Экологическое воспитание проектная деятельность
опыты и эксперименты (2 класс)

Плетнёва Людмила Евгеньевна

Экологическое воспитание

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                  Экологическое воспитание

         Проблема экологического воспитания  в настоящее время является весьма актуальной. Ответственное отношение к  окружающей среде формируется у человека практически на протяжении всей жизни, и особенно в школьные годы. А основы этого отношения закладываются ещё в детстве, поэтому, младший школьный возраст должен стать объектом пристального внимания педагога, занимающегося проблемами экологического образования и воспитания. Экологическая культура, как качество личности, должна формироваться в процессе непрерывного экологического воспитания, основными звеньями которого являются:

  • семья;
  • детское дошкольное учреждение;
  • школа;
  • внешкольные воспитательные учреждения;
  • средства массовой информации.

 Каждая из форм организации учебного процесса стимулирует разные виды познавательной деятельности учащихся:

-  работа с интернет – ресурсом, энциклопедиями, и другими   источниками информации,  позволяет  накопить нужный материал, раскрыть сущность проблемы, что позволит самостоятельно заниматься  исследовательской работой, объяснять непонятные явления. Кроме этого дети учатся работать с компьютером и библиотечной картотекой, что является необходимым при организации самостоятельной работы в любом направлении;

- наблюдения,  уход за растениями и животными, формирует опыт принятия целесообразных решений;

- творческие способности, позволяют внести реальный вклад в изучение и сохранение местных экосистем, пропаганду ценных идей.

    Я  определила для себя одну из важных тем создания обучающей среды для развития универсальных учебных действий (УУД) учащихся через проектно-исследовательскую деятельность. Это позволяет включить ребенка в собственный исследовательский поиск на любых предметах: животных, растениях, насекомых. Сосредотачиваю своё внимание на индивидуальных особенностях каждого ребёнка. Стараюсь строить свою деятельность так, чтобы способствовать развитию навыков поискового мышления, способностей к творческому труду, чтобы у учащихся была возможность реализовать себя, а проектно-исследовательская деятельность – это та среда, где каждый сможет себя проявить. На кружковых занятиях, практикую коллективные, групповые и индивидуальные проекты.

При работе над проектами  формируются УУД  во всех сферах:

Несложность проектов обеспечивает успех их реализации. 

      Отсюда развитие творческого воображения  и  изобразительных способностей.  Желание наиболее точно отобразить растение или животное, тем более, если изображаемый предмет рядом, который можно не только увидеть, но и потрогать.

          При выполнении любого задания, учащимся предлагается проговаривать свои действия, так как главной задачей нашего учреждения является коррекция и развитие речи. Представление об экологической культуре  формируются на кружковых  занятиях. Разработана рабочая  программа под названием «Зелёная лаборатория». Реализация  программы осуществляется на кружковых  занятиях по двум направлениям:

          «Зимний сад» - экспериментальный учебный опытный участок, это специально отведенная комната, совмещающая живой уголок и комнатные растения.

 Обитателей сада и живого уголка дети видят ежедневно, что облегчает работу педагога.  Ребята систематически наблюдают и ухаживают за живыми существами. В процессе ухода, учащиеся получают представления о том, как растут,  развиваются  растения и животные, определяют, какие условия для этого  нужно создать. В процессе совместной  трудовой деятельности с педагогом, формируются навыки с элементами экспериментальной деятельности, например: пересадить или рассадить цветок в неодинаковую почву и  проследить  за его ростом.  Отобрав семена по качественному принципу,  посеять овощную рассаду,  наблюдая её дальнейший рост,  весной пересадить  в теплицу, которая имеется на пришкольном участке.

   С  увеличением  видового состава комнатных растений и расширением живого уголка,  проведена паспортизация роста, развития и цветения растений. За каждым растением и животным закреплён свой хозяин, который осуществляет уход за живым существом и несёт за него ответственность. Кроме этого, самостоятельно ведёт небольшую свою исследовательскую работу и записывает свои наблюдения в паспорт растения или животного.

    В 2015-2016 учебном году учащийся второго класса нашей школы участвовал в V научно – практической конференции «Шаг в будущее» с исследовательской работой «Можно ли содержать улитку ампуллярию в общем аквариуме со взрослым телескопом», где был отмечен  дипломом  III степени в секции «Доступная среда».

В 2016-2017 учебном году приняли участие в VI научно – практической конференции с исследовательской работой  «Как  питание влияет на жизнедеятельность и размножение     чернотелки (жука-знахаря)»

В 2017-2018 учебном году приняли участие в  Республиканской конференции учебно-исследовательских работ обучающихся «Земля - наш общий дом»

В этом же учебном году,  по предложению  Республиканского эколого-биологического центра,  учащихся приняли участие в викторине «Юный Тимирязевец» где были удостоены диплома II степени.

В 2019 – 2020 учебном году  приняли участие в Республиканской  учебно – практической   конференции «Земля – наш общий дом» с  экспериментально – исследовательской  работой «Может ли брюхоногий моллюск в процессе эволюции превратиться в домашнее животное» Результат: Грамота VI место

В 2020г.  Республиканская научно – практическая конференция (заочная)

Экспериментальное наблюдение «Влияние классической музыки на всходы и рост овса» Результат: сертификат участника

  Работа  на экспериментальном  учебно- опытном    участке:

                            Краткосрочные проекты: 

  - « Цветочные клумбы на школьном дворе» выращивание рассады;

   - «Кабачок» выращивание рассады для высадки в теплицу;

   -  «Огород на подоконнике» выращивание на окне карликовых     помидор, зеленого лука и пряных трав для зимних салатов;

   -  «Луковичные и клубневые растения»

       Исследовательские работы:

   -  «Опасные комнатные растения».

   -  «Влияние классической  музыки на рост и развитие семян овса».

   -  «Выращивание цикламена, драцены из семени».

   -  «Размножение комнатных растений способом черенкования».

  -  « Какие условия нужно создать для комфортного содержания  и  

         размножения  жука чернотелки в неволе»

 -    Эксперимент «Как питание влияет на размножение и жизненный комфорт      

        жука чернотелки»

 -  «Можно ли содержать улитку ампуллярию в общем аквариуме со

       взрослым телескопом»              

 -  «Может ли брюхоногий моллюск, в ходе эволюции, превратиться в

      домашнее животное?»

  Мастер – класс:

   -  «Бабушкина герань у нас в гостях» -  презентация.

