Формирование нравственных качеств в начальной школе
статья

Егорова Эмма Фирозовна

-

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx23.71 КБ

Предварительный просмотр:

Тема опыта: Формирование нравственных качеств в начальной школе.

В соответствии с образовательной программой, требованиями ФГОС НОО задачами нравственного воспитания учащихся начальной школы являются:

Развитие личности.

Формирование знания моральных норм и сформированности морально-этических суждений, способности к решению моральных проблем; способности к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения/ нарушения моральной нормы;

Формирование основ гражданской идентичности – чувства гордости за свою Родину, знания знаменательных для Отечества исторических событий; любви к своему краю, осознания своей национальности, уважения культуры и традиций народов России и мира; развития доверия и способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей.

Для мониторинга реализации данных задач используется показатель – морально – эстетическая ориентация.  Данный показатель позволяет определить, как идет усвоение учащимися основных моральных норм и их выполнение на основе понимания их социальной необходимости, как идет развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.

Диагностические результаты в моем классе за два года ( второй и третий класс) следующие.

Как видим, прослеживается положительная динамика.

Как мы приходим к положительным результатам?

Прежде всего, конечно, на уроке. На каких уроках наиболее полно можно реализовать воспитательный потенциал? Это уроки –

Ι

Лит.чтение – в результате изучения курса начальной школы ученик осознает значимость чтения для своего дальнейшего развития и для успешного обучения по другим предметам.  У него будет формироваться потребность в систематическом чтении,  как средстве познания мира и самого себя. На уроках младшие школьники учатся эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения удерживать мнение собеседника.

Ученик знакомиться с культурно историческим наследием России, общечеловеческими ценностями, у ребят формируется собственная позиция в жизни, расширяется кругозор.

На этом уроке мы используем рабочие тетради, где приведены разные примеры работы с текстом, где духовно – нравственное воспитание на первом месте. Контрольные работы направлены  на формирование нравственных  качеств  используются тестовые задания. В учебнике 4 класса на странице 214 в сказке «Аленький цветочек» даны несколько вариантов ответов, где ученики выбирают свой ответ, соответственно их мировоззрению. Методы работы: наблюдение, оценивание процесса выполнения, открытый ответ, выбор ответа, работа в группах, проекты, портфолио, краткий свободный ответ.

С помощью таких методов я добиваюсь реализации воспитательных задач.

ΙΙ

Второй аспект нравственного воспитания – внеурочная деятельность. Нравственных качеств: чувства стыда, вины, совести как регулятор морального поведении, чувство сопричастности и гордости за Родину. Установка на здоровый образ жизни формируется на занятиях в кружках «Детская риторика» ведется в классе 4 года, где ребята овладевают правилами речевого этикета общения друг с другом.

Внеурочная деятельность в соответствии ФГОС позволяет расширить  поле деятельности, так один раз в неделю у нас в классе «библиотечный день». В городской детской библиотеке, ребята учатся правильно выбирать книги по заданному списку, участвуют в проведении духовно – нравственного направления мероприятия.

  1. День Конституции ( 10 декабря) где ученики не только слушали и воспринимали информацию, а участвовали в викторине  и показали хорошие знания по российской геральдике, истории России. Здесь на занятиях формируется активная гражданская позиция, что стоит остро в результате последних событий в мире и начальная школа обязана работать в патриотическом направлении.
  2. Кружок «Расти здоровым и сильным» - это установка на здоровый образ жизни. Методы: беседы «Нет наркотикам», «Витамины для детского организма», «Вред курения»,  викторины, детские презентации направленные на укрепление здоровья, пропаганды пользы физических упражнений.

Все эти приемы на уроках и во внеурочной деятельности помогают добиться поставленных задач в духовно – нравственном воспитании в моем классе.

Диагностические результаты за три года представлены в графике «Морально – этическая ориентация»

Данные в таблице предоставлены в %


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование нравственных качеств личности во внеурочное время. Из опыта работы по нравственному воспитанию детей-сирот.

Важным структурным компонентом личности является нравственность. В практике работы с детьми с особыми образовательными потребностями это наиболее значимый аспект воспитания. Представленный материал бу...

Формирование нравственных качеств у обучающихся начальных классов при знакомстве с рассказами Валентины Осеевой

Нравственное воспитание  ребёнка – одна из важнейших  задач школы. В настоящее время  большое внимание уделяется   формированию у подростков основ нравственных ценностей...