Конспект и презентация урока по УГДД "Героизм тружеников тыла"
план-конспект урока по истории (4 класс)
Расширять представление учащихся о работе тружеников тыла для фронта. Способствовать формированию информационной компетенции, способствовать формированию чувств восхищения, сострадания, гордости и уважения к труженикам тыла.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
geroizm_truzhenikov_tyla.doc | 45.5 КБ |
geroizm_truzhenikov_tyla.pptx | 1.92 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Героизм тружеников тыла»
Цели: расширить представление учащихся о работе тружеников тыла для фронта;
способствовать формированию информационной компетенции; способствовать воспитанию чувства, восхищения, сострадания, гордости, уважения к труженикам тыла.
Ход урока
- Ввод в тему.
- Ребята, посмотрите на слайды презентации, скажите, какое историческое событие на них отражено? Слайд 1,2. (Великая Отечественная война).
- Назовите годы Великой Отечественной войны.
2. Переход к новой теме.
-Ребята, скажите, без чего солдаты не могли воевать на фронте?
(без боеприпасов, техники, еды, одежды).
Всё это производилось в тылу советскими людьми.
- Сообщение темы и цели урока.
Тема урока: «Героизм тружеников тыла». Слайд 3, 4.
- Какие цели мы поставим на уроке? (Расширить знания учащихся по теме, научиться пересказывать, отвечать на вопросы).
- Работа над новой темой.
- Прошу вас слушать внимательно, принимать участие в уроке.
Рассказ учителя, работа над вопросами. Слайдами.
А) Советские люди в тылу не жалели сил ради победы над врагом. Все, кто жил и работал в тылу, оказывали помощь фронту. Благодаря труду советских людей на многих заводах в 1944 году СССР стал опережать Германию по количеству военной техники. На заводах трудились не только мужчины, но и женщины, и дети. Рабочие писали на самолетах и танках послания бойцам: «Бей фашистов!», «За Родину!», «За Отечество!» И солдаты, читая эти надписи, понимали, что в тылу люди трудятся вместе с ними ради победы над врагом. Слайд 5,6.
Б) Большинство мужчин воевали на фронте, поэтому в колхозах трудились женщины и молодежь. Те, кто работали в тылу, получали небольшую зарплату. И все же они часть этих денег добровольно тратили на посылки для советских бойцов. Женщины вязали теплые варежки и носки. Из своих рабочих пайков они клали в посылки печенье, конфеты, табак. Посылки отправлялись на фронт. На фронте солдаты получали письма от дорогих им людей. В письмах родные поддерживали бойцов, верили в их стойкость и мужество. Слайд 7.
В) Также был организован сбор средств на предприятиях и от населения на военные нужды. На собранные средства строили танки, самолёты, артиллерийские орудия и передавали их бойцам.
- Прочтите надписи на самолёте, танке. Слайд 8.
Г) - Скажите, ребята, что такое совинформбюро? Советское информационное бюро, которое передавало информацию с фронта.
На улицах городов, в помещениях предприятий были размещены радиоприёмники, чтобы все могли слушать новости с фронта. Все важнейшие новости о боевых действиях по радио читал диктор Юрий Борисович Левитан.
- Послушайте голос Левитана, как вы думаете, почему ему поручали чтение самых важных новостей? Слайд 9.
Д) Многие горожане шли на фронт, а их комнаты пустовали. Чтобы не было грабежей, в городах был установлен комендантский час. Люди могли свободно передвигаться по городу только до 8 часов вечера. За соблюдением комендантского часа наблюдали патрули из милиционеров рабочих. Они ходили ночью по улицам и проверяли у горожан документы. Патруль имел право задерживать всех подозрительных людей. Если патруль заставал человека на месте преступления, то имел право его расстрелять. Так в городах поддерживался порядок. Слайд 10.
Е) Свой вклад в борьбу с врагом внесла и Русская православная церковь. Многие священники воевали на фронте. Также в церквях был организован сбор средств для фронта. За годы войны было собрано более 200 миллионов рублей. На эти средства была сооружена танковая колонна имени полководца Дмитрия Донского, две авиа-эскадрильи – Александр Невский и «За Родину». Оказывалась помощь инвалидам войны, раненым, детям – сиротам. Во всех церквях молились о даровании победы над фашистами. Слайд 11.
