Многообразие и значение дикорастущих растений Республики Башкортостан
методическая разработка (4 класс)
Цель: вызвать интерес учащихся к изучению съедобных дикорастущих растений, произрастающих на территории Республики Башкортостан.
Задачи:
Образовательная:
- дать представление об истории употребления дикорастущих растений в традиционном питании башкирами.
- расширить и конкретизировать первоначальные представления о съедобных растениях Республики Башкортостан;
Развивающая:
- уметь определять дикорастущие растения по внешнему виду, запаху;
- уметь сравнивать съедобные и ядовитые дикорастущие растения;
Воспитательная:
- воспитать чувство гордости за богатства малой родины, стремление сохранить их.
Тип занятия – применение и совершенствование знаний, полученных в школе, на уроках ботаники.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mnogoobrazie_i_znachenie_dikorastushchih_rasteniy_rb.docx | 41.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Детская эколого-биологическая станция»
городского округа город Салават Республики Башкортостан
Методическая разработка занятия
«Многообразие и значение дикорастущих растений Республики Башкортостан»
Автор: педагог дополнительного
образования
Мухамадиева Альмира Камиловна
Салават, 2020
Цель: вызвать интерес учащихся к изучению съедобных дикорастущих растений, произрастающих на территории Республики Башкортостан.
Задачи:
Образовательная:
- дать представление об истории употребления дикорастущих растений в традиционном питании башкирами.
- расширить и конкретизировать первоначальные представления о съедобных растениях Республики Башкортостан;
Развивающая:
- уметь определять дикорастущие растения по внешнему виду, запаху;
- уметь сравнивать съедобные и ядовитые дикорастущие растения;
Воспитательная:
- воспитать чувство гордости за богатства малой родины, стремление сохранить их.
Тип занятия – применение и совершенствование знаний, полученных в школе, на уроках ботаники.
Оборудование: интерактивная доска, образцы дикорастущих растений (в мешочках), рисунки съедобных дикорастущих растений, пословицы и поговорки для украшения кабинета.
Ход занятия
- Организационный момент. Психологический настрой.
Педагогг: Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня занятие проведу у вас я, Гузель Маратовна, педагог Детской эколого-биологической станции г.Салават.
- Для начала давайте с вами познакомимся.
- У вас на столе лежат ручки и бумага, напишите своё имя и переверните лицом ко мне (показ педагогом).
- Я буду говорить, вы повторяйте за мной.
Мы умные! Мы дружные!
Мы внимательные! Мы старательные!
Мы отлично учимся! Всё у нас получится!
- Отлично!
Я прочитала в газете «Комсомольская правда» письмо женщины, которая смогла выжить в блокаду Ленинграда. «Вся моя семья погибла от голода. Моя бедная сестра…я брела по улице, еле передвигаясь. И вдруг в окнах какого-то здания увидела крупные рисунки растений, которые можно есть. Рисунки спасли мне жизнь. И как я жалею, что моя сестра их не видела, она бы тоже была жива…
Слайд 1.Эта статья настолько повлияла на меня, что я решила создать объединение «Дикорастущие растения Республики Башкортостан в традиционном питании башкир». А ведь и правда бывают экстремальные ситуации: и голод и когда человек остаётся один на один среди дикой природы, и вынужден как-то выживать. На помощь могут прийти дикорастущие растения, но очень многие не знают, какие растения можно есть – а вот они под ногами!
Уверена, что необходимо изучать дикорастущие растения, знать какие среди них съедобные, которые могут спасти нас в страшный час.
- Какова же история употребления дикорастущих растений башкирами?
- Как различить съедобные и ядовитые растения?
- Как определить их по запаху и внешнему виду?
- Попробуем ответить на эти вопросы.
- Ребята, мы сегодня не будем делиться на группы, не будем соревноваться, попробуем вместе выживать и приглашаю вас в виртуальное путешествие в мир растений Башкортостана.
- Основная часть.
- Изучение нового материала.
Общее представление.
Видеоряд о красотах Республики Башкортостан ((звучит совр. мелодия)
Cлайд 2. На территории Башкортостана встречается большое количество дикорастущих съедобных растений – более 1000 видов, которые издревле использовали в питании башкир. Наши далёкие предки с удовольствием ели дикорастущую зелень, питались растительной пищей, много двигались и не страдали от недостатка витаминов. Работоспособность, выносливость, долголетие и здоровье было в их собственных руках! В голодные годы растения лугов и лесов спасали наших дедушек и предков от смерти.
