Программа кружка "Эрудит"
рабочая программа (3 класс)
Материал содержит пояснительную записку, содержание работы кружка для 3 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_erudit.docx | 82.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 49»
Ленинского района города Саратова
Рабочая программа кружка
«Эрудит»
Учитель: Прокопенко Л. И
Саратов
Пояснительная записка
Рабочая программа к курсу «Эрудит» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и разработана на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Н. А. Криволаповой, И. Ю. Цибаевой «Умники и умницы» (модифицированной), с использованием методического пособия О. А. Холодовой «Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей». – Москва: РОСТ книга, 2011г. – с.191-210.
Типовая, многопрофильная программа курса «Эрудит» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения. В третьем классе 34 часа (1 час в неделю). Программа третьего класса реализована в рамках «Внеурочной деятельности» в соответствии с образовательным планом.
Актуальность выбора определена следующими факторами: на основе диагностических фактов у учащихся слабо развиты память, устойчивость и концентрация внимания, наблюдательность, воображение, быстрота реакции.
Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной организованной работе;
- благодаря познавательному интересу и сами знания, и процесс их приобретения могут стать движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания личности;
-важно прививать у учащихся интерес к познанию, который является залогом успешного обучения и эффективности образовательной деятельности в целом;
-для организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся, развития логического мышления и навыков исследовательского труда в школе необходимо развитие познавательных способностей детей.
Принципы построения программы:
- личностно-ориентированный подход;
- учет возрастно-психологических и индивидуальных особенностей;
- развитие творческих способностей как средства самовыражения и самовоспитания учащихся;
- свобода выбора решений и самостоятельность в их реализации;
- обеспечение мотивации развитие интереса к математике как науке физико-математического
направления и успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на
олимпиадах по математике;
- системность, последовательность, преемственность в обучении;
- научность, связь теории с практикой;
- наглядность, занимательность;
- доступность, прочность;
- сотрудничество и ответственность;
- сознательное усвоение материала;
- целенаправленность и идейность воспитательного процесса;
- уважение личности обучаемого, опора на положительные качества личности;
- гуманное отношение к ребенку, гармонизация личных и общественных интересов.
Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.
Основные задачи курса:
Познавательный аспект:
- формирование предметных и универсальных способов действий, а также опорной системы
знаний, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;
2. формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы
достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.
3. формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения, а также
логического мышления;
4. формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения
школьных дисциплин и в практической деятельности;
5. формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные
задачи;
6. развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся.
Развивающий аспект: создать условия для:
1. развития мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение
анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и
опровергать, делать умозаключения;
2. развития пространственного восприятия и сенсорно-моторной координации.
3. развития языковой культуры и формирования речевых умений: четко и ясно излагать свои
мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать
свою точку зрения.
Воспитывающий аспект: способствовать
1. воспитанию системы нравственных межличностных отношений (формировать «Я-концепцию»;
2. воспитанию основ умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных
задач;
3. формированию и развитию коммуникативных умений: умению общаться и взаимодействовать
в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою
работу и деятельность одноклассников;
4. воспитанию у обучающихся высокой культуры математического мышления.
Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.
Новизна программы состоит в том, что данная программа дополняет и расширяет математические знания, прививает интерес к предмету и позволяет использовать эти знания на практике.
Отличительными особенностями курса являются:
1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение
личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные
результаты.
3. Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в
достижении планируемых результатов.
4. Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки:
педагогом, администрацией, психологом.
5. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы
курса, воспитательного результата положены методики, предложенные Асмоловым А.Г.,
Криволаповой Н.А., Холодовой О.А.
6. При планировании содержания занятий прописаны виды познавательной деятельности
учащихся по каждой теме.
Описание ценностных ориентиров содержания курса
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Организационные условия реализации программы
Программа курса «Эрудит» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 6 до 10 лет.
Курс включает 33 занятия в 1 классе, 34 занятия – во 2 - 4 классах: 1 занятие в неделю, наполняемость 16 учащихся. Всего 135 занятий.
