Программа внеурочной деятельности "Скоморошка"
рабочая программа (2, 3 класс)
Программа для детей с интеллектуальными нарушениями (8 вид). Программа по театральной деятельности расчитана на 2 года обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_skomoroshka.docx | 39.82 КБ |
Предварительный просмотр:
«Приложение №_____»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Школа»
УТВЕРЖДАЮ: Программа принята
Директор МКОУ «Школа» решением педагогического совета
______________Ф.И.О Протокол № 1
«___»___________________2016 от «_30_» августа 2016 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности «Скоморошка»
1 – 4 класс
Вариант 1
Автор - составитель:
Новикова А.А.,
учитель начальных классов
Новокузнецк, 2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочных занятий общекультурного направления «Скоморошка» разработана на основе требований к личностным и предметным результатам (возможным результатам) освоения АООП МКОУ «Специальная школа №20», на основании программы формирования БУД и на основе авторской программы Дроновой Т.Н. «Играем в театр», М.: «Просвещение», 2004г. – 60с.
Цели:
- развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства, формирование у детей интереса к театрализованной деятельности.
- развитие личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения) в соответствии с требованиями современного общества, обеспечивающими возможность их успешной социализации и социальной адаптации.
Искусство театра влияет на сложную систему чувств человека, вовлекает зрителя в действие, заставляет сопереживать, то есть принимать героя, оправдывать или осуждать его действия, мысли. Театральный спектакль учит анализировать увиденное и услышанное, вырабатывает умение активно воспринимать, что крайне необходимо в процессе воспитания характера личности. Соглашаясь или не соглашаясь с героем, принимая его позицию и принципы, зритель сопоставляет происходящее с собой, собственным опытом, приходит к определенным выводам, дает мотивированную оценку не только сценическому действию, но и своим поступкам, убеждаясь или сомневаясь в их правильности. Таким образом, роль, происходящая на сцене для реализации формулы «понято» – «пережито», «принято – «сделано» становится очевидной.
Театральное искусство, демонстрируя мастерство творческого перевоплощения, вызывает потребность зрителя в собственном перевоплощении, в реализации собственных идей, то есть в творчестве.
Общая характеристика программы внеурочной деятельности
Содержание курса по внеурочной деятельности «Скоморошка» предусматривает включение следующих разделов «Вводное занятие», «Театральная игра», «Ритмопластика», «Культура речи», «Этика и этикет», «Жесты», «Постановка сценки», «Постановка сказки»
1 год обучения
«Вводное занятие» - 1 час
«Театральная игра» - 4 часа
«Ритмопластика» - 2 часа
«Культура речи» - 4 часа
«Этика и этикет» - 2 часа
«Постановка сценки» - 10 часов
«Постановка сказки» - 12 часов
2 год обучения
«Вводное занятие» - 1 час
«Театральная игра» - 4 часа
«Ритмопластика» - 2 часа
«Культура речи» - 4 часа
«Этика и этикет» - 2 часа
«Жесты» - 1 час
«Постановка сценки» - 10 часов
«Постановка сказки» - 11 часов.
Предусмотренные данной программой занятия проводятся в группах, состоящих из учащихся как одного класса, так и для обучающихся одной параллели.
Театр в настоящее время выступает как средство познания мира и тех качеств личности, которые определяют эстетические потребности человека. Через театральное искусство учащиеся входят в мир чувств, в их сознание входит добро и зло, представления о гуманизме, высших человеческих качествах: совести, чести, достоинстве. Театральное искусство опирается на эмоциональную сферу человека, его душу, духовность и является «почвой», на которой могут произрастать духовный, нравственно-эстетический потенциал учащихся.
Поэтому так важно сегодня средствами театрального искусства формировать и утверждать в подрастающем поколении эти качества как определяющие факторы личности. Театр выработал собственные средства влияния на человека. Этот вид искусства формирует умение видеть и понимать прекрасное, поскольку является особым видом искусства, синтезирующим в себе музыку, художественное слово, живопись, хореографию и многое другое. Поэтому влияние театра на человека многогранно: он действует на разные стороны человеческого восприятия комплексно, вызывая игру воображения, формируя образное мышление, что очень важно в пору становления личности.
Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.
Для реализации программы внеурочной деятельности предусмотрены следующие формы работы: игра, рассказ, беседа.
Описание места программы внеурочной деятельности в учебном плане
В соответствии с учебным планом МКОУ «Специальная школа № 20» курс внеурочной деятельности «Скоморошка» является частью учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений.
