Экологический проект "Живи, родник!"
классный час (4 класс)

Экологический проект "Живи, родник!" был разработан ученицей 4 класса МБОУ Крупецкая СОШ Логутенковой Яной. В своем проекте она отразила экологические проблемы как своего села, так и планеты в целом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ Крупецкая средняя общеобразовательная школа

Экологический проект

«ЖИВИ, РОДНИК!»

Работу выполнила:

ученица4 класса

Логутенкова Яна

Руководитель работы:

Логутенкова Наталья Александровна

учитель начальных классов,

первая квалификационная категория

д. Крупец, 2020г.

                                                 Введение

Журчит родник, щебечут звонко птицы,

Цветут цветы, течёт-поёт ручей.

Родник легко обидеть, он ранимый,

Он всем принадлежит и он ничей.

Храни родник, как жизнь, как божий дар!

Не сотвори вовек ему плохого!

Журчит родник. И сердце расцветёт,

Как от приветно сказанного слова.

Живой родник, с живой водою

Природой нам подарен он,

И мы сберечь должны с тобою.

 И людям тем большой поклон,

Кто родники оберегает,

И чтит природные дары,

От всех невзгод родник спасает.

 Как светлый лучик доброты.

                   

                                                                              Ю.П. Анненкова

Вода на Руси издавна считалась даром Божьим, источником благодати духовной, здоровья телесного.  РОДник, наРОД, РОДина, РОД – все эти слова имеют общий корень. Вода – источник ЖИЗНИ. Но источником ЖИЗНИ вода становится лишь при условии, что она – чистая, светлая, прозрачная, когда она РОДНИКОВАЯ…

Вся живая природа не может обойтись без воды. Именно в воде когда-то зародилась жизнь на нашей планете. Без воды не может жить ни одно живое существо.

Поэтому подземные воды  –  это наше богатство, их нужно изучать, разведывать, оберегать.

Родник  –  это сосредоточенный естественный выход подземной воды на поверхность земли. Из далекой старины дошло до нас почитание родников, наши предки понимали, что без воды нет жизни, поэтому в родниках видели, прежде всего, силу плодородия, к ним обращались с мольбой о дожде. Родники всегда поражали воображение людей: зимой не замерзают, а летом, в жестокий зной, вода в них холодна и студена. Родники необходимы природе, они, пробиваясь из-под земли едва приметным ключиком, дают подпитку нашим рекам.

В тревоге рощи и леса, роса на травах, как слеза,

И тихо просят родники: «Ты береги нас, береги!»

И шепчут губы: «Сберегу, я сберегу вас, сберегу!»

Гипотеза:

Если мы будем беречь и охранять родники, то  сохраним чистую воду для будущих поколений.

Актуальность проекта:

Мы выбрали эту тему потому, что вода является одним из главных источников жизни на Земле, невозможно представить всё живое без её существования. Мы хотим , чтобы ребята больше знали о свойствах воды, а также призвать всех бережно относиться к воде. Ведь мы часто сталкиваемся с тем, что большинство людей тратят воду понапрасну и даже не подозревают об этом.

Мы думаем, у нас получится научить ребят бережно относиться к воде.

Цель нашего проекта:

- территория родников должна быть чистой.

Задачи проекта:

- провести акции «Чистый родник»;

-донести до сознания местных жителей необходимость сохранять родник в чистоте и порядке;

- благоустроить территорию родника;

- разработать систему мер для защиты родника от загрязнения, привлечь внимание взрослых к решению данной проблемы

- развивать чувство ответственности за порученное дело

-сформировать мнение о бережном отношении к родному краю, к окружающей среде.

Многие родники являются историко-культурным наследием нашего народа и играют огромную роль в воспитании подрастающего поколения. В связи с повсеместным развитием централизованного водоснабжения в настоящее время бережное отношение к родникам незаслуженно забыто, многие прекрасные родники оказались заброшенными и требуют не только благоустройства, но и спасения.

