Азбука Истоков. «Золотое сердечко»
план-конспект занятия (1 класс)

Урок по Азбуке Истоков (1 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zolotoe_serdechko._istoki._sereda_o.i.docx28.41 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по Азбуке Истоков (1 класс) Середа О.И.

Тема: «Золотое сердечко»

Форма проведения: занятие-практикум

Цели и задачи: формировать универсальные учебные действия:

  • познавательные: раскрыть смысл «золотого сердечка», когда сердечко становится «золотым»; доброе слово и дело – один из пяти талантов «золотого сердечка»; наполнить социокультурным содержанием слово «добро».
  • личностные: вызвать желание говорить добрые слова и совершать добрые поступки; воспитывать вежливость, внимание, уважение к людям.
  • коммуникативные: умение слушать и слышать, сотрудничать, сопереживать другому; способствовать созданию доброжелательной атмосферы в классе, формированию групповой сплоченности; самораскрытию детей.
  • регулятивные: управлять своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность; адекватно оценивать свои поступки.

Педагогические технологии: информационно-коммуникативные, рефлексия совместной деятельности, проблемное обучение.

Оборудование занятия:  презентация, пословицы, цветная бумага, ножницы, фломастеры, цветные карандаши, шкатулка.

Ход занятия:

Присоединение.

– Уважаемые гости! Мы с ребятами рады  видеть  вас  на нашем занятии. Мы проведём его в виде совместной беседы, и творческой работы.

-  Давайте подарим  друг другу улыбку, согреем теплом своего сердца и вместе отправимся в путь по дороге «Истоков».

 - Вспомните, когда про человека говорят: «У него руки золотые?» (Ответы детей)

Слайд 1.

- Что объединяет все картинки? (все предметы золотые.)

-Послушайте небольшой рассказ и попробуйте ответить на вопрос:

« Почему к героине рассказа тянулись все животные, птицы и люди?»

Золотое сердце.

    «В одном городе жила-была девочка. Ничем не отличалась она от других детей. Была веселой, живой, открытой. Как-то окружающие стали замечать, что к девочке тянутся разные зверушки: злобные дворовые псы ходили за ней, виляя хвостами, кошки так и норовили потереться о ноги, птицы смело садились на протянутую руку. Потом взрослые обратили внимание, что самые отъявленные хулиганы рядом с девочкой становились тише и вежливее. Люди говорили, что у неё золотое сердце. 

   Выросла девочка и превратилась в красивую девушку. Для каждого  человека находила она немного доброты и тепла, отдавая кусочек своего сердца. Они с удовольствием уносили эти кусочки. Жизнь их налаживалась. А девушка ничего не просила взамен. Она радовалась успехам других, была счастлива тем, что люди тянулись к ней. Она знала про то, что сердце у нее золотое и про то, что она приносит удачу своим близким. Знала и дарила себя людям».

- Почему к героине рассказа тянулись все животные, птицы и люди?

- Как вы ребята понимаете выражение «золотое сердце»?

-А человеческое сердце,  какого цвета?

-Словосочетание «золотое сердце» используется для описания необыкновенно доброго, милосердного, чуткого  человека.

А  про человека  безжалостного, жестокого говорят: «У него каменное сердце».

-А теперь давайте прислушаемся к своему сердечку. Знаете где у вас сердечко? Положите руку на свое сердечко, чувствуете, как оно бьётся?

–Может ли оно сразу стать золотым? (Дети отвечают.)

А что нужно сделать, чтобы сердечко стало золотым,  мы и поразмышляем сегодня на занятие.

-Тема нашего занятия «Золотое сердечко».

- Как вы думаете, о чём мы будем говорить на занятии? (будем говорить о добрых словах и добрых делах).

- Золотое сердечко имеет 5 талантов.

-Знакомы ли вы со словом «Талант»? Что это такое (дети отвечают).

  • Талант - это дар, дарование, способности.

Каждый человек имеет свои способности. (Н: у одного человека способности к рисованию, у другого талант писать стихи, у третьего – строить и мастерить) Этот талант нужно обязательно найти в себе и развивать его.

 -Слышали ли вы такое выражение «Зарыть свой талант в землю»?

Рассказ учителя.

