Ярмарка народных промыслов
план-конспект занятия (1, 2, 3, 4 класс)

Мельникова Елена Анатольевна

Участвуют все классы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yarmarka_narodnyh_promyslov.docx29.14 КБ

Предварительный просмотр:

Ярмарка народных промыслов 

Слайд 1.  Под музыку «Русские умельцы»  входят дети в зал.

Слайд 2   Появляются скоморохи. Входит Ведущий в русской  национальной одежде с хлебом-солью на подносе.

Ведущий  Здравствуйте, гости званные и желанные!

Люди старые и молодые, женатые и холостые,

Милости просим на наш праздник!

Здравствуйте, лебедки, здравствуйте, молодки!

Ребята-молодцы, веселые удальцы!

Почтенные и молодые, полные и худые –

Мы рады гостям, как добрым вестям!

Всех привечаем, душевно встречаем, на ярмарку приглашаем!

С поклоном передает хлеб..

1 скоморох:

Почтеннейшие господа!
Пожалуйте к нам сюда!
Выставляйте свой товар
На наш ярмарочный базар!

2 скоморох:

Товарец важный,
Похвалит его купец каждый!
Пожалуйте!
С доброго молодца пятак берем,
А красным девицам даром отдаем.

Матрёшка

Ведущий:

Знакомство с народными промыслами мы с вами начнем с русской игрушки.

А с какой именно? Отгадайте!

Алый шелковый платок,
Яркий сарафан в цветок, 
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может – три, а может – шесть.
Разрумянилась немножко
Слайд 3    Наша русская… /матрешка/

Ученик:

По сравнению с другими игрушками, деревянная расписная куколка молода, ей чуть более 100 лет. Для народной игрушки это не возраст. Самым древним куклам, найденным археологами, более трех тысяч лет!

Ученик:

Слайд 4   В конце XIX века  по эскизу художника Сергея Васильевича Малютина токарь Звездочкин выточил первую деревянную куколку. А Малютин расписал ее, получилась девочка в русском сарафане, в платочке, с петухом в руке. По преданию, кто-то увидел куклу, смеясь, воскликнул: “До чего похожа на нашу Матрену!” С тех пор и зовут эту игрушку матрешкой.

Ученик:

Слайд 5.  Матрешка – настоящая русская красавица. Но, главное, эта куколка – с секретом! Внутри неё прячутся веселые сестрички, мал-мала меньше.

Про матрешку придумали потешку:

Шли матрешка по дорожке,
Было их немножечко:
Две Матрены, три Матрешки
И ещё Матрешечка!

Ученик:

Погляди скорее -

Щечки розовеют,

Пестренький платочек,

Платьице в цветочек,

Пухленькие крошки —

Русские матрешки.

Чуть лишь испугаются,

Все в кружок сбегаются,

Прячутся друг в дружке

Шустрые подружки.

Слайд 6.   Ученик:

1.Очень любят все матрешки

Разноцветные одежки:

Всегда расписаны на диво

Очень ярко и красиво.

Они игрушки знатные,

Складные и ладные.

2.Матрешки всюду славятся.

Они нам очень нравятся!

Вот пять кукол деревянных,

Круглолицых и румяных,

В разноцветных сарафанах,

На столе у нас живут —

Всех матрешками зовут!

Слайд 7.  Танец «Матрешка»

Игра «Разбери и собери матрёшку»( 1и2 кл)

Хохлома

1 скоморох:

 Низко кланяемся вам, дорогие гости!

Кому посуда для кашки-окрошки,

Чудо-блюдо да чашки, ложки?

Откуда посуда?

Да к вам приехала сама

Слайд 8.   Золотая Хохлома!

2 скоморох:

Наш товар весь расписной,
Посмотрите, вот какой.
Весь хотим вам показать
И подробно описать.

Ведущий:

Хохломская роспись -
Алых ягод россыпь,
Отголоски лета
В зелени травы,
Рощи-перелески
Шёлковые всплески
Солнечно медовой
Золотой листвы

Слайд 9.   Ученик:

- Разное рассказывают старики, говорят, будто давным-давно поселился за Волгой весёлый мужичок-умелец; избу поставил, стол да ложку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе кашу пшённую, да птицам пшено не забывал сыпать. Прилетела как-то к его порогу Жар-птица. Он и её угостил, и вдруг Птица-жар прикоснулась своим крылом к чашке. И стала чаша золотой.

Слайд 10.   Ученик:

- Это, конечно, легенда. А на самом деле вырезанную посуду, натирают алюминиевым порошком, расписывают, покрывают льняным маслом  и обжигают, после чего и заиграют ее бока золотым светом.

Слайд 11.Ученик:

- А узоры с лугов да лесов перенесены - травка да листочки, цветы да ягоды. Просто! А восхищениям да восторгам - конца нет.

