- Здравствуйте уважаемые родители! Хочу начать нашу встречу с известной христианской притчи: Однажды, закончив службу, священник сказал: "В следующее воскресенье я буду беседовать с вами на тему лжи. Чтобы вам легче было понять, о чем пойдет речь, прочитайте перед этим дома семнадцатую главу Евангелия от Марка". В следующее воскресенье священник перед началом своей проповеди объявил: "Прошу тех, кто выполнил задание и прочел семнадцатую главу, поднять руки". Почти все прихожане подняли руки. "Вот именно с вами я и хотел поговорить о лжи", - сказал священник, - "в евангелии от Марка нет семнадцатой главы". Это притча о лжи взрослых людей в храме. Человеческая ложь – проблема вечная. Слайд1 - Известная картина? - А кто из вас сталкивался с детской ложью? Поднимите руку. Именно такого ответа я и ожидала. Поэтому наш сегодняшний разговор о детской лжи. Слайд 2 - Кто из вас может оставаться равнодушен к тому, что сын или дочь говорит не правду, поднимите руки. Таких нет. Не удивительно! Ложь не приятна. Каждому хочется, чтобы собственный сын или дочь не лгали. - А как распознать ложь? Слайд 3 Лучший детектор лжи – материнское сердце. Но существует несколько признаков, которые свидетельствуют, что при разговоре с вами ваш ребенок говорит неправду: – ребенок может в разговоре повторять за вами последнюю фразу, чтобы выиграть время для того, чтобы придумать правдоподобный ответ; – у него меняется выражение лица, или появляются непроизвольные жесты, например, почесывание носа или брови; – поскольку малыш осознает, что поступает неправильно, то может говорить неправду более тихим голосом, либо у него меняется тон или темп речи; – ребенок может пытаться скрыть неправду за пустой болтовней; если ваш ребенок по натуре не очень разговорчив, чрезмерная словоохотливость, может быть признаком обмана.
- Распознать ложь это хоть и великое дело, но оно не решает наши проблемы в полном объеме. Ведь у любого явления есть причины. Нельзя бороться с явлениями не зная причин. - Предлагаю вникнуть в типичные ситуации, связанные с ложью детей и определить причины детской лжи в каждой из ситуаций. Описанные ситуации на каждом столе на листочках. Прошу вас зачитать их. Пожалуйста…. Прочтите вашу ситуацию. Спасибо. (Обращается ко всем) Как вы думаете уважаемые родители, почему ребенок в данном случае солгал? Ситуации: · Мальчик рассказывает с подробностями как вчера ночью наблюдал высадку инопланетян с летающей тарелки. · Ребенок исправляет в дневнике оценку, превращает «3» в «5». · Школьник наблюдал, как его одноклассник разбил стекло в кабинете. Однако настойчиво утверждает, что это сделал незнакомец. · Ребенок-лидер в коллективе рассказывает друзьям о несуществующих на самом деле влиятельных родственниках. Хвалится их возможностями. (после обсуждения слайд 4– таблица «Ложь наших детей: причины и последствия») - Мы выявили основные причины, которые побуждают лгать наших детей. При этом одновременно мы выявили и виды лжи. (Называет три вида лжи) Ложь-фантазия (белая ложь), ложь – защита, и ложь-удовольствие (махровая ложь). Виды лжи | Причины | Последствия | Ложь – фантазия (белая ложь) | Желание фантазировать, сочинять | - без последствий - развитые творческие способности | Ложь-защита | Стремление избежать наказания | - преспупление - более жестокое наказание - проблемы во взаимоотношениях | Защита | Ложь-удовольствие (махровая ложь) | Стремление получить удовольствие, возвыситься | - тунеядство, леность - проблемы во взаимоотношениях | Ложь-болезнь | | |
- Ложь-защита и ложь-удовольствие к 12 годам могут перерасти в ложь-болезнь. Подросток будет лгать без всякой причины. Он станет зависим от лжи. - Мы выявили внутренние причины детской лжи. Что из внешних обстоятельств, кто из окружения побуждает детей ко лжи? (ОТВЕТЫ РОДИТЕЛЕЙ – ложь взрослых, родителей) Слайд 5 - Вы очень точно указали главную причину детской лжи – это ложь взрослых, родителей. Советую вам прочитать статью Ирины Девиной «Правда о лжи». А теперь вернёмся к притче, с которой я начинала это собрание. Любая ложь так или иначе всегда проявится. - Итак, сегодня мы выяснили, какими могут быть причины лжи и их последствия, но для нас с вами важно выяснить не только кто виноват, но и что делать. Как нам вместе воспитывать в детях честность. Какие конкретные действия можем запланировать мы учителя и родители? Никогда не говорите такие слова: Уйди от сюда, я не люблю тебя такого! Вот я в твоём возрасте учился хорошо! Я говорила с учителем и знаю, что ты написал контрольную на «2»! Как не стыдно! (Я говорила с учителем и знаю, что ты написал к.р. на «2».Я волнуюсь и думаю, как бы тебе помочь) Слайд 6
- Всегда держать свое слово. Если в каком-то случае Вы не можете выполнить обещание, объясните ребенку, почему Вы это не можете выполнить и извинитесь. - Если так окажется, то Вы сами соврали перед ребенком, объясните, чем обусловлена ложь и обязательно признайте сам факт обмана. - Не ждите, что дети сразу начнут различать понятия «белая ложь» и более серьезный обман. - Поощряйте ребенка, когда он говорит правду, особенно в тех случаях, когда сказать ее было нелегко. - Не навязывайте ребенку много правил и не ждите от него много, помните: больше правил - больше шансов, что они могут быть нарушены ребенком, и чаще ребенок будет прибегать к обману как к средству избежать наказания. - Говорите ребенку, что Вы его любите даже тогда, когда он врет и что он неплохой ребенок, несмотря на то, что обманул.
- Наше собрание подходит к концу. В завершение я хочу прочесть отрывок из стихотворения Андрея Дементьева «ЛОЖЬ» Я ненавижу в людях ложь. Она порой бывает разной, Весьма искусной или праздной, И неожиданной, как нож, Я ненавижу в людях ложь. От лжи к предательству пол шага. Когда-то все решала шпага, Но это стиль для нас негожь. Я ненавижу в людях ложь, Я не приемлю объяснений, Ведь человек, как дождь весенний, А как он чист, весенний дождь. - Если наша беседа пригодилась вам и вы сделали определённые выводы, прикрепите свой кружок на белое поле доски, а если собрание показалось вам бесполезным, то на красное поле. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ И ЗА УЧАСТИЕ В СОБРАНИИ! |