Учимся жить вместе
рабочая программа
Программа воспитательной работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vospitatelnoy_raboty.docx | 324.65 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
«Учимся жить вместе»
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ: 4 ГОДА
Класс 3 а
Учитель: Глушич Н.В.
2017 – 2021 г.
Программа направлена на развитие и совершенствование положительных качеств личности ребёнка через становление и развитие детского самоуправления, разработана по циклическому принципу для обучающихся в начальной школе и рассчитана на четыре года.
Цель Программы – создание максимально благоприятных условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.
Задачи Программы:
- сформировать и развить классный коллектив;
- создать благоприятный психолого-педагогический климат для реализации личности,
самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;
- Создать условия для поддержания стабильного здоровья обучающихся, защиты их прав и интересов;
- организовать систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса;
- сформировать у обучающихся нравственный смысл и духовные ориентиры;
- организовать социально значимую творческую деятельность обучающихся.
Содержание программы
1 класс «Познай себя» - на первом этапе, где дошкольник - уже школьник, где ведущая деятельность – учёба, в которой происходит узнавание себя, даётся оценка собственным взглядам на окружающих.
2 класс «Научись дружить» - на втором этапе - главное не ты мне, а я тебе. Результат совместной деятельности – забота не только о себе, но и о сверстниках, близких.
3 класс «Коллективная жизнь» - на третьем этапе - умение жить и работать в коллективе, подчинение своих интересов интересам коллектива.Самоуправление в классе.
4 класс «В единстве - сила» - на завершающем этапе - от авторитарности управления к демократичности, приём самостоятельных решений, самостоятельный анализ своей деятельности, поступков.
Этапы и организационно-педагогические условия реализации Программы
1 класс «Познай себя»
| 2 класс «Научись дружить»
|
3 класс «Коллективная жизнь»
| 4 класс «В единстве сила»
|
Реализация Программы осуществляется:
- в ходе организации образовательного процесса, а также во внеурочное и внешкольное время;
- в ходе взаимодействия со школьными социологическими службами (библиотекарь, психолог);
- через ведение аналитической и диагностической деятельности (анкетирование, собеседование, тестирование, наблюдение, вопросники, социологические исследования);
- через систему КТД и традиционных дел ОУ;
- через систему взаимодействия, сотрудничества с культурными и образовательными учреждениями города(музеем, библиотекой).
Принципы реализации Программы
Программа выстроена на основании следующих принципов:
Принцип деятельностного подхода.
Приоритеты: воспитывает не педагог, не нравоучения, а организация жизни детей, её живые уроки, которые образуют личностный опыт каждого воспитанника. Чем богаче классная (школьная) деятельность, тем сильнее она задевает сердца и души детей.
Принцип целостности в воспитании.
Приоритеты:нужно научиться понимать и принимать ребёнка как неразрывное единство биологического и психического, социального и духовного, сознания и самосознания, рационального и иррационального.
Принцип личностно ориентированного воспитания.
Приоритеты: уважение уникальности и своеобразия каждого ребёнка, признание его таким, какой он есть, умение влиять на его развитие без попытки переделать.
Принцип нравственности.
Приоритеты: организация отношений на принципах миролюбия, толерантности, через активизацию социальной деятельности и творческой активности личности.
Принцип природосообразности и развития.
Приоритеты: учет закономерностей природного развития ребенка, опирающегося на психолого-педагогические диагностики, обеспечивающего развитие творческой, мыслительной деятельности ученика, его самообразование, позволяющего развивать разнообразные навыки и способы деятельности.
Инновационные педагогические технологии, лежащие в основе воспитательной деятельности:
1. Здоровьесберегающая технология направлена на сохранение и укрепление здоровья (игровые технологии оздоровительной и профилактической направленности, проветривание и генеральные уборки кабинета, ведение диагностики заболеваний детей, беседы с обучающимися и родителями медицинским работником и другое.)
2. Технология воспитания экологической культуры направлена на создание условия подрастающего поколения к жизни в этом мире; развитие равновесия и гармонии в отношениях " человек-природа", ориентация обучающихся на бережное отношение к природе, ее ресурсам и полезными ископаемым, флоре, фауне.
3. Технология накопительной оценки "Портфолио" дает представление о результатах индивидуального развития ученика, его творческой активности, интересов.
4. Проектная технология - одна из важнейших составляющих воспитательного процесса. Она способствует формированию исследовательских умений обучающихся, направлена на организацию их самостоятельной деятельности. Этот метод широко используется во внеурочной деятельности. В основе метода лежит развитие познавательных интересов учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление.
5. Технология сотрудничества - совместная деятельность классного руководителя и учеников, ученика и учеников, классного руководителя и родителей (дискуссии, беседы, обсуждение проблемных вопросов, тесты, анкетирование, диагностика учащегося).
6.Коллективная технология предусматривает взаимосвязанную деятельность классного руководителя и обучающихся на договорной основе с учетом принципов индивидуализации и дифференциации, оптимальной реализации человеческих и технических возможностей, диалогического общения.
Методы:
- метод проектов;
- коммуникативная методика;
- личностно-ориентированный метод;
- метод креативного мышления;
- репродуктивный метод;
- метод критического мышления;
Формы работы:
- Классные часы (тематические, этические, профилактические)
- Экскурсии, походы, поездки
- Конкурсы, викторины
- Коллективно творческие дела
- Родительские собрания
- Беседы, индивидуальные беседы
- Посещение музея, библиотеки
- Спортивные эстафеты, соревнования, оздоровительные прогулки
- Праздники, чаепития
- Нестандартные уроки (урок- радость, урок – КВН и др.)
- Посещение семей
- Изучение личности ребёнка через анкетирование, тестирование
Направления работы с классным коллективом
1.«ЗДОРОВЬЕ» (спортивно-оздоровительная деятельность)
Цель: использование педагогических технологий и методических приёмов для демонстрации учащимся значимости их физического и психического здоровья, для будущего самоутверждения.
Задачи:знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению здоровья;формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья
Формыработы:
- спортивные соревнования, конкурсы, спартакиады, марафоны, эстафеты в классе, между классами;
- спортивные конкурсы и викторины, тематические классные часы, связанные со спортивной тематикой
- тематические родительские собрания, совместно с педагогами и медицинскими работниками по вопросу сохранению здоровья учащихся класса;
- беседы, дискуссии;
- походы, дни здоровья.
Календарь мероприятий
№ п/п | Мероприятия | Сроки проведения |
1. | «День здоровья» | раз в месяц |
2. | Легкоатлетический кросс «Золотая осень» | октябрь |
3. | «Богатырские состязания» | февраль |
4. | Пересаживание детей с целью охраны зрения | ежемесячно |
5. | Сотрудничество с детской поликлиникой. Медосмотр детей | ежегодно |
6. | Организация минуты отдыха на учебных занятиях | ежедневно |
2. «ОБЩЕНИЕ» (коммуникативная деятельность)
Цель: передача учащимся знаний, умений и навыков социального общения людей, опыта поколений.
Задачи:формировать у учащихся культуру общения в системе «Учитель - ученик», «Ученик - ученик», «Взрослый - ребёнок»; знакомить учащихся с традициями и обычаями общения разных поколений, разных стран.
Формы работы:
- тематические классные часы, игры и тренинги по проблеме общения;
- тренинги общения учащихся и их родителей;
- тематические и индивидуальные консультации для детей и родителей;
- самопрезентации и самопредставления;
- праздники, конкурсы, дискуссии.