Слайд 12. Ученик:

- Полюбуйтесь на эти чудо-ложки, чашки и бочонки, сахарницы и бокалы, вазы и подносы, широкие блюда и утицы. Всю эту домашнюю утварь, выточенную из дерева, переливающуюся золотом, с затейливым узором мы привезли из большого торгового села Хохломы, что под Нижним Новгородом.

Это от нас разлетаются жар-птицами миски да ложки по ярмаркам.

 

Ведущий:

- Ударяли ложки

В звонкие ладошки!

Ой, жги - говори!

Заиграли ложкари!

Не дождик, не град,

А брызги летят

Пляшет эхо, пляшет тень,

Пляшут все, кому не лень.

Ой, жги - говори,

Заиграли ложкари.

Слайд 13. Танец «Ложкари»

Игра «Покажи на себе»(Очи, бры, ланиты ,вея, уста)

Городец

 Слайд 14. Ведущий:

Есть на Волге город древний,

По названью – Городец.

Славится по всей России

Своей росписью  творец.

Распускаются букеты,

Ярко красками горя,

Чудо-птицы там порхают,

Будто в сказку нас зовя.

Если взглянешь на дощечки,

Ты увидишь чудеса!

Городецкие узоры

Тонко вывела рука!

Слайд 15. Ученик:

- Дорогие гости, здравствуйте! Приехали мы к вам из старинного-старинного города. Наш Городец стоит  на высоком берегу Волги. По преданию, основал его еще в 12 веке князь Юрий Долгорукий как сторожевую крепость.  

Ученик:

Городец стоял на бойком месте. Шли по Волге баржи и суда с грузами, а по дорогам – конные обозы. Жители Городца и окрестных селений славились как умелые плотники, резчики по дереву. Они строили корабли и щедро украшали их резьбой и красивой росписью.

Слайд 16. Ученик:

Сплошь в затейливых узорах у нас и мебель, и прялки, и сани, дуги и другие домашние вещи. Мастерят у нас и деревянные игрушки, и посуду деревянную. А уж как все это расписывают!

Слайд 17.Ученик:

Самое примечательное в росписи - это конь. Красивый гордый конь с сильной шеей и тонкими пружинистыми ногами.

Его рисуют на дверцах шкафов и шкафчиков, на спинках детских стульчиков, на тарелках, которые вешают на стены.

И обязательно окружают яркими сказочными цветами.

Слайд 18. Ученик:

 Здесь же иногда рисуют людей, диковинных птиц и зверей. И получается, как будто мчатся кони в каких-то сказочных веселых садах. Таких летящих коней нигде, кроме Городца, не увидишь. В Городце всегда любили сказки, поэтому и изделия получаются такими сказочными.

     

Ведущий:

Городецкий конь бежит,

Вся земля под ним дрожит!

Птицы яркие летают,

И кувшинки расцветают!

Слайд 19. Ведущий:

Эй, девчушки-хохотушки,

Запевайте-ка частушки!

Запевайте поскорей,

Чтоб порадовать гостей!

Выходят девочки с расписными  деревянными кухонными  досками.

Частушки:

1.Наши доски расписные,

Посмотрите, вот какие.

Все хотим вам показать

И подробно описать.

Тушки-татушки

Про них споем частушки.

2.По розанам и купавкам

Городецкий скачет конь,

И цветами весь расписан.

До чего ж красивый он.

3.Три девицы молодые

Под розанами стоят.

"Где же хлопцы удалые?" -

Во все стороны глядят.

4.Вот по улочке Петруша

Едет на коне верхом.

Верный пес его послушный

Бежит вслед за женихом.

5.Желтый вечер, черный конь

И купавки, как огонь.

Птицы смотрят из ларца,

Чудо-роспись Городца!

Тушки-татушки,

Вот и все частушки.

Игра «Составь  и наклей узор на дощечке»(из элементов городецкой росписи. (3и4 кл)

ГЖЕЛЬ

1-й скоморох: 

Эй,  подходи, честной народ!

Развлекайся, публика!

За погляд мы не берем

Ни гроша, ни бублика!

Слайд 20 .  2 скоморох:

Мы ребята удалые,

Скоморохи озорные.

Всех на ярмарку зовём,

Гостей из синей Гжели ждем!

Слайд 21.  Ученик:

- Мы, посланцы небольшой подмосковной деревни Гжель, прибыли на вашу ярмарку. (Кланяются, показывают настоящие гжельские изделия.)

- А деревня наша Гжель

Не за тридевять земель.

- Под Москвою мы живем,

Глину месим и поем.

- И игрушки, и посуду

Прославлять и вам здесь будем.

- Очень любим синий цвет,

Потому что краше нет.

