Обобщение опыта работы по теме "Формирование коммуникативных компетенций у младших школьников в группе продленного дня"
план-конспект занятия (1 класс) на тему
Данный материал представляет собой самообобщение опыта работы по формированию коммуникативных навыков у первоклассников в условиях пребывания в группе продленного дня. Предлагаемые формы групповой работы помогут организовать процесс сотрудничества детей и педагога во внеурочное время.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_kommunikativnyh_kompetentsiy.docx | 73.86 КБ |
Предварительный просмотр:
МКУ «Управление образования Администрации города Бийска»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1» города Бийска Алтайского края
Формирование коммуникативных компетенций
у младших школьников в группе продленного дня.
Воспитатель группы продленного дня:
Тверезенко Нина Борисовна
г. Бийск
2016
Содержание
- Наименование опыта.
- Условия возникновения опыта.
- Актуальность опыта.
- Теоретическая база опыта.
- Новизна опыта.
- Ведущая педагогическая идея.
- Технология опыта.
- Результативность.
- Трудоёмкость.
- Адресная направленность.
- Литература.
- Наименование опыта
Формирование коммуникативных ключевых компетенций
у младших школьников в группе продленного дня.
- Условия возникновения опыта
Идея опыта возникла потому, что группа продлённого дня сформирована из детей всей параллели первых классов. Они такие разные! Кто-то замкнут и застенчив, кто-то не в меру подвижен, кто-то торопится поделиться своими маленькими детскими радостями. Хочется, чтобы они были не только хорошими учениками, но и воспитанными людьми, обладающими качествам межличностного общения.
- Актуальность опыта.
Культура общения – понятие, характеризующее и личность, и общество в целом. Сколько бы ни говорили о современном кризисе нравственности, не стоит забывать о том, что общество – это совокупность личностей. Только личность ценой собственных усилий может добиться успехов в нравственном самовоспитании, а учитель, семья – помочь в этом. Понятие “культура общения” пронизывает все стороны жизнедеятельности человека. Анализ опыта В.А. Сухомлинского, разработавшего воспитательную систему о всестороннем развитии личности, даёт основание утверждать, что сердцевина нравственного воспитания – развитие культуры общения, нравственных качеств личности.
Целью воспитания становится решение тех проблем, которые должен решить человек, чтобы найти своё место в жизни. Современной школе больше подходит название школы Знаний, так как в центре ее обучение, которое подчас затмевает вопросы нравственности. В итоге выросло поколение, испытывающее дефицит духовности, морали.
- Теоретическая база опыта.
В качестве концептуальной основы были положены:
- теоретико методологические основы изучения воспитанности школьников М.И. Шиловой;
- теоретико методологические основы компетентностного подхода в образовании О.Е. Лебедева.
- теоретико методологические основы изучения образовательной и воспитательной функции оценки учения школьников Ш.А. Амонашвили
5. Новизна опыта
Разработка методов, приемов и упражнений с учащимися по формированию коммуникативных компетенций;
Составление диагностического материала для определения уровня воспитанности учащихся;
Наполнение педагогической деятельности конкретным материалом, выстраивание отдельных элементов в четкую целенаправленную систему.
6. Ведущая педагогическая идея.
Именно в детстве воспитываются умы и сердца людей. С первых лет жизни ребенку необходимо прививать навыки вежливого поведения и общения, учить его доброте, умению осознавать свои поступки, различать «что такое хорошо и что такое плохо». На мой взгляд, развитие коммуникативных способностей учащихся, особенно первоклассников, является фактором их успешности и самореализации не только на уроках, но и в повседневной жизни.
И.Ф.Свадковский писал: « В воспитании человека важно добиваться, чтобы нравственные и моральные истины были не просто поняты, но и стали бы целью жизни каждого человека, предметом собственных стремлений и личного счастья".
7. Технология опыта
Цель:
формирование у ребёнка межличностных качеств, основанных на культуре общения и нравственности.
Задачи:
- способствовать формированию качеств личности, определяющих в повседневном поведении детей отношение к другим людям (уважение, доброжелательное отношение к каждому);
- содействовать осуществлению взаимосвязи моральных представлений, полученных при реализации программы, с повседневной жизнью, формирующей опыт нравственного поведения;
- помочь детям приобрести опыт общения с людьми. Научить проявлять сильные стороны характера, понимать себя и других, сочувствовать, сопереживать.