Основной формой образовательного процесса является учебное занятие, индивидуальная, групповая и коллективная работы, работы в парах, конкурсы.
Методы и приёмы организации деятельности обучающихся на занятиях ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности детей.
Задания носят не оценочный, а обучающий и развивающий характер. Поэтому основное внимание на занятиях обращено на такие качества ребёнка, развитие и совершенствование которых очень важно для формирования полноценной самостоятельно мыслящей личности. Это - внимание, восприятие, воображение, различные виды памяти и мышление.
Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.
Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.
С каждым занятием задания усложняются: увеличивается объём материала, наращивается темп выполнения заданий, сложнее становятся выполняемые рисунки.
Материал каждого занятия рассчитан на 40-45 минут. Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д., что привлекательно для младших школьников.
Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.
На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.
На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью,
В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно).
Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.
В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач.
Для проведения занятий разработан учебно-методический комплект, состоящий из следующих учебных пособий:
а) двух рабочих тетрадей для учащихся на печатной основе;
б) методического руководства для учителя, в котором излагается один из возможных вариантов
работы с заданиями, помещенными в тетрадях.
В предлагаемом пособии создана система учебных заданий и задач, направленных на развитие познавательных процессов у младших школьников с целью усиления их математического развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их примерами. В рабочие тетради включены специально подобранные нестандартные задачи, направленные на развитие познавательных процессов у младших школьников. Часть заданий отобрана из учебной и педагогической литературы отечественных и зарубежных авторов и переработана с учетом возрастных особенностей и возможностей детей 6-10 лет, часть - составлена автором пособия.
В процессе выполнения каждого задания происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них. Учитывая это, все задания условно можно разбить на несколько групп:
задания на развитие внимания;
задания на развитие памяти;
задания на совершенствование воображения;
задания на развитие логического мышления.
Задания на развитие внимания
К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения.
Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух - трехходовые задачи.
Задания, развивающие память
В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти раз личные учебные термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.
Задания на развитие и совершенствование воображения
Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания
геометрического характера:
- дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих
ничего конкретного, до какого-либо изображения;
- выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
- вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от
бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);
- выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
- выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;
- деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких
частей, выбираемых из множества данных;
- складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.
- работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение
того предмета, о котором идет речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел).
Задания, развивающие мышление
Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).
Модель занятия в 3 классе такова:
Для успешного обучения учащихся необходимы различные формы проведения занятий, как традиционные, так и нетрадиционные. Групповое занятие – наиболее оптимальная традиционная форма.
Занятие состоит из трех частей: подготовительной, основной и заключительной.
Подготовительная часть включает в себя мозговую гимнастику, разминку и мозговой штурм.
«Мозговая гимнастика» (1-2 минуты).
Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности является важной частью занятия по РПС. Исследования ученых убедительно доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы.
Мозговая гимнастика состоит из:
- упражнений, стимулирующие мыслительные процессы (качание головой);
- упражнений, активизирующие структуры мозга ("ленивые восьмёрки");
- упражнений, улучшающие внимание, ясность восприятия и речи ("шапка для размышлений");
-упражнений для профилактики нарушений зрения ("зоркие глаза", "стрельба глазами").
Разминка (3 минуты).
Основной задачей данного этапа является создание у ребят определенного положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому вопросы, включенные в разминку, достаточно легкие. Они способны вызвать интерес у детей, и рассчитаны на сообразительность, быстроту реакции, окрашены немалой долей юмора. Но они же и подготавливают ребенка к активной учебно-познавательной деятельности.
Специальные задания (тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе
познавательных способностей, памяти, внимания, воображения, мышления) (15 минут)
Используемые на этом этапе занятия задания не только способствуют развитию этих так необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку, углублять знания ребят, разнообразить методы и приемы познавательной деятельности, выполнять логически-поисковые и творческие задания. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия к занятию. Задания используются из рабочей тетради Холодовой О. "Юным умникам и умницам".
