Экологический проект "Живи, родник!"
классный час (4 класс)
Экологический проект "Живи, родник!" был разработан ученицей 4 класса МБОУ Крупецкая СОШ Логутенковой Яной. В своем проекте она отразила экологические проблемы как своего села, так и планеты в целом.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МБОУ Крупецкая средняя общеобразовательная школа
Экологический проект
«ЖИВИ, РОДНИК!»
Работу выполнила:
ученица4 класса
Логутенкова Яна
Руководитель работы:
Логутенкова Наталья Александровна
учитель начальных классов,
первая квалификационная категория
д. Крупец, 2020г.
Введение
Журчит родник, щебечут звонко птицы,
Цветут цветы, течёт-поёт ручей.
Родник легко обидеть, он ранимый,
Он всем принадлежит и он ничей.
Храни родник, как жизнь, как божий дар!
Не сотвори вовек ему плохого!
Журчит родник. И сердце расцветёт,
Как от приветно сказанного слова.
Живой родник, с живой водою
Природой нам подарен он,
И мы сберечь должны с тобою.
И людям тем большой поклон,
Кто родники оберегает,
И чтит природные дары,
От всех невзгод родник спасает.
Как светлый лучик доброты.
Ю.П. Анненкова
Вода на Руси издавна считалась даром Божьим, источником благодати духовной, здоровья телесного. РОДник, наРОД, РОДина, РОД – все эти слова имеют общий корень. Вода – источник ЖИЗНИ. Но источником ЖИЗНИ вода становится лишь при условии, что она – чистая, светлая, прозрачная, когда она РОДНИКОВАЯ…
Вся живая природа не может обойтись без воды. Именно в воде когда-то зародилась жизнь на нашей планете. Без воды не может жить ни одно живое существо.
Поэтому подземные воды – это наше богатство, их нужно изучать, разведывать, оберегать.
Родник – это сосредоточенный естественный выход подземной воды на поверхность земли. Из далекой старины дошло до нас почитание родников, наши предки понимали, что без воды нет жизни, поэтому в родниках видели, прежде всего, силу плодородия, к ним обращались с мольбой о дожде. Родники всегда поражали воображение людей: зимой не замерзают, а летом, в жестокий зной, вода в них холодна и студена. Родники необходимы природе, они, пробиваясь из-под земли едва приметным ключиком, дают подпитку нашим рекам.
В тревоге рощи и леса, роса на травах, как слеза,
И тихо просят родники: «Ты береги нас, береги!»
И шепчут губы: «Сберегу, я сберегу вас, сберегу!»
Гипотеза:
Если мы будем беречь и охранять родники, то сохраним чистую воду для будущих поколений.
Актуальность проекта:
Мы выбрали эту тему потому, что вода является одним из главных источников жизни на Земле, невозможно представить всё живое без её существования. Мы хотим , чтобы ребята больше знали о свойствах воды, а также призвать всех бережно относиться к воде. Ведь мы часто сталкиваемся с тем, что большинство людей тратят воду понапрасну и даже не подозревают об этом.
Мы думаем, у нас получится научить ребят бережно относиться к воде.
Цель нашего проекта:
- территория родников должна быть чистой.
Задачи проекта:
- провести акции «Чистый родник»;
-донести до сознания местных жителей необходимость сохранять родник в чистоте и порядке;
- благоустроить территорию родника;
- разработать систему мер для защиты родника от загрязнения, привлечь внимание взрослых к решению данной проблемы
- развивать чувство ответственности за порученное дело
-сформировать мнение о бережном отношении к родному краю, к окружающей среде.
Многие родники являются историко-культурным наследием нашего народа и играют огромную роль в воспитании подрастающего поколения. В связи с повсеместным развитием централизованного водоснабжения в настоящее время бережное отношение к родникам незаслуженно забыто, многие прекрасные родники оказались заброшенными и требуют не только благоустройства, но и спасения.