Календарь мероприятий
№п/п | Мероприятия | Сроки проведения |
1. | Оформление уголка класса | в течение года |
2. | Посещение занятий внеурочной деятельности | еженедельно |
3. | Участие в конкурсах: учебных, творческих | в течение года |
4. | Участие в классных и школьных мероприятиях | в течение года |
5. | Сезонные экскурсии | 4 раза в год |
6. | Участие в проведении концертных программ | в течение года |
7. | Посещение школьной и городской библиотек | в течение года |
8. | Кл.часы на этическую тематику | в течение года |
3. «НРАВСТВЕННОСТЬ. ДУХОВНОСТЬ»(духовно-нравственная деятельность)
Цель: обучение пониманию смысла человеческой жизни, ценности своего существования и ценности существования других людей.
Задачи работы:развитие желания знать, понимать и действовать в соответствии с полученными нравственными знаниями в реальных жизненных ситуациях;развитие волевых качеств ученика, способности к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон;воспитание интереса учащихся к самим себе, желание самоусовершенствования;формирование положительного отношения к традициям и обычаям своей семьи, своего народа, умения слушать и слышать, смотреть и видеть, осознавать и делать выводы.
Формы работы:
- тематические классные часы;
- посещение библиотеки и музея с последующим обсуждением;
- экскурсии, знакомства с историческими и памятными местами города, Сахалинской области и России;
- дискуссии по нравственной тематике;
- праздничные поздравления одноклассникам, педагогам, родителям, сюрпризные моменты, конкурсы.
Календарь мероприятий
№п/п | Мероприятия | Сроки проведения |
1. | Праздник первой оценки | сентябрь |
2. | День матери | ноябрь |
3. | Беседы о поведении в школе, столовой, коридорах школы, в общественных местах. | втечение года |
4. | Беседа «Как вести себя на каникулах» | перед каникулами |
5. | Проведение инструктажей для учащихся | в течение года |
6. | Час мужества «Боевые подвиги русского народа» | февраль, май |
7. | Участие в шествии «День Победы» | 9 мая |
8. | Кл. часы «Традиции русского народа» | ежегодно |
9. | Кл.часы о доброте и зле | ежегодно |
10. | Моя родословная | ежегодно |
4. «ДОСУГ» (культуротворческая и эстетическая деятельность)
Цель: создание условий для проявления учащимися класса инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, развитие индивидуальных эстетических предпочтений в области культуры.
Задачи:создание условий для равного проявления учащимися своей индивидуальности во внеурочное время;использование нетрадиционных творческих форм внеклассной деятельности с учётом возрастных особенностей учащихся;изучение интересов и потребностей каждого ребёнка во внеурочной деятельности; проведение для учащихся по выбору кружков, секций; постоянная демонстрация достижений, результатов, способностей учащихся в досуговой деятельности перед родителями, педагогами, одноклассниками и сверстниками; развитие у детей способностей адекватно оценивать свои результаты и быть справедливым к достижениям других; использование активных форм внеклассной работы с учётом возрастных особенностей учащихся.
Формы работы:
- проведение конкурсов, викторин, утренников и так далее в классе и активное участие в общешкольных мероприятиях;
- празднование памятных дат жизни учащихся;
- празднование памятных дат календаря;
- посещение театров, музеев, выставок;
- Общешкольные КТД, разработанные в ходе реализации программы.
Календарь мероприятий
№ п/п | Мероприятия | Сроки проведения |
1. | Организация выставок работ учащихся | ежемесячно |
2. | Организация дежурства по классу, школе | втечение года |
3. | Участие в проводимых классных, школьных мероприятиях (КТД) | втечение года |
4. | Посещение культурно – массовых мероприятий района. | втечение года |
5. | Посещение кружков по интересам | в течение года |
6. | Организация поздравлений от класса учителей, пожилых людей, мам, пап. | октябрь, ноябрь, февраль, март. |
7. | Организация и проведение классных и школьных мероприятий | в течение года |
5. «СЕМЬЯ» (воспитание семейных ценностей)
Цель: создание условий для организации взаимодействия и сотрудничества с родителями в соответствии с запросами и уровнем просвещённости конкретного родительского коллектива.
Задачи:организация и совместное проведение досуга детей и родителей; организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, всеобуча, тематических и индивидуальных консультаций и бесед; создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса учащихся, педагогов и родителей; организация и просвещение родителей по вопросам воспитания детей и использования активных форм деятельности; создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания учащихся в системе «учитель - ученик - родитель».
Содержание сотрудничества классного руководителя с родителями включает три основных направления:
- психолого-педагогическое просвещение родителей;
- вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;
- участие в управлении учебно-воспитательным процессом.
Взаимодействие классного руководителя с родителями
основные направления | формы работы с семьёй |
психолого-педагогическое просвещение родителей | родительские встречи, обмен опытом |
индивидуальные и тематические консультации | |
тренинги | |
конференции | |
родительские собрания | |
вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс | Совместные походы |
открытые уроки и внеклассные мероприятия | |
помощь в организации и проведении внеклассных дел и в укреплении материально - технической базы школы и класса | |
шефская помощь | |
участие в управлении учебно-воспитательным процессом | участие родителей класса в работе совета школы |
участие родителей класса в работе родительского комитета |
Калейдоскоп родительских собраний
Срок проведения | Тема собрания | Ответственные |
1 класс | ||
сентябрь | Развитие у младших школьников универсальных учебных действий. | учитель (презентация) |
декабрь | Режим дня школьника и работоспособность | учитель |
февраль | Эмоции положительные и отрицательные. | учитель |
апрель | Итоги адаптации первоклассников. | Учитель |
май | Итоги прошедшего учебного года «Перелистывая страницы...» | учитель (презентация из жизни класса, 1 год) |
2 класс | ||
I четверть | Оценка и отметка в современной школе | Учитель (презентация) |
II четверть | Общешкольное родительское собрание | Учителя начальных классов |
III четверть | Наказание и поощрение в семье. | учитель |
IV четверть | Агрессивные дети. Причины и последствия детской агрессии. | учитель, психолог |
3 класс | ||
I четверть | Значение общения в развитии личностных качеств ребенка. | учитель |
II четверть | «Медиабезопасность детей в сетях интернет и сотовой связи» | Общешкольное собрание учитель |
III четверть | Как организовать внешкольное время ребенка. Роль игры в его жизни. | учитель(презентация), зам. по ВР |
IV четверть | Итоги прошедшего года. Профилактика детского дорожно – транспортного травматизма | учитель |
4 класс | ||
I четверть | Воспитание нравственных привычек у детей. | учитель |
II четверть | Речевые навыки и их значение в обучении. Развитие речи. | учитель, логопед |
III четверть | Телевизор в жизни семьи и ребенка. | учитель |
IV четверть | Итоги обучения в начальной школе. | учитель |
6. «УЧЁБА. ИНТЕЛЛЕКТ» (интеллектуально-познавательная деятельность)
Цель: оказание помощи ученикам в развитии учебных способностей, мыслить рационально и эффективно проявлять свои интеллектуальные умения.
Задачи:определить круг реальных учебных возможностей ученика, его ближайшую зону развития; создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии; формировать культуру интеллектуального развития и совершенствованияумственных способностей.
Календарь мероприятий
№ п/п | Мероприятия | Сроки проведения |
1. | Участие в школьных мероприятиях, направленных на интеллектуально-познавательную деятельность | в течение года |
2. | Выбор и посещение кружков | в течение года |
3. | Организация взаимопомощи в учебе | в течение года |
4. | Ведение портфолио | в течение года |
5. | Представление достижений, результатов, способностей учащихся родителям, педагогам, сверстникам. | в течение года |
6. | Участие в районных, областных и иных мероприятиях, направленных на интеллектуально-познавательную деятельность | в течение года |
7. «ГРАЖДАНИН» (гражданско-патриотическая деятельность)
Цель: воспитывать любовь к родителям, друзьям, Родине, родному краю.