Коррегирующая гимнастика для глаз (2 минуты)
Динамическая пауза, проводимая на данных занятиях, будет не только развивать двигательную сферу ребенка, но и способствовать развитию умения выполнять несколько различных заданий одновременно.
Логически поисковые задания (10 минут)
На этом этапе задания из области математики будут перемежаться с заданиями из русского языка или музыки: ребусами, кроссвордами и так далее. Такое чередование заданий способствует развитию гибкости мышления, заставляет находить оригинальные, нестандартные способы выхода из затруднительных ситуаций. Это важно, поскольку при выполнении таких заданий ребенок, который не усвоил какой-то учебный материал и поэтому плохо решает типовые задачи, может почувствовать вкус успеха и обрести уверенность в своих силах, так как решение логически-поисковых задач опирается на поисковую активность и сообразительность ребенка.
Веселая переменка. (3 минуты)
Динамическая пауза в составе занятия развивает не только двигательную сферу ребенка, но и умение выполнять несколько различных заданий одновременно.
Решение нестандартных творческих задач - учимся решать, стараясь рассуждать (10-15 минут)
В этой части занятия учащиеся знакомятся с определенным видом нестандартных задач, анализируют их, коллективно обсуждают решения задач.
Задачи можно разделить на два типа:
первый – собственно творческие задания, которые связаны с той или иной учебной дисциплиной, они требуют большей или полной самостоятельности и рассчитаны на поисковую деятельность, неординарный, нетрадиционный подход и творческое применение знаний;
второй – задачи повышенной трудности интегративного характера, они отличаются тем, что одно и то же задание ориентировано на применение знаний из различных школьных дисциплин одновременно, то есть на интеграцию знаний и способов деятельности в целом.
Заключительная часть занятия используется для подведения итогов, рефлексии.
Наряду с традиционными занятиями используются нетрадиционные формы проведения занятий: интеллектуальные игры, занятие-путешествие, занятие-турнир, занятие-конкурс,
занятие – тестирование.
Основные принципы распределения материала:
1) системность: задания располагаются в определенном порядке;
2) принцип «спирали»: через каждые 7 занятий задания повторяются;
3) принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются;
4) увеличение объема материала;
5) наращивание темпа выполнения заданий;
6) смена разных видов деятельности.
Таким образом, достигается основная цель обучения - расширение зоны ближайшего развития ребенка и последовательный перевод ее в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.
Личностными результатами изучения курса в 3 классе является формирование следующих умений:
– широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-
познавательные и внешние мотивы;
- определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей
правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех
простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога,
как поступить;
– ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков
окружающих людей.
Ученик получит возможность для формирования:
– внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной
организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-
познавательных мотивов и предпочтения социального способа оценки знаний;
– выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
– устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
– адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- различать способ и результат действия;
-осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результатам;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения, на основе его оценки и учета
характера сделанных ошибок;
-сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2-3 существенных признака;
- понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы.
-формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы,
подтверждающие вывод.
-высказывать оценочные суждения и свою точку зрения.
Ученик получит возможность научиться:
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном
материале;
- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу
действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания.
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с
использованием учебной литературы; в открытом информационном пространстве, в том числе
контролируемом пространстве сети Интернет;
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
- устанавливать причинно-следственные связи.
Ученик получит возможность научиться:
- сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных
таблиц;
- распознавать одну и ту же информацию, представленную в разной форме - (таблицы, схемы);
- планировать несложные исследования, собирать и представлять полученную информацию с
помощью таблиц;
- преобразовывать модели и схемы для решения задач;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от
конкретных условий;
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и
восполняя недостающие компоненты;
-записывать, фиксировать информацию, с помощью инструментов ИКТ.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- выполнять принятые правила речевого поведения;
- строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер видит и знает, а что
нет;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- контролировать действия партнера
Ученик получит возможность научиться:
- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров в совместной
деятельности;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
- оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться
учитывать в своей деятельности.
