Досуговая деятельность как средство развития творческого потенциала школьников.
статья
Досуг – это специфическая форма, организация свободного времени школьника, в котором он реализует свои интересы. Досуг, под руководством учителя-воспитателя – внеурочная деятельность в начальной школе в рамках ФГОС.
Актуальность темы «Организация досуговой деятельности младших школьников» обусловлена необходимостью координации занятий учащихся, как во внеурочной деятельности, кружков, так и во время отдыха. Досуговая деятельность в школе обусловлена также требованиями ФГОС НОО Второго поколения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dosugovaya_deyatelnost._statya.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Раздел: 3. Досуговая деятельность как средство развития творческого потенциала школьников.
Развитие творческого потенциала младших школьников в досуговой деятельности через ролевые игры и театрализации
Захарова Т.Н.
ГБОУ СОШ №162 Калининского района Санкт-Петербурга
Досуг – это специфическая форма, организация свободного времени школьника, в котором он реализует свои интересы. Досуг, под руководством учителя-воспитателя – внеурочная деятельность в начальной школе в рамках ФГОС.
Актуальность темы «Организация досуговой деятельности младших школьников» обусловлена необходимостью координации занятий учащихся, как во внеурочной деятельности, кружков, так и во время отдыха. Досуговая деятельность в школе обусловлена также требованиями ФГОС НОО Второго поколения.
Досуг может стать важным фактором физического и нравственного развития детей. Любимые занятия в часы досуга поддерживают эмоциональное здоровье, способствуют выходу из стрессов и мелких беспокойств. Особая ценность оптимально организованного для ребёнка досуга заключается в предоставлении ребенку возможности реализовать то лучшее, что в нем есть, открыть в себе новые творческие способности.
Изучением влияния досуговой деятельности на младших школьников занимались такие учёные как Исаева И.Ю. «Досуговая педагогика», З.А.Александрова «Начальное образование», С.Н. Шматов, Э.В. Соколов, Е.В. Титова. По мнению авторов коллективная досуговая деятельность предоставляет возможности для свободного общения, самовыражения, способствует полному раскрытию индивидуальности ребенка, именно в совместной деятельности реализуется взаимодействие детей, она учит ребенка общаться с партнером, выслушивать его, радоваться достижениям других детей, оказывать необходимую помощь.
Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Высокая сензитивность данного возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка. Поэтому очень важно, чтобы ребенок был активно вовлечен в досуговую деятельность, так как наряду с обеспечением достижения результатов, заявленных в образовательных стандартах, и развитием творческих способностей не менее важным следует признать создание поля исследовательского творчества в свободное время, наличие которого позволяет решать задачи формирования у школьников аппарата самореализации в современном мире и освоения ими познавательных способностей в процессе организации досуга и отдыха. В процессе вовлечении младшего школьника в организацию и проведение творческих мероприятий огромная роль ложиться на организатора. Он выступает сразу в нескольких ролях: воспитателя, сценариста, режиссера, осветителя, костюмера, гримера, художника, музыкального продюсера.
В жизни общества досуг важен для стабилизации, снятия напряженности, предотвращения общественных конфликтов, укрепления солидарности, взаимосвязи поколений, общения, удовлетворения потребностей личности в радости, развлечений.
Исходя из того, что досуг является деятельностью, можно сделать вывод, что он не пустое времяпровождение, не простое бездельничанье по принципу: «что хочу, то и делаю». Это деятельность, осуществляемая в русле определенных интересов и целей, которые ставит перед собой воспитатель.
Творчество обеспечивает наиболее высокий уровень досуговой деятельности.
