Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Уроки в семейном гнезде».2-9 класс
рабочая программа (2, 3, 4 класс)
Программа курса внеурочной деятельности «Уроки в семейном гнезде» является частью программы воспитания и социализации обучающихся и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Разработана с учетом преемственности программ внеурочной деятельности при получении начального общего и основного общего образования.
Преемственность программ внеурочной деятельности при получении начального общего и основного общего образования реализуется по 4 ценностно-содержательным линиям, представляющим основные сферы семейного благополучия: «Мир профессий и увлечений», «Здоровье», «Культура», «Добродетели».
Программа апробирована коллективом школы в рамках отработки технологии использования социокультурных практик в ходе реализации программы инновационной деятельности «Формирование открытого образовательного пространства в условиях сельской местности».
Ведущая идея программы курса «Уроки в семейном гнезде» - ребенок формируется как успешная личность только тогда, когда осознает себя в роли полноценного члена семьи, гражданина государства, строителя собственного будущего.
Направление программы курса: духовно-нравственное.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_kursa_vneurochnoy_deyatelnosti_1.doc | 113 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Уроки в семейном гнезде»
2- 9 классы[1]
«Наши дети - это наша старость.
Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это - наши слезы, это - наша вина перед другими людьми, перед всей страной» (А.С. Макаренко).
1. Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности «Уроки в семейном гнезде» (далее – Программа курса) является частью программы воспитания и социализации обучающихся и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (далее - ФГОС общего образования) к результатам освоения основной общеобразовательной программы.
Программа курса «Уроки в семейном гнезде» разработана с учетом преемственности программ внеурочной деятельности при получении начального общего и основного общего образования. Программа курса опирается также на программу формирования/развития универсальных учебных действий, рабочие программы отдельных учебных предметов (русского языка, литературы, изобразительного искусства, технологии).
Программа курса «Уроки в семейном гнезде» разработана Шиковой А.В., учителем начальных классов высшей квалификационной категории, и апробирована коллективом школы в рамках отработки технологии использования социокультурных практик в ходе реализации программы инновационной деятельности «Формирование открытого образовательного пространства в условиях сельской местности».
Ведущая идея программы курса «Уроки в семейном гнезде» - ребенок формируется как успешная личность только тогда, когда осознает себя в роли полноценного члена семьи, гражданина государства, строителя собственного будущего.
Направление программы курса: духовно-нравственное.
Цель программы – создание условий для формирования и развития нравственных качеств личности каждого ребенка как основы личностной успешности в будущем при построении прочных семейных отношений.
Задачи программы:
- воспитать любовь к родителям, близким, уважение к семейным традициям;
- сформировать гражданские и патриотические чувства, любовь к малой родине;
- сформировать культуру межличностных отношений в семье, классе, сельском сообществе;
- стимулировать мотивацию на сохранение семейных традиций и связь поколений.
Программа направлена также на пропаганду лучшего опыта духовно-нравственного семейного воспитания, укрепление престижа многопоколенного института семьи в сельской местности.
Задачи курса внеурочной деятельности «Уроки в семейном гнезде» взаимосвязаны с задачами программы воспитания и социализации по духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся по следующим направлениям.
В области формирования личностной культуры:
- формирование основ нравственного самосознания личности (совести) как способности обучающегося формулировать собственные нравственные обязательства, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
- формирование основ морали как осознанной обучающимся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом;
- развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённость и настойчивость в достижении результата.
В области формирования социальной культуры:
- формирование чувства патриотизма и гражданской солидарности;
- развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями в решении общих проблем;
- развитие чувства доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям.
В области формирования семейной культуры:
- формирование отношения к семье как основе российского общества;
- формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим.
2. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
В ходе реализации программы «Уроки в семейном гнезде» будет обеспечено достижение учащимися личностных и метапредметных результатов (формирование опыта проектной деятельности).
Личностные результаты программы включают:
- воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека через формирование:
- опыта ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
- опыта социальной и межкультурной коммуникации;
- начальных представлений о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
- воспитание нравственных чувств и этического сознания через формирование:
- начальных представлений о моральных нормах и правилах нравственного поведения, этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями;
- нравственно-этического опыта взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
- неравнодушия к жизненным проблемам других людей, сочувствия к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
- уважительного отношения к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим.
На примере изучения положительного опыта семейного проживания программа способствует достижению иных личностных результатов, составляющих целостность духовно-нравственной личности:
- воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
- формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;
- воспитание ценностного отношения к природе;
- воспитание ценностного отношения к прекрасному.
Метапредметные результаты включают перечень универсальных учебных действий по формированию опыта проектной деятельности как одной из форм организации совместной деятельности учителя, учащихся и их родителей (законных представителей) на основе использования жизненных ситуаций и социальных проблем; овладения приемами учебного сотрудничества и социального взаимодействия.
Воспитательные результаты реализации программы курса распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов - приобретение учащимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие учащегося со своими родителями, учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов - получение учащимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие учащихся между собой на уровне класса, школы, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.
