Доклад на тему: " Методические рекомендации по организации прогулок в режиме ГПД"
материал

Этапы организации и структура прогулки,рекомендации по проведению разных видов прогулок в ГПД

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Большеберезниковская средняя общеобразовательная школа»

Доклад на тему:

«Методические рекомендации

     по организации прогулок

в режиме ГПД»

                                                            Подготовила:

                                                                     воспитатель ГПД Казакова О.А

Большие Березники

2020

       Группа продлённого дня является формой организации внеурочной деятельности  учащихся. Внеурочная деятельность во второй половине дня стимулирует процесс развития индивидуальных особенностей детей, создает условия для самореализации каждого ребенка, развивает творческие способности, навыки самостоятельного обучения. Гармонично спланированный досуг, здоровьесберегающий режим, активная социализация - формируют социально-значимые навыки, помогают в общении со сверстниками.

     Для эффективной работы в группе продлённого дня  необходимо чёткое, продуманное планирование всех направлений работы, а также комплексный, системный подход к организации обучения, воспитания, развития учащихся.  Работа в группе продлённого дня обусловлена её режимом. Режим группы продленного дня предусматривает различные виды деятельности,  направленные на всестороннее развитие учащихся. Большими возможностями в этом отношении  обладают прогулки, которые могут значительно расширить  кругозор детей. Прогулка - обязательный вид деятельности в группе продлённого дня. Это педагогически организованная форма активного отдыха детей на свежем воздухе в тесном общении с природой, людьми на улице, друг с другом и с воспитателем в более естественной обстановке.

Своей целью в ходе организации прогулок воспитатель ставит не только укрепление здоровья детей, их релаксацию после образовательного процесса и развитие двигательной активности, но и знакомство с явлениями окружающего мира, наблюдение за сезонными изменениями в природе, закрепление знаний и навыков по правилам дорожного движения и правилам безопасного поведения в общественных местах ,общение друг с другом.

 Подготовка к прогулке:

1.Определить вид прогулки, установить цель

2.Разработать маршрут, ознакомиться с ним

3.Выбрать место проведения

4.Определить затраты времени на прогулку

5.Разработать задание ,наметить виды деятельности  

6.Составить конспект прогулки

Структура прогулки:

1.Организационный момент. Одевание детей, инструктаж  о времени и цели прогулки, о правилах поведения

2.Движение по намеченному маршруту и выполнение определенных задач,   организованное наблюдение, беседа   воспитателя по теме прогулки

 3.Подведение итогов прогулки

4. Возвращение в школу

    Прогулка может прерываться остановками для кратковременного, спокойного отдыха или же, наоборот, быть насыщенной подвижными играми и развлечениями.  Во время прогулок создаются такие педагогические ситуации, когда дети должны действовать и вести себя в соответствии с общепринятыми нормами поведения, которые связаны с искусством общения, умением жить среди людей. Эти навыки необходимы для регулирования поведения учащихся, они помогают выработать этические нормы отношений с окружающими, приучают ребят к дружелюбию и вежливости, уважению  по отношению друг к другу.

Умеренные физические нагрузки, которые получают дети во время прогулки, повышают сопротивляемость организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды и поэтому являются важнейшим средством укрепления здоровья и профилактики заболеваний. При этом активизируются буквально все физиологические механизмы защиты иммунитета. Все это эффективно лишь тогда, когда ставится задача укрепления здоровья и обеспечения гармоничного развития ребенка при соблюдении некоторых условий:

-Рекомендуется постепенное повышение физической нагрузки и снижение её к концу прогулки;

- Физические нагрузки должны даваться с учётом возрастных особенностей детей;

- Занятия должны быть эмоционально насыщенными, что можно достичь с помощью подвижных игр.

Чтобы после занятий в классном помещении прогулка давала детям ощущение свободы, но вместе с тем воспитатель имел возможность держать ситуацию под контролем, стоит ввести в обиход «законы прогулки», например:

- «закон сигнала» - придумать такой сигнал, услышав который дети должны оставить свои занятия и бежать на место сбора;

- «закон круга» — яркий атрибут, поднятый воспитателем вверх, означает «встать в круг возле меня». Круг необходим, когда понадобится в ходе прогулки рассказать что-то интересное, дать краткий инструктаж перед игрой или подвести итог прогулки;

- «закон разведки» требует выйти из школы и вернуться в нее тихо, как разведчики, не нарушая школьной тишины.

