Азбука Истоков. «Золотое сердечко»
план-конспект занятия (1 класс)
Урок по Азбуке Истоков (1 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zolotoe_serdechko._istoki._sereda_o.i.docx | 28.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по Азбуке Истоков (1 класс) Середа О.И.
Тема: «Золотое сердечко»
Форма проведения: занятие-практикум
Цели и задачи: формировать универсальные учебные действия:
- познавательные: раскрыть смысл «золотого сердечка», когда сердечко становится «золотым»; доброе слово и дело – один из пяти талантов «золотого сердечка»; наполнить социокультурным содержанием слово «добро».
- личностные: вызвать желание говорить добрые слова и совершать добрые поступки; воспитывать вежливость, внимание, уважение к людям.
- коммуникативные: умение слушать и слышать, сотрудничать, сопереживать другому; способствовать созданию доброжелательной атмосферы в классе, формированию групповой сплоченности; самораскрытию детей.
- регулятивные: управлять своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность; адекватно оценивать свои поступки.
Педагогические технологии: информационно-коммуникативные, рефлексия совместной деятельности, проблемное обучение.
Оборудование занятия: презентация, пословицы, цветная бумага, ножницы, фломастеры, цветные карандаши, шкатулка.
Ход занятия:
Присоединение.
– Уважаемые гости! Мы с ребятами рады видеть вас на нашем занятии. Мы проведём его в виде совместной беседы, и творческой работы.
- Давайте подарим друг другу улыбку, согреем теплом своего сердца и вместе отправимся в путь по дороге «Истоков».
- Вспомните, когда про человека говорят: «У него руки золотые?» (Ответы детей)
Слайд 1.
- Что объединяет все картинки? (все предметы золотые.)
-Послушайте небольшой рассказ и попробуйте ответить на вопрос:
« Почему к героине рассказа тянулись все животные, птицы и люди?»
Золотое сердце.
«В одном городе жила-была девочка. Ничем не отличалась она от других детей. Была веселой, живой, открытой. Как-то окружающие стали замечать, что к девочке тянутся разные зверушки: злобные дворовые псы ходили за ней, виляя хвостами, кошки так и норовили потереться о ноги, птицы смело садились на протянутую руку. Потом взрослые обратили внимание, что самые отъявленные хулиганы рядом с девочкой становились тише и вежливее. Люди говорили, что у неё золотое сердце.
Выросла девочка и превратилась в красивую девушку. Для каждого человека находила она немного доброты и тепла, отдавая кусочек своего сердца. Они с удовольствием уносили эти кусочки. Жизнь их налаживалась. А девушка ничего не просила взамен. Она радовалась успехам других, была счастлива тем, что люди тянулись к ней. Она знала про то, что сердце у нее золотое и про то, что она приносит удачу своим близким. Знала и дарила себя людям».
- Почему к героине рассказа тянулись все животные, птицы и люди?
- Как вы ребята понимаете выражение «золотое сердце»?
-А человеческое сердце, какого цвета?
-Словосочетание «золотое сердце» используется для описания необыкновенно доброго, милосердного, чуткого человека.
А про человека безжалостного, жестокого говорят: «У него каменное сердце».
-А теперь давайте прислушаемся к своему сердечку. Знаете где у вас сердечко? Положите руку на свое сердечко, чувствуете, как оно бьётся?
–Может ли оно сразу стать золотым? (Дети отвечают.)
А что нужно сделать, чтобы сердечко стало золотым, мы и поразмышляем сегодня на занятие.
-Тема нашего занятия «Золотое сердечко».
- Как вы думаете, о чём мы будем говорить на занятии? (будем говорить о добрых словах и добрых делах).
- Золотое сердечко имеет 5 талантов.
-Знакомы ли вы со словом «Талант»? Что это такое (дети отвечают).
- Талант - это дар, дарование, способности.
Каждый человек имеет свои способности. (Н: у одного человека способности к рисованию, у другого талант писать стихи, у третьего – строить и мастерить) Этот талант нужно обязательно найти в себе и развивать его.
-Слышали ли вы такое выражение «Зарыть свой талант в землю»?
