Классный час о царской семье "Друг друга тяготы носите и так исполните закон Христов"
классный час (4 класс)

Ладяева Марина Владимировна

Актуальность классного часа состоит в том, что в наше время институт семьи теряет свою значимость, авторитет ее падает, и поэтому обращение к семье последнего императора Николая II поможет сформировать у детей положительное отношение к базовым семейным ценностям: любовь к родителям, уважение старших, забота о близких.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kl_chas_o_tsarstvennyh_strastoterptsah.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час

о воспитании семейных духовных ценностей

на примере семьи Царственных Страстотерпцев

«Друг друга тяготы носите, и так исполните закон Христов»

4 класс

Актуальность классного часа состоит в том, что в наше время институт семьи теряет свою значимость, авторитет ее падает, и поэтому обращение к семье последнего императора Николая II поможет сформировать у детей положительное отношение к базовым семейным ценностям: любовь к родителям, уважение старших, забота о близких.

В 2013 г. 400-й ЮБИЛЕЙ Дома Романовых.

Цель классного часа заключается в воспитании христианского отношения к семье, к Отечеству, осмыслении необходимости сохранения семейных ценностей и бережного отношения к ним, в осознании значимости семьи как основы общества на примере жизни Святых Царственных Мучеников.

Задачи.

  • Патриотического и семейного воспитания.
  • На примере личности императора Николая II, жизни его семьи воспитывать глубокое уважение к традициям русского народа, формировать понимание таких ценностей, как милосердие, любовь к ближним и самоотверженное служение им, сострадание, кротость, смирение, ответственность за свои поступки, теплое, доверительное отношение к родителям.
  • Дать христианское понимание семьи как малой церкви, «основы великого государства». Подчеркнуть важность сохранения такой ячейки общества как семья.
  • Раскрыть православное понимание государственной власти (показать ответственность Царя перед Богом за свой народ, за судьбу России).
  • Сформировать интерес у учащихся к истории своего государства, к отдельным личностям, к истории семьи.
  • Способствовать активизации познавательной и мыслительной деятельности учащихся.

В качестве оборудования применяются:

икона Святых Царственных Мучеников, фотографии Царской семьи, иллюстрации из их жизни;

аудиозаписи: песня «Святой Николай», муз. и сл. Архидиакона Романа;

песня «Царские мученики», муз. и сл. Жанны Бичевской.

презентация учителя.

Ключевые понятия:

Духовные семейные ценности, добродетели, семья-малая церковь, Царь-помазанник Божий.

Перед детьми ставятся несколько вопросов для обсуждения:

1) Воспитание царских детей. Каким оно должно быть?

2) Семья: отношение между братьями и сестрами.

3) Умение прощать и любить ближнего и т.д.

                                             

            Структура классного часа.

1. Организационный момент.

  • Сообщение темы, постановка задач.         

II. Обсуждение.

  • Понятие «семья»

1. Какие взаимоотношения, по вашему мнению, должны быть в семье?

2. Какое определение вам кажется наиболее точным?

Идет обсуждение, в ходе которого дети приходят к выводу, что семья должна быть основана на взаимном согласии, любви, уважении. Семья характеризуется оказанием друг другу поддержки, взаимопомощью, общностью быта.

III. Изучение нового материала.

Одним из ярких примеров была семья последнего российского императора Николая II, которую, многие современники и историки считали образцом идеальной семьи. Давайте посмотрим на нее поближе.

Повествование классного наставника.

Важным событием в императорской семье стало рождение первого ребенка. Это была девочка, которую назвали Ольгой.

  • Когда все волнения прошли, началось просто блаженное состояние при сознании о случившемся! 3 ноября 1895.
  • Просто не верится, что это наше дитя! Что за счастье!!!... Аликс чувствовала себя хорошо, маленькая душка тоже. 4 ноября 1895.
  • Утром любовался нашей прелестной дочкой. 6 ноября 1895.
  • Наша дочка становится все милее. Сегодня она улыбалась нам, прелесть такая! 27 ноября 1895.

После рождения первого ребенка семья сплотилась еще больше. Александра сама мыла, кормила, баюкала дочь. Николай II показывает себя не только как примерный муж, но и как хороший отец, он очень обрадовался ребенку! Всего же детей в императорской семье было пятеро. Четыре девочки – Ольга 1895 г.р., Татьяна 1897 г.р., Мария 1899 г.р., Анастасия 1901 г.р. и наследник Алексей 1904 г.р.

Министр финансов Российской Империи Владимир Николаевич Коковцов называл императрицу «безупречной женой и матерью», которая отдавала детям всю свою нежность и любовь. Однако она не любила своих детей слепо и эгоистично, императрица их не баловала, потому они выросли простыми, ласковыми. Она прилагала все усилия к всестороннему развитию и укреплению в детях высоких нравственных принципов. Дочери и сын никогда не показывали окружающим своего превосходства, никто не слышал от них слова «приказываю». Одевались дети царской семьи просто, донашивали друг за другом вещи. С самого детства императрица приучала своих дочерей к рукоделию, чтобы они не сидели праздно, без дела. Дочери и сама Александра Федоровна шили и вышивали для бедных семей. Также они часто продавали свои работы на благотворительных базарах. А во время войны царская семья до минимума урезала свой бюджет, все ходили в старых платьях, часто сильно заштопанных. Дочери сами убирали свои комнаты, сами стелили постель, много читали, старались учиться. При этом Татьяна Мельник-Боткина, дочь врача Е.С. Боткина, который лечил наследника, часто бывавшая при дворе указывала, что ее величество сама выбирала детям книги и занятия, вникая во все мелочи.

