Возможности сказкотерапии как средства активизации развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка
материал для педагогов, воспитателей и учителей по теме "Сказкотерапия"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Возможности сказкотерапии как средства активизации развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста»
Сказкотерапия является самым древним психологическим и педагогическим методом. Знания о мире, о философии жизни испокон веков передавались из уст в уста и переписывались, каждое поколение перечитывало и впитывало их.
Сегодня под термином «сказкотерапия» понимается способ передачи знаний о духовном пути души и социальной реализации человека. Именно поэтому сказкотерапию называют воспитательной системой, сообразной духовной природе человека. Многие считают, что сказкотерапия адресована только детям, причем дошкольного возраста. Однако возрастной диапазон, охватываемый сказкотерапией, не имеет границ.
Сказка – волшебство, а волшебство – это еще и превращение. Волшебство происходит внутри, постепенно улучшая окружающий мир. В этом смысле сказкотерапия – процесс улучшения внутренней природы и мира вокруг.
Сказкотерапия – это еще и терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться потенциальные части личности, нечто нереализованное, может материализоваться мечта, а главное, в ней появляется чувство защищенности и аромат тайны.
Формы работы со сказкой разнообразны как сама жизнь. Всё, что нас окружает, может быть описано в сказочной форме. Каждый человек, специалист может использовать сказку в том качестве и ракурсе, который соответствует его внутреннему строю и помогает использовать силу «Волшебного Источника» творчества.
Сказка – это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром человека, мощный инструмент развития. Сказка окружает нас повсюду. Интерес психологов к сказке существует давно. Однако только в последние годы возникла сказкотерапия как самостоятельное направление практической психологии.
Конкретный язык сказок открывает детям путь наглядно - образного и наглядно - действенного постижения мира человеческих отношений.
Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребенку узнать мир, может одарить его воображение.
Сказка является одним из сильных развивающих и психотерапевтических средств – прежде всего за счёт своей метафоричности. Понимание и проживание через сказку содержания, свойственного внутреннему миру любого человека, позволяют ребёнку распознать и обозначить собственные переживания и собственные психические процессы, понять их смысл и важность каждого из них.
Издавна житейский опыт передавался через образные истории. Однако опыт опыту рознь. Можно просто рассказать историю, которая недавно произошла. А можно не просто рассказать интересный сюжет, но и сделать определенный вывод, или задать вопрос, который бы подтолкнул слушателя к размышлениям о жизни. Именно такие истории являются особенно ценными, терапевтическими. Именно они являются основой сказкотерапии. В обычаях, сказках, мифах, легендах описаны основы безопасной и созидательной жизни. Главное – заронить в душу ребенка зерно осмысления. А для этого необходимо оставить его с вопросом внутри.
Современному ребенку мало прочитать сказку, раскрасить изображения ее героев, поговорить о сюжете. С ребенком третьего тысячелетия необходимо осмысливать сказки, вместе искать и находить скрытые значения и жизненные уроки. И в этом случае сказки никогда не уведут ребенка в реальность. Наоборот, помогут ему в реальной жизни стать активным созидателем. Когда начинаешь разгадывать сказочные уроки, оказывается, что сказочные истории содержат информацию о динамике жизненных процессов. В сказке можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения. Слушая сказки, ребенок накапливает в бессознательном некий символический «банк жизненных ситуаций». Этот «банк» может быть активизирован в случае необходимости, а не будет ситуации – так и останется в пассиве. И, если с ребенком размышлять над каждой прочитанной сказкой, то знания, зашифрованные в них, будут находиться не в пассиве, а в активе, не в подсознании, а в сознании. Тем самым удастся подготовить ребенка к жизни, сформировать важнейшие ценности.
Чтобы разгадывать сказочные уроки, взрослым не обязательно все знать заранее. «Разгадывание», «расшифровка» – это живой творческий процесс, совместная радость мышления и познания. Ведь на самом деле, именно сомышление, сопознание, сотворчество с взрослым является основной движущей силой развития ребенка.
Выделяют 4 этапа в развитии сказкотерапии. Примечательно, что ни один из выделяемых этапов не заканчивается, уступая место новому. Поэтому каждый этап ознаменовал начало определенного процесса.
