Программа внеурочной деятельности "Народный календарь" 1-4 класс
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)
Программа внеурочной деятельности "Народный календарь" 1-4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_kruzhka_narodnyy_kalendar.doc | 339 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа кружка «Народный календарь» по духовно-нравственному направлению разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее ФГОС), 2010 г
- Концепция духовно – нравственного развития и воспитания российских школьников (далее Концепция) ;
- Примерная программа воспитания и социализации обучающихся. Начальное общее образование;
- О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в общеобразовательном учреждении (письмо Минобразования РФ от 2 апреля 2002 № 13-51-28\13.
- Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях (Приложение к письму Минобразования РФ от 11 июня 2002 года №30-51 -433\16
- Положение о рабочей программе во внеурочной деятельности
Ценностная ориентация человека испокон веков была неразрывно связана с культурой народа, воплотившей идеалы, верования не только в словесном и художественном творчестве, но и в жизненном укладе, быте, календаре.
Задача школы – сделать изучение народной культуры частью всего образовательного процесса.
Актуальность программы обусловлена потребностью культурной преемственности, самобытности, социокультурной идентичности ребенка и его ориентации в поликультурном пространстве:
- в приобщении детей к истокам родной культуры и народным традициям, прежде всего к истокам русской культуры.
- в воспитании терпимости к культуре и традициям народов России. Через познание истоков культуры народов населяющих Россию - к толерантности;
- в воспитании эстетики, через усвоение народной эстетики, этики, традиционных ритуалов и обрядов;
- в усвоении знаний народных традиций, праздников, фольклора.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования.
Цель и задачи программы
Цель: создание условий для нравственно - эстетического воспитания детей через изучение народного творчества родного края.
Задачи:
образовательные:
- дать детям представление о фольклоре как источнике народной мудрости, красоты и жизненной силы,
- обеспечить знание традиционного русского и музыкально-поэтического творчества, доступного для освоения в детском возрасте.
развивающие:
- развивать творческие способности обучающихся;
- развивать активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора;
- формировать навыки пения, пения в движении (хороводы)
воспитательные:
- формировать нравственные человеческие качества: человеколюбие, честность, уважительное, бережное и добросовестное отношение к традициям родного края, уважение к взрослым и сверстникам;
- формировать национальное самосознание обучающихся, уважение к своему народу;
- Общая характеристика курса внеурочной деятельности
Патриотизм – такое нравственное качество, которое выражается в любви и преданности своей Родине, осознание ее величия и славы, переживания своей духовной связи с ней, в потребности и стремлении в любых условиях беречь ее честь и достоинство.
Именно фольклору отводится заметное место в выполнении задачи нравственного, эстетического и патриотического воспитания.
Изучение фольклорного наследия очень своевременно, т.к. на фоне общего повышения образованности налицо отставание в художественно-эстетическом развитии.
Деятельность, строящаяся на принципах фольклорного творчества, развивает художественно-образное, ассоциативное мышление, фантазию, позволяет активизировать самые разнообразные творческие проявления.
Программа реализует идею изучения и развития российской культуры в целях сохранения наследия, возрождения традиций и духовности русского народного театра.
Система работы по изучению фольклорного наследия выстроена сообразуясь с логикой и последовательностью календарно-земледельческого цикла, к которому были приурочены обрядовые действия и сопровождающие их песни.
Поскольку начало занятий приходится на сентябрь месяц, то и знакомство с календарно-тематическими песнями начинается с осенних обрядов и традиций Древней Руси: это обычай заклинания жнив, праздник первого снопа, обрядовые действия, способствующие восстановлению плодородности земли и затраченных сил самих тружеников.
Зимний обряд русской традиции каледования привлекает обязательностью праздника. Знакомство с обрядовым действием святочных гаданий построено так, что дети сами как бы мысленно переносятся на несколько веков назад и являются его участниками.
Изучение весенних обрядов совпадает по времени с празднованием широкой Масленицы. Масленица – это праздник хозяйственного изобилия и прощания с зимой.
Формы организации деятельности обучающихся на занятиях:
- Индивидуальные.
- Работа в парах.
- Групповые.
Методы работы:
- Словесные: объяснение, беседа
- Наглядные: наблюдение, работа по образцу,
- Практические: практикум, семинар, обобщение и систематизация материала . Формы проведения занятий
- Беседа
- Практические занятия, на которых дети разучивают песни
- Занятие – постановка, репетиция, на которой отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей.
- Концерт- участие в концертной программе классных, общешкольных мероприятий.
