Обобщение опыта работы по теме «Патриотическое и духовно-нравственное воспитание младших школьников»
опыты и эксперименты
Эффективность работы классного руководителя во многом зависит от того, насколько организованное детское сообщество он может создать из класса. Только развитый и сплочённый коллектив может оказать значительное воспитывающее воздействие на детей. Только в творческой деятельности ребята вырастают, не приспосабливаясь к жизни, а преобразуя её вокруг себя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_mo.docx | 133.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщение опыта работы
по теме «Патриотическое и духовно-нравственное воспитание младших школьников»
Эффективность работы классного руководителя во многом зависит от того, насколько организованное детское сообщество он может создать из класса. Только развитый и сплочённый коллектив может оказать значительное воспитывающее воздействие на детей. Только в творческой деятельности ребята вырастают, не приспосабливаясь к жизни, а преобразуя её вокруг себя.
Актуальность воспитательной деятельности
Младшие школьники в процессе обучения и во внеурочной деятельности получают достаточно большой объем духовно - нравственных представлений. Они знают и понимают, как надо поступать хорошему ученику, т.е. имеют представление о нравственном поведении. Но всегда ли они так поступают? Нет, не всегда. Расхождение между представлениями о нравственном поведении и поступкам объясняется многими причинами.
- Современный информационный мир противоречив и зачастую агрессивен. Большой поток информации ставит ребенка перед выбором: как общаться, где найти необходимую информацию, каким гаджетом воспользоваться, чтобы быть модным;
- Воздействие средств массовой информации на подсознание младших школьников (Интернет, социальные сети, реклама, компьютерные игры, фильмы: триллеры, боевики, ужасы) противоположно целям и задачам духовно-нравственного воспитания учащихся.
Но ни одна из задач воспитания не будет решена до тех пор, пока не удастся решить главную - возрождение духовности. А это возможно, лишь воспитывая молодое поколение. Очень важно, чтобы повседневная жизнь и деятельность школьников была разнообразной, содержательной, насыщенной работой над осознанием общественных событий и строились на основе самых высоких нравственных отношений.
Невозможно в ребёнке воспитать чувства честности, справедливости, гражданственности, прекрасного, если поведение окружающих часто противоречит нормам морали.
В течение 4-х лет в МОУ Бишкильской СОШ им. Героя России Г.А.Угрюмова реализовывается инновационный проект «Формирование и развитие гражданственности и лидерских качеств в процессе преподавания, воспитания и функционирования органов самоуправления». В2017-18 учебном году проект подошел к своему логическому завершению.
Развивающий характер воспитательной системы класса предусматривает реализацию направлений деятельности в соответствии с основными направлениями воспитательной системы школы в целом: (слайд)
- «Ученик и его здоровье» (здоровьесберегающее воспитание, экологическое воспитание);
- «Ученик и его интеллектуальные возможности» (интеллектуальное воспитание);
- «Общение и досуг ученика» (формирование коммуникативной культуры);
- «Ученик и его нравственность» (нравственное и духовное воспитание, социокультурное и медиакультурное воспитание);
- «Общение и досуг ученика» (воспитание положительного отношения к труду и творчеству, культуротворческое и эстетическое воспитание);
- «Ученик – патриот и гражданин» (гражданско – патриотическое воспитание, правовое воспитание и культура безопасности);
- «Ученик: его семьи и школа» (воспитание семейных ценностей).
История показывает, что идея патриотизма в России всегда занимала особое место. Она изменялась вместе с развитием общественной жизни и опиралась на народность, на особенности национального характера.
Формирование чувства патриотизма в системе воспитательной работы нашей школы осуществляется посредством реализации деятельностного подхода.
На основе, поставленных инновационным проектом задач, были разработаны цель и задачи класса:
Основная цель гражданского воспитания в классе: (слайд)
- Повышение чувства ответственности за свои поступки, действия.
- Формирование устойчивой активной жизненной позиции гражданина - патриота своей Родины.
Задачи, поставленные перед классом:
- формирование гражданской ответственности уч-ся, повышение воспитанности, развитие лидерских качеств личности;
- способствованию приобретения детьми умений и навыков корректировки собственной жизненной позиции, активно приобщая, их к участию в общественной жизни школа и класса;
- развитие самоуправления учащихся, повышение социальной активности и уровня социализации и самореализации школьников
- минимизация негативных проявлений в детской среде, повышение уровня правопорядка
Ведущие качества личности ученика, которые формируются в воспитательном процессе:
- Любовь к Родине ( к поселку, к краю, к стране); слайд («Моя малая Родина» кл.час)
- Способность к сотрудничеству в группах разной наполняемости, разных интересов;
- Милосердие к престарелым, защита животных;
- Трудолюбие;
- Самостоятельность, честность, открытость;
- Бережливость;
- Организованность, целеустремленность;
- Готовность охранять и защищать природу.