Задачи: формирование у детей вечных нравственных норм: доброты, любви к близким, терпимости к окружающим, осознание самосовершенствования.Воспитание нравственных ценностей: гуманности, сознательной дисциплины и культуры поведения. Утверждение в душах детей уважения к человеку как высшей ценности бытия. Воспитание доброжелательного отношения к людям, дисциплинированности и культурного поведения. Выработка у учащихся активной жизненной позиции, сознательного отношения к общественному долгу, единства слова и дела.Ориентирование в системе нравственных ценностей на положительные примеры.
Формы работы:
- тематические классные часы;
- встречи с представителями правовых структур, органов правопорядка;
- конкурсы, викторины «Я – гражданин России».
Календарь мероприятий
№ п/п | Мероприятия | Сроки проведения |
1. | Классные часы «История Российской символики» | в течение 4х лет |
2. | Деловая игра «Твои права и обязанности» | декабрь |
3. | Социальный проект «Люди моей малой Родины» | 4 класс |
4. | Кл. час «Моя малая Родина» | в течение 4х лет |
5. | Посещение краеведческого музея | в течение года |
6. | Разучивание гимна РФ. | в течение года |
7. | Организация мероприятий, посвящённых государственным праздникам | в течение года |
8. | Участие в викторинах, конкурсах рисунков | в течение года |
9. | Организация встреч с представителями органов правопорядка | в течение года |
8.«ТРУД И ПОРЯДОК» (общественно - трудовая деятельность)
Цель: приобщение учащихся к общественной работе, воспитание сознательного отношения к своим обязанностям, формирование трудового образа жизни.
Задачи: прививать уважение к труду и творчеству старших и сверстников; иметь элементарные представления об основных профессиях; развивать ценностное отношение к учебе как виду творческой деятельности;первоначальные навыки коллективной работе;умение соблюдать порядок на рабочем месте; воспитывать бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учебе, небережливому отношению к результатам труда людей.
Формы работы:
- трудовой десант
- творческая мастерская
- тематические классные часы
- конкурсы
Календарь мероприятий
№ п/п | Мероприятия | Сроки проведения |
1. | Участие в школьных мероприятиях, направленных на общественно-трудовую деятельность | в течение года |
2. | Операция «Уют» | в течение года |
3. | Организация дежурства по классу | в течение года |
4. | Беседы с детьми о сознательном отношении к своим обязанностям. | в течение года |
5. | Операция «Книжная больница»- ремонт книг | в течение года |
9.«ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ»
Цель:повышение уровня жизнестойкости подростков, профилактикаантивитального поведения.
Задачи: Оказание психолого-педагогической поддержки и помощи детям и подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;Формирование навыков конструктивного взаимодействия (работа в команде, поведение в конфликтной ситуации, создание благоприятного психологического климата в коллективе; Формирование у подростков позитивного самосознания собственной личности и личности других людей; Организация и включение подростков в ценностнозначимую для них деятельность
Формы работы:
- индивидуальные беседы
- тематические классные часы
- занятия внеурочной деятельности
Календарь мероприятий
№ п/п | Мероприятия | Сроки проведения |
1. | Участие в школьных мероприятиях, направленных на формирование жизнестойкости обучающихся | в течение года |
2. | Проведение мониторинга | в течение года |
3. | Проведение родительских собраний | в течение года |
4. | Взаимодействие с социальным педагогом | в течение года |
5. | Консультирование родителей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации | втечение года |
Психолого-диагностическое сопровождение
С помощью начальной диагностики обобщаются демографические данные учеников, составляется социальный паспорт класса, выявляются познавательные способности и личностные качества. Для этого можно использовать следующие виды диагностики:
• индивидуальные беседы с учащимися;
• анкетирование родителей на первом родительском собрании;
• посещение некоторых семей на дому;
• изучение уровня воспитанности учащихся;
• изучение уровня удовлетворённости школьной жизнью.
Ожидаемый результат
Конечная цель воспитательной деятельности:
Добиться сплоченности коллектива, чувства уважения друг к другу, ответственности учащихся за порученное дело, любви к Родине, развитие чувства сопричастности ксудьбам Отечества.
Выпускник начальной школы – это творческая личность, умеющая жить в классном коллективе и строить со своими одноклассниками отношения дружбы и взаимопомощи. Обладает высоким уровнем самосознания, самодисциплины; пониманием ценности человеческой жизни, справедливости, бескорыстия; уважением человеческого достоинства; милосердием, доброжелательностью, способностью к сопереживанию; умением пользоваться правами ученика и выполнять возложенные на него обязанности; убежденность личности в том, что настоящий гражданин любит Родину и гордится ею, изучает историко-культурное духовное наследие, бережет природу, заботится о ближних.
Этапы и прогнозируемые результаты I ступени (1 класс)
- приобщение к истории своей семьи, школы, села;
- приобретение знаний, умений и навыков для сохранения здоровья;
- устойчивые положительные результаты обучения;
- приобщение к исследовательской деятельности;
- повышение уровня социальной комфортности в коллективе.
Этапы и прогнозируемые результаты II ступени (2 класс)
- воспитание чувства гордости, любви к родному краю;
- знание экологических проблем района, края, способов выхода из них;
- повышение интереса к исследовательской деятельности;
- проявление уважительного отношения к старшим;
- формирование негативного отношения к вредным привычкам;
- расширение кругозора;
- активное участие родителей в жизни класса, школы.
Этапы и прогнозируемые результаты III ступени (3-4 класс)
- испытание чувства гордости за свою страну;
- владение методами самовоспитания, самоконтроля;
- повышения интеллектуального уровня;
- проявление самостоятельной творческой активности;
- повышение степени удовлетворения родителей результатами работы школы, классного руководителя.
Оценка эффективности и перспектива развития Программы
Критерии и способы изучения эффективности воспитательной системы класса:
- сформированность нравственного, познавательного, коммуникативного, художественного и физического потенциалов личности младшего школьника;
- развитость креативных способностей учащихся;
- проявление индивидуальности каждого ученика и классного сообщества в целом;
- сформированность классного коллектива.
В соответствии с данными критериями могут быть использованы традиционные и нетрадиционные методики изучения воспитательного процесса.
Перечисленные методики позволяют получить необходимую и достоверную информацию о развитии личности учащихся и сформированности коллектива классного сообщества. (см.Приложение)
Критерии | Показатели | Методики |
1. Интеллектуальное развитие | 1. Освоенность образовательной программы 2. Развитость познавательных процессов 3. Способность к проведению научного поиска | 1. Анализ текущей и итоговой успеваемости 2. Уровень учебной мотивации (методика Лускановой Н. Г.) |
2. Нравственное развитие | 1. Сформированность основных нравственных качеств личности 2. Социальная активность учащихся | 1. Оценка уровня воспитанности (методика Капустина И. И.) 2. Педагогическое наблюдение |
3. Коммуникативное развитие | 1. Коммуникабельность 2. Сформированность коммуникативной культуры учащихся | 1. «Я в глазах других» (анализ «Индивидуальной карты развития ребенка) 2. Педагогическое наблюдение |
4. Развитость креативных способностей | 1. Способность к оригинальному мышлению 2. Стремление к творчеству | 1. Анкета для родителей «Способности вашего ребенка» 2. Педагогическое наблюдение |
5.Сформированность классного коллектива | 1. Состояние эмоционально – психологических отношений в коллективе | 1. Социометрия |
6. Удовлетворенность учащихся и родителей жизнедеятельностью классного сообщества | 1. Комфортность, защищенность личности учащегося его отношение ко всем сторонам жизнедеятельности в классе 2. Удовлетворенность родителей результатами обучения и воспитания своих детей | 1. Тест «Хорошо ли ребенку в школе?» 2. Изучение удовлетворенности школьной жизнью (методика Андреева А. А.) |
РАЗДЕЛ 1
Тема, цели и задачи воспитательной работы на 3 класс
ТЕМА: «КОЛЛЕКТИВНАЯ ЖИЗНЬ»
ЦЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ:
Добиться сплоченности коллектива, чувства уважения друг к другу, ответственности учащихся за порученное дело, любви к Родине, развитие чувства сопричастности ксудьбам Отечества.
ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ:
Спортивно-оздоровительная
Познакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению здоровья; формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья
Интеллектуально-познавательная
Определить круг реальных учебных возможностей ученика, его ближайшую зону развития; создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии; формировать культуру интеллектуального развития и совершенствования умственных способностей.
Духовно-нравственная
Формировать положительное отношение к традициям и обычаям своей семьи, своего народа, умения слушать и слышать, смотреть и видеть, осознавать и делать выводы.
Гражданско-патриотическая
Формирование у детей вечных нравственных норм: доброты, любви к близким, терпимости к окружающим, осознание самосовершенствования. Воспитание нравственных ценностей: гуманности, сознательной дисциплины и культуры поведения.
Художественно-эстетическая
Учить воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное. Формировать художественный вкус, развивать творческие способности и эстетические наклонности.
Коммуникативная
Формировать у учащихся культуру общения в системе «Учитель - ученик», «Ученик - ученик», «Взрослый - ребёнок»; знакомить учащихся с традициями и обычаями общения разных поколений, разных стран.
Общественно-трудовая
Прививать уважение к труду и творчеству старших и сверстников; иметь элементарные представления об основных профессиях; развивать ценностное отношение к учебе как виду творческой деятельности;первоначальные навыки коллективной работе
Воспитательная
Изучать детский коллектив, воспитывать бережное отношение к товарищам. Воспитывать терпимые дружеские отношения между собой. Учить быть готовыми помочь друг другу, находить взаимопонимание, прощать обиды.
ЗАДАЧИ ТРЕТЬЕГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ:
- Создание условий для устойчивого положительного результата обучения, проявления интеллектуальных способностей
- Расширять знания учащихся о своей семье, школе, достопримечательностей своего города, области
- Продолжать работу по формированию классного коллектива и развитие личности в нём, развивать навыки самоконтроля, самодисциплины, создание органов классного самоуправления.
- Содействовать формированию сознательного отношения ребенка к своему здоровью как естественной основе умственного, физического, трудового и нравственного развития.
- Способствовать развитию умения организовывать под руководством учителя внеклассные мероприятия
РАЗДЕЛ 2
Общие сведения о классе
1) Всего учащихся: 25 человек.
2009 г.р. 9 лет | 2010 г.р. 8 лет | 2011 г.р. 7 лет | ||||
девочки | 0 | 10 |
| 0 | ||
мальчики | 1 | 14 | 1 |
2) Социальная карта 3а класса
№ | Фамилия Имя ребёнка | Неб/с | Мн/с | М/об | Гр/риск | Нар сев | Дети инв. | Родит инв. | сироты | Неп/с | Без/р | Занятость |
1 | ||||||||||||
2 | ||||||||||||
3 | ||||||||||||
4 | ||||||||||||
5 | ||||||||||||
6 | ||||||||||||
7 | ||||||||||||
8 | ||||||||||||
9 | ||||||||||||
10 | ||||||||||||
11 | ||||||||||||
12 | ||||||||||||
13 | ||||||||||||
14 | ||||||||||||
15 | ||||||||||||
16 | ||||||||||||
17 | ||||||||||||
18 | ||||||||||||
19 | ||||||||||||
20 | ||||||||||||
21 | ||||||||||||
22 | ||||||||||||
23 | ||||||||||||
24 | ||||||||||||
25 |
С ослабленным здоровьем:
Нарушение осанки | Нарушение зрения | Хронические болезни | Частые ОРЗ | Инвалиды |
Дети особой заботы:
Нет
Склонности детей:
К курению | К распитию спиртных | К бродяжничеству | К воровству | Прочее |
Состоит на учете:
- ПДН: нет
- Внутришкольный учет: нет
4) Ученическое самоуправление:
1.Президент:
2.Министр образования:
Заместитель:
3.Министр по охране природы:
Заместитель:
4 Министр по информации и рекламе:
Заместитель:
5. Министр юстиции (закон и порядок):
Судьи:
6 Министр труда:
7. Министр физкультуры и спорта:
8.Министр здравоохранения:
9. Министр культуры :
Заместитель:
5) Родительский актив класса:
РАЗДЕЛ 3
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОЛЛЕКТИВА КЛАССА
Общие сведения о классе:
Данный коллектив образовался 1 сентября 2017г.
Возрастной состав детей от 6, 5 до 8 лет. Все поступили в школу в соответствии с биологическим возрастом. Не все дети посещали дошкольные учреждения:
№1 «Родничок» | №2 «Солнышко» | №5 «Звездочка» | №8 «Буратино» | №20 «Снегурочка» | №10 «Золушка» |
За первый и второй год обучения выбыли: П.Екатерина, П. Софья, Б. Ксения, Я.Александр. Прибыли: Б. Дарья, М. Тимофей, С.Кирилл, С. Даниил, Я. Артём. На сегодняшний день в 3а классе обучаются дети по программе 1-4. Из 26 человек 11 девочек и 15 мальчиков.
Коллектив существует третий год. Это группа детей с положительным опытом коллективных взаимоотношений. Постепенно привыкают чувствовать себя единым коллективом с общими интересами. В основном преобладает в классе хорошее настроение, активное отношение к учёбе. С классным руководителем сложились доверительные дружеские отношения. Успеваемость хорошая.
Что касается поведения, то можно сказать, что положительного в общении – доброжелательности, отзывчивости, чуткости – у них больше, чем агрессивности, эгоизма, грубости.
В классе лидер С. Анастасия, но сильных личностей несколько – это Я. Артём, Т. Степан, М. Анастасия. Чувствуется, что идёт негласная борьба за лидерство среди них.
Но, всё же коллектив выглядит сплочённым, идёт процесс развития коллективистских устремлений, организованности, самостоятельности. В коллективе развивается не только критика, но и самокритика. Ценят в группах познавательную активность, дружелюбие.
Интересы в классе самые разнообразные. Среди них - интерес девочек к коллективным играм, рисованию. Мальчики интересуются компьютерными играм и техникой. Дети любят читать, почти все укладываются в норму по чтению. Большой интерес проявляют к спортивным занятиям.
Дети подвижные, на уроках активные, обладают высокой работоспособностью, сообразительностью. Большинство детей стремятся получить новые знания. Внимание учащихся на уроке и при выполнении домашних заданий устойчивое. В основном у детей смешанный тип внимания. По сравнению с прошлым годом заметно увеличивается объём внимания, повышается его устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения. Дети научились пересказывать текст, но трудно даётся краткий пересказ. Предстоит работать над преодолением трудности выделения главного в прочитанном тексте.
Обучающиеся становятся самостоятельными, сами выбирают, как им поступать в определённых ситуациях, стараются следовать правилам поведения учащихся и нормам поведения в коллективе, обществе.
В классе семь учеников, способных анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы. Они отличаются сообразительностью. Но есть и слабоуспевающиеся дети, с ними проводятся индивидуальные занятия, консультации, беседы. Работает не только классный руководитель ,но и психолог, но и логопед.
Дети творчески подходят к решению любых вопросов, стараются вносить что-то своё, индивидуальное. В основном все склонны к проявлению фантазии, выдумки.
