Классный час. Тема: « День славянской письменности и культуры.»
классный час (4 класс)

Шпакова Елена Александровна
Цель: повышать уровень творческих способностей учащихся. Задачи:- создавать условия для накопления и обогащения опыта нравственного поведения учащихся путём вовлечения их в практическую деятельность;  вызвать живой и непосредственный интерес к истории своей Родины;  развивать память, восприятие, мышление и познавательные интересы;  воспитывать культуру демократических отношений и чувство любви и уважения к культуре русского народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_konspekt.doc29 КБ

Предварительный просмотр:

АЗ, БУКИ, ВЕДИ.

Тема: « День славянской письменности и культуры.»

Цель: повышать уровень творческих способностей учащихся.

Задачи:- создавать условия для накопления и обогащения опыта нравственного поведения учащихся путём вовлечения их в практическую деятельность;

  • вызвать живой и непосредственный интерес к истории своей Родины;
  • развивать память, восприятие, мышление и познавательные интересы;
  • воспитывать культуру демократических отношений и чувство любви и уважения к культуре русского народа.

Оборудование:

-выставка книг;

-аудиозапись «Гимн Кириллу и Мефодию.», магнитофон;

-кроссворд;

-наглядный материал ( старославянский и современный алфавит);

-буквицы, нарисованные и раскрашенные учащимися;

-плакат с цитатой А.Куприна: «Язык — это история народа. Язык — это путь цивилизации и культуры...»

Вступительное слово учителя.

   24 мая отмечается День славянской письменности и культуры. Церковь отмечает его как День святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, просветителей славян. Праздник славянской письменности пришёл к нам из Болгарии, где этой традиции уже больше 100 лет. В нашей стране он стал отмечаться с 1986 года.

   Наш урок посвящён Дню славянской письменности и культуры.

   Ученик.

В классе уютном, просторном

Утром стоит тишина,

Заняты школьники делом-

Пишут по белому чёрным,

Пишут по чёрному белым.

Ручками пишут и мелом:

«Нам не нужна война!»

   -В это трудно поверить, но когда-то наши предки — славяне вовсе не имели книг, потому что не было букв, которыми можно было записывать славянскую речь. После принятия христианской религии славяне стали использовать вместо своих простейших знаков латинские и греческие буквы. Но это было очень удобно, так как эти буквы не могли передать все особенности славянской речи. И явились на Русь два просветителя, братья мудрые... Жили они на границе государства Византии и славянских земель в городе Солуни. Дома два брата говорили на славянском языке, а в школе обучение шло только на греческом. Младший брат мечтал написать книги, понятные славянам, а для этого нужно было придумать славянские буквы.

   Прошли годы. Братья выросли, выучились. Но мечта создать славянскую азбуку не покидала младшего брата. Он много

 работал и придумал буквицы, а из них составил азбуку.

- Как звали братьев? ( Кирилл и Мефодий.)                                 Но придумать — это полдела. Надо перевести с греческого языка на славянский книги, чтобы славянам было что читать. Это оказалось очень трудным делом, и один Кирилл не мог справиться. Ему стал помогать старший брат Мефодий.

Это событие произошло в 863 году.

-Посмотрим на первый славянский алфавит. Как он называется? ( Кириллица.)

-Почему он так назван? ( По имени Кирилла.)

-Каждая буква в древней славянской азбуке была особенной. Она имела имя. Давайте познакомимся с некоторыми из них.

Аз — я;

Буки — буквы, книги;

Веди — ведать, знать;

Глаголь — говорю, слово;

Добро — добро;

Есть — есть;

Живете — жизнь;

Земля — земля.

-Отгадайте загадку.

Семя плоско, поле гладко,

Кто умеет, тот и сеет,

Семя не всходит, а плод приносит.

( Бумага и написанные на ней слова.)

-На чём же раньше писали? Писали раньше палочкой на белой бересте, иглой на пальмовых листьях, на глиняных табличках, на дощечках, покрытых воском и даже на медных листах. Есть такое растение-папирус. Славен он тем, что на нём писали первые книги. Писали наши предки на пергаменте. Пергамент делали из кожи коз, телят, овец. Кожу старательно чистили, скоблили, шлифовали, пока не становилась жёлтой или белой. На пергаменте наши предки писали гусиными перьями, очень редко лебедиными.

 -Отгадайте загадку.

Не куст, а с листочками.

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает. ( Книга.)

  В старину книги писались от руки. Работа продвигалась медленно. На изготовление одной рукописи уходило иногда пять-семь лет. Писец должен был обладать чётким и красивым почерком. Каждая буква часто даже не писалась, а рисовалась.  Подбирались тщательно чернила, писали даже растворённым золотом или серебром. Начальную строку новой главы выделяли красными чернилами, отсюда и пошло выражение-начать с красной строки. Переписанные листы украшали рисунками, одевали в переплёты из деревянных досок, обтянутых кожей. На обложках помещали драгоценные камни, золотые или серебряные застёжки. Такая книга стоила больших денег.