В содержание деятельности по этому направлению входит обучение умению общаться в коллективе: употреблять различные формы вежливости, умение вести разговор, обретение коммуникативных качеств личности. Обучение умению пользоваться различными средствами выразительности речи.
Самой приоритетной формой проводимых мною занятий является групповая работа, так как именно в групповой работе развивается сотрудничество, умение работать в команде, социальная ответственность, которые являются основой для формирования коммуникативной, речевой, общекультурной компетенции ученика.
Цель групповой работы – активное включение каждого воспитанника в процесс выполнения деятельности, развитие коммуникативных компетенций.
Задачи групповой работы:
- Активизация познавательной деятельности.
- Развитие навыков самостоятельной работы.
- Развитие умений успешного общения, что способствует совершенствованию межличностных отношений в классе.
Формирование групп:
1. Группа по желанию;
2. «Случайная» группа;
3. Группа, сформированная лидером (капитаном, командиром).
4. Группа, сформированная учителем в соответствии с поставленными целями.
5. Группа по теме работы;
6. Группа по уровню сложности задания.
Групповая работа может быть однородной (предполагает выполнение небольшими группами учащихся одинакового для всех задания) и дифференцированной (выполнение различных заданий разными группами).
Правила общения в группе:
- При разговоре смотри на собеседника;
- Говори в группе тихо, чтобы не мешать одноклассникам;
- Называй товарищей по имени, внимательно слушай ответ, потому что потом будешь исправлять его, дополнять, оценивать.
Роли в группе:
- чтец – читает вслух
- секретарь – записывает от лица группы;
- докладчик – рассказывает, что решила группа;
- хронометрист – следит за временем
- сотрудник – участник группы, участвующий в обсуждении
В процессе ведения групповой работы выделяем следующие элементы:
- постановка познавательной задачи;
- раздача дидактического материала;
- планирование работы в группе;
- индивидуальное выполнение задания, обсуждение результатов;
- обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения);
- сообщение о результатах работы группы;
- общий вывод о работе групп и достижении поставленной задачи.
Общие правила организации работы в группах:
- За отношениями в группе нужно следить: каждый участвует в разговоре, каждый думает над работой, позиции всех равны, отношение может быть свое.
- Для работы в группах должны быть такие задания, где разные дети дают разные варианты, а не одинаковые.
- Навык работы в группах нужно формировать, не игнорируя мелочей и не пытаясь перейти к сложному без доработки простейшего.
- Вводя новую форму сотрудничества нужно дать ее образец.
- Для срабатывания групп не следует часто менять состав, но и закреплять надолго нельзя.
- При оценке работы в группе следует подчеркивать прежде всего человеческие добродетели. Оценивать можно лишь общую работу. Нельзя давать детям, работающим вместе разные оценки.
- Групповая работа требует перестановки парт. Дети должны сесть так, чтобы видеть и слышать друг друга.
Основные противопоказания при организации групповой работы:
- Не допускать пары из двух слабых детей.
- Воспитанники, отказывающиеся работать вместе не должны принуждаться.
- Если кто - то пожелал работать в одиночку, учитель позволяет ему сделать это, не проявляя при этом недовольство.
- Нельзя заниматься совместной работой более 10-15 минут.
- Нельзя требовать абсолютной тишины. Вводить критерий - умение слушать.
- Нельзя наказывать лишая участия в групповой работе.
Положительные тенденции в использовании групповой работы в мероприятиях группы продленного дня:
- Возрастает объем усваиваемого материала и глубина его понимания;
- Возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;
- Меняется характер взаимоотношений между детьми: исчезает безразличие, агрессия; прибавляется теплота и человечность;
- Формируется коммуникативная компетентность.
- Дети помогают в делах своим товарищам, с большим уважением и менее потребительски относятся к труду учителя;
- Приобретаются навыки, необходимые для жизни в обществе: самостоятельность, ответственность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиций других людей;
Одним из главных условий качественной работы группы является наличие взаимопонимания между членами группы, умение разрешать конфликты и вести грамотный, культурный диалог.
Формирование культуры общения:
1 этап - учимся слушать друг друга и высказывать свою точку зрения, мнение по любому поводу.
2 этап – учимся вести диалог и учимся аргументировать свою версию.
3 этап – учимся задавать вопросы и учимся давать контраргументы.
4 этап – учимся разрешать конфликты и совершенствовать умения вести диалог.
