Программа работы с одарёнными детьми
материал на тему
Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_raboty_s_odarennymi_detmi.docx | 40.35 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «НАЧАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА П. ЦЕНТРАЛЬНЫЙ»
Программа работы с одарёнными детьми
МБОУ «НОШ п. Центральный»
Разработчик: О. Н. Мишина,
зам. директора по УВР
МБОУ «НОШ п. Центральный»
Актуальность проблемы
Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. Выявление одаренных детей должно начинаться в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие - одно из важнейших аспектов деятельности начальной школы. Одаренные дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; обладают доминирующей активной познавательной потребностью; испытывают радость от добывания знаний, умственного труда. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его
способностей - это особо значимая задача обучения одарённых детей.
Одарённость - качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности.
Общая одарённость (проявляющаяся во всех видах деятельности ребенка и сферах его интереса).
Специфическая одарённость (музыкальная, интеллектуальная, спортивная, лидерская, техническая, художественная, артистическая и др.)
Проблема одарённости в системе образования на организационном уровне обычно решается путём создания специальных школ для одарённых и талантливых или специальных («гимназических», «лицейских» и др.) классов для одарённых. Это, безусловно, позитивное явление.
Но существует возможность и другого решения – не удалять одарённого ребёнка из естественной для него микросреды. Обучать и воспитывать, не выводя его из круга обычных сверстников, создав там условия для развития и максимальной реализации его выдающихся возможностей и аналогичных возможностей его одноклассников. Именно поэтому МБОУ «НОШ п. Центральный» в своей деятельности решает ряд важнейших социально-психологических задач:
- не терять потенциально одарённых, дать шанс не только тем, у кого выдающиеся способности проявились рано, но и тем, у кого они проявляются на более поздних возрастных этапах;
- создать адекватные условия для развития психосоциальной сферы одарённых детей;
- формировать у одарённых детей и их сверстников позитивное отношение к различиям в умственных и творческих способностях людей.
Данная программа ставит своей целью выявление, обучение, воспитание и поддержку одарённых детей, повышение социального статуса творческой личности. Программа направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Она дает школьнику возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления. Программа призвана помочь учащимся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности.
Цели работы с одаренными детьми
- выявление одаренных детей;
- создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачек в развитии из способностей;
- развитие и выработка социально ценных компетенций у учащихся.
Задачи программы:
- выявление одаренных учащихся из числа показавших высокие результаты в ходе учебной деятельности, а также путем анализа результативности учебного труда и методов экспертных оценок учителей и родителей;
- формирование умение учиться как базисной способности саморазвития и самоизменения (умения выделять учебную задач, организовывать свою деятельность во времени, распределять свое внимание и т.д.);
- развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;
- создание условий одаренным детям для реализации их личных творческих способностей в процессе поисковой деятельности, для их морально-физического и интеллектуального развития;
- стимулирование творческой деятельности одаренных детей;
- развитие творческого и логического мышления учащихся;
- развитие исследовательской позиции ребенка, поддержание активности учащихся.
Принципы работы педагога с одаренными детьми:
- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
- принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
- принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
- принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
2. Описание модели работы с одаренными детьми
Обучение в начальных классах – это первый этап реализации программы работы с одаренными детьми.
Основные направления реализации программы.
- создание благоприятных условий для работы с одарёнными детьми:
- внедрение передовых образовательных технологий;
- укрепление материально-технической базы;
- нормативно-правовое обеспечение деятельности;
- формирование банков данных по проблеме одарённости.
- методическое обеспечение работы с одарёнными детьми:
- повышение профессионального мастерства педагогов;
- организация обмена опытом учителей, работающих с одарёнными детьми;
- научно-методическое и информационное обеспечение программы.
- мероприятия по работе с одарёнными детьми.
предусматривается участие способных и одарённых детей в мероприятиях различного уровня (олимпиады, конкурсы, фестивали, соревнования, выставки).
План работы с одарёнными детьми.
