Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Уроки в семейном гнезде».2-9 класс
рабочая программа (2, 3, 4 класс)

 

Программа курса внеурочной деятельности «Уроки в семейном гнезде» является частью программы воспитания и социализации обучающихся и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Разработана с учетом преемственности программ внеурочной деятельности при получении начального общего и основного общего образования.

Преемственность программ внеурочной деятельности при получении начального общего и основного общего образования реализуется по 4 ценностно-содержательным линиям, представляющим основные сферы семейного благополучия: «Мир профессий и увлечений», «Здоровье», «Культура», «Добродетели». 

 

Программа апробирована коллективом школы в рамках отработки технологии использования социокультурных практик в ходе реализации программы инновационной деятельности «Формирование открытого образовательного пространства в условиях сельской местности».

Ведущая идея программы курса «Уроки в семейном гнезде» - ребенок формируется  как успешная личность только тогда, когда осознает себя в роли полноценного члена семьи, гражданина государства, строителя собственного будущего. 

Направление программы курса: духовно-нравственное.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_kursa_vneurochnoy_deyatelnosti_1.doc113 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа курса внеурочной деятельности

«Уроки в семейном гнезде»

2- 9 классы[1]

«Наши дети - это наша старость.

Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это - наши слезы, это - наша вина перед другими людьми, перед всей страной» (А.С. Макаренко).

1. Пояснительная записка

Программа курса внеурочной деятельности «Уроки в семейном гнезде» (далее – Программа курса) является частью программы воспитания и социализации обучающихся и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (далее - ФГОС общего образования) к результатам освоения основной общеобразовательной программы.

Программа курса «Уроки в семейном гнезде» разработана с учетом преемственности программ внеурочной деятельности при получении начального общего и основного общего образования. Программа курса опирается также на программу формирования/развития универсальных учебных действий, рабочие программы отдельных учебных предметов (русского языка, литературы, изобразительного искусства, технологии).

Программа курса «Уроки в семейном гнезде» разработана Шиковой А.В., учителем начальных классов высшей квалификационной категории, и апробирована коллективом школы в рамках отработки технологии использования социокультурных практик в ходе реализации программы инновационной деятельности «Формирование открытого образовательного пространства в условиях сельской местности».

Ведущая идея программы курса «Уроки в семейном гнезде» - ребенок формируется  как успешная личность только тогда, когда осознает себя в роли полноценного члена семьи, гражданина государства, строителя собственного будущего.  

Направление программы курса: духовно-нравственное.

Цель программы –  создание условий для формирования и развития нравственных качеств личности каждого ребенка как основы личностной успешности в будущем при построении прочных семейных отношений.

Задачи программы:

  1. воспитать любовь к родителям, близким, уважение к семейным традициям;
  2. сформировать гражданские и патриотические чувства, любовь к малой родине;
  3. сформировать культуру межличностных отношений в семье, классе, сельском сообществе;
  4. стимулировать мотивацию на сохранение семейных традиций и связь поколений.

Программа направлена также на пропаганду лучшего опыта духовно-нравственного семейного воспитания, укрепление престижа многопоколенного института семьи в сельской местности.

Задачи курса внеурочной деятельности «Уроки в семейном гнезде» взаимосвязаны с задачами программы воспитания и социализации по духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся по следующим направлениям.

В области формирования личностной культуры:

  • формирование основ нравственного самосознания личности (совести) как способности обучающегося формулировать собственные нравственные обязательства, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
  • формирование основ морали как осознанной обучающимся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом;
  • развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённость и настойчивость в достижении результата.

В области формирования социальной культуры:

  • формирование чувства патриотизма и гражданской солидарности;
  • развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями в решении общих проблем;
  • развитие чувства доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям.

В области формирования семейной культуры:

  • формирование отношения к семье как основе российского общества;
  • формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим.

2. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

В ходе реализации программы «Уроки в семейном гнезде» будет обеспечено достижение учащимися личностных и метапредметных результатов (формирование опыта проектной деятельности).

Личностные результаты программы включают:

  1. воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека через формирование:
  • опыта ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
  • опыта социальной и межкультурной коммуникации;
  • начальных представлений о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
  1. воспитание нравственных чувств и этического сознания через формирование:
  • начальных представлений о моральных нормах и правилах нравственного поведения, этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями;
  • нравственно-этического опыта взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
  • неравнодушия к жизненным проблемам других людей, сочувствия к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
  • уважительного отношения к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим.

На примере изучения положительного опыта семейного проживания программа способствует достижению иных личностных результатов, составляющих целостность духовно-нравственной личности:

  1. воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
  2. формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;
  3. воспитание ценностного отношения к природе;
  4. воспитание ценностного отношения к прекрасному.

Метапредметные результаты включают перечень универсальных учебных действий по формированию опыта проектной деятельности как одной из форм организации совместной деятельности учителя, учащихся и их родителей (законных представителей) на основе использования жизненных ситуаций и социальных проблем; овладения приемами учебного сотрудничества и социального взаимодействия.