На территории Крупецкого сельского поселения находятся 5 родников, один из которых является природным памятником областного значения.
Это родник в д. Хутор Холмецкий ФОТО
Этот родник освящён церковью и имеет большое религиозное значение для православных жителей д.Хутор Холмецкий и близ лежащих деревень. Именно, поэтому на территории родника сконструирована маленькая часовенка, а также купели. Сюда едут много поломников из разных городов нашей страны, чтобы напиться и прикоснуться к чудодейственной воде.
Д.Коммуна Пчела ФОТО
На территории монастыря «Площанская Пустынь» находится святой источник, который также освящен церковью.
Д.Крупец ФОТО
Этот родник находится в центре д.Крупец, в нескольких десятках метров от главной дороги. Маленькие ключики фонтанчиками бьют из земли, наполняя колодец живой водой. Эта вода питает нашу реку Неруссу, которая является притоком реки Десны.
С нашим источником связан религиозный обряд освещения воды в Крещенские праздники. Вода, набранная в источнике, в ночь на 19 января обладает чудодейственной силой: исцеляет от болезней, придает силу, заряжает энергией. Каждый год жители набирают на Крещение воду из того родника и использую ее в течение всего года.
Необходимость в благоустройстве источника в деревне назрела давно. Это место постоянно посещается, дорогу к источнику знает каждый на селе. Очень часто туда приходят люди группами, набирают «живой» воды, общаются.
Мне кажется, что если человек, придёт за чистой родниковой водой и увидит благоустроенный родник, то на душе его станет гораздо теплее.
Книга «жалоб природы»
Жалоба №1
Жалуюсь на равнодушие людей к проблемам экологии.
В деревне у нас очень много свалок мусора. Они отравляют почву, воздух и воду вокруг деревни.
Жалоба №2
Жалуюсь на невнимание жителей деревни к моему благоустройству.
Вода моего родника чистая, её используют для питья. Но трудно набрать её. Почему никто не хочет благоустроить меня, сделать мою воду доступной.
Жалоба №3
Жалуюсь на свою беззащитность.
У меня нет имени, я маленький и каждый может меня обидеть. Почему меня никто не охраняет?
В ходе проведения акции «Чистый родник» мы решили очистить родник от мусора и сухих веток. С этой идей обратились к директору школы Лобановой М. А., наша идея нашла поддержку. Директор помог в приобретении уборочного инвентаря и работа закипела. Мы вместе с классным руководителем отправились к роднику. Место, где располагается родник, очень красивое, но сильно загрязнено.
Нам пришлось потрудиться. Мы очистили территорию родника от мусора, сухих веток, вырубили и скосили сорную траву
Трудились с радостью, и в конце пожелали: «Живи, родник!» Родник – это чистая вода, это наше здоровье. Мы с восторгом любовались, как, бежит студеная вода. На память о нашей работе остались отличное настроение и фотографии.
О своей работе мы рассказали ученикам нашей школы. Нашу идею – привести родник в порядок - поддержали многие. И теперь ежегодно в теплое время года проводится очистка и других родников, находящихся на территории деревни Крупец, силами учащихся МБОУ Крупецкая школа под руководством педагогов.
Благоустройство и очистка родников продолжается и в период летней оздоровительной кампании.
ФОТО
2 стр. |
В ходе реализации проекта был проведен конкурс рисунков. Вот наши работы.
ФОТО
ВЫВОДЫ:
- В ходе экологической акции «Живи, родник!» мы обследовали и благоустроили 3 родника.
-Мы протянули руку дружбы роднику. Наша экологическая акция имеет огромное значение дл наших малых рек, ведь с каждым днем всё больше они загрязняются, очистка родников – наш малый вклад в дело охраны природы родного края.
- Гипотеза подтверждена.
