Выступление "Техника смыслового чтения"
материал
Выступление на педагогическом совете "Техника смыслового чтения"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnika_smyslovogo_chteniya.docx | 22.18 КБ |
salihova.pptx | 1.32 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Панаевская школа-интернат»
Техника смыслового чтения
Выступление на педагогическом совете
Выполнила: Салихова Г.Д.
учитель начальных классов
с. Панаевск, 2018 г.
Техника смыслового чтения
(слайд 1)
В современном обществе умение школьников читать не может сводиться лишь к овладению техникой чтения. Чтение - это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, т.е. такое качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения.
(слайд 2)
Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования включают в метапредметные результаты освоения основной образовательной программы в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах».
Уметь учиться – это уметь, пользуясь учебниками, дополнительной литературой и другими видами информации, самостоятельно добывать и использовать новые знания. Это станет возможным, если на каждом уроке дети будут овладевать важнейшим метапредметным универсальным учебным действием - смысловым чтением.
(слайд 3)
Планируемые результаты освоения программного материала средствами смыслового чтения разработаны на основе системно-деятельностного подхода и определяют как уровень актуального развития этого навыка (выпускник научится), так и его ближайшую перспективу (ученик получит возможность научиться) прописаны в наших рабочих программах.
Посредством смыслового чтения на каждом уроке школьники учатся добывать, понимать и преобразовывать учебную информацию, представленную в различных формах. Так смысловое чтение вначале выступает как предмет обучения, а затем становится результатом и средством обучения и развития детей.
(слайд 4)
Под смысловым чтением понимается «осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации.
(слайд 5)
Поэтому важно научить ребёнка читать осмысленно. Это внимательное вычитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда человек действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Человек сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром.
(слайд 6)
Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная. Смысловое чтение не может существовать без познавательной деятельности. Ведь для того, чтобы чтение было смысловым, учащимся необходимо точно и полно понимать содержание текста, составлять свою систему образов, осмысливать информацию, т.е. осуществлять познавательную деятельность.
Существует множество способов организации познавательной деятельности, способствующих развитию навыка смыслового чтения такие как: проблемно-поисковый способ, дискуссия, обсуждение, моделирование, рисунок.
Стратегия смыслового чтения обеспечивает понимание текста за счёт овладения приемами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения. Работа с любым текстом предполагает три этапа:
(слайд 7, 8, 9)
- Работа с текстом до чтения
- Работа с текстом во время чтения
- Работа с текстом после чтения
Главная задача педагога до чтения и после чтения: вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать книгу, помочь ребёнку осознать, откуда и как рождаются вопросы , увидеть их логику, чтобы даже в отсутствие взрослого он смог самостоятельно осмысливать прочитанное.
В целях личностного и познавательного развития обучающихся и достижения социально желаемого результата становления разных видов чтения на всех уроках используются следующие приёмы и способы работы:
(слайд 10, 11, 12)
1) анализ учебных заданий, инструкций, развитие умений вчитываться в задание, выделять ключевые слова, понимать и принимать смысл задания и «переводить» каждое задание в самоинструкцию, в алгоритм действий;
2) вычитывание и обобщение информации, перевод информации в таблицы, диаграммы, рисунки, схемы, чертежи и т.п.
3) выполнение письменных заданий (ответ на поставленные вопросы); высказывание своей точки зрения; приведение доводов как в поддержку высказанного утверждения, так и в его опровержение; объяснение различных ситуаций с помощью текста; доказательство высказанной чьей-либо точки зрения с опорой на прочитанный текст.
Методические приемы, которые можно использовать на любом уроке:
(слайд 13)
Чтобы учащиеся успешно справлялись с этими заданиями, необходимо начинать работу по развитию разных видов смыслового чтения с 1 класса на уроках и во внеурочной деятельности.
Ученые установили, что на успеваемость школьников влияет более двухсот факторов. Фактором номер один является овладение навыками осознанного чтения. Смысловое чтение – это путь решения познавательных, регулятивных, коммуникативных задач, поиск нужной информации, её интерпретация, самоконтроль, формирование собственной точки зрения.
(слайд 14)
Таким образом, продуманная и целенаправленная работа с текстом направленная на формирование навыков смыслового чтения, является приоритетной задачей в работе учителя начальных классов.