   -  «В мире фиалок» - презентация

   -   «Красота своими руками»  Изготовление панно из природного  материала.

      Ежегодно,  по окончании  учебного года проводится «День открытых дверей», где дети показывают  родителям  свои знания и умения,  приобретённые на занятиях экологического  кружка,  дарят посаженные своими руками  комнатные цветы.

                                    «Ландшафтный дизайн»

      Реализацию проекта «Ландшафтный дизайн» осуществляют в основном взрослые люди. Детям отводится не сложная и не тяжелая работа. Они с большим интересом выступают в качестве помощников,  принимают участие в высадке цветочной рассады, поливают и ухаживают за растениями в теплице, осенью собирают урожай и семена цветов.  Главным инициатором и воплотителем идей выступает заинтересованные педагоги нашей школы под руководством которых осуществляется  эстетическое оформление пришкольного участка и всей школы.

    Силами  родителей и педагогов оформлены участки для прогулки детей, сделана спортивная площадка, альпийская горка. Разработаны клумбы для цветов, в которые весной высаживается цветочная рассада, выращенная своими силами в помещении учебного опытного участка.

     В зимнее время на школьном дворе красуются снежные фигуры, сделанные умелыми руками родителей и педагогов.

         Учащиеся нашей школы принимали  участие в Республиканском экологическом проекте «Лес на подоконнике».  Идея проекта заключалась в том, чтобы через посадку и уход за своим деревом, способствовать формированию у детей бережного и осознанного отношения к природе, заложить понимание того, что от каждого из них зависит сохранность природы родного края.  Проект  «Лес на подоконнике» предполагает создание питомников сосны на пришкольном участке.  Выращенные таким способом саженцы будут использованы при проведении  лесовосстановительных работ.  Проект, на всех этапах его реализации курировали  работники  лесного хозяйства и волонтёры, что обязывало детей с большей ответственностью отнестись к порученному делу

  Я считаю, что в процессе закладывания знаний о природе и животных, самопроизвольно формируются хорошие стороны черт характера, таких как сопереживание, сочувствие, жалость, желание сохранить и помочь беззащитным существам.  Я уверена, что человек, который не может жестоко обходиться с живыми существами  (растения, животные, полезные насекомые), не способен на насилие. Многое  зависит от педагога, который  хочет привить детям лучшие  качества характера. Если педагог в своей   деятельности руководствуется мотивом «вынужден», то итог следует ожидать низкий. Если он движим мотивом «хочу», то и результативность формирования экологической культуры школьника будет развиваться. Прежде всего, педагог должен сам быть влюблён в то, чем он занимается и чему учит детей, нужна искренность, дети это очень чувствуют.

Исследовательская работа представленная на Республиканской V научно-практической конференции «Шаг в будущее».

                           

                                    Исследовательская работа

«Можно ли содержать улитку ампуллярию в общем аквариуме со взрослым телескопом»  

Сведения о жизнедеятельности улиток ампуллярий.

Семейство ампуллярий или Ampullariidae объединяет пресноводных улиток, обитающих в тропиках по всему миру, некоторые виды ампуллярий встречаются в продаже для аквариумов и прудов. Их привлекательная внешностьи относительно большие размеры способствовали популярности этих созданий. Ампуллярии проживают в широком диапозоне экосистем, от болот, канав и прудов, до озер и рек. Большенство видов предпочитают стоячую воду проточной и только немногие виды приспособились к жизни в реках с быстрым течением. Сочетание легкие/жабры, свидетельствует о приспособлении ампуллярий к жизни в воде с низким содержанием кислорода. Чего не переносят рыбы. Это обычное дело в болотах и мелководных водоемах. Без легких улитки полностью зависели бы от жабр, что отрицательно сказалось бы на выживании вида. Еще одно приспособление для выживания – крышка устья раковины (operculum по латыни) позволяет пережить период засухи, нередкие в местах обитания ампуллярий. В таких случаях моллюски закапываются в ил и впадают в спячку, плотно закрыв крышку. Крышка также служит защитой от хищников. Ампуллярии активно ведут себя,  если условия содержания благоприятствуют им.  Другая удивительная особенность ампуллярий – это то, что они откладывают икру вне воды. Когда приходит время, самка выползает из воды и откладывает икру на стеблях растений и стволах деревьев, торчащих над водой, камнях или любой твердой поверхности.

Эта уникальная особенность присуща только семейству ампуллярии. Но не все ампуллярии откладывают икру подобным образом, улитки родов Asolene, Felipponea, Lanistes, Marisa и возможно также Afropomus и Saulea откладывают икру, окутанную желатинообразной массой под водой на  стебель растения, камень или другой объект.

Содержание улитки в общем аквариуме

Ампуллярий можно держать в обычном аквариуме с рыбками, но хороший аппетит этих улиток, уничтожает растения. Это еще один не желательный факт, и наносит вред аквариумным рыбкам. А если телескоп является видом питающийся моллюсками в том числе, это является ещё одной причиной раздельного существования. Также обязательна крышка на аквариуме, чтобы предотвратить побеги по ночам. Необходимо также оставить несколько сантиметров воздушного пространства, чтобы улитки имели возможность подышать свежим воздухом.

Несмотря на то, что у них кроме легких есть жабры, они утонут, если оставить их без воздуха. В случае, если мы хотим разводить ампуллярий, нужно оставить около 10см над уровнем воды, потому что иначе им трудно будет откладывать икру над водой. Ампуллярии едят почти все, что магут перетереть и прглотить. Овощи – огурцы, шпинат, морьковь и салат-латук, корм для рыбок, мертвых рыбок, улиток и их икру – все это они едят. Они являются своеобразными санитарами аквариума, но, если некоторая пища, которая не входит в рацион телескопа или будет не свежей, не минуемо приведет к его гибели, поэтому это является причиной раздельного содержания особей.

