«Формирование экологической культуры учащихся как основы здорового образа жизни»
методическая разработка по зож (1, 2, 3, 4 класс)
Скачать:
Предварительный просмотр:
МБУ ДО «Центр детского и юношеского туризма и экскурсий» г.Сочи
МОБУ СОШ № 25 им.Войтенко С.Е.
Методическая разработка
«Формирование экологической культуры детей младшего школьного возраста как основы здорового образа жизни»
Разработала: учитель начальных классов,
педагог дополнительного образования
Лобанова Элла Николаевна
Пояснительная записка.
Экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала в последнее время очень острой и приняла огромные масштабы.
Экологическое воспитание подрастающего поколения- одно из важных направлений воспитательной деятельности. Заниматься экологическим воспитанием надо с раннего возраста.
Поэтому дополнительное образование и школа должны приготовить новое поколение людей, способных предотвратить опасность кризисных ситуаций, возникающих в природе.
Цель данного мероприятия - воспитание экологической культуры; формирование положительного отношение к здоровому образу жизни, развитие познавательного интереса детей к туризму.
Задачи: пропаганда здорового образа жизни, выявить интерес учащихся к туризму, показать преимущества активного отдыха, привлечь к занятиям туризмом больше школьников, развить творческие способности и фантазию детей;
сплотить коллектив детей и родителей.
Возраст воспитанников: данная разработка рассчитана на младших школьников 1-4 классы (6-11 лет).
Методы: при проведении данного мероприятия используются следующие методы воспитания: традиционные – упражнение, поощрение, принуждение, пример; инновационнодеятельностные – творческая инвариантность; тренинговоигровые – работа в команде в игре.
Большой акцент делается на здоровьесберегающих технологиях.
Условия для проведения мероприятия: данное мероприятие можно проводить в любом месте в любое время.
Оборудование:костюмы туристов, Берендея, Лешего, Кикиморы, предупреждающие лесные знаки, мультимедийная доска, проектор.
Ход занятия
Части занятия | Содержание занятия | Организационно - методические указания |
Организационная часть (5 минут) | Педагог:Добрый день, родители, учащиеся, коллеги! Сегодня мы с Вами все вместе отправимся в удивительный и прекрасный мир природы. Да, да, не удивляйтесь - все вместе, ведь в каждом человеке изначально скрыт романтик, исследователь и отважный практик. Каждый из нас отлично знает, что, только преодолев трудности и препятствия на пути, можно добиться цели. Отправимся мы сегодня в сказку, но не простую, а экологическую. А здоровье наше напрямую зависит от того, какая экология вокруг нас. В нашей сказке есть и сказочные герои, и обычные люди, впрочем, не будем забегать вперед, пусть сказка чередом своим пойдет, ведь в каждой сказке есть намек и в каждой сказке есть урок. Перед вами виртуальная машина времени, она поможет нам оказаться в сказке. Итак, начинаем отчет. (10,9,…..) -Добро пожаловать, вы попали в сказку. | Участники в костюмах строятся в шеренгу. Играет музыка со звуками природы: шум дождя, пение птиц и т.д. Включаем слайды о природе, экологии и здоровом образе жизни. На слайде появляется таймер с отчётом времени |
Основная часть (30 минут) | 1 ведущий: Давным-давно, когда на Земле было много добрых и злых волшебников, когда реки и горы сверкали, как горный хрусталь, а звери и птицы умели разговаривать, все жили очень дружно. Но вдруг нежданно-негаданно, откуда не возьмись, пришла на Землю беда. Злые волшебники напали на мирную Землю и стали сеять смуту и раздор. 2 ведущий Добрые волшебники собрались все вместе и отразили нападки злых сил. Но, к сожалению, зло успело нанести непоправимый вред природе. Звери и птицы перестали разговаривать, горы и реки потемнели, леса стали непроходимыми и появились болотные топи. 3 ведущий Долго терпела Матушка - Земля нападки Злых сил, а потом взяла, да и заколдовала оставшуюся природу. С тех пор только добрым, любящим и уважающим природу суждено было видеть и понимать её красоту. 1 ведущий. Немало воды утекло с тех пор. Шли года. Проходили века. Одно поколение сменяло другое. И случилось предзнаменование, однажды суждено было родиться Туристам. 2 ведущий Первые туристы отличались невиданной для людей стойкостью, упорством, бесстрашием и сильным влечением к природе. В отличие от других людей они могли надолго уходить в бескрайний мир природы. 