Слайд 3. - Башкирский народ раньше жил кочевой жизнью: держали коней, занимались охотой, бортничеством, собирательством в летнее время. Земледелием кочевой народ не занимался, собирая щедрые дары природы, жил в гармонии с ней.
Диалог. Собирательская деятельность
- Какие дикорастущие растения вам приходилось есть?
Слайд 4,5,6,7,8 Сразу же после таяния снегов и высыхания почвы башкиры проводили сбор дикого лука «йыуа» и употребляли как приправу. С конца мая и до середины июля собирали и ели травы, зеленые супы из борщевика «балтырган», "Был бы борщевик да сныть - и без хлеба будем сыты" (поговорка). "Это, бесспорно, один из вкуснейших овощей, которые мне приходилось есть" - Роджер Филипс, автор книги «Дикая пища».
крапивы «кесерткэн», щавеля «кузгалак» и других съедобных растений. Июль считался периодом сбора ягод (елэк айы). Осенью башкиры выходили на сбор диких плодов и поздних ягод. Очень вкусны и полезны блюда из калины «балан», оказывающие благотворное действие на сердечную мышцу.
Отдельные растения могут содержать много питательных веществ в тех или иных частях: в семенах, орехах, плодах, корнях, стеблях, листьях.
- Плоды каких деревьев и кустарников растущие в республике съедобны?
Слайд 9,10,11. В плодах - у дикой яблони, рябины, смородины, малины, ежевики, черники, земляники, брусники, клюквы, шиповника. С пользой можно употреблять в пищу почки березы, липы, кору некоторых деревьев, таких как береза, вязь, ива, клен, сосна, осина, тополь. Внешнюю оболочку коры следует удалить. Внутренняя оболочка богата соками, её можно есть сырой.
- Ребята, как вы думаете, жёлуди дуба съедобны?
Жёлуди дуба издавна использовались человеком для получения хлеба. Они богаты крахмалом, белками, жирами, сахарами, витаминами. Дуб –первое хлебное растение, которое человек использовал в пищу. Наши прадеды знали простые и доступные способы обработки, где жёлуди приобретали приятный сладковатый вкус.
Слайд 12,13. Съедобны и питательны листья одуванчика, крапивы, черемши, молодого щавеля, сныти обыкновенной, лапчатки гусиной, огуречной травы. Идут в пищу молодые листья, стебли и побеги цикория обыкновенного. А его корни содержат сахар, их используют для изготовления заменителя кофе. Чай прекрасен с добавлением растения или их смеси: гречиха (листья и цветки), душица (стебель с листьями и цветами), земляника (листики, цветы и ягоды), крапива (листья), липа (цветки и листья), медуница (цветки, стебель, листья), мелисса (листья и ветки), первоцвет (цветки, листья), малина (листья, цветки), шиповник (все части растения), зверобой (стебель с листьями и цветами), мята (стебель с листьями и цветами), чёрная смородина (плоды, листья, веточки), черника (листья, плоды).
Слайд 14.
- Из дикорастущих растений можно готовить много вкусных и полезных блюд (показ на слайдах)
Крапива - умас с крапивой, яичница с крапивой, омлет с крапивой жареной, салат весенний (крапива, щавель, подорожник, одуванчик, зеленый лук)
Калина - напиток из калины, бэлиш с калиной.
Борщевик - суп из борщевика с салмой «балтырган ашы»
Черёмуха - асык ауыз с черемухой (полуоткрытые сумсы), масло с черемухой «шомортлы май», пирожки с черемухой.
Земляника – пирог закрытый с земляникой.
Клубника - пирожки с клубникой
Яблоки - салат из яблок с цикорием, суп пюре из рябины и яблок.
Облепиха - облепиха в медовом желе
Щавель - суп из щавеля со свежей капустой
Листья одуванчика - винегрет из листьев одуванчика и свежей капусты.
Смородина, малина - пирог закрытый, со смородиной и малиной.
Пастила (из разных ягод и фруктов: смородины, земляники, клубники,
брусники, вишни, черемухи, рябины, калины, яблок и др.).