Размножение

Высокая температура воды и избыток пищи запускают процесс размножения. Как только икра созрела, самка ночью покидает воду и ищет подходящее место для кладки. В аквариуме это будет стенка или крышка, а в пруду- любой твердый объект вблизи поверхности воды. Поэтому улиткам в аквариуме нужно достаточно места над водой, чтобы отложить икру. Икринки улитка откладывает по одной, и приклеивает их друг к другу, так, что образуется плотная кладка. Свежеотложенные икринки молочного цвета и мягкие, но уже через несколько часов твердеют. Кладка должна быть влажной, но не мокрой и ни в коим случае не скрываться под водой – иначе маленькие улитки утонут. Через 2 – 4 недели, (но у нас в аквариуме через 10 дней, это зависит от температуры) появляются первые улитки. Кладка темнеет и, наконец, маленькие улитки проедают себе путь на волю и начинают падать в воду. В первый же день после появления на свет новорожденные улитки способны есть мягкие водоросли, различные отходы и остатки рыбьего корма. Кормить новорожденных улиток первое время можно мелкоразмолотым кормом для рыбок, но уже через две недели они способны питаться тем же кормом, что и их родители.

Эксперимент 1

 Гипотеза:

 аквариумные улитки ампуллярии будут лучше размножаться и развиваться, если они будут находиться в отдельном аквариуме с водой мало насыщенной кислородом, повышенной жёсткости и температуры. В свою очередь телескоп, в отдельном аквариуме, тоже будет получать нужное питание, иметь воду нужной жёсткости и температуры.

- как влияет жесткость воды на здоровье улитки ампуллярии ;

- должна ли жёсткость воды быть одинаково комфортной для жизнедеятельности ампуллярии и телескопа;

- какова причина болезни улитки ампуллярии и телескопа.

Пока наши подаренные улитки росли, не было никаких проблем. Когда они стали почти взрослыми, я увидел, что у одной из улиток начала трескаться и расслаивать раковина. Примерно через месяц, такая же картинка стала происходить с другой улиткой. Я стал выяснять причину болезни. Читал специальную литературу, использовал интернет. Что же я выяснил?

Чтобы формировать раковины, улитки усваивают из воды кальций. Если вода очень старая, или же очень мягкая, то кальция может элементарно не хватить. И защита улитки, её панцирь, трескается.  Жесткость аквариумной воды во многом определяет самочувствие обитателей аквариума, его нормальное существование. Для каждого живущего существа, обитающего в воде, есть определенный диапазон  жесткости воды, в котором оно хорошо себя чувствует, способно нормально жить и размножаться. Жесткость воды определяется содержанием в ней растворенных солей кальция, магния и некоторых других элементов, например, железа и алюминия, но их мало. Для ампуллярий нужна вода повышенной жесткости.

Я приобрел в зоомагазине специальные тесты для определения жёсткости воды, это специальные индикаторные полоски.

Приняты следующие деления воды по степени жёсткости:

  1. 0-4 d GH – очень мягкая вода.
  2. 0 -8 d GH – мягкая вода
  3. 8 – 12 d GH – вода средней жёсткости
  4. 12 – 18 d GH – вода умеренной жёсткости
  5. 18 – 30 d GH – Жёсткая вода

Эксперимент 2

Индикаторные полоски показали, что вода в аквариуме 0 – 8 d GH – мягкая.

Как же изменить жёсткость воды? По советам опытных владельцев аквариумов, я взял 2 чайные ложки пищевой соли на 100 литров воды (на аквариум), 4 чайные ложки карбоната калия (это куплено в аптеке), с помощью водонагревателя увеличил температуру воды на 6 градусов  с  24 – до 30 градусов. И получил 18 – 30 d GH – жёсткую воду. На дно аквариума положил ракушки, так как они тоже способствуют увеличению жёсткости воды.

Таким образом, я создал нормальные условия для жизни и здорового развития и роста ампуллярий.

Наблюдение:  Через один месяц, «раны» на раковинах улиток стали роговеть и затягиваться. Но возникла другая проблема, заболел телескоп. Я снова начал изучать специальную литературу, и выяснил, что телескоп не может полноценно существовать в воде повышенной жёсткости. Это первая причина и главная, по которой эти особи не могут существовать в одном водоёме.

Вывод: мне стало понятно, что ампуллярии полноценно могут существовать только в воде повышенной жёсткости, тогда они будут активными и иметь красивый внешний вид. Чтобы поместить улиток в общий аквариум, нужно подобрать породы рыб, у которых жизненные потребности будут такими же как и у ампуллярий, , сомы анцитрусы или таракатумы.

Эксперимент 3

Гипотеза: безопасно ли размножение аквариумной улитки в условиях общего аквариума.

Второй  причиной раздельного содержания, явилось размножение ампуллярии, которое пагубно действовало на обеих особей.

Наблюдение: Прошло ещё 2 месяца, и мои улитки стали взрослыми. Я ждал , когда они начнут давать потомство. Не дождавшись, снова заглянул в специальную литературу и выяснил, что:

- Высокая температура и воды (27 – 30 градусов), и избыток пищи запускают этот процесс. Я добавил температуру на водонагреватели и стал подавать больше корма. Что пагубно стало отражаться н        а самочувствии телескопа, так как  средняя температура для него 22 – 23 градуса, и переедание тоже недопустимо. В скором времени я увидел на внутренней поверхности аквариумной крышки, отложенные икринки молочного цвета. Через несколько часов они затвердели. Через 10 дней из икры проклюнулись маленькие улитки и поползли по стенкам аквариума.  Я по –прежнему кормил телескопа и улиток обычным кормом, думая, что маленькие улитки тоже его поедают. Температуру по-прежнему не ронял. Наблюдал, когда маленькие улитки начнут подрастать. Но на следующий день я обнаружил, что маленьких улиток в аквариуме стало гораздо меньше, а ещё через день, они вообще все исчезли. Стал их искать под растениями, раковинами, камнями, но не нашёл. Тогда я снова обратился к литературе, интернету и выяснил:

Версия 1.

Что маленькие улитки задохнулись и утонули. Так как аквариум высокий и у них просто не было сил добраться до поверхности воды и запастись кислородом. На дне аквариума послужили кормом для телескопа.

Версия 2.

Послужили живым кормом для телескопа, не добравшись до укрытия.

Версия 3.

Не получили нужного корма (ошпаренные, или слегка приваренные листья белокочанной капусты или салата, ломтики огурцов и другая растительность), но тогда бы этой пищей мог отравиться телескоп, так как для него такая пища вредна и мы могли лишиться телескопа. Это ещё один факт, что ампуллярию и телескопа нельзя содержать вместе.

   Из своих наблюдений и попыток исправить ситуацию я убедился, что не могут  сосуществовать ампуллярии с разновидностями золотых рыбок.