Обсуждение. Какие нравственные качества императрица прививала своим детям?        

Ученики приходят к выводу, что несмотря на всю свою занятость Александра Федоровна всегда находила время для любимых детей, для занятий с ними. Она учила их моральным ценностям, труду, не быть эгоистичными, помогать окружающим, не считать себя, несмотря на свое положение, выше других людей. Дети приходят к выводу, что она была хорошей внимательной матерью, правильно учившей своих детей.

Родители очень любили своих детей, много общались с ними. Ужинала семья вся вместе. Еда у них была простая, особенно они урезали себя после начала Первой мировой войны, чтобы лишние деньги отдавать на благотворительность. Любимым отдыхом Николая II было чтение им вслух всей семье русских классиков – Толстого, Тургенева, Гоголя, Чехова. Жена с дочерьми вязали или шили. Еще одним увлечением царской семьи – было вклеивать семейные фотографии в альбом. С детьми Николай II состоял в тесных дружеских отношениях. Он гулял с ними, они играли в снежки, катались на лыжах и санях, сооружали снежную горку, о чем император всегда указывал в своих дневниковых записях:

  • Катался с детьми с горы. Алексей очень радовался, что я с ним спускался. 19 ноября 1907.
  • После завтрака скатывался с дочерьми с крутого берега узкого пруда… Было невероятно скользко; подымаясь, мы падали и съезжали даром без конца. 13 января 1913.
  • Хорошо поработал с Алексеем и другими над постройкой снежной башни. 18 февраля 1914.

Обсуждение. Какие отношения были между детьми и императором?                                                 Ученики приходят к выводу, что Николай II любил своих детей, несомненным доказательством этого было то, что все свое свободное время он проводил в семье. Во многом, что касается воспитания и отношений с детьми с Николая II можно брать пример.

Если кто-то из семьи заболевал, то Николай II непременно упоминал об этом в записях, искренне беспокоясь за своих близких.

  • После чая ходили навестить Марию, у нее болело горло. 24 мая 1904.
  • Дети почти поправились; у «маленького сокровища» был сильный жар с кашлем. 14 ноября 1904.
  • У Алексея от усиленных движений руками во время игры – вечером заболело в правом локте. Он не мог заснуть и сильно страдал, бедный! 16 июля 1913.

Через два дня:

  • Алексей провел день лучше, боли уменьшились; он почти весь день лежал на своем балконе и Аликс вместе с ним. 18 июля 1913.

Александра Федоровна смогла передать свою искреннюю веру в Бога и детям. Царская семья была очень верующей, все ревностно соблюдали праздники, посты. Никто из членов семьи не садился за стол без молитвы. Посещение церкви было не долгом, но радостью.

В ходе классного часа предлагается познакомить учащихся и со стихотворением «МОЛИТВА» Сергея Бехтеева, которое было переписано старшей дочерью Николая II княжной Ольгой в свой дневник, когда царская семья находилась в Тобольске под арестом.

Пошли нам, Господи, терпенье        

В годину буйных мрачных дней

Сносить народное гоненья

И пытки наших палачей.

Дай крепость нам, о Боже правый,

Злодейство ближнего прощать,

И крест тяжелый и кровавый

С Твоею кротостью встречать.

И в дни мятежного волненья,

Когда ограбят нас враги,

Терпеть позор и оскорбленья,

Христос Спаситель, помоги.

Владыка мира, Бог вселенной.

Благослови молитвой нас

И дай покой душе смиренной

В невыносимый страшный час.

И у преддверия могилы

Вдохни в уста Твоих рабов

Нечеловеческие силы

Молиться кротко за врагов.

IV. Подведение итогов. Обсуждение.

Как вы думаете, может ли семья Николая II, считаться образцом семейных отношений?                                                                                                Какие семейные ценности были присущи царской семье?                                        

Что помогало царской семье на протяжении всей жизни оставаться единой, любящей семьей?

Всегда ли они и во всем были опорой друг другу?                                                

Что может служить примером для подражания в царской семье?                                                                                        

Я надеюсь, что сегодня каждый из вас задумался о ценностях семьи: что дорого, что свято. От ваших семей, от каждого из вас зависит, какая будет наша страна. От того, как вы чтите традиции своей семьи, будете ли вы продолжателем этих традиций, как вы чтите традиции своей родины, будет зависеть, в какой стране вы будете жить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час на тему "Мой друг - книга"

Различные задания, загадки, задачки. Все это в интересной форме предложено для первоклассника....

Классный час "Книга - твой лучший друг".

Классный час для учащихся начальной школе развивает интерес к литературе, воспитывает бережное отношение к книгам....

Классный час о дружбе "С другом шагат веселей"

Классный час « С другом шагать веселей…»Цель: расширение  знаний детей о взаимоотношениях людей; о дружбе;Задачи:способствовать расширению кругозора учащихся; содействовать взаимодействию, взаимо...

Классный час на тему «Компьютер – друг или враг»

знакомить детей с вредными последствиями компьютерных игр, дать представление об Интернет-зависимости;Задачи классного часа:Формировать положительное отношение к таким качествам характера, как самосто...

Классный час «Какой он: настоящий друг»

Классный час в 1 классеТема: «Какой он: настоящий друг»...

классный час на тему: "Компьютер- друг или враг?"

материал классного часа  для учащихся начальной школы на тему "Компьютер- друг или враг?"...

Классный час для начальной школы «Друг за друга стой – выиграешь бой»

Ежегодно 23 февраля мы отмечаем День защитника Отечества. Это день памяти всех, кто защищал нашу Родину. День защитника Отечества – день человека в погонах, посвятившего свою жизнь служению Отеч...