№ п/п | Мероприятия | Дата | Ответственные |
1. | Изучение нормативных документов и методических рекомендаций. | в течение года | Зам. директора по УВР Рук-ль МО |
2. | Уточнение списка детей с повышенными учебными способностями с указанием предмета или направления | Сентябрь | Учителя начальных классов |
3. | Формирование банка данных учащихся, имеющих высокий уровень учебно - познавательной деятельности. | сентябрь | Рук-ль МО |
4. | Консультации с учителями по вопросам: -успеваемости, - уровня трудности заданий, - индивидуальных способностей школьников. | В течение года | Зам. директора по УВР Рук-ль МО |
5. | Проведение работы с родителями по вопросам: - круг интересов учащихся, - трудностей в учебе, - индивидуальных способностей. | в течение года | Учителя начальных классов |
6 | Планирование индивидуальной работы с детьми с повышенными учебными способностями на уроке и во внеурочной деятельности (кружки «Умники и умницы», «Почемучка», «Информатика в играх и задачах») | в течение года | Учителя начальных классов |
7. | Создание условий для работы с одарёнными детьми и подготовки их к конкурсам. | в течение года | Учителя начальных классов |
8 | Участие в конкурсах, олимпиадах, фестивалях, проектах различных направлений и уровней | в течение года | Учителя начальных классов |
.9 | Подготовка и проведение предметных недель | По плану МО | Рук-ль МО |
10. | Активизация работы по участию детей в международных конкурсах: «Кенгуру», «Русский медвежонок» | в течение года | Учителя начальных классов |
11 | Выпуск информационного бюллетеня о результатах участия в конкурсах, олимпиадах, проектах различных направлений и уровней | Декабрь, май | Рук-ль МО |
12 | Взаимопосещение уроков с целью наблюдения за деятельностью учащихся с повышенными учебными способностями. | В течение года | Зам. директора по УВР Рук-ль МО Учителя начальных классов |
13. | Формирование банка методической литературы по работе с одарёнными детьми. | в течение года | Библиотекарь |
14 | Анализ работы с одаренными учащимися, перспективы в работе на 2017 -2018 уч. год. | май | Зам. директора по УВР |
Главные принципы реализации программы.
- Непрерывность и систематичности школьного и внешкольного образования и воспитания. Овладение знаниями и информацией привычно ассоциируется с обучением.
- Гуманизм в межличностных отношениях.
- Научность и интегративность.
- Индивидуализация и дифференциация процесса образования и воспитания.
- Применение принципов развивающего обучения.
- Интеграция интеллектуального, морального, эстетического и физического развития.
Основные направления и содержание деятельности.
На уроках и во внеурочной деятельности предполагается не только знакомство с новыми способами решения задач, но и создание условий для стимулирования творческого мышления. Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач в соответствии с методологическими позициями, будут использованы следующие виды упражнений и заданий:
- интеллектуальные разминки с целью быстрого включения учащихся в работу и развития психических механизмов,
- задания с отсроченным вопросом,
- интегративные задания, позволяющие в короткий срок выявить интересы учащихся;
- задания, направленные на развитие психических механизмов (памяти, внимания, воображения, наблюдательности);
- решение частично-поисковых задач разного уровня,
- творческие задачи.
Задания разминки идут в достаточно высоком темпе, на каждый ответ дается 2-3 секунды. В них чередуются вопросы из разных областей знаний .Такая работа придает дух соревновательности, концентрирует внимание, развивает умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. Сущность заданий с отсроченным вопросом заключается в том, что условие задания как бы изначально ориентирует ученика уже на привычный для него ход решения, который в итоге оказывается ошибочным. Частично-поисковая задача содержит такой вид задания, в процессе выполнения которого учащиеся, как правило, самостоятельно или при незначительной помощи учителя открывают новые для себя знания и способы их добывания.
Направления деятельности:
- организация и проведение как групповых занятий, так и индивидуальной работы с одаренными детьми;
- подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам различных уровней;
- проведение массовых мероприятий;
- обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одаренными детьми.
Условия успешной работы с одаренными учащимися.
Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению. Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми. Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы ОО.
Формы работы с одаренными учащимися.
- объединения дополнительного образования;
- групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;
- кружки по интересам;
- конкурсы и фестивали;
- спортивные соревнования
- интеллектуальный марафон;
- участие в олимпиадах.
Методическая работа педагога:
- заниматься самообразованием;
- повышать профессиональное мастерство;
- посещать занятия других педагогов;
- участвовать в педагогических чтениях, семинарах, педсоветах, конференциях, заседаниях МО;
- проводить открытые занятия;
- проводить занимательно-познавательные мероприятия с учащимися
Работа с родителями.
Проведение просветительской работы среди родителей через лектории, родительские собрания, педагогический всеобуч родителей. Привлечение родителей к организации и проведению внеклассных мероприятий, а именно:3кл. - КВН по русскому языку.
Консультации «Расширение кругозора школьников посредством чтения научно-познавательной литературы», «Развитие интеллектуальных способностей ребенка».