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений:
– описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
– выделять существенные признаки предметов;
– сравнивать между собой предметы, явления, находить черты сходства и отличия;
– обобщать, делать выводы;
– классифицировать явления, предметы;
– определять последовательность событий;
– судить о противоположных явлениях;
– давать определения тем или иным понятиям;
– определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
– выявлять функциональные отношения между понятиями;
– выявлять закономерности и проводить аналогии;
– давать название группе однородных предметов;
– находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков;
– называть последовательность простых знакомых действий;
- использовать операции логического мышления для решения новых задач в незнакомых
ситуациях;
– оперировать своей памятью;
– четко и ясно излагать свои мысли, формулировать правила, аргументировано доказывать свое
мнение и опровергать чужое высказывание.
Ученик получит возможность научиться:
– распределять и переключать своё внимание;
– управлять своей памятью;
– владеть навыками анализа, синтеза, сравнения, обобщения классификации, обобщения;
– решать более сложные логические задачи;
– управлять вниманием.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
Предполагаемые результаты:
Занятия в кружке должны помочь учащимся:
- усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;
- овладеть способами исследовательской деятельности;
- формированию творческого мышления;
- в улучшение качества решения задач различного уровня сложности;
- успешному выступлению на олимпиадах, играх, конкурсах.
В результате обучения по данной программе учащиеся должны научиться:
- логически рассуждать, пользуясь приемами анализа, сравнения, обобщения, классификации,
систематизации;
- обоснованно делать выводы, доказывать;
- обобщать математический материал;
- находить разные решения нестандартных задач.
Но основной показатель качества освоения программы - личностный рост обучающегося, его самореализация и определение своего места в детском коллективе.
Контроль и оценка планируемых результатов
В основу изучения курса положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трем уровням.
Первый уровень результатов (1 класс) — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов (2-3 классы) — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов (4 класс) — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:
Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся по методикам
Холодовой О. А., Криволаповой Н.А. (результаты фиксируются в зачетном листе учителя).
Текущий:
- прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его
реального выполнения;
- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью
выполнения операций, входящих в состав действия;
- рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и
опирающийся на понимание принципов его построения;
- контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом
сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
Итоговый контроль в формах:
- тестирование;
- практические работы;
- творческие работы учащихся;
- контрольные задания.
Самооценка и самоконтроль:
- определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.
Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио.
Динамика развития учащихся фиксируется учителем совместно со школьным психологом (внутренняя система оценки) на основе диагностик по Асмолову А. Г. (методика «Незавершенная сказка», «Оцени поступок», «Моральная дилемма», «Кто я?», уровни описания оценки познавательного интереса, сформированности целеполагания, развития контроля, оценки).
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
– степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь
учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий
эффект занятий;
– поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников
обеспечивают положительные результаты занятий;
– результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении
которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;
– косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости
по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на
других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение
мыслительной деятельности).
Также показателем эффективности занятий по курсу РПС являются данные, которые учитель на протяжении года занятий заносил в таблицы в начале и конце года, прослеживая динамику развития познавательных способностей детей.
Этапы педагогического контроля
Педагог должен не только определить конечную цель, но и отслеживать промежуточные результаты, чтобы своевременно внести коррективы в процесс обучения. Для этого в начале и конце каждого года обучения проводится тестирование, цель которого определить уровень сформированности мыслительных процессов. А в конце первого полугодия проводится интеллектуальная игра, для проверки умения работать в группах, заниматься поисковой и исследовательской деятельностью.
Сроки | Вид контроля | Задачи | Содержание | Формы | Критерии оценивания |
Октябрь | Входящий | Определить уровень сформированности мыслительных процессов | Тема: Вводное занятие | Тестирование | + допустимый (61 – 80%) и оптимальный (81-100%) уровень усвоения - критический уровень (до 60%) |
Декабрь | Рубежный | Определить уровень усвоения | Тема: Проверка | Интеллектуальная игра | + зачет сдан - зачет не сдан |
Май | Итоговый | Определить уровень сформированности мыслительных процессов к концу учебного года | Тема: Итоговое занятие | Тестирование | + допустимый (61 – 80%) и оптимальный (81-100%) уровень усвоения - критический уровень (до 60%) |
Способами определения результативности программы являются:
- диагностика степени владения логическими операциями, проводимая в конце каждого года
обучения в виде естественно-педагогического наблюдения;
- выставка работ детей, выполненных по окончанию изучения темы;
- тестирование (проводится в начале и конце учебного года);
- участие в математических декадах (выпуск газет, составление кроссвордов, викторин и т.д.);
- участие в олимпиадах, в конкурсах на разных уровнях.