Знаете ли вы, что в древности талантом называли дорогостоящую монету. Есть такая история - о талантах. Один господин дал трем людям по нескольку монет - талантов. Первый из них пошел и потратил свои таланты - монеты - на добрые дела и они приумножились. Второй человек тоже вложил данные ему таланты в хорошие дела и сделал много полезного людям, а третий испугался, что потеряет монету и зарыл их в землю, и никакой пользы эти монеты - таланты никому не принесли. Отсюда и пошло выражение «Зарыть свой талант в землю», значит - не дать ему развиться, потерять то, что дано от природы, от Бога.

Слайд 2.

Золотое сердце имеет 5 талантов:

Первый талант – доброе слово и дело.

Второй талант – честное слово. 

Третий талант – слово о родителях. 

Четвертый талант – труд и подвиг. 

Пятый талант – святое слово. 

- На занятиях по Истокам мы будем говорить об этих 5-ти талантах. А сегодня подробнее остановимся на одном из них, а каком,  вы определите сами.  

Работа в группах.

- На листочках записаны слова из пословиц.  Пословицы рассыпались. Соберите эти пословицы и прочитайте вслух.

  • Добра желаешь, добро и делай.
  • Доброе дело само себя хвалит.
  • Доброе дело и в воде не тонет.
  • Доброму слову - добрая память.
  • Доброе слово душу лечит.
  • Худо тому, кто добра не делает никому.

Слайд 3.

- Что объединяет эти пословицы, что у них общего? (О добрых словах и добрых делах)

-О каком таланте золотого сердечка будем говорить? (доброе слово и дело)

- Много пословиц о добре сложил народ, значит добро очень важно для людей. Из этих пословиц мы видим, что добро всегда приносит радость окружающим людям.

Закройте глаза.

- Что вы видите, когда слышите слово добро? (солнце, мама, любовь, друг, улыбка, радуга и т. д.)

Работа в группах.

 - Каким бы цветом вы раскрасили добрые слова?  Обведите добрые слова тем  цветом, который вы выбрали.

- Прочтите «добрые слова»

- Первый шаг к доброте – это доброе слово.

- Перед вами  волшебная шкатулка. В ней находится то, что глазами не увидишь, а можно почувствовать только сердцем.

- Что находится в шкатулке? (Это добрые волшебные слова.)

- Какие добрые слова вы знаете?

Предлагаю вспомнить вежливые слова и поместить их в волшебную шкатулку.

Растает даже ледяная глыба от слова тёплого … (спасибо)

Зазеленеет даже пень, когда услышит … (добрый день)

Если больше есть не в силах, скажем маме мы … (спасибо)

Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь … (здравствуйте)

Когда нас бранят за шалости, говорим … (простите, пожалуйста)

И в России и во Франции, и в Дании на прощание говорят … (до свидания)

- Молодцы, ребята! Шкатулка наполнена волшебными словами, чаще вспоминайте эти слова.

Ребята подготовили стихотворения о волшебных словах, давайте послушаем их.

1.

Я люблю, когда при встрече

Мы знакомым и родным

«С добрым утром»,

«Добрый вечер»,

«Доброй ночи говорим».

2.

Придумано кем-то просто и мудро,

При встрече здороваться:

— Доброе утро!

Доброе утро солнцу и птицам.

Доброе утро улыбчивым лицам.

И каждый становится

Добрым, доверчивым.

Доброе утро длится до вечера.

3.

— Добрый день! — тебе сказали.

— Добрый день! — ответил ты.

Как две ниточки связали –

Теплоты и доброты.

4.

Нам желают:

— Доброго пути!

Будет легче ехать и идти.

Приведет, конечно, добрый путь.

Тоже к доброму чему-нибудь

- Ребята, запомните, сказанные грубо добрые слова, перестают быть волшебными.

Добрые слова, сказанные от чистого сердца, радуют человека, и у него станет приятней, радостней  и легче на душе.

Физкультминутка.

Сейчас мы немного отдохнем и поиграем в игру "Будь внимательным".

 Если услышали волшебное слово, то выполняете просьбу, если нет - то не выполняете.

Встаньте, пожалуйста.

Поднимите руки.

Поднимите, пожалуйста, руки.