Воспитательные результаты реализации программы курса распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов - приобретение учащимися социальных знаний (о нравственных  нормах,  социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие учащегося со своими родителями, учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов - получение учащимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие учащихся между собой на уровне класса, школы, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.

Третий уровень результатов - получение учащимися начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится  гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие учащегося с представителями различных социальных субъектов за пределами школы, в открытой социокультурной среде сельского социума.

3. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм

организации и видов деятельности

Преемственность программ внеурочной деятельности при получении начального общего и основного общего образования реализуется по 4 ценностно-содержательным линиям, представляющим основные сферы семейного благополучия: «Мир профессий и увлечений», «Здоровье», «Культура», «Добродетели».

«Мир профессий и увлечений». В данной ценностно-содержательной линии рассматривается ценность труда - как основа жизни и благополучия человека и семьи в обществе. Учащиеся знакомятся с многообразным миром профессий, пробуя себя в различных сферах деятельности.

Главными вопросами являются:

-Почему труд важен в жизни человека?

-Можно ли прожить без увлечений?

-Как рождаются трудовые династии?

-Какие профессии востребованы в современное время на рынке труда?

-Как найти дорогу к будущей профессии?

-Как формировать в себе необходимые профессиональные качества?

 «Здоровье». Основополагающим ядром данной ценностно-содержательной линии является здоровье человека и членов семьи, включающее физическое, психологическое и социально-нравственное здоровье.

Вместе с родителями и педагогами учащиеся находят ответы на вопросы:

-Что включает в себя понятие «здоровье»?

-Что дает человеку здоровье?

-Почему люди по-разному относятся к своему здоровью?

-Для чего и как надо вести здоровый образ жизни?

-Можно ли сохранить здоровье до старости?

 «Культура». Данная ценностно-содержательная линия программы открывает для ребят мир культурно-исторического наследия родного края, семьи и примеры проявления внутрисемейной этики.

Вопросы, раскрываемые в программе:

-Что такое культура?

-Что вбирает в себя понятие «культурный человек»?

-Какие богатства дарит человеку чтение?

-Какова роль моей малой родины в истории всей страны?

-Наши земляки, оставившие след в культуре и искусстве края.

-Культурные традиции моей семьи.

«Добродетели». Данная ценностно-содержательная линия способствует выработке личностью собственной системы ценностей, поиску смысла жизни. Происходит осознание ребенком себя как члена семьи, общества, народа, представителя страны и государства.

Учащиеся постигают вечные истины, ставя перед собой и раскрывая следующие вопросы:

- Где живет добро?

-Почему добро и зло всегда рядом?

-Какие качества помогают человеку стать счастливым?

-Добрые дела - вечны?

-Заповеди моей семьи.

-Мои нравственные принципы.

4. Тематическое планирование

По каждому из 4 направлений - сфер семейного благополучия в течение учебного года проводятся по 4 значимых мероприятия с использованием проектной технологии и с участием учащихся и их семей.

Общее количество – 32 часов, в т.ч. в год –  4 часа.

п/п

Раздел/тема

Количество часов

Предполагаемая форма проведения

2 класс (4 часа)

Мир профессий и увлечений. Профессии моей семьи

1

Ролевая игра «Делу время – потехе час»

Здоровье. Движение

1

Игровой тренинг «Без движенья - ни минутки»

Культура. Семейный этикет

1

Мастер- класс «Учимся встречать гостей»

Добродетели. Доброта, уважение

1

Интерактивное занятие «Где  живет добро?», «Кто хранит семьи очаг?»

3 класс (4 часа)

Мир профессий и увлечений. Профессии, связанные с землей

1

Школа садового дизайна «Уголок моего сада»

Здоровье. Здоровое питание

1

Кулинарный фестиваль здорового питания «Рождество встречаем»

Культура. Досуг

1

Литературная гостиная «Библиотека моей семьи»

Добродетели. Смирение, кротость

1

Психологический практикум «Не надо больше ссориться …»

4 класс (4 часа)

Мир профессий и увлечений. Профессия для души

1

Творческая мастерская «Любимое дело - путь к профессии».

Здоровье. Уклад семейного быта

1

Мастерская ценностных ориентаций «Мой дом - моя крепость»

Культура. Традиции семьи

1

«Традиции празднования Рождества»

Добродетели. Любовь, преданность

1

Урок-проект «Два чувства дивно близки нам – Родители и Родина»

5 класс (4 часа)

Мир профессий и увлечений. Профессии для людей

1

Праздник ума и добра «Профессия учитель в моей семье»

Здоровье. Здоровый образ жизни

1

Живая газета «Как мы здорово живем»

Культура. Самореализация в творчестве

1

Беседа «Замечательные люди моего села»

Добродетели. Терпимость, прощение

1

Психологический практикум «Учимся понимать и прощать друг друга»

6 класс (4 часа)

Мир профессий и увлечений. Профессии моего села

1

Экскурсия «Профессии моего села»

Здоровье. Здоровый образ жизни

1

Веселые семейные эстафеты.