    Для достижения целей прогулки необходимо придерживаться рекомендаций при их проведении:

-Необходимо учитывать состояние здоровья детей, время года, погодные условия ;  

-Перед выходом на улицу повторить с детьми правила техники безопасности во время прогулки;

-  Тематика прогулок должна быть разнообразной и эмоционально насыщенной  для детей;

-   Все дети должны быть вовлечены в ход прогулки;

-   Следует внимательно следить за проявлением внешних признаков утомления учащихся;

- Детям со специальной медицинской группой даются поручения, не связанные с физической нагрузкой;

- Обязательно подводить итоги прогулки, давать оценку поведения, поощрять активных участников.

        Цели и задачи прогулок:

- Обеспечить полноценный отдых детей на прогулке;

- Развивать наблюдательность, любознательность, память, стремление к познанию

-Формировать правильное представление об окружающем  мире,  уважительное  отношение  к людям труда, умение правильно вести себя в природе;

-Обеспечивать  двигательную  активность  детей на воздухе;

- Организовывать практическую деятельность в природе;

-Участвовать в общественно-полезном труде в природе;

-Активизировать самостоятельную деятельность детей;

- Воспитывать чувство патриотизма, товарищества, бережное отношение к природе;

- Формировать навыки безопасного поведения;

- Воспитывать культуру общения и поведения детей в общественных местах.

Выделяют разнообразные виды прогулок, что дает педагогу возможность разнообразить их в течение всего года. Каждый вид прогулки обусловлен своей целью и правилами, которым необходимо следовать. Основные группы прогулок: познавательные, оздоровительно-воспитательные , образовательно-воспитательные. За основу типологии прогулок берут ту ведущую деятельность, в рамках которой в данной прогулке решаются основные оздоровительные, воспитательные и развивающие задачи.

ВИДЫ ПРОГУЛОК

1. ПРОГУЛКА- НАБЛЮДЕНИЕ

Основное содержание такой прогулки, чаще всего, связано с наблюдениями младших школьников за сезонными изменениями в природе, особенностями растений и животных, трудом людей. Местом ее проведения могут быть школьный двор, ближайший парк, зелёная зона недалеко от школы. Темы прогулок-наблюдений: «Облака - белогривые лошадки», «Художница Зима»,«Как появляется листочек»,«Как рождается здание»,«Кто делает город красивым?» ,«Мир насекомых»,«Кто в парке живет, что в парке растет?» Прогулка может включать элементы игры, например, конкурс «Кто самый наблюдательный?». Воспитатель предлагает за определённое время каждому ученику заметить и запомнить как можно больше видов деревьев, кустарников, цветов. Можно предложить задание: кто лучше расскажет о каком-то дереве, кто вспомнит стихи, рассказы и или сказки о деревьях и кустарниках .Во время прогулки можно обратить внимание школьников на определенные природные явления. Такие наблюдения позволяют детям лучше чувствовать природу. Наблюдение за трудом людей помогает детям задуматься о важности повседневного труда человека, о работе своих родителей.

2. ПРОГУЛКА- ЗАДАНИЕ, имеющая цель поздравить товарищей или взрослых с праздником; пригласить гостей на классное или школьное мероприятие; известить население, родителей, товарищей о каком-нибудь событии или мероприятии; оказать шефскую помощь.

           Содержание прогулки - задания определяется задачами клубных часов группы продленного дня. Выполнять задания иногда приходится в течение двух-трех прогулок. Варианты заданий: «Улицы, переулки вокруг нашей школы - почему они так названы?»,«Достопримечательности в районе нашей школы»,«Начертить план школьной площадки»,«Собрать гербарий», «Фотовыставка «Любимое село» и т.д.

3. ПРОГУЛКА-ЗАДАЧА, направленная   на   решение   какой-нибудь практической задачи. Например, предлагается определить: расстояние; величину предмета; высоту предмета; его цвет; крутизну склона; направление и скорость ветра.

4. ПРОГУЛКА-ПОИСК. 