Содержание курса
В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.
Развитие восприятия.
Развитие слуховых, осязательных ощущений.
Формирование и развитие пространственных представлений.
Развитие умение ориентироваться в пространстве листа.
Развитие фонематического слуха.
Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения.
Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений.
Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности.
Развитие памяти.
Диагностика памяти.
Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти.
Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.
Развитие внимания.
Диагностика произвольного внимания.
Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.
Развитие мышления.
Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками.
Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности.
Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.
Развитие речи.
Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся.
Развитие умения работать с загадками, пословицами, фразеологическими выражениями.
Содержание 3 года обучения
1.Тренировка психических процессов:
- развитие концентрации внимания; тренировка слуховой и зрительной памяти;
совершенствование воображения; развитие быстроты реакции, поиск закономерностей,
мышления;
2. Задания геометрического характера:
- составление и моделирование предметов; построение фигур из спичек; уникурсальные кривые;
разрезание фигур.
3. Нестандартные задания алгебраического характера:
- задачи на переливание, перекладывание и на взвешивание, математический фокус,
математические ребусы, магические фигуры, числовые головоломки.
4. Нестандартные задания логического характера:
- провоцирующие задачи; логические задачи на причинно-следственные цепочки; задачи с опорой
на жизненные ситуации; комбинаторные задачи.
№ п/п | Тема, тип урока, форма проведения | УУД | Контрольно-оценочная деятельность |
1 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Тип урока: Комплексное применение знаний и способов действий далее (Кпзсд) | – широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно- познавательные и внешние мотивы; - сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2-3 существенных признака; - определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы); - совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. | Стартовый контроль. Диагностика. |
2 | Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. Развитие умения решать нестандартные задачи. (Кпзсд) | - уметь переключать, распределять внимание; - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; - объяснять смысл пословиц, фразеологических и крылатых выражений; - в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. | Прогностический контроль. Контроль по результату |
3 | Тренировка внимания. Развитие мыслительных операций. (Кпзсд) | - определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя; - перерабатывать полученную информацию: - делать выводы в результате совместной работы всего класса. | Прогностический контроль. Самооценка. Самоконтроль. |
4 | Развитие слуховой памяти. Развитие мышления. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. (Кпзсд) | - проговаривать последовательность действий; – судить о противоположных явлениях; – оперировать своей памятью. | Пооперационный контроль. Самоконтроль. |
5 | Развитие зрительной памяти. Развитие мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. (Кпзсд) | - демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение; - учиться работать по предложенному учителем плану; - находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем). | Контроль по результату. Самоконтроль. |
6 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. | - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; – ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей. | Самоконтроль. Самооценка. Пооперационный контроль. |
7 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. (Кпзсд) | - объяснять смысл пословиц, фразеологических и крылатых выражений; - демонстрация чувства времени, веса, расположения в пространстве; - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя; - учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. | Самоконтроль. Контроль по результату. |
8 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | – называть последовательность простых знакомых действий; – определять последовательность событий; – выявлять закономерности и проводить аналогии; - учиться отличать верно выполненное задание от неверного. | Рефлексивный контроль. Самоконтроль. |