3 ведущий. Со временем зарос проход в Заколдованный лес, но, однажды он открылся и в лес пришли люди. А было это так… (на поляне «лес» шумит ветвями и поёт песню «Шу-шу-шу!!! Ой, что знаю, расскажу..) Берендей. О, мой лес, мой дивный лес, Полный сказок и чудес! В заботах и трудах проходит жизнь моя, Надеюсь, что узнали вы меня. Защитник леса, друг зверей, Я царь из сказки... Берендей. Молодцы, мои друзья! Всех приглашаю в гости я. В лесу моем приятно отдыхать, Здесь можно веселиться и играть, Дары природы собирать, Лишь жителей лесных не смейте обижать! 1 участник. Сегодня мы пришли гулять, Благо, лес - рукой подать. Закупили все подряд: Пиццу, спички, лимонад. 2 участник. Свежий воздух возбудит Наш здоровый аппетит. А пакеты, банки, склянки... Лес большой он все вместит. Лес, он чей? Люди: Да ничей! 3 участник. Расположимся скорей! Тут уж нам не помешают. Жги и лей, руби и бей! Урны нет, носи в кусты! Мы с природою на «ты». 4 участник. Банки в землю закопаем, Мусор птицам разбросаем. В речку скинем все бутылки. В море пусть плывут посылки. 1 участник: Давайте поищем местечко почище. . Лес: Шу! Шу! Шу! Ой, что знаю, расскажу. Мы людей здесь увидали, Они мусор разбросали, Водоем загадили, И костер оставили. Лесной царь, Берендей, Приходи поскорей! Берендей: Ой! Ой! Ой! Боюсь, что жертвою прогресса Станет чистый изумрудный цвет, Что потомки не увидят леса, На планете через сотню лет. Пойду, подумаю, что же делать!!! Педагог: Обидели Берендея! Что же делать? Как вернуть Берендея в наш лес? -Кто шагает с рюкзаком? Мы, туристы. -Кто со скукой не знаком? Мы, туристы. -Кто в дороге целый день? Мы, туристы. -Кто не знает слова лень? Мы, туристы. -Эй, ребята, твёрже шаг! -Что турист берёт в дорогу? Песню, ложку и рюкзак! Участники (нарушители) Интересно посмотреть, кто это к нам пришел. Вы кто такие? Туристы: Мы туристы. -А кто такие туристы? -И что такое туризм? Туристы: Сейчас мы вам расскажем коротко о главном. - Туризм- это время свершений! -Туризм- стремленье к вершине! -Туризм- это время улыбок! - И может быть даже ошибок! -Туризм- это песни и шутки, Костры, походы, привалы. -Всегда мы считаем минутки, И времени вечно нам мало! ХОРОМ: ТУРИЗМ! ТУРИЗМ! ДА ЗДРАВСТВУЕТ ТУРИЗМ! Турист 1: К небу тянется дорога, В небе солнце, облака. Не суди природа, строго Жизнь туриста нелегка. Турист 2: Но зато, как интересно, Сколько нового в пути! И хотелось бы знать, честно, Что там ждёт нас впереди?.. Турист 3: Да, природа наша – диво! Нас к себе она зовёт. Всё так сказочно красиво! Знать бы только – нас ли ждёт? Турист 4: Посмотреть её б глазами На туристов бы сейчас… Знать, довольна она нами? Любит ли природа нас? Турист 5: Смотрите, люди отдыхали, Много ели и играли. Мусор весь мы соберем, И с собой его возьмем. Ведь полянка – чей-то дом – Пусть порядок будет в нем! Дети: Это мы поразбросали, нам стыдно, мы сейчас с друзьями мусор соберем Туристы: И лягушку, и жучка, В паутинке паучка, Бабочку и муравья, Не обидим ты и я! Деревце, цветок и куст, Радуют всегда нас пусть! Не сорвем и не сломаем, Что они живые, знаем! - Поход! Сколько прелести в этом звонком слове! -Поход! И, кажется, само солнце становится твоим добрым другом… Сценка про туристов Мальчик: Знаешь, нам читали книжку, Там про одного мальчишку, Может он узлы вязать И по компасу бежать. Может дюльфером спускаться И по скалам подниматься. Вот!!!! Девочка: Ну, а мы в походы ходим, В горы лезем с рюкзаком, И всегда мы путь находим, Даже если не знаком. И с веревкой тоже дружим, Компас также нам знаком, Если очень ты захочешь, И тебя в поход возьмем. Турист настоящий нигде не пищит, Трудный маршрут его не страшит. Девочка: Ну, что, готов вперед идти? Мальчик: Да Девочка: Тогда вперед, нам по пути! Мальчик: А можно я возьму с собой своих друзей? Девочка: Да, конечно. Туристы: -Туристы – мы лихой народ. Туристам море по колено. -Турист всегда поесть готов, Пусть даже сварено полено! -Мы всегда походу рады! Нас дороги вдаль манят Пусть усталость, пусть преграды, Пусть костры в ночи горят. -Для туриста жизнь – поход, Всюду он найдет проход. От заката до рассвета Он готов хоть на край света. -Так пусть же легким будет путь, Счастливою дорога, Пусть рядом будет