Третий уровень результатов - получение учащимися начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие учащегося с представителями различных социальных субъектов за пределами школы, в открытой социокультурной среде сельского социума.
3. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм
организации и видов деятельности
Преемственность программ внеурочной деятельности при получении начального общего и основного общего образования реализуется по 4 ценностно-содержательным линиям, представляющим основные сферы семейного благополучия: «Мир профессий и увлечений», «Здоровье», «Культура», «Добродетели».
«Мир профессий и увлечений». В данной ценностно-содержательной линии рассматривается ценность труда - как основа жизни и благополучия человека и семьи в обществе. Учащиеся знакомятся с многообразным миром профессий, пробуя себя в различных сферах деятельности.
Главными вопросами являются:
-Почему труд важен в жизни человека?
-Можно ли прожить без увлечений?
-Как рождаются трудовые династии?
-Какие профессии востребованы в современное время на рынке труда?
-Как найти дорогу к будущей профессии?
-Как формировать в себе необходимые профессиональные качества?
«Здоровье». Основополагающим ядром данной ценностно-содержательной линии является здоровье человека и членов семьи, включающее физическое, психологическое и социально-нравственное здоровье.
Вместе с родителями и педагогами учащиеся находят ответы на вопросы:
-Что включает в себя понятие «здоровье»?
-Что дает человеку здоровье?
-Почему люди по-разному относятся к своему здоровью?
-Для чего и как надо вести здоровый образ жизни?
-Можно ли сохранить здоровье до старости?
«Культура». Данная ценностно-содержательная линия программы открывает для ребят мир культурно-исторического наследия родного края, семьи и примеры проявления внутрисемейной этики.
Вопросы, раскрываемые в программе:
-Что такое культура?
-Что вбирает в себя понятие «культурный человек»?
-Какие богатства дарит человеку чтение?
-Какова роль моей малой родины в истории всей страны?
-Наши земляки, оставившие след в культуре и искусстве края.
-Культурные традиции моей семьи.
«Добродетели». Данная ценностно-содержательная линия способствует выработке личностью собственной системы ценностей, поиску смысла жизни. Происходит осознание ребенком себя как члена семьи, общества, народа, представителя страны и государства.
Учащиеся постигают вечные истины, ставя перед собой и раскрывая следующие вопросы:
- Где живет добро?
-Почему добро и зло всегда рядом?
-Какие качества помогают человеку стать счастливым?
-Добрые дела - вечны?
-Заповеди моей семьи.
-Мои нравственные принципы.
4. Тематическое планирование
По каждому из 4 направлений - сфер семейного благополучия в течение учебного года проводятся по 4 значимых мероприятия с использованием проектной технологии и с участием учащихся и их семей.
Общее количество – 32 часов, в т.ч. в год – 4 часа.
№ п/п | Раздел/тема | Количество часов | Предполагаемая форма проведения |
2 класс (4 часа) | |||
Мир профессий и увлечений. Профессии моей семьи | 1 | Ролевая игра «Делу время – потехе час» | |
Здоровье. Движение | 1 | Игровой тренинг «Без движенья - ни минутки» | |
Культура. Семейный этикет | 1 | Мастер- класс «Учимся встречать гостей» | |
Добродетели. Доброта, уважение | 1 | Интерактивное занятие «Где живет добро?», «Кто хранит семьи очаг?» | |
3 класс (4 часа) | |||
Мир профессий и увлечений. Профессии, связанные с землей | 1 | Школа садового дизайна «Уголок моего сада» | |
Здоровье. Здоровое питание | 1 | Кулинарный фестиваль здорового питания «Рождество встречаем» | |
Культура. Досуг | 1 | Литературная гостиная «Библиотека моей семьи» | |
Добродетели. Смирение, кротость | 1 | Психологический практикум «Не надо больше ссориться …» | |
4 класс (4 часа) | |||
Мир профессий и увлечений. Профессия для души | 1 | Творческая мастерская «Любимое дело - путь к профессии». | |
Здоровье. Уклад семейного быта | 1 | Мастерская ценностных ориентаций «Мой дом - моя крепость» | |
Культура. Традиции семьи | 1 | «Традиции празднования Рождества» | |
Добродетели. Любовь, преданность | 1 | Урок-проект «Два чувства дивно близки нам – Родители и Родина» | |
5 класс (4 часа) | |||
Мир профессий и увлечений. Профессии для людей | 1 | Праздник ума и добра «Профессия учитель в моей семье» | |
Здоровье. Здоровый образ жизни | 1 | Живая газета «Как мы здорово живем» | |
Культура. Самореализация в творчестве | 1 | Беседа «Замечательные люди моего села» | |
Добродетели. Терпимость, прощение | 1 | Психологический практикум «Учимся понимать и прощать друг друга» | |
6 класс (4 часа) | |||
Мир профессий и увлечений. Профессии моего села | 1 | Экскурсия «Профессии моего села» | |
Здоровье. Здоровый образ жизни | 1 | Веселые семейные эстафеты. | |
Культура. Художественное творчество | 1 | Виртуальная экскурсия « Поэты и писатели моего края» | |
Добродетели. Упорство, настойчивость | 1 | Классный час «Суд над вредными привычками» | |
7 класс (4 часа) | |||