4 кл. Интеллектуальный марафон.
Семейная игра «Кто хочет стать миллионером».
Лекция «Развитие личности ребенка». Общественный смотр знаний.
3. Результаты реализации Программы
Ожидаемые результаты
Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит:
- сформировать систему работы с одарёнными детьми;
- создать условия для развития одарённости и таланта у детей в современных условиях;
- совершенствовать формы работы с одарёнными и способными детьми;
- сформировать банк данных «Одарённые дети».
Контроль и учет знаний и умений воспитанников.
Одним из наиболее сложных и трудных элементов учебного процесса – организация систематического контроля и учета знаний и умений воспитанников. Формы и методы проверки различны. Одним из таких методов является тестирование. Преимущества тестовых заданий заключается в том, что с их помощью можно охватить всех воспитанников. В тестах учитывается возрастающая трудность (каждое последующее задание сложнее предыдущего). Тесты несут не только контролирующие функции, но и обучающие, поскольку содержание заданий стимулирует воспитанников не только к запоминанию знаний, но и к их осмыслению и систематизации. Наряду с тестированием обучающиеся будут принимать участие в олимпиадах по русскому языку, математике, литературному чтению, окружающему миру
Прогнозируемые результаты:
- совершенствование и повышение качества знаний и умений воспитанников, умений применять их в нестандартных ситуациях;
- призовые места или дипломы в олимпиадах различных уровней.
- развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;
- развитие творческого и логического мышления учащихся;
Учащиеся должны уметь:
- воспринимать и осмысливать полученную информацию, владеть способами обработки данной информации;
- определять учебную задачу;
- ясно и последовательно излагать свои мысли, аргументировано доказывать свою точку зрения;
- владеть своим вниманием;
- сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления, владеть рациональными приемами запоминания;
- владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности
- использовать основные приемы мыслительной деятельности;
- самостоятельно мыслить и творчески работать;
владеть нормами нравственных и межличностных отношений.
Приложения
План программы
«Сопровождение ребёнка, имеющего интеллектуальную одарённость».
Цель: развитие незаурядных интеллектуальных способностей и
творческой активности одарённого ребёнка.
Задачи:
- Создание условий для развития и гармонизации незаурядных интеллектуальных способностей у детей.
- Адаптация и социализация ребёнка в группе сверстников.
- Развитие познавательной активности, творческого мышления, наблюдательности и воображения.
Вид деятельности | Сроки |
1. Проведение педагогической диагностики с целью выявления детей с повышенными интеллектуальными способностями. | В течение четверти и по необходимости в течение года. |
2. Разработка индивидуального плана по работе с одарённым ребёнком. Дифференцированный подход при усвоении учебной программы. | С момента выявления одарённого ребёнка. |
3. Привлечение к работе факультативов, кружков. | В течение года. |
4. Беседы с родителями по вопросам воспитания одарённого ребёнка в семье. | По запросу. |
5. Обеспечение ребёнку развивающей среды в домашних условиях со стороны родителей. | Постоянно. |
6. Организация внеурочной деятельности с учётом интересов, состояния здоровья и особенностей развития интеллектуальной сферы. Подготовка к участию в олимпиадах. | В течение учебного года. |
7. Создание «Портфеля достижений» | Постоянно. |
План программы «Сопровождение ребёнка, имеющего ярко выраженные артистические способности». Цель:гармоничное развитие учащихся с артистическим талантом. Задачи:
- Создание условий для реализации артистического потенциала одарённого ребёнка.
- Адаптация и социализация ребёнка в группе сверстников.
- Развитие артистических способностей.
- Развитие эстетического вкуса.
Вид деятельности | Сроки |
1. Проведение педагогической диагностики, использование метода наблюдения с целью выявления детей с ярко | В течение четверти и по необходимости в |
выраженными артистическими способностями. | течение года. |
2. Разработка индивидуального плана по работе с одарённым ребёнком. Дифференцированный подход при усвоении учебной программы. | С момента выявления одарённого ребёнка. |
3. Проведение тематических классных часов, внеклассных мероприятий («КВН»), «Конкурс творчества», театрализованные постановки, «Конкурс чтецов», «Мини - сценки» и т.п.) | Периодически по индивидуальному плану. |
4. Использование в работе с учащимися психологических этюдов, упражнений психогимнастики. | Постоянно. |
5. Привлечение к работе студий, кружков. | В течение года. |
6. Подготовка к участию в театрализованных представлениях, репетиции театральных постановок, развитие сценической речи. | В течение года. |
7. Совместное посещение с детьми театров и выставок. | Регулярно. |
8. Обеспечение одарённому ребёнку развивающей среды в домашних условиях со стороны родителей. | Постоянно. |
9. Организация внеурочной деятельности с учётом интересов, состояния здоровья и особенностей развития. | При необходимости. |
10. Создание «Портфолио достижений». | Постоянно. |
План программы «Сопровождение ребёнка, имеющего ярко выраженные художественные способности». Цель:гармоничное развитие учащихся с художественным талантом. Задачи:
- Создание условий для реализации художественного потенциала одарённого ребёнка.