Первый этап сказкотерапии – устное народное творчество. Его начало затеряно в глубине веков, но процесс устного (а позднее и письменного), творчества продолжается по сей день.
Второй этап – собрание и исследование мифов и сказок. Исследование мифов и сказок в психологическом, глубинном аспекте связано с именами К.Юнга, Б.Беттельхейма, В.Проппа и др.
Третий этап – психотехнический. Наверное, нет ни одной педагогической, психологической и психотерапевтической технологии, в которой бы ни использовался прием «сочини сказку». Современные практические подходы применяют сказку как технику. Как повод для психодиагностики, коррекции и развития личности.
Четвертый этап – интегративный. Этот этап связан с пониманием сказкотерапии как природосообразной, органичной человеческому восприятию воспитательной системы, проверенной многими поколениями наших предков.
В сказкотерапевтическом процессе на данный момент используется 5 видов сказок (классификация Т.Д.Зинкевич – Евстигнеевой):
1)художественные;
2)дидактические;
3)медитативные;
4)психотерапевтические;
5)психокоррекционные, которые конструируются в соответствии с актуальной ситуацией и подаются по-разному: анализ, имидж-терапия,
рисование, куклотерапия, постановка сказок в песочнице, инсценирование и другое.
И.В. Вачков классифицирует сказки в зависимости от целей ее воздействия и выделяет два вида:
1)фольклорные;
2)авторские, при этом в обоих типах сказок можно выделить художественные, дидактические, психокоррекционные, психотерапевтические, психологические (психосказка, например, сказки Д.Ю.Соколова, А.В.Гнездилова).
Итак, можно сказать, что сказкотерапия имеет большое значение в процессе развития ребенка, а в частности, в развитии коммуникативных умений детей младшего школьного возраста и определятся как процесс образования связей между сказочными событиями и поведением в реальной жизни, как процесс переноса сказочных смыслов в реальность.
Совместная деятельность людей предполагает контакты между ними и обмен необходимой информацией.
Любая организация, в том числе и на уровне малой группы, обязательно имеет соответствующую систему коммуникаций (связей), которая обеспечивает обмен информацией между членами.
Коммуникация – процесс двустороннего обмена информацией, ведущей к взаимному пониманию. Чтобы убедиться в успехе коммуникации, необходимо иметь обратную связь о том, как люди вас поняли, как они воспринимают вас, как относятся к проблеме.
На развитие коммуникативной деятельности у детей влияет следующее:
- благоприятные качества взрослого, сочетающиеся с его свойствами как субъекты общения;
- постановка взрослыми задач, требующих от ребёнка овладения новыми знаниями, умениями и способностями;
- на основе подкрепления действия мнений и оценок взрослого;
- возможность для ребенка черпать в коммуникативной деятельности образы действий и поступков взрослых;
- благоприятные условия для раскрывания детьми своего творческого начала при общении друг с другом.
Для того чтобы помочь ребёнку в решении его коммуникативных проблем, необходимо понять их причины. К ним относятся: неблагополучные отношения в семье, которые проявляются в непоследовательности и противоречии воспитания. Отвержение, излишняя требовательность – это лишь некоторые черты неадекватного отношения к ребенку. Второй причиной могут стать психофизиологические нарушения, соматические и наследственные заболевания. Часто признаком заболевания является отказ ребенка от контактов со сверстниками, избегание любого общения, ухода в себя, замкнутость и пассивность. Возможно проявление повышенной возбужденности с агрессивностью, драчливостью, повышенная склонность к конфликтам, мстительность, стремление причинить боль. Испытывают трудности в общении дети с двигательной расторможенностью, повышенной возбужденностью. У некоторых детей проявляется склонность к резким колебаниям настроения, плаксивость или мнительность. На особенности общения влияет тип нервной системы, который проявляется в темпераменте ребёнка.
Умение ребенка общаться подразумевает:
- осознание того, что каждый (ребенок и взрослый) имеет право выражать свои мысли и чувства, не нарушая права собеседника;
- понимание собственных и чужих желаний, чувств и мыслей;
- ясное и непосредственное выражение мыслей и чувств;
- понимание двухканальности процесса общения: роли говорения и слушания других.