На территории Крупецкого сельского поселения находятся 5 родников, один из которых является природным памятником областного значения.

 Это родник в д. Хутор Холмецкий  ФОТО

Этот родник освящён церковью и имеет большое религиозное значение для православных жителей д.Хутор Холмецкий и близ лежащих деревень. Именно, поэтому на территории родника сконструирована маленькая часовенка, а также купели. Сюда едут много поломников из разных городов нашей страны, чтобы напиться и прикоснуться к чудодейственной воде.

Д.Коммуна Пчела ФОТО

На территории монастыря «Площанская Пустынь» находится святой источник, который также освящен церковью.

Д.Крупец ФОТО

Этот родник находится в центре д.Крупец, в нескольких десятках метров от главной дороги.  Маленькие ключики фонтанчиками бьют из земли, наполняя колодец живой водой. Эта вода питает нашу реку Неруссу, которая является притоком реки Десны.

С нашим источником связан религиозный обряд освещения воды в Крещенские праздники. Вода, набранная в источнике, в ночь на 19 января обладает чудодейственной силой: исцеляет от болезней, придает силу, заряжает энергией. Каждый год жители набирают на Крещение воду из того родника и использую ее в течение всего года.

     Необходимость в благоустройстве источника в деревне назрела давно. Это место постоянно посещается, дорогу к источнику знает каждый на селе. Очень часто туда приходят люди группами, набирают «живой» воды, общаются.

Мне кажется, что если человек, придёт за чистой родниковой водой и  увидит благоустроенный  родник, то на душе его станет гораздо теплее.

Книга «жалоб природы»

   Жалоба №1

Жалуюсь на равнодушие людей к проблемам экологии.

В деревне у нас очень много свалок мусора. Они отравляют почву, воздух и воду вокруг деревни.

    Жалоба №2

Жалуюсь на невнимание жителей деревни к моему благоустройству.

Вода моего родника чистая, её  используют для питья. Но трудно набрать её. Почему никто не хочет благоустроить меня, сделать мою воду доступной.

Жалоба №3

Жалуюсь на свою беззащитность.

У меня нет имени, я маленький и каждый может меня обидеть. Почему меня никто не охраняет?

В ходе проведения акции «Чистый  родник» мы решили очистить родник от мусора и сухих веток. С этой идей обратились к директору школы Лобановой М. А., наша идея нашла поддержку. Директор помог в приобретении уборочного инвентаря и работа закипела. Мы вместе с классным руководителем отправились к роднику. Место, где располагается родник, очень красивое, но сильно загрязнено.

Нам пришлось потрудиться. Мы очистили территорию родника от мусора, сухих веток, вырубили и скосили сорную траву

Трудились с радостью, и в конце пожелали: «Живи, родник!» Родник – это чистая вода, это наше здоровье. Мы с восторгом любовались, как,  бежит студеная вода. На память о нашей работе остались отличное настроение и фотографии.

О своей работе мы рассказали ученикам нашей школы. Нашу идею – привести родник в порядок - поддержали многие. И теперь ежегодно в теплое время года проводится очистка и других родников, находящихся на территории деревни Крупец, силами учащихся МБОУ Крупецкая школа под руководством педагогов.

Благоустройство и очистка родников продолжается и в период летней оздоровительной кампании.

ФОТО

2 стр.

В ходе реализации проекта был проведен конкурс рисунков. Вот наши работы.

      ФОТО

ВЫВОДЫ:

- В ходе экологической акции «Живи, родник!» мы обследовали и благоустроили 3 родника.

-Мы протянули руку дружбы роднику. Наша экологическая акция имеет огромное значение дл наших малых рек, ведь с каждым днем всё больше они загрязняются, очистка родников – наш малый вклад в дело охраны природы родного края.

- Гипотеза подтверждена.

