Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Веселый карандаш"
рабочая программа (4 класс)
Программа предполагает в большом объёме творческую деятельность, связанную с наблюдением окружающей жизни. Занятия художественно-практической деятельностью, знакомство с произведениями декоративно – прикладного искусства решают не только частные задачи художественного воспитания, но и более глобальные – развивают интеллектуально – творческий потенциал ребёнка. Практическая деятельность ребёнка направлена на отражение доступными для его возраста художественными средствами своего видения окружающего мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vesyolyy_karandash_4_klass_2019_-_2020.docx | 38.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 21»
РАССМОТРЕНО на заседании методического объединения, протокол № _1_ от «29» августа 2019г. руководитель МО ____________ | ПРИНЯТО на Педагогическом совете школы протокол № _1_ от «30» августа 2019г. | УТВЕРЖДАЮ директор школы _____________/Е.А. Левицкая приказ № 238 от «30» августа 2019г. |
Составитель:
Мельник Лариса Васильевна
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Пояснительная записка
Программа предполагает в большом объёме творческую деятельность, связанную с наблюдением окружающей жизни. Занятия художественно-практической деятельностью, знакомство с произведениями декоративно – прикладного искусства решают не только частные задачи художественного воспитания, но и более глобальные – развивают интеллектуально – творческий потенциал ребёнка. Практическая деятельность ребёнка направлена на отражение доступными для его возраста художественными средствами своего видения окружающего мира.
Основными видами деятельности учащихся на этих занятиях являются: художественное восприятие, информационное ознакомление, изобразительная деятельность, художественная коммуникация (рассуждения об увиденном, подбор литературных произведений, исполнение поэтических произведений, тематически связанных с изучаемым материалом), т. е. использование всего объёма художественно – творческого опыта младшего школьника на уроках русского языка, литературного чтения, изобразительного искусства и художественного труда, музыки, и дальнейшее накопление этого опыта.
На занятиях активно используются виды художественной деятельности: выполняются зарисовки, иллюстрации, эскизы различных орнаментов, подбор цветов, элементов украшений.
При отборе материала важное значение имеет выявление нравственного, эстетического содержания разнообразных художественных явлений. Тематическая цельность программы помогает обеспечить прочные эмоциональные контакты школьников с искусством, приобщить их к художественной культуре.
Цель программы:
- формирование художественной культуры школьников как части культуры духовной, на приобщение детей к миру искусств, общечеловеческим и национальным ценностям через их собственное творчество и освоение художественного опыта прошлого.
- формирование «культуры творческой личности» предполагает развитие в ребенке природных задатков, творческого потенциала, специальных способностей, позволяющих самореализоваться в различных видах и формах художественно-творческой деятельности.
Задачи программы
- Воспитание интереса ко всем видам пластических искусств; изобразительным, декоративно - прикладным, архитектуре, дизайну в разных формах.
- Формирование художественно-образного мышления и эмоционально - чувственного отношения к предметам и явлениям действительности; искусству, как основе развития творческой личности; формирование эмоционально - ценностного отношения к жизни.
- Приобщение к национальному и мировому художественному наследию.
- Развитие творческих особенностей и изобразительных навыков; расширение диапазона чувств и зрительных представлений, фантазий, воображения; воспитание эмоциональной отзывчивости на явления окружающей действительности, на произведения искусства.
- Обучение художественной грамотности, формирование практических навыков работы.
Формы занятий:
- беседы;
- практические занятия;
- индивидуальные и групповые занятия;
- коллективная работа;
- экскурсии;
- внешкольные акции.
Итоги занятий могут быть подведены в форме отчётной выставки.
Планируемые результаты курса внеурочной деятельности «Весёлый карандаш»
Обучающиеся научатся:
- различать произведения изобразительного, декоративно-прикладного искусства и знать о роли этих искусств в жизни людей;
- знать об особенностях национальной художественной культуры;
- иметь представление о выразительных возможностях художественных материалов, элементарных техниках;
- уметь рассматривать и выражать эмоциональное отношение к
- произведениям изобразительного искусства;
Обучающиеся получат возможность научиться:
- воплощать свои фантазии, уметь выражать свои мысли;
- составлять композиции, узоры;
- создавать творческие проекты;
- доводить работу до полного завершения.