- Дидактические игры
- Музыкальные игры
- Экскурсии
- Мастер-классы
- Встречи
- Описание места курса внеурочной деятельности в образовательной программе НОО
Программа по духовно-нравственному направлению разработана для детей 1, 4 класса. Срок реализации – 1 год. Программа рассчитана на 33 ч в, проведение занятий с периодичностью 1 раз в неделю. Описание ценностных ориентиров содержания курса внеурочной деятельности
В центре внимания являются ценности окружающего мира, внутреннего, духовного мира человека, традиции, благодаря которым эти ценности сохраняются и передаются из поколения в поколение.
В основе построения программы лежат принципы единства, преемственности.
В центре курса - традиции как важный механизм передачи их новым поколениям, как способ сохранения преемственности культуры в ее самом широком понимании. Важно увидеть жизненную силу традиций в современной действительности, в окружающем мире. Курс внеурочной деятельности «Народный календарь» глубоко изучает традиции, благодаря которым ценности внутреннего, духовного мира человека сохраняются и передаются из поколения в поколение.
Традиция – важнейший механизм сохранения и передачи ценностей. Надо обратить внимание на то, что традиция не должна быть перепутана с понятиями обычай, обряд, ритуал, которые переменчивы, в разных местностях Росси они разные, а традиция есть нечто устойчивое, есть стержень культуры.
В основе занятий лежит идея активного воспитания – одна из ведущих в социокультурном системном подходе.
- Личностные, метапредметные и предметные результаты усвоения курса внеурочной деятельности
Личностные
- формирование чувства сопричастности своей Родине, народу и истории, гордость за них;
- осознание «Я» как гражданина России;
- формирование умения соотносить свои поступки с принятыми этическими нормами и правилами поведения;
- развитие нравственно-этических качеств (доброжелательность, внимательность к людям, готовность к сотрудничеству, сопереживание).
Метапредметные результаты освоения курса :
- определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата (тренинга); составление плана и последовательности действий;
- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности во время работы над тренингом;
- умение адекватно воспринимать оценки и отметки;
- формирование готовности к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей (разногласий при работе в паре);
- умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.
развитие умения осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;
- структурирование знаний;
- развитие умения самостоятельного поиска и выделения необходимой информации;
- рефлексия способов и условий действия (осмысление значимости проделанной работы, возможность использовать полученные знания в жизни; оценивание степени сложности задания для себя, объяснение причин затруднения).
формирование умения анализировать нравственные категории с целью выделения существенных признаков;
- умение устанавливать логические причинно-следственные связи событий и действий;
- умение строить доказательство;
- структурирование знаний прошлого, настоящего и будущего в социокультурном развитии.
- формирование умения планирования учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (в паре, тройке, четвёрке);
- развитие умения достаточно полно и точно выражать свои мысли через работу в ресурном круге;
- развитие способности присоединяться к партнёру по общению, умение видеть, слышать, чувствовать каждого;
- формирование умения разрешать конфликты в ходе обсуждения в паре, четвёрке;
- приобретение умений управлять собственной деятельностью и деятельностью группы, лидера группы; давать оценку и корректировать действия лидера.
Предметные результаты:
- формирование представления о роли обрядов и традиций в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
- формирование устойчивого интереса к истории родного края;
- формирование основ музыкальной культуры,в том числе на материале музыкальной культуры родного края;
- Содержание курса внеурочной деятельности
- Введение (1 ч)
Цель и задачи кружка. Режим работы. План занятий. Выбор материала.
- «Приметы и календарь» (2 ч)
Народный календарь: теоретические сведения о народном земледельческом календаре, о новом и старом летоисчислении, названия месяцев в обычном и народном календарях.
Устный фольклор: приметы, пословицы, загадки.
- «Осень, осень, в гости просим» (5 ч)
Народный календарь: Сентябрь- Встреча осени, Осенины, Семенов день, праздник урожая. Октябрь - «Октябрь - свадебник», день Сергия Радонежского, «Покров»- покровские ярмарки.
Устный фольклор: осенние заклички, считалки, пословицы, скороговорки, загадки.
Музыкальный фольклор: закличка «Осень», песня «Осень, осень, в гости просим», «Как у наших у ворот», частушки.
Музыкально- фольклорные игры: «Похороны мух и тараканов»
Театрализация: праздник «Господин урожай»
- «Хрустальный звон зимы» (9 ч)
Народный календарь: теоретические сведения о зимних праздниках, народных обычаях и обрядах. Ноябрь – Введенские ярмарки, начало зимы, «Екатерина – Санница». Декабрь - «Святки» (Святочные вечера, Святочные гадания), Январь - «Рождество», «Крещение», синичкины именины.
