воспитательный проект
проект (2, 3 класс)
Тема проекта не является новой, но она актуальна, потому что в настоящее время снизился интерес детей к чтению книг. Проект важен для учащихся начальной школы, ведь книги дают не только знания, на примерах литературных героев дети учатся отличать добро от зла, анализировать поступки, приобретать жизненный опыт. Основным методом проекта является метод коллективных дел. Проект «Литературный сундучок» прививает интерес к чтению, что важно в наше современное время, учит открывать новые знания, помогает воспитывать в ребёнке лучшие нравственные качества, способствует формированию сплочённого коллектива, основ культуры общения, нравственной позиции школьников, здорового образа жизни, воспитанию чувства любви к родному краю, к своему Отечеству.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
воспитательный проект | 23.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитательный проект
«Литературный сундучок»
Номинация: воспитание во внеучебной деятельности
Автор: педагог начальной школы ГБОУ СОШ с.Сырейка Харитонова Н.А.
Участники проекта: учащиеся начальной школы и их родители, библиотекарь
Краткая аннотация:
Тема проекта не является новой, но она актуальна, потому что в настоящее время снизился интерес детей к чтению книг. Проект важен для учащихся начальной школы, ведь книги дают не только знания, на примерах литературных героев дети учатся отличать добро от зла, анализировать поступки, приобретать жизненный опыт. Основным методом проекта является метод коллективных дел. Проект «Литературный сундучок» прививает интерес к чтению, что важно в наше современное время, учит открывать новые знания, помогает воспитывать в ребёнке лучшие нравственные качества, способствует формированию сплочённого коллектива, основ культуры общения, нравственной позиции школьников, здорового образа жизни, воспитанию чувства любви к родному краю, к своему Отечеству.
Сроки реализации: 3 года
Описание проблемы: дети не могут дружно выполнить какую-либо работу, не умеют уступать друг другу, ссорятся, не признают свои ошибки.
- Как сделать класс дружным, научить помогать и вежливо относиться друг другу?
Решение этой проблемы для меня стало важным, так как я считаю, что конфликтное поведение в классе может влиять на психическое здоровье детей, на успеваемость класса.
«Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что это подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин, одновременно с переживанием и чувствованием тончайших оттенков родного слова. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу- школу воспитания добрых чувств»
/В.А.Сухомлинский/
Актуальность проекта
Современные школьники, растущие в период научно-технического прогресса, читают мало. Актуальность проекта в том, что он направлен на сплочение коллектива, выработку таких качеств, как доброта, умение уступить и оказать помощь товарищу, на воспитание вежливости в ребёнке – и всё это через работу с книгой.
Через чтение художественной литературы происходит духовно- нравственное воспитание. Окружающая действительность не всегда даёт уроки высокой нравственности. И вера в доброе, светлое, поддерживается образами любимых героев, на которых хочется походить, поступки, которых восхищают, дают примеры для подражания. Хорошая книга помогает разобраться в сложных ситуациях. Учит правильно оценивать себя, свои поступки, окрыляет ум и сердце человека, учит любить свою Родину, людей.
Этот проект важен ещё по одной причине: именно в начальной школе младшие школьники должны приобрести навыки беглого, осмысленного, выразительного чтения для успешной учёбы в средней школе.
Основные целевые группы:
• Классный руководитель.
Осуществляет разработку программы воспитательной работы в рамках долгосрочного проекта.
•Библиотекарь
Помогает подобрать литературу, проводит конкурсы, различные мероприятия, организует выставки книг
•Ученики начальной школы:
Активно включены в образовательный и воспитательный процесс, принимают участие в реализации проекта: творческие и литературные конкурсы, концерты, интеллектуальные лаборатории, литературные вечера, творческие мастерские, литературные викторины, театральные представления
•Родители
Осуществляют практическую помощь в воспитательном процессе через реализацию проекта, организацию индивидуальной подготовки учащихся к участию на этапах проекта, оказывают помощь в изготовлении декораций для театральных представлений.
Цель проекта: создание условий для формирования нравственных качеств ребёнка для сплочения классного коллектива через работу с книгой
Задачи:
- Прививать интерес к чтению
- Формировать умение выражать своё отношение к литературным героям, оценивать их характер и поступки и на основе этого анализа проводить работу над привитием нравственных качеств учащимся класса.
- Вести работу по сплочению коллектива.
- Воспитывать бережное отношение к книге как результату труда многих людей
- Совершенствовать стиль партнёрских отношений семьи с детской библиотекой, способствующей воспитанию у детей интереса к художественной литературе;
- Помочь родителям организовать руководство чтением детей в семье.
