Консультация для педагогов ДОУ «Одарённый ребёнок — какой он?»
консультация
Консультация для педагогов ДОУ «Одарённый ребёнок — какой он?»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kansultatsiya_dlya_pedagogov_odarennyy_rebenok_-_kakoy_on.docx | 24.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
г. Нижневартовска ДС №61 « Соловушка»
Консультация для педагогов ДОУ «Одарённый ребёнок — какой он?»
В. А. Сухомлинский: «Одаренность – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод». Детство – неповторимая по своим возможностям пора развития. Очень хочется, чтобы каждый педагог, родитель почувствовал это и научился отыскивать «алмазные россыпи» дарований в своих детях.
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в той или иной деятельности.
На сегодняшний день большинство психологов признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды. В тоже время нельзя игнорировать и роль психологических механизмов саморазвития личности.
Некоторые психологи считают, что одаренные дети в обычной школе не получают должного понимания со стороны взрослых и сверстников, подвергаются насмешкам и чуть ли не травле
Обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от ДОУ.
Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача детского сада - поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.
Детская одаренность – одно из самых интересных и загадочных явлений человеческой психики. Способность мыслить, творить - величайший из полученных человеком природных даров. Есть те, кто одарён больше, есть те, кто одарён меньше, но даром отмечен каждый. Поэтому, говоря о детской одарённости, специалисты обычно рассматривают и исключительную категорию детского наследия – одарённых детей, и интеллектуально-творческий потенциал каждого ребёнка.
Выявить уровень одарённости ребёнка не просто, но без информации об этом невозможно правильно выстроить образовательный процесс. При определении уровня одарённости принято оценивать три параметра: мотивацию, интеллект и креативность. В диагностике одарённости должны участвовать не только психологи и педагоги, но и обязательно родители. более надёжна разносторонняя оценка. Важно помнить, что выводы специалистов (психологов и педагогов) не следует воспринимать как окончательный, не подлежащий обжалованию приговор. Специалисты, как всякие люди, могут ошибаться, особенно в прогнозе развития. Главные, кто ответственен за судьбу ребёнка, а следовательно, и за диагностику, и за развитие, - родители.
Каждой из этих групп участников диагностического процесса соответствует свой инструментарий. Наиболее интенсивно разрабатываются методики для психологов: тесты, опросники и др. Значительно меньше методик для педагогов и родителей.
Проведение диагностирования.
Есть один очень важный аспект в деятельности профессионалов (психологов и педагогов), о котором, родителям следует знать обязательно. характер организации диагностического обследования при поступлении в образовательное учреждение ( детский сад, школу, гимназию и пр.) – один из важнейших индикаторов профессионализма работающих в нём психологов и педагогов.
По форме проявлений
• Явная одаренность (обнаруживает себя в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо, в том числе и при неблагоприятных условиях; достижения ребенка очевидны);
• Скрытая одаренность (проявляется в замаскированной форме). Причины, скрытой одаренности ребенка заключаются в ошибках, допущенных взрослыми при его воспитании и развитии, в особенностях его взаимодействия с окружающими людьми.
Виды одаренности:
1. По широте проявлений:
• Общая (умственная) одаренность (проявляется по отношению к различным видам деятельности и выступает как основа их продуктивности).
• Специальная одаренность (проявляется в конкретных видах деятельности и определяется в отношении отдельных областей: поэзия, музыка, живопись, математика, спорт, и т. д.) .
По особенностям возрастного развития
• Ранняя одаренность. Примером ранней одаренности являются «вундеркинды» (чудесный ребенок) – это дети, как правило, дошкольного или младшего школьного возраста с чрезвычайными успехами в каком-либо определенном виде деятельности – музыке, рисовании, математике, поэзии, танце, пении и т. д. Особое место среди таких детей занимают интеллектуальные вундеркинды. Для них характерно раннее (с 2-3 лет) освоение чтения, письма и счета;
• Поздняя одаренность. Проявление одаренности в определенном виде деятельности на более поздних возрастных этапах. Существует связь между возрастом, проявления одаренности и областью деятельности. Наиболее рано одаренность проявляется в сфере искусства, особенно в музыке, несколько позднее – в сфере изобразительного искусства, позднее – в науке
Семь принципов сопровождения одаренных детей:
Психологическая наука предлагает использовать семь базовых принципов выявления и сопровождения одаренных детей.
Первый принцип.