Устный фольклор: пословицы, поговорки, загадки о зиме, гадания, сказка «Старик идерево», игра «Пошел козел в огород».
Музыкальный фольклор: песни «Где ты был, наш заинька?», «За морем синичка жила»
Музыкально- фольклорные игры: «Уж как шла коляда», зимние посиделки, игры со снегом.
Театрализация: «Святочные вечера».
5. «Февраль - вьюговей» (6ч)
Народный календарь: продолжение знакомства с зимними праздниками, обычаями, обрядами. Февраль – «Масленица», «Власьевская неделя» (последние морозы).
Устный фольклор: колядки, былички, загадки.
Музыкальный фольклор: «Ой ты, зимушка - сударушка», «Блины».
Музыкально- фольклорные игры: «Утка и селезень», «А мы Масленицу повстречали», «Лапти», «Ванюшка», «Кулик-кулик», «Ручеек».
Театрализация – кукольный спектакль - сказка «Рукодельница да ленивица».
6. «Весна - всему году ключ» (6 ч)
Народный календарь: теоретические сведения о весенних праздниках, народных обычаях и обрядах. Март - «Сороки» (ожидание весны), Апрель – «Благовещенье», «Вербное воскресенье», «Пасха
Устный фольклор: пословицы, поговорки, загадки о весне, сказки, заклички.
Музыкальный фольклор: веснянки, песни-хороводы «Маки-маковочки.
Музыкально- фольклорные игры: «Как на улице воробышек гуляет», «Вербохлест», «Катание яиц».
Театрализация: праздник «Веселые потешки»
7. «Май – лошадку запрягай» (4 ч)
Народный календарь: Май - «Зеленая неделя», «Русальная неделя», Егорьев день, Никола весенний.
Устный фольклор: приметы, загадки, обряд «Завивание березки».
Театрализация: «Весенний Никола гонит всех на поле».
8. Итоговое (1 ч)
Посиделки. Исполнение любимых песен, игр, хороводов.
- Тематическое планирование с определением основных видов деятельности обучающихся
№ п/п | Тема | Всего | Теория | Практика | УУД |
1. | Введение | 1 | 1 | ||
2. | «Приметы и календарь» | 2 | 1 | 1 | Личностные УУД формирование чувства сопричастности своей Родине, народу и истории, гордость за них; осознание «Я» как гражданина России; развитие нравственно-этических качеств структурирование прошлого, настоящего и будущего в развитии рода. Регулятивные УУД определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий; умение контролировать процесс и результаты своей деятельности во время работы; умение адекватно воспринимать оценки; формирование готовности к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей (разногласий при работе в паре); умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками. Познавательные УУД развитие умения осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; структурирование знаний; развитие умения самостоятельного поиска и выделения необходимой информации; рефлексия способов и условий действия . формирование умения анализировать нравственные категории с целью выделения существенных признаков; умение устанавливать логические причинно-следственные связи событий и действий; структурирование знаний прошлого, настоящего и будущего в социокультурном развитии. Коммуникативные УУД формирование умения планирования сотрудничества с учителем и сверстниками; развитие умения достаточно полно и точно выражать свои мысли через работу; развитие способности присоединяться к партнёру по общению, умение видеть, слышать, чувствовать каждого; приобретение умений управлять собственной деятельностью и деятельностью группы, лидера группы; давать оценку и корректировать действия лидера. |
3. | «Осень, осень, в гости просим» | 5 | 2 | 3 | |
4. | «Хрустальный звон зимы» | 9 | 2 | 7 | |
5. | «Февраль – вьюговей» | 6 | 2 | 4 | |
6. | «Весна – всему году ключ» | 6 | 2 | 4 | |
7. | Май – лошадку запрягай» | 4 | 1 | 3 | |
8. | Итоговое занятие | 1 | 1 | ||
| Итого | 34 |
Календарно-тематическое планирование материала
№ | Тема | Количество часов | Содержание занятия | ||
1 | Введение | 1 | Цель и задачи кружка. Режим работы. План занятий. Выбор материала. | ||
Приметы и календарь (2 ч) | |||||
2 | Форма: беседа, практическая работа Приметы и календарь | 1 | Теоретические сведения о народном земледельческом календаре, о новом и старом летоисчислении, названия месяцев в обычном и народном календарях | ||
3 | Форма: беседа, практическая работа Устный фольклор: приметы, пословицы, загадки | 1 | Подбор и анализ примет, пословиц, загадок о природе. Иллюстрация примет, пословиц, загадок . | ||
«Осень, осень, в гости просим» (5 ч) | |||||
4 | Форма: практическая, игровая Праздники и приметы сентября | 1 | Встреча осени. Осенины. Семенов день. «Сбор и хранение первого снопа». Осенние заклички, считалки, пословицы, скороговорки, загадки. Песня «Осень, осень, в гости просим», «Как у наших у ворот», частушки | ||
5 | Форма: беседа, практическая работа. День Сергия Радонежского | 1 | Беседа о Сергии Радонежском. Приметы и загадки про капусту.Иллюстрация примет, загадок про капусту. Игра «Куча мала» | ||
6 | Покров-батюшка землю кроет то листиком, то снежком. Праздник Покрова. Народные приметы. | 1 | Роль праздника Покрова в быту крестьян. Приметы, связанные с праздников Покрова. Покровские ярмарки. Встреча Покрова у вепсов. | ||
7-8 | Форма: беседа, практическая работа Октябрь-свадебник. | 2 | Празднование свадеб на Руси. Свадебные обряды. Свадебные обряды у вепсов. | ||
«Хрустальный звон зимы» (9 ч) | |||||
9 | Форма: беседа, практическая работа Зимний месяцеслов. Народный календарь: теоретические сведения о зимних праздниках, народных обычаях и обрядах.
