Роль внеурочной деятельности в формировании УУД учащихся
статья

Любимова Елена Львовна

Материал для выступления на методическом объединении

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль внеурочной деятельности в формировании УУД учащихся

Воспитатель начальных классов

 Любимова Елена Львовна

Одним из важнейших преобразований в системе образования является введение федеральных государственных образовательных стандартов, продиктованное необходимостью подготовки выпускников к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узкий этот термин можно определить как совокупность способов действия обучающегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей обучающегося. В составе основных видов универсальных учебных действий, диктуемом ключевыми целями общего образования, выделяют четыре блока:

- личностный

- познавательный

- регулятивный

- коммуникативный

Так, концептуальная идея формирования у обучающихся УУД, принятая в образовательной системе, состоит в следующем: универсальные учебные умения формируются тем же способом, что и любые умения. А формирование любого умения у школьников проходит следующие этапы:

  1. Представление о действии, первичный опыт и мотивация.
  2. Приобретение знаний о способе выполнения действия.
  3. Тренинг в применении знаний, самоконтроль и коррекция.
  4. Контроль умения выполнять действие.

Следовательно, этот же путь проходит ученик при формировании универсальных действий.

Организация внеурочной деятельности играет огромную роль в формировании УУД, так как внеурочная деятельность является продолжением того, над чем проводится работа в урочное время. Универсальное учебное действие – элемент преемственности урочной и внеурочной деятельности. Ученик должен уметь учиться не только овладению знаниями, умениями, навыками, но и способности и готовности к сотрудничеству, самообразованию, саморазвитию. В широком смысле слова «универсальные учебные действия» означают саморазвитие и самосовершенствование путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. А это заложено во внеурочной деятельности.

Цели внеурочной деятельности:

 1. Создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося.

2. Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных  интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.

Задачи внеурочной деятельности:

  • Формирование навыков позитивного коммуникативного общения;
  • Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
  • Воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата;
  • Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд культура);
  • Углубление содержания, форм и методов занятости учащихся в свободное от учебы время;
  • Организация информационной поддержки учащихся;

В начальной школе уделяется особое внимание внеурочной деятельности, так как в это время ребенок делает свои первые шаги в определении своих личностных интересов, ищет себя в социуме. И наша задача, дать возможность ребенку попробовать себя в различных сферах жизнедеятельности. Внеурочная деятельность позволяет ребенку выбрать область интересов, развить свои способности, научиться учиться — познавать мир в сотрудничестве с другими учащимися и учителями.

Работа ведется по следующим направлениям:

1. Гражданско-патриотическое. Задачами данного направления являются воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека и формирование бережного отношения к историческому прошлому и культурным традициям народов России. В рамках этого направления в каждом модуле проводятся беседы по ПДД и ОБЖ, классные часы и беседы о нашей Родине, знакомство с городами, странами и культурным наследием народов мира.

2.Духовно-нравственное. Главной задачей этого направления является воспитание нравственных чувств и этического сознания. Во время бесед, тренингов, классных часов и других мероприятий дети знакомятся с такими ценностями, как: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства человека, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, щедрость, забота о старших и младших; толерантность. Ребята получают представление о вере, духовной культуре и светской этике, правильной культуре поведения. Нередко мероприятия выходят за рамки класса. Совместно с педагогами дополнительного образования готовятся общегимназические мероприятия.

3.Спортивно-оздоровительное. Основной задачей данного направления является формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. Оздоровительная работа проводится в виде физкультурных минуток, бесед и ежедневных прогулок с разнообразными подвижными играми: «Светофор», «Парные перебежки», «Третий лишний», «Рыбак и рыбки». Дети ежедневно учатся взаимовыручке, сотрудничеству, проявляют заботу друг о друге. Дети занимаются

в спортивных кружках и секциях.

4. Художественно-эстетическое направление направлено на воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). Дети участвуют в выставках рисунков, поделок, в фотовыставках, а также в оформлении класса к праздникам, посещают секции по рисованию, рукоделию и керамике. Это формирует у детей художественный вкус и эстетические потребности.

5.  Экологическое направление. В рамках данного направления задачей является воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). В нашей школе организуются различные акции по сбору бросового материала и изготовлению поделок из него, проводятся экологические переменки. Во время классных часов, бесед и викторин на тему экологии ребята ближе знакомятся с природой, узнают интересные факты, учатся сохранять ее. Дети всегда активно принимают участие в беседах об экологии и делают интересные самостоятельные выводы.

6.Учебное. Развитие познавательного интереса детей осуществляется через проведение различных познавательных мероприятий: квестов, чтение книг, просмотр презентаций, экскурсий. Таким образом, работа по данному направлению заключается в решении следующих задач: развивать внимание, память, мышление, воображение воспитанников; пополнять их словарный запас; расширять кругозор.

7.Соуправление. В рамках этого направления идет формирование классного и школьного коллектива как солидарного общества, объединенного системой ценностей и приоритетов. Воспитание потребности и способности к сотрудничеству с другими людьми, в том числе для достижения общественно-значимых целей.

Детям прививаются такие ценности как: коллективизм; сплоченность; коллективный труд; коллективные ценности и приоритеты, взаимовыручка, взаимозаменяемость, коллективное планирование, коммуникабельность, толерантность, умение слушать и слышать собеседника.

Вывод: Внеурочная деятельность должна быть интересна учащимся, только тогда она может принести ощутимые положительные плоды. И потому важнейшая задача педагогического коллектива - сделать внеурочную деятельность полезной и привлекательной для каждого ученика. Как говорил когда-то В.А Сухомлинский: «Только та школа становится очагом духовной жизни, где помимо интересных уроков имеются и успешно применяются самые разнообразные формы развития учащихся вне уроков…».

Библиография:

1.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.; под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2016. — 151 с.

2. Колосова, М.В. Формирование универсальных учебных действий младших школьников во внеурочной деятельности / М.В. Колосова // Управление качеством образования: теория и практика эффективного администрирования. – 2015. № 2. – С. 70

3. Кутьев В. О. Внеурочная деятельность школьников. - М., 2013. -152

4.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль внеурочной деятельности в формировании системы ценностей младшего школьника

Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально – экономические преобразования, происходящие в современном об...

Педагогический проект « Роль внеурочной деятельности по музыке в формировании УУД »

1.      Аннотация к проектуМузыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения; музыка придает жизнь и веселье всему существующему... Ее можн...

Доклад:"Роль внеурочной деятельности в формировании творческого развития личности ребенка"

Локлад:"РОЛЬ ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ в ФОРМИРОВАНИи ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА"...

Образовательный процесс: роль урочной и внеурочной деятельности в формировании УУД обучающихся

"Если мы булем учить сегодня так,как учили вчера,мы украдём у детей завтра." Джон Дьюи...

Образовательный процесс: роль урочной и внеурочной деятельности в формировании УУД обучающихся

"Если мы булем учить сегодня так,как учили вчера,мы украдём у детей завтра." Джон Дьюи...

Роль внеурочной деятельности в формировании универсальных учебных действий

Организация внеурочной деятельности играет огромную роль в формировании универсальных учебных действий, так как внеурочная деятельность является продолжением того, над чем проводится работа в урочное ...

Статья. Роль внеурочной деятельности в формировании личности ученика начальной школы.

Статья по теме: " Роль внеурочной деятельности в формировании личности ученика начальной школы"....