Ж) Сотни женщин трудились в госпиталях. Они ухаживали за ранеными бойцами. Огромный вклад внесли врачи и ученые медики. Было изобретено лекарство с антимикробным действием - пенициллин. С помощью этого лекарства вылечили тысячи раненых бойцов. Они снова смогли вернуться на фронт. В тылу работали десятки научных лабораторий, где проводились исследования по физике, медицине и биологии. Слайд 12.
З) Под открытым небом, в землянках, в госпиталях выступали бригады артистов. Знаменитая певица Клавдия Шульженко исполняла фронтовые песни, которые брали за душу, были близки бойцам. Одна из таких песен «Синий платочек».
- Прослушайте эту песню. Слайд 13.
На этой фотографии концерт знаменитой певицы Лидии Руслановой. Певица на свои собственные средства от довоенных гастролей приобрела для фронта две батареи «Катюш».
В начале войны в её репертуаре появилась песня «Валенки», которую на фронте очень полюбили. 2 мая 1945 года русские артисты выступали в Берлине у стен рейхстага. Больше всего солдаты просили исполнить Русланову знаменитые «Валенки» и певица объявила: «А сейчас Валенки, не подшиты, стареньки, которые до самого Берлина дошагали».
-Я предлагаю вам послушать куплет песни «Валенки». Слайд 13.
Физминутка Слайд 14.
- Ребята, я предлагаю сейчас прослушать песню военного времени «Катюша».
- Вам понравилась песня?- Чем она вам понравилась?
И) Свой вклад вносили и деятели культуры. В 1941 году поэт Василий Иванович Лебедев-Кумач и композитор Александр Васильевич Александров написали песню «Священная война». Эта песня стала гимном Советского Союза во время войны.
-Прослушайте эту песню. Слайд 15.
- Ребята, какие чувства вы испытали, слушая эту песню?
- К чему призывает песня советских людей ?
- Кому призывает песня дать отпор?
- Почему война названа народной?
- Как вы думаете, эта песня поддерживала боевой дух людей?
- Как вы думаете, почему эта песня стала гимном Советского Союза во время войны?
К) Десятки корреспондентов и фотокорреспондентов шли в бой вместе с бойцами, чтобы донести до людей правду о войне. Благодаря им, страна узнавала о своих героях. А героем был каждый воевавший в этой страшной войне. Слайд 16.
Л) Война была страшным этапом для всех советских людей, но даже в это трудное время на киностудиях снимались художественные фильмы. Самыми знаменитыми артистами военного времени были Николай Афанасьевич Крючков и Павел Петрович Кадочников. Их знали и любили все зрители. Слайд 17.
М) За трудовые подвиги более 16 миллионов тружеников тыла были награждены медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». Слайд 18.
- Обобщение. Итог урока.
- Ответьте, пожалуйста, на вопросы.
- Что писали на самолетах и танках работники бойцам?
- Какую помощь оказывали советские люди фронту?
- Как трудились женщины в тылу? А дети?
- Для чего собирали деньги на предприятиях?
- Зачем в городах устанавливали комендантский час?
- Из кого состоял патруль?
- Как люди узнавали о положении на фронте?
- Какой вклад внесли медики в годы войны?
- Какой вклад внесли деятели культуры?
- Можно ли назвать вклад тружеников тыла героизмом? А почему?
- Как вы думаете, почему работники тыла, так же как и бойцы, названы героями?
- Чем были награждены труженики тыла?
- Скажите, а почему тема нашего урока называется «Героизм тружеников тыла»?
-Мы чтим память погибших. А всем, кто работал и выжил в эти трудные годы, мы желаем здоровья и долгих лет жизни. Слайд 19.
- Ребята, дополните предложения. Слайд 20.
6. Домашнее задание.
-Из заголовков слайдов я составила план. Запишите его в тетрадь. Нужно приготовить пересказ по этому плану. Слайд 21.
7. Рефлексия. Слайд 22.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Героизм тружеников тыла
Лозунги « В тылу как на фронте», « Все для фронта! Все для победы!» стали основными лозунгами тружеников тыла
За три года войны выпущено самолетов 35 тысяч
Рабочие писали на боеприпасах, самолетах и танках послания бойцам Красной Армии
Часть заработанных денег люди добровольно тратили на посылки для советских бойцов. В посылках были теплые варежки и носки, печенье, конфеты, табак и консервы. Пионеры подписывают свою посылку, предназначенную для отправки в действующую армию Варежки и носки фронту
На предприятиях был организован сбор средств от населения на военные нужды. На собранные средства строили танки, самолеты, артиллерийские орудия. Люди готовы были пожертвовать всем ради победы.