Рассказ учителя.
Знаете ли вы, что в древности талантом называли дорогостоящую монету. Есть такая история - о талантах. Один господин дал трем людям по нескольку монет - талантов. Первый из них пошел и потратил свои таланты - монеты - на добрые дела и они приумножились. Второй человек тоже вложил данные ему таланты в хорошие дела и сделал много полезного людям, а третий испугался, что потеряет монету и зарыл их в землю, и никакой пользы эти монеты - таланты никому не принесли. Отсюда и пошло выражение «Зарыть свой талант в землю», значит - не дать ему развиться, потерять то, что дано от природы, от Бога.
Слайд 2.
Золотое сердце имеет 5 талантов:
Первый талант – доброе слово и дело.
Второй талант – честное слово.
Третий талант – слово о родителях.
Четвертый талант – труд и подвиг.
Пятый талант – святое слово.
- На занятиях по Истокам мы будем говорить об этих 5-ти талантах. А сегодня подробнее остановимся на одном из них, а каком, вы определите сами.
Работа в группах.
- На листочках записаны слова из пословиц. Пословицы рассыпались. Соберите эти пословицы и прочитайте вслух.
- Добра желаешь, добро и делай.
- Доброе дело само себя хвалит.
- Доброе дело и в воде не тонет.
- Доброму слову - добрая память.
- Доброе слово душу лечит.
- Худо тому, кто добра не делает никому.
Слайд 3.
- Что объединяет эти пословицы, что у них общего? (О добрых словах и добрых делах)
-О каком таланте золотого сердечка будем говорить? (доброе слово и дело)
- Много пословиц о добре сложил народ, значит добро очень важно для людей. Из этих пословиц мы видим, что добро всегда приносит радость окружающим людям.
Закройте глаза.
- Что вы видите, когда слышите слово добро? (солнце, мама, любовь, друг, улыбка, радуга и т. д.)
Работа в группах.
- Каким бы цветом вы раскрасили добрые слова? Обведите добрые слова тем цветом, который вы выбрали.
- Прочтите «добрые слова»
- Первый шаг к доброте – это доброе слово.
- Перед вами волшебная шкатулка. В ней находится то, что глазами не увидишь, а можно почувствовать только сердцем.
- Что находится в шкатулке? (Это добрые волшебные слова.)
- Какие добрые слова вы знаете?
Предлагаю вспомнить вежливые слова и поместить их в волшебную шкатулку.
Растает даже ледяная глыба от слова тёплого … (спасибо)
Зазеленеет даже пень, когда услышит … (добрый день)
Если больше есть не в силах, скажем маме мы … (спасибо)
Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь … (здравствуйте)
Когда нас бранят за шалости, говорим … (простите, пожалуйста)
И в России и во Франции, и в Дании на прощание говорят … (до свидания)
- Молодцы, ребята! Шкатулка наполнена волшебными словами, чаще вспоминайте эти слова.
Ребята подготовили стихотворения о волшебных словах, давайте послушаем их.
1. Я люблю, когда при встрече Мы знакомым и родным «С добрым утром», «Добрый вечер», «Доброй ночи говорим». 2. Придумано кем-то просто и мудро, При встрече здороваться: — Доброе утро! Доброе утро солнцу и птицам. Доброе утро улыбчивым лицам. И каждый становится Добрым, доверчивым. Доброе утро длится до вечера. | 3. — Добрый день! — тебе сказали. — Добрый день! — ответил ты. Как две ниточки связали – Теплоты и доброты. 4. Нам желают: — Доброго пути! Будет легче ехать и идти. Приведет, конечно, добрый путь. Тоже к доброму чему-нибудь |
- Ребята, запомните, сказанные грубо добрые слова, перестают быть волшебными.
Добрые слова, сказанные от чистого сердца, радуют человека, и у него станет приятней, радостней и легче на душе.
Физкультминутка.
Сейчас мы немного отдохнем и поиграем в игру "Будь внимательным".
Если услышали волшебное слово, то выполняете просьбу, если нет - то не выполняете.
Встаньте, пожалуйста.
Поднимите руки.
Поднимите, пожалуйста, руки.