                                           Заключение

   Проект «Живи, родник!» - интересный и в историческом плане, и в плане получения практических навыков, так как мы всё это делали сами. Это замечательный пример сотрудничества детей и учителей. Совместный труд сплачивает коллектив, развивает творческую активность детей, умение убеждать товарищей в правоте своего мнения, позволяет чувствовать уверенность в своих силах, Является прекрасным опытом постижения жизни. Работа над проектом помогает нам на практике проявить и применить знания, полученные на уроках.

      Пусть этот проект является небольшим вкладом в реальные дела родного села, но самое главное – мы, дети, стали принимать активное участие в общественной жизни, почувствовали себя подлинными гражданами, способными самостоятельно решать проблемы, окружающие нас.

                     Пусть на земле не умирают Родники

                     Пусть стороной обходит их беда, 
                   Пусть чистой в них останется навеки
                    Студеная и вкусная вода!

Список литературы.

1.И.В Цветкова "Экология для начальной школы. Игры и проекты." Издательство: Академия Развития , 2002г..

 2. В.Широкова "Что есть что? Вода" Издательство: Слово. , 2001г..

3.Т.А. Шорыгина «Беседы о воде в природе», – Москва: ТЦ Сфера, 2008



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 Крупецкая средняя общеобразовательная школа

"Русская изба приглашает"


Сценарий внеклассного мероприятия

Составила: Логутенкова Н.А.,

учитель начальных классов

первой квалификационной категории

Крупец, 2019г.

Цель мероприятия: приобщение детей к миру искусства через познание исторического прошлого своего народа, его самобытной культуры, творчества, духовно-нравственного развития личности ребенка.

Задачи:

• познакомить детей с убранством русской избы; приобщать детей к русской национальной культуре;

• развитие коммуникативных навыков и творческих способностей;

• воспитывать интерес к русской национальной культуре, уважительное отношение к старине, к традициям.

Ход мероприятия:

- Здравствуйте, ребята, гости. Я рада видеть вас всех.

Ребята, отгадайте загадку и узнайте, о чем мы сегодня с вами будем говорить.

Стоит жилище - деревянные бочища

Внутри печь да дрова это русская ... (изба).

-давайте сложим из пазлов, лежащих у вас на столах, картинки с изображением избы и  посмотрим, какая изба получилась. (Получившуюся избу прикрепляют на доске)

- О чем пойдет разговор? Как вы думаете?

- Тема нашего мероприятия «Русская изба». Слайд1

- Сегодня мы побываем в необычном, удивительном месте – русской крестьянской избе.

- А для начала послушайте стихотворение (читает ребенок)

«Мой дом — моя крепость!» — сказал мудрец
И был абсолютно прав
Не важно избушка или дворец
Кров дарит, теплом объяв,
Под сенью тихой родной избы
У милого очага
Сил набирались наши деды,
Когда шли в бой на врага!
Великая, славная, матушка — Русь,
Ты выжила в жёсткой борьбе,
Я Родиной милой с детства горжусь
И кланяюсь низко тебе!
Изба — колыбель наших предков, отцов,
Обитель добра и тепла,
Без русской печи и её пирогов представить Россию нельзя!
Всегда приютит, успокоит, поймёт
Накормит, согреет теплом,
И где бы мы ни были, стойко нас ждёт
Отеческий преданный дом.
Изба, ты проста, самобытна, щедра,
Загадочна, словно цветок,
И сердцу так люба твоя простота,
Так дорог родной уголок!

Слайд 2

- Перед вами – дом. Издавна на Руси строили дома из брёвен.

-Как вы думаете, почему?

- А назывались эти дома избами. Раньше называли «истьба». Истопка, т.е., жилище, которое отапливалось изнутри, надёжное укрытие от холода и ненастья.

- Хотите ли вы заглянуть внутрь крестьянского дома?

- Я приглашаю вас на виртуальную экскурсию в русский дом, познакомиться с его убранством, с предметами крестьянского быта и обихода.