На основании цели и задач воспитательной работы были запланированы и проведены следующие мероприятия, где учащиеся моего класса принимали активное участие:
«День Народного Единства», где воспитываются такие понятия, как «патриотизм», «толерантность», «гражданственность». Праздник, посвященный Дню матери – воспитание любви и уважения к семейным традициям. (Слайд)
В процессе реализации проекта проводились тематические линейки, посвященные «Дню защитника Отечества», «8 Марта», «9 Мая», тематические уроки мужества и классные часы: «Трагедия в Беслане», «День неизвестного солдата», «Что такое патриотизм?», «Международный день памяти жертв Холокоста», «Есть такая профессия – Родину защищать».
Также дети принимали участие в выставке «Оружие Победы»,(слайд) военно-спортивной игре «Лазертаг»(Слайд), спортивной игре, посвященной «23 февраля»(слайд), участие в шествии «Бессмертного полка» на 9 Мая, где происходило духовно-нравственное, патриотическое воспитание. (слайд)
Проведены классные часы, направленные на воспитание уважения к обычаям и традициям своей семьи: «Мама – первое слово, главное слово в нашей судьбе», урок в природе: «Все на белом свете солнышкины дети», «Обычаи и традиции моей семьи» (проект), «Правила этикета: знакомство, правила общения с окружающими, волшебные слова»,
На понимание общеполитической ситуации в мире, нетерпимость к национальной неприязни были направлены следующие мероприятия:
Кл.час «День воссоединения Крыма с Россией», «День Конституции Российской Федерации», «Международный день толерантности», участие в социальной акции «Голубь мира».(слайд)
Дети принимали участие в выставках рисунков и поделок:
- День Победы (макеты, рисунки);(слайд)
- День защитника Отечества;
- Мамина улыбка;
- Моя семья
- «Сделаем вместе» и др.(слайд)
Немалую роль в учебной и внеучебной деятельности призван играть школьный музей.(слайд)
Тихомирова Т.А., руководитель музея, проводила музейные уроки: «Урок в музее», «Герой России Г.А.Угрюмов» (видеофильм).
Приоритетными внеурочными формами работы по духовно- нравственному, патриотическому воспитанию стали:
- Экскурсии (посещение «Чадограда» (г.Челябинск) - работа по профориентации), «Златоуст за один день» ( посещение национального парка «Таганай»), экскурсия на фабрику «ЮжУралкондитер»(слайд)
- концерты; («Международный женский день», фольклорный праздник, День Народного Единства, проводы Зимы)
- соревнования; (спортивно-туристическая игра «День Здоровья»)(слайд)
- театрализация (прощание с «Азбукой» - 1 класс)(слайд)
- игровые занятия; (на внеурочной деятельности - «Здоровейка»)
- благотворительные акции «Открытки ветерану», «Цветы на граните» (возложение цветов к памятным местам).
- экологическая акция «Сделаем вместе» (сбор макулатуры и батареек).
Участие детей в трудовой деятельности: еженедельная уборка классного помещения, субботники, дежурство в столовой и по кабинету.
А.С.Макаренко в свое время практическими делами действительно доказал, что развитый детский коллектив играет важную роль в воспитании личности. Не менее важную роль призвано сыграть участие детей в управлении своим коллективом. Развитие самоуправления помогает им почувствовать всю сложность социальных отношений, сформировать социальную позицию, определить свои возможности в реализации лидерских функций.
В классе работает самоуправление. Ребята оказывают посильную помощь в учебе, остаются после уроков и помогают отстающим. следят за порядком и чистотой в кабинете, поливают цветы и т.д., осуществляет выпуск стенгазет к праздникам.
Таким образом, идет развитие лидерских качеств и гражданской ответственности учащихся.
Учащиеся моего класса успешно и с хорошими показателями окончили 2016-2017 и 2017-2018 учебные годы. Из 22 учащихся награждены: «Похвальным листом» - 4 человека, грамотой за «отличные успехи в учении » - 2 человека, грамотой за «хорошие успехи в учении» - 9 человек. Также учащиеся были отмечены грамотами за «активное участие в жизни школы»- 7 человек. (слайд)
В воспитательный процесс включены инновационные педагогические технологии и методы (ИКТ, метод проектов, коллективное творческое дело, социально-значимая деятельность).