  Моя гипотеза полностью подтвердилась:
Аквариумные улитки ампуллярии нельзя содержать в одном аквариуме с рыбкой телескопом, так как условия содержания первых не подходят для содержания и разведения вторых.
Причины:
1. Разная вода по содержанию кислорода
2. Разная вода по жёсткости и температуре
3. Полезная пища для ампуллярий, вредна
    для телескопа
4. Телескоп поедает вылупившихся улитят.

ГБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная

                                 школа-интернат V вида»

                             

                             Исследовательская работа

           (экологический кружок «Зелёная лаборатория»)

 

Тема: «Какие условия нужно создать для разведения

    и комфортного содержания жука чернотелки

                          (жук-знахарь) в неволе»

                                       Выполнил: Варданян Артём  учащиеся 4 класса

                                                                       СКОШИ – V вида

                                                  Руководитель: Плетнева Людмила Евгеньевна

                                               

                                                Улан-Уд  2018

Артём:  Добрый день! Я, Варданян Артём  учащийся 4 класса школы V вида, г. Улан-Удэ.

Моя  тема звучит так: «Какие условия нужно создать для комфортного содержания и разведения в неволе жука чернотелки, в народе он называется  (жук-знахарь)»

Цель моего исследования: Определить наиболее лучший вариант  содержания чернотелки  в обыкновенной банке.

Объект исследования – Жук-чернотелка (знахарь).

Предмет исследования – как, и чем кормить жука;

                                         - температура воздуха;

                                         - влажность субстрата и пищи

Гипотеза:  

  1. Жук  чернотелка будет одинаково хорошо жить и размножаться в домашних условиях (в банке), как и в естественной среде обитания, если его правильно кормить.
  2. Чернотелка безболезненно сможет перенести  зимний мороз, например при перевозке.
  3. Жука чернотелку может погубить намокший субстрат.

Для достижения поставленной цели и проверки  гипотезы, я определил следующие задачи:

  1. Наблюдение за жизнедеятельностью жуков в стеклянной банке.
  2.  Провести несколько экспериментов на предмет питания (правильного и не правильного), температуры воздуха,  влажности субстрата.
  3. Изучить научную литературу о жуках семейства жесткокрылых, познакомиться с их особенностями.

В нашей школе существует учебно-опытный участок, который называется «Зимний сад».  Наш Сад существует 8 лет. Здесь собрано большое количество растений, за которыми мы ухаживаем и ведем наблюдение. Имеется террариум с сухопутной улиткой ахатиной, аквариум с водными улитками ампулляриями, и жуки чернотелки (в повседневной жизни их называют жуками знахарями). Я забочусь о жуках.  

Семейство Чернотелки относится к отряду жесткокрылых.

Я очень люблю насекомых. С помощью родителей я собрал большую коллекцию насекомых и рептилий.

Это семейство одно из самых многочисленных среди жуков, известно более

17000 видов, среди них около 1000 обитают в фауне нашей страны.  Чернотелки обитают в сухой, степной местности, полупустынях и пустынях.

Чернотелки питаются растительной и животной пищей. Этих жучков  в нашей жизни принято считать вредителями,  они всеядны. Они повреждают пищевые запасы. Лесные виды обитают главным образом в гнилой древесине или в грибах. Есть среди них,  и хищные насекомые.  Самые известные чернотелки поселяются в наших домах, на складах зерна и муки, портят пищевые продукты. Некоторые виды поедают даже строительный мусор. Размер взрослого жука небольшой: длина 5 мм, ширина 1,3 мм. Жук знахарь родом из Аргентины.

Цикл состоит из нескольких стадей:

  1. Жуки-чернотелки откладывают яйца, которые через 1 месяц

                 превращаются в личинок.

  1. Стадия личинок длится 2 месяца.
  2. Затем черви превращаются в куколок, и начинается постепенное превращение в жуков. Этот процесс может длиться около 1 месяца.
  3. Появившиеся жуки живут 4 месяца.

 Есть у этих жуков одно очень интересное достоинство, они обладают целебными свойствами.

Актуальность:

Начали лечиться ими с 1991г. Хотя также известно, что люди их использовали ещё намного раньше. Согласно данным, которые мы имеем, их употребляют для лечения таких болезней как: астма, псориаз, рак, диабет, дерматит, СПИД и многих других болезней.

Их у нас много, и мы можем начать свой бизнес, помогая больным приобрести этих насекомых для лечения (только с разрешения докторов).

 Именно поэтому мы начали наблюдения за данными насекомыми.  Мы должны знать, прихотливы ли они в еде и какое время смогут вынести вообще без пищи, какую температуру смогут выдержать.

Я провёл несколько экспериментов, с которыми хочу вас познакомить.

                         I  Эксперимент:   (Питание)

Продолжительность исследовательской работы  30 дней.

Цель:  Как  питание  влияет  на  размножение   и  жизненный  комфорт жука чернотелки.

Описание эксперимента: Взяты 3 стеклянные банки  по 6 жуков в каждой

  1. В первую банку помещены 6 жуков чернотелок и дан рекомендуемый корм, а именно: чёрный чёрствый хлеб, в качестве жидкости кожура банана.

Цель: Выяснить, сколько яиц  произведут 6 жуков чернотелок при рекомендуемом питании и содержании.

Результат:  6 жуков произвели 180 яиц, что считается нормой.

  1. Во вторую банку помещены 6 жуков чернотелок, дан для эксперимента не рекомендуемый белый хлеб, в качестве жидкости нарезанные овощи (свекла, капуста, морковь, кожура картофеля).

Цель: выяснить,  будут ли жуки поедать такой корм, и на каком овоще будут больше откладывать яйца. Посчитать примерное количество отложенных яиц.

Результат: 6 жуков отложили 185 яиц на всех овощах, что тоже считается нормой.

  1. В третью банку помещены 6 жуков, внутри которой,  находится строительный мусор,  в качестве жидкости 2 капли воды на  каждый день.

 Цель:  Выяснить, будут ли жуки  поедать  древесину,

(строительный мусор) при отсутствии  пищи, повлияет ли это на его образ жизни и сможет ли он размножаться.   

Результат: Все жуки погибли.

 Вывод:  Чернотелка одинаково хорошо поедает фрукты и овощи, черный хлеб и белый и дает положенное количество яиц. Следовательно, жуков смело можно кормить этими продуктами. Жуки отказались есть не съедобные предметы и погибли.

                       II  Эксперимент:  (Избыток влаги) 

              Продолжительность исследования 2 недели.