- Изба на Руси начиналась с крыльца, которое зазывало войти вовнутрь 

Слайд 3

Вошли мы в избу. Дверь в избу - низкая, а порог - высокий.

-Как вы думаете, почему так строили избы? (Делали это для того, чтобы в холод с улицы меньше дул.  А еще люди кланялись дому, в который входили. При входе не стучались, а говорили: “Здорово живите” или “Мир вашему дому”. Если хозяева работали, то их приветствовали словами “Бог в помощь”.)

- В русской избе жила одна семья, но большая: 10-12 человек.

Летом спит,

Зимой горит,

Пасть открывает,

Что дают, глотает.(печь). Слайд 4

– В избе была всего лишь одна комната и почти половину ее занимала печка. О ней говорили: « Печь- всему голова». Значит, главная. Печь ставили так, чтобы она хорошо освещалась.

- "Без печки изба - не изба". В ней и каша кипит, и хлеба пекутся, и тепло от нее, и поспать можно. А кого болезнь одолеет – нет лучшего средства, чем в русской печке попариться. Не зря в старину говорили – «Печь – нам мать родная». На печи стар и млад длинные, зимние вечера коротали, сказками да прибаутками друг друга тешили.

- Давайте вспомним русские народные сказки, где печь – одна из главных героинь.

Добежала девочка до печки:

– Печка, матушка, спрячь меня!

– Поешь моего ржаного пирожка.

Девочка скорее – пирожок в рот, а сама с братцем – в печь спряталась.

"Гуси-лебеди" Слайд 5

-Послушайте следующую.

Тут в избе углы затрещали, крыша зашаталась, стена вылетела, и печь сама пошла по улице, по дороге, прямо к царю.

Царь глядит в окно, дивится:

– Это что за чудо?

Вельможа ему отвечает:

– А это Емеля на печи к тебе едет.

"По щучьему велению" Слайд 6

– Если не было в избе печи, изба считалась нежилой. Люди считали, что за печкой живет… Как вы думаете, кто? (домовой-покровитель домашнего очага) Слайд 7

– А он был добрый или злой? Что дети делали с ним? (играли)

- Почётное место в избе – “красный угол”.

- Красный – значит красивый, главный. Красный угол находился по диагонали от печи на солнечной стороне, так, чтобы входящий мог его сразу увидеть. Он встречал каждого, кто входил в избу.

– Что находилось в красном углу? Давайте посмотрим. Слайд 8

(иконы или образы святых, свечи, вышитые полотенца)

- Иконы на полочке или божнице. Полочка украшалась вышитыми полотенцами, букетиком вербы. Перед святыми образами горели лампадки. В красный угол сажали самых дорогих гостей. Раньше говорили: «Красному гостю – красное место». В обычные дни здесь, за обеденным столом, сидел глава семьи.

В русской избе, кроме печи, все было деревянное. На окнах русской избы в старые годы не вешали занавесок. Заглянуть в избу с улицы разрешалось кому угодно, и в этом не видели ничего дурного. Мебели в избе было немного – стол, лавки, скамьи, сундуки, посудные полки.

Ножек четыре, шляпка одна.

Нужен коль станет обедать семья. (стол). Слайд 9

– В левом от печки углу в избе всегда стоял большой стол. Столы делали деревянными, чаще дубовыми. Каждый день в определенный час за столом собиралась обедать вся крестьянская семья. Ели из одной посуды. Кто опаздывал к обеду – оставался голодным.

Во главе стола, в красном углу, сидел хозяин семьи. Потом сидели дети, а хозяйке оставалось место с краю, чтобы никому не мешая вставать и подавать к столу. Слайд 10

– Около стола длинные и широкие лавки. Как вы думаете, почему они длинные? (большая семья)

– А почему широкие? ( Ночью спали, подставляли другую лавку).

- А где спали самые маленькие? (люлька) Слайд 11

Колыбели (люльки) делались из различного материала. Чаще всего были деревянные, плетенные из прутьев. Над колыбелью навешивался ситцевый полог для защиты от света и мух.