9 | Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. Развитие умения решать нестандартные задачи. | - уметь переключать, распределять внимание; - определять на глаз размеры предмета; - демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение; - определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). | Прогностический контроль. Контроль по результату. |
10 | Тренировка внимания. Развитие мышления. Развитие умения решать нестандартные задачи. | - уметь переключать, распределять внимание; – находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков; - перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. | Самоконтроль. Самооценка. Контроль по результату. |
11 | Развитие слуховой памяти. Развитие мышления. Развитие умения решать нестандартные задачи. (Кпзсд) | - проговаривать последовательность действий; - демонстрация чувства времени, веса, расположения в пространстве; - объяснять смысл пословиц, фразеологических и крылатых выражений. | Самоконтроль. Контроль по результату. Пооперационный контроль. |
12 | Развитие зрительной памяти. Развитие мышления. Развитие умения решать нестандартные задачи. (Кпзсд) | - демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение; - в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. | Самоконтроль. Самооценка. Контроль по результату. Пооперационный контроль. |
13 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. | - определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя; - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, плоские геометрические фигуры. | Самоконтроль. Пооперационный контроль. |
14 | Совершенствование воображения. Развитие мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек. (Кпзсд) | - преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); – ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей. | Самоконтроль. Самооценка. Пооперационный контроль. |
15 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | - объяснять смысл пословиц, фразеологических и крылатых выражений; - учиться работать по плану, предложенному учителем; - слушать и понимать речь других. | Рефлексивный контроль. Пооперационный контроль. |
16 | Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. Развитие умения решать нестандартные задачи. | - уметь переключать, распределять внимание; - определять на глаз размеры предмета; - донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). | Прогностический контроль. Контроль по результату |
17 | Тренировка внимания. Развитие мышления. Развитие умения решать нестандартные задачи. (Кпзсд) | - уметь переключать, распределять внимание; - демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение; - определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). | Самоконтроль. Пооперационный контроль. |
18 | Развитие слуховой памяти. Развитие мышления. Развитие умения решать нестандартные задачи. | - проговаривать последовательность действий; – выделять существенные признаки предметов; – судить о противоположных явлениях; - слушать и понимать речь других. | Самоконтроль. Контроль по результату. Пооперационный контроль. |
19 | Развитие зрительной памяти. Развитие мышления. Развитие умения решать нестандартные задачи. (Кпзсд) | – классифицировать явления, предметы; - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, плоские геометрические фигуры. | Самоконтроль. Контроль по результату. Пооперационный контроль. |
20 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. Конкурс эрудитов | - определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя; - демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение; - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения, на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результатам. | Рефлексивный контроль. Самоконтроль. Контрольные задания |
21 | Совершенствование воображения, мыслительных операций. Задания по перекладыванию спичек. (Кпзсд) | - демонстрация чувства времени, веса, расположения в пространстве; - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя; – широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно- познавательные и внешние мотивы. | Самоконтроль. Прогностический контроль. Пооперационный контроль. |
22 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. (Кпзсд) | - преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); – ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей. | Самоконтроль. Пооперационный контроль. |
23 | Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. | - уметь переключать, распределять внимание; - определять на глаз размеры предмета; - учиться работать по плану, предложенному учителем.