Слайд. При сборе в пищу растений необходимо соблюдать осторожность и знать ядовитые растения. Так, к ядовитым относят: волчье лыко, вороний глаз, крушину ломкую, жимолость красную, паслен сладко-горький, ландыш майский, багульник болотный, дурман обыкновенный. Такие растения вырабатывают и накапливают токсичные вещества, которые могут вызывать поражение организма человека или даже смерть.
Причиной отравления обычно является ошибочное употребление ядовитого растения вместо похожего на него съедобного. Существуют много растений, по виду и даже по вкусу похожих на пищевые, например:
Слайд. Корень петрушки, хрена, корень болиголова.
Внешне очень похож на корень петрушки, хрена корень болиголова –ядовитое растение. При отравление возникает тошнота, рвота, наступает паралич, начиная с ног. Причина смерти – остановка дыхания.
Слайд. Петрушка, цикута
Внешне похожа на петрушку, трава цикута – ядовитое растение.
При отравлении появляется головная боль, слабость, затем человек теряет сознание, наступает смерть от удушья.
Слайд. Одуванчик, пазник укореняющийся
Собирая листья и корни одуванчика, также не следует забывать, что может встретиться растение, очень похожее на одуванчик, но обладающее совершенно иными свойствами. Это пазник укореняющийся, отличающийся от одуванчика наличием опущения на всем растении. К счастью, пазник встречается сравнительно редко, но забывать о нем не надо.
Слайд. Борщевик, сныть обыкновенная, дудник лесной, вех ядовитый.
При сборах борщевика сибирского, сныти обыкновенной и дудника лесного надо быть очень внимательным, чтобы не спутать их с ядовитыми растениями - болиголовом крапчатым и вехом ядовитым, называемым иначе цикутой. У борщевика цветки желтовато-зелёные, приятный пряный запах. При этом следует помнить, что болиголов имеет на стебле в нижней его части красноватые пятна, которых нет у других съедобных растений. Кроме того, болиголов в отличие от своих сородичей обладает неприятным мышиным запахом. Вех ядовитый произрастает около водоемов, по канавам и часто на неглубоких местах в воде.
Необходимо соблюдать определённые правила безопасности при сборе растений:
- Никогда не употреблять в пищу незнакомые ягоды и растения;
- Растения, выделяющие на изломе млечный сок;
- Ягоды с неприятным запахом.
- Закрепление изученного
Слайд «Лес»
- Мы добрались до леса.
- Ребята, давайте сделаем привал.
Слайд. - Нам попались 1. Земляника, ландыш майский, рябина.
- Ребята, которое из них съедобное? (земляника, рябина).
Слайд. 2. Шиповник, мята, вороной глаз.
Слайд. 3. Волчье лыко, липа, душица.
Слайд. 4. Дурман обыкновенный, крапива, мать-и-мачеха.
Слайд. 5. Дикий лук, калина, паслен сладко-горький.
- А вы умеете распознавать растения?
Загадки «Узнай растение».
- Красива во время цветения. Особенно эффектна осенью своей красноватой листвой и ярко красными гроздьями сочных плодов. Плоды горькие, но полезные. Слайд Калина.
- У меня длинней иголки,
Чем у ёлки.
Очень прямо я расту в высоту.
Если я не на опушке,
Ветви - только на макушке. Слайд Сосна. - Долгоножка хвалится:
- Я ли не красавица?
А всего-то - косточка
Да красненькая кофточка! Слайд Вишня.
Задание «Растения и их плоды»
На слайде изображены растения и их плоды, ваша задача определить растение и его плод.
Кустарник шиповника – сложный орешек или многоорешек.
Дерево калины (балан) – костянка
Дуб (имэн) – жёлудь
Кустарник черники – ягода
Дикая клюква –ягода
Дикая яблоня (алмагас) – яблоко
Слайд. Динамическая пауза «Мы идём по лесу».
- Мы на привале, так хочется чая вкусного!
- Найдём, чем можно нам утолить голод и жажду?
Задание. На слайде изображения дикорастущих растений, определите растение и съедобно ли оно?
Ландыш майский, черемуха, волчье лыко, крапива, мать-и-мачеха, дикий лук, щавель, борщевик, дурман обыкновенный,
Динамическая пауза «Мы идём по лесу»
Задание «Определи кору дерева, которая съедобна».
На слайде изображены деревья.
- Кора какого дерева съедобна?
Тополь, береза, дуб.
Ива, липа, осина.