- Небо гжельское такое

Лучезарно-голубое.

- В речке синяя водица,

Так и хочется напиться.

- Ну а только лето будет

Голубица там и тут,

- Вот поэтому нас люди

Гжелью синею зовут.(хором)

- Чашки, блюдца, самовары

Знают люди всей земли.

Мы и к вам полно товару

Для продажи привезли.

Ученик:

- Небо у нас в Гжели действительно, как нигде в России, - синее-синее. Вот и придумали мы перенести эту синеву на белый фарфор. Наши изделия ни с какими не спутаешь.

Слайд 22 .  Ученик:

- Все голубое да синее - и цветы, и люди, и птицы, и трава. Сколько художников, столько и разных форм. И всегда они веселые да красивые.

Слайд 23,24,25 .  Ученик:

- Всякую вещь, сделанную в Гжели, интересно рассматривать, любоваться ею. Мастера у нас - большие фантазеры. Какую посуду делают - глаза разбегаются.

Ведущий:

Здесь рисуют девицы

Белые картинки

Голубой узор на них

Словно паутинка.

Эти синие цветы

Мы в узоры заплели

Синих красок карусель

Называют всюду Гжель

Слайд 26 .  Танец «Сказочная Гжель»

Игра «Кто под платком»(играют все классы)

Павловский посад

Слайд 27.  1 скоморох:

 Тары-бары-растабары
Расторгуем все товары!
Шелк, порча , кому что надо
Ну а мне пятак в награду!
На платочки посмотрите,
Обязательно купите
Лучше этих не найдете
Хоть полмира обойдете!

2 скоморох:

Люди! Подходите!
Платки поглядите.
Слайд 28 .  Один красный,
Слайд 29 .  Другой синий,
Слайд 30 .  А уж третий-то хорош,
Покупай-ка на свой грош!

Ведущий:

Разноцветные платки,

Набивные шали

Скольких женщин на Руси

В праздник украшали.

Научились мастера

Павловопосада

Слайд 31.  Рисовать узор из трав

Леса, луга, сада.

Длинных нитей переплет

В узелки вязали

Слайд 32.  Бахромою из кистей

Кромку украшали.

                                                         А как девицы пойдут-

Расцветает улица.

Лишь плечами поведут-

Хочется зажмуриться.

Разбегаются глаза

От такого дива.

Засмущается душа

Чей платок красивей.

Слайд 33.  Скольких женщин на Руси

В праздник украшали

Разноцветные платки,

Набивные шали.

Слайд 34.  Танец «Павловский платок» (танцуют учителя)

Ведущий:

 Закончила работу наша ярмарка.

Кто смел,

Тот успел

И себя показать,

И товар продать

Какие прекрасные изделия вы сейчас увидели!

Сколько умения и терпения надо иметь, чтобы стать мастером.

Времена теперь другие.
Как и мысли и дела.
Далеко ушла Россия, от страны, какой была.
Умный, сильный наш народ.
Свою землю бережет.
А преданья старины забывать мы не должны.
Слава русской старине- слава нашей стороне!

Слайд 35..  Благодарю всех участников сегодняшнего праздника.

Вы все хорошо потрудились, показали хорошие знания, узнали кое-что новое о народных промыслах, которыми мы гордимся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность "Ярмарка народных промыслов"3 класс

Проектная деятельность по технологии после изучения темы"Народные промыслы России".Ученики, работая в группах,  представили свои  презентации , таблицы "Гжель", "Золотая Хохлома", "Дымковска...

Ярмарка народных промыслов России

Сценарий фольклорного праздника рассказывает о самых значимых народных промыслах России....

Статья "ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ НА МАТЕРИАЛЕ НАРОДНЫХ ПРОМЫСЛОВ РОССИИ"

Данная статья определяет ориентиры в нравственно - патриотическом воспитании детей, основанные на их приобщении к истокам русской народной культуры....

Конспект урока по изо "Ярмарка народных промыслов"

Конспект урока по изобразительному искусству. Урок может проводиться в 5 или в 4 классах. В конспекте представлена работа по систематизации и обобщению материалов предыдущих уроков по знакомству с нар...

ярмарка народных промыслов

Сценарий праздника....

Технологическая карта урока технологии «Народные промыслы. Особенности народного промысла дымковская игрушка» 2 класс А. Платонов» 2 класс УМК «Перспектива»

Цель урока: создание условий по формированию навыков лепки сложной фигуры «дымковской игрушки» из пластилина.Задачи урокаДидактические:Изучить технологию изготовления «Дымковск...

Внеклассное мероприятие «Ярмарка народных промыслов России»

Цели мероприятия:знакомство с историей происхождения и особенностями народных промыслов России;формирование у подрастающего поколения интереса к истории и культуре своего народа;воспитание личности ре...