| 1 | Зимние считалки, пословицы, скороговорки, загадки. Иллюстрация загадок, пословиц, поговорок. Вепсские загадки о зиме. Чтение и анализ сказки «Старик и море» | ||
10 | . Форма: беседа, практическая работа Синичкины именины | 1 | Приметы, загадки о птицах. Изготовление кормушек. | ||
11 | Форма: игра Зимние игры и забавы | 1 | Разучивание песен «Где ты был, наш заинька?», «За морем синичка жила». Игры со снегом. | ||
12 | Форма: беседа, фольклорная игра Январь – зимы государь. Праздник Рождества. Рождественская звезда. Рождественские колядки. | 1 | Беседа об истории появления праздника. Рождества. Рождественские колядования. Разучивание колядок. Музыкально-фольклорная игра «Уж как шла коляда». Празднование Рождества у вепсов. | ||
13 | Мастер-класс «Изготовление рождественской звезды» | 1 | Рождественская звезда. Изготовление рождественской звезды. | ||
14-16 | Приходила Коляда накануне Рождества. Рождественские колядовапния | 3 | Реконструкция рождественских колядований. | ||
17 | Форма: беседа, театрализация. «Святочные вечера» | 1 | Беседа о святках. Святочные гадания. Реконструкция святочных гаданий. | ||
«Февраль - вьюговей» (5ч) | |||||
18 | Форма: беседа, игра Власьевская неделя | 1 | Беседа о Власьевской неделе. История, обычаи, приметы. Понятия: «зимник, студень, стужайло, снежань», приметы | ||
19 | Форма: занятие-игра Фольклорные игры. | 1 | Разучивание музыкально-фольклорных игр: «Утка и селезень», «А мы масленицу встречали», «Лапти» | ||
20 | Форма: занятие-игра Фольклорные игры. | 1 | Разучивание музыкально-фольклорных игр: «Ванюшка», «Кулик-кулик», «Ручеек» | ||
21 | Форма: беседа Широкая масленица | 1 | История праздника. Приметы., обычаи празднования. Иллюстрации к празднику. Разучивание песен: «Ой, зимушка-зима», «Блины» | ||
22-23 | Форма: практическое занятие | 2 | Выпечка блинов по старинным рецептам. | ||
«Весна - всему году ключ» (6 ч) | |||||
24 | Форма: беседа, практическое занятие, игра Весенний месяцеслов. Народный календарь: теоретические сведения о весенних праздниках, народных обычаях и обрядах. Веснянки. | 1 | Весенние считалки, пословицы, скороговорки, загадки. Иллюстрирование загадок, пословиц, поговорок. Вепсские загадки о весне. Разучивание веснянок. | ||
25 | Форма: беседа, практическое занятие, игра «Сороки» (ожидание весны) | 1 | Понятия «протальник, зимобор, водотёк». Весеннее новогодье. Закличка весны. | ||
26 | Форма: беседа, игра, прослушивание музыкальных произведений. Благовещенье – третья встреча весны. | 1 | История праздника, обычаи, приметы. Слушание: колокольный звон-Благовест. Разучивание народных игр «Как на улице воробышек гуляет» | ||
27 | Форма: беседа, игра «Вербное воскресенье» | 1 | История праздника. Обычаи и приметы Вербного воскресенья. Игра «Вербохлест» | ||
28-29 | Форма: беседа, мастер-класс, прослушивание музыкальных произведений Пасха. Мастер-класс «Пасхальное яичко» | 2 | История, приметы и обычаи Пасхи. Слушание колокольных звонов В. Вилатова «Воскресение Христово». Оформление пасхальных яичек. . Игры «Катание яиц» . Празднование Пасхи у вепсов. | ||
«Май – лошадку запрягай» (4 ч) | |||||
30 | Форма: беседа, практическое занятие Народный календарь: приметы, загадки о мае | 1 | Народный календарь: приметы, загадки о мае. Разучивание хороводных песен. | ||
31 | Форма: беседа, практическое занятие Май- «Зеленая неделя» | 1 | Обряд «Завивание березки». Разучивание хороводных песен. Роль березы в вепсском фольклоре. | ||
32 | Форма: встреча со старожилами. Егорьев день | 1 | История праздника. Обычаи, приметы праздника | ||
33 | Форма: беседа «Весенний Никола гонит всех на поле». | 1 | История праздника. Обычаи, приметы праздника | ||
34 | Итоговое занятие | 1 |
- Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса:
Литература:
- Агапова И.А. праздники в начальной школе / И.А. Агапова, М.А. Давыдова. – 4-е изд. – М.:Айрис-пресс, 2006. – 144с.: ил.
- Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. Казань, 2000.
- Андрюхина Л.М. Культура учения: Теория и практика образования. Екатеринбург, 2000.
- Воспитание на социокультурном опыте. М, 1997.
- Выготский (Антология гуманной педагогики). М, 2002
- Истоковедение. Том 1, 2. Отв. ред. И.А.Кузымин, Л.П.Сильверстова. М, 2001.
- Каллистратова Э.А. Азбука родоведа. Екатеринбург, 2006
- Кузьмин И.А., Бандяк О.А., Синицына В.Н. Воспитание на социокультурном опыте. 1-4 классы. Программа для начальной школы. М, 1997.
- Лавренова Л.Е. Детские праздники в школе и дома. – Спб.: «Паритет», 2006.
- Лазарев, А. И. Народоведение 2 класс. Учеб. для общеобразоват. шк., гимназий, лицеев. – Челябинск: Юж. –Урал. Кн.изд-во, 1997.
- Мосин А.Г. Уральские фамилии. Екатеринбург, 2000
- Нестеров В.В., Белкин А.С. Педагогическая компетентность.
- Нравственность. Здоровье. Семья: Методическое пособие для учителя. Ч. 1, 2. Екатеринбург, 2001.
- Праздничный веселый хоровод: сценарии календарных театрализованных классных часов и игр. 1-4 классы / авт.-сост. Ю.А. Вакуленко. – Волгоград: Учитель, 2007. – 122 с.
- Хуторской А.В. Современная дидактика. СПб, 2001.
- Человек пришел на Урал. Сост. А.Н. Шигина. Екатеринбург, 1998.
- Человек построил дом. Стал человек в доме жить. Сост. А.Н. Шигина. Екатеринбург, 2005.
- Шадриков В Д. Происхождение человечности. М, 2001.
- Щуркова Н.Е. Воспитание: Новый взгляд с позиции культуры. М, 1997.
Цифровые образовательные ресурсы
- http://www.rusedu.ru/subcat_28.html
- http://karmanform.ucoz.ru/index/0-25
- http://catalog.iot.ru
- http://www.school.edu.ru
- http://www.edu.ru
- http://ims.ocpi.ru
- http://method.samara.rcde.ru
- http://nsc.1september.ru.
- http://www.openworld.ru
- http://www.school2100.ru/regions/regions_main.html.
- http://maro.newmail.ru
- http://www.ug.ru
- http://www.edu.ru/info/text/goscom/dokum/doc98/1235-1.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексная программа внеурочной деятельности 1 класса на 2011 - 2012 учебный год.
Комплексная программа внеурочной деятельности составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО для 1 класса для учащихся малокомплектной школы. Программа реализует социальное, духовно-нравственное, с...
Рабочая программа внеурочная деятельность 2 класс русский язык
Рабочая программа внеурочной деятельности"Занимательный русский язык"2 класс...
Программа внеурочной деятельности 2 класс
Программа внеурочной деятельности, отвечающая требованиям ФГОС...
Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс
Рабочие программы внеурочной деятельности для 1 класса ФГОС "Эрудит", "Школа развития речи"....
Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс "Занимательная математика"
Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если ур...
Занимательная математика. Программа внеурочной деятельности. 2 класс
Программа составлена по новым ФГОС....
Рабочие программы внеурочной деятельности 1 класс Программа ПНШ
Внеурочная деятельность представлена по направлениям: социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное и духовно-нравственное. Представлены рабочие программы и календарно--тематическое планирование ра...