Сосна, клён, дикая яблоня.
- Почки каких деревьев съедобны?
Липа, клён, осина.
Берёза, ива, тополь.
Задание «Определение по запаху»
- У меня в руках мешочки с травами (мята, душица, липа, земляника, зверобой, ландыш майский, крушина) вам необходимо определить по виду и запаху название растения.
Задание.
Слайд. Игра раздели «съедобное» и «ядовитое»
- На доске названия растений. Ваша задача распределить эти растения на 2 колонки «съедобное» и «ядовитое».
Одуванчик, жёлуди, дикий лук, болиголов, вех ядовитый, душица, клюква, костяника, ландыш майский, почка липы, борщевик, земляника, волчья ягода, мать-и-мачеха, черемуха, мята, липа, вороний глаз.
Динамическая пауза…Идём дальше
Слайд. Охрана леса. Правила поведения в лесу.
- Ребята, вы прекрасная команда, у вас ответственное отношение к лесным богатствам Башкортостана.
- Как нужно вести себя в лесу?
Слайд.
Мультфильм «Пожарная безопасность»
- Заключительная часть
- Как вы понимаете слово «кочевой»? (башкиры постоянно меняли своё место обитания, это было связано с родом их деятельности: держали коней, занимались охотой, собирательством. Земледелием, кочевой народ не занимался)
- Молодцы!
- Назовите дикорастущие съедобные растения?
- Назовите растения «Двойники»?
- Плоды каких деревьев съедобны?
- Почки каких деревьев съедобны?
- Листья каких растений съедобны?
- Подводя итог нашего занятия, я надеюсь, что вы теперь имеете какое-то представление об истории употребления дикорастущих растений в традиционном питании башкирами, что вы сможете найти съедобные растения, которые растут у вас под ногами, определить их по внешнему виду, запаху и сможете спасти себя и других людей в страшный час испытаний.
- А также я надеюсь, что вы испытываете чувство гордости за богатства Башкортостана, стремление сохранить их.
- Надеюсь на наши встречи!
- На этом наше занятие завершается, мне было очень приятно познакомится с такими умными и старательными ребятами.
Слайд. - А теперь предлагаю повысить наше настроение чаем с душицей «матрешкой» (одноразовые стаканы) и пирожками с калиной (помощники раздают чай с пирожками под музыку).
Ведущий: уважаемые гости, обратите внимание на нашего юбиляра: какой они у нас сегодня красивый, милый, а главное счастливый.
Одеваем Корону
Хөрмәтле ҡунаҡтар! Бокалдарҙы тултырайыҡ, беренсе тост: “Юбиляр өсөн”. Унын өсөн баҫып бокалдарҙы күтәрәйек. Музыка торжественная.
Песня “Тыуган кон”
День рождения — это ежегодный дар, данный человеку для того, чтобы порадоваться любви, расположению, которые питают к нему близкие, друзья и коллеги. Это было (например) весной 1984 года. Родился мальчишка, назвали его Айнур. А кто же лучше знает юбиляра? Отвечаем дружно на вопросы:
- Место рождения?
- Параметры при рождении?
- В какое время суток родился?
- Любимое блюдо?
- Любимое занятие, хобби?
- Любимый напиток?
- Любимый цвет?
- Любимая песня?
- Любимая певица?
- Где и как познакомились _Айнур__ и __Лиля__?
Ведущий: Давайте, с вами вспомним 1 тост какой был? (за юбиляра)
2 тост – “за здоровье родителей”. Какой же 3 тост?
Три главных тоста:
За юбиляра
Второй за родителей
- Какой тост третий?
Третий __________
Ведущий: Егеттәр, бокалдарҙы тултырҙығыҙмы? Давайте поднимем бокалы и за этот тост _______.
Тост за женщину, которая рядом с юбиляром...>>
Музыка волшебная
Гости из других стран (заранее одеть мужчин)
- Оказывается позравить нашего именинника еще приехали гости
1. Встречаем 1-ую гостью из Средней Азии Гюльчатай.
2. Гостья из Европы, Мадонна
3. Верка-Сердючка
Ч А С Т У Ш К И
Мы бокалы все наполним,
Дружно выпьем мы сейчас,
И надолго мы запомним
Праздник, что собрал всех нас!
Реки винные пусть льются,
Будет всем нам веселей,
Гости радостно смеются
И кричат: «ещё налей».