Заключение
Проект «Живи, родник!» - интересный и в историческом плане, и в плане получения практических навыков, так как мы всё это делали сами. Это замечательный пример сотрудничества детей и учителей. Совместный труд сплачивает коллектив, развивает творческую активность детей, умение убеждать товарищей в правоте своего мнения, позволяет чувствовать уверенность в своих силах, Является прекрасным опытом постижения жизни. Работа над проектом помогает нам на практике проявить и применить знания, полученные на уроках.
Пусть этот проект является небольшим вкладом в реальные дела родного села, но самое главное – мы, дети, стали принимать активное участие в общественной жизни, почувствовали себя подлинными гражданами, способными самостоятельно решать проблемы, окружающие нас.
Пусть на земле не умирают Родники
Пусть стороной обходит их беда,
Пусть чистой в них останется навеки
Студеная и вкусная вода!
Список литературы.
1.И.В Цветкова "Экология для начальной школы. Игры и проекты." Издательство: Академия Развития , 2002г..
2. В.Широкова "Что есть что? Вода" Издательство: Слово. , 2001г..
3.Т.А. Шорыгина «Беседы о воде в природе», – Москва: ТЦ Сфера, 2008
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Крупецкая средняя общеобразовательная школа
"Русская изба приглашает"
Сценарий внеклассного мероприятия
Составила: Логутенкова Н.А.,
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Крупец, 2019г.
Цель мероприятия: приобщение детей к миру искусства через познание исторического прошлого своего народа, его самобытной культуры, творчества, духовно-нравственного развития личности ребенка.
Задачи:
• познакомить детей с убранством русской избы; приобщать детей к русской национальной культуре;
• развитие коммуникативных навыков и творческих способностей;
• воспитывать интерес к русской национальной культуре, уважительное отношение к старине, к традициям.
Ход мероприятия:
- Здравствуйте, ребята, гости. Я рада видеть вас всех.
Ребята, отгадайте загадку и узнайте, о чем мы сегодня с вами будем говорить.
Стоит жилище - деревянные бочища
Внутри печь да дрова это русская ... (изба).
-давайте сложим из пазлов, лежащих у вас на столах, картинки с изображением избы и посмотрим, какая изба получилась. (Получившуюся избу прикрепляют на доске)
- О чем пойдет разговор? Как вы думаете?
- Тема нашего мероприятия «Русская изба». Слайд1
- Сегодня мы побываем в необычном, удивительном месте – русской крестьянской избе.
- А для начала послушайте стихотворение (читает ребенок)
«Мой дом — моя крепость!» — сказал мудрец
И был абсолютно прав
Не важно избушка или дворец
Кров дарит, теплом объяв,
Под сенью тихой родной избы
У милого очага
Сил набирались наши деды,
Когда шли в бой на врага!
Великая, славная, матушка — Русь,
Ты выжила в жёсткой борьбе,
Я Родиной милой с детства горжусь
И кланяюсь низко тебе!
Изба — колыбель наших предков, отцов,
Обитель добра и тепла,
Без русской печи и её пирогов представить Россию нельзя!
Всегда приютит, успокоит, поймёт
Накормит, согреет теплом,
И где бы мы ни были, стойко нас ждёт
Отеческий преданный дом.
Изба, ты проста, самобытна, щедра,
Загадочна, словно цветок,
И сердцу так люба твоя простота,
Так дорог родной уголок!
Слайд 2
- Перед вами – дом. Издавна на Руси строили дома из брёвен.
-Как вы думаете, почему?
- А назывались эти дома избами. Раньше называли «истьба». Истопка, т.е., жилище, которое отапливалось изнутри, надёжное укрытие от холода и ненастья.
- Хотите ли вы заглянуть внутрь крестьянского дома?
- Я приглашаю вас на виртуальную экскурсию в русский дом, познакомиться с его убранством, с предметами крестьянского быта и обихода.
- Изба на Руси начиналась с крыльца, которое зазывало войти вовнутрь
Слайд 3
Вошли мы в избу. Дверь в избу - низкая, а порог - высокий.