Общий объём учебного времени составляет 68 часов. 1 год обучения - 34 часа (1 час в неделю), 2 год обучения – 34 часа (1 час в неделю).
Личностные и предметные результаты освоения курса
Личностные результаты:
1. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
2. Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия.
Предметные результаты:
1 год обучения:
Минимальный уровень:
- четко произносить в разных темпах 2-4 скороговорки;
- выполнять комплекс упражнений по сценическому движению, сценической речи;
- обыгрывать этюды.
Достаточный уровень:
- четко произносить в разных темпах 4-6 скороговорок;
- выполнять комплекс упражнений по сценическому движению, сценической речи;
- обыгрывать этюды;
- работать с текстом роли.
2 год обучения:
Минимальный уровень:
- выполнять комплекс упражнений по сценическому движению, сценической речи;
- показывать жестом согласие и несогласие;
- обыгрывать этюды.
Достаточный уровень:
- выполнять комплекс упражнений по сценическому движению, сценической речи;
- показывать жестом согласие и несогласие, плач;
- обыгрывать этюды;
- работать с текстом роли.
Содержание курса
1 год обучения
- Вводное занятие. Цели и задачи театральной деятельности, инструктаж по ТБ. Беседа о правилах поведения на занятиях. Игры на знакомство «Здравствуй, друг».
- Театральная игра. Общеразвивающая игра «Воробьи - вороны». Упражнение и этюд «Угадай, что я делаю». Игра на превращение «Превращение комнаты». Игра на память физических действий «Король».
- Ритмопластика. Игра на развитие двигательных способностей «Муравьи». Музыкально-пластическая импровизация «Бабочки».
- Культура и техника речи. Упражнения на речевое дыхание «Задуй свечу». Артикуляционная гимнастика «Сказка о веселом язычке». Упражнение на свободу звучания с мягкой атакой «Капризуля». Упражнение на опору дыхания «Птичий двор». Творческая игра со словами «Веселые стихи».
- Этика и этикет. Этикет. Что это? Культура речевого поведения. Ситуация «В автобусе».
- Постановка сценки. Сценка «Урок математики в школе». Этапы работы над ролью: знакомство с текстом, чтение по ролям, обсуждение, распределение ролей, работа над ролью, мизансценирование, работа над сценической речью, сценическим движением, репетиции (прогонные, генеральная), изготовление костюмов, декораций, показ сценки (выступление).
- Постановка сказки. Басня «Стрекоза и муравей на новый лад». Этапы работы над басней: прослушивание сказки, обсуждение содержания сказки, распределение ролей, работа над ролью, мизансценирование, репетиции (прогонная, генеральная), работа над изготовлением декораций, костюмов, показ сказки (выступление)
2 год обучения
- Вводное занятие. Цели и задачи театральной деятельности, инструктаж по ТБ. Беседа о правилах поведения на занятиях. Игры на знакомство «Здравствуй, друг».
- Театральная игра. Общеразвивающая игра «След в след». Упражнение и этюд «Кругосветное путешествие». Игра на превращение «Превращение предмета». Игра на память физических действий «День рождения».
- Ритмопластика. Игра на развитие двигательных способностей «Пальма». Музыкально-пластическая импровизация «Осенние листья».
- Культура и техника речи. Упражнение на речевое дыхание «3 вида дыхания». Артикуляционная гимнастика «Сказка о веселом язычке». Упражнение на свободу звучания с мягкой атакой «Колокольчики». Упражнение на опору дыхания «Эхо». Творческая игра со словами «Волшебная корзинка».
- Этика и этикет. Что значит быть тактичным? Культура речевого поведения. Ситуация «В магазине».
- Жесты. «Согласие», «Несогласие», «Иди сюда», «Уходи», «Плач»
- Постановка сценки. Сценка «А что у вас?» Этапы работы над ролью: знакомство с текстом, чтение по ролям, обсуждение, распределение ролей, работа над ролью, мизансценирование, работа над сценической речью, сценическим движением, репетиции (прогонные, генеральная), изготовление костюмов, декораций, показ сценки (выступление).