Культура. Художественное творчество

1

Виртуальная экскурсия « Поэты и писатели моего края»

Добродетели. Упорство, настойчивость

1

Классный час «Суд над вредными привычками»

7 класс (4 часа)

Мир профессий и увлечений. Творчество в профессии

1

Творческая мастерская «Делаем сами своими руками»

Здоровье. Физкультура и спорт

1

Фестиваль «Сильные. Смелые. Ловкие»

Культура. Музыкальное творчество в семье

1

Музыкальная гостиная «Музыка в моей семье»

Добродетели. Прекрасное, возвышенное

1

Час откровений «Письма о добром и прекрасном»

8 класс (4 часа)

Мир профессий и увлечений. Профессия и способности

1

Семейный смотр «Радуга талантов»

Здоровье. Мое здоровье

1

Диспут «Здоровье. Хочу, могу, действую»

Культура. Опыт поколений

1

Музейный урок «Сельская школа - опора России»

Добродетели. Мужество, стойкость, отвага

1

Урок мужества «Наши земляки, ковавшие Победу»

9 класс (4 часа)

Мир профессий и увлечений. Мой профессиональный выбор

1

Защита презентации «Семейная династия»

Здоровье. Общая забота о здоровье

1

Круглый стол «Здоровье – общая забота»

Культура. Память поколений

1

Урок памяти «О чем говорят реликвии моей семьи»

Добродетели. Ответственность, верность

1

Урок жизнетворчества «Сын (дочь) – моя гордость»

Основной формой реализации программы курса являются «уроки жизнестроительства и жизнетворчества» - практико-ориентированная форма знакомства и изучения позитивного опыта семейного проживания.

При подготовке и проведении «уроков жизнестроительства и жизнетворчества» могут использоваться различные средства и методы:

  • наблюдение за трудом взрослых в семье;
  • этические беседы на основе прочитанных художественных произведений, впечатлений, полученных в ходе наблюдений, экскурсий;
  • знакомство с историей семейного рода, села, страны на основе фото и видеоматериалов из личных архивов семей;
  • обращение к опыту ребенка;
  • дидактические, сюжетно-ролевые игры;
  • привлечение детей к помощи взрослым в их общественно-полезной деятельности;
  • опора на нравственный опыт ребенка, положительный пример родителей, литературных героев;
  • использование содержания повседневных наблюдений и связанной с ними активной деятельности детей как основы содержания последующих занятий;
  • привлечение детей и семей в целом к творчеству, спорту, участию в общественно-значимых событиях школы и сельского поселения.

Основные формы проведения мероприятий:

  • беседы;
  • ролевые и дидактические игры;  
  • литературно-музыкальные и поэтические композиции;
  • инсценированные представления;
  • тренинг;
  • мозговой штурм;
  • устные журналы.

Формы контроля носят преимущественно неперсонифицированный характер: диагностика, анкетирование, графический тест, творческие работы учащихся, презентации, выставка, праздник.

Обобщенной формой подведения результатов реализации программы является ежегодный традиционный семейный конкурс, приуроченный к Всемирному Дню семьи «Секреты семейного счастья», «Счастливы вместе».

Список литературы

  1. Воликова Т. В. «Учитель и семья»: Москва, Просвещение, 1980.
  2. Григорьев Д.В. «Программы внеурочной деятельности»: Москва, Просвещение, 2011.
  3. Жукова З.П. Совместная деятельность классного руководителя и семьи // Начальная школа. – 2012. – №8. – С. 21-23
  4. Кокорева Н.Н., Бондаренко А. К. «Любить труд на родной земле»: Москва, Просвещение, 1987.
  5. Кулицкая Т. М., Жиренко О. Е. «Юности честное зерцало»: Москва, «5 за знания», 2005.
  6. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М.: «Академия», 1999. – 232 с.
  7. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 480 с.
  8. Марьясис Е.Д. «Будущие мужья, будущие жены»: статья. «Начальная школа», №1 1991.

Приложение 5.


[1] Структура рабочей программы курса внеурочной деятельности представлена в соответствии с требованиями ФГОС общего образования к рабочим программам (в ред. от 31.12.2015).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа курса внеурочной деятельности "Уроки здоровья"

рабочая программа курса внеурочной деятельности "Уроки здоровья" для 1-4 классов...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности Уроки Знайки 4 класс

Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование...

рабочая программа курса внеурочной деятельности "Уроки духовности"

рабочая программа составлена на основе ПООПреестра...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Уроки здоровья" 4 класс

Рабочая программа по  КУРСУ  ВНЕУРОЧНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  «УРОКИ ЗДОРОВЬЯ»  составлена на основании:- Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» № ...

Рабочая программ курса внеурочной деятельности "Уроки здоровья"

Рабочая программа по ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  «Уроки здоровья»     составлена на основании:- Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273- Ф...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «УРОКИ ЗДОРОВЬЯ» 1 класс

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни «Уроки здоровья » представляет собой ком­плексную программу формирования знаний, установок, личностных ори­енти...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности Уроки нравственности

Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человек...