- при выполнении практических работ уметь использовать элементарные образные возможности художественных знаний и умений (цвет, тон, линия, объем, пространство, пропорции и т. д.).
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- самостоятельной творческой деятельности;
- обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
- оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства;
- овладения практическими навыками выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций.
- познакомиться с нетрадиционными техниками рисования:
- Тычок жесткой полусухой кистью
Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
- Рисование пальчиками
Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
- Кляксография с трубочкой
Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).
Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.
- Набрызг
Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5×5 см).
Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.
- Отпечатки листьев
Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие), кисти.
Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.
- Цветной граттаж
Материалы: цветной картон или плотная бумага, предварительно раскрашенные акварелью либо фломастерами, свеча, широкая кисть, мисочки для гуаши, палочка с заточенными концами.
Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем лист закрашивается гуашью, смешанной с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Далее возможно дорисовывание недостающих деталей гуашью.
- Монотипия пейзажная
Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.
Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того, как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Весёлый карандаш»
Личностные
- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
- эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, художекственных произведений, стремиться к совершенствованию собственной художественной культуры;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- интерес к художественных произведений, к ведению диалога с автором , посредством собственного мнения о конкретном произведении художника;
- интерес к рисованию, к созданию собственных рисунков, к художественной форме общения;
- интерес к изучению шедевров искусства великих художников;
- осознание ответственности за выполненное художественное художественное пороизведение.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели занятия;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план последовательности работы над художественны произведением);
- пользоваться словарями, справочниками, эциклопедиями;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения;
- Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать художественные средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи с использованием терминологии художника.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы, находить ответы.
Содержание программы внеурочной деятельности «Весёлый карандаш»
4 -й класс «Рисуем и исследуем». Программа состоит из теоретической и практической частей
На данном этапе важной становится цель – научить детей вести исследование доступных им проблем. Развить их способность ставить перед собой задачу и осуществить её выполнение.
Знания и умения применяются в создании творческих работ.
Основы изобразительной грамоты.
Теоретическая часть.
Художественные материалы. Акварель, тушь, гуашь – свободное владение ими.
Рисунок. Значение рисунка в творчестве художника. Упражнения набросочного характера. Передача пространства на плоскости, представление о перспективе – линейной, воздушной.
Графика. Материалы – тушь, перо, типографская краска, картон, клише, матрицы из различных материалов. Эстамп, монотипия. Создание образных работ с использованием знаний по композиции, рисунку, цветоведению.
Цветоведение. Воздействие цвета на человека. Гармония цветовых отношений.
Композиция. Основные правила композиции:
- объединение по однородным признакам;
- соблюдение закона ограничения;
- основа живой и статичной композиции;
- группировка элементов, обеспечение свободного пространства между группировками;
- подчёркивание субординации между группировками и их взаимосвязь (линией, пластикой, «Законом сцены»).
Беседы по истории мировой культуры с показом иллюстративного материала. Посещение выставок.
Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве. Это: декоративно – прикладное искусство и наше творчество.