План реализации проекта:
1.Создание творческой группы (классный руководитель, родители, библиотекарь)
2.Разработка программы воспитательного проекта «Литературный сундучок»
3.Проведение родительских собраний на тему: «Роль семьи в формировании интереса к чтению», « Семейное чтение».
4. Составление плана совместных мероприятий с библиотекой (1 раз в четверть)
5. Составление плана работы совместных мероприятий с родителями или группой родителей.
Методы реализации проекта:
1.Метод педагогического наблюдения
2.Метод убеждения, беседы
3.Метод коллективного творчества (коллективно-творческие дела)
Ожидаемые результаты:
Чтение по норме и выше - не ниже 80 % класса к концу 4 класса.
Участие в литературных конкурсах.
Сплочение классного коллектива.
Опыт реализации проекта
Работа над проектом проходила 3 года. За этот период, во-первых, сами дети получили навыки работы в коллективных творческих делах, то есть полученный опыт будут реализовать в последующие годы учёбы в средней школе. Во-вторых, совместная работа педагога, родителей, в данном случае – библиотекаря дает растущему ребёнку положительный опыт социальной жизни и создает благоприятные условия для развития самопознания, самоопределения и самореализации. Проект соответствует требованиям ФГОС НОО, так как использовались современные технологии: проектная деятельность учащихся, ИКТ, технология диалога, игровые технологии, а в процессе воспитательного проекта осуществлялась работа по развитию универсальных учебных действий ребёнка. Дети получали возможность работать индивидуально, в паре, в группе, приобретали коммуникативные навыки.
Так же проект имел воспитательную значимость. Через организацию различных мероприятий, внеурочную деятельность детям прививались любовь к чтению, интерес к открытию новых знаний, чувство любви и гордости к нашей Родине, дети получали навыки совместной работы, что подводило к сплочению коллектива, развивались нравственные качества, что и являлось целью задуманного проекта.
Опытом по реализации воспитательного проекта я делилась на заседании методического объединения начальных классов ГБОУ СОШ с.Сырейка. С опытом по работе с родителями на тему « Роль семьи в формировании интереса к чтению» познакомила педагогов Кинельского округа, принимала участие в окружном конкурсе в номинации «Вместе с родителями». Методическая разработка родительского собрания выставлена на персональном сайте.
Описание результатов проекта
Заключительный этап проекта в 4 классе в конце года прошёл дистанционно. Не могу сказать, что проект помог полностью решить все проблемы в классе, но однозначно проект имеет положительный опыт. В конце первого года обучения дети не могли без конфликтов выполнить какое-либо совместное задание. Во втором классе, работая над этим проектом, мы уже почувствовали положительные результаты совместной работы. Дети с удовольствием готовили театральное представление сказки «Красная Шапочка на новый лад». Помощь в изготовлении декораций оказывали родители. Мы приняли участие в окружном конкурсе «Театральный калейдоскоп». Потом организовали показ этой сказки для учащихся начальной школы и для родителей. Зрителям очень понравилось выступление ребят нашего класса. В 3-4 классах учащиеся уже проявляли активность и самостоятельность в подготовке различных мероприятий: «Осенняя сказка», «Новогодняя сказка» и др.
На начальном этапе проекта большое внимание уделялось сказкам. Это и чтение сказок (семейное чтение и школьное), пересказ, иллюстрирование сказок, чтение по ролям, изготовление книжек-малышек с иллюстрациями к сказкам.
На заключительном этапе проекта работали в «творческих лабораториях» над созданием литературных персонажей, выполняли групповые проекты, учились вместе работать над заданием и находить пути достижения цели, мне приходилось выполнять обязанности консультанта. Меньше стало конфликтов, дети учились договариваться.
В течение трёх лет работы по воспитательному проекту учащиеся принимали участие, как в школьных, так и окружных литературных конкурсах. В 2019 году трое учащихся из нашего класса приняли очное участие в областном конкурсе «Кирилло-Мефодьевские чтения 2019г.» в городе Самара и заняли призовые места. Родители активно поддерживали детей, сопровождали на конкурсы. Три девочки из нашего класса принимали участие в творческих литературных конкурсах округа и области, сочиняли свои собственные произведения.
Являясь участниками проекта, дети получали навыки совместной работы, что подводило к сплочению коллектива, развивались нравственные качества через чтение и анализ художественной литературы, что и являлось целью задуманного проекта.
Проводилась работа с родителями:
- Совместное составление плана работы по реализации проекта.
- Проведение родительских собраний на тему: «Семейное чтение»,« Роль семьи в формировании интереса к чтению».
- Анкетирование родителей
- Консультации по вопросам
Было проведено несколько мероприятий в библиотеке, на которых с детьми присутствовала и группа родителей.
