Программа работы с одарёнными детьми.
методическая разработка (1 класс)

Матвеева Галина Евгеньевна

Актуальность программы.

На современном этапе развития нашего общества, внимание к детям, опережающим сверстников, с признаками незаурядного интеллекта, - актуальнейшая задача школы.

При этом проблема одарённости в системе образования на организационном уровне обычно решается путём создания специальных школ для одарённых и талантливых или специальных («гимназических», «лицейских» и др.) классов для одарённых. Это, безусловно, позитивное явление.

Но существует возможность и другого решения – не удалять одарённого ребёнка из естественной для него микросреды. Обучать и воспитывать, не выводя его из круга обычных сверстников, создав там условия для развития и максимальной реализации его выдающихся возможностей и аналогичных возможностей его одноклассников. Именно поэтому  в своей деятельности школа решает ряд важнейших социально-психологических задач:

  • не терять потенциально одарённых, дать шанс не только тем, у кого выдающиеся способности проявились рано, но и тем, у кого они проявляются на более поздних возрастных этапах;
  • создать адекватные условия для развития психосоциальной сферы одарённых детей;
  • формировать у одарённых детей и их сверстников позитивное отношение к различиям в умственных и творческих способностях людей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_raboty_s_odaryonnymi_detmi_v_3_klasse.docx30.88 КБ

Предварительный просмотр:

Программа работы с одарёнными детьми в 1 классе.

Актуальность программы.

На современном этапе развития нашего общества, внимание к детям, опережающим сверстников, с признаками незаурядного интеллекта, - актуальнейшая задача школы.

При этом проблема одарённости в системе образования на организационном уровне обычно решается путём создания специальных школ для одарённых и талантливых или специальных («гимназических», «лицейских» и др.) классов для одарённых. Это, безусловно, позитивное явление.

Но существует возможность и другого решения – не удалять одарённого ребёнка из естественной для него микросреды. Обучать и воспитывать, не выводя его из круга обычных сверстников, создав там условия для развития и максимальной реализации его выдающихся возможностей и аналогичных возможностей его одноклассников. Именно поэтому  в своей деятельности школа решает ряд важнейших социально-психологических задач:

  • не терять потенциально одарённых, дать шанс не только тем, у кого выдающиеся способности проявились рано, но и тем, у кого они проявляются на более поздних возрастных этапах;
  • создать адекватные условия для развития психосоциальной сферы одарённых детей;
  • формировать у одарённых детей и их сверстников позитивное отношение к различиям в умственных и творческих способностях людей.

Данная программа ставит своей целью выявление, обучение, воспитание и поддержку одарённых детей, повышение социального статуса творческой личности. Программа направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Она дает школьнику возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления. Программа призвана помочь учащимся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности.

Цели работы с одаренными детьми.

  • выявление, обучение, воспитание и поддержка одарённых детей, повышение социального статуса творческой личности. 
  • развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций.
  • создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачек в развитии из способностей;
  • развитие и выработка социально ценных компетенций у учащихся.

Задачи программы:

  • выявление одаренных учащихся из числа показавших высокие результаты в ходе учебной деятельности, а также путем анализа результативности учебного труда и методов экспертных оценок учителей и родителей;
  • формирование умение учиться как базисной способности саморазвития и самоизменения (умения выделять учебную задач, организовывать свою деятельность во времени, распределять свое внимание и т.д.);
  • создание условий одаренным детям для реализации их личных творческих способностей в процессе поисковой деятельности, для их морально-физического и интеллектуального развития;
  • стимулирование творческой деятельности одаренных детей;
  • развитие исследовательской позиции ребенка, поддержание активности учащихся.

Прогнозируемые результаты:

  • - совершенствование и повышение качества знаний и умений воспитанников, умений применять их в нестандартных ситуациях;
  • - призовые места или дипломы в городских олимпиадах.
  • - развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;
  • - развитие творческого и логического мышления учащихся;

Принципы работы педагога с одаренными детьми:

  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
  • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
  • принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества

Основные направления реализации программы.

  • создание благоприятных условий для работы с одарёнными детьми:
  • - внедрение передовых образовательных технологий;
  • - укрепление материально-технической базы;
  • - нормативно-правовое обеспечение деятельности;
  • - формирование банков данных по проблеме одарённости.
  • методическое обеспечение работы с одарёнными детьми:
  • - повышение профессионального мастерства педагогов;
  • - организация обмена опытом учителей, работающих с одарёнными детьми;
  • - научно-методическое и информационное обеспечение программы.
  • мероприятия по работе с одарёнными детьми.
  • предусматривается участие способных и одарённых детей в мероприятиях различного уровня (олимпиады, конкурсы, фестивали, соревнования, выставки).

План работы с одарёнными детьми на 2020/2021 учебный год.

№ п/п

Мероприятия

Сроки

1.

Мониторинг учебной успеваемости учащихся для выявления и развития одаренных детей

сентябрь

2

Создание условий для работы с одарёнными детьми и подготовки их к конкурсам

В течение года

3

Организация и проведение групповых занятий и индивидуальной работы с одаренными детьми

Еженедельно

4

Подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам школьного, городского уровня.

Участие в дистанционных конкурсах всероссийского уровня.

В течение года

5

Участие в школьных неделях по предметам

В течение года

6

Активизация работы по участию детей в международных конкурсах: «Кенгуру», «Русский медвежонок» «Решай-ка» «Классики»

В течение года

7

Поощрение учащихся на уровне класса, школы (ежегодном итоговом празднике «Олимпионике»).

В конце года

8

Ведение портфолио одаренных детей. Конкурс в классе на лучшее портфолио.