Учитывая стратегии современных подходов к чтению, можно порекомендовать учителям следующее:
- выбирать наиболее рациональные виды чтения для усвоения учащимися нового материала;
- формировать у учащихся интерес к чтению путем внедрения нестандартных форм и методов работы с текстом;
- определять характер деятельности различных групп учащихся при работе с учебником;
- предвидеть возможные затруднения учащихся в тех или иных видах учебной деятельности;
- повышать уровень самостоятельности учащихся в чтении по мере их продвижения вперед;
- организовывать различные виды деятельности учащихся с целью развития у них творческого мышления;
- обучать самоконтролю и самоорганизации в различных видах работы.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Читать – это ещё ничего не значит; что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное дело. К.Д. Ушинский
К то не умеет читать – тот не умеет мыслить. В.А. Сухомлинский
Смысловое чтение - вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста, извлечение из него необходимой информации, определение основной и второстепенной информации.
Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию.
Способы организации познавательной деятельности: проблемно-поисковый способ , дискуссия, обсуждение , моделирование , рисунок .
Работа с текстом до чтения ( антиципация, постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе ) Цель: развитие важнейшего читательского умения, антиципация, то есть умение предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации. Главная задача педагога: вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать книгу.
Работа с текстом во время чтения Цель: понимание текста и создание его читательской интерпретации (истолкования, оценки). Главная задача педагога: обеспечить полноценное восприятие текста всеми доступными средствами. (первичное чтение текста, использование приёма "активный читатель", перечитывание текста, беседа по содержанию в целом )
Работа с текстом после чтения Цель: развитие важнейшего читательского умения, антиципация, то есть умение предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации . Главная задача педагога: вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать книгу. ( беседа по тексту; знакомство с писателем; работа с заглавием, иллюстрациями; творческие задания, тестовые задания, контрольно-измерительные материалы )
Приемы и способы работы: 1) анализ учебных заданий, инструкций, развитие умений вчитываться в задание, выделять ключевые слова, понимать и принимать смысл задания и «переводить» каждое задание в самоинструкцию, в алгоритм действий;
Приемы и способы работы: 2) вычитывание и обобщение информации, перевод информации в таблицы, диаграммы, рисунки, схемы, чертежи и т.п.
Приемы и способы работы: 3) выполнение письменных заданий (ответ на поставленные вопросы); высказывание своей точки зрения; приведение доводов как в поддержку высказанного утверждения, так и в его опровержение; объяснение различных ситуаций с помощью текста; доказательство высказанной чьей-либо точки зрения с опорой на прочитанный текст.
Методические приемы: 1. Приём «Тонкие» и « толстые» вопросы 2 . Приём «Составление краткой записи задачи» 3. Приём «Составление вопросов к задаче» 4. Приём «Вопросы к тексту учебника» 5. Приём « Синквейн » 6 . Приём «Учимся задавать вопросы разных типов – «Ромашка Блума » 7 . Приём « Инсерт » 8 . Приём «Кластер» 9 . Приём «Ключевые слова» 10. Приём «Верные и неверные утверждения» 11. Приём «Верите ли вы…» .
Использование данной образовательной технологии обеспечивает формирование таких сторон читательского развития, как : эмоциональная отзывчивость (активность читательских чувств, сопереживание ситуации, героям произведения, автору ); активность и объективность читательского воображения, воссоздающего и творческого; постижение содержания произведения на уровне репродуктивном(пересказ), аналитическом(вопросы к тексту, размышления над прочитанным, мотивировка событий, поступков героев ; осмысление художественной формы на уровне детали и композиции .
Читать – это ещё ничего не значит; что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное дело. К.Д. Ушинский
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе
Статья содержит методику работы по навыку формирования смыслового чтения...
формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе
Статья содержит методику работы по навыку формирования смыслового чтения...
Смысловое чтение. Методы и приемы смыслового чтения
Развитие смыслового чтения у учащикся младших классов....
Урок литературного чтения по произведению Н.Н. Носова "На горке" ( с презентацией). Тип урока: урок открытия новых знаний (технология смыслового чтения).
Цель моего урока: познакомить ребят с новым литературным произведением, используя приёмы смыслового чтения. Смысловое чтение – это такое качество чтения, при котором достигаетс...
Доклад на тему «Формирование навыка смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе»
Научить детей правильному, беглому, осознанному чтению-одна из задач начального обучения....
Стратегия смыслового чтения. Прием технологии смыслового чтения "чтение в кружок".
Фрагмент урока по изобразительному искусству на тему:«Изображение природы в различных состояниях. Левитан картина «Март», в котором показано как применять прием смыслового чтения &qu...
технологическая карта Смысловое чтение. Освоение приёмов смыслового чтения.
технологическая карта урока чтения . Урок-треннинг. Город Бор Нижегородская область....