Результаты проекта:
Цель проекта: создание условий для формирования нравственных качеств ребёнка для сплочения классного коллектива через работу с книгой – достигнута. Задачи решены. Проблема снижена, детский коллектив стал более сплочённым. Ожидаемые результаты подтвердились.
Качественные результаты:
Дети работают по группам, выполняют творческие коллективные дела. Повысился интерес к чтению художественной литературы, более 80% учащихся читают по норме и выше, дети принимают активное участие в мероприятиях: литературных конкурсах (уровни: школьные, окружные, областные). Детский коллектив стал более сплочённым. О повышении развития нравственных качеств можно судить по результатам мониторинга воспитанности по методике М.И.Шиловой «Оценка уровня воспитанности учащихся».
Был изучен общий уровень воспитанности обучающихся во 2, 3 и 4 классах.
Получен результат – 4,1 балла при максимуме 5 баллов во втором классе, в 3 классе уровень воспитанности составляет 4,3 балла, в 4 классе 4,4 балла, что является показателем достаточного уровня воспитанности. Уровень воспитанности позволяет отслеживать личностное развитие каждого ребёнка, а привлечение ученика к самооценке (по всем параметрам он оценивает себя сам) побуждает его к саморазвитию и самовоспитанию
Изучение социализированности (социальной адаптированности, активности, автономности, нравственной воспитанности) личности учащихся (по М.И.Рожкову).
Методика «Диаграмма оценки социальной адаптированности обучающихся»
Вывод: наблюдается рост социальной адаптированности обучающихся.
Количественные результаты:
Приняли участие за 3 года в 12 конкурсах окружного и областного уровня, в которых имели призовые места.
Подготовили театрализованное представление с участием детей всего класса.
Учебный год | Мероприятие | Уровень | Результат |
2017-2018 | Я познаю мир | Окружной | 1уч-ся-2-е место |
«Театральный калейдоскоп» | Районный | 1 уч-ся-лауреат третьей степени | |
Рождественские чтения | Окружной | 1уч-ся-2-е место | |
Юность. Красота. Здоровье. | Межмуниципальный | 1 уч-ся- лауреат второй степени | |
Смоляковские чтения | Окружной | 1 уч-ся – 1-е место | |
2018-2019 | Смоляковские чтения | Областной | 1 уч-ся - призёр |
«Театральный калейдоскоп» | Районный | 1 уч-ся – лауреат второй степени | |
Рождественские встречи | Окружной | 1уч-ся -1-е место 1уч-ся – 2 - место | |
Кирилло-Мефодьевские Чтения | Окружной | 1 уч-ся -1-е место 2 уч-ся -2-е место | |
Кирилло-Мефодьевские Чтения | Областной | 1 уч-ся- 1-е место 1 уч-ся -2-е место 1 уч-ся -3-е место | |
2019-2020 | Рождественские чтения | Окружной | 2уч-ся – 1-е место |
Кирилло-Мефодьевские чтения | Окружной | 1учся-2-е место |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-воспитательный проект " Моя мама лучшая на свете"
Проект "Моя мама лучшая на свете" можно проводить с учащимися 1-4 классов. Цель проекта: воспитание уважения,бережного отношения к маме, творческое развитие учащихся, совершенствование навыков к...
Учебно-воспитательный проект "Как хлеб на стол пришёл..."
Наблюдая за детьми, я выяснила, что ребята не умеют бережно относиться к хлебу. Не доедают и выбрасывают остатки хлебных изделий, проявляют пренебрежительное отношение к хлебу. Есть в...
Учебно-воспитательный проект "Как хлеб на стол пришёл..."
Наблюдая за детьми, я выяснила, что ребята не умеют бережно относиться к хлебу. Не доедают и выбрасывают остатки хлебных изделий, проявляют пренебрежительное отношение к хлебу. Есть в...
Совместный воспитательный проект "Это сказочное лето"
Проект разработан для учащихся 3 классов. Особенность проекта – привлечение в воспитательный процесс родителей. Данный совместный проект направлен на сближение детей и родителей во время летнего...
Совместный воспитательный проект «Моя родословная»
Тип проекта: информационно-исследовательский, долгосрочный, по содержанию «ребёнок и его семья», при участии детей и взрослых, коллективный....
воспитательный проект «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу» и социальный проект "История школы в лицах"
Общение со сверстниками и взрослыми – важнейшее условие для личностного развития. Именно в общении ребенок усваивает необходимую информацию, систему ценностей, учится ориентироваться в жизненных...
Методический материал к проекту «Образовательно – воспитательный проект «Мир особого ребенка» как средство формирования ценностных жизненных ориентиров у детей с ограниченными возможностями здоровья»
Образовательно – воспитательный проект «Мир особого ребенка» направлен на решение сложной проблемы формирования личностных ценностных ориентиров у детей с ОВЗ. В современном ми...