Игра - одна из ее форм, которая является ведущим видом деятельности в младшем школьном возрасте, постепенно уступающей свои позиции деятельности учебной. Игровая деятельность - это стихийный воспитательный институт ребенка, в котором он осваивает жизнь, приобретает знания и умения, навыки общения, развитие фантазии и механизмы творческого сознания. Игра выявляет личностные качества человека играющего - ловкость, находчивость, решительность, настойчивость, коммуникабельность и даже честность. Об игре сказано много добрых и хороших слов. Её называют источником радости, королевой детства, чудом света. Игра для ребёнка - сама жизнь со всеми её прелестями, волнениями, тревогами, удачами и огорчениями. Лапта, пятнашки, шашки, прятки, казаки-разбойники, классики - можно ли представить себе детство без этих игр? Но есть ещё и другие игры - самые любимые и увлекательные, которые активно используются в работе педагога. Это игры "в кого-нибудь" или " во что-нибудь": в лётчиков, пограничников, в пожарников, в библиотеку, в школу, в больницу. В педагогической литературе эти игры называют творческими, сюжетными, ролевыми, подражательными, вольными. Творческие игры наиболее полно удовлетворяют стремления и потребности детей 7 - 10 лет. Психологи установили, что 80% младших школьников самыми любимыми и интересными считают творческие игры. Они не подчинены готовым правилам, как, например, спортивные или интеллектуальные. Ребёнок действует в воображаемой ситуации - на корабле или в гостях, в цирке или в библиотеке - естественно и непринуждённо творит игру, развивая её содержание: ведёт корабль сквозь шторм и ураганы, во время аврала до блеска драит палубу, торпедирует вражеский катер. Но всё это вовсе не означает, что творческая игра - свободная импровизация, не регламентируемая какими-либо правилами. Ребёнок всегда поступает в соответствии с правилами той роли, которую он выполняет в игре. Именно роль позволяет ему совершать героические смелые поступки. Благодаря игровой роли ребёнок увлечённо выполняет трудовые действия, которые в обычной неигровой обстановке кажутся ему малопривлекательными. Действуя в воображаемой ситуации, он как бы перешагивает рубеж своих возможностей.
Выдающийся педагог А. С. Макаренко придавал исключительно важное значение воспитательному воздействию игры. Он рассматривал игру в разных аспектах и, прежде всего, в плане подготовки ребёнка к жизни, к труду. Ребёнок 7 - 10 лет особенно остро нуждается в увлекательной ближайшей перспективе "завтрашней радости", эмоциональном подъёме - это может дать творческая игра. Выражая переживания положительного эмоционального состояния, она вносит бодрый, радостный тон в коллективную жизнь детей, облегчает организацию общей деятельности и установление доброжелательных отношений между ними. Это создаёт важнейшую предпосылку успеха воспитательной работы с детьми.
Почему у ребёнка в определённом возрасте возникает потребность в творческой игре? Психологи полагают, что эта потребность связана с тенденцией подрастающего ребёнка, проявлять самостоятельную деятельность. Но к ней ребёнок пока ещё не подготовлен, он ещё мал. Противоречия между потребностью ребёнка действовать определённым образом, с одной стороны, и возможностью осуществить требуемые действием реальные операции - с другой, является источником возникновения творческой игры. Ребёнок играет потому, что ему хочется играть, а не ради каких-либо последствий игровой деятельности. Игра всегда приносит ребёнку радость, удовольствие - в противном случае он не стал бы играть. В процессе общения ребёнка со взрослыми и накоплением жизненного опыта, ему открывается не только мир предметов, но и мир человеческих отношений. А человеческие отношения невозможно воспроизвести в одиночку, ребёнок вступает в коллективные творческие игры. Обучение в школе интенсивно обогащает внутренний мир ребёнка. Рассказы воспитателя, чтение книг о смелых и мужественных людях вызывают у детей желание быть похожими на них. Невозможно приблизиться как-то к притягательному миру взрослых в обычной школьной обстановке компенсируя игрой. Кроме того, у младших школьников сохранилась ещё свойственная дошкольникам склонность к подражанию, которая часто становится мотивом игровой деятельности. Дети играют в то, что видят в окружающей жизни. Часто они копируют поведение родителей и соседей (в играх на бытовые сюжеты), подражают интонациям учителей (в игре в школу). Младшие школьники эмоциональны и импульсивны. В ролевой игре они получают большое удовлетворение от эмоциональных переживаний, связанных с развёртыванием роли.
В играх, где дети выступают в роли, связанные с работой космонавта, пограничника, полярника - они самой ролью поставлены перед необходимостью проявлять выдержку, выносливость, организованность, решительность. Следовательно, выбор сюжета предстоящей игры зависит от конкретных воспитательных задач.
Успешно воздействовать на отдельных детей можно с помощью игровых элементов, основанных на создании забавной ситуации. С использованием юмора связана педагогическая разработка игры в "доктора "из произведения С. Прокофьевой «Приключения жёлтого чемоданчика». Суть этой игры заключается в том, что дети, выполняют поочерёдно роль доктора. К доктору приходят «пациенты». Он осматривает их, выслушивают, ставят диагноз и некоторым (по заданию педагога) выписывают рецепты от лени, от хвастовства, от лживости. Тексты рецептов составляются совместно с детьми. Рецепт от лени, например, таков: 1) Главное - заставь себя вовремя и очень старательно делать уроки. 2) Заведи тетрадь и каждый день рисуй в ней звёздочку, если тебе удалось преодолеть свою лень и нолик, если не удалось. Тетрадь покажешь доктору.