Сотрудничество с семьёй - залог успеха в воспитании детей
Семья была, есть и будет главным фактором и условием развития и воспитания человека. На каких основах должны складываться отношения школы и семьи, чтобы воспитание детей было успешным? Ответ на этот вопрос есть у В.А.Сухомлинского: « Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детям, для устрашения сыновей отцовской «сильной рукой» для предупреждения об опасностях, « если и дальше так будет продолжаться», - и как можно больше такого духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам. Всё, что у ребёнка в голове, в душе, в тетради, дневнике - всё это мы должны рассматривать с точки зрения взаимоотношения детей и родителей и совершенно недопустимо, чтобы ребёнок приносил матери и отцу одни огорчения - это уродливое воспитание».
В своей педагогической деятельности стремлюсь устанавливать тесный контакт с семьями учащихся, вовлекать их в совместную деятельность по воспитанию учащихся.
Родители являются активными участниками и помощниками всех классных и школьных мероприятий. Постоянно ведется работа с родителями: проводятся родительские собрания по темам, направленные на воспитание патриотизма и духовно–нравственного развития: «Роль игры в школьном возрасте», «Принципы семейного воспитания», «Развитие самостоятельности у детей младшего школьного возраста», «Медиабезопасность», «Товарищество и дружба».
Справка:
Удовлетворенность родителей жизнью класса
86,4% - высокая
13%- средняя
0,6 – не удовлетворены
Удовлетворенность родителей работой классного руководителя
92% - высокая
8%-средняя
В содержание сотрудничества с родителями следует включить следующие направления:
- психолого-педагогическое просвещение родителей;
- вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;
- оказание психолого-педагогической помощи родителям;
- участие родителей в управлении делами класса.
Тематика родительских собраний, запланированных на 4 класс:
- Роль семьи в формировании мотивации ученика;
- Вредные привычки в детском возрасте;
- Способность и одаренность;
- Радость коллективного труда. Формирование навыков совместной деятельности.
В моём 4 А классе обучается 21 человек. В коллективе – 14 девочек и 7 мальчиков. 14 учащихся воспитывается в полных семьях. В коллективе есть дети группы риска. (Приложение 1.Социальный паспорт класса).
Учащиеся имеют широкий круг увлечений, их интересы отличаются разносторонностью. Большинство ребят посещают, кружки, музыкальную школу, с удовольствием выполняют все порученные дела, с уважением относятся к одноклассникам и учителям.
Характерными особенностями класса являются:
- Добросовестное отношение учащихся к учебе
- Хорошая дисциплина учеников в школе, на уроках, во внеурочное время;
- Интерес учащихся к изучению новых предметов, желание участвовать в делах класса и школы, интерес к посещению секций, кружков во внеурочное время (слайд)
Коллектив имеет стабильные традиции (День именинников, праздник мам, совместный отдых)
Воспитывая ребенка как личность, как патриота и гражданина своей страны, необходимо показать эту страну. Я начала с их малой Родины – поселка Бишкиль, где большая часть класса родилась. Ребята нашли материал о своем поселке, о людях и сделали презентации, которые были показаны на уроках окружающего мира.
Учащиеся моего класса стабильно проявляют интерес к мероприятиям различного уровня.
Внеклассные мероприятия по предметам:
- Международные олимпиады по основам наук: международный мониторинговый проект «ЭМУ-специалист» -2015-2016 учебный год (17 человек), 2016-2017 уч.г. (13 человек)
- Международный конкурс для учеников младшего и среднего звена «Умный мамонтенок» 2016г. –( 7 человек)
- Всероссийский конкурс «Мир вокруг нас. Хищники» -2015 (12 человек)
- Всероссийский конкурс «Мультмарафон» 2016 (14 человек)
- Общероссийский конкурс «Умница» -2016 (2 человека)
- Всероссийская образовательная акция «Час кода» 2016 (6 человек)
Мероприятия творческой направленности
- Муниципальный этап открытого конкурса творческих работ «Рождественская сказка» 2015 (14 человек), 2016 (7 человек)
- Муниципальный этап конкурса «Пожарам – нет» (2 человека)
- Муниципальный этап творческих работ «Игрушка для елки» -2015г (12 человек), 2016г (7 человек).