О положении на фронтах люди в тылу узнавали в основном из сообщений по радио. В самом начале войны было создано Советское информационное бюро — Совинформбюро . Все важнейшие новости Совинформбюро о боевых действиях по радио читал диктор Юрий Борисович Левитан. Его голос знала вся страна.
Военное время коснулось и положения в городах. Многие горожане ушли на фронт, а их комнаты пустовали. Чтобы не было грабежей и преступлений, в городах был установлен комендантский час. Люди имели право свободно передвигаться по городу только до 8 часов вечера. Чтобы ходить по улицам после 8 часов, нужно было иметь специальный пропуск . За соблюдением комендантского часа следили патрули из отрядов милиции и рабочих. Они ходили ночью по улицам и проверяли у граждан документы.
Свой вклад в борьбу с врагом внесла и Русская православная церковь Она организовала сбор средств для фронта. На церковные средства были построены десятки танков и самолетов . Русская Церковь с помощью верующих с 1941 по 1943гг внесла в Фонд обороны 200 миллионов рублей. К концу войны общая сумма средств, переданных на нужды обороны, увеличилась до 300 миллионов рублей
Огромный вклад в победу внесли врачи и ученые-медики В широкую медицинскую практику был введен пенициллин . С помощью этого лекарства вылечили тысячи раненых бойцов. Они снова смогли вернуться на фронт.
Лидия Русланова Вклад в победу вносили и деятели культуры. На фронтах и в госпиталях перед ранеными выступали бригады советских артистов. Клавдия Шульженко
В 1941 году поэт В.И. Лебедев-Кумач и композитор А.В. Александров опубликовали и исполнили свою песню «Священная война». Эта песня стала гимном Советского Союза во время войны. В.И. Лебедев-Кумач А.В. Александров
Десятки корреспондентов и фотокорреспондентов воевали вместе с бойцами Красной армии, чтобы донести до людей правду о войне. Они вместе с бойцами Красной армии находились в окопах и шли в бой. Во время боя они фотографировали подвиги советских солдат и офицеров. Благодаря им страна узнавала о своих героях.
На киностудиях снимались во время войны и художественные фильмы. Самыми знаменитыми артистами военного времени были Николай Афанасьевич Крючков и Павел Петрович Кадочников Н.А. Крючков П. П. Кадочников
За трудовые подвиги более 16 миллионов тружеников тыла были награждены медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
Помним. День Победы был, есть и должен оставаться самым святым праздником. Ведь те, кто заплатил за него своей жизнью, дали нам возможность жить сейчас. Мы обязаны помнить об этом всегда. Помнить погибших и не доживших до сегодняшнего дня. Почтим павших минутой молчания.
20 Дополните предложение: Без самоотверженной работы советских людей в тылу… К труженикам тыла я испытываю чувства…
21 1. Выпуск военной продукции. 2. Отправка посылок на фронт. 3. Сбор средств на военные нужды. 4. Совинформбюро . 5. Положение в городах. 6. Вклад Русской православной церкви. 7. Вклад медиков. 8. Вклад деятелей культуры 9. Вклад корреспондентов План
22 На уроке я узнал (узнала)… Оцениваю свою работу на уроке…, так как… Итог
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект и презентация урока по литературному чтению во 2 классе УМК "Школа ХХI век" Тема: "Н.Носов На горке"
Это урок знакомства с новым произведением Носова. Для повторения пройденного используется викторина по произведениям писателя для детей. К уроку прилагается презентация. Размеры през...
конспект и презентация урока окружающего мира в 4 классе "Петр I: царь и человек"
Урок-исследование помогает учащимся понять личность Петра I, раскрыть положительные и отрицательные стороны его правления, выдающиеся заслуги перед Отечеством, воспитать на его примере любовь к Родине...
Конспект и презентация урока по обучению грамоте "Буква З"
Конспект урока обучения грамоте по программе "Пнрспектива" и презентация к уроку....
Конспект и презентация урока ( Программа "Школа России" ). Тема урока "Строчная буква м"
Данная презентация предназначена для 1 класса начальной школы. Поможет учителю познакомить детей с буквой и звуком "М"....
Конспект и презентация урока ( Программа "Школа России" ). Тема урока "Строчная буква ч"
Данный конспект с презентацией поможет учителю в обучении детей письму строчной буквы "ч"...
Презентация ко Дню Победы (труженики тыла)
Презентация о тружениках тыла, об их заслуге в победе в ВОВ...
урок города "Героизм тружеников тыла"
Презентация и конспект урока города "Героизм тружеников тыла"...