Дети из благополучных полных семей. Навыки культурного общения, порядка и гигиены им привиты в семье, с детства. Эти дети не доставляют проблем. Дети чувствуют себя комфортно, нашли себе друзей, стремятся прийти на помощь. Дисциплина хорошая не только на уроках, но и вне уроков иногда возникают конфликтные ситуации. Все дети посещают разные кружки.
Почти все родители стараются создать лучшие условия для всестороннего развития своих детей. Они активно участвуют на родительских собраниях и помогают детям во время внеклассных мероприятий. В основном дети чувствуют себя в школе среди детей комфортно, нашли себе друзей, стремятся помочь другим. Идёт нормальный процесс формирования и развития коллектива.
РАЗДЕЛ 4
ТАБЛИЦА ВОСПИТАННОСТИ УЧАЩИХСЯ
РАЗДЕЛ 5
ПЛАН-СЕТКА
ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В КЛАССЕ
СЕНТЯБРЬ | |
02.09 | Праздник «День Знаний» |
02.09 | Общешкольное родительское собрание №1 «Правила безопасного поведения учащихся во время проведения ремонтных работ внутри здания и на территории МБОУ СОШ№5» |
сентябрь | Неделя безопасности |
13.09 | День здоровья |
сентябрь | Участие в конкурсе «Безопасная дорога детям» |
21.09 | Конкурс «Ученик года» (1 этап, старт) |
Классные часы: | |
02.09 | День солидарности в борьбе с терроризмом |
09.09 | «Я в школе» беседа о Правилах поведения для учащихся |
16.09 | Предупреждение травматизма по пути в школу. Правила поведения в школе, на уроке и перемене |
23.09 | Я человек и гражданин |
30.09 | Человек среди людей |
ОКТЯБРЬ | |
октябрь | Конкурс «Маршрут безопасности» |
04.10 | Урок безопасности «Поведение в ЧС» |
15.10 | День доброты |
октябрь | Празднование Юбилея школы |
Классные часы: | |
07.10 | Азбука поведения «Пожарная Безопасность» |
14.10 | Всероссийский урок "Экология и энергосбережение" в рамках Всероссийского фестиваля #ВместеЯрче (16.10) |
21.10 | Азбука безопасного поведения на каникулах (инструктаж ТБ) |
28.10 | День бабушек и дедушек в России |
НОЯБРЬ | |
ноябрь | Школьные предметные олимпиады |
ноябрь | Конкурс рисунков «Мы за здоровый образ жизни» |
25.11 | Праздник «Пусть всегда будет мама!» |
28.11 | Общешкольное родительское собрание №3 «Медиабезопасность детей в сетях интернет и сотовой связи» |
Классные часы: | |
11.11 | Синичкин день (12 ноября) |
18.11 | День рождения Деда Мороза |
25.11 | День российского военного миротворца |
ДЕКАБРЬ | |
06.12 | Конкурс военно-патриотической песни и художественного чтения «Виктория» (школьный этап), посвященный Дню героев Отечества |
12.12 | День Конституции РФ |
декабрь | Конкурс творческих работ «Неопалимая купина» |
20.12 | День доброты |
27.12 | Новогодний праздник |
Классные часы: | |
02.12 | День неизвестного солдата (03.12) |
09.12 | День правовых знаний «Международный День Прав Человека» |
16.12 | Викторина по правилам безопасности жизнедеятельности «Береги себя» |
23.12 | Азбука безопасного поведения на каникулах (инструктаж ТБ) |
ЯНВАРЬ | |
январь | Конкурс «Школьные таланты 2020 |
17.01 | Конкурс поделок «Мир зимних чудес» |
24.01 | Викторина «Мой друг - светофор» |
Классные часы: | |
13.01 | Что такое старый Новый год? |
20.01 | Порадовать близких – как это просто |
27.01 | Патриотизм начинается с малого: с любви к тому месту, где ты живешь. |
ФЕВРАЛЬ | |
февраль | Участие в муниципальных мероприятиях, посвященных Дню защитников Отечества |
февраль | Конкурс рисунков «Гимн чести, мужеству и славе» |
21.02 | День доброты |
Участие во Всероссийской военно-спортивной игре «Зарничка» (начальная школа) | |
Классные часы: | |
03.02 | Кому нужна моя помощь? |
10.02 | Род, родные, Родина |
17.02 | Огонь – друг и враг человека |
24.02 | В солнечном царстве, эстетическом государстве. |
МАРТ | |
март | Месячник по безопасности |
07.03 | Праздничный концерт, посвященный 8 Марта |
март | Неделя высоких технологий и технического предпринимательства |
13.03 | Конкурс «Ученик года» (2 этап, завершающий) |
26.03 | Праздник «Проводы зимы» |
Классные часы: | |
02.03 | Самые дорогие для нас слова: Мама, Родина, Мир |
09.03 | Что такое Масленица? |
16.03 | Азбука безопасного поведения на каникулах (инструктаж ТБ) |
30.03 | Доброе слово, что ясный день |
АПРЕЛЬ | |
апрель | Неделя финансовой грамотности |
10.03 | Конкурс рисунков «День космонавтики» |
22.04 | Акция к Международному дню Земли |
Классные часы: | |
06.04 | Всероссийский День Здоровья (7 апреля) |
13.04 | День космонавтики (12 апреля) |
20.04 | Международный День Земли (22 апреля) |
27.04 | Час безопасности «Чтобы выжить» |
МАЙ | |
май | Праздник безопасности |
08.05 | Праздник «Клуб победителей» |
15.05 | День доброты |
24.05 | День славянской письменности и культуры |
Классные часы: | |
04.05 | Час мужества «Боевые подвиги русского народа» |
11.05 | Моя малая Родина. |
18.05 | День славянской письменности и культуры (24 мая) |
25.05 | Азбука безопасного поведения на каникулах (инструктаж ТБ) |
РАЗДЕЛ 6
ПЛАН-СЕТКА РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
Месяц | Родительское собрание | Тематическая консультация | Индивидуальная консультация | Совместное дело с классом |
Сентябрь | Общешкольное родительское собрание №1 «Правила безопасного поведения учащихся во время проведения ремонтных работ внутри здания и на территории МБОУ СОШ№5» (02.09) | Как помочь готовить домашние задания | Рейд «Родительский патруль» | |
Октябрь | Родительское собрание №2 «Значение общения в развитии личностных качеств ребенка» (24.10) | «Поговорите со мной, родители»: как мы общаемся со своим ребёнком | ||
Ноябрь | Общешкольное родительское собрание №3 «Медиабезопасность детей в сетях интернет и сотовой связи» (28.11) | Трудности 9-10 летнего ребёнка | Заседание родительского комитета по подготовке к новогодним праздникам | Подготовка новогоднего праздника |
Декабрь | Профилактика ПДД «Наши дети-наше отражение» | Новогодний утренник | ||
Январь | Изучение удовлетворённости учащихся школьной жизнью. диагностика | Подготовка к конкурсу стихов, рисунков к памятным датам ВОВ | ||
Февраль | Роль совместного отдыха родителей и детей | |||
Март | Родительское собрание №3 «Как организовать внешкольное время ребенка. Роль игры в его жизни» (12.03) | Здоровое питание-здоровый ребёнок | по коррекции поведения | Подготовка к празднику «Что за чудо наши Мамы!» |
Апрель | Правила преодоления трудностей в обучении | Рейд «Родительский патруль» | ||
Май | Родительское собрание №4 «Итоги прошедшего года. Профилактика детского дорожно – транспортного травматизма» (21.05) |
РАЗДЕЛ 7
ПЛАН РАБОТЫ С ТРУДНЫМИ ДЕТЬМИ
РАЗДЕЛ 8
АНАЛИЗ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ЗА ПОЛУГОДИЕ
АНАЛИЗ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ЗА ГОД
РАЗДЕЛ 9
БЕЗОПАСНОСТЬ
№ п/п | Ф.И.О. | Дата рождения | Наличие транспортного средства |
| |||
| |||
| |||
Запланированные мероприятия:
Дата | Мероприятие | |