Родители работали в поле с утра до ночи. А за младшими братиками и сестричками присматривали старшие.

Пели колыбельные песенки. –А какие колыбельные песни знаете вы? Давайте споем одну колыбельную песню.

 «Баю, баюшки, баю. Не ложися на краю. Придет серенький волчок и укусит за бочок.» (представим, что перед нами люлька, качаем и поем)

- Молодцы, ребята. А, что же дальше есть в избе. Слайд 12

Угол перед печью – кухонный, или кутный. Его хозяйкой была женщина. В кутном углу хранилась посуда, кухонные принадлежности.

У печи стояла кочерга, ухват, деревянная лопатка.

- В печке жарко, горячо. Как же поставить чугунок в печь ?

- Какой предмет нам поможет ?

- На полках вдоль стен располагалась нехитрая крестьянская посуда: горшки, ковши, чашки, миски, ложки. Мастерил их из дерева, как правило, сам хозяин дома. Имелось в крестьянском жилище и немало плетёной утвари – корзин, лукошек, коробов.

Посуда наша

Для щей и каши,

Не бьётся, не ломается

Порче никакой не подвергается!

Вот поставили щи вариться. Сварили, надо поесть. Поели, надо и поработать. Бельё будем гладить.

Слайд 13

- Раньше для глажки белья использовали приспособление- рубель . А утюг наполняли углями.

- Женщины не только готовили, убирали, но и занимались рукоделием.

Прялка была верной спутницей русской крестьянки на протяжении всей жизни. Слайд 14

Напрясть и наткать надо было на всю семью. Вот и сидела женщина за прялкой долгие зимние ночи.

- В вечернее время избу освещали, а чем? Лучиной. Слайд 15

Лучина – тонкая деревянная щепка, которую вставляли в специальные приспособления – светцы. Лучина нужна была хорошо высушенная.

– Светцы можно было переносить в нужное место.

- Наша экскурсия по русской избе подошла к концу.

- Вспомним, о чем говорили.

( Можно на доске повесить картинки предметов старины, а детям предложить назвать этот предмет и сказать, для чего он был предназначен: ухват, чугунок, рубель, стол, лавки, люлька, прялка и др.)

- Молодцы ребята! Справились с заданием. А теперь с помощью смайликов поделитесь своими впечатлениями об услышанном. Вам понравилась ?

- Времена теперь другие,

Как и игры, и дела.

Далеко ушла Россия

От страны, какой была.

Но преданья старины

Забывать мы не должны

-И мне очень понравилось с вами работать. До встречи. Слайд 16


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический вечер "Родники родной деревни"

Экологик кичә: “Авылым чишмәләре”.Максат:   1)   табигатьтәге  сулыкларның  әһәмияте белән таныштыру...

Классный час на тему:"Родники,вы мои родники"

Данный материал может быть использован при проведении классных часов в начальных классах....

Экологический проект:"Живи, родник!"

Учащиеся школы — непримиримые борцы за чистоту окружающей среды. Ребята  ведется большая пропагандистская работа среди местного населения за сохранение и защиту окружающей среды. Пропаганда береж...

Экологический проект:"Живи, родник!"

Учащиеся школы — непримиримые борцы за чистоту окружающей среды. Ребята  ведется большая пропагандистская работа среди местного населения за сохранение и защиту окружающей среды. Пропаганда береж...

экологическая акция "Живи родник"

информационно-познавательный материал по экологическому направлению...

Экологический проект "Живи,родник,живи..."

Экологический проект "Живи, родник ,живи!",направленный на обеспечение продуктивной деятельности детско–взрослого сообщества по восстановлению, благоустройству и охране родников, расположенных  н...

Экологическая акция "Живи, родник, живи!"

Экологическая акция направлена на изучение родника на территории села Бычок. В ходе проекта обучающиеся получат практические навыки по изучению, исследованию и очистке родника....