-Как вы думаете, почему так строили избы? (Делали это для того, чтобы в холод с улицы меньше дул. А еще люди кланялись дому, в который входили. При входе не стучались, а говорили: “Здорово живите” или “Мир вашему дому”. Если хозяева работали, то их приветствовали словами “Бог в помощь”.)
- В русской избе жила одна семья, но большая: 10-12 человек.
Летом спит,
Зимой горит,
Пасть открывает,
Что дают, глотает.(печь). Слайд 4
– В избе была всего лишь одна комната и почти половину ее занимала печка. О ней говорили: « Печь- всему голова». Значит, главная. Печь ставили так, чтобы она хорошо освещалась.
- "Без печки изба - не изба". В ней и каша кипит, и хлеба пекутся, и тепло от нее, и поспать можно. А кого болезнь одолеет – нет лучшего средства, чем в русской печке попариться. Не зря в старину говорили – «Печь – нам мать родная». На печи стар и млад длинные, зимние вечера коротали, сказками да прибаутками друг друга тешили.
- Давайте вспомним русские народные сказки, где печь – одна из главных героинь.
Добежала девочка до печки:
– Печка, матушка, спрячь меня!
– Поешь моего ржаного пирожка.
Девочка скорее – пирожок в рот, а сама с братцем – в печь спряталась.
"Гуси-лебеди" Слайд 5
-Послушайте следующую.
Тут в избе углы затрещали, крыша зашаталась, стена вылетела, и печь сама пошла по улице, по дороге, прямо к царю.
Царь глядит в окно, дивится:
– Это что за чудо?
Вельможа ему отвечает:
– А это Емеля на печи к тебе едет.
"По щучьему велению" Слайд 6
– Если не было в избе печи, изба считалась нежилой. Люди считали, что за печкой живет… Как вы думаете, кто? (домовой-покровитель домашнего очага) Слайд 7
– А он был добрый или злой? Что дети делали с ним? (играли)
- Почётное место в избе – “красный угол”.
- Красный – значит красивый, главный. Красный угол находился по диагонали от печи на солнечной стороне, так, чтобы входящий мог его сразу увидеть. Он встречал каждого, кто входил в избу.
– Что находилось в красном углу? Давайте посмотрим. Слайд 8
(иконы или образы святых, свечи, вышитые полотенца)
- Иконы на полочке или божнице. Полочка украшалась вышитыми полотенцами, букетиком вербы. Перед святыми образами горели лампадки. В красный угол сажали самых дорогих гостей. Раньше говорили: «Красному гостю – красное место». В обычные дни здесь, за обеденным столом, сидел глава семьи.
В русской избе, кроме печи, все было деревянное. На окнах русской избы в старые годы не вешали занавесок. Заглянуть в избу с улицы разрешалось кому угодно, и в этом не видели ничего дурного. Мебели в избе было немного – стол, лавки, скамьи, сундуки, посудные полки.
Ножек четыре, шляпка одна.
Нужен коль станет обедать семья. (стол). Слайд 9
– В левом от печки углу в избе всегда стоял большой стол. Столы делали деревянными, чаще дубовыми. Каждый день в определенный час за столом собиралась обедать вся крестьянская семья. Ели из одной посуды. Кто опаздывал к обеду – оставался голодным.
Во главе стола, в красном углу, сидел хозяин семьи. Потом сидели дети, а хозяйке оставалось место с краю, чтобы никому не мешая вставать и подавать к столу. Слайд 10
– Около стола длинные и широкие лавки. Как вы думаете, почему они длинные? (большая семья)
– А почему широкие? ( Ночью спали, подставляли другую лавку).
- А где спали самые маленькие? (люлька) Слайд 11
Колыбели (люльки) делались из различного материала. Чаще всего были деревянные, плетенные из прутьев. Над колыбелью навешивался ситцевый полог для защиты от света и мух.