 Цель: Выявить,  как влияет на жизнедеятельность жуков избыток влаги.

Описание эксперимента: 

  1. Четвертая банка: помещены 6 жуков, которых будем кормить рекомендуемой пищей  (черный хлеб, кожура банана или яблока), но при этом постоянно увлажнять водой корм и субстрат.

Результат: Жуки размножались, но очень вяло, появлялись личинки, но в фазу куколки не переходили, погибали, а затем погибли все жуки.

Вывод: жуки не переносят переувлажнения субстрата, на них пагубно влияет мокрая пища.

 III Эксперимент: (Влияние низкой температуры на жизнеспособность жуков).

Продолжительность исследования 5 часов

Цель: при какой температуре заморозки, жук - знахарь может прийти в себя,  продолжать  жить и размножаться

Описание эксперимента: 

  1. В пятую  помещены 6 жуков, которые будут вынесены на мороз -30 градусов  на 30 минут, и на мороз -16 градусов на 30 минут.

После заморозки нужно будет пронаблюдать, через какое время они снова станут активны.

Результат:  вынесенные на -30-ти градусный  мороз  жуки  чернотелки

погибли. Через несколько дней я стал их исследовать под микроскопом, они рассыпались.

Жуки, которые были вынесены на мороз -16 градусов, выжили, но  не размножаются.

Вывод: Жук чернотелка способен вынести мороз до -16 градусов, если будет холоднее, он погибнет.

Подтверждение гипотезы:  Наша гипотеза подтвердилась, но частично.  Действительно,  жук чернотелка будет хорошо жить и размножаться в неволе, как и в естественной среде обитания, если его правильно кормить и не увлажнять субстрат и пищу.

 Морозная погода на жука влияет пагубно. Жук не  размножается или гибнет. Что противоречит  нашей первоначальной гипотезе.

 

                 

 

 ГБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат V вида»

                                   Исследовательская работа

              (экологический кружок «Зелёная лаборатория»)

          Тема: «Может ли брюхоногий моллюск,

                            в ходе эволюции,  

               превратиться в домашнее животное?»

                           

                                                Выполнил: Гымнинов Валера  учащийся 4 класса

                                                                                          СКОШИ – V вида

                                                                 

                                                Руководитель: Плетнева Людмила Евгеньевна

                                                 

                                                Улан-Удэ

                                                    2019

                                                       Оглавление

Введение.

  1. Родина и места обитания улитки Ахатины
  2. Строение и особенности поведения улиток
  3. Текст выступления
  4. Ход исследования
  5. Итоги и результаты исследования.
  6. Заключение
  7. Список используемой литературы
  8. Приложение

Актуальность:

           Домашние животные помогают развивать в человеке многие хорошие качества: это ответственность, аккуратность, уважение к другим.

Домашние животные – это наши друзья, с которыми можно поделиться своими переживаниями. Общение с братьями нашими меньшими, безусловно, полезно для человека, особенно для нас, детей, ведь так мы учимся заботиться о ком-то, брать на себя ответственность. И дети, и взрослые становятся общительнее и добрее, если у них есть домашние животные.

Проблема исследования: Узнать путём экспериментов, чем отличается улитка Ахатина от других видов моллюсков и чем схожа с домашними животными.

Предмет исследования: Террариум с  улиткой  Ахатиной

Цель исследования: Узнать, имеет ли улитка Ахатина память, обоняние.

Задачи:

1. Создать условия, пригодные для содержания улиток дома.

2. Изучить способность улиток приспосабливаться к среде обитания.

  1. Исследовать технологию питания в домашних условиях, умение определять местонахождения пищи.

Найти подтверждение гипотезе:  Ахатина имеет память, что не свойственно для семейства брюхоногих моллюсков.

Методы исследования:      1. Метод наблюдения.

                                              2. Фотографирование.

                                               3. Изучение интернет-источников.

                                 4. Изучение литературы по теме.

Введение

Родина и места обитания улитки Ахатины

        Брюхоногие моллюски, или улитки – самый разнообразный класс моллюсков. Известны почти девяносто тысяч различных видов улиток Оказывается, существуют улитки просто гигантского размера – это африканские улитки Achatina fulica (Ахатина фулика). Их раковина может достигать 25 см в диаметре и тело длины до 30 см.

Родина этого семейства - Средиземноморье. В Крыму она была обнаружена в конце XIX века. Как она расселилась - точно не знает никто. Но, существует предположение, что её завезли участники Крымской войны – жители французских колоний - Туниса и Алжира, где этих улиток употребляли в пищу. Оказавшись на воле, улитки прижились, благо климат в Крыму подходящий. Теперь эти улитки встречаются по всему миру, в тех странах, где говорят по-английски, этих улиток называют «улитка с шоколадными полосками».

Начиная с XIX в. Многие виды улиток были перевезены из своих обычных мест обитания в другие регионы и даже континенты, где они стали настоящим стихийным бедствием для местных жителей. Например, интересна история улитки Ахатины.

Первоначальное место обитание её - Восточная Африка, далее она медленно переселилась на Мадагаскар и Сейшельские острова. В 1910 году её обнаружили на острове Шри-Ланка и в Индии, а в 1920 она стала известна в Малайзии, Индокитае, на острове Тайвань и различных тихоокеанских островах.

Когда численность этой улитки резко возросла, местное население стало испытывать немалые трудности в борьбе с ней. В Восточной Африке эти улитки не доставляют таких проблем, так как там обитает другая улитка Гонаксис, являющаяся естественным врагом Ахатины, и поддерживающая её численность невысокой. Также раньше бытовало поверье, что суп из этой улитки - лекарство от туберкулеза, поэтому ее специально завезли в Индию, Сингапур, в Калифорнию, на многие тропические острова. В США же Ахатина - национальное бедствие. Попало как-то во Флориду несколько улиток, и всего за год симпатичные молчуны так размножились, что уничтожили в штате все - и посевы, и кору на деревьях, и даже штукатурку на домах!  На счет штукатурки не шутка - чтобы строить ракушку, улиткам нужен кальций, и они его добывали, облизывая фасады домов. С тех пор все Ахатины, которые попадают в США, удостаиваются смертной казни, а любители этих животных - 5 лет тюрьмы. К счастью, в России Ахатины в природе не выживают, а в неволе их держать не опасно.

