Урок города "Труженики тыла"
классный час (3 класс)

Елена Анатольевна Малышенко

Внеклассное занятие посвященное труженникам Кузбасса в годы ВОВ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл truzheniki_tyla.docx26.98 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Труженики тыла»

Задачи:

  1. Познакомить с понятием труженики тыла, расширить представление учащихся  о работе тружеников тыла для фронта.
  2. Воспитывать чувства восхищения, сострадания, гордости, уважения к труженикам тыла.
  3. Формировать информационные компетенции

           

Оборудование: компьютер.

Ход урока города

  1. Организационный момент
  2. Сообщение темы

1)Беседа

Звучит музыка «Священная война»

          - Посмотрите видеофрагмент, скажите, какое историческое событие показано в нём?  Слайд 2 и 3.  (Великая Отечественная война).

- Когда  началась ВОВ?

22 июня 1941 года на западных границах с раннего утра шли ожесточённые бои (Слайд 4 Брестск). В оборудованных помещениях заработали призывные и сборные пункты. Для этой цели дополнительно использовались клубы, школы, красные уголки и другие здания. Через посыльных Военный Комиссариат рассылал повестки.

Кузбассовцы шли в военкоматы, призывные пункты с заявлениями, просьбами направить на фронт. В Кузбассе сформировалась 376-я стрелковая «Кузбасская» дивизия, костяк которой составили рабочие заводов, шахт, 1250-й стрелковый полк состоял из шахтёров Прокопьевска.

Люди, которые не ушли на фронт, остались в тылу.

Что  такое тыл? (территория позади линии фронта, за боевой линией)

3. Основная часть

1) Помощь фронту

-Ребята, скажите, без чего солдаты не могли воевать на фронте?

(без боеприпасов, техники, еды, одежды).

Всё это производилось в тылу  людьми.  Люди в тылу не жалели сил ради победы над врагом. Благодаря самоотверженному труду  людей на военных заводах к 1944 году наша страна превосходила Германию по количеству военной техники. Рабочие писали  на боеприпасах, военной технике послания бойцам Красной армии.

- Прочтите надписи на танках. Эти надписи вселяли уверенность в бойцов в победе, они чувствовали поддержку.   Слайд 5.

 Не только рабочие на заводах, все советские люди оказывали помощь фронту.

- Расскажите, какую помощь оказывали люди фронту?   Слайд 5

а) Также был организован сбор средств от населения на военные нужды. На собранные средства строили танки, самолёты, артиллерийские орудия и  передавали их бойцам.

- Прочтите надписи на самолёте, танке.   Слайд 6.

б)   - Скажите, ребята, что такое совинформбюро?    Советское информационное бюро, которое передавало информацию с фронта.

На улицах городов, в помещениях предприятий были размещены радиоприёмники, чтобы все могли слушать новости с фронта. Все важнейшие новости о боевых действиях по радио читал диктор Юрий Борисович Левитан.

- Послушайте голос Левитана, как вы думаете, почему ему поручали чтение самых важных новостей?    Слайд 7.

в) Свой вклад вносили и деятели культуры.

     Под открытым небом, в землянках, в госпиталях  выступали бригады артистов. Знаменитая певица Клавдия Шульженко исполняла фронтовые песни, которые брали за душу, были близки бойцам. Одна из таких песен «Синий платочек».  

    На этой фотографии концерт знаменитой певицы Лидии Руслановой.  Певица на свои собственные средства от довоенных гастролей приобрела для фронта две батареи «Катюш».

  В начале войны в её репертуаре появилась песня «Валенки», которую на фронте очень полюбили. 2 мая 1945 года русские артисты выступали в Берлине у стен рейхстага. Больше всего солдаты просили исполнить Русланову знаменитые «Валенки» и певица объявила: «А сейчас  Валенки, не подшиты, стареньки, которые до самого Берлина дошагали».

Я предлагаю вам послушать куплет  песни «Валенки». Слайд 12.