9.1. Дорожная безопасность | начало I четверти | Правила безопасного поведения учащихся во время проведения ремонтных работ внутри здания и на территории МБОУ СОШ№5 |
сентябрь | Неделя безопасности | |
1-14 сентября | Участие в конкурсе «Безопасная дорога детям» | |
16.09.2019 | Предупреждение травматизма по пути в школу. | |
октябрь | Конкурс «Маршрут безопасности» | |
04.10.2019 | Урок безопасности «Поведение в ЧС» | |
конец I четверти | Инструктаж по технике безопасности | |
ноябрь | Акция волонтеров «Засветись» | |
18.11.2019 | Организация участия во Всероссийской акции, посвященной Дню памяти жертв ДТП | |
09.12.2019 | День правовых знаний. Занятие по ПДД | |
декабрь | Подготовка к конкурсу творческих работ «Неопалимая купина» | |
декабрь | Консультация для родителей: Профилактика ПДД «Наши дети-наше отражение» | |
16.12.2019 | Викторина по правилам безопасности жизнедеятельности «Береги себя» | |
конец II четверти | Инструктаж по технике безопасности | |
24.01.2020 | Викторина «Мой друг - светофор» | |
март | Месячник по безопасности | |
конец III четверти | Инструктаж по технике безопасности | |
27.04.2020 | Час безопасности «Чтобы выжить» | |
май | Праздник безопасности | |
25.05-29.05.2020 | День Безопасности | |
конец IV четверти | Инструктаж по технике безопасности | |
В течение года | Занятия внеурочной деятельностью«Юные инспекторы движения» | |
В течение года | Беседы с инспектором ОВМБ ГИБДД по соблюдению ПДД | |
9.2. Пожарная безопасность | начало I четверти | Инструктаж по технике безопасности |
сентябрь | Неделя безопасности | |
07.10.2019 | Азбука поведения «Пожарная безопасность» | |
конец I четверти | Инструктаж по технике безопасности | |
16.12.2019 | Викторина по правилам безопасности жизнедеятельности «Береги себя» | |
конецII четверти | Инструктаж по технике безопасности | |
март | Месячник по безопасности | |
17.02.2020 | Тематический классный час «Огонь – друг и враг человека» | |
конец III четверти | Инструктаж по технике безопасности | |
27.04.2020 | Час безопасности «Чтобы выжить» | |
май | Праздник безопасности | |
27.05-29.05.2020 | День безопасности | |
конец IV четверти | Инструктаж по технике безопасности | |
В | Учебно-тренировочные мероприятия по отработке эвакуации на случай чрезвычайных ситуаций | |
В течение года | Беседы с сотрудниками МЧС по соблюдением правил ПБ | |
9.3. Антитеррористическая защищенность | начало I четверти | Инструктаж по технике безопасности |
сентябрь | Неделя безопасности | |
03.09.2019 | День солидарности в борьбе с терроризмом | |
конец I четверти | Инструктаж по технике безопасности | |
16.12.2019 | Викторина по правилам безопасности жизнедеятельности «Береги себя» | |
конецII четверти | Инструктаж по технике безопасности | |
март | Месячник по безопасности | |
конец III четверти | Инструктаж по технике безопасности | |
27.04.2020 | Час безопасности «Чтобы выжить» | |
май | Праздник безопасности | |
27.05-29.05.2020 | День безопасности | |
конец IV четверти | Инструктаж по технике безопасности | |
В течение года | Учебно-тренировочные мероприятия по отработке эвакуации на случай чрезвычайных ситуаций | |
В течение года | Занятия по профилактике ксенофобии и экстремизма:Уроки доброты | |
9.4. различные чрезвычайные ситуации | начало I четверти | Инструктаж по технике безопасности |
сентябрь | Неделя безопасности | |
04.10.2019 | Месячник по гражданской обороне:урок безопасности «Поведение в ЧС» | |
конец I четверти | Инструктаж по технике безопасности | |
16.12.2019 | Викторина по правилам безопасности жизнедеятельности «Береги себя» | |
конецII четверти | Инструктаж по технике безопасности | |
март | Месячник по безопасности | |
конец III четверти | Инструктаж по технике безопасности | |
27.04.2020 | Час безопасности «Чтобы выжить» | |
май | Праздник безопасности | |
27.05-29.05.2019 | День безопасности | |
конец IV четверти | Инструктаж по технике безопасности | |
раз в четверть | Инструктаж по профилактике негативных ситуаций во дворе, на улице, дома и в общественных местах | |
В течение года | Учебно-тренировочные мероприятия по отработке эвакуации на случай чрезвычайных ситуаций | |
В течение года | Тренировка «Действия при землетрясении» | |
В течение года | Беседы с сотрудниками МЧС по вопросам безопасного поведения в ЧС | |
9.5. Внеплановые инструктажи | в течение года по необходимости |
Методика оценки уровня воспитанности ученика
(Н. П. Капустина)
Основными показателями результатов учебно-воспитательного процесса является обученность и воспитанность учащихся. Предлагаемая методика оценки воспитанности является развитием идей, апробированных и проверенных в науке и практике, такими педагогами как Б. П. Битинас, О. С. Богданова, К. Я Вазина, Н. К. Голубев, А. В. Зосимовский, Н. И. Монахов, М. И. Шилова, Н. Е. Щуркова и др. В основе предлагаемой методики три категории:
- Цели воспитания, выступающие в качестве критериев оценки;
- Показатели воспитанности, выступающие как задачи воспитания;
- Отношения как качества личности.
Например, цель воспитания – развитие любознательности, следовательно, любознательность является критерием оценки. Совокупность показателей под данный критерий (мне интересно учиться, я люблю читать, мне интересно находить ответы на непонятные вопросы, мне нравится выполнять домашние задания, я стремлюсь получать хорошие отметки) характеризует образования (качества), которые проявляются в реальных отношениях с миром.
Цель измерений воспитанности заключается в том, что,
- Необходимо помочь каждому ученику установить постоянный диалог с самим собой и общим миром;
- Постоянно наблюдать за характером происходящих изменений;
- Выстраивать воспитательный процесс целенаправленно, то есть в соответствии с потребностями развития личности и социально-нравственными нормами.
Для каждого ученика с 1 по 11 класс разработаны анкеты. В анкетах содержатся критерии и показатели, по которым и оценивается результат. Учащимся не сообщается, что анкета служит для измерения уровня воспитанности. Педагог говорит, что каждый человек стремится всегда достичь лучших результатов в учебе, работе, в отношениях с людьми, в жизни, а потому всегда приходится задумываться над тем, как это сделать. Предлагаемая анкета поможет сориентироваться в этом. Далее учащиеся знакомятся с содержанием анкеты, обсуждают ее. Иногда классный руководитель тратит на это обсуждение 2- 3 и более классных часов. Главное в том, чтобы учащиеся поняли смысл того, о чем говорится в анкете.
Когда учащимся поняли содержание анкеты, классный руководитель объясняет правила оценивания.
Отметка | Правила оценивания: отношение или качество, отмеченное в анкете |
Пять | Имеет место всегда |
Четыре | Проявляется часто, но не всегда |
Три | Проявляется редко |
Два | Не проявляется никогда |
Отметка «единица» не используется, но она обозначает, что учащийся имеет позицию, противоположную той, которая отражена в анкете.
