"Сказкотерапия как средство коммуникации детей с ОВЗ"
статья (4 класс)

Чибирева Наталья Александровна

Аннотация. В статье идет речь о использовании возможностей технологии сказкотерапии как одним из способов решения проблемы дошкольников с ОВЗ испытывающих нарушения в коммуникативной - познавательной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_attestatsii.docx32.11 КБ

Предварительный просмотр:

«Сказкотерапия как средство коммуникации детей с ОВЗ»

Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам - урок!

Это выражение знакомо каждому человеку с детства. Сказка - это один из первых видов художественного творчества, с которым знакомится ребенок. Наверное, нет ни одного малыша, который был бы равнодушен к сказке. Да и взрослые с удовольствием окунаются в ее чудодейственный и завораживающий мир. Любая сказка, даже самая простая, несет в себе определенный опыт поколений, мудрость предков, глубокий смысл и развивающий потенциал. Сказка не только помогает ребенку взглянуть на сложные взаимоотношения, поведение, поступки сказочных героев со стороны, но и сделать на основании этого правильные оценки и выводы и, что самое главное, реализовать их в повседневной жизни.

Предки не спешили наказывать ребёнка, а рассказывали ему сказку, откуда был понятен смысл поступка. Сказки служили моральным и нравственным законом, предохраняли детей от напастей, учили жизни.

Любая сказка ориентирована на социально-педагогический эффект: она обучает, воспитывает, побуждает к деятельности и даже лечит. Сказочные образы эмоционально насыщены, красочны и необычны и в то же время просты и доступны для детского понимания. Именно поэтому сказки и их персонажи являются для ребенка одним из главных источников познания действительности (событий, образа поведения, характера людей). Именно в сказочной форме ребенок сталкивается со сложными явлениями и чувствами: любовь и ненависть, гнев и сострадание, измена и коварство.

В современном мире незаслуженно стали забываться наиболее эффективные и проверенные способы и средства воспитания и обучения детей.

Сказки представляют собой одно из самых древних средств нравственного и этического воспитания, формирующие поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества.

 Сказкотерапия:

•        наиболее благоприятная, доступная и интересная технология в работе с детьми;

•        снижает уровень тревожности, агрессивности, помогает отдохнуть от стресса, восстановить силы;

•        создаёт коммуникативную направленность речевых высказываний;

•        способствует развитию речевой активности детей;

•        подходит детям самых различных возрастов с различным уровнем речевого и интеллектуального развития.

Наиболее эффективна сказкотерапия в младшем школьном возрасте, именно в это время у ребёнка очень сильно развит механизм идентификации, т.е. эмоционального объединения себя с персонажем. Дети присваивают любимому герою свои нормы, ценности и проблемы. При помощи ненавязчивых сказочных образов ребёнку предлагаются разные выходы из сложных ситуаций, пути решения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя.

Особое значение сказкотерпия имеет при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Дети с ограниченными возможностями – это дети, имеющие различные отклонения психического или физического развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. В эту категорию входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, дети с задержкой и комплексными нарушениями познавательной деятельности, психического, речевого развития, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения. Эмоции «особых» детей неустойчивы, изменчивы. На одно и то же повторяющееся явление они могут реагировать по-разному.

Дети с ОВЗ имеют определенные особенности восприятия и воспроизведения художественного произведения, не готовы к восприятию материала на уровне нормально развивающихся детей. Тем не менее, такие дети очень чутко воспринимают эмоциональный фон и замысел сказки, характер и взаимоотношения героев, образы добра и зла в сюжете сказки.

Цель применения технологии сказкотерапии в работе с детьми с ОВЗ - это развитие эмоциональной сферы, формирование положительных эмоций и чувств, проживание различных состояний, которые по каким-либо причинам были не прожиты; формирование ценностных ориентиров и нравственных аспектов психики; воспитание социальных и эстетических установок, чувства коллективизма, развитие мышления, внимания, речи, памяти, мелкой моторики, развитие творческого потенциала и стабилизация эмоционального состояния. Средствами сказки воспитывают у детей любовь к природе, скромность, доброту, ответственность и еще многие качества, имеющие общечеловеческие ценности.