- Постановка сказки. Сказка «Волк и семеро козлят на новый лад». Этапы работы над сказкой: прослушивание сказки, обсуждение содержания сказки, распределение ролей, работа над ролью, мизансценирование, репетиции (прогонная, генеральная), работа над изготовлением декораций, костюмов, показ сказки (выступление).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 год обучения
Название раздела, темы | Всего часов | Основные виды учебной деятельности | |
I | Вводное занятие | 1 | Внимательно слушают. Определяют технику безопасности на занятиях. |
II | Театральная игра | 4 | Согласованно выполняют действия, ориентируются в пространстве. Эмоционально показывают заданную позу. Эмоционально показывают условное превращение. Обыгрывают воображаемые предметы. |
III | Ритмопластика | 2 | Равномерно размещаются по комнате, не сталкиваясь друг с другом. Двигаются в разных темпах. Передают в свободных образах настроение музыкального произведения. |
IV | Культура и техника речи | 4 | Владеют комплексом артикуляционных упражнений. Участвуют в диалоге: понимают вопросы собеседника и отвечают на них. |
V | Этика и этикет | 2 | Определяют понятие этикет. Обыгрывают ситуацию «В автобусе». |
VI | Постановка сценки | 10 | Инсценируют художественное произведение. Читают по ролям: распределяют роли, отбирают выразительные средства (тон, темп, интонация), раскрывающие особенности произведения. Анализируют увиденное и услышанное, сопереживают, то есть принимают героя, оправдывают или осуждают его действия, мысли. |
VII | Постановка сказки | 12 | Определяют жанр, тему. Инсценируют художественное произведение. Читают по ролям: распределяют роли, отбирают выразительные средства (тон, темп, интонация). Демонстрируют мастерство творческого перевоплощения. Оценивают результаты своей деятельности. |
2 год обучения
Название раздела, темы | Всего часов | Основные виды учебной деятельности | |
I | Вводное занятие | 1 | Внимательно слушают. Определяют технику безопасности на занятиях. |
II | Театральная игра | 4 | Согласованно выполняют действия, ориентируются в пространстве. Эмоционально показывают заданную позу. Эмоционально показывают условное превращение. Обыгрывают воображаемые предметы. |
III | Ритмопластика | 2 | Равномерно размещаются по комнате, не сталкиваясь друг с другом. Двигаются в разных темпах. Передают в свободных образах настроение музыкального произведения. |
IV | Культура и техника речи | 4 | Владеют комплексом артикуляционных и дыхательных упражнений. Участвуют в диалоге: понимают вопросы собеседника и отвечают на них. |
V | Этика и этикет | 2 | Определяют культуру поведения в общественных местах. Обыгрывают ситуацию «В магазине» |
VI | Жесты | 1 | Эмоционально обыгрывают ситуацию жестами. |
VII | Постановка сценки | 10 | Инсценируют художественное произведение. Читают по ролям: распределяют роли, отбирают выразительные средства (тон, темп, интонация), раскрывающие особенности произведения. Анализируют увиденное и услышанное, сопереживают, то есть принимают героя, оправдывают или осуждают его действия, мысли. |
VIII | Постановка сказки | 11 | Определяют жанр, тему. Подготавливают костюм для своей роли. Распределяют роли. Быстро перевоплощаются в образ. Демонстрируют мастерство творческого перевоплощения. Оценивают результаты своей деятельности. |
Материально-техническое
обеспечение образовательной деятельности
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Примечания | |
Программы | ||
Учебники | ||
Рабочие тетради | ||
Дидактические материалы | ||
Дополнительная литература для учащихся | ||
Методические пособия для учителя | ||
А.М.Нахимовский. Театральное действо от А до Я. М. Аркти. 2002 Л.М.Верникова. Открываем театральный сезон. Пед.общество России. М.2003 Л.Б.Белянская. Хочу на сцену. | ||
Печатные пособия | ||
Компьютерные и информационно-коммуникационные средства обучения | ||
Интернет-ресурсы | ||
Технические средства | ||
Магнитофон, компьютер | ||
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование |
Календарно-тематическое планирование
внеурочной деятельности «Скоморошка»
1 год обучения 34 часа (1 час в неделю)
№ п\п | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Примечание | |
план | факт | ||||
Вводное занятие | 1 | ||||
Общеразвивающая игра «Воробьи - вороны» | 1 | ||||
Театральная игра «Угадай, что я делаю» | 1 | ||||
Игра на превращение «Превращение комнаты» | 1 | ||||