е) Десятки корреспондентов и фотокорреспондентов шли в бой вместе с бойцами, чтобы донести до людей правду о войне.  Благодаря им,  страна узнавала о своих героях. А героем был каждый воевавший в этой страшной войне.  Слайд 13.

    - Большой вклад в победу внес Кузбасс. Это нашло отражение в девизе

«Все на фронт Москва сказала…все дадим сказал Кузбасс»

 -  В это смутное время нужны были не только бойцы на фронте, но и бойцы в тылу. Шахтёры Кузнецкого угольного бассейна решили считать свою работу трудовым фронтом. Они взяли обязательство ежесуточно выполнять и перевыполнять планы по добыче угля.

- Для чего в военное время необходимо было много угля?

Необходимо было резко увеличить добычу коксующихся углей для металлургии Урала и самого Кузбасса. Для того, что делать сталь, а это танки, самолеты и тд.

В первый год войны в Кузбассе не было шахты, которая не дала бы прироста добычи угля. С самого начала войны Сибирь, и наш Кузбасс становятся главными поставщиками людских ресурсов, вооружения, боеприпасов фронту. Уходили опытные, квалифицированные кадры. Их заменяли пенсионеры, женщины, учащиеся.

Профессии забойщика, проходчика, запальщика, стволового, машиниста электровоза считались мужскими. Так было в мирное время, однако с первых дней войны значительную часть тяжёлого шахтёрского труда приняли на себя женщины. Из них формировались целые бригады и смены. Возвращались на работу в шахты многие пенсионеры. Домохозяйки, жёны ушедших в Армию, выходили на субботники, помогали поддерживать чистоту на шахтных дворах, работали на погрузке и обогащении угля. Включались в эту работу и учащиеся школ.

27 июня 1941 года правительство приняло постановление об эвакуации предприятий и материальных ценностей из прифронтовой полосы. В целом по Кузбассу к осени 1942 года было размещено 51 промышленное предприятие, 35 различных учреждений и свыше 50 учебных заведений трудовых ресурсов, а, кроме того – десятки тысяч людей.

И без того перенаселённым городам Кузбасса нелегко было принять и разместить такое количество эвакуированных. Под жильё приспосабливали культурно-бытовые учреждения, промышленные здания. Эвакуированные подселялись в квартиры старожилов, для них строили землянки и засыпные бараки, оборудовали двух- и трёхъярусные нары в общежитиях. Мало того, что не хватало производственных площадей и оборудование приходилось размещать в клубах, школах, дворцах культуры и магазинах.

Перестраивал свое основное производство Кемеровский азотно-ту-ковый завод. На заводе было организовано изготовление фугасных бомб, он участвовал в производстве мин и минометов.

     К концу 1941 года в Кемерове разместились 4 цеха Харьковского электромеханического завода ("Кузбассэлектромотор"). В 1942 г. приступил к выпуску оборонной продукции.

 

28 декабря 1941 года литейный цех выдал первый чугун, а в марте 1942 года освоил все виды литья. Также, в марте начался выпуск машин постоянного тока: ПР-100, 150 для прожекторов, генераторов для радиопередатчиков, стартеров СТ-700 для легендарного танка Т-34 и многое другое.

В Кемерове было размещено оборудование 38 предприятий.На этой основе существенно расширились комбинат № 392, азотно-туковый и коксохимический заводы и было создано 11 новых заводов. В том числе № 606 (мехзавод), № 319 (Коммунар), № 573 Наркомата боеприпасов, № 6 Наркомавиапрома, Подковный (Наркомата обороны), заводы Наркомхимпрома «Карболит», № 510, № 11 и № 630 (Анилино-красочный), № 652 (КЭМЗ) Наркомэлектропрома, №36 Наркомздрава.

Десятки тысяч заводчан трудились в тылу для нужд фронта, поставляя кокс, взрывчатку, различные виды оружия и боеприпасы.