Важно подготовить детей к игре, наполнить игровые роли интересным содержанием, которое соответствовало бы воспитательным задачам. Такая подготовка может проводиться в форме бесед, экскурсий, встреч с людьми тех профессий, роли которых детям предстоит разыгрывать. Полезным будет также чтение книг, просмотр кинофильмов на сюжеты, совпадающие с сюжетами игр. Например, если организуется игра "в библиотеку", то правильно начать ее с экскурсии в библиотеку. Работники библиотеки проведут беседу, учащиеся познакомятся с правилами внутреннего распорядка. Важно обратить внимание на сохранность книг, на спокойный доброжелательный тон общения библиотекаря с читателями, их взаимную вежливость. Всё это является подготовкой детей к разыгрыванию ролей в предстоящей игре.
Успешным является воздействие на детей с помощью театрализованных игр. Театр – один из самых доступных видов искусства для детей, помогающий решить многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные:
- с художественным образованием и воспитанием детей;
- формированием эстетического вкуса;
- нравственным воспитанием;
- развитием коммуникативных качеств личности;
- воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи;
- созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряжённости, решением конфликтных ситуаций через игру.
Театрализованная игра (творческая игра) как один из видов игр является эффективным средством в социализации ребенка. В процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения и участия в игре, которая имеет коллективный характер, создаются благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия. В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного поступка. Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации, то есть творческой активности ребёнка.
Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Не менее важно, что театрализованные игры развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Кроме того, театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театрализация, как вид организации досуга позволяет:
- увлечь ребенка добром, раздвинуть для него рамки постижения мира, привить ему умение слышать окружающих, желание делиться своими мыслями, развиваться и творить;
- выступает одним из способов адаптации ребенка к школьной среде;
- развить у детей психические процессы — воображение, речь, внимание, память, интеллект;
- театральные беседы и игры способны реализовать у детей потребности и индивидуальные возможности в развитии и самовыражении, а также раскрыть их творческий потенциал;
- развивать у детей познавательные интересы;
- раскрепоститься, способствует творческому преобразованию и раскрытию личности.
Исходя из представленных аргументов, театрализованная игра способствует развитию творческого потенциала младших школьников, совершенствованию личностных возможностей, приобщению к социокультурным и образовательным ценностям, удовлетворению индивидуальных интересов, развлечению, свободе мышления, решает многие нравственные задачи.
Литература:
- «Досуговая педагогика» Автор. Исаева И.Ю. Издательство. Флинта. Год. 2010
- Научно-методический журнал «Начальное образование». Статья «Организация досуга в начальной школе», автор З.А.Александрова воспитатель ГПД ГОУ «Центр образования № 118», г. Москва, журнал № 4, 2010г.
- Формирование личностных компетенций учащихся /Ф79 сост. Н.А.Кузнецова.- Волгоград: Учитель, 2014.
- Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. – М., 1999.
- Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. – Ярославль, 1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фольклор как средство развития творческого потенциала личности младшего школьника
В данной статье рассмотрены условия развития творческого потенциала личности младшего школьника. Применяемые в педагогике средства и методы, основывающиеся на фольклоре, в полной мере учитывают присущ...
Дидактическая игра – эффективное средство развития творческого потенциала младших школьников
Дидактическая играСтруктура дидактических игр,Дидактические игры способствуют развитию у детей психических процессов...
презентация "Речевые игры как средство развития творческого потенциала младших школьников с нарушениями речи"
Данный материал представлен в виде мастер-класса для учителей -логопедов образовательных учреждений....
Речевые игры как средство развития творческого потенциала младших школьников.
Мастер - класс показывает возможность использования речевых игр для развития творческого потенциала младших школьников с речевыми нарушениями на разных этапах коррекционной работы....
Проектная деятельность как средство развития творческого мышления школьников и их социализация.
Выступление на педсовете...
Проектная деятельность как средство развития творческого потенциала у обучающихся
В статье говорится о необходимости использования в работе метода проектов для развития обучающихся, в том числе и развитие у них творческого потенциала....
Технология ТРИЗ как средство развития творческого потенциала и коммуникативных способностей мл. школьников
Методику ТРИЗ можно назвать школой творческой личности, поскольку ее девиз - "творчество во всем": в постановке вопроса, в приемах его решения, в подаче материала. В ней нет методов в привыч...