Строение и особенности поведения улиток

Картинки по запросу части тела улитки ахатины

Сухопутные улитки относятся к классу брюхоногих моллюсков и имеют следующее строение:

- 1 – щупальца

- 2 – глаза

- 3 – нога

- 4 – раковина

- 5 – дыхательное отверстие

           Улиток часто можно найти на траве, на стеблях и листьях кустарников. Как и все моллюски, она имеет мягкое тело и может жить только во влажной среде. Поэтому у них выработался ряд приспособлений  к наземному образу жизни. Прочная, спирально завитая известковая раковина защищает мягкое тело улитки от высыхания. Чаще всего этого моллюска в природе можно увидеть в осенние влажные ночи и днём после дождя, когда воздух насыщен водяными парами, а земля и растения мокрые.

     Тело улитки прочно прикреплено к раковине.  В благоприятных условиях, если моллюска не беспокоить, он медленно высовывается из своей раковины, расправляет тело и,  наконец, вытягивает щупальца. Щупалец у него две пары.  В сухую погоду и в жару улитка прячется в свою раковину. Главной составной частью раковины является известь.

             В жаркую пору улитка с помощью слизи приклеивает раковину к стволу или ветви дерева, закупоривает слизью наружное отверстие и впадает в спячку. В таком состоянии он проводит как засушливое время летом, так и холодный период зимой.

      Тело улитки состоит из головы, туловища и ноги. Медленно ползая, улитка отыскивает себе пищу. Органом движения моллюска  является мускулистая нога, находящаяся на брюшной стороне тела. Широкая нижняя сторона ноги постоянно выделяет слизь, благодаря чему улитка, ползая, держится почти на любой поверхности. Она может даже не порезавшись проползти через лезвие бритвы.

        Улитка – растительноядное животное. Её рот помещается на перднем конце тела, под первой парой щупалец. Рот ведёт в мышечную глотку, на дне которой расположен язык. Язык улитки покрыт несколькими рядами острых и твёрдых зубчиков, образующих характерный орган – так называемую тёрку. С помощью тёрки моллюск соскребает растительную пищу. Если еда не нравится или не подходит улитке, она просто не будет есть, так что отравиться она не сможет.

        Считается, что если в рационе будет много ярких овощей (красный болгарский перец, морковь, помидор), раковина улиток тоже будет яркой и красивой.

         Воду Ахатинам можно подавать в мисочке, а также орошая террариум опрыскивателем. Животные охотно слизывают капельки воды, образовавшиеся на поверхностях.  Сбоку у улитки можно заметить небольшое отверстие, которое, то открывается, то закрывается. Это дыхательное отверстие, воздух из него попадает в такой орган как мантия.

           В мантии много кровеносных сосудов, через стенки которых в кровь из дыхательной полости поступает кислород. Из крови в дыхательную полость выделяется углекислый газ. Кровь у улиток бесцветная.

Если к улитке прикоснуться, она сразу втягивает свои щупальца,  за

тем прячет в раковину своё тело. Этот ответ на раздражение происходит с помощью нервной системы. Как и у других животных, нервная система моллюсков объединяет и управляет деятельностью отдельных органов, регулирует все жизненные процессы, происходящие в её теле. Передвигаться и добывать пищу улитке помогают органы чувств,  связанные с щупальцами. Более короткими щупальцами она ощупывает пищу и почву, а также различает запахи. На концах более длинных щупалец расположены маленькие глаза. По раковине всегда можно определить, в каких условиях содержатся Ахатины. Если раковина гладкая и ровная - значит условия хорошие, если бугристая - условия неподходящие.

    За время своего существования на Земле улитки обрели удивительные способности приспосабливаться. Находят их в городах и пустынях. В Сахаре, например, улитки попадаются в местах, где температура в тени 45 градусов.  Есть улитки, живущие в воде горячих источников. В то же время они хорошо переносят и холод.

     Если условия среды не благоприятны, улитки впадают в оцепенение – анабиоз, и в нем могут находиться около года.

      Улитки – двуполые существа, по необходимости они могут быть и отцом и матерью.

Внутри улитки жизнеспособные яйца могут сохраняться до года!

Текст выступления:

              Может ли брюхоногий моллюск, через десятки лет,  

                           превратиться в домашнее животное?

      В нашей школе  есть Зимний Сад, он  существует 9 лет. Здесь собрано большое количество растений, за которыми  ухаживают  ученики школы. Это различные растения, террариум с улитками  и  насекомые.  У каждого ученика в саду есть своё растение или животное, о котором он заботится. Я ухаживаю за гигантской сухопутной улиткой  Ахатиной.

Немного хочу вам рассказать о своей улитке:

     Длина раковины взрослой улитки обычно не превышает 5-10 см ( у нашей длина 10 см), хотя известны отдельные экземпляры длиной более 20 см.

Раковина  чаще всего бывает закручена против часовой стрелки, хотя встречается и обратное направление. У старых Ахатин  раковина имеет от 7 до 9 витков (у нашей 7 витков).

Окраска раковины зависит от окружающей среды и рациона питания. В большинстве случаев на ней наблюдаются полосы красновато-коричневых и желтоватых оттенков.

     Это  - сухопутный брюхоногий моллюск,  у неё есть лёгкие, поэтому она не может жить в воде.  Широко распространён в странах с тропическим климатом. Является вредителем сельскохозяйственных растений, особенно сахарного тростника. В  Европе, в том числе в России, они часто содержатся в качестве домашних животных.

Моллюск активен при температуре от 9 °C до 29 °C, при температуре от 2 °C до 8 °C  улитка впадает в спячку.

Ахатины питаются овощами, фруктами, едят мясо, яйцо, а также его скорлупу, потому что там есть кальций, а это витамин для укрепления панциря улитки.

Ахатины ведут  ночной образ жизни, хотя во влажную погоду могут выползать и днём.

Наша улитка не любит слишком сырое жилище. Если слишком сыро в террариуме, она пытается покинуть это место, уползая по стенке террариума вверх.

     Ухаживая за улиткой, я заметил, что находясь в любом углу террариума, она всегда возвращалась на своё место, где спит.

Значит, у неё имеется память!

Гипотеза: Ахатина имеет память, что не свойственно для семейства брюхоногих моллюсков.

Тогда я решил провести эксперимент со своей улиткой на предмет определения местоположения пищи.