Характер оценки разных сторон поведения и деятельности ребенка должен быть комплексным. Это позволило бы использовать различные источники информации и охватывать как можно более широкий спектр его способностей. Необходимо задействовать при этом множество разнообразных методов и технологий:
различные варианты метода наблюдения за детьми;
специальные психодиагностические тренинги;
проведение пробных уроков по специальным программам, включение детей в специальные игровые и предметно-ориентированные занятия;
организация различных интеллектуальных игр, предметных олимпиад, научных конференций, спортивных соревнований, творческих конкурсов, фестивалей и т. п.;
экспертное оценивание поведения детей учителями, родителями, воспитателями;
экспертное оценивание конкретных продуктов деятельности детей профессионалами;
проведение психодиагностического исследования с использованием различных психометрических методик в зависимости от задачи анализа конкретного случая одаренности.
Комплексный подход к выявлению детской одаренности тоже не гарантирует полной безошибочности. А навешивание ярлыков типа «одаренный» или «неодаренный» может стать весьма негативным фактором дальнейшего развития личности ребенка.
Оценивание ребенка как одаренного не должно являться самоцелью, а служить лишь стимулом для его дальнейшего развития и продвижения. Выявление одаренных детей необходимо связывать исключительно с задачами их обучения и воспитания, с оказанием им психологической помощи и педагогической поддержки.
Второй принцип.
Обязательна длительность идентификации, что предполагает развернутое на несколько лет наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях: жизненных и учебных.
Третий принцип.
Важен анализ поведения ребенка в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам (включение ребенка в специально организованные предметно-игровые занятия, вовлечение его в различные формы соответствующей развивающей деятельности и т. д.).
Четвертый принцип.
Актуально использование тренинговых методов, в рамках которых можно организовать определенные развивающие влияния, снимать типичные для данного ребенка психологические преграды, комплексы звездности или неполноценности и т.д.
Пятый принцип.
Желательно подключение к оценке ребенка экспертов: специалистов высшей квалификации в соответствующей предметной области деятельности (математиков, гуманитариев, инженеров и т.д.). При этом следует помнить о возможном консерватизме мнения профессионала, особенно при оценке продуктов подросткового и юношеского творчества, не следует его переоценивать и тем более полностью на него полагаться.
Шестой принцип.
Плодотворна оценка признаков одаренности ребенка не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны его ближайшего развития (в частности, на основе организации определенной образовательной среды с выстраиванием для данного ребенка индивидуальной траектории обучения).
Седьмой принцип.
Предпочтительна опора на экологически валидные методы психодиагностики, имеющие дело с оценкой реального поведения ребенка в конкретной ситуации, такие как:
анализ продуктов деятельности
наблюдение
беседа
экспертные оценки
естественный эксперимент.
Необходимо напомнить, что существующие валидные психодиагностические методы идентификации одаренности весьма сложны, требуют высокой квалификации и специального обучения.
Один из наиболее дискуссионных вопросов, касающихся проблемы одаренных детей — это вопрос о частоте появления детской одаренности. Существуют 2 крайние точки зрения:
"Все дети являются одаренными"
"Одаренные дети встречаются крайне редко".
Потенциальная одаренность присуща многим детям, т.к. каждый ребенок талантлив по-своему.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на тему: «Детская одарённость: признаки, виды, особенности личности одарённого ребёнка».
Выявление одарённых детей, создание условий для их оптимального развития, включая детей, чья одарённость на настоящий момент может быть не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении ...
Презентация к выступлению на тему: «Детская одарённость: признаки, виды, особенности личности одарённого ребёнка».
Одарённые дети – наше достояние....
Статья: "Одарённый ребёнок.Виды одарённости."
Выступление на МО или педсовете по теме: "Одарённый ребёнок.Виды одарённости."...
Консультация для педагогов «Характеристика ребёнка в период поступления в школу и к концу обучения в начальной школе»
Публикуемый материал дает развернутую характеристику ребёнка в период поступления в школу и к концу обучения в начальной школе. Результаты обучения в начальной школе оказывают большое влияние на значи...
Консультация для родителей и педагогов "Как помочь ребёнку в выборе друзей".
В данной консультации речь пойдет,о том как обезапасить ребенка от негативного влияния социума. Как помочь ребенку обрести надежных друзей. Необходимо знать всех дру...
Статья "Одарённый ребёнок. Какой он?"
Статья "Одарённый ребёнок. Какой он?"...
Консультация для педагогов дополнительного образования "Личностно-ориентированная модель общения педагога с детьми"
Личностно-ориентированная модель общения педагога с детьми Практическое занятие для педагогов по теме «Личностно-ориентированная модель общения педагога с воспитанниками – важно...