Воспитательная работа. Клуб « Страна vita”
консультация

Бекетова Светлана Алексеевна

Система педагогической работы по реализации программы " Разговор о правильном питании"

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Работа с семьей

по охране и укреплению здоровья младших школьников

Бекетова Светлана Алексеевна

МАОУ СОШ №1 ст. Выселки

учитель начальных классов

 МО Выселковский район

Здоровье  детей  и  подростков  в  любом  обществе  и  при  любых  социально-экономических  и  политических  ситуациях  является  актуальной  проблемой  и  предметом  первоочередной  важности, так  как  оно  определяет  будущее  страны,  является  чутким  барометром  социально-экономического  развития страны.

Младший школьный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно в этот период идет интенсивное развитие и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, характер, отношение к себе и окружающим.
Очевидна значимость формирования у детей определенной базы знаний и практических навыков здорового образа жизни. Школа никогда не сможет добиться положительных результатов в данном вопросе без поддержки семьи. А.С. Макаренко обращаясь к родителям воспитанников, говорил: “…Вы родили и воспитываете сына или дочь не только для вашей родительской радости. В вашей семье и под вашим руководством растёт будущий гражданин, будущий деятель и будущий борец, …всё, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно переходить к детям”.

«При  хорошо организованном взаимодействии школа и семья становятся реальными партнерами в вопросах сохранения и укрепления физического, психического и социального здоровья младших школьников, где каждый отвечает за свою часть работы и имеет вполне определенные задачи»[1].

Таким образом, возникает необходимость по созданию вокруг детей общего педагогического «поля» для решения вопросов сохранения и укрепления здоровья младшего школьника, которое представляет собой единство психолого-педагогического, медико-профилактического, социально-адаптационного, воспитательно-образовательного аспектов взаимодействия школы и семьи.

По данным академика РАМН Ю.П.Лисицина среди факторов, обуславливающих здоровье человека, на долю экологических приходится «примерно 20-25% всех воздействий; 20% составляют биологические (наследственные) факторы; 10% - развитие медицины и организация системы здравоохранения. Основным фактором, влияние которого на здоровье оценивается в 50-55%, является образ жизни.  Образ жизни младшего школьника – это 40% времени проводимого в школе, 30% дома и 30% на улице и в учреждениях дополнительного образования »[2]. Необходимо в полной мере использовать время, которое ребенок проводит в школе.

Планируя работу с семьей по охране и укреплению здоровья  обучающихся, считаю необходимым  определить приоритетные вопросы деятельности.

  1. Изучение особенностей семейного дошкольного и школьного воспитания.
  2. Педагогическое  и психологическое сопровождение семьи по вопросам воспитания.
  3. Содействие в повышении мотивации обучающихся к ведению здорового образа жизни.
  4. Организация воспитательной работы класса с привлечением родителей.

Взаимодействие школы и семьи по охране и укреплению здоровья школьников проводится поэтапно.

Этап 1. Установление контакта, налаживание доверительных отношений с родителями, поиск и формирование положительных основ для дальнейшего сотрудничества.

Этап 2. Проведение социально-педагогической и психологической  диагностики. Обработка результатов. Установление вопросов, требующих пристального внимания со стороны школы.

Этап 3. Выбор форм и методов работы с семьей.

Этап 4. Вовлечение семьи в воспитательный процесс классного коллектива.

   Необходимо отметить тот факт, что  знания родителей о мерах по сохранению и укреплению здоровья не согласуются с их действиями или они их не имеют. Таким образом,   семья должна пройти все этапы формирования здорового образа жизни:  от осознания проблемы негативного воздействия на здоровье ребенка до реализации полученной подготовки на практике.

Наиболее эффективными способами взаимодействия школы и семьи являются следующие направления:

  • образовательное;
  • диагностическое;
  • информационно-просветительское;
  • спортивно – оздоровительное;
  • профилактическое.

Образовательное.

Александр Нилл (шотландский педагог) в статье “О воспитании детей” размышляет: “…Может быть, удастся спасти изуродованных детей, распространяя знания среди родителей? Нет, знания сами по себе не помогают, если только родители не готовы эмоционально получать эти знания и у них есть внутренние силы на основе этих новых знаний действовать самостоятельно”. 

Цель – способствовать активному участию родителей в обучении и воспитании ребенка.

Формы реализации данного направления:

  • открытый урок, Дни открытых дверей;
  • семейные олимпиады;
  • урок - соревнование между детьми и родителями;
  • викторины;
  • творческие лаборатории  родителей
  • обучающие тренинги.