Ход исследования: В течении 5 дней, я помещал корм (огурец или яблоко) в одно и то же место. Улитка, долго ползая по террариуму находила его и съедала. Тогда я переместил корм в другой конец террариума. Проголодавшись ахатина уже без сомнения направлялась к месту где стоял корм, но не найдя ничего, долго сидела оглядываясь по сторонам. Затем снова начинала искать  пищу. По запаху она находила её и съедала, это значит, что улитка имеет обоняние. Запомнив новое место, она снова безошибочно возвращалась к месту кормления.

Моя  гипотеза подтвердилась. Улитка без сомнения имеет память.  Кроме того, имеет обоняние.

Вывод: Наличие лёгких, обоняния,  памяти, уход от открытой воды, сырости, свидетельствуют о том, что она из моллюска в скором времени действительно может превратиться в домашнее животное, а одна большая нога на брюхе – разделится на 4 лапы.

       ГБОУ « Специальная (коррекционная) общеобразовательная

                                 школа – интернат V вида»                            

                                  Исследовательская работа

                                    (экологический кружок)

 Тема: «Влияние классической музыки на развитие и рост

                                  растений (овса)»

                                                                                Выполнил: Дашиев Игорь

                                                                                           ученик 2 класса

                                                Руководитель: Плетнева Людмила Евгеньевна

                                                                                         

                                                    Улан – Удэ

                                                        2020 г.

                                 

                                  Исследовательская работа

Тема:  Влияние классической музыки на рост и развитие ростков овса.

Оглавление:

  1. Введение: Тема, актуальность, проблема исследования, цель, задачи,

                    гипотеза.

  1. Основная часть:  Исследования  и достижения ученых в области исследования влияния музыки на растения. Практическое исследование.  Методы исследования. Ход работы, этапы. Результаты эксперимента. Выводы.

  2. Заключение: Подтверждение гипотезы, рекомендации.

     Актуальность  данного исследования заключается в том, что его результаты можно будет использовать при выращивании рассады на нашем школьном учебно-опытном участке.  

     Иногда наша рассада не успевает вырасти в срок, поэтому мы должны найти способ ускоренного выращивания.

Проблема исследования: Найти способ ускоренного выращивания цветочной рассады для пришкольных клумб и  овощной рассады для дальнейшего выращивания в теплице с помощью включения классической музыки.

Объект изучения: Всходы овса в двух одинаковых кашпо, в одинаковых

условиях  ухода и посадки.

 Цель: В  ходе лабораторного эксперимента,  установить влияние звучания различных классических музыкальных произведений,  с целью стимулирования  роста и развития ростков овса

 Задачи исследования:

1.  Изучить литературу по предмету исследования.  Выяснить,  кто из ученых занимался изучением влияния музыки на растения, и какие выводы были сделаны в результате исследований

 2.  Провести собственный эксперимент по изучению влияния музыки на прорастание семян и развитие растений

 3.  Составить периодизацию  включения музыки,  подобрать репертуар.

 4.  Оформить  таблицу  наблюдений.

Гипотеза:  Растения, которые «слушают»  классическую музыку ежедневно,  в течении  30 минут, растут и развиваются гораздо лучше тех, которые музыки не слышат.

 Методы исследования:     1. Изучение научной литературы

                                            2. Прослушивание муз. кл. произведений

                                            3. Практическая работа

                                           4.  Наблюдение, измерение,  анализ, сравнение

                                            5. Фотографирование 

Оборудование и материалы: Семя овса, посадочный материал, звукозаписи классической музыки.

Введение:

    Музыка — это одно из самых удивительных чудес, созданных человеком. Мелодия способна вызвать у человека радость или грусть, поднять боевой дух воинов и удесятерить силы людей, работающих в поле, взбодрить уставших в походе туристов и успокоить малыша!

   Животные тоже «слышат» музыку, активно реагируя на нее. Акулы, услышав классическую музыку, собираются вместе со всего океана.

Научно установлен факт, что и растения неравнодушны к музыке и чутко реагируют на нее скоростью роста и плодоношением. 

   Человек дружен с растениями с незапамятных времен, с самого момента зарождения человечества на Земле. Растения – важнейший источник сырья и пищевых ресурсов,  жизненно важного элемента – кислорода, без которого не могут существовать животные и человек. Именно растениям обязан живой мир нашей планеты своим становлением и жизнью. Благодаря растениям земной шар имеет кислородную атмосферу с тонким слоем озона, защищающего живые существа от губительного действия коротковолновых ультрафиолетовых лучей, идущих от Солнца.
Достижения в области исследования влияния музыки на растения.
   Еще в старых книгах можно было встретить удивительные сведения о взглядах древних мыслителей и философов на природу растений и их

чувствительности  к музыке, пению и даже к эмоциям людей: любимые

растения расцветали, а нелюбимые вяли.
  Особая роль изучения влияния музыки на растения принадлежит индийскому ученому, профессору ботаники Т. Ц. Сингху, из университета Аннамалай в штате Мадрас, а также ботанику и агроному Джорджу Е. Смиту. Они первые выявили на опытах влияние музыки на рост растений. В целом, проведенные опыты наглядно показали, что эффект биологического действия звуков и музыки на растения имеется,  и он связан с характерными звуковыми частотами.
         
Влияние музыки на растительные молекулы и клетки.
   Есть одна  неразрешенная и в то же время очень интересная проблема: каков же механизм воздействия музыки на растения?
  Опыты указывают на то, что растения могут реагировать на действие звука, на звуковые волны определённой частоты. У них происходит обмен веществ, который совершается с помощью особых активных белков-ферментов.

 А.А. Замятин кандидат физико-математических наук, сравнил числа оборотов ферментов в некоторых биохимических реакциях, и оказалось, что они соответствуют частоте музыкальных звуков.
Таким образом, в растительных клетках есть колебательные процессы и резонирующие структуры, которые лежат в основе биологического действия музыки на растение. Данный процесс получил название
 резонансный механизм.

 Практическое исследование

Этапы проведения исследования

Для проверки нашей гипотезы, исследование включало три этапа:

1 этап. Теоретическое исследование проблемы:

Изучить научную литературу о растениях.

Сроки: вторая половина января 2020г.

2 этап. Практическое исследование проблемы:

Узнать, оказывает ли звучание классической музыки влияние на рост и развитие комнатных растений;

Используемые методы: эксперимент; наблюдение; анализ; сравнение;

Сроки: Первая половина февраля 2020г.

3 этап. Практическое использование результатов:

Разработать рекомендации по выращиванию культурных растений.