Игра на память физических действий «Король» | 1 | ||||
Игра на развитие двигательных способностей «Муравьи» | 1 | ||||
Музыкально-пластическая импровизация «Бабочки» | 1 | ||||
Развитие артикуляции и речевого дыхания «Сказка о веселом язычке», «Задуй свечу» | 1 | ||||
Упражнения на свободу звучания с мягкой атакой «Капризуля» | 1 | ||||
Упражнения на опору дыхания «Птичий двор» | 1 | ||||
Творческая игра со словами «Веселые стихи» | 1 | ||||
Этикет. Что это? | 1 | ||||
Культура речевого поведения. Ситуация «В автобусе» | 1 | ||||
Знакомство с текстом сценки «Урок математики», распределение ролей, чтение по ролям | 1 | ||||
Работа над ролью | 1 | ||||
Мизансценирование | 1 | ||||
Работа над сценической речью, сценическими движениями | 1 | ||||
Репетиция 1 эпизода | 1 | ||||
Репетиция 2 эпизода | 1 | ||||
Репетиция 3 эпизода | 1 | ||||
Репетиция всей сценки | 1 | ||||
Изготовление костюмов | 1 | ||||
Показ сценки «Урок математики» | 1 | ||||
Знакомство с текстом басни «Стрекоза и муравей на новый лад», распределение ролей, чтение по ролям | 1 | ||||
Работа над ролью | 1 | ||||
Мизансценирование | 1 | ||||
Работа над сценической речью, сценическими движениями | 1 | ||||
Репетиция 1 эпизода | 1 | ||||
Репетиция 2 эпизода | 1 | ||||
Репетиция 3 эпизода | 1 | ||||
Репетиция 4 эпизода | 1 | ||||
Репетиция всей сценки | 1 | ||||
Изготовление костюмов | 1 | ||||
Показ басни «Стрекоза и муравей на новый лад» | 1 |
Календарно-тематическое планирование
Внеурочной деятельности «Скоморошка»
2 год обучения, 34 часа (1 час в неделю)
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Примечание | |
план | факт | ||||
Вводное занятие | 1 | ||||
Общеразвивающая игра «След в след» | 1 | ||||
Театральная игра «Кругосветное путешествие» | 1 | ||||
Игра на превращение «Превращение предмета» | 1 | ||||
Игра на память физических действий «День рождения» | 1 | ||||
Игра на развитие двигательных способностей «Пальма» | 1 | ||||
Музыкально-пластическая импровизация «Осенние листья» | 1 | ||||
Развитие артикуляции и речевого дыхания «Сказка о веселом язычке», «3 вида дыхания» | 1 | ||||
Упражнения на свободу звучания с мягкой атакой «Колокольчики» | 1 | ||||
Упражнения на опору дыхания «Эхо» | 1 | ||||
Творческая игра со словами «Волшебная корзинка» | 1 | ||||
Что значит быть тактичным? | 1 | ||||
Культура речевого поведения. Ситуация «В магазине» | 1 | ||||
Жесты «Согласие», «Несогласие», «Иди сюда», «Уходи», «Плач» | 1 | ||||
Знакомство с текстом сценки «А что у вас?», распределение ролей, чтение по ролям | 1 | ||||
Работа над ролью | 1 | ||||
Мизансценирование | 1 | ||||
Работа над сценической речью, сценическими движениями | 1 | ||||
Репетиция 1 эпизода | 1 | ||||
Репетиция 2 эпизода | 1 | ||||
Репетиция 3 эпизода | 1 | ||||
Репетиция всей сценки | 1 | ||||
Изготовление костюмов | 1 | ||||
Показ сценки «А что у вас?» | 1 | ||||
Знакомство с текстом сказки «Волк и семеро козлят на новый лад», распределение ролей, чтение по ролям | 1 | ||||
Работа над ролью | 1 | ||||
Мизансценирование | 1 | ||||
Работа над сценической речью, сценическими движениями | 1 | ||||
Репетиция 1 эпизода | 1 | ||||
Репетиция 2 эпизода | 1 | ||||
Репетиция 3 эпизода | 1 | ||||
Репетиция всей сценки | 1 | ||||
Изготовление костюмов | 1 | ||||
Показ сказки «Волк и семеро козлят на новый лад» | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Авторская программа внеурочной деятельности может быть рекомендована к применению и тиражированию....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности. Наблюдения за формированием компетенций я...
Конспект и презентация занятия внеурочной деятельности по теме :"Лес. Словообразование" по программе внеурочной деятельности "Речевые игры".
Данный урок является развивающем, на котором педагог в игровой форме развивает те психические функции детей, которые необходимы им для усвоения навыков письма и чтения....
Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)
Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...
Сценарий занятия для обучающихся 1-2х классов по внеурочной деятельности в рамках программы внеурочной деятельности «Разноцветные лучики » на тему «Краски осени»
Тип занятия: комбинированный (получение новых знаний и применение их на практике).Возрастная категория: 7- 8 лет.Целевые установки: формирование у детей посредством творческой деятельности представлен...