Мир профессий и увлечений. Творчество в профессии | 1 | Творческая мастерская «Делаем сами своими руками» | |
Здоровье. Физкультура и спорт | 1 | Фестиваль «Сильные. Смелые. Ловкие» | |
Культура. Музыкальное творчество в семье | 1 | Музыкальная гостиная «Музыка в моей семье» | |
Добродетели. Прекрасное, возвышенное | 1 | Час откровений «Письма о добром и прекрасном» | |
8 класс (4 часа) | |||
Мир профессий и увлечений. Профессия и способности | 1 | Семейный смотр «Радуга талантов» | |
Здоровье. Мое здоровье | 1 | Диспут «Здоровье. Хочу, могу, действую» | |
Культура. Опыт поколений | 1 | Музейный урок «Сельская школа - опора России» | |
Добродетели. Мужество, стойкость, отвага | 1 | Урок мужества «Наши земляки, ковавшие Победу» | |
9 класс (4 часа) | |||
Мир профессий и увлечений. Мой профессиональный выбор | 1 | Защита презентации «Семейная династия» | |
Здоровье. Общая забота о здоровье | 1 | Круглый стол «Здоровье – общая забота» | |
Культура. Память поколений | 1 | Урок памяти «О чем говорят реликвии моей семьи» | |
Добродетели. Ответственность, верность | 1 | Урок жизнетворчества «Сын (дочь) – моя гордость» |
Основной формой реализации программы курса являются «уроки жизнестроительства и жизнетворчества» - практико-ориентированная форма знакомства и изучения позитивного опыта семейного проживания.
При подготовке и проведении «уроков жизнестроительства и жизнетворчества» могут использоваться различные средства и методы:
- наблюдение за трудом взрослых в семье;
- этические беседы на основе прочитанных художественных произведений, впечатлений, полученных в ходе наблюдений, экскурсий;
- знакомство с историей семейного рода, села, страны на основе фото и видеоматериалов из личных архивов семей;
- обращение к опыту ребенка;
- дидактические, сюжетно-ролевые игры;
- привлечение детей к помощи взрослым в их общественно-полезной деятельности;
- опора на нравственный опыт ребенка, положительный пример родителей, литературных героев;
- использование содержания повседневных наблюдений и связанной с ними активной деятельности детей как основы содержания последующих занятий;
- привлечение детей и семей в целом к творчеству, спорту, участию в общественно-значимых событиях школы и сельского поселения.
Основные формы проведения мероприятий:
- беседы;
- ролевые и дидактические игры;
- литературно-музыкальные и поэтические композиции;
- инсценированные представления;
- тренинг;
- мозговой штурм;
- устные журналы.
Формы контроля носят преимущественно неперсонифицированный характер: диагностика, анкетирование, графический тест, творческие работы учащихся, презентации, выставка, праздник.
Обобщенной формой подведения результатов реализации программы является ежегодный традиционный семейный конкурс, приуроченный к Всемирному Дню семьи «Секреты семейного счастья», «Счастливы вместе».
Список литературы
- Воликова Т. В. «Учитель и семья»: Москва, Просвещение, 1980.
- Григорьев Д.В. «Программы внеурочной деятельности»: Москва, Просвещение, 2011.
- Жукова З.П. Совместная деятельность классного руководителя и семьи // Начальная школа. – 2012. – №8. – С. 21-23
- Кокорева Н.Н., Бондаренко А. К. «Любить труд на родной земле»: Москва, Просвещение, 1987.
- Кулицкая Т. М., Жиренко О. Е. «Юности честное зерцало»: Москва, «5 за знания», 2005.
- Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М.: «Академия», 1999. – 232 с.
- Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 480 с.
- Марьясис Е.Д. «Будущие мужья, будущие жены»: статья. «Начальная школа», №1 1991.
Приложение 5.
[1] Структура рабочей программы курса внеурочной деятельности представлена в соответствии с требованиями ФГОС общего образования к рабочим программам (в ред. от 31.12.2015).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа курса внеурочной деятельности "Уроки здоровья"
рабочая программа курса внеурочной деятельности "Уроки здоровья" для 1-4 классов...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности Уроки Знайки 4 класс
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование...
рабочая программа курса внеурочной деятельности "Уроки духовности"
рабочая программа составлена на основе ПООПреестра...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Уроки здоровья" 4 класс
Рабочая программа по КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «УРОКИ ЗДОРОВЬЯ» составлена на основании:- Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» № ...
Рабочая программ курса внеурочной деятельности "Уроки здоровья"
Рабочая программа по ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Уроки здоровья» составлена на основании:- Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273- Ф...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «УРОКИ ЗДОРОВЬЯ» 1 класс
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни «Уроки здоровья » представляет собой комплексную программу формирования знаний, установок, личностных ориенти...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности Уроки нравственности
Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человек...