Ярмарка народных промыслов
план-конспект занятия (1, 2, 3, 4 класс)
Предварительный просмотр:
Ярмарка народных промыслов
Слайд 1. Под музыку «Русские умельцы» входят дети в зал.
Слайд 2 Появляются скоморохи. Входит Ведущий в русской национальной одежде с хлебом-солью на подносе.
Ведущий Здравствуйте, гости званные и желанные!
Люди старые и молодые, женатые и холостые,
Милости просим на наш праздник!
Здравствуйте, лебедки, здравствуйте, молодки!
Ребята-молодцы, веселые удальцы!
Почтенные и молодые, полные и худые –
Мы рады гостям, как добрым вестям!
Всех привечаем, душевно встречаем, на ярмарку приглашаем!
С поклоном передает хлеб..
1 скоморох:
Почтеннейшие господа!
Пожалуйте к нам сюда!
Выставляйте свой товар
На наш ярмарочный базар!
2 скоморох:
Товарец важный,
Похвалит его купец каждый!
Пожалуйте!
С доброго молодца пятак берем,
А красным девицам даром отдаем.
Матрёшка
Ведущий:
Знакомство с народными промыслами мы с вами начнем с русской игрушки.
А с какой именно? Отгадайте!
Алый шелковый платок,
Яркий сарафан в цветок,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может – три, а может – шесть.
Разрумянилась немножко
Слайд 3 Наша русская… /матрешка/
Ученик:
По сравнению с другими игрушками, деревянная расписная куколка молода, ей чуть более 100 лет. Для народной игрушки это не возраст. Самым древним куклам, найденным археологами, более трех тысяч лет!
Ученик:
Слайд 4 В конце XIX века по эскизу художника Сергея Васильевича Малютина токарь Звездочкин выточил первую деревянную куколку. А Малютин расписал ее, получилась девочка в русском сарафане, в платочке, с петухом в руке. По преданию, кто-то увидел куклу, смеясь, воскликнул: “До чего похожа на нашу Матрену!” С тех пор и зовут эту игрушку матрешкой.
Ученик:
Слайд 5. Матрешка – настоящая русская красавица. Но, главное, эта куколка – с секретом! Внутри неё прячутся веселые сестрички, мал-мала меньше.
Про матрешку придумали потешку:
Шли матрешка по дорожке,
Было их немножечко:
Две Матрены, три Матрешки
И ещё Матрешечка!
Ученик:
Погляди скорее -
Щечки розовеют,
Пестренький платочек,
Платьице в цветочек,
Пухленькие крошки —
Русские матрешки.
Чуть лишь испугаются,
Все в кружок сбегаются,
Прячутся друг в дружке
Шустрые подружки.
Слайд 6. Ученик:
1.Очень любят все матрешки
Разноцветные одежки:
Всегда расписаны на диво
Очень ярко и красиво.
Они игрушки знатные,
Складные и ладные.
2.Матрешки всюду славятся.
Они нам очень нравятся!
Вот пять кукол деревянных,
Круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах,
На столе у нас живут —
Всех матрешками зовут!
Слайд 7. Танец «Матрешка»
Игра «Разбери и собери матрёшку»( 1и2 кл)
Хохлома
1 скоморох:
Низко кланяемся вам, дорогие гости!
Кому посуда для кашки-окрошки,
Чудо-блюдо да чашки, ложки?
Откуда посуда?
Да к вам приехала сама
Слайд 8. Золотая Хохлома!
2 скоморох:
Наш товар весь расписной,
Посмотрите, вот какой.
Весь хотим вам показать
И подробно описать.
Ведущий:
Хохломская роспись -
Алых ягод россыпь,
Отголоски лета
В зелени травы,
Рощи-перелески
Шёлковые всплески
Солнечно медовой
Золотой листвы
Слайд 9. Ученик:
- Разное рассказывают старики, говорят, будто давным-давно поселился за Волгой весёлый мужичок-умелец; избу поставил, стол да ложку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе кашу пшённую, да птицам пшено не забывал сыпать. Прилетела как-то к его порогу Жар-птица. Он и её угостил, и вдруг Птица-жар прикоснулась своим крылом к чашке. И стала чаша золотой.
Слайд 10. Ученик:
- Это, конечно, легенда. А на самом деле вырезанную посуду, натирают алюминиевым порошком, расписывают, покрывают льняным маслом и обжигают, после чего и заиграют ее бока золотым светом.
Слайд 11.Ученик:
- А узоры с лугов да лесов перенесены - травка да листочки, цветы да ягоды. Просто! А восхищениям да восторгам - конца нет.