С помощью сказкотерапии можно повысить уровень коммуникации детей с ограниченными возможностями здоровья. С учетом индивидуальных особенностей детей занятия необходимо проводить в игровой форме, учитывались индивидуальные особенности детей Сказки необходимо выбирать с четкими нравственными ориентирами (например, «Теремок», «Два жадных медвежонка», «Заяц-хвастун», «У страха глаза велики», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Морозко», «Гуси-лебеди», «Царевна- лягушка», «Снегурочка», «Колобок», «Репка», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Крошечка-хаврошечка»).

Подбор сказок осуществлялся:

  • От простых к сложным
  • Бытовые
  • О животных
  • Волшебные

Дети, как и взрослые, все разные. К каждому нужно подобрать свой ключик. Один ребёнок более склонен сочинять и рассказывать, другой не может усидеть на месте, и с ним необходимо двигаться, поэтому в сказкотерапии можно использовать различные формы работы:

  1. Чтение сказки воспитателем; чтение сказки детьми («Теремок», «Два жадных медвежонка», «Заяц-хвастун»,  «У страха глаза велики», «Морозко», «Заюшкина избушка»,  «Гуси-лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Репка», «Колобок», «Царевна-лягушка», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Крошечка-хаврошечка»)
  2. Чтение по ролям.
  3. Изменение окончаний у сказок.
  4. Создание иллюстраций к прочитанным произведениям (рисование сказочных героев из сказок, создание тематического плаката «Давайте дружить»  и «Дружный дом» )
  5. Cоздание творческих работ к прочитанным произведениям  (поделка из природных материалов шишек «Два медвежонка», поделки из пластилина «Колобок» и «Репка», создание аппликации из цветной бумаги «Избушка для зайки», поделка из картона «Дом для Деда Мороза»,  аппликация из ватных дисков и палочек  «Зверята и птицы» , поделки из цветного картона, ниток, пуговиц для кукольного театра, поделка из соленого теста «Лебеди», аппликация из цветного песка «Лягушка»)
  6.  Физкультминутки на занятиях были сюжетными, связанными с содержанием сказки («Ручеек» - дети превращаются в ручеек и передвигаются по классу, взявшись за руки, преодолевая препятствия, «Зайчики» - дети прыгают, приседают и виляют хвостиками на месте, «Лебеди» - дети стоя на месте превращаются в птиц и  плавными движениями  рук показывают как летают птицы.)

С помощью сказкотерапии можно повысить уровень коммуникации детей с ограниченными возможностями здоровья. Чтобы сформировать личность, в памяти ребёнка, с помощью сказкотерапии, закладывается представление различных ситуаций, знаний об окружающих, о себе. Так и закладывается дальнейшее восприятие мира ребёнка.

«Проживая сказку», дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям.

Работа со сказкой способствует развитию речи (тембр голоса, его сила, темп, интонация, выразительность), формирует представления об основных принципах построения связного сообщения. Тексты сказок расширяют словарный запас, помогают правильно строить диалоги, формируют языковые обобщения и практическое усвоение (по образцу, наглядной опоре), грамматических и эмоционально-выразительных компонентов фразовых высказываний, отражают причинно-следственные взаимосвязи событий.

Сказка является эффективным развивающим, коррекционным и, безусловно, психотерапевтическим средством в работе с детьми с ОВЗ. Для того, чтобы это средство дало результат и приобрело инновационную форму работы следует широко интегрировать сказки в процесс коррекционной работы.

Таким образом, достоинство и роль сказок в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья неоспоримы: это образность языка,  психологическая защищенность. Во время работы над сказкой, дети обогащают свой словарный запас, эмоциональный фон и общение между собой.

«Проживая сказку», дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное  выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям. Постоянно используемые в сказках этюды на выражение и проявление различных эмоций дают детям возможность улучшить и активизировать выразительные средства общения: пластику, мимику, речь. Путешествия по сказкам пробуждают фантазию и образное мышление, освобождают от стереотипов, дают простор творчеству.