2) Рисование боевых машин

 В военные годы продукты питания выдавались по карточкам. Сибирский поэт Василий Фёдоров написал стихотворение «Хлебные карточки»:

«Мама,

Милая мамочка!» –

Много дней повторял.

Хлеб давали по карточкам,

Я же их потерял.

Тридцать лет, как упрямо

Не роднюсь с той порой,

Десять лет моя мама

Спит в могиле сырой.

Мама,

Милая мамочка,

С горя сердцем остыл,

Когда хлебные карточки

В старой  книге открыл.

         

Военное время – трудное время. В особо трудном положении оказались дети. Часть школьных зданий заняли под госпитали. Учащимся пришлось значительно потесниться. Школьники участвовали в оборудовании госпиталей, ухаживали за ранеными. Ребята ходили по домам и квартирам жителей, убеждали помочь госпиталям вещами, всем, чем можно было. Школьники несли для раненых на фронтах постельное белье, подушки, матрацы, даже стулья, шторы на окна, бинты, мыло, вату... Учителя и учащиеся активно помогали фронту: вязали для воинов теплые носки, шарфы, рукавицы, свитера, шили шапки, кисеты; выполняли задания по пошиву военного обмундирования; собирали средства на производство военной техники; заготавливали ягоды, орехи, грибы, лук, чеснок; посылали посылки на фронт.

Неоценимую помощь оказывали школьники колхозам и совхозам, собирали металлолом. Прокопьевские школьники вместе со сверстниками всего Кузбасса внесли свой вклад в строительство четырёх боевых машин – танков, которым присвоили имена Лизы Чайкиной, Зои Космодемьянской, Александра Чекалина. Эти танки построены только на деньги школьников. Кроме этого, помогали собирать средства на строительство авиаэскадрильи «За Родину». Инициаторами создания авиазвена были школьники Кузбасса.

Победа над фашистскими захватчиками ковалась всеми. Воинам на фронтах создавались условия для изгнания врага с советской территории, для его полной ликвидации.

За трудовые подвиги более 16 миллионов тружеников тыла были награждены медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».   Слайд 14.

9 мая 2005 в парке Жукова был открыт памятник труженикам фронта. Бронзовая скульптура, автором которой стал известный кемеровский скульптор Алексей Хмелевской, изображает пожилого мужчину, ребенка и женщину.

Над скульптурной композицией возвышается столб с установленными на нем громкоговорителями. С помощью такого уличного радио в военное время люди слушали новости с фронта. Надпись "Кузбасс - фронту" говорит о том исключительном вкладе, который внесли труженики тыла в победу над фашистской Германией.

В монументе «Труженикам тыла» большую роль играет силуэт, имеющий сложные очертания. Это работа мастера, представляющего своё отношение к войне.

  1. Подведение итога

-Как люди в тылу помогали фронту?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Труженники тыла" исследовательская работа учеников 2 класса

Эта презентации о Зайцевой Екатерине Егоровне. Она жительница Новосибирска. Является труженицей тыла. В нынешнее время активно помогает ветеранам труда. Её жизнь заинтересовала нас и Екатерина Его...

проектная работа "Труженники тыла"

Цель работы: изучить  воспоминания живых свидетелей военных лет, чья судьба каждого человека есть отражение судьбы страны. Для достижения цели были поставлены задачи: 1. Изучить условия жизни н...

«Учителя на фронте и в тылу»

Открытое мероприятие, посвящённое 65-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945г. и Году Учителя. Учителям Ильинской школы посвящается....

«Учителя на фронте и в тылу» презентация с. Ильинка

Презентация к открытому мероприятию «Учителя на фронте и в тылу»...

урок города "Героизм тружеников тыла"

Презентация и конспект урока города "Героизм тружеников тыла"...

Конспект и презентация урока по УГДД "Героизм тружеников тыла"

Расширять представление учащихся о работе тружеников тыла для фронта. Способствовать формированию информационной компетенции, способствовать формированию чувств восхищения, сострадания, гордости и ува...