Сроки: Вторая половина февраля 2020г.

Ход работы:  Для исследования  взяты одинаковые семена  овса. Это растение не требует особых условий  выращивания, всходы появляются буквально на 2 – 3 день и очень быстро  вырастают  превращаясь  во взрослое растение, что очень удобно для наблюдения.   Семена были посажены в одинаковые горшки с одинаковым грунтом.   Аналогичным для обоих горшков было освещение и температура. В каждом горшке по 30 семян,  которые  посажены на одинаковую глубину (фаланга указательного пальца).

При выращивании овса ежедневно,  в течение 30 минут,  на протяжении всего эксперимента (18 дней ),  растениям включалось музыкальное сопровождение следующим образом:  Цветочный горшок №1 – без музыки

Цветочный горшок №2 – классическая музыка

                                        Результаты эксперимента:

               Данные, которые мы получили, приведены в таблице

№ горшка

Первые всходы

Шестой

день

средняя

высота

Девятый

день

средняя

высота

12-й

день

средняя

высота

15-й

день

средняя

высота

18-й

день

средняя

высота

примечания

Горшок №1 без музыки

3-й день

1 см

5 см

12 см

15 см

19 см

Из 30-ти семян взошли 18

Горшок №2 класс. музыка

2-й день

2 см

9 см

15 см

17 см

24 см

Из 30-ти семян взошли 25

                            Результат описания  эксперимента:

После того, как мы посадили в 2 одинаковых горшках  семена овса, с первого дня эксперимента,  горшку №1 не включали музыку, а горшку №2 включали музыку И.С.Баха.

Первые всходы появились, где звучала классическая музыка.  Это произошло на второй  день. У горшка № 1, где не было музыки,  восходы появились на 3 день.

На 6 день средняя высота всходов в цветочном горшке № 1 достигала 1 см; у горшка № 2 средняя высота всходов достигала 2 см.

На 9 день в горшке № 1 средняя высота всходов была равна 5 см; средняя высота всходов в горшке № 2 достигала 9см.

На 12 день средняя высота овса в горшке №1 достигала 12 см,; средняя высота всходов в горшке №2 достигала 15 см .

На 15 день средняя высота овса в горшке №1 достигала 15 см,; средняя высота всходов в горшке №2 достигала 17 см .

На последний  18 день эксперимента средняя высота всходов в горшке №1 достигла отметки в 19 см; средняя высота всходов овса в горшке № 2 достигла 24 см.

Таким образом, разница между высотой всходов, озвученных классической музыкой и не озвученных, составила 5 см за 18 дней.

Опираясь на эти данные, после проведённого исследования, мы можем сделать вывод о том, что наша гипотеза подтвердилась - классическая музыка, действительно, положительно влияет на физиологию растения, способствует его активному росту и развитию.

Заключение:   Растения всегда чутко улавливают перемены состояния среды, потому что ими движет естественная борьба за выживание.

Изучив литературу по влиянию музыки на рост и развитие растений, а так же используя  выводы,  сделанные учеными по этому вопросу мы,  выяснили, что классическая музыка благоприятно действует на рост и развитие растений, а у растений оставшихся в тишине  процессы роста и развития  приостановлены.

Для  проверки  гипотезы,  мы провели собственное экспериментальное исследование,  результат,  которого доказал, что растения, уход за которыми сопровождался классической музыкой, прорастали  раньше, они значительно прибавляли  в росте,  по сравнению с растениями,  уход за которыми производился в тишине.

Вывод: Исходя из полученных нами данных, мы уверенно можем сказать, что классическая музыка благоприятно  влияет на рост и развитие  растений.

Рекомендации:
*Для увеличения скорости роста растений нужно использовать музыку, а именно классическую.
*В школах, домах, офисах растения растут лучше, где звучит  классическая музыка, а это большее выделение кислорода и поглощение углекислого газа, что благоприятно влияет на здоровье и самочувствие людей. Кроме того, при выращивании  любой рассады, растениям не нужно дополнительного освещения и большего количества времени для  быстрого роста, а достаточно ежедневно «слушать» любую классическую музыку.

Список литературы:

  1. Анастасова Л.П. Растения и окружающая среда. Учебное пособие. – М: РИНО,1999.
  2. Дубров А.П. Музыка и растения.- М: Педагогика Пресс,1998.
  3. Исмаилова С. Энциклопедия для детей «Биология». – М.Аванта+, 1994.
  4. Кленов А. С. Я познаю мир. М. : АСТ, 1999.
  5. Ситникова Н. Давайте слушать музыку.Саранск:  Мордовское книжное издательство,1989.

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность в экологическом воспитании младших школьников

Автор: Шишкина Анна Викторовна,учитель начальных классовКонтактный электронный адрес: anna100278@mail.ruМесто работы: МОУ «Средняя школа №22»г. Балаково Саратовской области ...

Презентация проекта "Экологические проблемы". Проектная деятельность 4 класс.

Презентация "Экологические проблемы" - итог работы учащихся на занятиях по проектной деятельности. Материалы представленные в презентации являются творчеством детей. Данная презентация может быть испо...

Экологическое воспитание в начальной школе через проектную деятельность.

Экологическое воспитание начинается с раннего детства, когда ребенок начинает ходить, говорить, думать, мечтать, любоваться красотой родной природы....

Экологическое воспитание и обучение младших школьников в проектной деятельности.

О формах работы с младшими школьниками по экологическому воспитанию...

Экологическое воспитание школьников через организацию проектной деятельности

Вэтой работе рассказано о проектной деятельности в начальых классах и в ГПД. Все воспитанники и учащиеся начальной школы участвовали в утреннике, посвящённом Дню птиц. До праздника воспитанники ...

Организация проектно-исследовательской деятельности с младшими школьниками. Проект "Вода-наше богатство" в рамках воспитательной работы по направлению экологическое воспитание и образование младших школьников" ФГОС

Описание  планирования организации работы над проектом "Вода-наше богатство", конспект занятия №4 "Изготовление плакатов по темам "Вода-источник жизни" и " Загрязнение и охрана водоёмов"Цель заня...

Проектная деятельность в экологическом воспитании детей с ОВЗ во внеурочной деятельности

laquo;Проектная деятельность учит школьников, а не презентует какие-то их достижения. Это деятельность обучающая, нацеленная на личностные результаты. Образно проектную деятельность можно определить ...