Будьте добры опустите руки.
Поднимите, пожалуйста, правую руку.
Опустите, пожалуйста, правую руку.
Похлопайте.
Будьте добры, хлопните 3 раза.
Тихонько сядьте.
Тихонько сядьте, пожалуйста.
Спасибо! Молодцы!
- Научиться, по-настоящему быть добрым легко или трудно?
Путь к доброте долгий, нелегкий. У каждого человека, большого и маленького, свой путь к доброте.
Слайды 4 и 5. Определите, на каком из рисунков совершают добрые дела.
Человек сорвал цветок. Жизнь цветка оборвалась. Это добро или зло?
- Какие добрые дела вы можете сделать в классе?
- Дома?
- На улице?
- В транспорте?
- На природе?
Помните: Совершить доброе дело – маленькое приятное чудо.
Добрыми делами не хвалятся, их просто делают.
Стихотворения:
*** Если можешь помочь - помоги. Даже словом порою поможешь... А раз просят - постой, не беги И тебя кто-то выручить сможет. Если можешь помочь - помогай. Не нуждайся в подарках и ласках. Лучше - сделав добро, убегай Тогда жизнь твоя будет как в сказке. | *** Дарите людям доброту, Заботу и любовь, И пониманье и мечту – Дарите вновь и вновь! Пусть о награде мысли нет И никогда не будет, Ответный сердца тёплый свет Тебе подарят люди. И жизнь изменится твоя, Удачливее станет, Когда потоком на тебя Волна любви нагрянет! Дарите людям доброту… |
- Совершая добрые поступки, сердце человека на самом деле становится золотого цвета?
(Оно остается прежнего цвета, но наполняется теплом, добротой и любовью)
Творческая работа.
Своими руками сделаем сердечки и наполним их теплыми, добрыми словами. Мы можем написать пожелания или слова о своей любви. Затем подарим сердечко близким людям или друзьям.
Итог урока. Рефлексия.
-Давайте положим ручку к сердцу. Прислушайтесь... Чувствуете? Ничего не изменилось у вас к концу занятия? А может ваше сердечко становится золотым?
- Что для себя вы возьмете с сегодняшнего занятия?
-Какие выводы, сделанные на этом уроке, вам пригодятся в жизни?
-Я благодарю за эти минуты доброты, которые мы друг другу подарили. И верю, что каждый новый день вы будете начинать с добрых дел и не стесняться говорить добрые, волшебные слова маме, папе, учительнице, одноклассникам и всем людям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое занятие по программе «Истоки» в 1 классе «Пять талантов Золотого сердечка»
Задачи: • Содержательная: когда сердечко становится золотым; труд и подвиг ¬ один из талантов золотого сердечка.• Коммуникативная: развитие навыков работы в четверках.• Управленческая: развитие ...
Открытое занятие по программе «Истоки» в 1 классе «Пять талантов Золотого сердечка»
Знакомы ли вы со словом «Талант»? Что это такое (дети отвечают). Слышали ли вы такое выражение «Зарыть свой талант в землю» (дети отвечают). Знаете ли вы, что в древности талантом называли дорогостоящ...
5 талантов золотого сердечка
5 талантов золотого сердечка...
Программа внеурочной деятельности «Азбука истоков. Золотое сердечко» в группе неполного рабочего дня
Рабочая программа по внеурочной деятельности в группе неполного рабочего дня 1 класс...
Методическая разработка занятия для обучающихся 1 класса "Золотое сердечко". Социокультурные истоки.
Методическая разработка к уроку Социокультурные истоки "Золотое сердечко". В данной разработке раскрывается понятие "Золотое сердечко", учащиеся совместно с учителем пы...
Методическая разработка занятия для обучающихся 1 класса "Золотое сердечко". Социокультурные истоки.
Методическая разработка занятия для обучающихся 1 класса "Золотое сердечко". Социокультурные истоки....
Занятие практикум "Золотое сердечко". Социокультурные истоки. 1 класс
quot;Золотое сердечко" - занятие практикум по предмету "Социокультурные истоки" 1 класс. Направленное на формирование представлений о понятиях «золотое сердечко»,...