Чтобы достичь этих целей, нужно изменить роль учителя: из простого транслятора знаний нам нужно стать действительным организатором совместной работы с учениками, способствовать переходу к реальному сотрудничеству в ходе овладения знаниями.
Также в содержание понятия «коммуникативной компетентности» входят и речевые действия:
- владение языковым материалом для его использования в речевых высказываниях;
- умения целенаправленно и последовательно (в соответствии с заданием, инструкцией) выполнять действия и адекватно реагировать на контроль и оценки воспитателя.
- ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием;
- применение инструкции (схемы) при подготовке развёрнутого высказывания по ходу и итогам работы;
- обращение к воспитателю или к товарищу по группе за разъяснением;
- пояснение инструкции, задания с использованием изученной терминологии;
- развёрнутый отчёт о последовательности выполнения учебной работы, подведение итогов работы;
- проведение опроса и оценка ответов своих товарищей (когда дети меняются ролями в группе)
- соблюдение речевого этикета при общении (обращение, просьба, диалог: «Скажите, пожалуйста», «Спасибо», «Будьте любезны» и т.п.);
Для изучения уровня воспитанности учащихся использовалась методика Шиловой М.И. В данной методике выделены такие интегративные «базовые» для младших школьников качества, как патриотизм, любознательность, доброта и отзывчивость, трудолюбие и самодисциплина. Для каждого из них раскрыты основные проявления. Например, показателями патриотизма младших школьников можно считать любовь к родной природе, гордость за свою страну, служение своими силами малому Отечеству, заботу о своей школе.
Диагностическая программа изучения уровня воспитанности обучающихся (по М.И. Шиловой)
(Ориентировочная программа изучения уровней проявления воспитанности обучающихся 7— 10 лет)
Основные отношения Показатели воспитанности | Признаки и уровни формирующихся качеств (от высокого до низкого) |
Отношение к обществу | |
| |
| Высокий – интересуется и гордится историческим прошлым Отечества, рассказывает об этом другим. Средний – интересуется историческим прошлым. Низкий – знакомится с историческим прошлым при побуждении старших |
| Высокий – участвует в делах детского объединения и привлекает к этому других. Средний – испытывает гордость за свое детское объединение, участвует в делах д\о. Низкий – в делах д\о участвует при побуждении старших. |
Отношение к труду | |
| |
| Высокий – стремится учиться как можно лучше, привлекает к этому других. Средний – стремится учиться как можно лучше. Низкий – учится при наличии контроля |
| Высокий – работу на занятии выполняет внимательно, аккуратно, помогает товарищам. Средний – работу на занятии выполняет аккуратно. Низкий – работу на занятии выполняет под контролем. |
Отношение к людям | |
| |
| Высокий – уважает старших, не терпит неуважительного отношения к ним со стороны сверстников. Средний – уважает старших. Низкий – к старикам не всегда уважителен, нуждается в руководстве. |
| Высокий – отзывчив к друзьям и близким, дружелюбно относится к сверстникам, осуждает грубость. Средний – отзывчив к друзьям и близким, сверстникам. Низкий – проявляет дружелюбие, нуждается в побуждении со стороны товарищей и старших. |
| Высокий – сочувствует, помогает слабым, больным, беспомощным и настраивает на это других. Средний – сочувствует, помогает слабым, больным. Низкий – помогает слабым, больным при условии поручения, наличия контроля. |
| Высокий – честен в отношениях с товарищами и взрослыми, не терпит проявления лжи, обмана со стороны других. Средний - честен в отношениях с товарищами и взрослыми. Низкий – не всегда честен |
Отношение к себе | |
| |
| Высокий – проявляет добрую волю и стремится развивать ее, поддерживает проявление доброй и осуждает проявление злой воли сверстниками. Средний - проявляет добрую волю и стремится развивать ее. Низкий – развивает волю в организованных взрослыми ситуациях, нередко подчиняясь воле других. |
| Высокий – добровольно соблюдает правила культуры поведения, требует этого от других. Средний - – добровольно соблюдает правила культуры поведения, не заботится о других. Низкий – нормы правил поведения соблюдает при наличии контроля |
| Высокий – своевременно и качественно выполняет любое дело, требует этого от других. Средний - своевременно и качественно выполняет свои дела. Низкий – при выполнении дел нуждается в контроле. |
| Высокий – требователен к себе и товарищам, стремится проявить себя в хороших делах и поступках. Средний – требователен к себе, стремится проявить себя в хороших делах и поступках. Низкий - не всегда требователен к себе, не стремится проявить себя в хороших делах и поступках. |
Указанные в диагностической программе качества и показатели их проявления выступают базовым минимумом, ориентиром в воспитании младших школьников. Это не исключает возможности выделения других качеств, которые могут сверх такого необходимого минимума полнее отразить многообразие личностных проявлений.