В течение года проводим четыре тренинга совместно с психологами:

  1. тренинг сензитивности (межличностной чувствительности), направленный на формирование у родителей способности к эмпатии (переживанию детских эмоций) и развитие социальной адаптации;
  2. тренинг разрешения конфликтов с детьми (с элементами проигрывания ролей), целью которого является выявление и разрешение типичных конфликтных ситуаций в детско-родительских отношениях;
  3. тренинг активного слушания, связанный с формированием у родителей навыков активного слушания; (что так необходимо детям, чтобы их услышали);
  4. тренинг эффективности поощрения и наказания, нацеленный на формирование у родителей уважительного отношения к ребенку, умения видеть в нем личность и оказывать помощь в разрешении проблем-препятствий.

 Информационно-просветительское. 

Современные родители, с одной стороны, довольно образованные люди, а с другой - они мало информированы по вопросам педагогики, психологии, физиологии и других областей знаний.

Цель – создание единого информационного пространства для эффективного взаимодействия педагогов, обучающихся и родителей.

  • Информационные стенды.
  • Оформление выставок творческих работ.
  • Родительские семинары, конференции, индивидуальные беседы с родителями.

Не секрет, что  родительские собрания посещает все меньше и меньше родителей. Причин много, но одна из них – недостаточно времени для посещения собрания. Так появились:

  • Тематические электронные интерактивные плакаты (общение через электронную  почту).
  • Электронное письмо родителям («Листок успеха обучающегося», в котором отражаем не только успехи и проблемы в обучении, но и вопросы воспитания, социализации, психологии и т.д.)
  • Родительский форум.
  • Онлайн - конференции.

Спортивно – оздоровительное.

Цель – формирование идеологии здорового образа жизни, через взаимодействие школы, семьи и социума. Сотрудничество и расширение поля позитивного общения в семье, реализация планов по организации совместных коллективных дел родителей, детей, школы.

  • Туристические походы с родителями (начинали с 1-1,5 часовых экскурсий в природу).
  • «Дни Здоровья» совместно с родителями.
  • Соревнования «Мама, папа, я – здоровая семья».
  • Конкурс «Лучший спортивный класс школы».
  • Декада «За здоровый образ жизни»

В планах создание семейного физкультурно-оздоровительного клуба.

Хорошо налаженное и организованное эффективное сотрудничество семьи и школы даёт возможность осознать родителям необходимость приобретения новых знаний для формирования и развития здоровой и полноценной личности, а также формирует потребность у семьи в непосредственном общении с педагогами и иными специалистами школы, которые помогают вырастить физически и социально здорового младшего школьника.

Список литературы

1.Подласый И.П.: учеб. пособие для студ. обуч. по направлению и спец.психологии/ И.П. Подласый – 3-е изд., стер. – М.: Aкадемия, 1999.–394 с.

2. Макарова В.И. Подходы к сохранению здоровья детей в условиях интенсификации образовательного процесса / В.И. Макарова, Г.Н.Дегтева, Н.В. Афанасенкова // Российский педиатрический журнал. – 2000. - № 3. – С. 60-62.

3. Юсупова Н.П.Создание здоровьесберегающего образовательного пространства как условие повышения качества образования / Н.П. Юсупова, Е.Ю. Плетнева // Сибирский учитель – научно-методический журнал. – 2005. - № 4 (40).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы клуба "Вертикаль"; посвящение в курсанты клуба

♦ Культурный досуг среди молодежи с максимальным удовлетворением потребностей подрастающего поколения.♦ Созданный  «разборный тир» (наличие винтовок, матов) позволит проводить занятия по...

План работы клуба "РиД"(родители и дети),заседание клуба - "Весёлые старты"

Вовлечь родителей в воспитательную работу ,сделать жизнь обучающихся более насыщенной поможет клуб "РИД".Расширить представления  обучающихся класса о том,что здоровье человека в его руках....

План воспитательной работы "Страна Гармония"

В работе представлена концепция плана воспитательной работы,основные задачи.сроки реализации...

Программа по воспитательной работе "Страна Гармонии"

Современному обществу требуются высоконравственные, духовно богатые, способные адаптироваться к изменчивости современного мира, коммуникабельные люди с твердой гражданской позицией.Начальная школа явл...

План воспитательной работы в летнем оздоровительном лагере «Страна чудес».

Данный план составлен так, чтобы создать условия для сохранения и укрепления здоровья детей, воспитать у них потребность в сознательном отношении к своему здоровью. Каждый день имеет свою тематическую...

Программа воспитательной работы "Страна Гармония"

Данная работа представляет собой Программу по воспитательной работе в начальной школе с первого по четвертый класс....

Программа воспитательной работы " Маленькая страна"

описание программы воспитательной работы в начальной школе...