- Адаптация и социализация ребёнка в группе сверстников.
- Развитие художественных способностей.
- Развитие эстетического вкуса.
Вид деятельности | Сроки |
1. Проведение педагогической диагностики, использование метода наблюдения с целью выявления детей с ярко выраженными художественными способностями. | В течение четверти и по необходимости в течение года. |
2. Разработка индивидуального плана по работе с одарённым | С момента выявления |
ребёнком. Дифференцированный подход при усвоении учебной программы. | одарённого ребёнка. |
3. Проведение тематических классных часов, внеклассных мероприятий («КВН»), «Конкурс творчества», художественных выставок, «Конкурс рисунков», выпуск стенгазет и т.п.) | Периодически по индивидуальному плану. |
4. Использование в работе с учащимися психологических этюдов, упражнений психогимнастики. | Постоянно. |
5. Привлечение к работе студий, кружков. | В течение года. |
6. Подготовка к участию в художественных представлениях, выставках, конкурсах. | В течение года. |
7. Совместное посещение с детьми театров и выставок. | Регулярно. |
8. Обеспечение одарённому ребёнку развивающей среды в домашних условиях со стороны родителей. | Постоянно. |
9. Организация внеурочной деятельности с учётом интересов, состояния здоровья и особенностей развития. | При необходимости. |
10. Создание «Портфолио достижений». | Постоянно. |
План программы «Сопровождение ребёнка, имеющего ярко выраженные спортивные способности». Цель:гармоничное развитие учащихся со спортивными способностями. Задачи:
- Создание условий для реализации спортивного потенциала одарённого ребёнка.
- Адаптация и социализация ребёнка в группе сверстников.
- Развитие спортивных способностей.
- Привитие здорового образа жизни.
Вид деятельности | Сроки |
1. Проведение педагогической диагностики, использование метода наблюдения с целью выявления детей с ярко выраженными спортивными способностями. | В течение четверти и по необходимости в течение года. |
2. Разработка индивидуального плана по работе с одарённым ребёнком. Дифференцированный подход при усвоении учебной | С момента выявления одарённого ребёнка. |
программы. | |
3. Проведение тематических классных часов, внеклассных мероприятий: спортивных праздников, соревнований, конкурсов. | Периодически по индивидуальному плану. |
4. привлечение учащихся к проведению комплекса утренней зарядки, физминуток на уроках. | Постоянно. |
5. Привлечение к работе спортивных секций и кружков. | В течение года. |
6. Подготовка к участию в соревнованиях, конкурсах. | В течение года. |
7. Совместное посещение с детьми соревнований. | Регулярно. |
8. Обеспечение одарённому ребёнку развивающей среды в домашних условиях со стороны родителей. | Постоянно. |
9. Организация внеурочной деятельности с учётом интересов, состояния здоровья и особенностей развития. | При необходимости. |
10. Создание «Портфолио достижений». | Постоянно. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа работы с одарёнными детьми
Программа составлена на основе Устава ОУ. С целью совершенствования работы по выявлению одарённых детей, создания условий для оптимального развития одарённых и способных детей создана данная программа...
Программа работы с одарёнными детьми «Хочу всё знать» на 2012/ 2013 уч.год
Программа работы с одарёнными детьми «Хочу всё знать» на 2012/ 2013 уч.год...
Программа работы с одарёнными детьми
программа работы с одарёнными детьми , рассчитана на четыре года обучения....
Программа работы с одарёнными детьми
Обучать и воспитывать, не выводя ребёнка из круга обычных сверстников, создав там условия для развития и максимальной реализации его выдающихся возможностей и аналогичных возможностей его однокл...
Программа работы с одарёнными детьми "Наши надежды"
Программа разработана на 4 года....
Программа работы с одарёнными детьми
Программа работы с одарёнными детьми...
Программа работы с одарёнными детьми
Каждый человек талантлив! Каждый ребёнок - вдвойне!...