Сама процедура оценивания состоит в том, что учащиеся во время классного часа выставляют себе отметки показателям. Затем им разрешается взять анкеты домой и попросить родителей провести оценивание. Предварительно на классном родительском собрании родителям сообщается методика оценивания. Далее отметки выставляет классный руководитель. В случае если родители или классный руководитель затрудняются оценить, то или иное качество, отметка не ставится. Затем все отметки за каждый показатель складываются, и сумма делится на их число. Получается средний балл уже за каждый критерий. В результате получим шесть средних отметок. Сложив все средние баллы, получим общий средний балл ученика за данный год обучения. Ученик, набравший наибольшую сумму, в рейтинге классного коллектива занимает первое место, наименьшую сумму – последнее место. Все остальные располагаются между этими двумя показателями.
Средняя арифметическая оценка по каждому показателю и суммарный балл заносится в карту воспитанности. Наблюдения за процессом оценивания дают интересный материал для сравнения различных точек зрения и оценки уровня притязаний учащихся и родителей.
Карта воспитанности учащихся (1 – 4 классы).
№ п/п | Ф. И. ученика | Показатели | Суммарный балл, рейтинг | |||||
Любознательность, эрудиция | Трудолюбие, прилежание | Отношение к природе | Отношение к школе, обществу | Эстетический вкус | Я – отношение к себе | |||
Вторая часть карты воспитанности представляет собой график, в котором отмечаются уровни воспитанности:
- Высокий (оптимальный) – от 4 до 5 баллов;
- Средний (допустимый) – от 3 до 4 баллов;
- Низкий (критический) – от 2 до 3 баллов;
- Отрицательный (тревожный) – от 1 до 2 баллов.
Подсчет по каждому уровню осуществляется следующим образом: число учащихся, имеющих соответствующие баллы, делится на всех учащихся и умножается на 100%.
Методика определения уровня воспитанности позволяет педагогическому коллективу соотносить цели с результатами и в зависимости от этого вносить изменения в содержание, формы, методы работы с учащимися.
АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 2 – 4 КЛАССОВ
Показатели | Само оценка | Оценивают родители | Оценка кл. руководителя | Итоговая оценка |
1.Любознательность -мне интересно учиться; -Я всегда выполняю домашние задания; -я люблю читать; -мне интересно находить ответы на непонятные вопросы; -я стремлюсь получать хорошие отметки | ||||
2.Отношение к школе: - Я выполняю Правила для учащихся; -я участвую в делах класса и школы; -я добр в отношении с людьми; -я справедлив в отношении с людьми. | ||||
3.Прилежание: -я старателен в учебе; -я внимателен; -я самостоятелен; - я имею привычку к самообслуживанию в школе и дома. | ||||
4.Отношение к природе: Я бережно отношусь к окружающей природе, растениям, животным | ||||
5.Эстетический вкус: - я аккуратен и опрятен; -я соблюдаю культуру поведения; -я умею видеть красоту в жизни; - я умею делать красивые вещи своими руками. | ||||
6.Отношение к себе: - я управляю собой, своим поведением; -я соблюдаю режим дня; -я забочусь о своем здоровье; -я соблюдаю правила личной гигиены. |
Комплексная методика для родителей
Разработана А.А.Андреевым
ЧАСТЬ I
Цели методики
Получить количественную информацию об оценке родителями роли образовательного учреждения в воспитании у детей качеств жизненной компетентности, положительных поведенческих и морально-психологических.
* * *
Родители предлагается заполнить бланк анкеты.
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Оцените, пожалуйста, в какой степени образовательное учреждение, которое посещают ваши дети (ваш ребенок) воспитывает у них (у него) перечисленные качества личности.
Шкала для оценки:
5 – в полной мере;
4 – в значительной степени;
3 – на достаточном уровне;
2 – в незначительной степени;
1 – практически нет.
Обведите кружком номер ответа, наиболее близкого вашей личной точке зрения.
1. Аккуратность (умение содержать в порядке вещи).
5 4 3 2 1
2. Дисциплинированность (умение следовать установленным правилам в делах).
5 4 3 2 1
3. Ответственность (умение держать слово).
5 4 3 2 1
4. Воля (умение не отступать перед трудностями).
5 4 3 2 1
5. Хорошие манеры поведения.
5 4 3 2 1
6. Жизнерадостность (способность принимать жизнь и радоваться жизни)
5 4 3 2 1
7. Образованность
5 4 3 2 1
8. Ум (способность здраво и логично мыслит).
5 4 3 2 1
9. Высокие жизненные запросы.
5 4 3 2 1
10. Самостоятельность (способность самому принимать ответственные жизненные решения).
5 4 3 2 1
11. Честность в отношениях с людьми.
5 4 3 2 1
12. Доброта в отношениях с людьми.
5 4 3 2 1
13. Чуткость в отношениях с людьми
5 4 3 2 1
14. Справедливость в отношениях с людьми.
5 4 3 2 1
15. Терпимость к взглядам и мнениям других.
5 4 3 2 1
Обработка данных
При обработке результатов следует названные в анкете качества личности разделить на три группы:
- качества 1-5 образуют блок поведенческих качеств;
- качества 6 – 10 – блок жизненной компетентности;
- качества 11 – 15 – блок морально-психологических качеств личности.
Необходимо подсчитать средний показатель оценок по каждому блоку, а также общий средний показатель по всей совокупности предложенных 15 качеств. Полученные показатели надо соотнести с использованной при анкетировании шкалой. Если средний показатель окажется ниже 3 баллов, это свидетельствует об оценке родителями роли образовательного учреждения в развитии перечисленных качеств личности у ребенка как недостаточной.
ЧАСТЬ II
Цели методики
Получить количественную информацию об оценке родителями помощи образовательного учреждения в воспитании и их детей способности к решению основных жизненных проблем.
Родители заполняют опросный лист.
ОПРОСНЫЙ ЛИСТ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Обведите, пожалуйста, кружком номер утверждения, наиболее близкого вашей личной точке зрения на образовательное учреждение, в котором обучается ваш ребенок (ваши дети):
№ п/п | Утверждения (школа помогает ребенку) | Точка зрения | |||||
Совершенно неверно | Едва ли это верно | Скорее всего, верно | Совершенно, верно, | ||||
1. | Проверить в свои силы | 1 | 2 | 3 | 4 | ||
2. | Учиться решать жизненные проблемы | 1 | 2 | 3 | 4 | ||
3. | Учиться преодолеть жизненные трудности | 1 | 2 | 3 | 4 | ||
4. | Учиться правильно общаться со сверстниками | 1 | 2 | 3 | 4 | ||
5. | Учиться правильно общаться со взрослыми. | 1 | 2 | 3 | 4 |
Обработка полученных данных
Подсчитывается средний показатель оценки родителей по всей совокупности предложенных утверждений. Его значение сопоставляется со шкалой оценивания, использованной в методике. Если полученный показатель окажется меньше 3 баллов, то результаты опроса свидетельствуют о низкой оценке родителями помощи образовательного учреждения в воспитании у детей способности к решению основных жизненных проблем.
ЧАСТЬ III
Цели методики
Получение содержательной информации о степени соответствия жизнедеятельности образовательного учреждения представлениям о жизни и жизненным ценностям родителей.
Родители предлагается заполнить бланк анкеты (возможно проведение и в устной форме, но с обязательной фиксацией содержания ответов).
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
1. Что больше всего радует вас в жизни?
2. Что больше всего радует в жизни самого вашего ребенка (ваших детей)?
3. Какие качества вы больше всего цените в людях?
4. Чего вы больше всего боитесь в жизни?
5. Чего больше всего боится в жизни ваш ребенок (ваши дети)?
6. Какие качества больше всего ценит ваш ребенок (ваши дети) в других людях?
7. Какими видите жизненные перспективы вашего ребенка (ваших детей)
8. Какой должна быть хорошая школа?