Слайд 12. Ученик:
- Полюбуйтесь на эти чудо-ложки, чашки и бочонки, сахарницы и бокалы, вазы и подносы, широкие блюда и утицы. Всю эту домашнюю утварь, выточенную из дерева, переливающуюся золотом, с затейливым узором мы привезли из большого торгового села Хохломы, что под Нижним Новгородом.
Это от нас разлетаются жар-птицами миски да ложки по ярмаркам.
Ведущий:
- Ударяли ложки
В звонкие ладошки!
Ой, жги - говори!
Заиграли ложкари!
Не дождик, не град,
А брызги летят
Пляшет эхо, пляшет тень,
Пляшут все, кому не лень.
Ой, жги - говори,
Заиграли ложкари.
Слайд 13. Танец «Ложкари»
Игра «Покажи на себе»(Очи, бры, ланиты ,вея, уста)
Городец
Слайд 14. Ведущий:
Есть на Волге город древний,
По названью – Городец.
Славится по всей России
Своей росписью творец.
Распускаются букеты,
Ярко красками горя,
Чудо-птицы там порхают,
Будто в сказку нас зовя.
Если взглянешь на дощечки,
Ты увидишь чудеса!
Городецкие узоры
Тонко вывела рука!
Слайд 15. Ученик:
- Дорогие гости, здравствуйте! Приехали мы к вам из старинного-старинного города. Наш Городец стоит на высоком берегу Волги. По преданию, основал его еще в 12 веке князь Юрий Долгорукий как сторожевую крепость.
Ученик:
Городец стоял на бойком месте. Шли по Волге баржи и суда с грузами, а по дорогам – конные обозы. Жители Городца и окрестных селений славились как умелые плотники, резчики по дереву. Они строили корабли и щедро украшали их резьбой и красивой росписью.
Слайд 16. Ученик:
Сплошь в затейливых узорах у нас и мебель, и прялки, и сани, дуги и другие домашние вещи. Мастерят у нас и деревянные игрушки, и посуду деревянную. А уж как все это расписывают!
Слайд 17.Ученик:
Самое примечательное в росписи - это конь. Красивый гордый конь с сильной шеей и тонкими пружинистыми ногами.
Его рисуют на дверцах шкафов и шкафчиков, на спинках детских стульчиков, на тарелках, которые вешают на стены.
И обязательно окружают яркими сказочными цветами.
Слайд 18. Ученик:
Здесь же иногда рисуют людей, диковинных птиц и зверей. И получается, как будто мчатся кони в каких-то сказочных веселых садах. Таких летящих коней нигде, кроме Городца, не увидишь. В Городце всегда любили сказки, поэтому и изделия получаются такими сказочными.
Ведущий:
Городецкий конь бежит,
Вся земля под ним дрожит!
Птицы яркие летают,
И кувшинки расцветают!
Слайд 19. Ведущий:
Эй, девчушки-хохотушки,
Запевайте-ка частушки!
Запевайте поскорей,
Чтоб порадовать гостей!
Выходят девочки с расписными деревянными кухонными досками.
Частушки:
1.Наши доски расписные,
Посмотрите, вот какие.
Все хотим вам показать
И подробно описать.
Тушки-татушки
Про них споем частушки.
2.По розанам и купавкам
Городецкий скачет конь,
И цветами весь расписан.
До чего ж красивый он.
3.Три девицы молодые
Под розанами стоят.
"Где же хлопцы удалые?" -
Во все стороны глядят.
4.Вот по улочке Петруша
Едет на коне верхом.
Верный пес его послушный
Бежит вслед за женихом.
5.Желтый вечер, черный конь
И купавки, как огонь.
Птицы смотрят из ларца,
Чудо-роспись Городца!
Тушки-татушки,
Вот и все частушки.
Игра «Составь и наклей узор на дощечке»(из элементов городецкой росписи. (3и4 кл)
ГЖЕЛЬ
1-й скоморох:
Эй, подходи, честной народ!
Развлекайся, публика!
За погляд мы не берем
Ни гроша, ни бублика!
Слайд 20 . 2 скоморох:
Мы ребята удалые,
Скоморохи озорные.
Всех на ярмарку зовём,
Гостей из синей Гжели ждем!
Слайд 21. Ученик:
- Мы, посланцы небольшой подмосковной деревни Гжель, прибыли на вашу ярмарку. (Кланяются, показывают настоящие гжельские изделия.)
- А деревня наша Гжель
Не за тридевять земель.
- Под Москвою мы живем,
Глину месим и поем.
- И игрушки, и посуду
Прославлять и вам здесь будем.
- Очень любим синий цвет,
Потому что краше нет.
- Небо гжельское такое
Лучезарно-голубое.