верный друг, И впечатлений много. -Горы, склоны и пещеры, Замки, парки, даже скверы. Для туристов нет преград, Всюду побывать хотят. - Стань туристом и лети по свету, Без туризма жизнь совсем не та. Мир – и блеск, и свет, и красота! Всем туристам посвящаем песню эту! Учитель: Понравились вам туристы? Давайте все вместе вернем царя Берендея в наш лес. Для этого нам необходимо выполнить все задания и пройти конкурсы. Пусть каждый из туристов выберет себе помощников. Родители и дети, вы любите бывать в лесу? А знаете ли вы, что существуют разные правила поведения. Есть и правила поведения в лесу. Они вам знакомы? Давайте вспомним некоторые правила поведения на природе, отвечайте только «можно» или «нельзя»: Ходить в лесу по тропинкам ... Ходить по траве, где попало ... Собирать в лесу грибы ... Вырывать их с корнем ... Слушать пение птиц ... Шуметь в лесу, включать музыку ... Наблюдать за муравьями ... Разрушать муравейники ... Брать детенышей диких животных домой ... А почему? Леший. У-у-у! Какие дети и их родители умные! А вот эти знаки знаете вы? (Леший показывает предупредительные лесные знаки) Педагог. Теперь, думаю, что вы готовы пройти испытания, чтобы вернуть в лес Берендея. Леший. Прошу отгадать мои загадки. (команда детей и родителей) • Летит воет, сядет- землю роет, (жук) • Сок с цветка она берет и сотах копит сладкий мед. ( пчела) • Вырос шарик бел, да ветер его съел, (одуванчик) • Может ли аист назвать себя птицей? (Нет. Он не умеет говорить) • Какое озеро самое чистое и глубокое? (Байкал) • Какие птицы прилетают раньше: ласточки или стрижи? (ласточки) • Назовите кустарник от 40 болезней. ( шиповник) • Какую пользу приносят черви? (землю рыхлят) • Куда зайцу удобнее бежать с горы или в гору? (в гору) • Назовите любимое яство аистов (лягушки) • Кто сидит вниз головой? ( летучая мышь) • По горам, по долам, ходит шуба, да кафтан. ( овца) • Нос долог, да голос тонок. Кто его убивает, тот свою кровь проливает, (комар) • Растет зеленый кус гик, дотронешься- укусит, (крапива) • Под каким деревом сидит заяц, когда дождь идет? ( под мокрым) • В роднике вода всегда. А откуда там она? (подземные воды) • У каких деревьев осенью листья краснеют? (рябина, осина) • Что теряет лось каждую зиму? (рога) • Какие ягоды можно собирать из под снега? (бруснику, клюкву) • Дерево- символ нашей родины ( береза) • Трава от 99 болезней . (Зверобой) • Какие животные спят зимой? ( еж, медведь, барсук) • Пятак есть , а ничего не купишь. ( свинья) • Над цветком порхает, пляшет, веерком узорным машет. ( бабочка) • У травы на верхушке . белый пух для подушки, (одуванчик) • Из какого ковша не пьют , не едят, а только на него глядят. ( созвездие) • Какая ягода бывает и белой, и черной, и красной. ( смородина) • Как называется начало реки? ( исток) • Сколько ног у паука? ( 8) • Какое дерево все время дрожит? (осина) • Что случается с пчелой, когда она ужалит? (умирает) • Чем питается медведь в берлоге , когда спит зимой? (запас жира) • Кто собирает яблоки зимой? (еж) Кикимора. Ну, загадки это каждый отгадывать может, а вот повадки зверей знаете вы? Сейчас проверю! Игра «В звериной столовой» Кикимора. Вам уже говорили, что правил поведения много. Ну вот, например, все люди Знают как вести себя за столом. Представьте. что вы попали на обед в звериную столовую. Пусть команды изобразят повадки зверей до еды, во время еды и после еды. 1 команда - воробьев 2 команда - хомяков 3 команда – львов Леший. Ну а теперь последнее испытание. Пусть выйдут сюда по 2 представителя от каждой команды (взрослый и ребенок). Вот вам по три карточки с цифрами «1» , «2», «3«.Поднимайте ту карточку, вариант ответа которого вы считаете правильным. Что является лучшей едой для оленей, косуль, лося? 1. Трава 2. Грибы. 3. Соль + Кто из этих зверей ложится в спячку зимой? 1. Барсук.+ 2.Медведь.+ З.ЁЖ + Как называется жилище бобра? 1. Нора 2. Логово 3. Хатка + Какой зверек умеет летать? 1 .Белка-летяга 2. Рысь 3. Летучая мышь + Какое дерево долго живет? 1. Сосна 2.Дуб + 3. Ель Какая птица выводит птенцов зимой? 1. Филин 2. Ястреб 3. Клест + Каких насекомых можно считать домашними? 1. Пчелы. + 2. Тараканы. 3. Мухи. Чем служит хвост рыбе? 1. Украшение 2. Руль + 3. Метла, чтобы заметать следы По присутствию какого животного определяется чистота водоема? 