Ребенок является частицей окружающего мира. Человек и природа едины. Необходимо научить ребенка пониманию того, чем человек отличается от других живых существ, какую роль играют наши органы чувств, глаза, уши, нос, кожа.
Владение выразительными движениями предполагает тонкое понимание всех оттенков и нюансов в выражении лица, жеста и движения тела другого человека. Неумение правильно выразить свои чувства, скованность, неловкость или неадекватность мимико–жестовой речи затрудняет общение детей между собой и с взрослыми.
В старшем дошкольном возрасте важно заложить у детей первые навыки ориентации в хаосе жизненных ситуации и столкновений с различными людьми. Сформировать чувство собственного «Я». Это постепенно выльется в способность соотносить особенности своего поведения с определенными чертами характера, а также наблюдать взаимосвязь между действиями и поступками других людей и складом их характера. Это в дальнейшем поможет ребенку взглянуть на человека со стороны.
В старшем дошкольном возрасте немаловажную роль на процесс коммуникации оказывает культура общения, важно научить детей общению в различных ситуациях (как спорить, не обижая и не унижая собеседника, как принимать гостей, вести себя за столом, разговаривать по телефону, общаться в магазине с продавцом, знакомиться с детьми и т. д.). Учить детей приветливости, добросердечности, учтивости, уважительному отношению к людям. Важно также учить детей развернутой речи. У дошкольников формой речи в процессе общения является краткий ответ. Максимальную сложность представляет собой связанная речь (в частности рассказ).
Умения – знания в действии или система приемов, которая обеспечивает готовность и способность человека сознательно и самостоятельно с должным качеством и в соответствующее время выполнять работу в новых условиях.
Коммуникативные умения бывают базовые и процессуальные.
Среди базовых коммуникативных умений учащихся начальных классов выделяют: приветствие и прощание; обращение; просьба о поддержке, помощи, услуге; оказание поддержки, помощи, услуги; благодарность и отказ.
К процессуальным коммуникативным умениям можно отнести такие, как: умение понятно, кратко, точно и вежливо излагать свои мысли; задавать и отвечать на вопросы; возражать; слушать других внимательно, не перебивая; устанавливать контакт; договориться с другими; командовать другими; подчиняться; говорить перед другими, не смущаясь; выражать и переживать свои чувства; сопереживать и понимать чувства других; сотрудничать; преодолевать собственные внутренние барьеры общения; контролировать своё поведение и эмоциональное состояние; верить в свои силы; выходить из конфликтных ситуаций; быть терпимым и доброжелательным к другим; делиться положительными чувствами; вести диалог и т.д.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что, учитывая особенности детей старшего дошкольного возраста необходимо формировать и развивать их коммуникативные умения для успешного взаимодействия между собой и с взрослыми, используя, например, возможности сказкотерапии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы: Активизация и развитие речемыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями посредством ИКТ
Развитие речемыслительной деятельности одна из важных задач подготовки к школьному обучению....
Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста на основе наблюдений за природой и рассматривание пейзажных картин
Природа окружает ребенка с ранних лет. И.Г. Песталоцци отмечал, что это-источник, благодаря которому «ум поднимается от смутных, чувственных восприятий к четким понятиям», а познание разли...
«Вместе играем - речь развиваем».Игры и упражнения на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Формирование связной речи является одной из важнейших задач работы с дошкольниками. Практика показывает, что самостоятельно без специального обучения дети не могут овладеть таким сложным видом речевой...
Сборник упражнений по развитию психических процессов детей старшего дошкольного возраста.
Приближается 1 сентября. Многие дети впервые пойдут в школу. Это очень трудный и ответственный момент в жизни ребенка. Первый учебный год в школе — переломный период, когда меняется привы...
Сборник упражнений по развитию психических процессов детей старшего дошкольного возраста.
Первый учебный год в школе — переломный период, когда меняется привычный уклад жизни, меняется место ребенка в системе общественных отношений, появляются новые обязанности, увеличивается нагрузк...
картотека дидактических игр по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста
дидиктические игры по развитию речи...
Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
Создание условий для развития познавательного интереса детей в процессе экспериментирования с различными материалами....