Календарно – тематическое планирование курса внеурочной деятельности
«Весёлый карандаш»
№ п/п | Дата | Тема | Основные виды деятельности | |
По плану | По факту | |||
1 | 03.09 | 03.09 | Вводное занятие. Рисунок – тест «Впечатление о лете». | Материалы, Инструменты. Условия безопасной работы. Фломастеры. |
2-3 | 10.09 17.09 | 10.09 17.09 | Деревья | Пленэрные зарисовки. Акварель, гуашь. Принцип «от общего к частному». Воздушная перспектива. Форма, структура. |
4-5 | 24.09 01.10 | 24.09 01.10 | Натюрморт | Наброски графическими материалами: тушью, заострённой палочкой. Предметы и пространство. Живая и статическая композиция. |
6-7 | 08.10 15.10 | 08.10 15.10 | Осенний натюрморт | Ассиметричная композиция. Тёплая цветовая гамма. Гуашь, акварель. |
8-9 | 22.10 29.10 | 22.10 29.10 | Монотипия. «Отражение в воде» | Интерпретация явлений природы: акварель, тушь чёрная, заострённые палочки. Движение в композиции. Ритм цветочных пятен. |
10 | 12.11 | 12.11 | Зимние забавы | Фигура человека в движении. Личный опыт. Гуашь. |
11-12 | 19.11 26.11 | 19.11 26.11 | Скачущая лошадь | Движение в композиции. Пластика форм. Линия красоты. Гуашь. |
13 | 03.12 | 03.12 | Улицы моего села | Линейная перспектива. Наброски, рисунки с натуры. Творческая работа по предварительным рисункам |
14-15 | 10.12 17.12 | 10.12 17.12 | Новогодний бал | Движение в композиции. Пластика форм. Линия красоты. Гуашь. |
16 | 24.12 | 24.12 | Плакат – вид прикладной графики | Шрифт. Использование трафарета и шаблона в изобразительных элементах |
17 | 14.01 | 14.01 | Цветы и травы | Декоративная переработка природной формы. Кистевая роспись, гуашь. Ограниченная цветовая палитра. Беседа о жостовской росписи. |
18 | 21.01 | 21.01 | Цветы | Композиция в круге. Эскиз монохромной декоративной росписи. Освоение приёма - кистевая роспись. Беседа «Голубая сказка Гжели». |
19 | 28.01 | 28.01 | Кляксография с трубочкой. Выдувание | Практическая работа. Работа выполняется с помощью красок и трубочки. |
20 | 04.02 | 04.02 | Волшебные нитки | Практическая работа. Работа выполняется с помощью красок и нити. |
21 | 11.02 | 11.02 | Пальчиковая живопись | Практическая работа. Работа выполняется пальцами |
22 | 18.02 | 18.02 | Поздравления к 23 февраля. | Эскиз. Работа с материалом в подгруппах, использование знаний по композиции, живописи, графике. Применение приёмов аппликации, техники бумажной пластики, кистевой росписи. |
23 | 25.02 | 25.02 | Туманный день | Роспись по ткани. Использование в эскизе натуральных зарисовок. Интерпретация явлений природы. Свободная роспись по ткани без резерва. |
24 | 03.03 | 03.03 | Открытка – поздравление к 8 марта. | Свободный выбор материалов и техники. Индивидуальная творческая работа. |
25-26 | 10.03 17.03 | 10.03 17.03 | Цветоведение. | Несложные цветы из ткани. Оформление цветка в композиции. Связь с флористикой. |
27-29 | 24.03 31.03 07.04 | 24.03 07.04 14.04 | Мир вокруг нас | Рисование с натуры. Гуашь. Беседа о экологических проблемах окружающей среды. |
30 | 14.04 | 21.04 | Рисование по теме «Я за здоровый образ жизни» | Свободный выбор тем и материалов для исполнения |
31 | 21.04 | 28.04 | Открытка поздравление к 1 мая | Свободный выбор тем и материалов для исполнения |
32 | 28.04 | 12.05 | Открытка - поздравление с Днем Победы! | Свободный выбор тем и материалов для исполнения |
33 | 05.05 | 19.05 | Творческая работа. | Свободный выбор живописных средств. Сближенные цветовые отношения. |
34 | 19.05 | 26.05 | Рисование по теме: «Мечты о лете!» | Свободный выбор тем и материалов для исполнения |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Оч. умелые ручки» в соответствии с ФГОС II поколения
Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколени...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА"
Программа кружка «Занимательная математика» рассматривается в рамках реализации ФГОС НОО и направлена на общеинтеллектуальное развитие обучающихся.Развитие интеллекта – это целенаправленный и ор...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Волшебный карандаш".
Рабочая программа и тематическое планирование курса внеурочной деятельности "Волшебный карандаш". (1 - 4 класс)...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Волшебный карандаш"
Данная рабочая программа предполагает не только развитие визуально-пространственного мышления обучающихся, как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ор...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Азбука правил дорожного движения» основного общего образования срок реализации программы: 1 год
Рабочая программа курса внеурочной деятельности составленав соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартомосновного общего образования,с учетом Примерной основной образовательно...