Родители работали в поле с утра до ночи. А за младшими братиками и сестричками присматривали старшие.
Пели колыбельные песенки. –А какие колыбельные песни знаете вы? Давайте споем одну колыбельную песню.
«Баю, баюшки, баю. Не ложися на краю. Придет серенький волчок и укусит за бочок.» (представим, что перед нами люлька, качаем и поем)
- Молодцы, ребята. А, что же дальше есть в избе. Слайд 12
Угол перед печью – кухонный, или кутный. Его хозяйкой была женщина. В кутном углу хранилась посуда, кухонные принадлежности.
У печи стояла кочерга, ухват, деревянная лопатка.
- В печке жарко, горячо. Как же поставить чугунок в печь ?
- Какой предмет нам поможет ?
- На полках вдоль стен располагалась нехитрая крестьянская посуда: горшки, ковши, чашки, миски, ложки. Мастерил их из дерева, как правило, сам хозяин дома. Имелось в крестьянском жилище и немало плетёной утвари – корзин, лукошек, коробов.
Посуда наша
Для щей и каши,
Не бьётся, не ломается
Порче никакой не подвергается!
Вот поставили щи вариться. Сварили, надо поесть. Поели, надо и поработать. Бельё будем гладить.
Слайд 13
- Раньше для глажки белья использовали приспособление- рубель . А утюг наполняли углями.
- Женщины не только готовили, убирали, но и занимались рукоделием.
Прялка была верной спутницей русской крестьянки на протяжении всей жизни. Слайд 14
Напрясть и наткать надо было на всю семью. Вот и сидела женщина за прялкой долгие зимние ночи.
- В вечернее время избу освещали, а чем? Лучиной. Слайд 15
Лучина – тонкая деревянная щепка, которую вставляли в специальные приспособления – светцы. Лучина нужна была хорошо высушенная.
– Светцы можно было переносить в нужное место.
- Наша экскурсия по русской избе подошла к концу.
- Вспомним, о чем говорили.
( Можно на доске повесить картинки предметов старины, а детям предложить назвать этот предмет и сказать, для чего он был предназначен: ухват, чугунок, рубель, стол, лавки, люлька, прялка и др.)
- Молодцы ребята! Справились с заданием. А теперь с помощью смайликов поделитесь своими впечатлениями об услышанном. Вам понравилась ?
- Времена теперь другие,
Как и игры, и дела.
Далеко ушла Россия
От страны, какой была.
Но преданья старины
Забывать мы не должны
-И мне очень понравилось с вами работать. До встречи. Слайд 16
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический вечер "Родники родной деревни"
Экологик кичә: “Авылым чишмәләре”.Максат: 1) табигатьтәге сулыкларның әһәмияте белән таныштыру...
Классный час на тему:"Родники,вы мои родники"
Данный материал может быть использован при проведении классных часов в начальных классах....
Экологический проект:"Живи, родник!"
Учащиеся школы — непримиримые борцы за чистоту окружающей среды. Ребята ведется большая пропагандистская работа среди местного населения за сохранение и защиту окружающей среды. Пропаганда береж...
Экологический проект:"Живи, родник!"
Учащиеся школы — непримиримые борцы за чистоту окружающей среды. Ребята ведется большая пропагандистская работа среди местного населения за сохранение и защиту окружающей среды. Пропаганда береж...
экологическая акция "Живи родник"
информационно-познавательный материал по экологическому направлению...
Экологический проект "Живи,родник,живи..."
Экологический проект "Живи, родник ,живи!",направленный на обеспечение продуктивной деятельности детско–взрослого сообщества по восстановлению, благоустройству и охране родников, расположенных н...
Экологическая акция "Живи, родник, живи!"
Экологическая акция направлена на изучение родника на территории села Бычок. В ходе проекта обучающиеся получат практические навыки по изучению, исследованию и очистке родника....