1. Лягушка 2.Уж З.Рак + Лес: Шу, шу, шу, шу Ой, что знаю, расскажу. Берендея вновь мы ждем, В гости к нам его зовем. Берендей. Молодцы, справились вы со всеми испытаниями и доказали мне, что вы станете настоящими защитниками природы. Ребенок: Любите родную природу- Озера, леса и поля Ведь это же наша с тобою, Навеки родная земля. На ней мы с тобою родились. Живем мы с тобою на ней. Так будем же люди все вместе Мы к ней относиться добрей. | Ведущие выходят в центр зала, остальные рассаживаются по местам, Главные герои находятся за кулисами: Берендей и его свита На сцену выходят участники (Лес) с искусственными веточками в руках в зелёной одежде, изображая лес Выходит, на поляну со своей свитой царь Берендей Дети и взрослые хором говорят: Берендей Слышны громкие голоса, песни. Выходят люди из зала, располагаются на поляне. Достают пакеты с продуктами, банки, бутылки Участники данной сцены разбрасывают мусор и уходят на другую полянку Царь Берендей выходит на поляну Лес поет ему песню Обращаясь к детям и взрослым Вдалеке раздаются голоса, звучит музыка: «У похода есть начало», выходят туристы с рюкзаками Подходят 2 ребенка, те, кто был на полянке и раскидывал мусор Дети убирают мусор Показывают предупреждающие знаки Нарушите становятся в ряд с туристами Туристы читают стихи Звучит песня: «Солнце светит в небе ясном…» Туристы формируют себе команды из состава родителей и детей Леший загадывает загадки Загадки для первой команды Загадки для второй команды Загадки для третьей команды Выходят дети и родители на сцену |
Заключительная часть. Подведение итогов (5 минут) | Берендей. Теперь напишем резюме, А это значит, братцы, Все, что услышали сейчас, Мы подытожим вкратце. Чтоб был в источниках нарзан, С полянки - земляника, Будь осторожен, как Тарзан, Дружи с природой дикой. Ты - тоже часть ее чудес, И для тебя темнеет лес, И речка светлая течет, И по весне сирень цветет. И надо постараться, Нам с этим не расстаться. Дети. До свидания, Берендей! До новых встреч! Педагог: Вот и побывали мы в удивительном и загадочном мире природы, подружились со сказочными персонажами. Я надеюсь, что каждый из Вас во время путешествия узнал что- то новое, научился сопереживать и помогать ближним, заботиться об охране природе и вести здоровый образ жизни. Взрослые и дети, вы действовали как одна сплоченная команда, но нам пора возвращаться, наше путешествие в сказку подошло к концу. Не расстраивайтесь, хоть наше виртуальное путешествие в сказку и закончилось, нас вскоре ждут настоящие дела по защите природы. До новых встреч! (Звучит песня из мультфильма «Маша и медведь») Спасибо! До свидания! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основа здорового образа жизни на тему: "Твой режим дня" и "Закаливание"
Тема: Твой режим дня.Цели: - закрепить знания учащихся о гигиенических нормах и культуре поведения;-...
Основы здорового образа жизни (конспект)
Конспект урока ОЗОЖ, 3 класс....
Исследовательская работа по теме: «Влияние здоровьесберегающей технологии на формирование у учащихся потребности в здоровом образе жизни»
В данной исследовательской работе отражено влияние здоровьесберегающей технологии на формирование у учащихся потребности в здоровом образе жизни. Работа сопровождается следующими приложениями: к...
Исследовательская работа по теме:«Влияние здоровьесберегающей технологии на формирование у учащихся потребности в здоровом образе жизни»
В данной исследовательской работе отражено влияние здоровьесберегающей технологии на формирование у учащихся потребности в здоровом образе жизни. Работа сопровождается следующими приложениями: конспе...
Внеклассное мероприятие по основам здорового образа жизни "Значение осанки в жизни человека"
В данном внеклассном мероприятии описаны здоровьесберегающие технологии, разработанные Н. И. Дереклеевой, И. П. Товпинец. Здоровьесберегающие технологии предполагают максимальное вовлечение учащихся в...
«Культура питания – основа здорового образа жизни».
laquo;Культура питания – основа здорового образа жизни»....
Основы здорового образа жизни человека. Роль физической культуры в обеспечении здоровья
Здоровье человека как ценность.Факторы и критерии, определяющие здоровье.Здоровый образ жизни и факторы, его составляющие. По определению, принятому Всемирной организации...