Мы сидели за столом,
Пили, забавлялись,
Вот бы юбилеи такие
Каждый день справлялись!
Конкурс «Танцевальный»
1 пара –Сексуальная, танцует ламбаду. Все пары, т.е. девочка и мальчик цепляются за талию и все вместе танцуют ламбаду.
Задание: переложили руки на плечо соседа, переложили руки на талию соседа, переложили руки на коленки соседа, переложили руки на бедра соседа, на пятки, на левое ухо, на правое ухо и т.д.
2 пара - башкирская плясовая
3 пара – восточный танец
4 пара – рок-н-ролл
5 пара – цыганочка
6 пара – лезгинка
7 пара – сиртаки
Игра «ФАНТЫ» (7 шаров, внутри цифры)
- Кладём шарик на стул и лопаем его (звучит муз.»Бананы лопала..)
- Достаём записку. Слушаем задание.
1.Для тебя спортивный час:
Ты побегай вокруг нас.
2.Ставьте ушки на макушки:
Этот фант споёт частушку.
3.Выпала тебе работёнка:
Изобрази-ка нам котёнка.
4.Поклонись, улыбнись,
И на место удались.
5. Весело на дне рождении нашем
Пусть этот фант нам рок-н-ролл спляшет
6.Вежливостью удиви
Руки всем вокруг пожми
7.Чтоб праздник был в порядке
Попляши-ка нам в присядку.
8. А ты веселей
Станцуй нам барыню скорей
9.Мальчик ты или девочка,
покажи как прыгает белочка!
10.В валенках ты или в тапочках
покажи как летает – бабочка!
11. На нашей гуляночке,
Станцуй нам цыганочку.
12.Как тебе не трудно,
Как тебе не лень,
Покажи как скачет
Молодой олень!
13. Ну и задание ,
Здесь прояви старание
Станцевать сегодня каждый рад
Весёлый танец маленьких утят!
14.Взлетай повыше и наверху
Три раза, громко
Прокричи "Ку-ка-ре-ку!"
15.Помощников троих вам надо
И этой дружною бригадой
Чтоб веселиться до упаду
Танцуйте страстную ЛАМБАДУ!
16.Говорю я улыбаясь,
Покажите не стесняясь,
Кинг-Конг громко как рычит,
Кулаками в грудь стучит!
17.Какая радость, постарайся же в срок.,
Взобравшись на стул, прочитать нам стишок!
18.Пальцами нос ненедолго зажмите
Исполните песню ту, что хотите...
19.Как ходит модель, известно лишь вам
Отбросьте смущенье и покажите нам...
20.По залу пробегись скорей
Как тройка резвых лошадей
Мы бокалы все наполним,
Дружно выпьем мы сейчас,
И надолго мы запомним
Праздник, что собрал всех нас!
Реки винные пусть льются,
Будет всем нам веселей,
Гости радостно смеются
И кричат: «ещё налей».
Мы сидели за столом,
Пили, забавлялись,
Вот бы юбилеи такие
Каждый день справлялись!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок окружающего мира во 2 классе" Культурные и дикорастущие растения. Для чего человек выращивает культурные растения?"
Урок по УМК "Перспективная начальная школа" по теме:"Культурные и дикорастущие растения. Для чего человек выращивает культурные растения?"...
Межнациональное согласие в Республике Башкортостан
Этот классный час был посвещен к году межнационального согласия в Республике Башкортостан....
Общешкольная линейка "11 октября - День суверенитета Республики Башкортостан"
Общешкольная линейка...
презентация классного часа "День республики Башкортостан"
Презентация классного часа на тему "День республики Башкортостан"...
Культурные и дикорастущие растения. Для чего люди выращивают культурные растения?
- Выяснить: для чего выращивают культурные растения? - Назвать признаки, отличающие культурные растения от дикорастущих...
План работы оздоровительного центра с дневным пребыванием детей "Круиз" МАОУ СОШ № 16 Белебеевского района Республики Башкортостан на июль 2013 года
План работы оздоровительного центра с дневным пребыванием детей "Круиз" июль 2013 года....
Животные и растения Республики Башкортостан, их значение в природе и для человека
Учащиеся знакомятся с основными видами животных и растений Республики Башкортостан, с видами, занесёнными в Красную книгу РБ, а также с их значением в природе и для человека...