9. В какой степени школа, где учится ваш ребенок (ваши дети), отвечает этим требованиям?
10. Чем и как вы помогаете школе в воспитании вашего ребенка (ваших детей)?
Обработка данных
Проводится качественный анализ ответов конкретного родителя, возможно обобщение содержания ответов на каждый вопрос различных социальных групп родителей.
Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью
(разработана А.А.Андреевым)
Цель: определить степень удовлетворенности учащихся школьной жизнью.
Ход проведения. Учащимся предлагается прочитать(прослушать) утверждения и оценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале:
4 – совершенно согласен;
3 – согласен;
2 – трудно сказать;
1 - не согласен;
0 - совершенно не согласен.
1. Я иду утром в школу с радостью. | |
2. В школе у меня обычно хорошее настроение. | |
3. В нашем классе хороший классный руководитель. | |
4. К нашим школьным учителям можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации. | |
5. У меня есть любимый учитель. | |
6. В классе я могу всегда свободно высказать свое мнение. | |
7. Я считаю, что в нашей школе созданы все условия для развития моих способностей. | |
8. У меня есть любимые школьные предметы. | |
9. Я считаю, что школа по-настоящему готовит меня к самостоятельной жизни. | |
10. На летних каникулах я скучаю по школе. |
Обработка полученных данных. Показателем удовлетворенности учащихся школьной жизнью (У) является частное от деления общей суммы баллов ответов всех учащихся на общее количество ответов. Если (У) больше 3, то можно констатировать о высокой степени удовлетворенности, если же (У) больше 2, но меньше 3 или(У) меньше 2, то это соответственно свидетельствует о средней и низкой степени удовлетворенности учащихся школьной жизни
Подобные диагностики позволяют мне выяснить социальную обстановку в классе, уровень воспитанности и тревожности. Данные выводы помогают мне правильно откорректировать составленный ранее план воспитательной работы.
В дальнейшей работе для изучения интересов и склонностей учащихся я провожу и другие виды диагностики.
1)для выявления интересов учащихся целесообразно проводить диагностику «Мой портрет в интерьере»:
2) Для самооценки учащихся у нас в классе висят необычные смайлики успеха. После каждого урока детиотмечают наних прищепками (разного цвета) свои успехи. Никому не хочется, чтобы его прищепка оказалась на нижнем смайлике.
3) Учимся повышать свою самооценку с помощью теста «Самооценка».
Утверждение | + | - | |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. | Я хорошо выгляжу Я нравлюсь другим Я доволен собой Я не боюсь трудностей Я имею влияние на друзей У меня есть цель в жизни Я ответственный Я не расстраиваюсь, когда допускаю ошибки Я не боюсь попросить помощи Я всегда приветлив и улыбаюсь людям |
Результаты. Если ты набрал больше «+», то твоя самооценка достаточно высокая, а если у тебя больше «-», значит, самооценка занижена и тебе необходимо выработать позитивное отношение к себе.
| Представь себе, что ты поймал жар-птицу. Она может исполнить любое твоё желание, если ты скажешь, зачем тебе это нужно. Загадал желание? Придумал объяснение? Если твоё объяснение совпадает с каким-то (какими-то) из приведённых ниже вариантов ответа, отметь этот вариант. | |
Я ХОЧУ ПОЛУЧИТЬ ЭТО... 1. Потому что ЭТО есть у других. 2. Потому что ЭТОГО нет у других. 3. Потому что ЭТО необходимо моимродственникам, друзьям. 4. Потому что ЭТО необходимо мне сегодня, потому что просто хочется. |
А вот как можно назвать душевные качества (или черты характера), подсказавшие тебе тот или иной ответ:
1 – завистливость 2 – хвастливость 3 – доброта, заботливость, дружелюбие 4 – практичность 5 – жадность |
Моё желание: _____________________________________
5) ТЕСТ «Допиши незаконченные предложения»:
1. Мне нравятся люди, которые ___________________________
2. Я хочу, чтобы в школе ________________________________
3. После занятий я люблю _______________________________
4. Когда бывает трудно, я _______________________________
5. Я знаю, что моё здоровье _____________________________
6. Друзей у меня ______________________________________
7. Я часто думаю о ____________________________________
8. Дома я ____________________________________________
9. Стать более самостоятельным мне ______________________
10. В будущем я_______________________________________
Прочитай, что получилось. Ещё раз посмотри на себя «со стороны». Может быть, тебе захочется что-то изменить в своём характере, поведении, привычках.
Составь свой ЛИЧНЫЙ ПЛАН САМОВОСПИТАНИЯ и постарайся его выполнять.
Диагностика на начало (конец) учебного года
1.Как я выполняю поручения?
А. С желанием
Б. неохотно
В. Забываю про них
2. Я и бережливость
А. Я берегу школьное и своё имущество
Б. Не всегда
В. Мне всё равно
3. Я и дисциплина
А.Я примерно себя веду и в школе и дома
Б. Я умею себя хорошо вести, но за мной надо присматривать
В. Я нарушаю дисциплину
4. Я и учение
А.Учусь сам ответственно и в полную силу
Б.Учусь не в полную силу, но сам
В.Учусь под контролем
5.Я и товарищи
А.Я общительный и уважаю других
Б.Я не всегда добрый и обижаю других
В. Я делаю по-своему, люблю быть один.
6. Кто я сам
А.Я скромный и простой
Б. Я себя люблю, не терплю, когда указывают
В. Я в школе послушный, а дома другой.
7. Я и культура
А. Я занимаюсь в кружках, много читаю
Б. Всё делаю по совету взрослых
В. Я этого не люблю.
АНАЛИЗ АНКЕТИРОВАНИЯ
Ф.И | №1 | №2 | №3 | №4 | №а5 | №6 | №7 |
Анкетирование (начало года)
1.Тебе нравится в школе или не очень?
А) не очень Б) нравится В) не нравится
2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идёшь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
А) остаться дома Б) бывает по-разному В) иду с радостью
3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты бы пошёл или остался?
А) не знаю Б) остался дома В) пошёл бы в школу
4. Тебе нравится, когда у вас отменяют уроки?
А) не знаю Б) нравится В) не нравится
5.Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
А) хотел бы Б) не хотел бы В) не знаю
6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
А) не знаю Б) нет В) да
7. ты часто рассказываешь о школе своим родителям?
А) часто Б) редко В) не рассказываю
8 Ты хотел бы, чтобы у тебя был другой учитель?
А) не знаю Б) хотел бы В) нет, не хочу
9. У тебя много друзей в классе?
А) мало Б) много В) нет друзей
10. Тебе нравится твой класс?
А) нравится Б) не очень В) не нравится
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Учимся жить без конфликтов"
Данный классный час предназначен для учащихся 4,5,6 классов. Рассматриваются пути преодоления конфликтных сиитуаций....
Инновационный педагогический проект "Учимся жить вместе"
Цельпроекта: Развитие социальных, коммуникативных, и творческих компетенций младших школьников....
презентация педагогического проекта "Учимся жить вместе"
Создание условий для развития познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей учащихся, определяющих формирование компетентной личности....
"Общение - это умение жить вместе"
На доступных детскому восприятию примерах раскрыть сущность нравственных отношений между людьми, учить придерживаться правил общ...
Программа воспитания: "Учимся жить вместе" (6-8 классы)
Семья и школа – это берег и море, на берегу ребенок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа.Л...
"Познай себя,учись учиться жить среди людей"
"Познай себя, учись учиться, жить среди людей" Нелегок путь заводов и полей,Но есть работа много тяжелей,Работа эта быть среди людей. Мы живём среди людей. Все они разные по возрасту, по хар...
Воспитательная работа "Учимся жить вместе"
Программа воспитательной работы "Учимся жить вместе" 1-4 класс...