        Во время этой прогулки учащиеся получают задание отыскать лекарственные травы, семена деревьев, природный материал для поделок и т. д. При этом, прежде чем дети пойдут искать, они должны разгадать загадку или найти в предложенном тексте название того, что должны искать. По окончании дети могут придумывать интересные истории о своих находках, составлять панно, букеты. Так же можно воспитателю заранее спрятать на территории, где будет проходить прогулка, какой-то предмет. Во время прогулки дети должны его найти, пользуясь маршрутным листом, на котором нарисован план территории с отметкой, где находится предмет. Пример прогулки-поиска «Операция "клад"». Эта игра может иметь множество вариантов и меняться в зависимости от реальных условий и творчества воспитателя.

5. ПРОГУЛКА-ПОХОД на: скорость; выносливость; дисциплину; внимание; ориентирование на местности.

6. ПРОГУЛКА-ФАНТАЗИЯ  

       Главная задача этого вида прогулок - вызвать у детей эмоциональный подъем и организовать их творческую деятельность. Наибольшая творческая активность ребят возникает в общении с природой. Во время прогулки дети мастерят поделки из природного материала, составляют букеты из осенних листьев, композиции из цветных камней, рисуют цветными мелками на асфальте, лепят из снега забавные скульптуры. Весной, когда бегут ручейки, дети строят флотилии и пускают кораблики. Темы прогулок-фантазий: «Осенний букет», «Есть в осени первоначальной...», «Самый красивый венок», «Зоопарк из снега», «Картины из цветных камней»,«Рисунки на асфальте»и т.д

7. ПРОГУЛКА-ПОКАЗ, ставит перед воспитателем самые разнообразные задачи. Познакомить и показать: местные достопримечательности; различные предметы и объекты; редкие цветы, деревья, кустарники; разнообразные свойства, признаки предмета.  Прогулка-показ  формирует у детей умение анализировать, сравнивать, делать выводы.  Воспитатель заранее продумывает проблемные вопросы, на которые школьники должны будут найти ответ в ходе такой прогулки.

 8. ПРОГУЛКА-ПРАКТИКУМ  предусматривает закрепление знаний и умений учащихся: по правилам дорожного движения; по технике безопасности; по трудовым навыкам; по ориентированию; по культуре поведения. Темы прогулок-практикумов: «Правила дорожного движения»,«Правила поведения в природе», «Ты играешь во дворе» ,«Культура поведения на улице». Во время прогулки воспитатель создаёт ситуации, в которых дети должны действовать в соответствии с правилами, организуется самоанализ школьниками своих действий. Такие прогулки используют для отработки, закрепления жизненно необходимых навыков, например, следования определенным правилам культуры поведения, правилам уличного движения, правилам поведения в чрезвычайных ситуациях (при пожаре, наводнении, отравлении различными веществами, террористическом акте). Подобные прогулки помогают детям понять целесообразность поведения людей в различных ситуациях, помогают избавляться от страхов, тревожности.

9. КОМБИНИРОВАННАЯ ПРОГУЛКА проводится в сочетании с: играми; спортивными занятиями; трудом; экскурсионной работой.

10.ТВОРЧЕСКАЯ  ПРОГУЛКА.  Цель:  вызвать  эмоциональный  подъём  и  органи-

зовать  творческую  деятельность.  Во  время  такой  прогулки  дети  могут  делать

  зарисовки,  мастерить  поделки.  По  итогам  такой  прогулки  можно  организовать выставку   работ  или  праздник  творчества.

11.РАЗВЛЕЧЕНИЯ  НА  ВОЗДУХЕ. Это массовые  подвижные  игры,  весёлые  старты,  ритмические  музыкальные  игры,  хороводы,  показ  фокусов и т.д.Они дают возможность повеселиться, позабавиться, попеть, пошутить. Зимой это веселое катание с ледяной горки, штурм снежной крепости, изготовление фигурок из снега, забавные состязания «Скоморошьи потешки», «Петушиные бои». Во время дождя прогулка проходит под навесом. В это время можно решать занимательные задачи, разгадывать шарады, показывать фокусы, проводить малоподвижные игры, например, «Пустое место», «Достань кольцо».

12. ПРОГУЛКА ЭКСКУРСИЯ.  Цель:   познакомить  с  историей  своего села,края. Прогулка проводится один раз в неделю до самоподготовки.  Ее продолжительность - 1,5 часа. Воспитатель определяет три цели прогулки: познавательную, воспитательную, развивающую.

