себя или группы детей проблемы, результаты которой можно представить в любой самостоятельно выбранной форме; для учителя – это важное дидактическое средство, позволяющее влиять на развитие ребенка в ходе познания.
Ценным в учебном проекте является не столько результат познавательной деятельности ученика, сколько обучение его умениям проектирования: проблематизации, целеполаганию, организации и планированию деятельности, самоанализу и рефлексии, презентации, коммуникативности, умению принимать решения.
Проект помогает:
1. Вовлечь каждого участника в активный познавательный процесс творческого характера, в различные виды деятельности.
2. Развивать умение проектировать свою деятельность.
3. Развивать устойчивый интерес к книге - источнику знаний, умение работать самостоятельно с дополнительной литературой, расширять кругозор.
4. Развивать фантазию, воображение, умение синтезировать собранный материал и выбирать необходимый.
5. Воспитывать способность к взаимопониманию и взаимопомощи, а также личную ответственность за выполнение коллективной работы.
6. Развивать речевые умения, в том числе умение представлять свою работу другим.
7. Привлечь к участию в школьной жизни членов семьи, ребят из детского сада (формирование социальной активности).
8. Приобщать учащихся к полезной деятельности.
9. Развивать творческие способности.
10. Развивать познавательный интерес.
11. Формировать эстетический вкус.
Проектная и исследовательская деятельность необходимы учащимся на протяжении всего образовательного процесса, поэтому важно не только грамотно реализовать с учащимися конкретный проект, но и мотивировать их к данной деятельности.
Рассмотрим пример организации такой работы. В общем виде работа над проектом предполагает 4 этапа: подготовительный, организационный, этап реализации проекта, этап представления и анализа результатов.
1. Подготовительный этап
Данный этап предполагает создание у учащихся мотивации к работе над проектом. Учитель может использовать такие методы работы, как беседа или дискуссия с привлечением информационных технологий.
2. Организационный этап
Учитель предлагает учащимся совместную работу по следующим вопросам
- Проблема
- Почему проблема возникла
- Для чего нужно решать эту проблему?
- Путь решения проблемы
- Какие шаги предпринять?
- Что получим в итоге?
Затем, учитель поясняет учащимся общепринятую терминологию в организации работы
над проектом: 1пункт – постановка проблемы; 2, 3 – актуальность и решаемость проблемы; 4 – постановка цели проекта; 5 – формулирование задач; 6 – прогнозирование результатов.
С помощью учителя учащиеся составляют план реализации проекта и распределяют обязанности в рамках проектных групп.
Этапы реализации проекта и описание деятельности учащихся
1. Поиск и анализ материала.
2. Комбинирование материала и обсуждение в группе.
3. Совместное обсуждение проекта учителем с учащимися
4. Работа в проектных группах.
5. Презентация и публичная защита проектными группами итогов своей работы.
6. Создание общей электронной версии.
7. Оценка собственной деятельности. Рефлексия. Обмен впечатлениями.
С учетом особенности группы. Возможен вариант, когда каждому участнику отводится воя роль. Примеры таких “ролей” : корректор, редактор, художник, эксперт, писатель и т.д.
3. Этап реализации проекта
На данном этапе учитель консультирует учащихся по возникающим вопросам, осуществляет поддержку и контроль за работой учеников в рамках конкретных этапов.
На 1 этапе учитель может предложить учащимся использовать следующие источники для поиска информации: интенет-ресурсы, словари, литературные источники.
После реализации учащимися 4 этапа работы для учителя условно наступает переход к заключительному этапу организации проекта.
4. Этап представления и анализа результатов
На этом этапе эксперты (учащиеся) оценивают презентацию и результаты работы проектных групп. Подводят итоги общей деятельности. Учитель предполагает беседу с учениками, в рамках которой помогает выделить положительные и отрицательные стороны проекта, дает рекомендации на будущее.
Итогами такого рода проектов следует считать не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие школьников, а также рост их компетентности в выбранной для проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать, уяснение сущности творческой проектной работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование современных информационных технологий на первой ступени обучения
Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования. Ещё К.Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности». Сейчас это уже не ...
Использование современных информационных технологий в работе учителя начальных классов.
В статье рассматривается опыт работы учителя начальных классов по использованию ИКТ...
Использование современных информационных технологий в работе учителя начальных классов.
Использование современных информационных технологий в работе учителя начальных классов....
Мастер-класс по теме: "Использование современных информационных технологий в обучении младших школьников в условиях внедрения ФГОС второго поколения НОО "
Материал содержит подробное описание проведения мастер-класса с использованием интерактивной доски и программного обеспечения SMART Notebook 10. Раскрыты основные технологические приёмы для созд...
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «Инновационные образовательные технологии в работе учителя начальных классов. Использование современных информационных технологий на уроках в начальной школе»
Основная цель обучения в начальной школе – научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огром...
Статья об использовании современных информационных технологий в обучении младших школьников.
Цель использования информационные технологии на уроках в современном мире. Какую роль выполняют и какое место занимают в образовательном процессе....
Статья «Использование современных информационно-коммуникационных образовательных технологий в начальной школе».
XXI век – это время высоких компьютерных технологий. В современных условиях развития общества происходят очевидные преобразования, связанные с изменением роли информации в обществе и всех ...