Результаты вносятся в таблицу воспитателем по итогам ежедневного наблюдения, беседы с детьми и родителями, а также с педагогами. Фиксируются с указанием уровня сформированности показателя (высокий, средний, низкий).
Диагностика уровня воспитанности обучающихся (по М. И.Шиловой)
Фамилия, имя | Отношение к обществу | Отношение к труду | Отношение к людям | Отношение к себе | |||||||||
Гордость за свою страну | Забота о школе, детском коллективе | Стремление реализовать свои интеллектуальные способности | Организовывать в учении | Уваженное отношение к старшим | Дружелюбное отношение к сверстникам | Милосердие | Честность в отношение с товарищами с взрослыми | Развитая добрая воля | Самоуважение, соблюдение правил культуры поведения | Организованность и пунктуальность | Требовательность к себе | итог | |
Такая диагностическая методика помогает выделить тенденцию, которая характеризует положение дел в группе и определяет целенаправленную работу как с группой в целом, так и с отдельными детьми. Главное - делать все это надо, подходя к детям с гуманистических позиций, веря в их силы и возможности, стараясь подчеркивать, прежде всего, достоинства учащихся.
По итогам вводной диагностики в начале учебного года было выявлено:
с низким уровнем воспитанности – 12 человек, что составляет 47% от всех воспитанников группы продленного дня; со средним уровнем – 13 человек, соответственно 52%, а с высоким уровнем не было ни одного человека.
Результаты вводной диагностики представлены в диаграмме:
Уровень воспитанности на начало года
Результаты итоговой диагностики видны на следующей диаграмме:
Уровень воспитанности на конец года
Как видно из диаграмм, у обучающихся к концу года повысился уровень воспитанности, уменьшилось количество детей с низким уровнем, увеличился процент детей со средним показателем уровня воспитанности.
Результативность формирования коммуникативных навыков детей, я определяю также при помощи данных анкетирования родителей.
Анкета для родителей для определения результативности формирования коммуникативных навыков.
( составлен по материалам статьи Курцевой З. И. «Программа дошкольного куса риторики»)
- Изменилось ли поведение ваш его ребенка, стал ли он более внимательным и вежливым в общении ( отметить нужное ) :
а) со сверстниками
« да»
«осталось прежним»
б) со взрослыми
« да»
«осталось прежним»
- Отметить те изменения, которые появились в поведении вашего ребенка:
- стал внимателен к окружающим
- употребляет в речи новые вежливые обороты
- замечает невежливое обращение других
- ваш вариант:
3.Что вы считаете причиной положительных изменений (нужное отметить):
- семейное воспитание
- школьные уроки (укажите какие)
- ваш вариант
Результаты анкетирования родителей
- Изменилось ли поведение ребенка, стал ли он более внимательным и вежливым в общении ( отметить нужное ) :
а) со сверстниками
« да» - 70%
«осталось прежним» - 30%
б) со взрослыми
« да» - 95%
«осталось прежним» - 5%
- Изменения, которые появились в поведении ребенка:
- стал внимателен к окружающим – 64%
- употребляет в речи новые вежливые обороты – 73%
- замечает невежливое обращение других – 89%
8. Результативность опыта
1. Учащиеся лучше усваивают правила поведения и эффективного межличностного общения:
- выражают слова приветствия, прощания, обращения с просьбой, выражать слова благодарности;
- правильно ведут себя во время разговора;
- правильно разговаривают по телефону;
- умело используют темп, тон, громкость речи, мимику и жесты;
- ведут объяснение и доказывают правильность своей точки зрения.
2. Дети осознают нормы нравственного поведения. Закрепляют базовые навыки поведения в различных жизненных ситуациях:
- чуткое отношение к окружающим;
- умение оценивать свои поступки и поступки своих сверстников;
- формирование представления о справедливости, доброте, дружбе, правдивости, смелости и т.д.;
- расширение круга интересов, способностей и увлечений;
- проявление сильных сторон характера.