В коммуникативной деятельности школьников с ОВЗ обнаруживаются стойкие нарушения всех звеньев коммуникативного акта, проявляющие себя в снижении коммуникативно-познавательной потребности в общении. У большинства детей недостаточно сформирована речевая коммуникация и связная речь, что создает барьеры в межличностном взаимодействии.

Список литературы:

  1. Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. – М.: Ось- 89, 2007. -144 с.
  2. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. — СПб.: “Златоуст”, 1998. — 352 с.
  3. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. — СПб.: ООО «Речь», 2000. - 310с .
  4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путешествие в страну сказок, практическое пособие. - М., 2004. – 136с.
  5. Сакович Н.А. Практика сказкотерапии Санкт-Петербург, «Речь», 2007. - 214 с.
  6. Соколов Д. Сказки и сказкотерапия - М., 2001. – 261с.
  7. Шорохова О.А. Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников – М.: ТЦ Сфера, 2007.-208с.
  8. Волкова Н.А., Слизкова Е.В. Сказкотерапия как фактор нравственного развития младших школьников. // Концепт. – 2014 - №2.
  9. Мацера Н. Г. Сказкотерапия как один из самых эффективных методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья младшего школьного возраста // Молодой ученый. — 2016. — №17. — С.134-135.
  10. Хаустова М. Н., Попова Е. В., Насибуллина А. Д. Сказкотерапия как средство развития коммуникативных умений старших дошкольников с общим недоразвитием речи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 50. – С. 62–68.

Приложение 1

Цели:

Обучающие цели: знакомить детей с русской народной сказкой «Заюшкина избушка»

Развивающие цели: способствовать эмоциональному восприятию содержания сказки. Развивать умение детей отвечать на поставленные вопросы полными предложениями, активизировать речь детей. Формировать зрительную память детей. Развивать эстетическое восприятие детей через наглядный материал.

Воспитательные цели: воспитывать в детях осторожность, желание помогать родным и близким, быть вежливыми. Воспитывать интерес художественной литературе.

Предварительная работа: прочтение сказки, беседы по содержанию сказки, загадывание загадок

Методические приемы:

1) Игровой (использование сюрпризных моментов)

2) Наглядный (использование иллюстраций)

3) Словесный (указание, вопросы, индивидуальные ответы детей, напоминание)

4) Поощрение, анализ занятия.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель: Ребята, сегодня утром я пришла в садик и около дверей группы нашла вот этот сундучок. Посмотрите, какой он интересный. Посмотрим, что в нём? Что-то он не открывается, наверное этот сундучок волшебный и надо сказать волшебное слово. А, какое, вы мне подскажите.

(Воспитанники говорят «пожалуйста», сундучок открывается, воспитатель достаёт письмо и читает).

Воспитатель: Ребята, здесь написано, что сундучок из сказки, а в нём заколдованные животные. Что бы их расколдовать, надо отгадать загадки:

Всех зверей она хитрей,

Шубка рыжая на ней.

Пышный хвост - ее краса.

А зовут её - ….(Лиса,)    

Прыгает ловко

Любит морковку

Летом шубку серую

А зимою белую

Носит попрыгайчик

Боязливый… (зайчик,)

   Кто рано встаёт, голосисто поёт,

Детям спать не даёт (петушок,)

  В чаще он лесной живет,

Сладкоежкою слывет.

Летом ест малину, мёд,

Лапу зиму всю сосёт.

Может  громко зареветь,

А зовут его…. (медведь,)  

Воспитатель: Это не просто картинки животных, это герои разных сказок. Ребята, вспомним вместе, в каких ещё сказках мы встречаем наших героев.

(Воспитатель показывает иллюстрации разных сказок как вспомогательный элемент. Дети называют сказки: - «Колобок», - «Теремок», - «Три медведя »)

Воспитатель: Вспомним, как ласково в сказках называют зайца?

Дети: Зайка – побегайка, Заюшка.

Воспитатель: Как в сказках называют ласково лису?