В начале учебного года на классном часе я провела опрос. Результаты тестирования определили дальнейшую работу по духовно-нравственному и патриотическому направлению. Ребятам был предложен опросник «Личностный рост», из которого были взяты вопросы по 3 шкалам:
- Отношение к малой Родине.
- Отношение к Земле (природе)
- Отношение к культуре.
Результаты данного исследования представлены в следующих диаграммах.
Вывод: по данной шкале вопросов выделилась проблема: 18 человек класса переживают чувство Родины как чувство родного дома, однако им кажется: то, что происходит в стране и на его «малой родине», имеет между собой мало общего. Над этим придется работать, корректировать свои действия в воспитательном процессе. Два человека из класса, стараются открыто не проявлять свое отношение к стране, они могут «правильно» выступить на тему гражданственности и патриотизма. Моя задача как классного руководителя в первую очередь вовлекать ребят в мероприятия, чтобы они поняли то, что происходит со страной и с ними, имеет между собой много общего.
Вывод: из диаграммы видно, что большая часть класса заботится о животных, цветах, но главным образом о тех, которые принадлежат именно им. Экологические проблемы воспринимаются ими как объективно важные, но при этом не зависящие от них. В классе могут не обратить внимание на такие мелочи, как брошенный мусор. В этом году запланирована экскурсия в национальный парк «Зюраткуль».
Вывод: ребята признают объективную ценность культурных форм поведения, но не всегда руководствуются ими в своей повседневной жизни. Они все хотят выглядеть «культурными людьми», но не готовы прикладывать ежедневно усилия к этому. Цикл бесед о поведении, взаимоотношении между людьми, поездки в музеи (запланирована поездка в краеведческий музей г.Челябинск) , экскурсии (посещение «Чадограда» г.Челябинск) помогают моим ребятам изменить свою точку зрения на культурные ценности.
При проведении диагностики даже наличие отрицательной тенденции имеют положительные моменты. Большинству моим ребятам естественно чувство жалости к людям и животным. Моя задача вовлечь во все мероприятия ребят, помочь разобраться в вопросах, вызывающих сомнения. Я не должна потерять этих детей, чтобы у них не сложилось мнение, что все успехи - это его собственные успехи, а в неудачах виновата страна.
Тематика классных часов по направлению духовно-нравственного воспитания, запланированных на 4 класс:
- «Как научиться быть хорошим другом»;
- «Традиции, которыми гордиться страна»;
- «Как сберечь планету Земля»;
- Игра-путешествие «Откуда берутся грязнули»
- «Зло и Добро»;
- «Учимся общаться»
Результативность воспитательной работы по духовно-нравственному и патриотическому направлению:
- Сплоченный ученический коллектив, в котором отсутствуют «отвергнутые»;
- В коллективе развито ученическое самоуправление;
- Активное участие родителей и детей в жизни класса и школы;
- У учащихся сформировано критическое мышление, навыки самоанализа и самоконтроля, сформированы нравственные качества личности ученика начальной школы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система формирования духовно- нравственных качеств личности младшего школьника через воспитание чуткости, доброты, милосердия.
духовно-нравственное воспитание...
«Использование внешних ресурсов при воспитании духовно- нравственной культуры у младших школьников» «Использование внешних ресурсов на уроках ОРКСЭ"
В образовательных стандартах второго поколения одной из приоритетных задач духовно-нравственного развития и воспитания учащихся является воспитание нравственности, развитие готовности к духовном...
Обобщение опыта работы: русский язык. Тема: «Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка и во внеурочное время посредством использования элементов устного народного творчества»
В целостном педагогическом процессе формирование творческих способностей — это необходимое условие всестороннего развития личности. Творческая активность ребенка - это проявление го...
Обобщение опыта классного руководителя по теме: «Личностно-ориентированное воспитание младшего школьника»
Личностно-ориентированный подход в обучении - концентрация внимания педагога на целостной личности ученика, забота о развитии не только его интеллекта, гражданского чувства ответственности, но и духов...
Обобщение опыта работы по теме "Формирование коммуникативных компетенций у младших школьников в группе продленного дня"
Данный материал представляет собой самообобщение опыта работы по формированию коммуникативных навыков у первоклассников в условиях пребывания в группе продленного дня. Предлагаемые формы групповой раб...
Обобщение опыта работы по теме:"Пути совершенствования техники чтения младших школьников"
Материал содержит методические рекомендации по совершенствованию техники чтения младших школьников....
Обобщение опыта по теме: «Гражданско-патриотическое и нравственное воспитание младших школьников в условиях реализации ФГОС»
Опыт обобщила на заседании городского методического объединения...