Будьте добры опустите руки.

Поднимите, пожалуйста, правую руку.

Опустите, пожалуйста, правую руку.

Похлопайте.

Будьте добры, хлопните 3 раза.

Тихонько сядьте.

Тихонько сядьте, пожалуйста.

Спасибо! Молодцы!

- Научиться, по-настоящему быть добрым легко или  трудно?

Путь к доброте долгий, нелегкий. У каждого человека, большого и маленького, свой путь к доброте.

Слайды 4 и 5.  Определите, на каком из рисунков совершают добрые дела.

Человек сорвал цветок. Жизнь цветка оборвалась. Это добро или зло?

- Какие добрые дела вы можете сделать в классе?

- Дома?

- На улице?

- В транспорте?

- На природе?

Помните: Совершить доброе дело – маленькое приятное чудо.

Добрыми делами не хвалятся, их просто делают.

 Стихотворения:

                  ***

Если можешь помочь - помоги.

Даже словом порою поможешь...

А раз просят - постой, не беги

И тебя кто-то выручить сможет.

Если можешь помочь - помогай.

Не нуждайся в подарках и ласках.

Лучше - сделав добро, убегай

Тогда жизнь твоя будет как в сказке.

                         ***

Дарите людям доброту,

Заботу и любовь,

И пониманье и мечту –

Дарите вновь и вновь!

Пусть о награде мысли нет

И никогда не будет,

Ответный сердца тёплый свет

Тебе подарят люди.

И жизнь изменится твоя,

Удачливее станет,

Когда потоком на тебя

Волна любви нагрянет!

Дарите людям доброту…

        

- Совершая добрые поступки, сердце человека на самом деле становится золотого цвета?

(Оно остается прежнего цвета, но наполняется теплом, добротой и любовью)

Творческая работа.

Своими руками сделаем сердечки и наполним их теплыми, добрыми словами. Мы можем написать пожелания или слова о своей любви.  Затем подарим сердечко близким людям или друзьям.

Итог урока. Рефлексия.

-Давайте положим ручку к сердцу. Прислушайтесь... Чувствуете? Ничего не изменилось у вас к концу занятия? А может ваше сердечко становится золотым?

- Что для себя вы возьмете  с сегодняшнего занятия?

-Какие выводы, сделанные на этом уроке, вам пригодятся в жизни?

-Я благодарю  за эти минуты доброты, которые мы  друг другу подарили. И верю,  что каждый новый день вы  будете начинать с добрых дел и не стесняться говорить добрые, волшебные слова маме, папе, учительнице, одноклассникам и всем людям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по программе «Истоки» в 1 классе «Пять талантов Золотого сердечка»

Задачи: • Содержательная: когда сердечко становится золотым; труд и подвиг ¬ один из талантов золотого сердечка.• Коммуникативная: развитие навыков работы в четверках.• Управленческая: развитие ...

Открытое занятие по программе «Истоки» в 1 классе «Пять талантов Золотого сердечка»

Знакомы ли вы со словом «Талант»? Что это такое (дети отвечают). Слышали ли вы такое выражение «Зарыть свой талант в землю» (дети отвечают). Знаете ли вы, что в древности талантом называли дорогостоящ...

5 талантов золотого сердечка

5 талантов золотого сердечка...

Программа внеурочной деятельности «Азбука истоков. Золотое сердечко» в группе неполного рабочего дня

Рабочая программа по внеурочной деятельности в группе неполного рабочего дня  1 класс...

Методическая разработка занятия для обучающихся 1 класса "Золотое сердечко". Социокультурные истоки.

Методическая разработка к уроку  Социокультурные истоки  "Золотое сердечко". В данной разработке раскрывается понятие "Золотое сердечко", учащиеся совместно с учителем пы...

Методическая разработка занятия для обучающихся 1 класса "Золотое сердечко". Социокультурные истоки.

Методическая разработка занятия для обучающихся 1 класса "Золотое сердечко". Социокультурные истоки....

Занятие практикум "Золотое сердечко". Социокультурные истоки. 1 класс

quot;Золотое сердечко" - занятие практикум по предмету "Социокультурные истоки" 1 класс. Направленное на формирование представлений о понятиях «золотое сердечко»,...