Еженедельно

9

Проведение просветительской работы с родителями одарённых детей (беседы, индивидуальные встречи, консультации)

В течении года

10

Оказание методической помощи детям, родителям при выборе средств развития способностей учащихся.

В течении года

11

Привлечение родителей к организации и проведению внеклассных мероприятий

В течении года

12

Проведение семейной игры “Кто хочет стать миллионером”.

Конец года

Главные принципы реализации программы.

  • Непрерывность и систематичности школьного и внешкольного образования и воспитания. Овладение знаниями и информацией привычно ассоциируется с обучением.
  • Гуманизм в межличностных отношениях.
  • Научность и интегративность.
  • Индивидуализация и дифференциация процесса образования и воспитания.
  • Применение принципов развивающего обучения.
  • Интеграция интеллектуального, морального, эстетического и физического развития.

Основные направления и содержание деятельности.

На занятиях предполагается не только знакомство с новыми способами решения задач, но и создание условий для стимулирования творческого мышления. Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач в соответствии с методологическими позициями, на занятиях будут использованы следующие виды упражнений и заданий:

  •  интеллектуальные разминки с целью быстрого включения учащихся в работу и развития психических механизмов,
  •  задания с отсроченным вопросом,
  • интегративные задания, позволяющие в короткий срок выявить интересы учащихся; - задания, направленные на развитие психических механизмов (памяти, внимания, воображения, наблюдательности);
  •  решение частично-поисковых задач разного уровня,
  • творческие задачи.

Задания разминки идут в достаточно высоком темпе, на каждый ответ дается 2-3 секунды. В них чередуются вопросы из разных областей знаний (математика, русский, история, география и т.д.). Такая работа придает дух соревновательности, концентрирует внимание, развивает умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. Сущность заданий с отсроченным вопросом заключается в том, что условие задания как бы изначально ориентирует ученика уже на привычный для него ход решения, который в итоге оказывается ошибочным. Частично-поисковая задача содержит такой вид задания, в процессе выполнения которого учащиеся, как правило, самостоятельно или при незначительной помощи учителя открывают новые для себя знания и способы их добывания.

Направления деятельности:

  •  организация и проведение, как групповых занятий, так и индивидуальной работы с одаренными детьми;
  •  подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам школьного, городского уровня;
  •  проведение массовых мероприятий внутри объединения;
  •  обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одаренными детьми.

Формы работы с одаренными учащимися.

  • объединения дополнительного образования;
  • групповые занятия с сильными учащимися
  • занятия исследовательской и проектной деятельностью
  • факультативы;
  • кружки по интересам;
  • работа по индивидуальным планам
  • конкурсы и конференции;
  • интеллектуальный марафон;
  • участие в олимпиадах.

Работа с родителями.

  • Проведение просветительской работы среди родителей через лектории, родительские собрания, педагогический всеобуч родителей. Привлечение родителей к организации и проведению внеклассных мероприятий в творческом объединении “Умники и умницы”, а именно:1 кл. - КВН по русскому языку.
  • Родительское собрание на тему “Расширение кругозора школьников посредством чтения научно-познавательной литературы”.
  • Лекция “Развитие интеллектуальных способностей ребенка”.
  • Семейная игра “Кто хочет стать миллионером”.
  • Лекция “Развитие личности ребенка”.

Ожидаемые результаты программы

  • Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит:
  • сформировать систему работы с одарёнными детьми;
  • создать условия для развития одарённости и таланта у детей в современных условиях;
  • совершенствовать формы работы с одарёнными и способными детьми;
  • сформировать банк данных «Одарённые дети».

Контроль и учет знаний и умений воспитанников.

  • Учёт посещаемости занятий .
  • Создание каждым учеником данной группы портфолио.
  • Регулярное отслеживание результатов успешности развития через участие детей в интеллектуальных играх, марафонах, проводимых в данной группе обучающихся.

Мониторинг результативности работы с учащимися

  • отслеживание уровня развития творческого мышления.
  • отслеживание успешности индивидуального роста и развития учащихся детского объединения.

Прогнозируемые результаты:

  •  совершенствование и повышение качества знаний и умений воспитанников, умений применять их в нестандартных ситуациях;
  •  призовые места или дипломы в городских олимпиадах.
  •  развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;
  • развитие творческого и логического мышления учащихся

После изучения курса программы учащиеся должны уметь:

  • воспринимать и осмысливать полученную информацию, владеть способами обработки данной информации;
  • определять учебную задачу;
  • ясно и последовательно излагать свои мысли, аргументировано доказывать свою точку зрения;
  • владеть своим вниманием;
  • сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления, владеть рациональными приемами запоминания;
  • владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности
  • использовать основные приемы мыслительной деятельности;
  • самостоятельно мыслить и творчески работать;
  • владеть нормами нравственных и межличностных отношений.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа работы с одарёнными детьми

Программа составлена на основе Устава ОУ. С целью совершенствования работы по выявлению одарённых детей, создания условий для оптимального развития одарённых и способных детей создана данная программа...

Программа работы с одарёнными детьми «Хочу всё знать» на 2012/ 2013 уч.год

Программа работы с одарёнными детьми «Хочу всё знать» на 2012/ 2013 уч.год...

Программа работы с одарёнными детьми

программа  работы  с  одарёнными  детьми  ,    рассчитана  на  четыре  года  обучения....

Программа работы с одарёнными детьми

Обучать и воспитывать, не выводя ребёнка  из круга обычных сверстников, создав там условия для развития и максимальной реализации его выдающихся возможностей и аналогичных возможностей его однокл...

Программа работы с одарёнными детьми

Программа  работы с одарёнными детьми...

Программа работы с одарёнными детьми

Каждый человек талантлив! Каждый ребёнок - вдвойне!...