- В речке синяя водица,
Так и хочется напиться.
- Ну а только лето будет
Голубица там и тут,
- Вот поэтому нас люди
Гжелью синею зовут.(хором)
- Чашки, блюдца, самовары
Знают люди всей земли.
Мы и к вам полно товару
Для продажи привезли.
Ученик:
- Небо у нас в Гжели действительно, как нигде в России, - синее-синее. Вот и придумали мы перенести эту синеву на белый фарфор. Наши изделия ни с какими не спутаешь.
Слайд 22 . Ученик:
- Все голубое да синее - и цветы, и люди, и птицы, и трава. Сколько художников, столько и разных форм. И всегда они веселые да красивые.
Слайд 23,24,25 . Ученик:
- Всякую вещь, сделанную в Гжели, интересно рассматривать, любоваться ею. Мастера у нас - большие фантазеры. Какую посуду делают - глаза разбегаются.
Ведущий:
Здесь рисуют девицы
Белые картинки
Голубой узор на них
Словно паутинка.
Эти синие цветы
Мы в узоры заплели
Синих красок карусель
Называют всюду Гжель
Слайд 26 . Танец «Сказочная Гжель»
Игра «Кто под платком»(играют все классы)
Павловский посад
Слайд 27. 1 скоморох:
Тары-бары-растабары
Расторгуем все товары!
Шелк, порча , кому что надо
Ну а мне пятак в награду!
На платочки посмотрите,
Обязательно купите
Лучше этих не найдете
Хоть полмира обойдете!
2 скоморох:
Люди! Подходите!
Платки поглядите.
Слайд 28 . Один красный,
Слайд 29 . Другой синий,
Слайд 30 . А уж третий-то хорош,
Покупай-ка на свой грош!
Ведущий:
Разноцветные платки,
Набивные шали
Скольких женщин на Руси
В праздник украшали.
Научились мастера
Павловопосада
Слайд 31. Рисовать узор из трав
Леса, луга, сада.
Длинных нитей переплет
В узелки вязали
Слайд 32. Бахромою из кистей
Кромку украшали.
А как девицы пойдут-
Расцветает улица.
Лишь плечами поведут-
Хочется зажмуриться.
Разбегаются глаза
От такого дива.
Засмущается душа
Чей платок красивей.
Слайд 33. Скольких женщин на Руси
В праздник украшали
Разноцветные платки,
Набивные шали.
Слайд 34. Танец «Павловский платок» (танцуют учителя)
Ведущий:
Закончила работу наша ярмарка.
Кто смел,
Тот успел
И себя показать,
И товар продать
Какие прекрасные изделия вы сейчас увидели!
Сколько умения и терпения надо иметь, чтобы стать мастером.
Времена теперь другие.
Как и мысли и дела.
Далеко ушла Россия, от страны, какой была.
Умный, сильный наш народ.
Свою землю бережет.
А преданья старины забывать мы не должны.
Слава русской старине- слава нашей стороне!
Слайд 35.. Благодарю всех участников сегодняшнего праздника.
Вы все хорошо потрудились, показали хорошие знания, узнали кое-что новое о народных промыслах, которыми мы гордимся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность "Ярмарка народных промыслов"3 класс
Проектная деятельность по технологии после изучения темы"Народные промыслы России".Ученики, работая в группах, представили свои презентации , таблицы "Гжель", "Золотая Хохлома", "Дымковска...
Ярмарка народных промыслов России
Сценарий фольклорного праздника рассказывает о самых значимых народных промыслах России....
Статья "ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ НА МАТЕРИАЛЕ НАРОДНЫХ ПРОМЫСЛОВ РОССИИ"
Данная статья определяет ориентиры в нравственно - патриотическом воспитании детей, основанные на их приобщении к истокам русской народной культуры....
Конспект урока по изо "Ярмарка народных промыслов"
Конспект урока по изобразительному искусству. Урок может проводиться в 5 или в 4 классах. В конспекте представлена работа по систематизации и обобщению материалов предыдущих уроков по знакомству с нар...
ярмарка народных промыслов
Сценарий праздника....
Технологическая карта урока технологии «Народные промыслы. Особенности народного промысла дымковская игрушка» 2 класс А. Платонов» 2 класс УМК «Перспектива»
Цель урока: создание условий по формированию навыков лепки сложной фигуры «дымковской игрушки» из пластилина.Задачи урокаДидактические:Изучить технологию изготовления «Дымковск...
Внеклассное мероприятие «Ярмарка народных промыслов России»
Цели мероприятия:знакомство с историей происхождения и особенностями народных промыслов России;формирование у подрастающего поколения интереса к истории и культуре своего народа;воспитание личности ре...