3. У воспитанников развиваются позитивные качества личности: уверенность в своих силах, доброжелательность, терпимость, умение сотрудничать и т.д.:
- равноправно общаться, считаясь с интересами других;
- отстоять своё мнение;
- проявлять силу воли и характер в трудных ситуациях;
- находить пути выхода из конфликтной ситуации;
- самостоятельно регулировать отношения с детьми в коллективе.
9.Трудоемкость опыта
- создание диагностической программы выявления уровня воспитанности;
- разработка таблицы уровня воспитанности детей на начало и конец года;
-подбор практического материала для развития у детей коммуникативных компетенций в условиях пребывания в группе продленного дня.
10. Адресная направленность.
Данный опыт может быть полезен воспитателям групп продленного дня, а также учителям начальных классов в воспитательной работе.
11. Список литературы
1. Богданов Г. П. Игры и развлечения в группах продленного дня: пособие для учителя – М.: Просвещение, 1985 – 144 с.: ил. (библиотека воспитателя ГПД)
2. Богданова О. С., Петрова В. И. Методика воспитательной работы в начальных классах – 3 издание, дораб. – М. : Просвещение, 1986 – 192 с
3. Васильева – Гангнус Л. Т. Азбука вежливости – 3 изд. – М.: Педагогика, 1989 – 144 с.: ил.
4. Группа продленного дня. Развивающие занятия с детьми. Выпуск 1, 2 сост. Н. Г. Курносова – Волгоград : учитель – АСТ, 2003 – 112 с
5. Дереклеева Н.И. Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся или учимся жить в современном мире.—М.: ВАКО, 2004.
6. Кабаева В.М. Программа психологического обучения и воспитания школьников «Я—мой образ жизни—мое здоровье»// Психология и школа. - 2004 - №1 - с. 67-103.
7. Ломтева Т. Большие игры маленьких детей. Учимся понимать своего ребенка (от 0 до 14 лет). - М.: Дрофа-Плюс, 2005.
8. Ромашкова Е. И. Весёлый день рождения для детей – М.: АСТ – ПРЕСС СКД, 2005 – 304 с.: ил. – (1000 советов)
9. Светлова Е. В. Оздоровительные технологии в школе – Ростов н/Д: Феникс, 2006 – 288, [1]с. (Здравствуй школа)
10. Слободяник Н.П. Формирование эмоционально-волевой регуляции у учащихся начальной школы. — М.: Айрис пресс, 2004
11. Учебно – воспитательные занятия в ГПД: конспекты занятий, занимательные материалы, рекомендации. – авт. – сост. Н. А. Касаткина. – 2-е изд., - Волгоград: Учитель, 2008 – 253 с. 1- й, 2- й выпуск
12. Фоппель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения (в 4-х частях). - М.: «Генезис», 2000.
13. Шилова М.И .Изучение воспитанности школьников М.,Педагогика 1982г.
14. Шилова М.И. Учителю о воспитанности школьников М.,1990г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы по теме: "Развитие познавательной активности младших школьников на уроках математики и во внеурочное время".
В данном обобщении опыта прослеживается: использование известных и новых методик, разработка новых средств и правил их применения, современных ИКТ с целью повышения уровня творческого, познавате...
Обобщение опыта работы по теме:"Формирование экологической культуры младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности"
Описание моего опыта работы по формированию экологической культуры школьников (1-4 кл.)...
Обобщение опыта работы "Формирование и развитие речевой деятельности младших школьников"
В конспекте представлены способы работы над связной речью младших школьников, осписаны эффективные методы, приемы и формы работы учителя на уроках русского языка и речевого развития....
Обобщение опыта работы по теме «Развитие орфографической зоркости младших школьников в условиях реализации ФГОС
Обобщение опыта по теме самообразования....
Обобщение опыта работы по теме " Формирование читательской самостоятельности младших школьников через умения и навыки работы с книгой на уроках ФГОС"
Данный материал раскрывает методы работы по формированию читательской самостоятельности младших школьников...
Обобщение опыта работы по теме "Формирование читательской самостоятельности младших школьников через умения и навыки работы с книгой на уроках ФГОС"
Опыт обобщения педагогической деятельности по теме "Формирование читательской самостоятельности младших школьников через умения и навыка работы с книгой на уроках ФГОС"...
Обобщение опыта работы по теме: "Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в условиях реализации ФГОС"
Ц Целью данной работы является обучение навыкам исследования и умению задавать вопросы; навыкам общения при групповой работе; использованию различных методов организации и п...