Дети: Лисичка – сестричка, лисонька.

Воспитатель: Как в сказках называют ласково петуха?

Дети: Петушок – Золотой Гребешок, Петя.

Воспитатель: Как в сказках называют ласково волка?

Дети: Волчок – Серый Бочок.

Воспитатель: Как в сказках называют ласково медведя?

Дети: Михайло – Потапыч, Мишенька.

Воспитатель: Молодцы, ребята, а сейчас я вам расскажу вам сказку «Заюшкина избушка».

(Воспитатель рассказывает сказку и показывает презентацию)

Воспитатель: Вам понравилась сказка? Скажите, как называется эта сказка?

Дети: Сказка называется «Заюшкина избушка»

Воспитатель: Вспомните, какая избушка была у лисы?

Дети: У лисы ледяная избушка.

Воспитатель: из чего сделана ледяная избушка?

Дети: Сделана изо льда.

Воспитатель: Что, случилось с ледяной избушкой, когда пришла весна?

Дети: Избушка растаяла.

Воспитатель: Вспомните, какая избушка была у заюшки?

Дети: У заюшки избушка лубяная.

Воспитатель: Правильно, а лубяная сделана из коры берёзы. Вспомните, кто выгнал зайку из его избушки?

Дети: Заюшку выгнала лисичка.

Воспитатель: Как вы думаете, хорошо поступила лисичка, какая она?

Дети: Нет. Лисичка хитрая.

Воспитатель: Вспомните, кто помогал заюшке в его беде?

Дети: (перечисляют героев)

Воспитатель: Эти животные какие?

Дети: Они добрые.

Воспитатель: Ребята, а если бы лиса захотела подружиться с зайчиком, какое угощение она бы принесла ему?

Дети: Морковь и капусту.

Воспитатель: Правильно (слайд с угощением для зайца)

Воспитатель: Молодцы, ребята, а сейчас я предлагаю поиграть в зайкину любимую игру «Зайка серенький сидит».

М/И «Зайка серенький сидит» (музыка)

 Зайка серенький сидит

И ушами шевелит  

Вот-так, вот-так

(показать пальчиками ушки)  

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть  

Вот-так, вот-так

(хлопаем в ладоши)  

Зайке холодно стоять,  

Надо зайке поскакать,

Прыг-скок, прыг-скок

(прыгаем)

Надо зайке поскакать.

Кто-то зайку испугал,

Зайка прыг - и ускакал.

(Присели на корточки,

обхватили себя руками, голову опустили вниз)

Воспитатель: Ребята, вы молодцы. Как вы думаете, надо друг другу помогать?

Дети: Да, надо помогать друг другу.

Воспитатель: Правильно, всегда надо приходить на помощь друг другу.

Ребята, вы все молодцы. Я благодарю вас за ваши ответы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказкотерапия как средство духовно - нравственного воспитания младших школьников.

Сказкотерапия является неотЪемлемым методом воспитания наших детей. Сказка лечит, решает проблемы, отвечает на многие вопросы ребенка....

"Сказкотерапия" как средство психологической комфортности

Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам - урок!         Это выражение знакомо каждому человеку с детства.    Сказка - это один из первых видов ...

Актуальный педагогический опыт "Сказкотерапия как средство социальной адаптации детей со сниженным интеллектуальным уровнем"

Актуальный педагогический опыт"Сказкотерапия как средство социальной адаптации детей со сниженным интеллектуальным уровнем"                      ...

Методическая тема: «Сказкотерапия, как средство социализации детей с интеллектуальной недостаточностью»

Работа представляет исследование эффективности использования сказкотерапии, как средства социализации детей с ограниченными возможностями здоровья....

КАРТИННЫЕ СИМВОЛЫ КАК СРЕДСТВО ПОДДЕРЖИВАЩЕЙ И АЛЬТЕРНАТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

1. ЦельФормирование независимого поведения и самостоятельности, налаживание социального взаимодействия и коммуникации,  снижение вероятности возникновения нежелательного поведения у ребенка с аут...