| Прогностический контроль. Контроль по результату |
24 | Тренировка внимания. Развитие мышления. | - уметь переключать, распределять внимание; - демонстрация чувства времени, веса, расположения в пространстве; - учиться отличать верно выполненное задание от неверного. | Самоконтроль. Контроль по результату. |
25 | Развитие слуховой памяти. Развитие мышления. Развитие умения решать нестандартные задачи. (Кпзсд) | - проговаривать последовательность действий; - объяснять смысл пословиц, фразеологических и крылатых выражений; - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, плоские геометрические фигуры; - учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). | Самоконтроль. Прогностический контроль. |
26 | Развитие зрительной памяти. Развитие мышления. Развитие умения решать нестандартные задачи. (Кпзсд) | – описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам; – сравнивать между собой предметы, явления, находить черты сходства и отличия; - определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). | Самоконтроль. Прогностический контроль. Контроль по результату. |
27 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. (Кпзсд) | - определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя; - демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение; - донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). | Рефлексивный контроль. Самоконтроль. Прогностический контроль. |
28 | Совершенствование воображения. Развитие мышления. Задания по перекладыванию спичек. | - объяснять смысл пословиц, фразеологических и крылатых выражений; - демонстрация чувства времени, веса, расположения в пространстве; - учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). | Самоконтроль. Пооперационный контроль. |
29 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | – обобщать, делать выводы; - демонстрация чувства времени, веса, расположения в пространстве; - в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. | Рефлексивный контроль. Самоконтроль. Контроль по результату. |
30 | Тренировка внимания. Развитие мышления. Развитие умения решать нестандартные задачи. (Кпзсд) | - уметь переключать, распределять внимание; - определять на глаз размеры предмета; – описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам; – давать определения тем или иным понятиям; – классифицировать явления, предметы; – находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков; - определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). | Прогностический контроль. Контроль по результату |
31 | Развитие слуховой, зрительной памяти. Развитие мышления. | – оперировать своей памятью; – четко и ясно излагать свои мысли, формулировать правила, аргументировано доказывать свое мнение и опровергать чужое высказывание. | Самоконтроль. Прогностический контроль. |
32 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. | - демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение; – находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков; – четко и ясно излагать свои мысли. | Самоконтроль. Пооперационный контроль. |
33 | Совершенствование воображения. Развитие мышления. Задания по перекладыванию спичек. | - проговаривать последовательность действий; – выявлять функциональные отношения между понятиями; – находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков. | Самоконтроль. Контроль по результату. |
34 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. (Кпзсд) | - уметь переключать, распределять внимание; – широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результатам; - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения, на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. | Самоконтроль. Итоговый контроль. |
Литература для учителя:
1. Вахновецкий Б. А. Логическая математика для младших школьников. - Москва: "Новый учебник",
2004 г.
2. Винокурова Н. К. Развитие творческих способностей учащихся. - Москва: Образовательный центр
"Педагогический поиск", 1999 г.
3. Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников [Текст]: методический конструктор:
пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010 г. – 223 с. –
(Стандарты второго поколения).
4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: от действия к мысли:
пособие для учителя / А. Г. Асмолов [ и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение,
2010 г. – 152 с. – (Стандарты второго поколения).
5. Криволапова Н. А. Учимся учиться [Текст]: программа развития познавательных способностей
учащихся младших классов / Н. А. Криволапова, И. Ю. Цибаева. – Курган: Ин – т повыш. квалиф. и переподготовки раб-ов образования, 2005 г. – 34 с. – (Серия «Умники и умницы»).
6. Левитас .Г.Г. "Нестандартные задачи по математике в (1-4)классе."- М., Илекса, 2005.
7. Родионова Е.А., Нерадо А.В., Корниенко А.В., Леонова Е.А. "Олимпиада "Интеллект" (сборник
заданий для самостоятельной подготовки).- М., "Образование", 2002 г.
8. Тихомирова Л.Ф. "Логика. Дети 7-10 лет". - Ярославль, "Академия развития", 2001 г.
9. Тихомирова Л. Ф. Упражнения на каждый день: Логика для младших школьников. - Ярославль:
"Академия развития", 2001 г.
10. Хацкевич Р. П. Математика для дошкольного и младшего школьного возраста. - Москва: АСТ,
2000 г.
11. Холодова О. "Юным умникам и умницам: информатика, логика, математика. Задания по развитию познавательных способностей. Методическое пособие. 3 (1,2,4) класс"(ФГОС)./ О.А.Холодова – 5-е изд. перераб. - -М., РОСТкнига,- 244 с. – ISBN 978-5-905279-47-8, 2019.
Литература для учащихся:
- Левитас Г.Г. Нестандартные задачи по математике в 3 классе. Москва, ИЛЕКСА.: 2016 .
- Холодова О. «Юным умникам и умницам»: информатика, логика, математика. Задания по развитию познавательных способностей. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2-х частях. ФГОС.- М., РОСТкнига, 2012.
- Ядловский А. Тренажер для развития логического мышления. АСТ, 2016
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полного ) образования по английскому языку с учётом авторской программ
Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полног...
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ на...
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ на...
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...