13.ПРОГУЛКА-ИГРА. Для данного вида прогулки нужно найти специальную игровую площадку с беседкой, качелями, спортивными снарядами, подходящими младшим школьникам по росту, полосой препятствий (разнообразными опорами, многоярусными конструкциями, на которых можно висеть, раскачиваться, с которых можно спрыгивать). Для проведения прогулок также необходим инвентарь: санки, лыжи, мячи, скакалки и др.

14.ПРОГУЛКА ВНЕ ТЕРРИТОРИИ ШКОЛЫ. Один из вариантов - прогулка по определенному маршруту. Он прокладывается по пересеченной местности, в жилом массиве и за его пределами. Полезно совершать прогулку с детьми около необычных объектов, которые оставляют в памяти яркие воспоминания.  Можно составить разные по продолжительности маршруты. Расстояния, преодолеваемые на прогулке, могут быть значительными. Для учащихся начальной школы рекомендована следующая протяженность маршрутов:

• для первоклассников — 2—2,5 км;

• для второклассников и третьеклассников — до 4 км;

• для четвероклассников — более 4 км.

Итак, прогулка является важным и обязательным этапом в режиме группы продлённого дня, который служит для предупреждения переутомления детей, восстанавливает их работоспособность. Умеренные физические нагрузки являются важным средством укрепления здоровья и профилактики заболеваний школьников. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.

На прогулке дети играют, много двигаются. Движения усиливают обмен веществ, кровообращение, газообмен, улучшают аппетит. Дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся подвижными, ловкими, выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус.  Во время пребывания на участке или на улице дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем: о труде взрослых, о транспорте, о правилах уличного движения и т.д. Из наблюдений они узнают об особенностях сезонных изменений в природе, подмечают связи между различными явлениями, устанавливают элементарную зависимость. Все это развивает наблюдательность, расширяет представления об окружающем, будит мысль и воображение детей.

Прогулки дают возможность решать задачи нравственного воспитания. Воспитатель знакомит детей с родным краем, его достопримечательностями, с трудом взрослых. При этом подчеркивается коллективный характер труда и его значение: все делается для того, чтобы нашим людям жилось удобно, красиво и радостно. Прогулка должна быть четко организована, но в то же время ребёнок психологически должен чувствовать себя свободно. Он должен подвигаться, отвлечься от учебных дел. Прогулки дают ребенку определенный социальный опыт, дают возможность почувствовать себя участником жизни. Он как бы выходит в реальный мир и сам выбирает, с чем соприкоснуться, что созерцать, мимо чего пройти, что преобразовать по-своему. Учитывая интересы учащихся, воспитатель должен стремиться вызвать у них творческую самостоятельность и активность. Будучи эмоциональными и доступными, ежедневные прогулки должны преследовать главную цель - это активный  отдых учащихся, формирование  здорового и безопасного образа  жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации работы над осмыслением темы сочинения младшими школьниками

На мой взгляд, необходима система специальных упражнений по формированию у младших школьников умений определять, формулировать, раскрывать тему сочинения. Система всегда основана на принципе пос...

Методические рекомендации по соблюдению единого орфографического режима при оформлении письменных работ учащихся.

Методические рекомендации по соблюдению единого орфографического режима при оформлении письменных работ учащихся. Памятка для учителя начальных классов....

Методические рекомендации по организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей–инвалидов в образовательной организации.

Методические рекомендации составлены с учетом следующих документов, регламентирующих отношения в сфере образования:1. Федеральный Закон от 29.12.2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации»...

Презентация по теме :"Разработка методических рекомендаций по организации взаимодействия с семьёй".

Методические рекомендации по организации взаимодействия  с семьёй....

Презентация на тему: "Методические рекомендации по организации прогулок в режиме ГПД"

Особенности организации и структкра прогулки,рекомендации по проведению разных видов прогулок в ГПД...

Методические рекомендации по организации и проведению прогулок в ГПД. Прогулки и их виды в режиме группы продлённого дня (ГПД)

Что такое прогулка?Современный толковый словарь русского языка Т.Ф.Ефремовой - "ПРОГУЛКА" -пребывание,  хождение на открытом воздухе или поездка на недалекое расстояние для отдыха, разв...