Статья: Использование современных информационных технологий при организации проектной/исследовательской деятельности школьников в группе продленного дня
статья на тему

Вымберг Лариса Ивановна

         В условиях современного образовательного процесса “одним из путей повышения мотивации учебной деятельности в основной школе является включение обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность”.

         Проектно – исследовательская деятельность направлена на формирование деятельностных качеств учащихся – способность осознания целей проектной и учебно-исследовательской деятельности, умение поставить цель и организовать ее достижение, а также творческих качеств личности – вдохновенность, гибкость ума, терпимость к противоречиям, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств, обусловленных необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и воспринимать его информацию, выполнять различные социальные роли в группе и коллективе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gpd.docx24.13 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

Использование современных информационных технологий при организации проектной/исследовательской деятельности школьников в группе продленного дня

         В условиях современного образовательного процесса “одним из путей повышения мотивации учебной деятельности в основной школе является включение обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность”.

         Проектно – исследовательская деятельность направлена на формирование деятельностных качеств учащихся – способность осознания целей проектной и учебно-исследовательской деятельности, умение поставить цель и организовать ее достижение, а также творческих качеств личности – вдохновенность, гибкость ума, терпимость к противоречиям, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств, обусловленных необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и воспринимать его информацию, выполнять различные социальные роли в группе и коллективе.

         Проектная технология относится к четвертому поколению образовательных и воспитательных технологий. Это один из эффективных способов развития креативности (одаренности) учащихся. Кроме того, работа над проектами - это увлекательная, интересная и вполне посильная для детей организация научно- исследовательской деятельности учителя и учащихся.

    В ГПД может быть осуществлена как индивидуальная, так и совместная работа над групповыми проектами.

Групповая форма работы предполагает деление воспитанников на группы по 3-6 человек, чтобы получилось 3-5 небольших групп, с которыми будет работать воспитатель.

         Любой учебный проект имеет два аспекта: для ученика – это возможность творческой деятельности, направленной на решение интересной для себя или группы детей проблемы, результаты которой можно представить в любой самостоятельно выбранной форме; для учителя – это важное дидактическое средство, позволяющее влиять на развитие ребенка в ходе познания. 
       Ценным в учебном проекте является не столько результат познавательной деятельности ученика, сколько обучение его умениям проектирования: проблематизации, целеполаганию, организации и планированию деятельности, самоанализу и рефлексии, презентации, коммуникативности, умению принимать решения.  

 Проект помогает:

1. Вовлечь каждого участника в активный познавательный процесс творческого характера, в различные виды деятельности.

2. Развивать умение проектировать свою деятельность.

3. Развивать устойчивый интерес к книге - источнику знаний, умение работать самостоятельно с дополнительной литературой, расширять кругозор.

4. Развивать фантазию, воображение, умение синтезировать собранный материал и выбирать необходимый.

5. Воспитывать способность к взаимопониманию и взаимопомощи, а также личную ответственность за выполнение коллективной работы.

6. Развивать речевые умения, в том числе умение представлять свою работу другим.

7. Привлечь к участию в школьной жизни членов семьи, ребят из детского сада (формирование социальной активности).

8. Приобщать учащихся к полезной деятельности.

9. Развивать творческие способности.

10. Развивать познавательный интерес.

11. Формировать эстетический вкус.

        Проектная и исследовательская деятельность необходимы учащимся на протяжении всего образовательного процесса, поэтому важно не только грамотно реализовать с учащимися конкретный проект, но и мотивировать их к данной деятельности.

        Рассмотрим пример организации такой работы. В общем виде работа над проектом предполагает 4 этапа: подготовительный, организационный, этап реализации проекта, этап представления и анализа результатов.

       1. Подготовительный этап

        Данный этап предполагает создание у учащихся  мотивации к работе над проектом. Учитель может использовать такие методы работы, как беседа или дискуссия с привлечением информационных технологий.

      2. Организационный этап

         Учитель предлагает учащимся совместную работу по следующим вопросам

  • Проблема
  • Почему проблема возникла
  • Для чего нужно решать эту проблему?
  • Путь решения проблемы
  • Какие шаги предпринять?
  • Что получим в итоге?

Затем, учитель поясняет учащимся общепринятую терминологию в организации работы

над проектом:   1пункт – постановка проблемы;   2, 3 – актуальность и решаемость проблемы;    4 – постановка цели проекта; 5 – формулирование  задач; 6 – прогнозирование результатов.

         С помощью учителя учащиеся составляют план реализации проекта и распределяют обязанности в рамках проектных групп.

         Этапы реализации проекта и описание деятельности учащихся

1. Поиск и анализ материала.

2. Комбинирование материала и обсуждение в группе.

3. Совместное обсуждение проекта учителем с учащимися

4. Работа в проектных группах.

5. Презентация и публичная защита проектными группами итогов своей работы.

6. Создание общей электронной версии.

7. Оценка собственной деятельности. Рефлексия. Обмен впечатлениями.

         С учетом особенности группы. Возможен вариант, когда каждому участнику отводится воя роль. Примеры таких “ролей” : корректор, редактор, художник, эксперт, писатель и т.д.

         3. Этап реализации проекта

         На данном этапе учитель консультирует учащихся по возникающим вопросам, осуществляет поддержку и контроль за работой учеников в рамках конкретных этапов.

         На 1 этапе учитель может предложить учащимся использовать следующие источники для поиска информации: интенет-ресурсы, словари, литературные источники.

         После реализации учащимися 4 этапа работы для учителя условно наступает переход к заключительному этапу организации проекта.

         4. Этап представления и анализа результатов

         На этом этапе эксперты (учащиеся) оценивают презентацию и результаты работы проектных групп. Подводят итоги общей деятельности. Учитель предполагает беседу с учениками, в рамках которой помогает выделить положительные и отрицательные стороны проекта, дает рекомендации на будущее.

         Итогами такого рода проектов следует считать не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие школьников, а также рост их компетентности в выбранной для проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать, уяснение сущности творческой проектной работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных информационных технологий на первой ступени обучения

 Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования. Ещё К.Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности».          Сейчас это уже не ...

Использование современных информационных технологий в работе учителя начальных классов.

В статье рассматривается опыт работы учителя начальных классов по использованию ИКТ...

Использование современных информационных технологий в работе учителя начальных классов.

Использование современных информационных технологий в работе учителя начальных классов....

Мастер-класс по теме: "Использование современных информационных технологий в обучении младших школьников в условиях внедрения ФГОС второго поколения НОО "

Материал содержит подробное описание проведения мастер-класса с использованием интерактивной доски и программного обеспечения  SMART Notebook 10. Раскрыты основные технологические приёмы для созд...

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «Инновационные образовательные технологии в работе учителя начальных классов. Использование современных информационных технологий на уроках в начальной школе»

     Основная цель обучения в начальной школе – научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огром...

Статья об использовании современных информационных технологий в обучении младших школьников.

Цель использования информационные технологии на уроках  в современном мире. Какую роль выполняют и какое место занимают в образовательном процессе....

Статья «Использование современных информационно-коммуникационных образовательных технологий в начальной школе».

XXI век – это время высоких компьютерных технологий.  В современных условиях развития общества происходят очевидные преобразования, связанные с изменением роли информации в обществе и всех ...