-На каком языке писали книги?

-А какой язык в наше время является государственным на территории РФ?

-Очень важно, изучая русский язык, научиться правильно и грамотно писать, красиво и правильно говорить.

   Ученик.

Наш язык-язык труда и света,

Веры и надёжности язык,

Слушает с волнением планета

Русский замечательный язык!  

  Ученик.

Я люблю свой родной язык!

Он понятен для всех и певуч.

Он, как русский народ, многолик,

Как держава наша, могуч!

  Ученик.

Русский язык-мой любимый урок.

Каждое слово идёт мне впрок.

Слово за словом льётся поток,

Словно великая Волга течёт.

И много похожего есть в судьбе

Русской речи и в языке:

Оба они непокорны и горды,

Оба могучи и многоводны,

Оба прошли испытанья веков-

Им отдаю бескорыстно любовь.

  -Отгадайте загадки.

Буквы-значки,как бойцы на параде,

В строгом порядке построены в ряд:

Каждый в условленном месте стоит

И называется...(алфавит)!

 -Прапрадедовской порой

Встали буквы в чёткий строй...

Строй, как строй, да не простой,

Он зовётся...(азбукой).

-Чем отличается азбука от алфавита?

Слово «азбука» произошло от названий двух первых букв славянской азбуки: А (аз) и Б (буки). Слово «алфавит» происходит от названия двух первых букв греческого алфавита: АЛЬФА и ВИТА.

-А сколько букв в современном русском алфавите? (33)

-В старославянском было 43 буквы.

-Давайте сравним старославянскую азбуку и современный русский алфавит.

-А теперь выполним несколько заданий.

1.Кроссворд.

По горизонтали:

1.Кора берёзы. (Береста.)

4.Название старославянской азбуки. (Кириллица.)

5.Другое название азбуки. (Алфавит.)

По вертикали:

1.Знак алфавита. (Буква.)

2.Орудие письма в старину. (Перо.)

3.Родной город Кирилла и Мефодия. (Солуни.)

2.Доскажите пословицу или поговорку.

Учитель говорит начало пословицы, ученики договаривают.

-Аз, буки, веди, страшны как медведи.

-Азбуку учат-на всю избу кричат.

-Ум без книги, как птица без крыльев.

-Что написано пером, не вырубишь топором.

-Грамоте учиться всегда пригодится.

-Кто хочет много знать, тому надо мало спать.

-Век живи-век учись.

-Повторенье-мать ученья.

  -Какие пословицы о грамоте знаете вы?

Ученики.

 -Без букв и грамматики не выучишься математике.

 -Если хочешь познать истину, начинай с азбуки.

 -Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

 -Мир освещается солнцем, а человек знанием.

3.А сейчас проверим, как хорошо вы знаете церковнославянские слова.

На ватмане-контур человеческой фигуры, части тела подписаны по-русски. Детям нужно найти табличку с соответствующими церковнославянскими словами и прикрепить их рядом с синонимичными русскими.

Чело-лоб.

Вежды-веки.

Очи-глаза.

Ланиты-щёки.

Брада-борода.

Уста-рот,губы.

Выя-шея.

Рамена-плечи.

-Надеюсь, что наш урок оставил самые приятные впечатления в ваших сердцах, позволил ещё раз приобщиться к богатейшему наследию славянских народов.

-Что нового вы узнали на уроке? Что вам понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация проекта "День славянской письменности и культуры"

Презентация проекта по теме "День славянской письменности и культуры" представлено в форме интегрированного праздника - концерта, в программу которого включены презентации групповых мини - проектов....

ДЕНЬ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ И КУЛЬТУРЫ

Расширить знания о письменности, познакомить с первыми создателями славянской письменности....

"День славянской письменности и культуры"

24 мая - День памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, создателей славянской письменности. Россия традиционно отмечает День славянской письменности и культуры. Этот праздник после многи...

Серия родительских собраний в детском саду и начальной школе на день славянской письменности и культуры: «Те, кто читает, всегда будут править теми, кто смотрит телевизор»

Серия родительских собраний  в детском саду и начальной школе  Организация учебного процесса.     Название работы: «Те, кто читает, всегда будут править теми, кто см...

Классный час на тему "День славянской письменности"

Мы живем в стране, которая называется…/Россия/Россияне, русские, русичи…Каждый человек должен знать и помнить, откуда родом, кто его предки....

конспект классного часа на тему "День славянской письменности"

Классный час на тему "День славянской письменности" предназначен для детей 4-го класса, его целью является создание условий для формирования у младших школьников знаний о дне славянской...